Что изучает дисциплина управление персоналом
Управление персоналом
Управление персоналом – это практическая деятельность, которая направлена на обеспечение предприятия квалифицированным персоналом, способным качественно выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное использование кадрами.
Управление персоналом является одной из основных составных частей современного менеджмента.
Сферы деятельности и управление персоналом
К сферам деятельности управление персоналом относятся осуществление следующих функций:
оперативная работа с персоналом, которая заключается в обучении и развитии персонала, проведении оперативной оценки персонала, организации труда работников и мотивации сотрудников;
стратегическая работа с персоналом.
Задачи управления персоналом
Управления персоналом решает следующие задачи:
выработка общей стратегии;
выявление необходимости предприятия в квалифицированных работниках с учетом существующего кадрового состава;
составление штатного расписания и разработка должностных инструкций для сотрудников организации;
осуществление действий по подбору персонала и формированию трудового коллектива работников;
создание резерва предстоящих руководителей для обеспечения преемственности, а также осуществление мер по снижению риска потерь кадров;
построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;
управление затратами на персонал;
проведение анализа качества выполняемой работы сотрудниками;
разработка и внедрение программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников организации;
разработка критериев, методики и оценки персонала для аттестации сотрудников организации;
разработка системы продвижения по службе (управление карьерой работника);
осуществление мер по высвобождению персонала;
осуществление мер по мотивации работников предприятия, к которым относятся: повышение заработной платы, выплата премий, предоставление различных льгот, возможность продвижения по службе.
Принципы управление персоналом
Управление персоналом основывается на следующих принципах:
Принцип подбора работников по деловым и личным качествам.
Принцип преемственности. Сочетание в трудовом коллективе молодых сотрудников и опытных специалистов.
Принцип соответствия. Порученная работа должна соответствовать возможностям и способностям исполнителя.
Принцип повышения квалификации.
Принцип замещения отсутствующего работника.
Принцип должностного и профессионального продвижения работников на основе использования обоснованных критериев оценки их деятельности и обеспечения условий для постоянного карьерного роста.
Принцип сочетания доверия к сотрудникам и контроля исполнения работниками своих трудовых обязанностей.
Принцип открытого соревнования между работниками, которые претендуют на руководящие должности.
Принцип правовой защищенности. Все управленческие и кадровые решения должны приниматься на основе действующего трудового законодательства.
Методы управления персоналом
На практике выделяют три группы методов управления персоналом организации:
административные или организационно-распорядительные методы;
Экономические методы
К экономическим методам относятся все методы материальной стимуляции работников организации, к которым относятся:
участие работников в распределении прибыли предприятия;
система поощрений в виде повышения заработной платы, выплаты премий за качество труда и его эффективность;
элементы социального обеспечения работников предприятия, такие как: оплата питания сотрудникам организации, предоставление медицинской страховки, оплата проезда на общественном транспорте;
система наказаний в виде вычетов из заработной платы сотрудников организации и начисления штрафов.
Административные или организационно-распорядительные методы
Административные или организационно-распорядительные методы основаны, прежде всего, на применении руководством предприятия власти, принуждения и использовании нормативных актов в области трудового законодательства.
Административные методы реализуются в виде издания приказов, распоряжений или указаний, которые направлены на необходимость соблюдения трудовой дисциплины и предусматривают ответственность за допущенные нарушения.
Административные методы отличаются прямым характером воздействия. То есть любой приказ или распоряжение руководства организации должны быть обязательно исполнены.
Социально-психологические методы
Социально-психологические методы воздействия на интересы личности или коллектива основаны на законах психологии и социологии.
Результатом применения социально-психологических методов является сведение к минимуму проявления личностных конфликтов в трудовом коллективе.
Кроме этого, при помощи социально-психологических методов можно формировать корпоративную культуру и управлять карьерой каждого сотрудника.
Социологические методы управления персоналом позволяют выявить неформальных лидеров, определить место каждого сотрудника в рабочем коллективе и эффективно решать любые производственные конфликты между работниками организации.
Заключение
Главной задачей управления персоналом является наиболее эффективное использование трудовых ресурсов.
Основные функции системы управления персоналом организации: кадровое планирование, адаптация, аттестация, мотивация, оценка, обучение персонала.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Управление персоналом как учебная дисциплина
Управление персоналом как учебная дисциплина представляет собой систему, включающую в себя основы теории управления и теории организации, теорию управления персоналом и исследование методов, технологий и моделей практики управления персоналом в организациях.
Особенности системы управления персоналом:
1. Зависимость проблем управления от характера организации – формы собственности, сферы деятельности, срока существования;
2. Зависимость проблем управления от внешних (по отношению к организации) факторов – социально- экономического контекста, культурного контекста;
3. Зависимость проблем управления от стиля деятельности организации, определяемого современными тенденциями – развитие сетевых организаций, преобладание проектного мышления, направленность на инновации.
Управление персоналом как учебная дисциплина призвана сформировать следующие знания и умения:
— знание основных принципов построения системы управления персоналом в организации;
— знание принципов организации деятельности службы персонала;
— знание основных методов, технологических приемов и способов разрешения стандартных кадровых проблем;
— умение анализировать источники организационно-кадровых проблем;
— умение формировать программы развития персонала в соответствии со стратегическими направлениями развития организации.
Цель дисциплины—сформировать у студентов системное представление о природе управления персоналом в организации, как отрасли научного знания и формы социальной и профессиональной практики.
Задачи изучения учебной дисциплины:
— углубленное понимание студентами действия закономерностей и принципов управления персоналом в организации их взаимосвязи с деятельностью организации;
— формирование знаний, навыков и умений студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности и дальнейшего самообразования как руководителей и специалистов организаций различного типа;
— ознакомление обучаемых с технологиями организационного проектирования и управления персоналом и их прогнозирования как динамических и сложноорганизованных процессов.
— о природе и социальном статусе управлении персоналом организаций, его состоянии, направленности и динамике развития;
— о содержании стратегии и тактики управления персоналом, формах и особенностях его технологической реализации;
— о системе социальных (государственных) институтов, осуществляющих деятельность по управлению персоналом.
— содержание понятийно-категориального аппарат учебной дисциплины «Управление персонало организации»;
— закономерности, принципы и технологические параметры процесса управления персоналом;
— условия, факторы, феноменальность технологической культуры управления персоналом и механизм ее взаимосвязи с деятельностью организации;
— основы организационного и кадрового проектирования состояния, направленности и динамики развития процессов управления персоналом, систему критериев и оценки их эффективности;
— технологические основы нововведений в области управления персоналом в организации
— анализировать процессы и проблемы практики управления персоналом, находить пути их эффективного разрешения в управленческой практике;
— проектировать и осуществлять практическую реализацию прогнозируемого развития организации;
— использовать организационный опыт для повышения качественных показателей профессиональной деятельности и корпоративной культуры организации.
— общения с людьми различного управленческого опыта и поведения, объективного к ним отношения, понимания оценки;
— взаимодействия с должностными лицами учреждений по управленческой и профессиональной проблематике деятельности коллективов и отдельных сотрудников.
Уровни реализации компетенции специалиста службы управления
— на уровне управленческих процессов (регламентация принятия решений и формирование систем организации деятельности);
— на уровне персонал-процессов в организации (адаптация, продвижение, конфликты и т.д.);
— на уровне межличностных процессов (системы непосредственного управления организация системы профессионального взаимодействия)
Управление персоналом, как наука – это комплексная прикладная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятий для повышения эффективности и достижения целей организации.
Деятельность по управлению персоналом – целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации
Два основных подхода в работе с персоналом
1. Доктрина научного управления, или научной организации труда (НОТ) акцентирует внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем (начало применению новых методов организации труда рабочих было положено Фредериком Уинслоу Тейлором (1856—1915), который изложил свои взгляды в моногорафии «Принципы научного менеджмента» (1911). Его опыты научного подхода к организации рутинного, тяжелого физического труда вызвали огромный интерес и положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования приемов и методов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер.).
Вопрос 1.2. Объекты изучения науки о человеческих ресурсах
Предмет науки основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда.
Управление персоналом –это функциональная сфера деятельности.Еезадача – обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование.
Целью управления персоналом,обобщенно,является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.
Персонал предприятия в одно и тоже время может выступать как объектом, так и субъектом управления. Объектом работники предприятия выступают потому, что они являются частью производственных процессов. Поэтому планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование людских ресурсов на производстве составляют основное содержание управления персоналом. И с этой точки зрения работники рассматриваются аналогично управлению материально-вещественными элементами и подструктурами. Дело еще и в том, что деловая организация (предприятие) всегда целерациональна и все, что в ней находится (в том числе персонал и труд персонала), подчинено достижению организационных целей: производ-ство товаров (услуг) для продажи на рынке.
Персонал современной организации может рассматриваться и как субект управления,поскольку участвует в той или иной степени в управленииорганизацией, влияя на принимаемые руководством предприятия решения, участвуя в процедурах оценки (самооценки), контроля (самоконтроля), рас-пределения заработка и т.п.
Система целей для управления персоналом,с одной стороны,должна отвечать на вопрос, каковы конкретные потребности работников, удовлетворе-ния которых они вправе требовать от администрации, а с другой стороны – какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация организации и какие условия она стремится для этого создать. Успех управ-ления возможен, если эти группы целей непротиворечивы.
Управление персоналом, в широком плане, преследует следующие цели:
— помощь фирме в достижении общих целей;
— эффективное использование мастерства и возможностей работников;
— обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными сотрудниками;
— стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей ра-ботой, к их наиболее полному профессиональному самовыражению, что делает желанной работу в данной фирме.
К основному набору стандартных процедур по управлению персоналом относятся:
1. Планирование трудовых ресурсов: оценка наличных ресурсов, оценка будущих потребностей, разработка программы удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
2. Наем персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе найма.
4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот с целью привлечения и удержания работников.
5. Разработка мотивационных схем стимулирования (материального и морального) работников: побуждение работников к высокой трудовой отдаче.
6. Адаптация: введение нанятых работников в организацию и во все ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
7. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам эффективного выполнения работ.
8. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работников.
9. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников с должности с большей или меньшей долей ответственности; развитие их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы; процедуры прекращения договора по найму;
10. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и по-вышение эффективности руководящих кадров. 7
Различают следующие аспекты управления персоналом:
1) технико-технологический –предполагает необходимость учета уровняразвития конкретного производства, особенностей используемых в нем тех-ники и технологий, специфики производственных условий;
2) организационно-экономический –позволяет раскрыть вопросы,свя-
занные с планированием численности и состава работающих, материальным
и моральным стимулированием трудовой деятельности, использованием ра-бочего времени и т.п.;
3) правовой аспект проблемы включает вопросы соблюдения трудовогозаконодательства в работе с персоналом;
4) социально-психологический – рассматривает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, использования раз-личных социологических и психологических процедур в практике работы с персоналом;
5) педагогический – затрагивает проблемы,связанные с воспитанием иобучением персонала.
Фактор | Содержание фактора |
1.Организационно-экономический | Разделение и ограничение труда; организационно-правовая форма предпрития; организационная структура предприятия; система коммуникаций; организация производства; экономическое состояние. |
2. Административно-управленческий | Административные методы управления; особенности реализации функций управления; выбор принципов и методов управления; комплекс нормативных и директивных актов. |
3.Технико-технологический | Особенности взаимодействия людей с техникой; воздействие техники на соматическое и психическое состояние работников; отношение работников к труду. |
4.Правовой | Применение трудового законодательства в области труда, трудовых отношений, условий труда; документы по трудовым отношениям. |
5.Групповой | Процесс социализации личности; определенное место человека в группе; распределение ролей между членами группы. |
6.Личностный | Системная сущность личности человека |
Традиционный подход рассматривает управление с четырёх различных точек зрения. Все школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.
Суть подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.
Гуманистический подходк управлению — подход, рассматривающий организацию как культурный феномен.
Организационная культура — целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных, принципов.
Управление человеческими ресурсами предполагает активизацию населения путем вовлечения в меру его возможности в социальную жизнь.
Управление человеческими ресурсами в большей степени опирается на планирование, мониторинг и контроль, чем на сотрудничество. Решение проблем осуществляется через других менеджеров, а не непосредственно с работниками или их представителями.
В отличие от управления персоналом, управление человеческими ресурсами рассматривает людей как эффективную рабочую силу только тогда, когда у людей удовлетворены все потребности, связанные с работой. Но этого не произойдет без вмешательства принципов управления персоналом, поскольку оно вовлекает в более тесные и непосредственные взаимоотношения менеджеров и их подчиненных.
Во многих публикациях отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:
Другие исследователи рассматривает персонал с позиции теории подсистем, в которой работники выступают в качестве важнейшей подсистемы. Наиболее четко можно выделить две группы систем:
— экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или организация людей;
— социальные, в которых главенствуют вопросы отношения людей, социальные группы, духовные ценности и аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей.
Вышеперечисленные подходы к анализу роли человека в производстве обосновывают традиционную и современную концепцию управления персоналом в таблице представлены особенности управления кадрами и управления человеческими ресурсами
1. Дайте определение «управление персоналом – как наука»?
3. Перечислите основные принципы управления персоналом?
4. Назовите и приведите примеры факторов воздействующих на персонал?
Управление персоналом организации и формирование управленческих команд (бак. ФППБА)
Лекционный материал по теме «Управление персоналом: специфика, основные процессы и история становления»
1. Управление персоналом как область знаний и сфера деятельности
1. Определение понятия и специфика управления персоналом
Понятие «управление персоналом» имеет 3 аспекта: функциональный, организационный и образовательный.
В функциональном отношении под управлением персоналом подразумеваются все задачи и решения, которые связаны с деятельностью в сфере персонала (например, подбор персонала, введение в работу, повышение квалификации, оплата труда, мотивация персонала, увольнение работников и т.д.)
В организационном отношении это понятие охватывает всех должностных лиц и все службы на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом (например, линейных менеджеров, отдел персонала, совет работников предприятия).
В образовательном плане управление персоналом выступает в качестве учебной и научной дисциплины.
Управление людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными, природными, финансовыми, информационными и др. ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других ресурсов, используемых организацией.
Специфика человеческих ресурсов
2) Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. Это является важным и долговременным источником повышения эффективности деятельности любой организации.
3) Трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет, поэтому отношения человека и организации могут носить долговременный характер.
4) В отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят (в большинстве случаев) в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации помощи или предоставления возможностей в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.
Таким образом, очевидно, что управление человеческими ресурсами представляет собой особый вид деятельности, требует выполнения специальных функций и наличия специальных знаний и качеств у менеджеров по персоналу.
2. Краткая история эволюции служб по управлению персоналом
Специализированные отделы по управлению человеческими ресурсами возникли в 1920-30-ые годы. Долгое время они играли вспомогательную подчиненную роль, выполняя работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, присутствием в судах, выплатой заработной платы и т.д. Все вопросы, связанные с управлением людьми принимались высшими руководителями без участия сотрудников отделов кадров, которые выполняли сугубо административно-учетную функцию.
Во время второй мировой войны перед отделами кадров промышленных предприятий (прежде всего, в США и Англии) была поставлена и решена огромная задача – в кратчайшие сроки принять на работу и обучить сотни тысяч новых сотрудников. С тех пор вопросы подбора и подготовки кадров стали важным направлением в работе отделов по управлению персоналом. Кроме того, развивалось «управление производительностью», которое заключалось в разработке оптимальных рабочих методов и в планировании численности рабочих на основе экономических показателей (стоимость производимой в единицу времени продукции, прибыль).
В послевоенный период значительно выросли масштабы и значение профессионального обучения внутри организации. Росло значение отдела кадров, который управлял этим процессом.
В 1960-е гг. МакГрегор и другие теоретики управления развивали идеи Мейо о важности отношения управляющих к исполнителям, о взаимосвязи производительности труда и человеческого фактора. Это вело к изменениям в практике управления. В 1960-70-е гг. американские школы бизнеса включили в программы такие дисциплины, как индустриальная психология, организационное поведение, управление персоналом.
Отделы кадров в 1970-е гг. в США, а в 80-е гг. в Западной Европе превратились в «отделы человеческих ресурсов». Наблюдается рост их статуса внутри организации. Одновременно появляются такие направления их деятельности, как планирование и развитие карьеры, внутриорганизационная коммуникация, «обогащение труда», привлечение рабочих к участию в управлении.
В 80-е гг. неблагоприятная экономическая конъюнктура привела к необходимости увольнения работников с предприятий. Растет значимость способности организации эффективно управлять массовыми увольнениями, переобучением высвобождаемых работников и поддержанием морали оставшихся в организации. Значительно расширились масштабы частичной занятости.
В 1990-е гг. произошли реформы по либерализации систем социального страхования и обеспечения, уменьшается степень государственного регулирования отношений между работодателями и работниками.
В сегодняшних условиях приоритетными для специалистов по управлению персоналом стали следующие задачи:
— обеспечить соответствие уровня квалификации сотрудников жестким требованиям современной экономики. Где базовые навыки устаревают каждые 5 лет;
— найти способы поддержать и усилить чувство принадлежности к организации у сотрудников, в том числе у тех, кто работает дома с помощью электронных средств связи.
3. Процессы управления персоналом
Реализация задач и планов организации предполагает выполнение ее персоналом определенных действий, часто называемых производственными функциями. Специалисты считают более правильным употребление термина «производственное поведение», поскольку оно включает в себя не только технические навыки (умение работать на станке, компьютере, знание производимого продукта), но и поведенческие (отношение к клиенту, способность работать с большой нагрузкой и т.д.).
Производственное поведение = технические навыки + поведенческие навыки
Производственное поведение зависит от организационной структуры и культуры, но в первую очередь определяется организационными целями.
Чем ближе производственное поведение сотрудников организации к обеспечивающему достижение ее целей, тем выше эффективность их работы, эффективность использования человеческих ресурсов. Это качественный аспект управления персоналом. Есть еще количественный аспект – организация должна иметь достаточное для реализации своих целей число сотрудников.
Таким образом, эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации.
Эффективность использования каждого отдельного работника зависит от его способности выполнять требуемые функции и прилежания (мотивации), с которым эти функции выполняются. Под способностью в данном случае понимается наличие у сотрудника необходимых для выполнения своих функций профессиональных навыков, достаточной физической силы и выносливости, сообразительности, общей культуры и т.д. Но к этому необходимо наличие желания работника эти способности проявить.
В последнее время широкое распространение получило понятие компетенции, которая представляет собой демонстрируемую способность сотрудника выполнять определенные производственные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию сотрудника и описывают его производственное поведение.
Компетенция = способности + мотивация сотрудника
Традиционно специалисты выделяют 4 системы управления персоналом (или основные функции):
1) привлечение и отбор персонала;
2) профессиональное развитие персонала;
3) оценка персонала;
4) вознаграждение персонала.
Иногда две последние системы объединяют в одну в силу их тесной взаимозависимости.
4. Отдел управления человеческими ресурсами современной корпорации
Отдел возглавляет Вице-президент по человеческим ресурсам, который подчиняется непосредственно первому руководителю организации – Президенту, Генеральному директору. В небольших организациях эту функцию может выполнять директор или начальник отдела по управлению персоналом.
Вице-президент по человеческим ресурсам является членом высшего руководства всей организации. Конечно, при обсуждении вопросов управления всей организацией Вице-президент по человеческим ресурсам выступает, прежде всего, как специалист в области управления людьми, как внутренний консультант по этому вопросу для остальных руководителей. Вместе с тем, он должен понимать общие законы развития организации, знать рынок, конкурентов, т.е. быть специалистом по управлению своей компанией в целом.
В качестве функционального руководителя Вице-президент по человеческим ресурсам обеспечивает удовлетворительное, с точки зрения организации, функционирование систем управления персоналом, работает над их совершенствованием, управляет сотрудниками своего подразделения.
В непосредственном подчинении у Вице-президента по человеческим ресурсам находятся руководители ключевых отделов службы по управлению персоналом. Их количество может быть различным.
Типовая структура службы персонала в РФ выглядит следующим образом:
1. отдел условий труда (охраны труда);
2. отдел трудовых отношений;
3. отдел учета и движения кадров;
4. отдел планирования и прогноза персонала;
5. отдел профессионального развития;
6. отдел анализа и развития средств стимулирования труда;
7. отдел социального обслуживания;
8. отдел правовых услуг персоналу;
Но подобную разветвленную структуру имеют лишь крупные и средние организации, в небольших малочисленных организациях все эти функции могут быть соединены в отделе кадров.
Вопросы управления приемом на работу, учета персонала, профессионального развития также часто объединяются в рамках одного отдела.
Директора или начальники отделов руководят работой специалистов – по компенсации, профессиональному развитию, учету персонала.
Они выполняют аналитические функции, проводят профессиональное обучение, разрабатывают процедуры управления персоналом, готовят материалы для принятия решений руководителями.
В целом, численность отдела человеческих ресурсов зависит от размера организации, вида ее деятельности, специфики ее задач, финансового состояния, стадии развития организации.
Соотношение числа сотрудников кадровой службы и персонала организации
В России на одного сотрудника кадровой службы приходится 50-100 работников;
в Германии – 130-150;
в Японии – 40 человек.
Даже в самых крупных организациях непосредственно в отделе человеческих ресурсов работает не более 150 человек. В среднем, 1 специалист приходится на 200 занятых.
Существует формула расчета количества сотрудников (Ч), необходимых для выполнения работ по комплектованию и учету кадров:
где Т – суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал), К – численность персонала,
Ф – фонд оплаты труда.
Кроме того, специалисты вывели следующую закономерность: число сотрудников организации на одного работника отдела человеческих ресурсов увеличивается по мере ее развития и совершенствования. Молодые организации нуждаются в большем внимании со стороны специалистов по управлению персоналом, чем зрелые.