Что значит религиозный фанатик
Фанатизм (религиозный)
Фанати́зм — ревность не по разуму ( Рим. 10:2 ), в основе которой — вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла ( Рим.10:2 ).
архимандрит Рафаил (Карелин):
Слово «фанатик» теперь стало употребляться где и как попало. На самом деле, фанатик – медиум ложной идеи, которую он принимает без рассуждения и оценки через разгоряченное воображение и веру в самого себя. Фанатизм – это притязание на особую нравственную элитарность и нежелание понять другого.
Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:
Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?
иеромонах Иов (Гумеров)
Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3‑й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ( 3Цар. 18:26,28 ).
Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).
Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Гл. 44).
Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).
Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…
Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено ( Кол. 4:6 ) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).
Религиозный фанатизм
игумен Игнатий (Душеин)
Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.
Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?
Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в Церковь и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.
Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.
Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.
Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.
Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.
Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?
Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.
Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” 1.
Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.
Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” 3. А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.
Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.
Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.
Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров 4.
Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследование старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами, а Восточными Патриархами.
Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.
Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.
“Вы – соль земли 6”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.
Фанатизм: что это такое, признаки, примеры, причины, минусы
Термин «фанатизм» известен уже очень давно, история его появления тесно связана с религией. В общественных отношениях он укрепился до XVII века. Через несколько веков значение термина значительно изменилось, стало шире. Сегодня категория «фанатизм» уже связана не только с религией, но и с прочими сферами, в которых люди демонстрируют черты характера, присущие для фанатика.
Что такое фанатизм?
Фанатизм – бессознательное следование определенным убеждениям, радикальное выполнение конкретных идей, которое подразумевает отсутствие терпения в отношении остальных идей, их носителей.
В настоящее время понятия «фанатизм» несет ярко выраженный отрицательный смысл. Однако в некоторых случаях фанатическое поведение может иметь положительный контекст. Например, учитель фанатично предан своей работе, готов ради нее пожертвовать собственными интересами, личной жизнью. Но всё же под фанатизмом в подавляющем большинстве случаев понимают негативное явление. В качестве примеров можно привести асоциальное поведение футбольных фанатов, их вандализм в общественных местах, причиной которого становится именно фанатизм.
Термин «фанатизм» возник от латинского слова «фанум». Оно переводится, как «храм», «священное место». В прошлом религия пользовалась большим авторитетом, а религиозный страх был опорой каждой сильной власти.
В медицинской классификации фанатизм не считается психическим заболеванием. Однако у фанатика могут быть патологии. Фанатизм может стать признаком определенной психической болезни. Например, шизофрении.
Признаки фанатизма
У категории «фанатизм» нет общего типового определения. Но существуют некоторые черты характера, которые соответствуют фанатику:
Примеры фанатизма
Сегодня можно назвать множество примеров фанатизма. Рассмотрим самые распространенных из них:
1. Спортивный фанатизм. Спортивный фанатик – человек, к которому общественность относится нормально. Армия больших любителей футбола посещает различные города и даже другие государства для поддержки своей команды. Однако, после завершения матча может возникнуть драка, инициаторами которой становятся фанаты. Сегодня в обществе подобное поведение получило название фан-движение. Можно назвать несколько основных признаков, отличающих фаната от простого болельщика:
2. Религиозный фанатизм. Для таких фанатиков религия представляет собой культ. Они полностью отрицают прочие вероисповедания. Желание религиозных фанатиков и их единомышленников – власть над людьми другой веры. Групповые ценности фанатиков превращаются в культ поклонения.
Религиозный фанатизм (в отличие от простого приверженца религии) характеризуется следующими негативными явлениями:
Причины зарождения фанатизма
Существует достаточно большое количество причин, порождающих фанатизм личности. Например, он может стать как последствием семейного воспитания, так и складываться постепенно, например, при получении одной личностью безграничной власти. Существуют психологические причины зарождения фанатизма. Как правило, фанатиками обычно становятся люди:
— испытывающие сложности в идентификации собственной личности, самореализации в жизни;
— не доверяющие окружающему миру, самому себе;
— без образования, которые верят в предрассудки, испытывают страх;
— легко внушаемые, без собственного мировоззрения, жизненных ценностей, принципов;
— шизоидного, истерического типа личности.
— не испытывающие уверенности;
— нуждающиеся в управлении, привыкшие к подчинению;
Склонность к фанатизму появляется еще в детстве. На нее оказывает воздействие разрушающий стиль воспитания в семье. Подобный эффект оказывают авторитаризм, требовательность, манипулирование ребенком, изоляция, лишения, насильственные действия, отсутствие любви и заботы. Обязательным условием для формирования фанатизма становится чувство бесполезности, несостоятельности, бессилия.
Чаще всего фанатизм человека – итог определенных манипуляций. Их жертвами обычно выступают люди, которые не могут определиться с целями в своей жизни, слишком доверчивые, наивные. Фанатики зарождаются в толпе, у которой есть лидер. Массовый фанатизм считается очень разрушительным, несет большую опасность. Он гораздо хуже индивидуального. Люди толпой могут крушить магазины, различные здания, поджигать города.
Уровни фанатизма
Выделяют 2 уровня фанатизма:
Минусы фанатизма и его негативное влияние
Фанатизм – деструктивная склонность к чему-то. Он мешает личности ощутить свободу, развиваться, самореализовываться в жизни. И это еще не вся проблема. Еще одна опасность фанатизма – отсутствие у фанатичного человека способности согласиться с другой точкой зрения. В итоге неприятие противоположных идей может стать причиной для начала войны, насилия, ущемления прав.
У фанатиков нет стабильного психологического состояния. Это асоциальные и агрессивные люди, которые несут опасность себе, обществу, не принимают во внимание существующие нормы, правила. Внешний вид фанатиков, их поведение только пугает окружающих людей. Для описания фанатика достаточно следующей фразы: «он сумасшедший». Для фанатичных людей характерны громкая речь, резкие выражения, крики, неестественный блеск в глазах, активные жесты. Фанатик не хочет увидеть и услышать настоящий мир. У него есть собственная реальность.
Конфликт между простым и фанатичным человеком может вспыхнуть по любой причине. Например, посещение клуба. Фанат готов растерзать другого человека за любую оппозиционную для него мелочь. Сильно выражены у него и положительные эмоции. Толпа фанатиков может практически порвать своего кумира на части.
Как избавиться от фанатизма?
Как узнать, является человек фанатиком или нет? Если он действительно способен нанести вред человеку за свою веру, он однозначно фанатик.
Для профилактики фанатизма, избавления от этой черты характера потребуется развивать толерантность, культуру ума и интеллект, уважать другого человека.
Но чаще всего просто невозможно самостоятельно убедить фанатика в его опасности для общества, ненормальности. Здесь необходима помощь квалифицированного психотерапевта. Но даже он не может гарантировать 100% успеха. Для избавления от фанатизма нужно полноценное лечение и реабилитация. В некоторых случаях потребуется изоляция от общества.
При лечении самый главный момент – наличие желание у самого человека перестать быть фанатиком, осознать свою проблему. Только в этом случае есть шансы на успех.
До визита к психотерапевту близкие люди фанатика могут попробовать:
Поклонение культу похоже сопоставимо с психологической зависимостью. У них почти идентичный механизм развития и устранения, одинаковые рекомендации. Перед началом проведения терапии необходимо обязательно изолировать фанатика от культа, сторонников. В этот момент у него начнется своеобразная ломка. С ним постоянно должен быть близкий человек.
Заключение
Избавиться от фанатизма довольно тяжело. Для этого потребуется долгая по времени психотерапия и полноценная реабилитация. Фанатичному человеку нужно помочь заново пройти адаптацию в обществе, забыть про второстепенный инфантилизм, найти работу, принять мир и себя, проанализировать детские травмы, перестать их бояться.
Что значит религиозный фанатик
Хороший и важный вопрос.
Ведь очень многие люди не различают эти понятия, и считая себя искренне верующими, они на самом деле являются обыкновенными фанатиками.
А душе фанатика его вера никак не помогает, ибо она не настоящая.
Мы рассмотрим в нашей статье следующие вопросы: что такое фанатизм?
Каковы основные признаки фанатизма и фанатика?
Как отличить истинно верующего от фанатика?
Что такое Фанатизм?
Фанатизм – это категоричная, часто безосновательная и слабо осознанная убеждённость в чём-либо, неосознанная или слепая вера, которая по своей сути — примитивна. Что чаще всего делает эту т.н. веру ошибочной.
Это подтверждается и историей, ведь именно ярые фанатики религий или идеологий совершают больше всего непоправимых ошибок, которые по своей сути являются преступлениями.
Например, религиозные христианские фанатики уничтожали (сжигали и мучили) инакомыслящих (инквизиция), хотя всем абсолютно очевидно, что Основатель Христианства Христос, который проповедовал любовь и терпимость, никогда бы не одобрил этого. Не говоря уже об идеологических фанатиках: фашистах и других.
Основные признаки фанатизма или кого можно считать фанатиком?
Первый из признаков фанатизма – это отсутствие различения Добра и Зла.Фанатик, как правило, просто убеждён, что его вера правильная, «хорошая», а всё отличное от неё — это заведомо неправильное, «плохое», а значит, оно должно быть осуждаемо. Хотя грамотно обосновать свою позицию он не в состоянии.
В подтверждение выше сказанного — в истории миллион примеров, когда фанатики во все времена напрочь пренебрегали всеми нравственными и моральными принципами в своих деяниях.
Второй признак фанатизма – это отсутствие стремления к Истине. Фанатика не интересует ни Правда, ни Истина, его интересует только его собственная правота, и чаще всего он за неё готов горло перегрызть (даже самому близкому человеку).
Третий признак фанатика – это эмоциональность и страх. Фанатик почти всегда с пеной у рта доказывает свою правоту, главное, чтобы не услышать оппонента и не вникать в его суждения. Фанатик боится, потому что подсознательно чувствует зыбкость и ненадёжность своей позиции и внутренне понимает, что если он начнёт слушать и анализировать аргументы другой стороны, то его «вера» может рассыпаться в миг. Поэтому он предпочитает максимально огородить себя от всей «иной» информации и не воспринимать её.
Такой подход делает фанатичных людей очень ограниченными и останавливает их развитие. А с момента остановки развития начинается духовная и личностная деградация.
Четвёртый признак – это то, кто является Врагом. Для истинно верующего основные враги — это пороки, все проявления зла, негативные мысли, поступки, эмоции, разрушающие общественные явления (наркомания, алкоголизм, войны, падение духовности и нравственности, бедность). Для фанатика основные враги — это иноверцы и инакомыслящие, то есть другие люди, и для борьбы с ними очень часто фанатики оправдывают и применяют любое зло.
Истинно верующий, будь то христианин, мусульманин или эзотерик – никогда не будет осуждать другого человека за то, что он, например, является представителем другой религии, другим именем называет Бога, другими словами славит Его. По-настоящему верующий всегда даст право другому на его самоопределение и не осудит его.
Пятый признак – это высокая степень гордыни: «я прав, а вы все не правы», «мы лучше других», «мы крутые и нам Бог простит всё, любые преступления», «мы имеем право критиковать, осуждать и наказывать всех, кто не разделяет нашу точку зрения» — это основные установки фанатика.
Нужно понимать, что фанатики это, как правило, духовно очень ленивые люди, они не хотят трудиться своей душой и умом, чтобы докопаться до сути, постичь истину и действительно разобраться – где Добро, а где Зло, что хорошо, а что плохо. А потому нужно понимать, что в фанатизме нет Бога, нет Света и нет Любви, а соответственно, и нет божьей поддержки и благословения.
10 отличий истинно верующего человека от фанатика
Последнее и, пожалуй, самое важное! Нужно понимать, что у 99% людей одновременно уживаются и фанатизм и вера, только пропорции у всех разные.
Религиозный фанатизм: чем он так опасен?
Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?
Что такое фанатизм на религиозной почве?
Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.
Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.
Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:
Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога
Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.
В чем он проявляется?
Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.
Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.
Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.
Ревность не по разуму
В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.
Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.
Причины болезни
Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:
Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.
Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».
Лечится ли фанатизм?
Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.
В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.
В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.
Какие могут быть последствия?
Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.
В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.
Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.
Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов: