Что изучает грамматика морфология
Что изучают грамматика и морфология? Как они связаны между собой?
Урок 15.
Трудные случаи употребления существительных.
Урок 17, 18.
Имя собственное и нормы его употребления.
Цели:
· Вспомнить, что изучают грамматика и морфология
· Дать понятие парадигмы
· Вспомнить понятие «грамматическая категория»
· Вспомнить грамматические категории существительного
· Дать понятие о трудных случаях употребления существительных
· Проработать данные случаи на письме
Ход урока.
Слово учителя.
Грамматика и морфология
Представьте себе, что вы получили телеграмму, текст которой был переведен с иностранного языка на русский с помощью машинного перевода, то есть слова одного языка были автоматически заменены на слова русского языка просто по словарю. Получился такой текст: «Ты Тамара встречать поезд». Как можно понять это сообщение? Возможно, «Ты встречаешь Тамару с поезда», а может быть, «Тебя встречает Тамара», а может, «Ты и Тамара встречаетесь в поезде». Варианты могут быть различными. Что же не дает нам возможности понять точный смысл этого сообщения, ведь лексическое значение, смысл каждого слова в отдельности нам понятен? В этом предложении все слова стоят в своей начальной форме, которая указывается в словаре. Поэтому слова грамматически никак не связаны между собой, и все предложение не имеет точного, определенного смысла. Понятно, что без грамматики нельзя выразить точно свои мысли даже при наличии запаса слов. Значит, грамматика в языке играет главную роль. Если это так, то, может быть, можно обходиться одной только грамматикой, без лексики?
Вспомним, как это пыталась делать Алиса, героиня книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Она пробовала понять смысл стихотворения под названем «Бармаглот»:
Варкалось. Хливкие шорьки
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Здесь мы можем точно определить все части речи, нам понятно, где здесь существительные, где глаголы, где прилагательные, но лексического значения эти слова для нас не имеют, можно, конечно, делать разные предположения, но точного ответа здесь не найти. Значит, для полного понимания смысла высказывания необходимо как наличие лексического значения слов, так и грамматические связи слов в предложении, которые изучаются в разделе «Грамматика и морфология».
Вопрос. Что изучает грамматика? Что изучает морфология?
Грамматика (греч. grammatikē, от gramma — «буква», «написание») — раздел науки о языке, который изучает формы изменения слов и строй предложения и в соответствии с этим делится на два раздела: морфология и синтаксис.
Морфология (от греч. morphē — «форма» и logos — «учение») — раздел грамматики, в котором изучается слово как часть речи.
В морфологии рассматриваются особенности образования форм различных частей речи и связанные с этим нормы употребления этих форм, которые называются морфологическими нормами.
Итак, чтобы речь была осмысленной, чтобы можно было передавать точную информацию, слова в речи кроме лексического значения имеют еще и грамматическое значение, которое служит для связи слов в предложении, обозначает различные отношения данного слова к другим словам. Например, в предложении «Иван видит Петра» слово «Петр» выражает объект действия, то есть это его видит кто-то. В русском языке это грамматическое значение выражается винительным падежом без предлога (то есть слово, обозначающее объект, ставится в в. п.). В других языках, в частности в английском и французском, это же грамматическое значение выражается с помощью порядка слов: слово, обозначающее субъект действия, то есть того, кто совершает это действие (в данном предложении Иван), ставится в начале, перед глаголом, а слово, обозначающее объект действия, — после глагола. Если эти слова поменять местами, то изменится смысл предложения. В русском языке мы можем изменить порядок слов, а грамматическое значение сохранится: «Петра видит Иван», то есть Иван по-прежнему субъект действия, а Петр — объект. Потому что мы использовали тот же способ выражения данного грамматического значения, который существует в русском языке.
Грамматических значений в языке очень много, и для каждого из них существует свой способ выражения. Так, например, слово «стена» имеет грамматическое значение женского рода, единственного числа, именительного падежа, а средством выражения этого значения является окончание -а; слово «читал» имеет грамматическое значение прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида, а средством выражения этого значения является суффикс -л. Единство грамматического значения и способа его выражения образует грамматическую форму слова.
