Что значит религиозный фанатик

Фанатизм (религиозный)

Фанати́зм — рев­ность не по разуму ( Рим. 10:2 ), в основе кото­рой — вера без любви и рас­суж­де­ния. В пат­ри­стике в этом смысле обычно упо­треб­ля­ется выра­же­ние рев­ность не по разуму, осно­ван­ное на словах Апо­стола Павла ( Рим.10:2 ).

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин):
Слово «фана­тик» теперь стало упо­треб­ляться где и как попало. На самом деле, фана­тик – медиум ложной идеи, кото­рую он при­ни­мает без рас­суж­де­ния и оценки через раз­го­ря­чен­ное вооб­ра­же­ние и веру в самого себя. Фана­тизм – это при­тя­за­ние на особую нрав­ствен­ную эли­тар­ность и неже­ла­ние понять дру­гого.

Термин рели­ги­оз­ный фана­тизм, наряду с прямым смыс­лом, часто исполь­зу­ется:

Что такое фана­тизм? Кого можно назвать фана­ти­ком?

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Фана­ти­ками (лат. fanaticus – исступ­лен­ный; свя­зано с корнем fanum – капище) в древ­но­сти назы­вали слу­жи­те­лей язы­че­ских куль­тов, дей­ствия кото­рых часто сопро­вож­да­лись про­яв­ле­нием неистов­ства. В 3‑й книге Царств содер­жится рас­сказ, как жрецы Ваала отправ­ляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, кото­рый дан был им, и при­го­то­вили, и при­зы­вали имя Ваала от утра до полу­дня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И ска­кали они у жерт­вен­ника, кото­рый сде­лали. И стали они кри­чать гром­ким голо­сом, и кололи себя по своему обык­но­ве­нию ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ( 3Цар. 18:26,28 ).

Святые отцы не при­ме­няли к хри­сти­а­нам этот термин, как гене­ти­че­ски чуждый нача­лам хри­сти­ан­ской веры и име­ю­щий опре­де­лен­ную семан­ти­че­скую обу­слов­лен­ность. Раз­лич­ным укло­не­ниям от здо­ро­вой хри­сти­ан­ской веры они всегда давали точные назва­ния. Часто в пат­ри­стике упо­треб­ля­ется выра­же­ние рев­ность не по разуму, нера­зум­ная рев­ность. «О всяком деле, если дела­ешь оное без раз­мыш­ле­ния и иссле­до­ва­ния, знай, что оно суетно, хотя и бла­го­при­лично, потому что Бог вме­няет правду по рас­су­ди­тель­но­сти, а не по дей­ство­ва­нию нерас­су­ди­тель­ному» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. Слово 89. О вреде нера­зум­ной рев­но­сти, при­кры­ва­ю­щейся личи­ною рев­но­сти Боже­ствен­ной, и о помощи, какая бывает от кро­то­сти и других нрав­ствен­ных качеств).

При­чины рев­но­сти не по разуму бывают разные: гор­дость, тще­сла­вие, само­мне­ние. Особо опасно такое нера­зум­ное рвение, когда ее питает демон­ская лесть: «Так, иного научает он жестоко изну­рять тело свое постом, биче­ва­нием, спа­нием на голой земле и дру­гими подоб­ными озлоб­ле­ни­ями плоти для того, чтобы он или впал в гор­дыню, воз­меч­тав, что вели­кие совер­шает дела» (Преп. Нико­дим Свя­то­го­рец. Неви­ди­мая брань. Гл. 44).

Святые отцы пишут также о раз­ру­ши­тель­ных послед­ствиях подоб­ных укло­не­ний от здо­ро­вой хри­сти­ан­ской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир при­но­сит. И рев­ность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем состра­да­тельна, даже и к тем, кои нару­шают правду. Посему ура­зу­ме­ете, что раз­жи­гав­шая вас лютость рети­вая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и рас­па­лил его так неесте­ственно…» (Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Письма к разным лицам о пред­ме­тах веры).

