Что изображено на гербе шуя

Что изображено на гербе шуя

Герб Шуи утвержден вместе с остальными гербами Владимирского наместничества 16 августа 1781 года (ПСЗ РИ № 15205). Описание герба:

В верхней части герб Владимирский; в нижней части «в красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы»

Использованы материалы статьи О.Рево в журнале «Наука и жизнь» №12, 1987

25.08.1859 г был составлен проект герба Шуи по правилам, разработанным Б.Кене. «В червленом щите золотое веретено, сопровождаемое 4 золотыми монетами: 2 и 2». В вольной части герб Владимирской губернии. Герб не утверждался официально.

Материалы архива В. Маркова. Изображение герба реконструировано по значку, выпущенному Московским ЭТПК

Неутверждённая эмблема Шуи (с сувенирных значков): «В лазоревом поле с червленой главой с названием города серебром справа, башня со шпилем и двумя малыми башнями по бокам, сопровождаемая слева монастырем; все фигуры серебряные».

Рисунок и неофициальное описание реконструированы по значку Ю.Калинкиным (г.Долгопрудный), специально для «Геральдикума»

Вариант герба Шуи из буклета «Гербы городов Владимирской земли» (Автор С. Гордеев.- Дмитров, 1984 г).

В 1990-х годах был реанимирован герб 1781 года. Он, в частности, использовался на въездных знаках на автодорогах.

Герб Шуи был реконструирован Союзом геральдистов России и утвержден решением Шуйской городской Думы №90 от 29 сентября 2004 г. Герб внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №1597.

Информация любезно предоставлена К.Ф.Моченовым (г.Химки)

Решением Думы городского округа Шуя №166 от 24 ноября 2010 г. в Положение «О гербе МО город Шуя» внесены изменения. Но они не затронули собственно герба.

© Russian Centre of Vexillology and Heraldry
last modified 10.1.2014

Источник

Мыло на шуйском гербе

На красном фоне желтый брус – так выглядит утвержденный геральдической комиссией герб Шуи. Что же обозначает этот предмет в центре гербового щита, вытеснивший льва?

Историческая справка

В России развитие геральдики начинается в 20-е годы 18 века. Еще в 1722 году Петр I учредил геральдическую контору с должностью геральдмейстера, в обязанности которого входило составление гербов. В Петербург с этой целью был приглашен художник Франциск Санти. С его именем связано составление гербов для всех русских городов. В гербы вносились условия, характеризующие географические условия, экономику и быт городов. Формы их были самыми различными, но наиболее распространенной в русской геральдике стала французская форма щита – четырехугольная, с заострением внизу. Такова форма и шуйского герба, который был утвержден 16 августа 1781 года.

Есть множество мнений. Кто его называет кирпичом, кто булыжником, намекая на революционное прошлое города, а наиболее честолюбивые шуяне видят в нем слиток. На самом деле «брус золотого цвета», так официально именуется в геральдике объект на шуйском гербе, является обыкновенным мылом. Многие шуяне по этому поводу недоумевают: какая связь между Шуей и мылом?

Споры о том, кому мы обязаны изобретением мыла, до сих пор не завершены. Честь спасения человечества от грязи приписывается сразу нескольким древним народам: римлянам, германцам, галлам. Конечно, Шуя не претендует на звание родины мыла, но вот то, что именно наш город снабжал Русь моющим средством, доказано. Согласно историческим документам, Шуя являлась главным центром мыловарения на Руси.

Наши предки секреты изготовления мыла унаследовали от Византии, но, тем не менее, русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы. Ранее мыловареннное дело называлось «поташным». Процесс изготовления был следующим: срубленные деревья жгли в котлах тут же, в лесу, затем золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ. Постепенно процесс мыловарения совершен­ствовался. Был открыт заводской способ получения кальцинированной и каустической соды, что значительно удешевило производство мыла. Особенно широкое распространение промышленное производство мыла получило при Петре I.

«Мыльное» дело в Шуе зародилось с начала 17 века. 28 марта 1638 года шуйскому воеводе Судакову была дана царская грамота «О дозволении тамошним жителям летом топить избы и мыльни». Спустя несколько лет, в Шуе действовало уже 11 мыловарен. Осваивалось производство жидкого зеленого (наподобие голландского) мыла «зейф». А во времена Екатерины II шуйское мыло славилось уже на всю Россию. Именно тогда Шуя и стала главным центром мыловарения. На Борисоглебскую ярмарку съезжались специально за шуйским мылом со всех концов Руси. И когда в XVIII веке городам присваивали гербы, то на шуйском решили изобразить «в красном поле брус мыла, означающий славные, находящиеся в городе мыльные заводы». Шуйское мыло, кстати, упоминается даже в русской песне: «И я встану младёшенька, Раним-рано ранёшенько. Я умоюсь младёшенька, Шуйским мылом белёшенько».

Традиции мыловарения утрачены сегодня полностью, и немногие знают, что Шуя была его центром, а потому шуй­ский герб, где на красном фоне изображен желтый брус, выглядит, на взгляд многих, чересчур скромно. Разумеется, брус мыла в красном поле не может отразить всего богатства шуйской истории. В Шуе были развиты и овчинно-шубный промысел, о чем свидетельствуют названия улиц нашего города, и скорняжный. Здесь вязали варежки, носки, чулки, катали валенки, тем не менее, именно мыльный промысел сделал Шую известным на всю Русь.

Знаете ли вы, что изображено на гербе Шуи?

Владимир Волков:

– На шуйском гербе изображено мыло, потому что в

Шуе развива­­­лись мыльные про­­­мыслы. Хотя изображать мыло на гербе отвратительно. Раньше на нем был еще лев – символ царственного города, города, где сидели великие князья. Поэтому я против того, чтобы убирали с герба льва.

Алексей, не шуянин:

– На гербе изображены мыло и лев. Мыло, потому что раньше его здесь производили. Правда, знаю, что льва хотели убрать. Но, судя по знаку на въезде в город, где пока и лев, и мыло присутствуют, царя зверей с герба еще не убрали.

Р.S. Не все опрошенные смогли вспомнить, что изображено на гербе Шуи.

Источник

Что изображено на гербе шуя

Что изображено на гербе шуя

Герб города Шуя утверждён 29.09.2004 г.

Реконструкция герба: Константин Мочёнов.

Описание

«В червленом (красном) поле золотой брусок (тремя видимыми гранями – передней, обращенной прямо, верхней и левой)«.

Символизм

«За основу герба города Шуи взят исторический герб уездного города Шуя Владимирского Наместничества, Высочайше утвержденный 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: «Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней – въ красномъ поле, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городе мыльные заводы». Город Шуя, центр Шуйского района, известен с середины XIV в. как вотчина князей Шуйских. Впервые упоминается в летописях в 1393-94 годах как значительный населённый пункт Нижегородского княжества. Мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи: первое упоминание о ней зафиксировано в писцовой книге Афанасия Векова в 1629 году. Именно этот факт и послужил основой создания герба города в 1781 году Красный цвет поля герба аллегорически говорит о богатой событиями истории Шуйской земли. Красный цвет в геральдике означает право, силу, мужество, любовь, храбрость. Золото символ величия, прочности, силы, великодушия«.

Исторические гербы Шуи

Герб Шуи 1781 г.

Что изображено на гербе шуя

Герб был утверждён 16 августа 1781 г.

Описание: «В верхней части герб Владимирский; в нижней части «в красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы».

Проект герба 1859 г.

Что изображено на гербе шуя

Проект герба был разработан в рамках геральдической реформы, проводимой Б. Кёне.

Описание: «В червленом щите золотое веретено, сопровождаемое 4 золотыми монетами: 2 и 2«.

Источник

Что обозначают гербы российских населенных пунктов, которые вызывают улыбку и недоумение

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что изображено на гербе шуя

Герб Шуи

Что изображено на гербе шуя

Расположенный в Ивановской области город Шуя имеет очень лаконичный и загадочный герб. На нем – желтый кирпич на красном фоне. А может, быть, это изображен золотой слиток? Оказывается, не то и не другое. На гербе изображено мыло. В обосновании к гербу указано, что этот город издревле славился мыловарением (впервые об этом виде промышленности в Шуе было упомянуто в писцовой книге 1629 года). Ну а красный фон символизирует храбрость, мужество и богатую историю города. Кстати, на историческом гербе Шуи над мылом стоял еще и лев, но потом этот символ упразднили.

Герб Среднеколымска

Что изображено на гербе шуя

«Восстающий мамонт» (так он указан в описании герба) словно собирается угрожать двум маленьким тонким елочкам, расположенным в левой части изображения. Однако на самом деле никакой угрозы эта «победная стойка» древнего животного не несет. Просто елки символизируют типичную для окрестностей города природу, а мамонт – то, что в данной местности в древних мерзлых породах были обнаружены многочисленные останки этих животных.

Герб Иркутска

Что изображено на гербе шуя

На гербе города Иркутска изображено странное существо в виде кошки с перепончатыми лапами и толстым хвостом. Оказывается, это бабр. В словаре Даля написано, что так назывался в старину сибирский зверь, которого по лютости и силе можно сравнить с львом, и в то же время сказано, что бабр – это тигр. Если посмотреть на герб Иркутска XVIII века, то на нем можно действительно увидеть тигра.

Что изображено на гербе шуя

В 1859 году, в результате реформы российской геральдики, по чьей-то ошибке бабра на гербе перепутали с бобром. Так и появились у него бобровые лапы и хвост. Червлёный соболь, которого на гербе изначально держал в своей пасти бабр, в новом варианте герба оказался в зубах у «тигробобра». При обновлении герба в конце XX века мифическое животное решили оставить – как достопримечательность.

Герб Челябинска

Что изображено на гербе шуя

Казалось бы, при чем тут верблюд? Однако присутствие «корабля пустыни» на гербе города имеет официальное обоснование. Навьюченный золотой верблюд напоминает о том, что Челябинск богат товарами и развитие этого города напрямую зависит от его успехов в торговле.

Герб Епифани

Что изображено на гербе шуя

Герб Железногорска

Что изображено на гербе шуя

На Гербе закрытого административно-территориального образования Железногорск (Красноярский край) можно увидеть медведя, который держит в лапах некий серебристый предмет и то ли из ярости, то ли из любопытства пытается его разорвать. Мишку опутывают продолговатые обручи, словно он помещен в гигантский атом. Так и есть: Железногорск – город атомщиков (здесь расположен горно-химический комбинат), и, по замыслу автора герба, медведь разрывает ядро в структурной решетке атома. Это символизирует слияние природы и человеческой мысли, ведь Железногорск построен в тайге.

Герб Чернышевского района

Что изображено на гербе шуя

Если на гербе Среднеколымска изображён мамонт, то на гербе Чернышевского района в Забайкалье – динозавр. А точнее, древний ящер. Оказывается, в этой местности обнаружено одно из древнейших на Земле захоронений динозавров. Среди найденных экземпляров есть очень редкие. Золотой ящер на гербе символизирует доисторического травоядного динозавра, жившего здесь примерно 160 млн. лет назад. Рост его составлял примерно метр, а кожа была покрыта чешуей и перьями. А золотым он изображен, потому что этот цвет – символ богатства и стабильности.

Странные гербы московских районов

На гербе муниципального образования Аэропорт изображена старинная золотая карета.

Что изображено на гербе шуя

Казалось бы, какая связь между «каретой» и «аэропортом»? Оказывается, почти никакой. Просто это напоминание об императорской дорожной карете Екатерины II и об исторически сложившемся парадном въезде в Москву с остановкой во Петровском путевом дворце на Тверском тракте (близ современной станции метро «Аэропорт»).

На гербе муниципального образования Хорошево-Мневники изображена странная сцена. Животное, явно напоминающее бобра, стоит, подбоченясь, и правой ногой опирается на кирпичи, а рукой (точнее, лапой) крепко схватило дерево, словно хочет его вырвать с корнем.

Что изображено на гербе шуя

Бобр нарисован весьма схематично. Из описания к гербу сказано, что изображенное дерево – сосна, а сочетание дерева, бобра и кирпичей символизирует, что в этих краях с давних пор росли сосны и жили бобры – строители плотин.

Ещё один странный символ – кентавр на гербе района Бутырский. Почему именно он – не совсем ясно, но известно, что это мифическое существо присутствовало на гербе Бутырского полка с 1730 года.

Что изображено на гербе шуя

В описании сказано, что кентавр на гербе муниципального образования Бутырский символизирует единство лучших качеств человека (силы, мастерства, целеустремленности и т.д.) и мощи сил природы.

Не менее интересна тема фамильных гербов и вообще наследования фамилий у нащих предков. Предлагаем прочитать материал о том, как жили Незаконнорожденные на Руси: Как к ним относились и чью фамилию они носили

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Что изображено на гербе шуя

Что изображено на гербе шуя

Что изображено на гербе шуя

Что изображено на гербе шуя

Что изображено на гербе шуя

Шу́я — город в России, административный центр Шуйского района Ивановской области. Город Шуя расположен в междуречье рек Волги и Клязьмы в 32 км к юго-востоку от областного центра Иваново. Через город с севера на юг протекает река Теза (приток Клязьмы), протяжённость которой в городской черте составляет 6,6 километров.

Площадь — 33,29 км², население 58,4 тыс. человек (2011). По численности населения Шуя является третьим после Иванова и Кинешмы городом Ивановской области.

Содержание

История города

Согласно одной из версий, древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова «суо» — болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»).

В XX веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к Волжскому торговому пути X—XI веков.

Шуйское княжество

С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт своё начало от Василия Кирдяпы — одного из князей Суздальских. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606—1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория Союзной площади) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.

Первое документальное свидетельство о городе Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем, и именно от неё город ведёт своё летосчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба.

Шуя и венценосные особы

Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565—1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя перешла в наследство его сыну Фёдору. В 1609 году город был разорён поляками, а в 1619 — литовцами.

В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I. Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне — чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654—1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царём на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.

В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах. Побывал в Шуе и ещё один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан — богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.

Шуйское купечество и текстильный промысел

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы — в 1654 году в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.

Что изображено на гербе шуя

Что изображено на гербе шуя

В 1781 году российская императрица Екатерина Великая издала указ об образовании Владимирского наместничества и утвердила герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард — символ губернского города Владимира; в нижней части — «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова и подъячего Селиверста Иванова 1629 года. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI—XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».

С давних времён развивался в Шуе текстильный промысел — изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины XVIII века в Шуе появились ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 году. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы династии Киселёвых были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и её окрестности.

Шуйское дело

Экономика

Город исторически является центром текстильной промышленности; в городе действуют текстильные фабрики «Шуйский пролетарий», «Шуйско-Тезинская фабрика», «Шуйские ситцы». Работают также швейная, строчевышивальная, трикотажная фабрики.

Помимо предприятий лёгкой промышленности, в городе действуют следующие промышленные предприятия:

В 2010 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим видам деятельности по крупным и средним предприятиям на 4,97 млрд руб. (2008 г. — 6,31 млрд руб.).

Отраслевая структура, %: лёгкая промышленность — 36,0, пищевая — 33,0, деревообрабатывающая — 27,0.

В 2011 году открыт гостиничный комплекс «Гранд Отель Шуя» европейского уровня (три звезды).

Образование

В городе работает Шуйский государственный педагогический университет, сельскохозяйственный колледж, медицинское училище, индустриальный техникум (оба созданы в 1930 году). Начальные профессиональные учебные заведения в городе представлены тремя профессиональными училищами, в которых проводится обучение по специальностям: ткач, прядильщица, портная, пекарь, продавец, слесарь, электрик, механизатор, повар и другим. В городе работает 14 школ, в том числе семь средних, пять основных, две начальных, одна гимназия, в которых в общей сложности учится около 7500 школьников.

Культура и достопримечательности

Кинотеатр

Музеи

В краеведческом музее хранится самая большая в России коллекция сосудов с секретами, переданная в дар музею уроженцем города Анатолием Тимофеевичем Калининым.

17 октября 2007 года открыт памятник священнослужителям и мирянам Русской Православной церкви, погибшим в период преследования церкви большевиками в 1920-х—1930-х годах, работы скульптора Александра Рукавишникова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *