Что изображено на щите олега вещего олега
Щит Вещего Олега
Сказки, былины, мифы, легенды, да и вообще любая история всегда оставляют свой след в сознании человека, особенно в детском возрасте. С ранних лет я знал о Вещем Олеге, что был в давние времена такой Великий Князь, который не только объединил славянские народы, но и научил уважать Русь и другие страны. Об этом свидетельствует такой всем известный исторический факт, как Князь Олег прибил свой щит на врата Царьграда. И на этом щите был изображён его герб.
Этот факт так и остался бы для меня просто фактом, если бы не череда событий в моей жизни, которая снова свела меня с ним. Так случилось, что для меня стал абсолютно понятен Смысл Жизни Человека. Он состоит из трёх основных моментов: Жить, Любить и быть Счастливым. Во-первых, тело человека должно жить и как всё живое должно продолжаться в своих потомках. Во-вторых, его уму необходимо научиться любить Жизнь, такую, какая она есть. И постараться улучшить её. И в-третьих, если соблюдены первые два условия, то человек становится счастливым. Ведь силу души можно научиться чувствовать и при жизни. Это такая же энергия, она похожа на ветер. И у человека есть «крылья», он может научиться парить над жизненной суетой. Эти мысли были написаны мной на Верном камне, который находится в центре России, г. Братске.
После появления этой надписи у меня возникло чувство какой-то незавершённости…, захотелось как-то более интересно всё это оформить. Как картину поместить в достойную её раму. Я перебрал множество вариантов, пока предо мной не появился образ щита Вещего Олега. Конечно, вряд ли кто узнает, каков был настоящий смысл рисунка на его гербе, но это не мешает каждому из нас высказать свою версию. По моему мнению, на нём как раз и отображены сначала этапы становления Человека, а потом и его жизненный путь.
На гербе всего три цвета, которые характеризуют три основные стихии. Красно-коричневый – Земля. Желтый – огонь и синий – это воздух или вода. В центре расположена девятилучевая звезда, состоящая из трёх равносторонних треугольников, символизирующая триединство человека. Это тело, разум и душа. Звезда находится в центре круга, что говорит о целостности того, в ком гармонично развиты эти три начала. На Гармонию, Любовь и изначальную связь с Творцом Мироздания показывает древнейший символ коловрата, что внутри этой звезды.
Круг же находится в центре другой звезды. В ней уже восемь лучей. По моему мнению, они соответствуют восьми основным направлениям в жизни каждого человека, по которым он может двигаться. Шесть в материальном, видимом мире, – это вперёд, назад, направо, налево, вверх и вниз. И два направления в невидимом, духовном мире. Первый, это – Путь к Себе. Второй я называю – Свой Путь.
Путь к Себе, это путь познания основ мироздания и главного закона Гармонии и Любви. И в этом есть истина. И эту истину я понимаю буквально. Если заглянуть в себя, внутрь тела, то мы увидим, в какой гармонии и любви находятся все клеточки нашего организма по отношению друг к другу. А так как человек есть лишь только частица мироздания, сравнимая с клеткой нашего тела, то ему необходимо научиться следовать этим законам гармонии. И только такой человек может стать сам собой.
И только такой человек, который осознал закон Абсолютной Любви и стал сам Собой может начать Свой Путь. Все люди созданы по образу и подобию Творца, в каждом есть его частица. Эта частица хранится в нашем ДНК и раскрывается по мере нашего миропонимания, а это зависит от той информации, которую принимает человек.
Что такое хорошо и что такое плохо, есть вечный вопрос. Но сейчас, по Закону Времени, на него стало возможным, однозначно ответить каждому. Всё в жизни есть отражение наших мыслей, и надо научиться, так думать, чтобы окружающая реальность превосходила наши мечты и ожидания. И именно поэтому я полностью согласен с Владимиром Владимировичем Маяковским: «Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и солнца».
Люди приходят и уходят, а их дела остаются. И мы с великой благодарностью и уважением вспоминаю о наших предках, которые жили по чести, совести и справедливости. Все эти коды есть в наших генах. Дело за нами, как сможем воспользоваться, этим скрытым, в каждом из нас, великом потенциале Творца.
В настоящее время я работаю над проектом концептуальной композиции, которая должна объединить Верный камень и герб Вещего Олега. И мне хотелось бы, чтобы эти древнейшие наши символы вновь появились на улицах городов России.
Рекомендуем к ознакомлению:
Щит на вратах Царьграда. Византийский триумф Олега Вещего
2 сентября 911 года заключен первый письменный договор между Киевской Русью и Византией, и в знак успешного завершения военного похода князь Олег приказывает прибить щит к вратам Царьграда
Враг или союзник?
Отношения с Византийской империей являлись важным элементом внешней политики Руси еще в IX веке. В то время греки пытались начать христианизацию молодого Древнерусского государства, правда, значительных успехов добиться не смогли. Один из первых набегов на Константинополь случился в 860 году – за два года до призвания варягов на княжение в Новгороде. С тех пор на протяжении почти полувека византийцы стремились сохранить дружественные отношения с воинственным соседом и вести торговлю, пусть и в довольно ограниченном объеме.
Константинополь – столица Византийской империи
Именно нежелание расширять торговые льготы, а также пренебрежительное отношение православных византийцев к русам-язычникам послужило поводом для военной кампании 907 года. Грядущим походом князь Олег стремился закрепить статус пути «из варяг в греки» как самой надежной торговой магистрали Восточной Европы.
Момент для наступления был выбран очень удачно: Византийская империя как раз находилась в состоянии конфликта с Арабским халифатом. В 906 году византийский полководец Андроник восстал против императора Льва VI, а затем перешел на сторону арабов. На Руси к предстоящему выступлению готовились с особой тщательностью и даже прибегали к использованию средств разведки (иначе откуда Олегу было знать, что византийцы побоятся воевать с двумя соперниками одновременно). Начало похода запланировали на первую половину лета, когда море наиболее спокойное. Так же поступали в 860 и 941 годах.
Корабли на колесах
Князь Олег, прозванный Вещим, правил на Руси тридцать лет и три года. Поход на Византию стал его самым масштабным и ярким деянием, сравнимым разве что с объединением Киева и Новгорода. Если верить «Повести временных лет», то войско Олега отличалось невероятными размерами и включало в себя представителей почти всех восточнославянских и финно-угорских племен Древней Руси, и даже тех, с кем он воевал (например, тиверцев). Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек (число практически невозможное).
Князь Олег с Игорем, сыном Рюрика. Художник И. Глазунов
Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах.
Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище!
Поход Олега на Константинополь: ладьи, поставленные на колеса, двигаются по суше
Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра. Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино. разумеется, отравленные. Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий (покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами) послан им за многочисленные грехи.
Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча. Кроме того, русским воинам было разрешено брать сколько угодно съестных припасов, мыться в банях Царьграда, а для обратного пути – запасаться у византийцев парусами, якорями и канатами.
Мир и любовь
Через четыре года после триумфального похода Олег решает закрепить свой успех заключением договора с императором Львом VI и его братом Александром. В 911 году посланники князя вновь прибывают в Константинополь, но уже с мирными целями.
Русско-византийский договор 911 года. Отрывок из Радзивилловской летописи XIII века
Договор Руси с Византией – самый ранний подлинный документ нашей истории. Древнерусский текст, известный сегодня, представляет собой перевод греческого оригинала и включен в «Повесть временных лет». Любопытно, что византийцы никак не упомянули в своих источниках предшествующий мирному соглашению поход 907 года. Возможно, напрямую сообщать о своем поражении, тем более молодому и малоизвестному государству, каковым в тот момент являлась Русь, греческим хроникерам было неприятно. Как бы то ни было, в 911 году подписание документа состоялось. Обе стороны давали присягу: византийцы – по христианскому обряду, русы – по языческому, упоминая в клятвах Перуна и Велеса. После заключения договора Лев VI преподнес русскому посольству дары, организовал «экскурсию» по храмам и с честью отпустил домой.
Для чего нужен щит над вратами Царьграда?
Из всей истории военных успехов Олега самым известным, пожалуй, является эпизод со щитом, прибитым по приказу князя к городским воротам Константинополя. Обычно этот символический жест ассоциируется с фактом безоговорочной победы и подчинения соперника, однако существуют и другие версии.
Князь Олег. Рисунок В.П. Верещагина из серии «Державные правители России».
Дело в том, что в XI–XII веках, когда создавалась «Повесть временных лет», слово «победа» использовалось еще и в значениях «защита» или «покровительство». Прибивая щит к вратам Царьграда, Олег не унижал новоиспеченного союзника, а демонстрировал, что больше не имеет намерений воевать и хочет прекратить брань. Князь показал, что столица Византийской империи отныне находится под защитой русских воинов, которые не допустят разорительных набегов и восстаний. Подобная трактовка знаменитого жеста позволяет по-новому взглянуть на политику и личность князя Олега, который неслучайно остался в народной памяти с прозвищем «Вещий», а значит, мудрый и дальновидный.
