Что необходимо сделать при обнаружении нарушений ведущих к загрязнению водных объектов
Что необходимо сделать при обнаружении нарушений ведущих к загрязнению водных объектов
ВК РФ Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 56 Водного кодекса РФ
1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.
6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.
8. Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
(часть 8 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 87-ФЗ)
Что необходимо сделать при обнаружении нарушений ведущих к загрязнению водных объектов
ВК РФ Статья 67.1. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
2. В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 488-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 488-ФЗ)
3. Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
4. В целях строительства сооружений инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном земельным законодательством и гражданским законодательством.
5. Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;
2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О контроле за загрязнением водоемов
О контроле за загрязнением водоемов
В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»водопользователи обязаны:
· проводить согласованные с органами, осуществляющими государственной санитарно-эпидемиологический надзор организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;
· обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;
· обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;
· своевременно, в установленном порядке, информировать органы Роспотребнадзора об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
предоставлять информацию органам, осуществляющими государственной санитарно-эпидемиологический надзор и населению о загрязнении водных объектов и прогнозируемом ухудшении качества воды, а также о принятом решении о запрещении или ограничении водопользования, осуществляемых мероприятиях.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в рамках реализации поручения Правительства Российской Федерации в первом полугодии 2018 года проведено 43 проверки в отношении юридических лиц, расположенных вдоль береговых полос и рекреационных зон в бассейне реки Волги, включая малые реки и притоки реки Волга, осуществляющих водопользование.
В ходе проведенных проверок выявлены нарушения санитарного законодательства в части: неполного выполнения лабораторно-производственного контроля за качеством сточных вод; несоответствия качества сточных вод из за недостаточной их очистки и др.
По результатам проверок к административной ответственности в виде штрафов привлечено 35 лиц. Санитарная охрана водоемов остается приоритетным аправлением в деятельности Управления.
Что делать, когда загрязняют водный объект?
Чистота рек, озер и других водных объектов влияет на возможность в них купаться, брать воду для хозяйственных нужд и просто находиться рядом. Но иногда мы замечаем, как в озеро сливают грязную жидкость или что в реке всплыла рыба. Загрязнение водных объектов нельзя игнорировать – негативные последствия могут коснуться каждого. Повлиять на ситуацию можно, обратившись в государственные органы.
Под загрязнением водных объектов понимается привнесение в воду и накопление в ней физических, химических и биологических агентов, неблагоприятно воздействующих на водные растения и животных, среду обитания и здоровье человека. Гигиенические нормативы определяют предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
Явными признаками загрязнения воды являются нездоровый цвет воды, запах, мутность, масляные пленки, мусор, погибшие водные организмы и т.п.
Загрязнение водных объектов может быть правонарушением, предусмотренным различными статьями Кодекса об административных правонарушениях. Например, статья 8.2 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления», статья 8.13 «Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов», статья 8.14 «Нарушение правил водопользования» и т.п.
Если вы обнаружили загрязнение водного объекта
Обращайтесь с требованием провести проверку в:
Обращаться лучше в территориальное отделение ведомства, которое, вне зависимости от территориальной принадлежности объекта, обязано взять обращение в работу и установить ведомство, уполномоченное на проведение проверки на этом водном объекте.
Сообщить о загрязнении можно как письменно, так и по телефону. Звонок в ведомство уместен, когда необходимо срочное вмешательство, но юридическая сила у него ниже, чем у письменного обращения. В случае звонка оператор обязан зарегистрировать ваше обращение. Письменное обращение можно отправить через электронную приемную.
При наличии фотоснимков и видеоматериалов, на которых видны признаки загрязнения, а также источник загрязнения, прикрепите их к письму.
Если есть достаточные основания, ведомство проведет проверку, об инициировании которой оно обязано отчитаться.
Об итогах рассмотрения обращения и начале проверки вас должны уведомить в течение 30 дней.
Важно! Если вы сообщили госорганам о наличии загрязнения и ответственное ведомство уведомило вас о начале проверки, о ее результатах чиновники отчитываться не обязаны. Поэтому через некоторое время стоит запросить информацию о принятых мерах. Если же загрязнение не прекращено в разумные сроки, нужно направить повторную жалобу с требованием прежде всего пресечь сам факт загрязнения.
Если проверка установит факт незаконного загрязнения, ведомство обязано:
Другим результатом проверки может стать невозможность определить ответственное лицо или установление отсутствия загрязнения.
Лабораторные исследования качества воды
Подтвердить факт загрязнения воды можно, заказав лабораторный анализ пробы воды.
Следует помнить, что лабораторные исследования воды имеют право проводить только аккредитованные лаборатории, оснащенные сертифицированным оборудованием. Лабораторный анализ считается достоверным только в случае, если он проводился в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами и был подтвержден протоколом. Иными словами, если гражданин самостоятельно возьмет пробы воды, чтобы проверить ее на наличие загрязнения, то доказательством в суде анализ являться не будет.
При обнаружении загрязнения следует обратиться в соответствующую лабораторию, сотрудник которой сможет взять и исследовать пробы воды. В случае превышений ПДК загрязняющего вещества воды лаборатория выдаст протокол анализа воды.
Полученный протокол результатов анализа можно направить в вышеупомянутые надзорные органы для придания большего веса обращению и ускорения процесса. Также его можно использовать в суде, если гражданин или группа граждан подадут индивидуальный или коллективный иск с требованием приостановить до устранения нарушений деятельность объекта, нарушающего право граждан на благоприятную окружающую среду.
Что необходимо сделать при обнаружении нарушений ведущих к загрязнению водных объектов
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 октября 2020 года N 845
2. Признать утратившими силу:
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2021.
Министр природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
Д.Н.Кобылкин
в Министерстве юстиции
25 ноября 2020 года,
регистрационный N 61091
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минприроды России
от 22 октября 2020 года N 845
Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; 2020, N 17, ст.2725.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 2, ст.335; 2015, N 36, ст.5116.
3. Передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, представляемым бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст.626; N 49, ст.7149.
4. Для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод, уполномоченным органам необходимо:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст.4707; 2016, N 24, ст.3525.
в) до начала разработки проектной документации в отношении мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий его последствий*, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний, обеспечить вынос, реконструкцию или ремонт линейных объектов и объектов капитального строительства, попадающих в зону производства работ и оказывающих влияние на эффективность проведения запланированных мероприятий;
Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586.
5. Перечень водных объектов должен быть определен с учетом:
а) установленных зон затопления и подтопления;
б) результатов предпаводковых и послепаводковых обследований;
в) результатов наблюдений за состоянием дна и берегов водных объектов, изменениями их морфометрических особенностей;
г) фактов ущерба причиненного населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках.
6. Перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий рассматривается Росводресурсами на основании предложений уполномоченных органов, согласованных территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов.
При подготовке предложений в отношении мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий уполномоченные органы используют:
а) данные государственного водного реестра и схемы комплексного использования и охраны водных объектов;
б) данные о частоте и периодичности повторения негативного воздействия;
в) ретроспективные гидрометеорологические данные, включая: температурный и ветровой режим, количество и характер распределения осадков, интенсивность развития половодья, последовательность вскрытия участков реки, распределение толщины льда, интенсивность ослабления прочности льда;
г) имеющиеся на территории данные о возможных местах образования заторов (зажоров) и динамике их формирования на водных объектах и (или) их участках;
д) данные расчетов возможного ущерба населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках.
7. Мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий включают в себя:
а) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения);
б) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
в) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов;
г) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
8. Для мероприятия по предпаводковому и послепаводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения), необходимы следующие обосновывающие материалы: