Что изучает биосфера 5 класс биология
Презентация по экологии «Что такое биосфера» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое биосфера и как она устроена
Термин биосфера (греч. bios «жизнь»). первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс Информация о биосфере накапливалась постепенно, с развитием таких наук, как ботаника, почвоведение, география растений
В 20-е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке Земли, населенной живыми организмами. «…На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”. В.И. Вернадский
Границы биосферы Земли проводятся по границам распространения живых организмов, а это значит… Что верхняя ее граница проходит на высоте озонового слоя на высоте 20-25 км … …а нижняя граница проходит на той глубине, где перестают встречаться организмы ( около 5 км)
БИОСФЕРА- верхняя часть литосферы + почти вся гидросфера + нижние слои атмосферы
Общая толщина биосферы составляет около 20 км
Гипотезы происхождения жизни на земле Божественная гипотеза Гипотеза самопроизвольного возникновения жизни из неживого вещества
Гипотезы происхождения жизни на земле Гипотеза постоянного состояния – жизнь существовала всегда. Гипотеза внеземного происхождения жизни
Гипотезы происхождения жизни на земле Гипотеза происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим закономерностям.
Живое вещество планеты 2,5 млн. видов
Реликты- древние виды, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания Секвойя Драконово дерево Варан
одноклеточные многоклеточные Организмы
Все живые организмы состоят из органических и минеральных веществ.
Науки, изучающие живые организмы: Ботаника-наука о растениях Зоология- наука о животных Экология- наука о всех живых организмах
Значительная роль в жизни биосферы принадлежит человеку
Домашнее задание § 1-5 Стр. 12-31
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».
Существует и другое, более широкое определение: Биосфера — область распространения жизни на космическом теле. При том, что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается, что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.
Биосфера Земли
Урок 13. Экология 5 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Биосфера Земли»
Жизнь на нашей планете зародилась благодаря сочетанию многих факторов. Один из них заключается в том, что Земля находится на благоприятном расстоянии от Солнца — не слишком нагревается днём и не сильно переохлаждается ночью. Также известно, что наша планета состоит из литосферы (это твёрдая оболочка Земли, которая включает в себя земную кору и верхний слой мантии), атмосферы (воздушной оболочки), гидросферы (водной оболочки) и биосферы (это оболочка Земли, где существует жизнь во всех её проявлениях).
Самая крупная природная экосистема — биосфера — охватывает всю поверхность нашей планеты.
Термин «биосфера» происходит от двух греческих слов: «биос», что в переводе означает «жизнь», и «сфера» — «шар».
В неё входит множество других, очень разных по размерам и устройству природных экосистем. Это водные и наземные — экосистемы океанов, морей, озёр, рек, прудов, а также тундры, хвойных и лиственных лесов, степей, пустынь и другое.
Биосфера — это оболочка Земли, которая заселена живыми организмами и преобразована ими. По подсчётам учёных, биосфера начала формироваться около четырёх миллиардов лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Долгое время они существовали лишь в воде, где для этого были созданы благоприятные условия. Шло время. Постепенно живые организмы вышли на сушу и стали осваивать планету. На сегодняшний день они населяют все оболочки Земли.
Органический мир нашей планеты включает великое множество не похожих друг на друга организмов. Число известных науке видов живых существ на Земле приближается к двум миллионам.
Первые живые организмы на Земле возникли предположительно около 4 млрд лет назад. Жизнь представлена в разнообразных формах, размерах и местах обитания.
Размеры живых организмов очень разнообразны: от бактерий, которые очень-очень малы и не видны невооружённым глазом, до огромных животных, например, синий кит − самое большое млекопитающее на Земле (он больше человека более чем в 17 раз), в растительном мире: от грибов до деревьев.
Что касается мест обитания, рассмотрим пример морской экосистемы. Как разительно не похожи друг на друга живущая среди залитых тропическим солнцем коралловых рифов ярко и пёстро окрашенная рыба-бабочка и обитатель мрачных океанических глубин — чёрный и зубастый хаулиод. Видите, как интересно.
Границы биосферы определяются условиями, которые необходимы для существования живых организмов: освещённостью, составом воздуха, наличием питательных веществ, а также структурой и температурой воды.
Исходя из этого, нижняя граница биосферы расположена в земной коре на глубине до семи с половиной километров. Верхняя её граница проходит в атмосфере — на уровне озонового слоя. Озоновый слой находится на высоте от двадцати до двадцати пяти километров.
Таким образом, биосфера охватывает всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. Человек также является частью биосферы.
Большая часть растений обладает чудесным свойством — образовывать на свету из воды, углекислого газа и минеральных веществ органические вещества.
Органические вещества используются растением для различных целей: идут на построение его тела, откладываются в запас, используются при прорастании семян.
Этот процесс называется фотосинтезом (от греческих слов «фотос» — «свет», «синтез» — «соединение»).
Для того чтобы разобраться, какие условия необходимы для протекания фотосинтеза, проделаем несколько несложных опытов.
Возьмём два одинаковых комнатных растения. Одно из них поставим туда, где оно будет освещаться ярким солнечным светом. Второе растение поставим в тёмное место, куда солнечный свет вообще не проникает.
Через неделю срежем с каждого растения по одному листу. Опустим листья сначала в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, пока листья не обесцветятся. Промоем обесцвеченные листья, расправим их и обработаем слабым раствором йода. Известно, что от йода синеет крахмал. Тот лист, который был на свету, посинел. Второй же лист, на который не попадал солнечный свет, остался бесцветным.
Опыт показывает, что только в том листе, который был освещён солнцем, образовался крахмал.
Чтобы ответить на вопрос, из каких веществ образуются органические вещества, проведём следующий опыт.
Выставим на свет на куске стекла под стеклянным колпаком веточку зелёного растения.
Края колпака смажем вазелином, для того чтобы воздух, содержащий углекислый газ, не смог проникнуть под колпак.
Рядом с растением под колпак поставим стакан с раствором едкой щёлочи. Вскоре под колпаком углекислый газ будет поглощён едкой щёлочью. Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке раствором йода лист не посинеет. Значит, крахмала в листе нет.
Опыт показывает, что растению для образования органических веществ в процессе фотосинтеза необходим углекислый газ.
Проведём ещё один опыт. Возьмём две ёмкости и опустим в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями какого-нибудь растения. Наполним ёмкости углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую ёмкость выставим на яркий свет, вторую поставим в тёмный шкаф.
Через сутки откроем ёмкости, опустим в них горящие лучинки. В первой — лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой ёмкости появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зелёные листья растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили некоторое количество кислорода. Опущенная во вторую ёмкость горящая лучинка потухнет.
Следовательно, зелёные растения выделяют кислород только на свету.
Процесс фотосинтеза можно записать так: углекислый газ взаимодействует с водой на свету с образованием органических веществ и кислорода.
Фотосинтез — важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле. В процессе фотосинтеза зелёные растения ежегодно образуют большое количество органических веществ, поглощают углекислый газ, выделяют в атмосферу свободный кислород. Поэтому озеленение городов и посёлков способствует обогащению воздуха кислородом. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество солнечной энергии.
Результатом жизнедеятельности растений стало постепенное уменьшение количества углекислого газа в атмосфере и накопление в ней кислорода. Из особой формы кислорода — озона — сформировался слой, препятствующий проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей, пагубно действующих на живые организмы. Из растений образовались залежи угля, нефти, торфа, а на дне морей из крошечных раковин одноклеточных животных, живших миллионы лет назад, — месторождения ценного строительного материала — известняка. Благодаря живым организмам на Земле появилась и почва.
Живая оболочка Земли — биосфера — очень тонкая и хрупкая. Учёные подсчитали, что ели бы живое вещество биосферы удалось выделить в чистом виде и равномерно распределить по поверхности земного шара, то получился бы слой всего около 2 см толщиной (толща всей биосферы измеряется десятками километров).
Презентация по биологии «Биосфера» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
МОУ СОШ № 25 Ленинский район г.о.Самара Учитель биологии Бондаренко Е.Ю. Биосфера
Учение о биосфере разработано российским ученым, академиком В.И.Вернадским (1863 — 1945). В.И.Вернадский распространил понятие биосферы не только на живые организмы, но и на геологические оболочки, заселенные ими. Биосфера
Биосфера Границы биосферы Биосфера — открытая система, источником энергии для ее существования является солнечный свет
Биосфера Верхний слой литосферы. Нижний слой атмосферы –тропосферу. Всю гидросферу.. Границы биосферы
Все вещества биосферы подразделяются на четыре группы: живое вещество — совокупность живых организмов Земли; косное вещество — вещество неживой природы (песок, глина, гранит, базальт); биокосное вещество — результат взаимодействия живых организмов с неживой природой (вода, почва, ил); биогенное вещество — вещества, создаваемые в результате жизнедеятельности организмов (осадочные породы, каменный уголь, нефть). Биосфера Вещества биосферы
Живое вещество Земли и вещества космоса содержит одни и те же химические элементы. Это подтверждает единство всей природы. Живое вещество состоит в основном из Кислорода –О2, Водорода – Н2, Углерода – С, Азота – N2 Остальные вещества составляют около 2 %. Биосфера
Биосфера 1665 год. Рассматривая под микроскопом срез пробки, английский ученый, физик Роберт Гук обнаружил, что она состоит из ячеек, разделенных перегородками. Эти ячейки он назвал «клетками».
Биосфера В XVII столетии Антоний ван Левенгук Сконструировал свой микроскоп открыл животную клетку, клетку бактерии, сперматозоиды человека.
Изучение клетки. МИКРОСКОП (от микро. и греч. skopeo — смотрю), инструмент, позволяющий получать увеличенное изображение мелких объектов и их деталей, не видимых невооруженным глазом.
Изучение клетки. Световой микроскоп
Изучение клетки. Электронный микроскоп. Сканирующий микроскоп
Изучение клетки. Строение микроскопа. 1.ОКУЛЯР 2. ТУБУС 3. ШТАТИВ 4.МАКРОВИНТ. 5.ЗАЖИМЫ 6.ПОДСВЕТКА. 7.ПРЕДМЕТНЫЙ СТОЛИК. 8.ОБЪЕКТИВ. 1 2 3 4 5 6 7 8
Изучение клетки. Организмы одноклеточные многоклеточные
Строение клетки. Растительная клетка 2 1 3 4 5 2.Вакуоль 3.Цитоплазма 4.Хлоропласты 5.Плазматическая Мембрана 6.Целлюлозная оболочка 1. ядро
Строение клеток. оболочка Плазматичес-кая мембрана Вакуоль ядро хлоропласты
Строение животной клетки.
Строение клеток. Ткани – группы клеток и межклеточного вещества, имеющие одинаковое строение, общее происхождение и выполняющие одинаковые функции.
Строение прокариоти-ческой клетки.
Строение прокариотической клетки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-105207
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое биосфера?
Всего получено оценок: 222.
Всего получено оценок: 222.
Все живые организмы, обитающие на нашей планете, образуют особую оболочку — биосферу Земли, постоянно воздействуют на неё в процессе своей жизнедеятельности. Биосфера складывается из экосистем, большинство из которых существует за счёт потребления поступающей из космоса энергии солнечного света. Поэтому биосфера Земли относится к открытым системам.
Биосфера Земли как глобальная экосистема
Впервые биосфере как совокупности всех живых организмов Земли дал описание Ж. Б. Ламарк в 1802 году. В 1919 году В. И. Вернадский создал учение о биосфере, в котором биосфера названа «областью жизни, состоящей из живых организмов и среды их обитания, особой оболочкой Земли». При этом Вернадский дал определение и ноосферы — сферы человеческого разума.
Рис. 1. В. И. Вернадский.
В биосферу входит не вся атмосфера, гидросфера и литосфера, а только та часть, что населена живыми организмами и содержит следы их жизнедеятельности. Верхняя граница приходится на озоновый слой, за пределами которого живые существа гибнут под воздействием космического излучения.
В литосфере живые организмы могут встречаться на глубине несколько километров, но в большинстве своем активно осваивают несколько верхних метров, особенно густо населяя почву. Что же касается гидросферы, то здесь живые организмы встречаются на глубине вплоть до 11 км в Марианской впадине.
Рис. 2. Границы биосферы.
Часть биосферы, где живые организмы пребывают постоянно, а не эпизодически, называется эубиосферой и отличается более узкими границами.
Структура биосферы
По Вернадскому, кратко подытоживая, биосфера состоит из следующих компонентов:
Биотическая (живая) и абиотическая (неживая) составляющие в своем взаимодействии определяют структуру биосферы и её основные свойства.
Рис. 3. Структура биосферы.
Для биосферы характерно разнообразие природных условий, определяющихся широтой и рельефом местности, сезонными климатическими изменениями. Однако самая главная причина разнообразия кроется в деятельности собственно живых организмов. Именно это обеспечивает сохранение на Земле жизни.
Современная биосфера сформировалась в процессе эволюции. За всю её историю насчитывается существование около 500 млн видов живых организмов. Ныне живущих известно примерно 2 млн видов. Остальные вымерли, как динозавры, которые царствовали на Земле более 160 млн лет и прекратили своё существование около 70 млн лет назад.
Что мы узнали?
Биосфера — это живая оболочка Земли, включающая живые организмы, среду их обитания и продукты жизнедеятельности. Она состоит из живых и неживых компонентов. Биосфера — результат эволюции, её разнообразие обеспечивает сохранение жизни на Земле. На тему, что такое биосфера, можно подготовить доклад по биологии для 5 класса.
Открытый урок по теме «Биосфера-сфера жизни»,5 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема урока: «Биосфера – оболочка жизни на Земле.
Учитель: Елисеева Людмила Николаевна
Тема урока: «Биосфера – оболочка жизни на Земле.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником,
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом и в коллективе. Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование для учителя:
презентация к уроку;
I Организационный этап.
Учитель: Добрый день, ребята.
-Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.
-Какие оболочки Вы знаете? ( литосфера, атмосфера, гидросфера)
-Что они собой представляют? (Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, а самая верхняя часть литосферы – земная кора. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Гидросфера – водная оболочка нашей пла неты.)
-Послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
— Какая тема следует дальше?
Слайд 1 с названием темы: «Что такое биосфера и как она устроена»
II Цели и задачи урока.
-Давайте вместе поставим цели урока.
Вопросы : 1.Что называется биосферой? 2.Из чего она состоит? 3.Что вам известно о структуре биосферы? 4. А знаете ли вы о границах биосферы? 5.Можете ли вы назвать условия для существования живых организмов биосферы? 6. Значение биосферы.
На эти вопросы мы сможем ответить, изучив новую тему.
Итак, наша главная цель – узнать о биосфере, ее границах и значении.
III Обьяснение нового материала.
Возникновению жизни на Земле предшествовало формирование трех главных сфер: литосферы, гидросферы и атмосферы. Первоначальный состав и строение этих сфер существенно отличались от их современного состава и строения. Появление жизни стало революционным событием в истории Земли.
Появление жизни на суше произошло 3,5 млрд. лет назад. Живые организмы, возникнув, стали быстро заселять Землю. Благодаря этому появилась четвертая сфера – биосфера Земли.
Термин биосфера (греч. bios «жизнь»).первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс. (учащиеся записывают в тетрадь) Информация о биосфере накапливалась постепенно, с развитием таких наук, как ботаника, почвоведение, география растений
. В 20-е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке Земли, населенной живыми организмами. ( учащиеся записывают в тетрадь). «На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы».
-Какие организмы составляют живое вещество Земли?
Вывод: Все живые организмы составляют живое вещество Земли – биосферу.
3. Литосфера. Нижняя граница жизни располагается в земной коре на глубине приблизительно 10 м, хотя отдельные виды микроорганизмов встречаются в нефтеносных слоях на глубине до 3 км.
Слайд 10. Постановка проблемного вопроса. От кого совершенно не защищены живые организмы, и к чему это приводит? (Живые организмы не защищены от воздействия человека, и его деятельности. Это приводит к изменению условий жизни живых организмов, а порой к их исчезновению.)
(Люди должны бережно относиться к природе, охранять и разумно вести свою деятельность).
III Работа с учебником. Смысловое чтение.
IV Закрепление. Работа с тестом.
Слайд 1 4 «Берегите природу и планету Земля!»
( 11-12 слов – на «5», 9-10 слов – на «4»).