Слово фана­тизм стало активно при­ме­няться с XIX века людьми неве­ру­ю­щими и либе­рально настро­ен­ными хри­сти­а­нами, отпав­шими от мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции, против тех, чья рели­ги­оз­ность не огра­ни­чи­ва­ется холод­ным испол­не­нием обря­дов. В 20 веке в ате­и­сти­че­ском лек­си­коне оно стало одно из самых упо­тре­би­тель­ных поня­тий. Неопре­де­лен­ное и рас­плыв­ча­тое по смыслу, оно ока­за­лось очень удоб­ным в эпоху мас­со­вого неве­рия для осуж­де­ния всякой рели­ги­оз­ной актив­но­сти, не укла­ды­ва­ю­щейся в рамки при­выч­ного созна­ния. Стоит чело­веку, кото­рый три-четыре раза в год захо­дит в храм (полу­чить кре­щен­скую воду, освя­тить кулич и поста­вить свечку, когда на работе непри­ят­ность), начать посе­щать цер­ковь каждый месяц, зна­ко­мые начи­нают гово­рить, что он стал фана­ти­ком…

Свя­щен­ное Писа­ние научает нас с вели­кой ответ­ствен­но­стью отно­сится к слову. «Не оди­на­ко­вое слово ска­жешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближ­него твоего. Потому и ска­зано: слово ваше да бывает всегда во бла­го­дати, солию рас­тво­рено ( Кол. 4:6 ) (Св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский. Моя жизнь во Христе).

Рели­ги­оз­ный фана­тизм

игумен Игна­тий (Душеин)

Рели­ги­оз­ный фана­тизм. Еще недавно это поня­тие ассо­ци­и­ро­ва­лось лишь со школь­ным курсом исто­рии времен СССР. Но что-то изме­ни­лось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь сло­вами “экс­тре­мизм”, “фана­тизм”, “фун­да­мен­та­лизм” пест­рят все газеты, а каждый второй поли­тик гово­рит о “тер­пи­мо­сти” и “толе­рант­но­сти”.

Однако очень часто одни и те же поня­тия для разных людей могут озна­чать совсем разные вещи. Что же такое рели­ги­оз­ный фана­тизм?

Для нере­ли­ги­оз­ного чело­века про­яв­ле­нием рели­ги­оз­ного фана­тизма может казаться любое про­яв­ле­ние рели­ги­оз­но­сти вообще. Пошел в Цер­ковь и стал соблю­дать посты – фана­тик; гово­рит о том, что аборты – грех – экс­тре­мист; ну а если помя­нул добрым словом Цар­скую Россию – то просто вели­ко­дер­жав­ный шови­нист.

Таким обра­зом, для людей нецер­ков­ных поня­тия “веру­ю­щий” и “фана­тик” прак­ти­че­ски тож­де­ственны. Напро­тив, для пра­во­слав­ного чело­века обви­не­ние в фана­тизме звучит по мень­шей мере оскор­би­тельно.

Что озна­чает само слово “фана­тизм”? “Фана­ти­кос” – с латин­ского пере­во­дится как “исступ­лен­ный”. Вос­пи­тан­ные на запад­ных филь­мах совре­мен­ные рос­си­яне именно такими и пред­став­ляют веру­ю­щих – нетер­пи­мыми, исступ­лен­ными, запо­стив­ши­мися, с горя­щими от нездо­ро­вого экс­таза гла­зами.

Однако подоб­ное состо­я­ние с точки зрения пра­во­слав­ной аске­тики может оце­ни­ваться только отри­ца­тельно. Пра­во­сла­вие – вообще рели­гия трез­во­сти. Трез­во­сти духов­ной. Оно не зовет чело­века к воз­вы­шен­ным духов­ным состо­я­ниям, не при­гла­шает взле­тать с помо­щью вооб­ра­же­ния или эмоций в заоб­лач­ные дали для обще­ния с ангель­скими чинами и ликами святых угод­ни­ков. Напро­тив, от таких “поле­тов” оно кате­го­ри­че­ски предо­сте­ре­гает.

Пра­во­сла­вие всего лишь пред­ла­гает чело­веку трезво, без розо­вых очков взгля­нуть на себя. При­смот­реться вни­ма­тельно к тому, что внутри, в сердце. Уви­деть то, что там реально про­ис­хо­дит.

Фана­тизм совер­шенно чужд, про­ти­во­есте­стве­нен нор­маль­ной пра­во­слав­ной духов­но­сти. В Пра­во­сла­вии есть поня­тие о “рев­но­сти по Боге”. Пример людей, про­лив­ших свою кровь за веру – муче­ни­ков – всегда был и оста­ется славой и похва­лой Церкви. Не есть ли это про­яв­ле­ния фана­тизма?

Ведь во всех наро­дах и во все вре­мена про­слав­ля­лись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближ­него. Да и вообще, если у чело­века в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это озна­чает лишь то, что он еще не воз­вы­сился над уров­нем только живот­ного состо­я­ния.

Для хри­сти­а­нина непри­ем­лема сама мысль о наси­лии над чужой сво­бо­дой. Это орга­ни­че­ски выте­кает из хри­сти­ан­ского учения о Боге: Бог Сам по отно­ше­нию к людям не допус­кает со Своей сто­роны ника­кого наси­лия. Хри­сти­а­нин будет защи­щать свою сво­боду, в том числе и с ору­жием, но он нико­гда не будет пося­гать на сво­боду дру­гого. Фана­тизм же как раз и стре­мится путем наси­лия утвер­дить во всем мире свои “истины” 1.

Фана­тизм рав­но­ду­шен к духов­ному совер­шен­ство­ва­нию чело­века, его цели нахо­дятся в этом, “земном” изме­ре­нии. Совсем не то в Пра­во­сла­вии. Духов­ная жизнь пра­во­слав­ного чело­века вся направ­лена внутрь себя. Хри­сти­а­нин все свои про­блемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глу­бине сер­деч­ной, под зава­лами грехов и стра­стей скрыто то сокро­вище – Цар­ство Божие – ценнее кото­рого нет ничего в мире. В этом глав­ное отли­чие “рели­ги­оз­ного рвения”, “духов­ной рев­но­сти” от фана­тизма.

Это не озна­чает, что все про­ис­хо­дя­щее вокруг абсо­лютно не бес­по­коит пра­во­слав­ных. Просто глав­ный фронт борьбы за спа­се­ние души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апо­стол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной” 3. А духи злобы не угро­жают нам авто­ма­тами или “поя­сами шахи­дов”, они вры­ва­ются в наши сердца вместе с гневом, нена­ви­стью, гор­до­стью, похо­тью, алч­но­стью, дру­гими стра­стями.

Там, где теря­ется пра­виль­ный вектор духов­ной брани, и начи­на­ется борьба не с духами злобы, не с соб­ствен­ными стра­стями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и воз­можно воз­ник­но­ве­ние рели­ги­оз­ного фана­тизма.

Воз­можны ли такие явле­ния в Хри­сти­ан­стве? При нор­маль­ной духов­ной жизни – нет. При ее иска­же­нии – да. Именно поэтому исто­ри­че­ские при­меры рели­ги­оз­ного фана­тизма мы нахо­дим не только в иных рели­гиях, но и во многих хри­сти­ан­ских сооб­ще­ствах, отпав­ших от пол­ноты Пра­во­слав­ной Церкви.

Ислам, заро­див­шись в Аравии, огнем и мечем поко­рил пол мира. Като­ли­цизм пытался утвер­дить свое гос­под­ство с помо­щью кре­сто­вых похо­дов. Про­те­станты, коло­ни­зи­руя Аме­рику, осу­ществ­ляли гено­цид тузем­ного насе­ле­ния. Раз­лич­ные секты часто устра­и­вали кро­ва­вые рас­правы над теми, кто не спешил искать спа­се­ния души у их лиде­ров 4.

Когда хотят обви­нить пра­во­слав­ных в фана­тизме, то обычно вспо­ми­нают ста­ро­об­ряд­че­ский раскол XVII-го века. Дей­стви­тельно, тра­ги­че­ские собы­тия, свя­зан­ные с рас­ко­лом, про­изо­шли не без вины высших иерар­хов. Но можно ли рас­смат­ри­вать ста­ро­об­ряд­че­ский раскол как явле­ние орга­ни­че­ски харак­тер­ное для Пра­во­сла­вия? Скорее наобо­рот. Отсут­ствие эле­мен­тар­ного духов­ного обра­зо­ва­ния у народа, излиш­нее обря­до­ве­рие, при­стра­стие к мерт­вой букве и к пре­да­ниям чело­ве­че­ским – все это иска­же­ния, а не нор­маль­ное состо­я­ние Церкви. А ведь именно это послу­жило при­чи­ной рас­кола. Репрес­сии против ста­ро­об­ряд­цев осу­ществ­ляло пра­ви­тель­ство, а не Цер­ковь. Доста­точно вспом­нить, что про­то­попа Авва­кума каз­нили тогда, когда сам пат­ри­арх Никон уже был низ­ло­жен и сослан. Пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­че­ства было вопро­сом акту­аль­ным для госу­дар­ства, и именно под его дав­ле­нием цер­ков­ная иерар­хия их оправ­ды­вала. Цер­ков­ные же пре­ще­ния на рас­коль­ни­ков были нало­жены не Рос­сий­скими епи­ско­пами, а Восточ­ными Пат­ри­ар­хами.

Как уже было ска­зано, фана­тизм для Пра­во­сла­вия не харак­те­рен вообще. Он воз­ни­кает в резуль­тате непра­виль­ной духов­ной жизни. В сектах же, где о пра­виль­ной духов­ной жизни не может быть и речи, для фана­тизма самая пита­тель­ная среда. Не ушли еще из памяти газо­вые атаки адеп­тов “АУМ Син­рике”, воин­ствен­ные при­зывы “Белых бра­тьев”, регу­лярно появ­ля­ются в прессе сооб­ще­ния о пре­ступ­ле­ниях сата­ни­стов.

Только пра­виль­ные духов­ные ори­ен­тиры, пра­виль­ная духов­ная жизнь, могут убе­речь чело­века от фана­тизма. И Пра­во­слав­ная Цер­ковь пред­ла­гает сред­ства, спо­соб­ные убе­речь обще­ство от опас­но­сти эска­ла­ции рели­ги­оз­ного экс­тре­мизма.

“Вы – соль земли 6”, – сказал Гос­подь апо­сто­лам, пер­во­на­чально состав­ляв­шим Цер­ковь. Цер­ковь – соль земли. Что такое соль? Первый из извест­ных людям кон­сер­ван­тов. То, что пре­пят­ствует гни­е­нию. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явствен­нее запах тления. Без Церкви мир про­тух­нет, рас­тлится в своих без­за­ко­ниях. Одно из след­ствий духов­ного гни­е­ния – фана­тизм, и только Цер­ковь может без ОМОНа и Спец­наза про­ти­во­сто­ять ему.

Источник

Фанатизм: что это такое, признаки, примеры, причины, минусы

Что значит религиозный фанатик

Термин «фанатизм» известен уже очень давно, история его появления тесно связана с религией. В общественных отношениях он укрепился до XVII века. Через несколько веков значение термина значительно изменилось, стало шире. Сегодня категория «фанатизм» уже связана не только с религией, но и с прочими сферами, в которых люди демонстрируют черты характера, присущие для фанатика.

Что такое фанатизм?

Фанатизм – бессознательное следование определенным убеждениям, радикальное выполнение конкретных идей, которое подразумевает отсутствие терпения в отношении остальных идей, их носителей.

В настоящее время понятия «фанатизм» несет ярко выраженный отрицательный смысл. Однако в некоторых случаях фанатическое поведение может иметь положительный контекст. Например, учитель фанатично предан своей работе, готов ради нее пожертвовать собственными интересами, личной жизнью. Но всё же под фанатизмом в подавляющем большинстве случаев понимают негативное явление. В качестве примеров можно привести асоциальное поведение футбольных фанатов, их вандализм в общественных местах, причиной которого становится именно фанатизм.

Термин «фанатизм» возник от латинского слова «фанум». Оно переводится, как «храм», «священное место». В прошлом религия пользовалась большим авторитетом, а религиозный страх был опорой каждой сильной власти.

В медицинской классификации фанатизм не считается психическим заболеванием. Однако у фанатика могут быть патологии. Фанатизм может стать признаком определенной психической болезни. Например, шизофрении.

Признаки фанатизма

У категории «фанатизм» нет общего типового определения. Но существуют некоторые черты характера, которые соответствуют фанатику:

Примеры фанатизма

Сегодня можно назвать множество примеров фанатизма. Рассмотрим самые распространенных из них:

1. Спортивный фанатизм. Спортивный фанатик – человек, к которому общественность относится нормально. Армия больших любителей футбола посещает различные города и даже другие государства для поддержки своей команды. Однако, после завершения матча может возникнуть драка, инициаторами которой становятся фанаты. Сегодня в обществе подобное поведение получило название фан-движение. Можно назвать несколько основных признаков, отличающих фаната от простого болельщика:

2. Религиозный фанатизм. Для таких фанатиков религия представляет собой культ. Они полностью отрицают прочие вероисповедания. Желание религиозных фанатиков и их единомышленников – власть над людьми другой веры. Групповые ценности фанатиков превращаются в культ поклонения.

Религиозный фанатизм (в отличие от простого приверженца религии) характеризуется следующими негативными явлениями:

Причины зарождения фанатизма

Существует достаточно большое количество причин, порождающих фанатизм личности. Например, он может стать как последствием семейного воспитания, так и складываться постепенно, например, при получении одной личностью безграничной власти. Существуют психологические причины зарождения фанатизма. Как правило, фанатиками обычно становятся люди:

— испытывающие сложности в идентификации собственной личности, самореализации в жизни;

— не доверяющие окружающему миру, самому себе;

— без образования, которые верят в предрассудки, испытывают страх;

— легко внушаемые, без собственного мировоззрения, жизненных ценностей, принципов;

— шизоидного, истерического типа личности.

— не испытывающие уверенности;

— нуждающиеся в управлении, привыкшие к подчинению;

Склонность к фанатизму появляется еще в детстве. На нее оказывает воздействие разрушающий стиль воспитания в семье. Подобный эффект оказывают авторитаризм, требовательность, манипулирование ребенком, изоляция, лишения, насильственные действия, отсутствие любви и заботы. Обязательным условием для формирования фанатизма становится чувство бесполезности, несостоятельности, бессилия.

Чаще всего фанатизм человека – итог определенных манипуляций. Их жертвами обычно выступают люди, которые не могут определиться с целями в своей жизни, слишком доверчивые, наивные. Фанатики зарождаются в толпе, у которой есть лидер. Массовый фанатизм считается очень разрушительным, несет большую опасность. Он гораздо хуже индивидуального. Люди толпой могут крушить магазины, различные здания, поджигать города.

Уровни фанатизма

Выделяют 2 уровня фанатизма:

Минусы фанатизма и его негативное влияние

Фанатизм – деструктивная склонность к чему-то. Он мешает личности ощутить свободу, развиваться, самореализовываться в жизни. И это еще не вся проблема. Еще одна опасность фанатизма – отсутствие у фанатичного человека способности согласиться с другой точкой зрения. В итоге неприятие противоположных идей может стать причиной для начала войны, насилия, ущемления прав.

У фанатиков нет стабильного психологического состояния. Это асоциальные и агрессивные люди, которые несут опасность себе, обществу, не принимают во внимание существующие нормы, правила. Внешний вид фанатиков, их поведение только пугает окружающих людей. Для описания фанатика достаточно следующей фразы: «он сумасшедший». Для фанатичных людей характерны громкая речь, резкие выражения, крики, неестественный блеск в глазах, активные жесты. Фанатик не хочет увидеть и услышать настоящий мир. У него есть собственная реальность.

Конфликт между простым и фанатичным человеком может вспыхнуть по любой причине. Например, посещение клуба. Фанат готов растерзать другого человека за любую оппозиционную для него мелочь. Сильно выражены у него и положительные эмоции. Толпа фанатиков может практически порвать своего кумира на части.

Как избавиться от фанатизма?

Как узнать, является человек фанатиком или нет? Если он действительно способен нанести вред человеку за свою веру, он однозначно фанатик.

Для профилактики фанатизма, избавления от этой черты характера потребуется развивать толерантность, культуру ума и интеллект, уважать другого человека.

Но чаще всего просто невозможно самостоятельно убедить фанатика в его опасности для общества, ненормальности. Здесь необходима помощь квалифицированного психотерапевта. Но даже он не может гарантировать 100% успеха. Для избавления от фанатизма нужно полноценное лечение и реабилитация. В некоторых случаях потребуется изоляция от общества.

При лечении самый главный момент – наличие желание у самого человека перестать быть фанатиком, осознать свою проблему. Только в этом случае есть шансы на успех.

До визита к психотерапевту близкие люди фанатика могут попробовать:

Поклонение культу похоже сопоставимо с психологической зависимостью. У них почти идентичный механизм развития и устранения, одинаковые рекомендации. Перед началом проведения терапии необходимо обязательно изолировать фанатика от культа, сторонников. В этот момент у него начнется своеобразная ломка. С ним постоянно должен быть близкий человек.

Заключение

Избавиться от фанатизма довольно тяжело. Для этого потребуется долгая по времени психотерапия и полноценная реабилитация. Фанатичному человеку нужно помочь заново пройти адаптацию в обществе, забыть про второстепенный инфантилизм, найти работу, принять мир и себя, проанализировать детские травмы, перестать их бояться.

Источник

Что значит религиозный фанатик

Что значит религиозный фанатикХороший и важный вопрос.

Ведь очень многие люди не различают эти понятия, и считая себя искренне верующими, они на самом деле являются обыкновенными фанатиками.

А душе фанатика его вера никак не помогает, ибо она не настоящая.

Мы рассмотрим в нашей статье следующие вопросы: что такое фанатизм?

Каковы основные признаки фанатизма и фанатика?

Как отличить истинно верующего от фанатика?

Что такое Фанатизм?

Фанатизм – это категоричная, часто безосновательная и слабо осознанная убеждённость в чём-либо, неосознанная или слепая вера, которая по своей сути — примитивна. Что чаще всего делает эту т.н. веру ошибочной.

Это подтверждается и историей, ведь именно ярые фанатики религий или идеологий совершают больше всего непоправимых ошибок, которые по своей сути являются преступлениями.

Например, религиозные христианские фанатики уничтожали (сжигали и мучили) инакомыслящих (инквизиция), хотя всем абсолютно очевидно, что Основатель Христианства Христос, который проповедовал любовь и терпимость, никогда бы не одобрил этого. Не говоря уже об идеологических фанатиках: фашистах и других.

Основные признаки фанатизма или кого можно считать фанатиком?

Первый из признаков фанатизма – это отсутствие различения Добра и Зла.Фанатик, как правило, просто убеждён, что его вера правильная, «хорошая», а всё отличное от неё — это заведомо неправильное, «плохое», а значит, оно должно быть осуждаемо. Хотя грамотно обосновать свою позицию он не в состоянии.

В подтверждение выше сказанного — в истории миллион примеров, когда фанатики во все времена напрочь пренебрегали всеми нравственными и моральными принципами в своих деяниях.

Второй признак фанатизма – это отсутствие стремления к Истине. Фанатика не интересует ни Правда, ни Истина, его интересует только его собственная правота, и чаще всего он за неё готов горло перегрызть (даже самому близкому человеку).

Третий признак фанатика – это эмоциональность и страх. Фанатик почти всегда с пеной у рта доказывает свою правоту, главное, чтобы не услышать оппонента и не вникать в его суждения. Фанатик боится, потому что подсознательно чувствует зыбкость и ненадёжность своей позиции и внутренне понимает, что если он начнёт слушать и анализировать аргументы другой стороны, то его «вера» может рассыпаться в миг. Поэтому он предпочитает максимально огородить себя от всей «иной» информации и не воспринимать её.

Такой подход делает фанатичных людей очень ограниченными и останавливает их развитие. А с момента остановки развития начинается духовная и личностная деградация.

Четвёртый признак – это то, кто является Врагом. Для истинно верующего основные враги — это пороки, все проявления зла, негативные мысли, поступки, эмоции, разрушающие общественные явления (наркомания, алкоголизм, войны, падение духовности и нравственности, бедность). Для фанатика основные враги — это иноверцы и инакомыслящие, то есть другие люди, и для борьбы с ними очень часто фанатики оправдывают и применяют любое зло.

Истинно верующий, будь то христианин, мусульманин или эзотерик – никогда не будет осуждать другого человека за то, что он, например, является представителем другой религии, другим именем называет Бога, другими словами славит Его. По-настоящему верующий всегда даст право другому на его самоопределение и не осудит его.

Пятый признак – это высокая степень гордыни: «я прав, а вы все не правы», «мы лучше других», «мы крутые и нам Бог простит всё, любые преступления», «мы имеем право критиковать, осуждать и наказывать всех, кто не разделяет нашу точку зрения» — это основные установки фанатика.

Нужно понимать, что фанатики это, как правило, духовно очень ленивые люди, они не хотят трудиться своей душой и умом, чтобы докопаться до сути, постичь истину и действительно разобраться – где Добро, а где Зло, что хорошо, а что плохо. А потому нужно понимать, что в фанатизме нет Бога, нет Света и нет Любви, а соответственно, и нет божьей поддержки и благословения.

10 отличий истинно верующего человека от фанатика

Последнее и, пожалуй, самое важное! Нужно понимать, что у 99% людей одновременно уживаются и фанатизм и вера, только пропорции у всех разные.

Источник

Религиозный фанатизм: чем он так опасен?

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что значит религиозный фанатик

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

Что значит религиозный фанатик

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Что значит религиозный фанатик

Ревность не по разуму

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Что значит религиозный фанатик

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Что значит религиозный фанатик

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Что значит религиозный фанатик

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *