Что изучает инженерная география
Инженерная география: какие изыскания требуются, чтобы провести трубопровод или начать бурение
Полтора столетия назад, когда появились первые нефте- и газопроводы, появились и первые, но вполне ожидаемые проблемы — в частности выбор трассы. На плоской равнине это не очень актуальный вопрос, но, к сожалению, месторождения нефти или газа зачастую располагаются далеко от потребителя или погрузочных терминалов, за полосой пересеченной местности или даже вообще за горами, реками или морями.
Трубопровод нельзя просто «бросить» на землю — необходимо учесть массу условий, связанных как с внешней средой, так и с техническими возможностями самой трубопроводной системы. Ошибки могут стоить очень дорого — или это может привести к разрушению трубопровода, или к постоянным дополнительным расходам, которые начнут буквально «съедать» прибыль.
По счастью, перед началом массового строительства трубопроводов в конце XIX века у инженеров уже был опыт прокладки железнодорожных магистралей. Трубопровод и железную дорогу объединяет то, что это линейные конструкции, которые не могут просто так сами переместиться даже на метр без нарушения режима своей нормальной работы.
Однако и здесь мы видим пример сочетание недостатков и достоинств: в случае нарушения полотна железной дороги можно избежать аварии с грузом, а вот в случае перекачки нефти розлива не избежать. Поскольку инженеры вопреки расхожему мнению никогда не относились пренебрежительно даже к маленьким розливам, они для первых более-менее длинных трубопроводов искали трассу столь же надежную, как и трассу для железной дороги, а зачастую просто прокладывали рядом, в полосе отчуждения. Так трубопровод оказывался одновременно и в зоне постоянного наблюдения.
Контроль за железной дорогой и магистральным трубопроводом ведется не только для предотвращения хищений. Специалисты смотрят не только на дорогу или трубу, но и на землю вокруг них. Это связано с тем, что земля лишь на неискушенный взгляд выглядит неподвижной и стабильной. Но в очень многих местах она периодически начинает содрогаться — например из-за землетрясения.
Но причиной разрушения трубопровода становится не собственно вибрация земли, а смешение отдельных ее частей, в результате чего возможны разрывы трубы. Еще более реальной опасностью являются оползни — массивные смещения грунта под действием силы тяжести. В истории известны примеры таких катастрофических оползней — в 2001 году оползень, вызванный землетрясением, разорвал главный магистральный нефтепровод в Эквадоре, в 2013 году в Китае причиной подобного оползня были многодневные дожди.
Чтобы избежать подобных явлений, инженерам приходится проводить перед строительством трубопровода сложные и специфические изыскания. Это не только доскональное изучение профиля нескольких вариантов будущей трассы, но и инженерно-геологических условий по всему ее протяжению. Специалисты-сейсмологи строят карты сейсмического районирования, то есть пытаются ответить на вопросы, какой силы будет землетрясение, какая частота его повторения и когда можно ожидать следующего.
Полученные данные уходят инженерам-геологам, исследующим образцы грунтов, по которым пройдет трубопровод. Они безжалостно трясут их, режут, сдвигают, подвергая всевозможным испытаниям, чтобы дать ответ на вопрос: что будет с этими грунтами в случае землетрясения, в случае многодневных дождей, наводнения или при строительстве крупных сооружений.
Гидрологи, изучающие воды суши, наблюдают за реками, озерами, болотами, через которые пойдет трасса трубопровода. Иногда разумнее обойти препятствие, но бывает, что прямой путь даже с учетом особый инженерных решений все равно экономичнее, чем петляние по поверхности земли.
Даже метеорологи участвуют в этой многогранной инженерной работе — от них ждут прогнозов на очень долгий период, они должны предупредить и геологов, и гидрологов о возможностях экстремальных дождей, засух или морозов. Взаимодействие наук исключительное — например, именно метеорологи могут предупредить о тенденции к росту числа осадков в летний период — в период предполагаемого срока эксплуатации трубопровода. Это означает, что грунты в основании трубопровода напитаются водой и станет возможной потеря ими прочности — они просто съедут в виде оползня. Опасность увеличится многократно, если произойдет даже слабое землетрясение.
Пока всевозможные геоспециалисты выбирают трассу, другие ученые разбираются с самими трубами. В специальных лабораториях проводятся экспериментальные исследования усталостной прочности и долговечности металла, из которого будут делаться трубы, а также самих труб уже в готовом виде.
Ученые-гидравлики, в свою очередь, изучают динамику движения продукта в трубе и разрабатывают математические модели движения нефти в нефтепроводе. Особое значение имеет скачкообразное изменение давления в нем, вызванное изменениями подачи нефти или закрытием вентилей. С учетом данных испытаний прочности самого нефтепровода, упругих свойств самой трубы на всем ее протяжении, температурных градиентов на разных участках. и еще многих других параметров строится итоговая расчетная модель поведения трубы в самых разных нормальных условиях ее эксплуатации и поведения в аварийной ситуации.
Если требуется прокладка трубопровода по дну моря, то задача еще более усложняется. К работе подключаются океанографы, морские инженеры-геологи, гляциологи. Трубопроводом заняты и спутники, и батискафы. Во второй половине прошлого века люди стали обращать внимание на экологические последствия розливов нефти. Поэтому сейчас наряду с конструкторами и геологами в проектировании трубопроводов принимают участие и экологи. Так, казалось бы, простая задача — протянуть трубу из пункта «А» в пункт «В» — стала одной из самых наукоемких отраслей строительства.
помогите с домашкой по географии, плиииз!
Физи́ческая геогра́фия — система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и ее структурных частей — природно-территориальных комплексов и их компонентов, для целей научного обоснования территориального размещения общества, рационального природопользования и географического прогноза. Физическая география является частью географии и естествознания.
Физическая география делится на следующие разделы:
общее землеведение, изучающее общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли и ее крупных структурных частей;
ландшафтоведение, изучающее природные геосистемы регионально-локального ранга.
К физической географии частично относится группа физико-географических наук, изучающих отдельные компоненты природной среды:
палеогеография,
геоморфология,
климатология,
гидрология суши,
океанология,
гляциология,
геокриология,
география почв,
биогеография.
Физическая география связана также с картографией и с экономической географией.
Экономи́ческая геогра́фия — общественно-географическая наука, изучающая территориальную организацию экономической жизни общества, законы и закономерности его развития.
Подразделяется на географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли и т. д. Часто (особенно, в работах российских авторов) понятие используется для обозначения всей социально-экономической географии и противопоставляется физической географии.
К экономической относится : демография, медицинская география, военная, историческая, инженерная, картография и др.
К физической географии относятся: геоморфология, климатология, океанология, биогеогафия, геология
.
ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
В ИГ она реализуется путем решения комплекса более частных, конкретных задач.
Прогресс и процветание человечества немыслимы без интенсивной эксплуатации ПС.
Природа должна быть сохранена во имя процветания человечества, но
Соединить эти две противодействующие реальности можно лишь при условии жесткого научного контроля взаимодействия общества и среды.
Ø Под научным контролем взаимодействия природы и общества подразумевается и эксплуатация естественных ресурсов, но в разумных пределах, и охрана природы, и активное вмешательство человека в природные процессы с целью улучшения и обогащения ПС, а также защиты человека от неблагоприятных воздействий природной среды.
Сказанное выше является общей задачей для многих научных дисциплин (экологии, природопользования и.д.), в том числе, и ИГ.
Задача 1.Проведение экологической, геоэкологической и географической экспертиз при намерении любого антропогенно-техногенного вмешательства в природную сферу.
Задача 2.Осуществление постоянного или периодического мониторинга взаимоотношений ПС с любым типом хозяйственной деятельности.
Ø Такой мониторинг необходим, чтобы определить направленность развития указанных взаимодействий.
Задача 3.Обеспечение географического и экологического прогнозов функционирования новых ПАС (природно-антропогенных систем) и ПХС (природно-хозяйственных систем).
Ø Такие прогнозы должны предсказывать предельный срок безопасного функционирования новой ПХС, а в случае возможных неблагоприятных ситуаций — рекомендовать экстренные предупредительные меры.
Для решения задач ИГ используются знания и методы исследования, разработанные в процессе развития как разнообразных географических, так и геологических дисциплин.
Взаимосвязь между географией и геологией в различных инженерно-георафических аспектах можно продемонстрировать следующими примерами.
1.В основе любых инженерно-геологических и инженерно-географических решений содержатся данные о так называемых литогенетических особенностях ландшафтов,
Ø которые в основном определяются составом и структурно-текстурными особенностями грунтов, т. е. почв и выходящих к поверхности горных пород,
Ø а также характером экзогенных и геодинамических процессов.
Все эти факторы обусловливают физические и физико-механические свойства грунтов, определяющих их устойчивость и несущую способность.
Они подробно рассматриваются в курсах инженерной геологии и грунтоведения.
2.Состав и структурно-текстурные характеристики грунтов, наряду с климатом и неотектоникой, характером эрозионных процессов определяют морфометрические особенности рельефа:
Ø относительную и абсолютную высоту,
Ø степень расчлененности,
Ø углы наклона склонов.
Все эти особенности также являются решающими параметрами для любого вида строительства:
Ø водохозяйственного и др.
Литогенетические и морфометрические характеристики обусловливают в совокупности литоморфогенную устойчивость конкретных ПЛ, которая является главным показателем при освоении любых территорий и учитывается при так называемом нормативном и индикационном подходах.
3.От минерального и химического состава выходящих на поверхность горных пород во многом зависят плодородие почв и комплекс агротехнических мероприятий, особенно в районах неорошаемого земледелия.
Ø Так, например, почвы на кварцевых и полимиктовых (Породы, обломочный материал которых состоит из различных горных пород или минералов (магматических, метаморфических и осадочных).) песках обладают разной продуктивностью, что и определяет в первом случае необходимость внесения различных и в значительных количествах — кальциевых, азотных, фосфатных и других удобрений.
4. Многие геологические образования — галька, щебень, гравий, песок, глины, кремнистые, карбонатные, магматические и ряд других пород используется в качестве строительных материалов при сооружении:
Ø запруд для плотин,
Ø фундаментов и облицовке зданий различного назначения,
Ø памятников, надгробий,
Ø для приготовления кирпича,
Ø различных марок бетона и т.д.
Ø Многим известны районы нового Еревана, где дома построены из розового туфа.
Ø В Керчи для этих же целей применяется ракушняк
Ø В Петербурга чрезвычайно широко использованы различные сорта природного камни — плитчатый известняк, мрамор, различные виды гранита, тальково-хлоритовый сланец и др.
При сооружении насыпей дорог, промышленных объектов и зданий различного назначения в первую очередь преобразуется рельеф соответствующих территорий.
С сооружением искусственных покрытий дорог, аэродромов, площадей меняется и микроклимат, нарушается водообмен, изменяется уровень грунтовых вод.
5. Геолого-разведочные работы, и особенно карьерные и подземные выработки, создают специфические горно-промышленные ПХС. При этом происходит коренное преобразование всех естественных компонентов ландшафтов:
Ø уровня и режима грунтовых вод,
Ø почв, растительных и животных сообществ,
Ø химического состава грунтовых и поверхностных вод,
Инженерная география
Оползневые явления хотя и приурочены к локальным зонам, но их развитие — результат определенного сочетания природных условий, характерных не только для этих зон, но и для прилегающих к ним территорий. Дополнительные воздействия антропогенного характера, как правило, лишь усугубляют развитие оползневого процесса, вызванного природной обстановкой. Противооползневые сооружения поэтому могут изменить сложившееся природное равновесие не только в зоне развития процесса, но и на обширных прилегающих территориях. В частности, наиболее ощутимы изменения водного баланса, вызванные упорядочением поверхностного и подземного стоков, активным вмешательством в режим рек. Негативные последствия этих преобразований учитывают при проведении инженерной подготовки.
Нельзя не учитывать то обстоятельство, что оползневые явления играют определенную роль в непрерывно происходящем естественном процессе эволюции ландшафта, С этой точки зрения оползневой процесс можно рассматривать как движение от неустойчивого состояния оползневых масс к устойчивому, где в форме стабилизированного склона достигается равновесие сил.
Таким образом, всякое вмешательство в природные процессы следует оценивать не только с позиций градостроительной целесообразности, но и экологических последствий этого вмешательства. Здесь, как и при любом преобразовании природной среды, универсальным является принцип комплексного подхода к вопросам охраны среды и рационального использования природных ресурсов.
Инженерная география
Что же является объектом исследований инженерной географии? Как и физическая география ИГ изучает природные и природно-хозяйственные геосистемы различной размерности, выделившиеся в географической оболочке, а также их отдельные свойства и параметры. Однако она изучает их как объекты и среду конструктивной хозяйственной деятельности человека в природе.
Предметы исследований ИГ — это инженерные свойства природной среды, взаимодействия хозяйственных структур и деятельности человека с природой, предотвращение нежелательных последствий этих взаимодействий, организационная структура и динамика ТПХС, их оптимизация, территориальное планирование, проектирование и конструирование эффективных и экологически безопасных, устойчивых ТПХС, методы и пути преодоления или смягчения экологических кризисов и предотвращения катастроф, повышение устойчивости ландшафтов к антропогенным воздействиям, прикладное районирование. Практически предметами исследования ИГ обычно становятся свойства и параметры природной и хозяйственной подсистем, определяющие экономическую эффективность, экологическую безопасность и устойчивость ТПХС в окружающей среде.
Соответственно в задачи инженерной географии входят:
— анализ региональных свойств природной среды (ПС) и разработка рекомендаций по геоэкологически и экономически оптимальному размещению и организации ТПХС и инженерных объектов;
— геоэкологическое обоснование проектов использования разных технологий производства, защитных механизмов и комплекса природных ресурсов, позволяющих в определенных регионах функционировать ТПХС эффективно и длительное время, без серьезных ущербов для природы и здоровья населения;
— разработка геоэкологических рекомендаций по восстановлению и сохранению природных экосистем и ресурсов;
— прогнозирование, предотвращение или смягчение хозяйственных и экологических последствий от опасных природных процессов и явлений;
— районирование и зонирование территорий по эколого-экономической предпочтительности развития тех или иных видов хозяйственной деятельности (территориальная организация и оптимизация проектов ТПХС).
То есть предметами исследований ИГ сейчас становятся свойства и структура все более сложных и масштабных ТПХС (горно-добывающие, энергетические, сельскохозяйственные, рекреационные и другие), а также свойства природных систем, способные влиять на безопасность функционирования геотехнических систем в ОС. В связи с усложнением, удорожанием и масштабами производств, последствия от возможных на них аварий становятся все более значимыми. Поэтому больше внимание уделяется сейчас неблагоприятным и опасным свойствам и явлениям ОС (ураганы, наводнения, сели, засухи, землетрясения, карст, просадки грунта, мерзлота, пожары и др.).
— изучение воздействий свойств природной среды на устойчивость и функционирование хозяйственных систем и объектов (влияние природных условий на устойчивость зданий и т. д.);
— воздействие природно-хозяйственных систем и инженерных сооружений на окружающую среду;
— оценки этих взаимодействий (экологические, технологические, экономические);
— разработка геоэкологических рекомендаций по смягчению или предотвращению негативных последствий от взаимодействий и их оптимизация.
Важными направлениями инженерно-географических исследований являются региональные экономическо-технологические и экологические оценки природной среды для развития определенных видов хозяйственной деятельности в регионах, а также проектирование организационной структуры ТПХС (региональное планирование, районные планировки, экопаспортизация территорий, функциональное зонирование, территориальное ландшафтно-экологическое проектирование).
Место инженерной географии в системе других наук
Современная ИГ базируясь на физической географии формируется на ее стыке и взаимодействии с практикой и другими науками
1. ИГ прежде всего тесно взаимодействует и объединяет все прикладные инженерные направления комнонентных разделов географии (климатологии, геоморфологии, гидрологии, гляцио- и криолитологии, биогеографии и почвоведения). Анализируя литогенную основу как компонент географической оболочки, инженерная география тесно контактирует с инженерной геологией и геоморфологией.
2. Изучая взаимодействия хозяйственных объектов и геоэкосистем, ИГ обогащается теоретико-методологическими и практическими наработками экологии, биогеографии и биологии.
3. Изучая воздействие природных процессов и явлений на устойчивость инженерных сооружений и технологических циклов, а также разрабатывая защитные мероприятия на хозяйственные обьекты и в природе, предметами ИГ исследований становятся технологические процессы и экономико-географические оценки. Таким образом она взаимодействует с экономической географией и различными техническими дисциплинами.
С экономической географией ее объединяет и обоснование территориального развития хозяйственной деятельности в регионах, создание устойчиво функционирующих экономически эффективных и экологически безопасных ТПХС.
4. Ландшафтное планирование и проектирование населенных пунктов и садово-парковых комплексов, учитывающие кроме природно-хозяйственных особенностей территории, традиции и обычаи местного населения, связывает ИГ с архитектурой, искусством и культурой народов.
История и предпосылки развития инженерной географии
Историю зарождения ИГ исследований можно проследить с глубокой древности. Выбор местности для строительства городов и их оборонительных сооружений, портов, плотин, мельниц, каналов, защитных дамб, мелиоративные мероприятия требовали ИГ исследований и оценок природных и хозяйственных особенностей территорий. География, как любая другая наука, одной из обязательных предпосылок своего развития должна иметь социальный заказ общества на те или иные прикладные исследования. Именно эта предпосылка часто служит толчком для зарождения новых разделов и направлений развития науки.
Зарождение ИГ, как особого научно-прикладного географического направления, пожалуй можно связать с экспедиционными исследованиями В.В. Докучаева и его учеников (Г.Ф.Морозова, Г.Н.Высоцкого и др) в конце XIX — начале XX веков. Они были ориентированы на разработки геоэкологических рекомендаций по борьбе с засухами и другими неблагоприятными явлениями в черноземных областях ЕТС. Кроме того большие наработки в этой области просматриваются в материалах исследований. связанных с переходом экономики России на плановые начала в послереволюционный период. Идейный заказ или ориентир на широкомасштабное, целенаправленное преобразование природы во имя процветания страны и общества в СССР явился социально-экономической предпосылкой для активного развития ИГ в 20 — 80 гг. XX века. Исследования велись по Государственным программам электрификации России (ГОЭЛРО) и борьбы с засухами в степном Заволжье. Здесь, путем обводнительных мелиораций и создания Государственных и местных ветроломных и противоэрозионных лесных полос, планировалось получать устойчивые, высокие урожаи зерновых. Тем самым, планировалось покончить с регулярно повторяющимися с XIX века засухами, катастрофическими неурожаями и голодом. Проектировались экономико-географические региональные модели оптимизации использования природно-хозяйственного потенциала территорий на основе ТПК. Однако как самостоятельный раздел географии ИГ выделилась и начала активно развиваться сравнительно недавно (1950-1985 гг.).
В качестве других естественных предпосылок ее выделения и активного развития, видимо, следует считать высокий уровень развития прикладных направлений в смежных отраслевых географических науках (прикладная строительная климатология, прикладная гидрология, инженерная геоморфология и др.), в геологии и экологии, а также новое осмысление и развитие геоэкосистемной парадигмы физической географии и ландшафтоведения.
Социальными предпосылками развития ИГ стали масштабность хозяйственной деятельности, сложность, размеры, стоимость и опасность современного промышленного производства и градостроительства. Их побочные воздействия на окружающую среду, а тем более аварии из-за неблагоприятных природных и технологических факторов, ведут к росту социально-экономических и экологических ущербов. Для снижения вероятности и величины ущербов требуются все более глубокие, комплексные инженерно-географические исследования факторов природной и хозяйственной среды в районах планируемой антропогенной активности.
1.1. СУЩНОСТЬ ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОГРАФИИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инженерная география — молодая научная и учебная дисциплина, формирующаяся в пределах прикладной (конструктивной) географии. Хотя проблемы, которые призвана решать эта наука, не новы и разрабатываются не одно столетие, они разбросаны по разным научным дисциплинам и направлениям, требуется объединение и синтез накопленных знаний.
Существуют и другие подходы к определению содержания инженерной географии, которые обобщённо можно представить в следующем виде:
• прикладная комплексная область знаний об оптимальном приспособлении хозяйства (от территориально-производственных комплексов до отдельных сооружений) к природным условиям, прежде всего к неблагоприятным и опасным явлениям, которая базируется на результатах отраслевых наук о Земле и социально-экономических наук;
• новый подход в изучении географических процессов, предпринимаемый в интересах рационального природопользования при проектировании геотехнических систем разных рангов и масштабов;
• решает проблему: что надо конкретно делать при осуществлении того или иного инженерного проекта, используя географическую среду для создания новых обстановок с наперёд заданными свойствами;
• изучает природно-технологические комплексы с целью установления тех или иных закономерных изменений географической среды, вызванных различными видами технологических воздействий; неотъемлемой частью подобного анализа, проводимого в целях более широкого географического прогноза, является прогноз частных изменений окружающей среды, вызванных технологическими процессами; в целом здесь анализируется взаимосвязь: человек – техника – географическая среда;
• исследование взаимодействий инженерных сооружений с окружающей средой, с прогнозной оценкой их на перспективу;
• занимается разработкой территориальной организации природы и общества и моделирует её в различных условиях, анализирует конструирование природно-хозяйственных систем с наперёд заданными функциями и устанавливает наиболее оптимальные адаптации хозяйственной деятельности людей и природы; она понимается как исследование механизмов взаимоотношений природы и общества при конструировании природно-хозяйственных геосистем.
Оценивая практическое значение инженерно-географических исследований, можно сделать вывод, что они определяют выбор мероприятий, обеспечивающих нормальную, экологически безопасную
эксплуатацию инженерных сооружений и геотехнических систем, а также являются основой для построения прогноза трансформации природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека и путей предотвращения нежелательных последствий.
В настоящее время наиболее значимыми задачами и проблемами инженерной географии, по мнению Ю.П. Селиверстова (1988), являются:
• выделение и классификация природно-технических, или природно-техногенных, геосистем и составляющих их элементов (преобразованных природных, вновь созданных из природных и искусственных);
• исследование инженерной трансформации этих систем, их элементов и форм, а также отдельных сочетаний;
• изучение современных антропрогенизированных (трансформированных) природных процессов и создаваемых ими явлений, а также аналогичных вновь создаваемых техногенных феноменов, особенно в областях активного действия опасных природных явлений;
• выяснение значения конкретных особенностей функционирования геосистем для эксплуатации инженерных сооружений той или иной специализации; разработка рационального размещения производства в зависимости от природной среды (географической поясности, зональности и локальных черт);
• исследование общих закономерностей взаимодействий инженерных сооружений разной формы и размерности на окружающую среду и определение оптимальных объемов контактов; определение предельно допустимых нагрузок на природу с учетом общих и региональных особенностей природной среды;
• разработка методики исследований взаимодействия инженерных сооружений с географической средой; усовершенствование методов специального картирования и систематического наблюдения (мониторинга) за изменением компонентов природы, их строения, функционирования, моделирующих экзогенных и возбужденных эндогенных процессов, а также за преобразованием инженерных объектов техногенными проявлениями;
• выработка критериев оценки природной среды (ландшафта, территории) и протекающих в ней процессов с инженерной точки зрения, установление параметрических характеристик элементов природы, пригодных для использования в технических расчетах;
• создание концепции комплексной рекультивации природы в зонах воздействий техногенных или инженерных преобразований – подбор наиболее рационального техногенного рельефа, поиск растительных форм, приспособленных к нарушенному почвенному покрову или к его отсутствию, а также к вновь созданным искусственным (антропогенным) образованиям типа строительного мусора, отходов промышленного производства и т. п., определение функциональных черт воссоздаваемых ландшафтов и т.
• поиск наиболее рациональных условий складирования и захоронения производственных и бытовых отходов различной степени зараженности с минимальным ущербом для природы;
• исследование историко-географических и палеогеографических аспектов для выяснения тенденций естественного развития природной среды с целью всестороннего учета их при инженерном вмешательстве;
• разработка моделей функционирования природной среды в условиях воздействия того или иного техногенного (инженерного) объекта с целью прогнозирования поведения геосистемы и принятия мер для рационального использования осваиваемых территорий;
• исследование новообразованных искусственных техногенных явлений и вновь возникающих в природе различных антропогенных и техногенных процессов, связанных с функционированием инженерных сооружений и комплексов разного масштаба; предвидение и обоснование возможных обратимых или необратимых изменений природы и защитных мероприятий.
В связи со спецификой разных типов инженерных сооружений и особенностями территориальных объектов инженерного воздействия в общей инженерной географии будут возникать дисциплины более узкой направленности (инженерная география городов, отдельных регионов, горных стран, бассейнов рек и речных систем, водохранилищ и др.).
В настоящее время в основном сформировалась структура инженерной географии. Наиболее разработаны и созданы методологические основы таких составляющих её частей, как инженерная геоморфология, инженерная гидрология, конструктивная география рек, инженерная лимнология, инженерная экология, инженерная геология и др. Иногда слово «инженерная» заменяется другими, более конкретными понятиями: мелиоративная, агротехническая, гидротехническая и некоторыми другими. В большинстве случаев речь идет о более узкой направленности инженерно-географических исследований и сформировавшихся направлениях в пределах этой науки.
Важнейшими инструментами инженерной географии являются географическое прогнозирование, географическая экспертиза проектов и схем, географическое районирование. Общий процесс инженерно-географического исследования территории можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).
1. Определение инженерной географии как науки и учебной дисциплины.
2. Основные задачи инженерной географии и подходы к их решению.
3. Этапы процесса инженерно-географических исследований.