Исторические события сентября: «Щит как символ «вечного» мира»
Щит как символ «вечного» мира
За время своего княжения, которое длилось 33 года, князь Олег по прозвищу Вещий совершил немало славных деяний, но мирный договор Руси и Византии подвёл своеобразную черту многолетней политике Великого князя и сегодня считается первым, письменно сформулированным общеполитическим договором «мира и любви», а также древнейшим письменным источником русского права. Но договор этот подтверждал и расширял условия более раннего договора, заключённого в 907 году, которому, в свою очередь, предшествовали события, которые некоторые историки подвергают сомнениям и считают легендой. Но прежде чем начать рассказ об этих, поистине легендарных деяниях Великого князя, остановимся на личности Олега Вещего.
Имя его с большой вероятностью происходит от скандинавского имени Хельге (Хельги), что означало изначально «святой», «обладающий даром исцеления». Есть, конечно, противники скандинавского происхождения имени Олега, но внятных доказательств они не приводят, а в русской исторической литературе (как дореволюционной, так и советской) было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.
«Князь Олег». В. П. Верещагин.
А дальше четверть века князь занимался обустройством Руси. Он существенно расширил территории, примучил (покорил) племена древлян, полян, уличей, тиверцев, северян, радимичей, избавив некоторых от хазарской дани и обложив своей. Ну и расширившись, следовало укрепить свой статус уже в глазах великого соседа – Византии, окончательно закрепив за собой путь «из варяг в греки». А ведь Русь уже потрогала за мягкое подбрюшье Константинополь! В июне 860 года 200 русских судов причалили к берегам Босфора и напали на столицу Византии. После недолгой осады Константинополя, основательно разорив окрестные места, русы в начале августа ушли с богатой добычей. Оставалось лишь дождаться подходящего момента и повторить успешный набег.
Согласно летописи («Повести временных лет»), Олег повёл с собой в набег около 8000 человек на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. В войске были представители практически всех народов Руси тех времён и были названы греками «Великая Скифь».
В общем, войско Олега благополучно добралось до Царьграда, и Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Ну, а дальше имеем свидетельство, которое и даёт историкам повод усомниться в реальности данного похода:
«И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» («Повесть временных лет». Год 907).
«Олег Вещий ведёт войска к стенам Царьграда». Миниатюра из Радзивилловской летописи, начало XIII века.
Разумеется, по тому же свидетельству, греки устрашились и предложили Олегу мир и дань, торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии, а ещё князь в знак победы прибил свой щит к вратам Царьграда. Чтобы, мол, помнили…
На кораблях по земле в атаку! Ну не бред? Вот так оно и бывает, когда сухие факты разбавляют флёром мистицизма и превращают хронику в сказание или былину!
Вот так и был заключён мир на весьма выгодных для Руси условиях. Так по договору купцы не платили никаких пошлин и вдобавок, как и послы, получали содержание от византийских властей:
Действительно условия такие, что в них трудно поверить! А к этому ещё и прибавляется то, что все эти данные взяты из русских источников, а византийских нет совсем. Но есть косвенные подтверждения тому, что поход всё же был. Например, то, что предсказание волхвов о смерти Олега сбылось на пятое лето после его похода на Константинополь.
Ну а 2 сентября 911 года был заключён новый договор, который устанавливал мирные отношения Византии и Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Так, например, вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.
Русско-византийский договор 911 года.
Двусторонность и равноправность обязательств обеих государств были чётко прописаны в договоре. Так, например, в статье, посвященной установлению ответственности за взятый долг, говорится, что если русс сделает долг у себя на родине и затем не возвратится на Русь, то заимодавец имеет право пожаловаться на него византийскому правительству, и провинившийся будет схвачен и возвращён насильно на Русь. Но и руссы должны сделать то же самое в отношении бежавших от долгов греков.
Это был новый виток в становлении Руси, включавший молодое государство в сферу международной дипломатии и политики.
Да, щит Олега на вратах Царьграда!
С одной стороны, вроде бы как напоминание о поражении и грозной силе русских воинов, а с другой… Тут следует понимать, что в XI-XII веках слово «победа» ещё использовалось в значениях «защита» или «покровительство». И молодой хищник, прибивая щит, фактически брал под защиту и покровительство изрядно одряхлевшее древнее государство, дальновидно закладывая основу будущих добрососедских отношений!
«Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда». Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 год.