Любое слово в языке имеет грамматическую форму, то есть содержит различные грамматические значения, которые выражены в слове каким-то определенным способом. Конкретное слово в его определенной грамматической форме называется словоформой. У каждого слова есть множество словоформ. Так, если просклонять слово «книга» и в единственном, и во множественном числе, получится 12 словоформ этого слова. Совокупность всех словоформ одного слова называется парадигмой. 12 словоформ слова «книга» называются парадигмой имени существительного «книга».
Парадигма (от грен, paradeigma — «пример», «образец») обозначает также систему изменений окончаний, являющихся образцом формообразования для данной части речи. Например, если вы запишете в столбик по порядку все падежные окончания существительных первого склонения, то вы получите парадигму первого склонения имен существительных. Можете таким же образом получить парадигму мягкого склонения имен прилагательных или парадигму спряжения глаголов и т. д.
Однородные грамматические значения объединяются в грамматические категории (от греч. kategoria — «суждение», «определение»). Так, значения разных форм времени объединяются в категорию времени, значения форм единственного числа объединяются в категорию числа, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа.
Различные слова в языке имеют определенный набор словоформ. Некоторые слова изменяются по числам и падежам — это существительные, их парадигма имеет формы шести падежей и двух чисел; другие изменяются по числам, лицам, родам и временам — это глаголы и т. д.
Слова, имеющие одинаковое общее значение (например, предмет, действие, признак), одинаковые грамматические категории (род, число, падеж) и выполняющие определенную синтаксическую роль в предложении (например, сказуемое), объединяются в одну часть речи.
Вопрос. На какие две группы делятся слова в нашем языке?
Все части речи в русском языке подразделяются на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и в предложении всегда являются какими-либо членами предложения (главными или второстепенными). К этой группе относятся имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, причастия, деепричастия.
Служебные части речи — это предлоги, частицы, союзы. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения. Они имеют грамматические значения: либо выражают отношение между словами в предложениях, либо придают словам определенные оттенки значений. В речи они употребляются только с самостоятельными частями речи.
В отдельную группу выделяются междометия (слова, выражающие чувства, но не называющие их, например: Ах! Ну! Ура!) и звукоподражательные слова (например: мяу, гав и т. д.).
ПОВТОРЕНИЕ.
Вопросы и задания
Что изучают грамматика и морфология? Как они связаны между собой?
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 482 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Что изучает морфология (раздел грамматики) — предмет изучения и основные понятия
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Морфология – это один из ключевых разделов грамматики.
Его освоению посвящают большую часть школьной программы по изучению родного языка, ведь эта лингвистическая дисциплина посвящена частям речи, их категориям, словоизменению.
Даже носитель языка не может обойтись без элементарных знаний в этой области, если он хочет говорить грамотно. А иностранным языком без понимания морфологических правил невозможно даже на элементарном уровне.
О том, что такое морфология, о происхождении и употреблении термина, процессах и основных понятиях раздела поговорим в этой статье.
Морфология — это.
Морфология – не единственный научный термин, который в разных науках получил собственное значение. География, биология, антропология (это как?), химия, лингвистика трактуют его по-своему. Это не удивительно, ведь в буквальном переводе с древнегреческого слово не имеет привязки к конкретной дисциплине.
Этимологически (это как?) «морфология» восходит к двум корням: μορφή (форма) и λόγος (учение, слово). То есть справедливо перевести термин как «учение о форме»».
Таким образом, биологическое значение морфологии – это наука о форме и строении организмов, может быть названо исходным для дальнейшего заимствования другими науками.
В отличии от той же гиперболы (что это такое?), которая для математика и филолога имеет совсем разные трактовки, морфология даже в отдаленных друг от друга отраслях всего отвечает за форму, строение, структуру.
Несмотря на свое широкое применение, термин чаще всего узнают именно благодаря лингвистике. В рамках изучения языкознания углубленное изучение этого раздела предписано программами Министерства образования.
Для лингвистики актуальна такая трактовка, данная В.А.Плотниковой (Робинсон) в энциклопедии «Русский язык» (1997, под ред. Караулова):
Морфология – это раздел грамматики, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.
Это широкое понимание, включающее все особенности раздела. Существует и узкое значение, которым некоторые ученые ограничиваются:
Морфология – это система форм словоизменения.
Именно в таком – узком – понимании термин и был изначально заимствован в лингвистику из биологии. Случилось это в 19 веке.
Помимо называния лингвистического раздела языковеды используют термин для обозначения самой подсистемы языка. В таком варианте для него дают следующее определение (в той же статье энциклопедии):
Морфология – это принадлежащие языку системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими характеристиками и вариантами и теми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены.
В таком значении речь идет о важнейшей части каждого национального языка как феномена (к примеру, морфология русского языка).
Что изучает морфология
Определим главные характеристики этого языкового раздела:
Нужно понимать, что данная подсистема грамматики как науки довольно обширна: сфера ее интересов очень широка.
Резюмируя направления исследований, формируем общее поле исследований, в которое входят такие векторы:
То, как склоняются и спрягаются слова, интересовало ученых прежде всего.
Не только морфология или грамматика, но и языкознание как таковое сложилось исходя из этого предмета. Согласно историческим сведениям, это произошло ещё в древнем Вавилоне.
Они через словоизменительные морфемы (окончания и частично суффиксы – то, что изменяет слово, но не образует новое).
Ключевые понятия морфологии
Род, число, падеж, одушевленность/неодушевленность, вид, залог и прочие постоянные и сменные грамматические характеристики слова – это и есть грамматические значения.
Для нашего языка это как раз суффиксы и окончания.
Проще говоря, слово в конкретном роде, числе, падеже, если это существительное, времени, роде (лице), залоге – если речь идет о глаголе.
О существительном, местоимении, числительном и других ЧР читайте в отдельных статьях блога.
Подробнее о системе частей речи доступно рассказывают здесь:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Это скорее для любителей теории, а в жизни, все правила и структуры языка быстро забываются.
В русском языке столько исключений, частных случаев, что не всегда понятно, зачем вообще используются общие правила. Иногда выходит так, что слов, которые меняются с определенной закономерностью меньше, чем исключений. А вообще, с учетом современных технологий, мало кто осознанно пользуется правилами морфологии. Любые ошибки может исправить качественный текстовый редактор.
Понятия «грамматика», «морфология». Предмет морфологии.
Понятия «грамматика», «морфология». Предмет морфологии.
Слово — основной объект морфологии.
Морфология изучает грамматические свойства слов, устанавливает, какими грамматическими значениями обладают те или иные слова, классы слов, выявляет специфику грамматических категорий у слов, относящихся к разным частям речи.
Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматические категории.
Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).
Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.
Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма(сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем!
Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.
Например, слова дым и домимеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.
Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категориичисла. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида
Средства и способы выражения грамматических значений.
Грамматические значения выражаются различными материальными средствами (суффиксами, приставками, окончаниями и т.п.) Эти средства объединяются на основе общих характеристик в группы, которые называются способами. Для всех языков мира грамматические способы сводятся к следующим:
1) аффиксация (суффикс, приставка, и то и то )
7) способ служебных слов,
8) способ порядка слов,
Система частей речи в русском языке.
Имя существительное
Имя прилагательное
Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.
Глагол
Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?
Наречие
Самостоятельная часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Процесс образования наречий называется адвербиализацией.
Предлог
Служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Союз (часть речи)
Служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения или однородные члены предложения.
Междометие
Неизменяемые слова и словосочетания, не являющиеся частями речи, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их.
Категория числа. Существительные singularia tantum, pluralia tantum. Использование формы единственного числа конкретных существительных (обобщённое, собирательное, дистрибутивное). Использование формы множественного числа конкретных существительных. Использование формы множественного числа существительных singularia tantum.
Категория числа имени существительного — выражение противопоставления одного предмета или явления раздельному множеству тех же предметов или явлений: дом — дома, песня — песни, окно — окна. Все существительные имеют значение либо единственного числа (один предмет) либо множественного (несколько тех же предметов). Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам. Существительные, имеющие формы единственного и множественного числа, называют, как правило, реальные предметы (события, факты), подвергающиеся счету, и относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных существительных. Существительные, обозначающие предметы, понятия и явления, не имеющие противопоставления один – несколько, по числам не изменяются, а имеют форму лишь одного числа — единственного или множественного. К словам, имеющим форму только одного числа, относятся собирательные, вещественные, абстрактные существительные и небольшая группа конкретных существительных. Парадигма таких существительных является неполной.
Основной способ выражения грамматического значения числа — окончание. Кроме этого, значение числа может выражаться:
б) заменой суффикса (котёнок — котята),
в) изменением места ударения (рука — руки, век — века),
г) чередованием звуков (друг — друзья),
д) супплетивным способом (ребенок — дети).
В современном языке формы множественного числа именительного падежа могут иметь окончания –ы (-и) (более продуктивный способ) или –а (я) (менее продуктивный способ). Варианты окончаний закреплены нормой.
Некоторые слова-омонимы имеют в именительном падеже множественного числа разные окончания в зависимости от значения: тоны (музыкальные) — тона (цветовые), цветы (растения) — цвета (окраски), ордены (рыцарские, монашеские) – ордена (награды, знаки отличия).
Существительные, употребляющиеся в форме только одного числа
(singularia tantum и pluralia tantum)
Существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа –singulariatantum (s.t.), обозначают предметы, понятия, котолрые нельзя сосчитать, к ним относятся:
1.Вещественные существительные: аспирин, железо, кожа, молоко, ртуть.
2.Собирательные:существительные молодежь, мошкара, периодика, сырье.
3.Абстрактные (отвлеченные) существительные: бездуховность, волейбол, горе, желтизна.
4.Имена собственные: географические наименования: Енисей, Гродно, Монблан; астрономические названия: Вернера, Марс и т.д.
5.Названия художественных произведений: «Шинель», «Война и мир».
Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа — pluraliatantum (pl.t.) представлены следующими группами слов:
1. Вещественные существительные: дрожжи, опилки, сливки.
2. Собирательные существительные: деньги, джунгли, промтовары.
3. Абстрактные (отвлеченные) существительные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; состояния природы: заморозки, сумерки.
4.Имена собственные: Альпы, Васюки, Жигули.
Конкретные существительные (небольшая группа), слова, типа: сани, брюки, прятки и.т.п.
Изменяющиеся по числам имена существительные в форме единственного числа, помимо своего основного значения – указания на данный отдельный предмет, отдельное явление, – могут иметь и другие значения: 1) обобщенное; 2) собирательное; 3) дистрибутивное.
1. Обобщенное значение. В этом случае существительное не соотносится с отдельным предметом, а обозначает целый рад предметов, обладающих общими характерными свойствами, т.е. обозначает класс однородных предметов: «Человеку свойственно ошибаться», «Человек выше сытости» (М.Г.); «Компетентность публициста – это не только знание тех или иных областей хозяйства, но и умение рассматривать вещи широко, оценивать их с общегосударственных позиций»*. Слово здесь выступает в своей обобщающей, или понятийной, функции. Такое значение появляется у существительных единственного числа в тех контекстах, где нет указания на место, время, конкретные обстоятельства существования данного явления
Наиболее часто существительные в форме единственного числа со значением обобщенности используются в научном и научно-популярном стилях речи, в таких контекстах, где определяются общие свойства, характерные для целого класса предметов: «Слон, если научиться его понимать, многое «говорит»– говорит мимическим языком, который может выражать всевозможные, иногда довольно тонкие оттенки хорошего и плохого настроения. Язык слона складывается из движений головы, хобота, ушей. «*; «Характеристики устного выступления обусловлены прежде всего объемом и структурой предложений в звучащей речи. Считается, что для устного выступления предпочтительнее короткие и несложные предложения, которые легче всего воспринимаются на слух»
В приведенных примерах существительные слон, выступление обозначают не отдельный предмет, а все предметы данного класса. И само высказывание – это характеристика каждого из предметов, входящих в данный класс.
Употребление существительных в обобщенном значении широко распространено и в газетно-публицистическом стиле речи: «Бюрократ – это такая особь исполнителей, которые, находясь «при исполнении», элементарного не исполняют» (Лит. газ. 1984. 28 нояб.); «Садовод знает, когда надо опрыскивать деревья ядохимикатами, когда – рыхлить прикорневую землю, когда собирать урожай. Он только не знает ничего о дальнейшей судьбе плодов, которые взрастил с таким трудом» (Лит. газ. 1984. 21 нояб.).
2. Собирательное значение. Существительные в форме единственного числа могут заменять собой форму множественного числа, употребляясь для обозначения множества предметов, лиц, явлений, связанных с конкретными ситуациями: «Магазины ждут покупателя», «Массовый читатель газеты». В этом случае форма единственного числа приобретает собирательное значение. По сравнению с синонимичной формой множественного числа «собирательное» единственное число подчеркивает, что данное множество предметов представляется как единое целое, как совокупность.
В собирательном же значении выступают имена существительные, называющие лицо, в ставших устойчивыми наименованиях: День учителя, День геолога, Дом рыбака, Комната матери и ребенка.
В собирательном значении могут выступать и существительные некоторых других тематических групп: «Наш завод более пятидесяти лет выпускает ручную швейную иглу и рыболовные крючки»*; «Продукция цеха – полихлорвиниловая плитка для настила полов»; секция мягкой игрушки; «Дом игрушки». Такие случаи характерны преимущественно для профессиональной речи, поэтому в газете их использование закономерно прежде всего в тех контекстах, которые связаны с профессиональной сферой или отражают профессиональные особенности речи героев.
Нередко разные значения формы единственного числа существительного (указание на отдельный предмет, обобщенное или собирательное значение) выражаются в слове одновременно. Это явление наиболее широко распространено в агитационно-пропагандистских текстах. Очень часто использовал подобным образом форму единственного числа, работая в «Окнах РОСТа», В. Маяковский. Например: «Пролетарий деревни, пролетарию города руку протяни! Дайте городу все, чем деревни богаты, а город все, чем богат, понесет в деревенские хаты!»; «И ты не будь в работе долог, исполни, шахтер, перед рабочими долг!»; «Крестьянин, чтоб выработать для тебя сеялки и плуги, фабрикам нужен уголь, а рабочим – есть!» Здесь формы пролетарий деревни, пролетарий города, шахтер, крестьянин, «собирательно обозначая ту или иную общественную группу. одновременно указывают и на всякого отдельного представителя этой группы. Иными словами, они выступают как двуплановые. Это делает их особенно выразительными: они действенны, эффективны»*.
3. Дистрибутивное (или распределительное) значение. Существительное в форме единственного числа иногда употребляется вместо множественного числа для обозначения нескольких предметов, каждый из которых принадлежит одному из множества лиц: «Старики надели на нос очки», «Присутствующие повернули голову в сторону двери». Употребление существительных в дистрибутивном значении важно для различения смысла в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет только об одном предмете, свойстве, присущем каждому из данной группы лиц (ср.: «Присутствующие подняли руку»– «Присутствующие подняли руки», «По команде тренера все сделали наклон в сторону»– «По команде тренера все сделали наклоны в сторону»).
8. Категория падежа. Склонение существительных. Варианты падежных окончаний существительных. Склонение сложносоставных существительных. Склонение собственных имён (имён и фамилий, топонимов).
Категория падежа – категория, обозначающая отношение имени к другому слову словосочетания, предложения или к целой синтаксической конструкции.(ИРДВТП)
Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.
Первое склонение.
Второе склонение.
Третье склонение.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Краткая форма прилагательных. Переход других частей речи в прилагательные. Переход прилагательных в существительные.
часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и изменяющаяся по падежам, числам и родам.
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, например: талантливый поэт; этот поэт талантливее других; он был талантливейшим поэтом своего времени.
Относительные прилагательные обозначают постоянный признак, не изменяющийся по степени своего проявления: ложки не могут быть более (или менее) деревянными, ограда — самой железной, а сок — наиболее (или наименее) берёзовым.
Притяжательные прилагательные обозначают признак, указывающий на принадлежность предмета (чей он?, кому принадлежит?): гусиное перо, дедушкины очки, помещичья усадьба.
Большинство качественных прилагательных имеют полную и краткую формы, например: интересный фильм — фильм интересен, повесть интересна, произведение интересно, рассказы интересны.
Способы образования простой сравнительной степени:
⇒Не образуют форму простой сравнительной степени:
Способы образования сложной сравнительной степени:
Морфемы, способы образования ср. ст. | Примеры |
1. + слова более, менее | Более ограниченный, менее прибыльный |
Причем слова в форме сложной сравнительной степени может спокойно склоняться по падежам, родам и числам.
Способы образования простой превосходной степени:
⇒Слова, которые не образуют форму простой превосходной степени:
Способы образования сложной (составной) превосходной степени:
Морфемы, способы образования пр. ст. | Примеры |
1. + слова наиболее, наименее, самый | Самый смешной, наиболее ограниченный, наименее старательный, самый конкурентоспособный |
2. всех, всего + сравнительная ст. | Всех способнее, всего краше, всех умнее, всего дороже |
Кра́ткая фо́рма име́н прилага́тельных — форма качественных имен прилагательных, в современном русском языке образующаяся от полной формы путем отсечения окончаний полной формы: старый — стар. Иногда при этом происходит усечение основы или происходит чередование звуков, в том числе, с нулем звука: свойственный – свойствен, тесный — тесен.
Интересно, что изначально в праславянском языке существовали только краткие формы, от которых с помощью присоединения указательных местоимений были образованны полные формы.
Некоторые имена прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд и т. п.
Прилагательные в краткой форме изменяются по числам, а в единственном числе — по родам:
Лексические значения полной и краткой формы прилагательных по-разному могут соотноситься между собой:
Инфинитив
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределенная форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи.
Инфинитив отвечает на вопросы: что делать? (писать, говорить), что сделать? (написать, сказать).
Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть
подлежащим (Читать — всегда полезно);
определением (Он отправился с приказанием атаковать врага);
дополнением (Я советовал ему обратиться за советом к моим родителям);
входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжать учиться — сложное глагольное сказуемое) и т. д.
Инфинитив– это исходная форма глагола, которая называет действие, состояние и т.д. безотносительно к лицу, времени, наклонению, т.е. сам по себе инфинитив не обладает категориями лица, времени, наклонения. Однако в конкретных речевых условиях инфинитив может выражать значения, свойственные тому или иному времени и наклонению. Например: «Быть бычку на веревочке». В этой поговорке инфинитив употребляется в значении будущего времени с оттенком безусловности осуществления действия. Ср. и в газетных употреблениях: «Одним словом, быть венскому чемпионату интересным» (Комс. пр. 1987.14 апр.); «Итак, новогоднему городскому празднику – быть» (Лен. пр. 1989. 10 янв.). В случае, если при инфинитиве есть отрицание, идея безусловности реализуется как условная невозможность, неосуществимость действия: «Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа» (Ес.); «Не заслонить вам свет дневной тревожной тенью ночи» (Марш.). То же значение – убежденность в неосуществимости действия – выражается и при использовании вместо отрицания конструкции где + дательный падеж (обычно местоимения): «– Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых же шагах он тебя сбросит. » (Л.).
С соответствующей интонацией (о которой на письме сигнализирует восклицательный знак) инфинитив способен выразить значения, свойственные повелительному наклонению, обычно категорический приказ, категорическое требование: «Встать!», «Молчать!», «Не разговаривать!», «Не курить!» Ср. также: «Но не успели они сделать и десяти шагов, как с балкона понеслись новые оглушительные крики. «Ай-яй-яй! Мне! Хочу-у! А-а-а! Д-а-й! Позвать!» (Купр.). Ср. и значение пожелания, передаваемое формой инфинитива: «. человек в капюшоне пересек площадку сада, вступил на мозаичный пол балкона и, подняв руку, сказал высоким приятным голосом: «Прокуратору здравствовать и радоваться» (М.Булг.).
В сочетании с частицей бы инфинитив может передать и значение желательности действия, характерное для сослагательного наклонения (но с оттенком понимания того, что это трудноосуществимая мечта): «Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье!» (П.); «Улететь бы вольною птицей от всех вас» (Ч.); «Ах, мне бы уйти на дорогу свою, достоинство гордо храня, но, старый солдат, я стою, как в строю, – вот так она любит меня» (Б.Ок.).
В сочетании с отрицанием инфинитив + бы выражает предостережение от совершения какого-то действия: «Только бы нотки неверной нам невзначай не пропеть» (Б.Ок.); «Но из грехов своей Родины вечной не сотворить бы кумира себе» (Б.Ок.). Так что «безликий» по форме инфинитив в живом употреблении может быть очень выразительным.
ПРИЧАСТИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ.
— форма глагола, слово, имеющее наряду с признаками глагола (время, залог, вид) признаки прилагательного (изменение по родам, склонение).
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
1. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени).
2. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (у непереходных глаголов нет страдательных причастий).
3. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы настоящего времени.
4. Причастия прошедшего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы инфинитива.
5. Страдательные причастия прошедшего времени пре имущественно образуются от глаголов совершенного вида.
Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения), и -ащ-/-ящ-(от глаголов II спряжения): пи- ш –ут — пишущий, numaj-ym — читающий (от глаголов I спряжения); кричат — кричащий, говорят — говорящий (от глаголов II спряжения).
Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить и др.
Примечание. Большинство переходных глаголов несовершенного вида не имеют формы страдательных причастий прошедшего времени.
Причастия являются в целом принадлежностью книжной речи. Особняком в этом отношении стоят лишь краткие формы прошедшего времени страдательного залога («работа написана», «чай уже налит», «улицы освещены» и т.д.), которые активно используются в живой речи, в бытовом разговоре. Остальные разряды причастий, составляя принадлежность разных стилей книжной речи, широко в ней употребляются. Это связано прежде всего с тем, что причастия способствуют сжатости речи, заменяя собой более длинные в словесном отношении придаточные предложения. Ср.: «Дерево, которое выросло на пригорке» и «Дерево, выросшее на пригорке».
Говоря о роли причастий, можно добавить и то, что причастия, утрачивая глагольные свойства (время, вид, залог, способность управлять), становятся поставщиками прилагательных и существительных: «подержанный костюм», «раскаленный асфальт», «уверенный ответ», «копченая колбаса», «плавленный сыр», «класс пресмыкающихся», «известный ученый» и т.д.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
— неизменяемая глагольная форма, примыкающая в предложении к глаголу, отглагольное наречие.
Обозначая добавочное действие, которое сопровождает протекание другого действия, деепричастие по-разному характеризует соотношение этих действий в конкретных условиях контекста. Оно может быть использовано для того, чтобы установить перспективу между двумя действиями, когда одно выделяется как главное, другое – как второстепенное. Так, в предложении «Пятак падал к ногам, звеня и подпрыгивая» главное, основное действие – падал, а звеня и подпрыгивая, детализируя его, указывают на сопровождающие, сопутствующие основному действия. Эта роль деепричастия – указывать на подчиненное действие по отношению к другому как основному – становится более явной, если фразу с деепричастиями сравнить с той, где они заменены глаголами: «Пятак падал к ногам, звенел и подпрыгивал». Очевидно, что замена представляет все действия как равноправные, независимые.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).