Что изучает география 5 класс домогацких
§ 1. Что такое география
1. Какие науки изучают Землю?
2. Зачем человеку необходимо изучать Землю?
1. Когда возникла география как наука.
2. чем отличается современная география от географии в древности.
могла ли наука география получить другое название?
Начало географии
Само слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. учёный Эратосфе́н из города Кирена. Она рассказывала о природе стран, лежащих на берегах Средиземного моря (рис. 1). Эратосфен описал эти земли, отсюда и название книги — «География». В переводе с греческого «география» — значит «землеописание» (от слов «ге» — земля и «графо» — описываю). Очень многие термины, которыми пользуются современные географы, имеют греческое происхождение. Так что скоро вы будете знать много греческих слов.
Что же это за наука? Что она изучает? Чем вы будете заниматься на уроках географии?
Эратосфен первым применил слово «география».
География — наука древняя
Долгое время она действительно была простым землеописанием. Люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их нравы и обычаи. Географические книги прошлого читаются как приключенческие романы, так как они рассказывают о дальних путешествиях, полных самых неожиданных опасностей (рис. 2).
Урок в 5 классе «Что такое география»
Цель урока: Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях изучением которых они занимаются.
— осознавать необходимость изучения географии;
— проявление учебно- познавательного интереса к предмету.
— ставить учебную задачу;
— планировать свою деятельность;
— оценивать работу одноклассников;
— умение работать с текстом, выделять в нем главное.
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
— учиться критично относиться к своему мнению;
— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
— кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме.
— объяснять специфику географии как науки;
— рациональное использование источников географических знаний в конкретных ситуациях.
— знать основные правила работы в кабинете.
Тип урока: Вводный урок. Урок изучения нового материала.
Понятия, номенклатура и персоналии: География, наука, Эратосфен.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, портреты путешественников, учебник, атлас.
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку. Контроль посещаемости.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, вы изучали природу в 4 классе. Как назывался ваш предмет. Предполагаемый ответ (Окружающий мир). Хорошо. А какой учебник вы принесли сегодня на урок? Как он называется? (география). Как вы думаете, какую науку мы будем изучать на наших уроках? (география).
Но прежде чем, начнем изучать этот предмет, давайте ознакомимся с учебником. В этом учебнике всего 28 параграфов. Это мало, но это не значит, что в нем мало для вас информации. География – это серьезная наука. И не всегда информация будет простой. В начале параграфа, вы заметили, есть три рубрики: вспомните, вы узнаете, как вы думаете. В тексте параграфа, есть выводы и повторим главное. В конце параграфа есть вопросы, одни проще, другие сложнее «Проверим знания». В конце каждого тематического раздела даны итоговые задания. В конце учебника находится краткий словарь основных терминов, которые необходимо знать. На уроках географии вы узнаете много нового, необычного, необходимого каждому образованному человеку.
Наверное, не найдется такого человека, который не сталкивался с географией. Скажите, зачем нужна эта наука? (предполагаемые ответы).
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
Вопрос: О чем идет речь в этой загадке? ( о Земле)
Какая наука изучает природу Земли, население Земли? (география)
Все ли вы знаете о том, что изучает география? А хотели бы вы знать? Вам это интересно?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Попробуйте сформулировать тему урока? (Предполагаемые ответы: Что такое география, что изучает география….)
Формулировка темы, запись на доске, в тетради.
Исходя из темы, определите цель урока? Какова цель нашего урока сегодня? (предполагаемые ответы)
— Что является главным объектом изучения географии?
— Какие другие науки изучают Землю?
— Зачем человеку необходимо изучать Землю?
А сейчас давайте попробуем ответить на такие вопросы:
— Что означает «география» в переводе с древнегреческого? Сформулируйте сами это определение, что такое география?
— Когда возникла география как наука?
— Что изучает география? (примерные ответы учащихся).
А сейчас ребята, откройте учебник стр.6 и найдите ответ на эти вопросы. Сравните ваши ответы, с ответами учебника.
Кто дал название науки география? Почему он так назвал эту науку? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 6.
А как бы вы назвали эту науку? ( предполагаемый ответ)
А сейчас, давайте попробуем порассуждать о том, какие задачи стоят перед географией?
Чем занимается современная география? Ведь к концу 19 века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озера, горы. Стали говорить о том, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, что география как наука прекратит свое существование, и от нее останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные карты, поверхность которой они изображают. Оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чем заключался этот новый этап? Давайте разберемся. Откройте учебник стр. 7. Прочитайте этот абзац и ответьте на вопрос: Что изучает современная география? Что эта за наука?
Ребята посмотрите на экран. Как вы думаете, чья эта фотография. Да, на этой фотографии Эратосфен.
Задание: Ребята, хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Ребята, как вы думаете, достаточно ли уметь писать и читать, для того, что бы знать географию? ( ответы учащихся)
— Давайте подумаем и составим схему, какие еще науки помогают изучать географию? ( Ответы учащихся. Учитель помогает составлять схему наук о природе.)
( можно использовать вопросы на стр. 8)
— я узнал на уроке______________
— мне было трудно___________________
— я не понял_________________________
— мне было интересно, я все понял и смогу рассказать об этом _______________
Вводный урок географии в 5 классе «Что такое география»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вводный урок географии в 5 классе «Что такое география»
Цель урока: Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях изучением которых они занимаются.
— осознавать необходимость изучения географии;
— проявление учебно- познавательного интереса к предмету.
— ставить учебную задачу;
— планировать свою деятельность;
— оценивать работу одноклассников;
— умение работать с текстом, выделять в нем главное.
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
— учиться критично относиться к своему мнению;
— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
— кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме.
— объяснять специфику географии как науки;
— рациональное использование источников географических знаний в конкретных ситуациях.
— знать основные правила работы в кабинете.
Тип урока: Вводный урок. Урок изучения нового материала.
Понятия, номенклатура и персоналии: География, наука, Эратосфен.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, портреты путешественников, учебник, атлас.
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку. Контроль посещаемости.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, вы изучали природу в 4 классе. Как назывался ваш предмет. Предполагаемый ответ (Окружающий мир). Хорошо. А какой учебник вы принесли сегодня на урок? Как он называется? (география). Как вы думаете, какую науку мы будем изучать на наших уроках? (география).
Но прежде чем, начнем изучать этот предмет, давайте ознакомимся с учебником. В этом учебнике всего 28 параграфов. Это мало, но это не значит, что в нем мало для вас информации. География – это серьезная наука. И не всегда информация будет простой. В начале параграфа, вы заметили, есть три рубрики: вспомните, вы узнаете, как вы думаете. В тексте параграфа, есть выводы и повторим главное. В конце параграфа есть вопросы, одни проще, другие сложнее «Проверим знания». В конце каждого тематического раздела даны итоговые задания. В конце учебника находится краткий словарь основных терминов, которые необходимо знать. На уроках географии вы узнаете много нового, необычного, необходимого каждому образованному человеку.
Наверное, не найдется такого человека, который не сталкивался с географией. Скажите, зачем нужна эта наука? (предполагаемые ответы).
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
Вопрос: О чем идет речь в этой загадке? ( о Земле)
Какая наука изучает природу Земли, население Земли? (география)
Все ли вы знаете о том, что изучает география? А хотели бы вы знать? Вам это интересно?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Попробуйте сформулировать тему урока? (Предполагаемые ответы: Что такое география, что изучает география….)
Формулировка темы, запись на доске, в тетради.
Исходя из темы, определите цель урока? Какова цель нашего урока сегодня? (предполагаемые ответы)
— Что является главным объектом изучения географии? (земля)
— Какие другие науки изучают Землю? (геология-строение ЗК, экология-биол.наука о взаимосвязях организмов с окр.средой, геоденезия-наука, из-я формы и размеры З.)
— Зачем человеку необходимо изучать Землю? (т.к.ЗК –источник ПИ)
А сейчас давайте попробуем ответить на такие вопросы:
— Что означает «география» в переводе с древнегреческого? (гео-земля,графия-пишу) Сформулируйте сами это определение, что такое география? (совокупность наук о планете Земля)
— Когда возникла география как наука? (в Греции,2 тыс лет назад. 276-196 гг до н э)
— Что изучает география? (примерные ответы учащихся).
А сейчас ребята, откройте учебник стр.6 и найдите ответ на эти вопросы. Сравните ваши ответы, с ответами учебника.
Кто дал название науки география? (Эратосфен) Почему он так назвал эту науку? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 6.
А как бы вы назвали эту науку? ( предполагаемый ответ)
А сейчас, давайте попробуем порассуждать о том, какие задачи стоят перед географией?
Чем занимается современная география? Ведь к концу 19 века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озера, горы. Стали говорить о том, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, что география как наука прекратит свое существование, и от нее останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные карты, поверхность которой они изображают. Оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чем заключался этот новый этап? Давайте разберемся. Откройте учебник стр. 7. Прочитайте этот абзац и ответьте на вопрос: Что изучает современная география? Что эта за наука?
Ребята посмотрите на экран. Как вы думаете, чья эта фотография. Да, на этой фотографии Эратосфен.
Задание: Ребята, хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Ребята, как вы думаете, достаточно ли уметь писать и читать, для того, что бы знать географию? ( ответы учащихся)
— Давайте подумаем и составим схему, какие еще науки помогают изучать географию? ( Ответы учащихся. Учитель помогает составлять схему наук о природе.)
( можно использовать вопросы на стр. 8)
— я узнал на уроке______________
— мне было трудно___________________
— я не понял_________________________
— мне было интересно, я все понял и смогу рассказать об этом _______________
Конспект урока географии «Что такое география»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии «Что такое география» »
Технологическая карта урока
Родионова Валентина Валентиновна
(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «География. Введение в географию», учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений)
Урок изучения нового материала (открытия нового знания)
Технология проблемно-диалогического обучения
Что такое география?
Формирование у обучающихся представления о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимается.
Образовательные: рассмотреть спектр наук о природе; раскрыть термин «география»; познакомить с географическими науками; сформировать представление о значении географии как науки.
Развивающие: развивать самостоятельную деятельность обучающихся; заложить основы мотивации изучения географии; сформировать навыки практической деятельности; развивать речевую культуру обучающихся; развивать творческие и коммуникативные способности.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, любознательности; воспитывать взаимопонимание и сплочённость в совместной деятельности; формировать культуру общения при работе в группе.
Планируемые
образовательные
результаты
в познавательной сфере:
— давать определение географии;
— уметь составлять схему наук о природе;
— выделять главные мысли в содержании текста, находить ответы на вопросы;
— формулировать вывод о значении географии как науки.
В ценностно-ориентационной сфере:
— анализировать и оценивать роль географии и естественных наук в жизни человека.
— ставить цель и анализировать условия достижения цели;
— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
— осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов
— устанавливать причинно-следственные связи;
— давать определения понятиям.
— признавать ценность географии как науки о природе для людей;
— обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
— уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группе;
— уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
Основные термины, понятия
География, наука, Эратосфен
Химия, биология, физика, астрономия, математика, информатика.
Работа с текстом учебника (индивидуально).
Работа со схемой (в группах), презентация результатов.
Учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2012.
С.В. Банников, Д. В. Молодцов «Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2012.
Физическая карта мира.
Раздаточный материал для практической работы № 1.
Урок № 1. Тема: «Что такое география?»
Мотивация к учебной деятельности.
— обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Вопрос: О чем идет речь в этой загадке?
(Фото Земли из космоса)
• Вот вид Земли из космоса. Какая она?
• Кто впервые увидел Землю из космоса?
Задание: Послушайте стихотворение и скажите, какая наука изучает всё то, о чём в нём говорится.
Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
Ну, в общем, всем ясно,
(Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы)
Отвечают на вопрос.
Рассматривают фотографии на слайдах.
Отвечают на вопросы.
Формирование темы урока.
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
— самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).
— работать с текстом с целью поиска необходимой информации.
— обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
— выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;
— уметь составлять схему наук о природе.
Вопрос: Какая наука изучает всё это? (География)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
— Сформулируйте тему нашего урока. (Правильно, тема нашего урока: «Что такое география?»)
— Зачем человеку необходимо изучать географию?
— Попытаемся определить цель нашего урока?
(Раскрыть термин «география», сформировать представление о роли географии в изучении природы)
Давайте выясним, как же возникла наука география?
Задание. Используя текст учебника (стр.6), выясните, что означает слово «география», с каким событием связано его появление?
Само слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. учёный Эратосфен из города Кирена. Она рассказывала о природе стран, лежащих на берегах Средиземного моря.
Итак, Эратосфен первым применил слово «география». В переводе с греческого «география» значит «землеописание».
Физкультминутка для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле наших глаз,
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
География – наука древняя. Долгое время она, действительно, была простым землеописанием. Люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их нравы и обычаи. И к концу XIX века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной.
Сейчас на земле нет места, о природе или населении которого люди не знали бы ничего. Исследователи поднялись на самые высокие горные вершины, опустились глубоко на дно океана, впервые увидели Землю из космоса и сделали снимки. (Демонстрация слайдов)
География разделяется на две основные ветви: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу земной поверхности, её особенности, а экономическая – население, его хозяйственную деятельность.
Вопрос: Как вы думаете, каково же значение географии для человека?
Люди живут и работают в разных природных условиях, в пустынях и на равнинах, в лесах и степях. Знание особенностей природы помогает им ориентироваться в своих занятиях.
Всё необходимое для жизни воду и воздух, свет и тепло, полезные ископаемые и пищу, человек получает от природы и он должен её хорошо знать, чтобы уметь всем этим пользоваться.
Таким образом, физическая география отвечает на вопрос, где и какая природа, объясняет особенности и разнообразие природы в разных местах. Например: почему у полюсов всегда холодно и их поверхность покрыта снегами и льдами, почему у экватора жарко и там растут влажные экваториальные леса, почему на одних территориях образуются обширные болота, а в других – песчаные пустыни.
Также физическая география отвечает на вопрос, как правильно использовать блага природы, как сделать так, чтобы не навредить ей. Человек, используя природу, может внести определённые изменения и от современных учёных требуется уметь предвидеть изменения в природе в связи с вмешательством в неё человека.
Шесть – за парту сесть опять.
Вопрос: Вспомните, какие ещё науки изучают природу?
Все эти науки взаимосвязаны между собой. Давайте попробуем составить схему наук о природе
Практическая работа № 1. Составление схемы наук о природе.
— Что общего характерно для всех этих наук? Чем они отличаются?
Отвечают на вопросы
Ученики предлагают свои названия темы урока. Формулируют цель. (Учитель корректирует)
Работают с текстом учебника. Выделяют главное, отвечают на поставленные вопросы
Рабочая программа география 5 класс УМК Е.М Домогацких
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения
Заместитель директора школы по УВР
Директор филиала МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ»
Приказ № ___ от «___»_______2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кононовой Елены Васильевны ,
I квалификационная категория
по учебному курсу «География. Введение в географию»
от «__»_______2016 г.
Общая характеристика учебного предмета ………………..…. 3
Описание места учебного предмета в учебном плане. 4
Планируемые результаты освоения конкретного учебного
Содержание учебного предмета…. ………………………………. ……6
Тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)……………………………….….12
Учебно-методическое обеспечение……………………………………. 24
Формы контроля и критерии оценки…………………………98
Критерии оценивания учащихся с ОВЗ (ЗПР)…………………………87
Требования к уровню подготовки…………………………..…………..33
Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования».
Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи : актуализировать знания и умения школьников, развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира; научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в пять разделов.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании 3 первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. 5 класс. Учебник. ФГОС, 2016
3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова География. Введение в географию. 5 класс ФГОС, 2016
4. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е.Введение в географию 5 класс. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких. ФГОС, 2016
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
«Ведение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; уметь составлять схему наук о природе, описание учебного кабинета географии, составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках; уметь организовывать наблюдение за погодой, составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности; уметь составлять план кабинета географии, определять с помощью компаса стороны горизонт; уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты; уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»; уметь организовывать фенологические наблюдения в природе; уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли, крупнейшие государства материка.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
специфику географии как науки, методов географических исследований.
отличительные особенности географических методов исследования;
рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы. Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
особенности формы и размеров Земли; свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращения Земли.
отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане; стороны горизонта.
4.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
5.Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний.
причины и следствия географических открытий; маршруты путешествий.
6.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
7.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
географические особенности природы и населения материков и океанов;
особенности взаимодействия океаны и суши; значение Мирового океана;
специфику природы и населения материков; характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
8.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
9.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа +1)
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
особенности оболочек Земли; специфику географической оболочки.
отличия природных объектов; отличия оболочек Земли.
10. Организация фенологических наблюдений в природе.
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова : Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз
Учебно – методическое обеспечение
Основная литература для учащихся
1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. 5 класс 2016
2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова География. Введение в географию. 5 класс ФГОС 2016
3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Введение в географию. 5 класс ФГОС 2016
4. Домогацких Е.М. Банников С.В. Контурные карты. География. Введение в географию. 5 класс. ФГОС 2016
Основная литература для учителя
1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
2. Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
5. Касьянова Н.В. География. Введение в географию. 5 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС, 2016
6. Молодцов Д.В. введение в географию. 5 класс. Тетрадь-практикум к учебнику Е.М. Домогацких. ФГОС, 2016
1. Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст : исторический роман / А.Е. Клиентов. – М.: Белый город, 2014. – 63с. 4.
1. География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2014, 2015
1.Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты» http://earth06.narod.ru/index.htm
8. Формы контроля и критерии оценки
Оценка качества устных ответов по географии
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
5. Отличное знание географической номенклатуры.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. 4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии.
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания. 11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7. Не знание географической номенклатуры.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Критерии оценки контурных карт.
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Критерии оценивания учащихся с ОВЗ (ЗПР)
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу. У них обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.
Важнейшими коррекционными задачами курса являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля.
Учитывая общие и специальные задачи школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала ( в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более прочному усвоению элементарных знаний учащимися.
Критерии оценок составлены с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов и их различия; меры по охране воды от загрязнения и правила поведения в природе; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на карте полушарий и глобусе; солнце, как ближайшую звезду и его значение для жизни на Земле; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; основные типы климатов; ГП нашей страны на физической карте России.
Учащиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; ориентироваться на географической карте; составлять описание изучаемых объектов по плану с опорой на карту; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте с помощью учителя.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти неточности ученик исправляет сам.
Оценка «3» ставится, если ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком; излагает материал с помощью учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей часи программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.
10. Требования к уровню подготовки
Называть и показывать:
форму и размеры Земли; полюса, экватор; части Мирового океана; виды движения воды в океане; материки и океаны Земли; географические объекты, предусмотренные программой; маршруты географических исследований и путешествий.
различных видов морей; различия природы материков.
стороны горизонта на местности (ориентироваться); специфику природы материков и океанов по географической карте; направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.