Что изобрели финикийцы стекло
Изобретение финикийцами стекла
Содержание
Общие сведения [ править | править код ]
Древние авторы единодушно считали именно финикийцев создателями и стекла и зеркала. Современные учёные пытаются это опровергнуть, ссылаясь на то, что стекло было известно и в Древнем Египте. Между тем, жители Ханаана издавна поселялись в Египте, а гиксосы научили египтян многим технологиям.
Поначалу стекло было баснословно дорогим. В книге Иова стекло по ценности стоит рядом с золотом: «Не равноценны ему ни золото, ни стекло, и (не) выменять его за сосуд из Уфазского злата» (28:17).
Большие стекловаренные печи в Египте и на Сиро-Палестинском побережье выплавляли на экспорт партии сырья, которое затем обрабатывали местные мастера в Галлии, Италии, Испании.
Свидетельства первоисточников [ править | править код ]
Плиний Старший [ править | править код ]
Римский эрудит Плиний Старший пишет, что стекло изобрели в районе Кармеля (горный массив на севере Израиля):
В той, граничащей с Иудеей, части Сирии, которая называется Финикией, у подножия горы Кармел есть болото, которое называется Кандебия. Считают, что в нём берёт начало река Бел протяжённостью в пять тысяч шагов… Рассказывают, что сюда пристал корабль торговцев нитром, и когда они, рассеявшись по берегу, приступили к приготовлению еды и не оказалось камней под котлы, они подложили под них куски нитра с корабля, которые расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу, и потекли прозрачные ручьи новой жидкости – таким было происхождение стекла. Вскоре, поскольку ловкость изобретательна, перестали довольствоваться примешиванием нитра, стали добавлять и магнитный камень, так как считается, что он притягивает к себе и жидкое стекло, как он притягивает железо. Подобным образом стали плавить различные блестящие камешки, потом раковины и выкапываемый песок. Плиний Старший, Естественная история, XXXVI, 191
Плиний Старший говорит, что финикийцы же изобрели и зеркала.
Страбон [ править | править код ]
Географ Страбон сообщает, что песок для стекла получен между городами Акко и Тир:
Между Акой и Тиром тянется песчаный берег, дающий песок для изготовления стекла. Песок, как говорят, здесь не плавят, но доставляют для плавки в Сидон. Некоторые утверждают, что у сидонян есть годный для плавки стекла кремнистый песок, хотя, согласно другим, всюду можно плавить всякий песок. Страбон. География, 16:2:25
Флавий [ править | править код ]
Историк Иосиф Флавий отмечал, что песок добывался в районе Птоломеады (ныне Акко) у реки Нахаль Нееман:
Птоломаида лежит на границе Галилеи, на большой равнине. Это приморский город, окруженный горами: с восточной стороны, на расстоянии шестидесяти стадий от города, возвышается галилейский горный хребет; к югу, в ста двадцати стадиях—Кармель; на севере, через сто стадий—высокая гора, прозванная местными жителями Тирийской Лестницей. В двух стадиях от города протекает очень маленькая речка Вилей, где находится памятник Мемнона и близ которой открывается весьма замечательное место, величиною в сто локтей. Оно имеет вид котловины, и из нее добывают стеклянный песок, который, как ни исчерпывается массами останавливающимися судами, каждый раз вновь восстановляется, так как ветры, как будто нарочно, пригоняют туда извне сверкающий песок; накопляясь в яме, он быстро превращается в стекло. Но еще более удивительным кажется мне то, что стекло, которым изобилует эта местность, имеет свойство вновь превратиться в песок. Такова природа этой местности. Иосиф Флавий. Иудейская война, 2:10:2
Римское время [ править | править код ]
Около 50 года до н. э. именно финикийцы изобрели выдувание стекла.
В римское время были известны финикийские стеклодувы, такие как Эннион из Сидона, первый известный производитель декорированного выдувного стекла.
В эдикте Диоклетиана от 301 года названы два типа стекла — александрийское (в Александрии проживало немало евреев) и иудейское стекло (vitri Judaici svirdis).
Средние века [ править | править код ]
Путешественник Вениамин Тудельский посетил город Тир в Финикии и сообщает:
Как изобрели стекло
Ответить с указанием точных дат на вопросы, когда и как изобрели стекло, сегодня не может ни один ученый. Слишком много времени прошло с тех пор. Нет единства среди историков и по поводу места его изобретения.
Вероятнее всего родиной стекла была Месопотамия или Египет. Здесь археологи находят стеклянные сосуды, возраст которых приблизительно три с половиной тысячи лет. Именно тогда стеклянные изделия стали получать широкое применение среди состоятельных граждан. Но на современные образцы оно не было похоже – отсутствовало одно из основных качеств сегодняшнего стекла – прозрачность.
Финикийцы были отличными мореплавателями. Они могли видеть процесс изготовления стекла во время своих посещений других стран. Но даже если они не были первыми в его изобретении, то, несомненно, они были лучшими в изготовлении. Их изделия невероятно ценились, несмотря на высокую цену. Неслучайно даже античные авторы предписывали изобретение стекла именно финикийцам. Древнеримский историк Плиний, живший в первом веке до нашей эры, описал, как было изобретено стекло: возвращаясь из морского путешествия в Африку, финикийские купцы пристали к берегу. Они развели костер на песчаном пляже, а в качестве очага использовали свой груз – соду. А потом обнаружили на месте костровища кусочки стекла.
Римская империя переманивала к себе стеклодувов. Как центр стекольного производства зарекомендовала себя Александрия. Некоторые историки даже говорят о первом получении прозрачного стекла именно в этом городе, датируя это событие приблизительно сотым годом до нашей эры. Местные мастера добились прозрачности, добавляя в стекломассу оксид марганца. И неоспорим факт, что именно в Римской империи впервые стали стеклить окна. Технология изготовления плоских стекол для этих целей – секрет до сегодняшнего дня. Предполагают, что использовались плоские формы для их отлива.
И хотя никакой конкретики по поводу того, где и как было изобретено стекло, увы, нет, это событие занимает четвертую строчку среди самых важных изобретений человечества, пропустив вперед лишь периодическую таблицу Менделеева, технологию выплавки железа и создание первого транзистора.
Пурпур и стекло
Финикийцы были не только купцами или мореплавателями, но еще и мастерами на все руки. Достаточно лишь назвать «пурпур» и «стекло» — два прославленных товара древности, которыми была знаменита Финикия. Пусть в их изобретении участвовали умельцы других городов и стран, для античного человека оба эти товара были финикийскими. Действительно, в городах Финикии было налажено широкое производство того и другого, а местные мастера внесли в технологию важные новшества.
По легенде, финикийцы первыми открыли пурпур — чудесную краску, напоминавшую пламя. Не обошлось тут без помощи богов. Сам бог Мелькарт в сопровождении нимфы прогуливался по берегу моря. Его пес случайно разгрыз валявшуюся на берегу раковину, и тут же шерсть пса окрасилась в необычный цвет. Тогда нимфа попросила бога подарить ей ту же краску для платья. Мелькарт не мог отказать нимфе и начал собирать для нее раковины. С тех пор, говорит предание, и люди добывают со дна моря эти чудесные раковины и раскладывают их на берегу. В каждой из них остается капелька сока — всего одна капля очень дорогой краски.
На самом деле, промышленный способ получения пурпура был сложен. Его описание можно найти в «Естественной истории» Плиния Старшего. Пурпур — это краситель, добываемый из трех видов морских улиток. Сперва требовалось наловить достаточное количество улиток. Ловили их на мясную приманку с помощью снастей, напоминавших верши. Из желез улиток выдавливали особый секрет; в течение двух недель из него приготавливали краситель, вываривая его на медленном огне в чане. Наконец, краситель был готов; он выглядел желтоватым, но ткани, окрашенные им, после сушки на солнце приобретали характерную пурпурную окраску. Цвет менялся под воздействием солнечных лучей.
Искусные финикийские мастера, меняя способы обработки красителя и его состав, а также повторно окрашивая ткани, получали самые разные оттенки. Цвет пурпура, по словам римского архитектора и инженера Витрувия, зависел от того, в какой части Средиземного моря была поймана пурпурная раковина. Так, у берегов Галлии пурпур — темный, в северо-западной части моря — синеватый, на востоке и западе — фиолетовый, на юге — красный.
В Финикии производство пурпура процветало. Особой популярностью во всем Средиземноморье пользовались ткани из Тира. «Тирийский пурпур считается безусловно самым красивым из всех, — писал Страбон. — Ловля раковин багрянки производится поблизости, и все прочее, что необходимо для крашения, легко доступно».
По некоторым находкам мы можем судить о размахе древнего производства. Так; в окрестностях Сайды (Сидона) в 1864 году была обнаружена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков. Эта рукотворная стена простиралась на 120 метров; ее высота достигала восьми метров! По оценкам исследователей, здесь содержится свыше 200 тысяч кубических метров раковин.
Популярность финикийского пурпура объяснялась также его качеством. Одежды, окрашенные в пурпур, можно было стирать и подолгу носить — краска не линяла и не выгорала на солнце. Особым спросом пользовались тонкие шерстяные ткани, окрашенные в пурпурный цвет.
По преданию, Александр Македонский нашел в Сузах, во дворце персидского царя, десять тонн пурпурных тканей, вытканных почти два столетия назад и ничуть не вылинявших с тех пор. Ткани эти были куплены за 130 талантов (один талант равнялся тогда примерно 34 килограммам золота).
Такая цена на пурпурную ткань объяснялась дефицитом красителя. Для получения одного фунта красителя добывали около 60 тысяч улиток. Вот почему эти ткани всегда оставались предметами роскоши. Одежда из пурпура была привилегией царей и императоров, жрецов и сановников.
Тирский пурпур был буквально на вес золота. Цена его со временем лишь росла. Так, в начале нашей эры, но время правления императора Августа1, килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил примерно 2 тысячи денариев, да и самая дешевая ткань стоила 200 денариев. При императоре Диоклетиане в 301 году нашей эры тирская пурпурная шерсть высшего качества поднялась в цене до 50 тысяч денариев, а цена за фунт пурпурного шелка достигала 150 тысяч денариев.
Производство же пурпура оставалось каторжным трудом. Ныряльщики, рискуя жизнью, собирали раковины на морском дне. А какой тяжелый, удушливый смрад стоял в мастерских! Античные авторы не раз жаловались на надоедливое зловоние, исходившее от мастерских, где ткани красили в пурпур. «Многочисленные красильные заведения делают город неприятным для жизни в нем», — сетовал Страбон. Из-за отвратительного запаха приходилось красить ткани на улице. Красильни располагались неподалеку от берега моря, в стороне от жилых кварталов.
. В наши дни добыча пурпурных раковин давно прекратилась. Пурпур научились изготавливать искусственным путем. Получается даже лучше, чем у финикийцев, но это никак не умаляет их заслуг. Ведь они сумели изготовить краситель, не имея понятия ни о каких химических формулах.
Стекло научились делать первыми не финикийцы, но на их родине это ремесло достигло совершенства. Стеклянные изделия местных мастеров пользовались огромным спросом. Античные авторы были даже убеждены, что стекло изобрели финикийцы, и эта ошибка является весьма показательной.
На самом деле, все начиналось в Месопотамии и Египте. Стеклянные сосуды — маленькие чаши — изве-1тиы здесь примерно с 1500 года до нашей эры. С этого времени началось широкое производство стекла. Готовое стекло сверкало различными оттенками, но не было прозрачным.
Финикийцы использовали опыт, накопленный мастерами Месопотамии и Египта, и вскоре стали играть ведущую роль в стеклоделии. Временный упадок, переживаемый ведущими державами Древнего Востока в начале I тысячелетия до нашей эры, помог финикийцам завоевать рынок.
Начиналось же все от бедности. Финикия была обделена полезными ископаемыми. Немного глинозема — и все. Только лес, камень, песок и морская вода. Казалось бы, нет никакой возможности развивать свою промышленность. Можно лишь перепродавать купленное у соседей. Однако финикийцы сумели наладить производство товаров, которые пользовались необычайным спросом повсюду. Из ракушек они добывали ценную краску; из песка стали делать. стекло.
Итак, финикийцы брали обычный песок, которым была богата их страна, и смешивали его с содой. Добавляли к смеси известняк, мрамор или мел, а затем нагревали ее примерно до 700 — 800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или, например, выдували изящные прозрачные сосуды.
Плиний Старший приписывает изобретение стекла команде одного финикийского судна. Оно якобы шло из Египта с грузом соды. В районе Акко моряки причалили к берегу, чтобы пообедать. Однако рядом не удалось найти ни одного камня, на которьгй можно было бы поставить котел. Тогда кто-то взял с корабля несколько кусков соды. Когда же они «расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу», то «потекли прозрачные ручьи новой жидкости, — таким было происхождение стекла». Многие считают эту историю выдумкой. Однако, по мнению ряда исследователей, в ней мет ничего невероятного.
Поначалу финикийцы изготавливали из стекла покрытые орнаментом сосуды, украшения и безделушки. Со временем, проявив невероятную выдумку и упорство, они научились изготавливать прозрачную стекловидную массу. Можно только гадать, сколько времени и труда им это стоило. Финикийцы умели придавать прозрачному стеклу любой цвет; оно не мутнело от этого. По своему составу это стекло было близко современному, но отличалось соотношением компонентов. Это снижало температуру плавления, но ухудшало качество. В некоторых стёклах, особенно непрозрачных красных, обнаружено много свинца.
Спрос рождал предложение. В крупнейших городах Финикии — Тире и Сидоне — выросли стекольные заводы. Со временем цены на стекло снизились, и оно превратилось из предмета роскоши в античный ширпотреб. Финикийцы наводнили все Средиземноморье стеклянными сосудами и бутылками, бисером и плиткой. Наивысший расцвет это ремесло пережило уже в римскую эпоху, когда, вероятно, в Сидоне открыли способ выдувания стекла.
В Риме и Галлии это ремесло тоже получило широкое распространение, поскольку туда переселилось немало специалистов из Сидона.
По словам Плиния Старшего, в Сидоне придумали даже зеркала. Они были в основном круглыми, выпуклыми (их изготавливали из дутого стекла), с тонкой металлической подкладкой из олова или свинца. Вставляли их в металлическую рамку. Подобные зеркала изготавливали вплоть до XVI века, когда венецианцы изобрели оловянно-ртутную амальгаму.
Именно знаменитая венецианская мануфактура продолжила традиции сидонских мастеров. В Средние века ее успехи привели к упадку спроса на ливанское стекло. И все же даже в эпоху крестовых походов стекло, произведенное в Тире или Сидоне, пользовалось большим спросом.
В наши дни остатки стекловаренных печей, построенных в римскую или византийскую эпоху, еще можно встретить на побережье между современными городами Сур (Тир) и Сайда. В Сарепте море, отступив от берега, обнажило остатки древних печей. Среди развалин древнего Тира археологи отыскали руины печей. Стекло, оставшееся в печах, приятного зеленоватого цвета, довольно чистое, но не прозрачное.
Еще Гомер славил искусные безделицы из металла, изготовленные в Финикии. Чаши из драгоценных металлов, нередко украшенные финикийскими надписями, обнаруживают в различных уголках Средиземноморья. Их вид примечателен. Они демонстрируют популярные мотивы самых разных культур того времени, причудливо смешивая их. Так, на финикийской серебряной чаше VII века до нашей эры, найденной на Кипре, — ее диаметр всего 20 сантиметров — изображено множество человеческих фигурок. Это — ассирийские, греческие и египетские солдаты, штурмующие стены города; египтяне, срубающие деревья эгейскими двойными топорами. Рядом виднеются египетские боги, крылатые скарабеи, стилизованная финикийская пальма. Такие
Изображения на финикийской серебряной чаше с Кипра. Начало I тысячелетия до н. э. же красивые, многофигурные финикийские чаши найдены в Италии. Их художественные достоинства точно оценил Дональд Харден: «Во всех этих чашах проявляется удивительное чувство композиции финикийских художников. Хотя на бордюрах изображено множество деталей, они совершенно не теснят друг друга».
Обращает на себя внимание обилие египетских мотивов в произведениях финикийских художников. Еще в Бронзовом веке финикийские мастера вырезали из слоновой кости изделия, напоминающие египетские. На пластинках из этого материала изображали сфинксов, цветы лотоса, женщин в египетских париках, атрибуты египетских божеств.
Финикийские штемпельные печати часто изготовлены в форме жуков-скарабеев. Их вырезали из сердолика и других камней и вставляли в кольца, подвешивали к ожерельям или браслетам. Штемпельные печати к началу I тысячелетия до нашей эры постепенно вытеснили цилиндрические печати, поскольку оставлять с их помощью оттиск можно было не только на глине — самом распространенном когда-то письменном материале Передней Азии, — но и на других материалах. В Финикии эти печати напоминали произведения египетского искусства не только своей формой, но и сюжетами изображений.
В этом нет ничего случайного. Само положение Финикии и особенно успехи местных купцов делали эту страну посредником между культурами Египта, Месопотамии, Малой Азии, Эгейского региона и Западного Средиземноморья. Финикия соединяла Восток и Запад, Север и Юг, заимствовала у них все лучшее и синтезировала свое оригинальное искусство, в котором составляли одно целое египетские, ассирийские, греческие черты.
Как финикийцы изобрели стекло
Ответить точно, как и где впервые изобрели стекло, не может ни один историк. С той поры прошло довольно много времени. Считается, что первооткрывателями были финикийцы. Но мнения ученых по этому поводу расходятся.
Легенда об изобретении стекла финикийцами
Согласно преданию, произошло это совершенно случайно. Переправляясь морем купцы из Финикии попали в сильный шторм. Побоявшись, что их разобьет о скалы, моряки высадились на берег. Для приготовления пищи они развели костер. Не найдя на берегу подходящего камня, чтобы поставить котелок, финикийцы вынесли из трюма куски соды, которые везли из Сидона.
На следующее утро, когда ветер утих, они решили вернуть груз на судно. Но в пепле своего костра они обнаружили переливающиеся куски непонятного, твердого вещества. Камешки получились блестящие и красивые, привлекли внимание команды. Стекло образовалось от того, что перемешались сода, песок, вода и попали в огонь. Так при помощи божьего провидения было изобретено стекло.
И легенда о том, что именно финикийцы первыми научились выплавлять стекло, долгое время передавалась из уст в уста. До того момента пока кто-то не решил повторить их опыт. Тогда-то и выяснилось, что жара от котелка недостаточно, чтобы получился необходимый сплав.
Современные ученые уверены, что стекло изобрели задолго до этого, а финикийцы просто научились делать его прозрачным, окрашивать в разные цвета. И все-таки, в их регионе обитания статус первооткрывателей закрепили за ними.
Финикийцы в совершенстве обучились обрабатывать его, мастерство их стекловаров было известно далеко за пределами государства. В самых крупных городах Финикии – Тире и Сидоне, они открыли стекольные заводы. С течением времени изделия из стекла перестали быть предметом роскоши, их стали широко использоваться в повседневной жизни.
Кто изобрел стекло на самом деле
Согласно другой легенде стекло совершенно неожиданно для самого себя изобрел гончар из Древнего Египта. Однажды во время обжига в глину попали сода и песок. К его удивлению горшок получился не шершавый, а гладенький, да еще и переливался на солнышке. Вот эту тоненькую пленку и считают первым стеклом на Земле. Другие мастера гончарного дела, подсмотрев, экспериментировали с ингредиентами. У одного из них после плавки получился стеклянный нарост на изделии. Он обработал его подручными инструментами, в результате его трудов получилось первое декоративное украшение.
В действительности стеклянные изделия известны еще задолго до того времени. Бусины и посуду находят на территории Египта и Месопотамии. На раскопках были обнаружены сосуды небольшого размера, возраст которых датируется 1500 г. до н.э. Готовый продукт хоть и получалось окрашивать в разные цвета, но он не был прозрачным.
Поэтому, когда мастера из Финикии добились успеха, сделав его прозрачным, их признали первооткрывателями. Древний историк Плиний Старший в своих записках говорит, что они же изобрели зеркала.
Со временем процесс изготовления усовершенствовался. Мастера додумались использовать длинную трубку, чтобы как мыльный пузырь выдувать изделия. А затем подручными инструментами придавали ему необходимую форму. Так у них стали получаться вазы, кубки. Во времена процветания римской империи, финикийских мастеров, работающих со стеклом, переманивали к себе.
Древние римляне рационализировали процесс стекловарения. Они стали обкладывать камнем стекловаренные печи. Им удалось добиться температуры нагревания выше 1500*С, а после остывания стекло приобретало прозрачность.
Благодаря этим изобретениям догадались стекло выдувать, а затем раскатывать – так получилось плоское стекло для оконных проемов. Произошло это во Франции в 1330 году.
Что изобрели финикийцы стекло
Стекло тоже научились делать первыми не финикийцы, но они внесли важные новшества в технологию его производства. В Финикии это ремесло достигло совершенства. Стеклянные изделия местных мастеров пользовались огромным спросом. Античные авторы были даже убеждены, что стекло изобрели финикийцы, и эта ошибка является весьма показательной.
На самом деле все начиналось в Месопотамии и Египте. Еще в IV тысячелетии до нашей эры египтяне научились изготавливать глазурь, которая близка по своему составу к древнему стеклу. Из песка, золы растений, селитры и мела они получали мутное, непрозрачное стекло, а потом формовали из него небольшие сосуды, которые пользовались большим спросом.
Самые ранние образцы настоящего стекла – бусы и другие украшения – появляются в Египте около 2500 года до нашей эры. Стеклянные сосуды – маленькие чаши – известны в северной Месопотамии и Египте примерно с 1500 года до нашей эры. С этого времени начинается широкое производство этого материала.
Стеклоделие в Месопотамии переживает настоящий расцвет. Сохранились клинописные таблички, в которых описывается процесс изготовления стекла. Готовое стекло сверкало различными оттенками, но не было прозрачным. В начале I тысячелетия до нашей эры, очевидно, там же, в Месопотамии, научились изготавливать полые предметы из стекла. В Египте в ХVI – ХIII веках до нашей эры также изготавливали стекло высокого качества.
Финикийцы использовали опыт, накопленный мастерами Месопотамии и Египта, и вскоре стали играть ведущую роль. Временный упадок, переживаемый ведущими державами Древнего Востока в начале I тысячелетия до нашей эры, помог финикийцам завоевать рынок.
Начиналось же все от бедности. Финикия была обделена полезными ископаемыми. Немного глинозема – и все. Только лес, камень, песок и морская вода. Казалось бы, нет никакой возможности развивать свою промышленность. Можно лишь перепродавать купленное у соседей. Однако финикийцы сумели наладить производство товаров, которые пользовались необычайным спросом повсюду. Из ракушек они добывали ценную краску; из песка стали делать… стекло.
В горном Ливане песок богат кварцем. А кварц представляет собой кристаллическую модификацию диоксида кремния (кремнезема); это же вещество является важнейшим компонентом стекла. Обычное оконное стекло со держит бол ее 70 процентов кремнезема, а свинцовое – около 60 процентов.
Особенно славился своим качеством песок, который добывали у подножия горы Кармел. По словам Плиния Старшего, там «есть болото, которое называется Кандебия». Отсюда вытекает река Бел. Она «илиста, с глубоким дном, песчинки в ней можно увидеть только при отливе моря; перекатываемые волнами и таким образом очищаясь от грязи, они начинают сверкать. Считают, что тогда они и затягиваются морской едкостью… Это пространство берега составляет не больше пятисот шагов, и только оно в течение многих веков было источником для производства стекла». Тацит в своей «Истории» тоже упоминает, что в устье реки Бел «добывают песок, из которого, если варить его с содой, получается стекло; место это совсем небольшое, но, сколько ни берут песка, запасы его не иссякают» (пер. Г.С. Кнабе).
Проверив эти рассказы, археологи выяснили, что в песке реки Бел содержится 14,5 – 18 процентов извести (карбоната кальция), 3,6 – 5,3 процента глинозема (оксида алюминия) и около 1,5 процента углекислого магния. Из смеси этого песка с содой получается прочное стекло.
Итак, финикийцы брали обычный песок, которым была богата их страна, и смешивали его с гидрокарбонатом натрия – питьевой содой. Ее добывали в египетских содовых озерах или же получали из золы, оставшейся после сгорания водорослей и степной травы. Добавляли к этой смеси щелочноземельный компонент – известняк, мрамор или мел, – а затем нагревали все это примерно до 700 – 800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или, например, выдували изящные, прозрачные сосуды.
Финикийцы не довольствовались простым подражанием египтянам. Со временем, проявив невероятную выдумку и упорство, они научились изготавливать прозрачную стекловидную массу. Можно только гадать, сколько времени и труда им это стоило.
Первыми в Финикии занялись стеклоделием жители Сидона. Случилось это сравнительно поздно – в VIII веке до нашей эры. К тому времени почти тысячу лет на рынках господствовали египетские поставщики.
Впрочем, Плиний Старший приписывает изобретение стекла именно финикийцам – экипажу одного судна. Оно якобы шло из Египта с грузом соды. В районе Акко моряки причалили к берегу, чтобы пообедать. Однако рядом не удалось найти ни одного камня, на который можно было бы поставить котел. Тогда кто‑то взял с корабля несколько кусков соды. Когда же они «расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу», то «потекли прозрачные ручьи новой жидкости, – таким было происхождение стекла». Многие считают эту историю выдумкой. Однако, по мнению ряда исследователей, в ней нет ничего невероятного – разве что место указано неверно. Произойти она могла близ горы Кармел, да и время изобретения стекла точно неизвестно.
Поначалу финикийцы изготавливали из стекла покрытые орнаментом сосуды, украшения и безделушки. Со временем они разнообразили производственный процесс и стали получать стекло различных сортов – от темного и мутного до бесцветного и прозрачного. Они умели придавать прозрачному стеклу любой цвет; оно не мутнело от этого.
По своему составу это стекло было близко современному, но отличалось соотношением компонентов. Тогда оно содержало больше щелочи и оксида железа, меньше кремнезема и извести. Это снижало температуру плавления, но ухудшало качество. Состав финикийского стекла был примерно следующим: 60 – 70 процентов кремнезема, 14 – 20 процентов соды, 5 – 10 процентов извести и различных оксидов металла. В некоторых стеклах, особенно непрозрачных красных, обнаружено много свинца.
Спрос рождал предложение. В крупнейших городах Финикии – Тире и Сидоне – выросли стекольные заводы. Со временем цены на стекло снизились, и оно превратилось из предмета роскоши в античный ширпотреб. Если библейский Иов приравнивал стекло к золоту, говоря, что мудрость не оплатить ни золотом, ни стеклом (Иов. 28, 17), то со временем стеклянная посуда потеснила и металлическую, и керамическую. Финикийцы наводнили все Средиземноморье стеклянными сосудами и бутылками, бисером и плиткой.
Свой наивысший расцвет это ремесло переживает уже в римскую эпоху, когда, вероятно, в Сидоне открыли способ выдувания стекла. Случилось это в I веке до нашей эры. Славились умением выдувать стекло также мастера Беруты и Сарепты. В Риме и Галлии это ремесло тоже получило широкое распространение, поскольку туда переселилось немало специалистов из Сидона.
Сохранилось несколько сосудов из дутого стекла, помеченных знаком мастера Энниона из Сидона, работавшего в Италии в начале или середине I века нашей эры. Долгое время эти сосуды считались самыми ранними образцами. Однако в 1970 году при раскопках в Иерусалиме был обнаружен склад с литыми и дутыми стеклянными сосудами. Они были изготовлены в 50 – 40 годах до нашей эры. Очевидно, дутье стекла появилось в Финикии несколько раньше.
По словам Плиния Старшего, в Сидоне придумали даже зеркала. Они были в основном круглыми, выпуклыми (их также изготавливали из дутого стекла), с тонкой металлической подкладкой из олова или свинца. Вставляли их в металлическую рамку. Подобные зеркала изготавливали вплоть до ХVI века, когда венецианцы изобрели оловянно‑ртутную амальгаму.
Именно знаменитая венецианская мануфактура продолжила традиции сидонских мастеров. В Средние века ее успехи привели к упадку спроса на ливанское стекло. И все же даже в эпоху крестовых походов стекло, произведенное в Тире или Сидоне, пользовалось большим спросом.
В наши дни остатки стекловаренных печей, построенных в римскую или византийскую эпоху, еще можно встретить на побережье между современными городами Сур (Тир) и Сайда. В Сарепте море, отступив от берега, обнажило остатки древних печей. Среди развалин древнего Тира руины печей отыскали археологи. Стекло, оставшееся в печах, приятного зеленоватого цвета, довольно чистое, но не прозрачное.
Что породила роскошь?
Финикийские штемпельные печати часто изготавливаются в форме скарабеев. Их вырезают из сердолика и других камней, оправляют в кольца, подвешивают к ожерельям или браслетам. Штемпельные печати к началу I тысячелетия до нашей эры постепенно вытеснили цилиндрические, поскольку оставлять с их помощью оттиск можно было не только на глине – самом распространенном когда‑то письменном материале Передней Азии, – но и на других материалах. В Финикии эти печати напоминают произведения египетского искусства не только своей формой, но и сюжетами изображений.
В этом нет ничего случайного. Само положение Финикии и особенно успехи местных купцов делали эту страну посредником между культурами Египта, Месопотамии, Малой Азии, Эгейского региона и Западного Средиземноморья. Финикия соединяла Восток и Запад, Север и Юг, заимствовала у них все лучшее и синтезировала свое оригинальное искусство, в котором составляли одно целое египетские, ассирийские, греческие черты.
Подводя итоги, можно сказать, что к финикийским ремесленникам и купцам как нельзя лучше относится фраза, столь популярная у социологов в начале прошлого века: «Великие состояния возникали за счет удовлетворения самых изысканных потребностей». Экономическая история Финикии неожиданно заставляет вспомнить фразу немецкого экономиста Вернера Зомбарта: «Роскошь породила капитализм».
А.Волков. Загадки Финикии. Вече; 2004 ISBN 5‑9533‑0271‑1