Что изучает анатомия и физиология гигиена человека
Конспект по теме «Анатомия, физиология и гигиена – как науки»
Материал конспекта может быть использован при проведении уроков, факультативных занятий и при подготовке к экзаменам.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме «Анатомия, физиология и гигиена – как науки»»
Анатомия человека – изучает строение человеческого организма, его органов и систем в связи с выполняемыми функциями.
Термин «анатомия» происходит от греческого слова «anatemno» – рассекаю.
нормальная анатомия (изучает микроскопическое и макроскопическое строение организма здорового человека),
топографическая анатомия (изучает взаимное расположение органов в организме),
патологическая анатомия (изучает изменения в строении органов и тканей при болезнях).
ультразвуковое исследование и компьютерная томография.
Физиология человека – изучает функции и процессы жизнедеятельности организма, его тканей, органов и систем, а также механизмы их регуляции.
Термин «физиология» происходит от двух греческих слов: «physis» – природа и «logos» – учение.
нормальная физиология (изучает жизнедеятельность здорового организма);
патологическая физиология (изучает жизнедеятельность организма при болезнях);
физиология отдельных систем органов (кровообращения, пищеварения и т. д.).
Одним из разделов физиологии является психология, которая изучает общие закономерности психических процессов, индивидуально-личностные свойства конкретного человека, его поведения в обществе. Методы физиологии:
Физиология начинала познание предмета своего изучения с наблюдения. Основным методом являлся эксперимент (на животных), посредством которого физиология получала и расширяла сведения о жизнедеятельности органов и систем организма животных и человека.
Для изучения функций организма используют следующие группы методов:
подавление функции вплоть до ее выключения;
регистрация электрической активности;
Методы, позволяющие выделить и наблюдать в «чистом виде» исследуемую функцию, достигаются обездвиживанием животного, действием наркоза, вскрытием и изолированием органов. При этом трудно соблюдать правила асептики, и после опыта жизнь животного заканчивалась (острый эксперимент).
Если исследования проводят на подготовленных соответствующим образом животных, часто в условиях свободного поведения, то эти опыты называют хроническими экспериментами.
Особые требования предъявляются к методам исследования физиологических функций человека. Прежде всего, эти методы не должны причинять человеку какой-либо вред и допустимы лишь при полной безопасности их применения.
К таким методам относятся:
Становление физиологии связано с английским врачом В. Гарвеем (1578-1657 гг.), открывшего кровообращение.
И. М. Сеченов (1829-1905 гг.) установил рефлекторный характер деятельности головного мозга.
Гигиена – изучает влияние различных факторов среды и производственной деятельности на организм человека, с целью создания благоприятных условий для труда и отдыха, сохранения здоровья человека.
Термин «гигиена» происходит от греческого слова «hugienos» – здоровый. Разделы гигиены:
общая гигиена (изучает общие гигиенические закономерности);
гигиена труда (изучает условия труда для профилактики профессиональных заболеваний);
гигиена питания (наука о рациональном питании);
гигиена детей и подростков;
гигиена отдельных систем органов (зрения, слуха, дыхания).
Что изучает анатомия и физиология гигиена человека
Предмет анатомия, физиология и гигиена человека
Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.
Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.
Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии, изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т. д.), тканей, клеток.
Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т. п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека.
Гигиена рассматривает влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия по созданию благоприятных условий быта, труда и отдыха, обеспечивающих сохранение здоровья.
В современных условиях, по мере внедрения в промышленность и быт достижений научно-технического прогресса, возрастают неблагоприятные изменения физико-химических свойств окружающей среды. Отходы промышленных предприятий часто содержат химические вещества, оказывающие вредное влияние на организм человека. В мусоре, бытовых отходах имеются загнивающие органические вещества, которые содержат огромное количество микробов, в том числе и болезнетворных. Ухудшение гигиенических условий жизни отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни людей.
Задача гигиенистов заключается в улучшении санитарного состояния городов и населенных пунктов. Важна также правильная планировка жилых и промышленных районов, чтобы исключить по возможности вредное воздействие на организм производственного шума, вибрации, пыли, электромагнитного поля. Мощным оздоровительным фактором являются зеленые насаждения. Они снижают интенсивность уличного шума, задерживают пыль, создают оптимальный микроклимат.
Анатомия, физиология и гигиена тесно взаимосвязаны и составляют основу медицины, так как их знание способствует предупреждению и лечению болезней человека.
Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная «почка».
Знание строения человеческого тела и его функций пзволяет создавать рациональные системы физических и спортивных упражнений, способствующих формированию гармонически развитой личности.
Что изучает анатомия и физиология гигиена человека
В настоящее время образование сталкивается с актуальной проблемой – подготовкой высококвалифицированных педагогов. Уязвимым местом в реформировании всей системы образования остается вопрос повышения качества обучения и подготовки специалистов. Возникла потребность в педагоге нового типа, который смог бы организовать учебный процесс таким образом, чтобы помочь каждому ребенку достичь максимального успеха в умственном и творческом развитии, сохраняя при этом высокий уровень здоровья.
На современном этапе развития системы высшего образования повышаются требования к уровню профессионализма педагога, возрастает роль его личной ответственности за результативность своего труда. В этих условиях проблема совершенствования педагогического мастерства, развития творческого потенциала педагога выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность педагога в росте профессиональной компетентности. Образовательным учреждениям нужны педагоги, имеющие медико-педагогическую подготовку, знающие основные закономерности роста и развития детей и подростков, владеющие разнообразными методическими средствами, понимающие психофизиологические особенности детей и способные организовать учебный процесс с учетом индивидуальных характеристик ребенка.
Современный педагог должен не только успешно справляться с умственными, эмоциональными, нравственными и физическими нагрузками в процессе работы, но и оптимально строить учебный процесс, внедряя здоровьесберегающие технологии.
Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» посвящен проблеме формирования систематизированных знаний в области возрастной физиологии и гигиены в условиях педагогической деятельности.
Программа курса предназначена для осуществления подготовки бакалавров на педагогических и психологических специальностях.
Представленное учебное пособие составлено в соответствии с планами рабочих программ дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», разработанных на основе требований ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» для профилей квалификации «Бакалавр».
В представленном учебном пособии рассмотрены все разделы дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Основное внимание уделено строению и функционированию организма в различные возрастные периоды онтогенеза. Изложены анатомо-физиологические особенности роста и развития детей и подростков, обоснованы гигиенические требования к факторам внешней среды при воспитании и обучении, отражены вопросы укрепления здоровья подрастающего поколения.
Наиболее подробно изложены темы:
1. Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Основные периоды развития.
2. Организм человека как целостная система.
3. Закономерности роста и развития детского организма.
4. Опорно-двигательная система.
5. Кровь и сердечно-сосудистая система.
6. Строение, функции и гигиена органов дыхания.
7. Строение, функции и гигиена органов пищеварения.
8. Обмен веществ и питание.
9. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.
10. Размножение и развитие организма на начальных этапах онтогенеза.
11. Выделительная система.
12. Иммунитет, его механизмы и способы укрепления.
13. Строение и функции основных сенсорных систем.
14. Взаимодействие сенсорных систем.
15. Значение и структурно-функциональная организация нервной системы.
16. Условно-рефлекторный характер и типы высшей нервной деятельности.
17. Функции высшей нервной деятельности.
Представленные в учебном пособии материалы базируются на известных трудах основоположников отечественной анатомии, физиологии и гигиены, а также на оригинальных работах авторов.
Учебный материал направлен на формирование у студентов естественно-научного мышления, изложен доступным для студентов, в том числе небиологических специальностей, языком, иллюстрирован таблицами, что облегчает усвоение учебного материала. Изложение материла в книге сопровождается большим количеством рисунков, в наглядной форме поясняющих строение изучаемых органов и систем. Все это делает учебное пособие доступным даже для неподготовленного читателя.
Учебное пособие предназначено для бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования, может быть полезно также студентам средних медицинских заведений, практическим психологам, врачам-педиатрам, педагогам и всем интересующимся вопросами строения и функционирования организма человека на разных возрастных этапах.
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения различных органов. Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма.
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни. Возрастная физиология – это наука, которая изучает особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.
Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития.
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда. Гигиена создает основы текущего и предупредительного санитарного надзора, санитарных мероприятий по оздоровлению условий труда и отдыха человека. Одной из задач гигиены является экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Современная гигиена разрабатывает нормативы воздушной среды населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов одежды, обуви с целью сохранения здоровья человека и предупреждения заболеваний для увеличения продолжительности жизни. Гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья человека, создаются на основе знаний анатомии и физиологии.
Из общей гигиены выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков (или школьная гигиена), военная гигиена, радиационная гигиена и др. Гигиена детей и подростков наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья. Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии, в которых указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещение в излишествах пищи.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. В настоящее время утверждена схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют следующие этапы: новорожденность – до 1 мес. жизни; грудной возраст – от 1 мес. до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет; первое детство – от 4 до 7 лет; второе детство: мальчики – от 8 до 12 лет; девочки – от 8 до 11 лет; подростковый возраст: мальчики – от 13 до 16 лет; девочки – от 12 до 15 лет; юноше- ский возраст: юноши – от 17 до 21 года; девушки – от 16 до 20 лет.
ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития). Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).
В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы: Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни. Правильный режим – это рациональная продолжительность и чет- кое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Науки, изучающие организм человека
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.
Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.
Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов. Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией. Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста. Сравнительная анатомия изучает структурные преобразования сходных органов у человека и животных. Функциональная анатомия изучает структуры отдельных частей организма с учётом выполняемых ими функций.
Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:
2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.
Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.
Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы. Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта…).
Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.
Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.
Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике. Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.
Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.
Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.
Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.
Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.
Становление наук о человеке
Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».
Клавдий Гален (130 – 200) – римский врач. Вскрывал трупы обезьян. Описал 7 из 12 пар черепных нервов, кровеносные сосуды печени и почек, считал головной мозг центром чувствительности тела. Считал, что человек устроен так же, как и обезьяна.
Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.
Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.
Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.
Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Открыл рефлекс. Объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мус-кулатуры, но и многие вегетативные акты.
И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.
Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.
И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.
Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.
И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.
И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.
А.А. Ухтомский (1875 – 1942) – крупнейший физиолог. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге. Открыл закон доминанты в деятельности нервной системы. Организовал лаборато-рию физиологии труда, где изучал утомление и рабочие движения.