Что изображает скульптура пьета работы микеланджело

Описание скульптуры Микеланджело “Пьета”

Скульптуру “Пьета” создал итальянский художник Микеланджело Буонарроти в 1498-1499 годах.

Увековеченное оплакивание Христа

Автора можно по праву назвать человеком, что опередил талантом и гениальностью своих современников. Он был выдающимся живописцем, скульптором, архитектором и поэтом. Скульптура ”Пьета” (в переводе с итальянского означает “скорбь, сострадание”) была поручена ему французским кардиналом Жаном Билэром, а поручителем того был римский банкир Галий. Он был убежден, что лучше Микеланджело никто не справится с этой работой.

Покровитель не дожил до дней, когда скульптура была готова. Процесс создания занял два года: девять месяцев Микеланджело только выбирал мрамор. Никто из его окружения не верил, что скульптор справиться с этим заданием, ведь ему было всего 24 года.

Когда мастера спрашивали, как он не допускает ошибок во время работы, он говорил, что образ Христа и Девы Марии у него в мыслях.

Во времена Ренессанса принято было увековечивать Христа и Богоматерь. Скульптура “Пьета”’ представляет собой мраморный образ Девы Марии, которая держит в своих руках умершего сына-Христа.

Высота скульптуры – 174 см, ширина – 195 см; она напоминает пирамиду, самая высокая точка которой – голова Девы Марии.

Богоматерь выглядит молодой и очень красивой, хотя в момент смерти сына ей было около пятидесяти лет. Одна из версий того, почему Микеланджело представил ее молодой – он увековечил прообраз собственной матери, которую потерял в раннем детстве.

Туловище, в особенности, колено Марии – массивное, чтобы удержать “тело умершего сына”. Один из самых прекрасных моментов скульптуры – правая рука Богоматери, что придерживает спину Христа, словно маленькому ребенку.

Скульптору удалось наилучшим образом передать бездыханность Сына Божьего, скорбь и горе матери. Представлена она изящной, но, в тоже время, сильной.

Источник

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождени и раннего барокко.

Микеланджело
Пьета 1499год
Мрамор. Высота 174 см
Святого Петра, Ватикан

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджело

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

fada505e4bf1 (97×51, 3Kb)

Источник

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождени и раннего барокко.

Микеланджело
Пьета 1499год
Мрамор. Высота 174 см
Святого Петра, Ватикан

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджело

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

fada505e4bf1 (97×51, 3Kb)

Источник

Пьета – соединение чувственности и христианского сострадания в работе Микеланджело

Каждое произведение искусства таит свою неповторимую историю, и ярким тому подтверждением является Пьета, созданная великим мастером Микеланджело. Поразительным образом скульптор изобразил Деву Марию, оплакивающую Иисуса Христа. Творение стало символом сострадания и жалости для всех верующих.

В этой скульптуре внимания заслуживает каждая детмаль, однако и её история не менее интересна, чем внешний облик. Пьета способна открыть нам многие тайны прошлого. Как же великий Микеланджело создавал свою знаменитую работу? Что можно увидеть в скульптуре? И почему это изваяние во многих аспектах считается уникальным?

Особенности скульптуры

В ватиканском Соборе Святого Петра можно увидеть скульптуру, которую по праву считают одним из величайших творений, созданных руками человека. Это не просто выдающаяся скульптура, а невероятно мощная передача эмоционального плана. При взгляде на Пьету зритель невольно погружается в переданную мастером атмосферу.

Пьета изображает скорбящую Деву Марию, держащую на руках Иисуса Христа. Что интересно, такой сюжет не описан ни в одном евангельском тексте, однако авторами прошлых столетий он часто использовался как основа для творений. Микеланджело также обратился к подобной истории и, надо признать, превзошёл всех, кто пытался изобразить священные образы.

Уникальность творения Микеланджело кроется в особенности техники. Он стал первым мастером, что сумел уравновесить натурализм обнажённой фигуры и каноны классического стиля. В итоге получилась невероятная Пьета.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджелоДаниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Как создавалась Пьета?

Но давайте же обратимся к истории шедевра. Летом 1496 года Микеланджело Буонаротти пригласил в Рим местный аристократ и банкир Яколо Галли. Именно он предложил скульптору выполнить несколько заказов. В числе заказчиков был и кардинал Сен-Дени, который захотел получить эффектное изваяние для своего надгробия, а также французский посол в Риме Жан Билэр де Лагрол. Как и было оговорено, Микеланджело получил аванс за работу.

Уже в начале 1498 года он отправляется в Апуанские Альпы, где предстояли поиски необходимого минерала. Мраморный блок был достаточно быстро найден, и мастер смог приступить к работе. Материал для скульптуры отличался необыкновенной гладкостью, он прекрасно подходил для создания утончённых, деликатных творений. К 1499 году статуя уже была завершена. Как полагают исследователи, на момент создания Пьеты Микеланджело едва исполнилось 25 лет.

Поразительная красота изваяния, драматизм его сюжета не смогли оставить равнодушными никого и зрителей. После установки Пьеты многие представители знати стремились хотя бы однажды взглянуть на гениальное творение. Белый каррарский мрамор идеально подчёркивал мягкость линий. Средняя высота скульптуры (она составляет 174 см) представляла собой внушительный образ, не отягощённым громоздкостью.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджелоМикеланджело Буонарроти «Пьета», 1498-1499 годы
Местонахождение: Базилика Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия

Пьета стала единственным творением Микеланджело, которое он подписал, причём с этим обстоятельством связана ещё одна история. Поговаривали, что однажды ваятель пришёл посмотреть на творение своих рук и случайно услышал разговор других зрителей.

Они рассуждали о том, насколько прекрасное творение создал миланский скульптор Франческо Солари. Как и любому автору, Микеланджело стало неприятно, что его заслуги приписывают другому человеку, а потому вскоре на Пьете появилась надпись: “Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал”.

В дальнейшем Пьета вынуждена была перенести несколько перемещений. В ходе транспортировки некоторые повреждения были нанесены руке и, в частности, пальцам Девы Марии. Их удалось отреставрировать, а анализ, проведенный в конце прошлого века, показал, что никаких критических повреждений статуя не имеет. И это ещё раз доказывает, что Микеланджело относился с огромной ответственностью к своей работе.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджелоЗдесь, в Апуанских Альпах, Микеланджело смог найти прекрасный каррарский мрамор для своей скульптуры / © Reisende / rasfokus.ru

Знаменитое творение Микеланджело

Образ Пьеты («Скорби») использовался и до Микеланджело в такой популярной христианской трактовке, однако этот мастер превзошёл все прочих творения. Взгляните на фигуру Христа – не вызывает сомнений, что перед нами мёртвый человек, причём реализм кажется невероятным.

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы — и не был

Убийцею создатель Ватикана?”

Не меньше внимания привлекает образ Девы Марии. На что мы сразу обращаем внимание? Конечно, на лицо. Оно кажется поразительно молодым, можно даже сказать, что внешне Дева Мария напоминает ровесницу своего сына. И здесь подразумевается символ молодости, связанный с непорочностью и безгрешностью. Поскольку Мария была чиста душой, божественная воля поддерживала в ней жизненные силы и наделяла красотой.

Ещё одной крайне необыкновенной чертой для скульптур, созданных по христианским сюжетам, стало проявление некой чувственности, что заметно как в чертах Девы Марии, так и в линиях тела Христа. Несомненно, Микеланджело задумывал именно такое, яркое и гармоничное соединение.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджелоФигура Христа выполнена с таким невероятным реализмом, что не вызывает сомнений – перед нами мёртвый человек

Пьета стала не просто знаменитым творением Микеланджело, а истинным примером гениальности и высочайшего мастерства скульптора, который на момент создания этой работы находился в самом расцвете сил и творческого вдохновения. Кроме того, именно Пьету христиане называют воплощением скорби и сострадания, что передаётся от изваяния к зрителю.

Источник

Ватиканская Пьета – выдающаяся работа Микеланджело

Пьета на итальянском звучит как Pietà и обозначает сочувствие, сострадание. Ватиканская пьета – это иконографическая сцена, на которой дева Мария оплакивает мертвого Христа. Она считается первой и наиболее выдающейся работой Микеланджело Буонарроти. Её копии находятся во многих католических храмах мира, но единственный оригинал уже более 500 лет хранится в соборе Святого Петра в Риме.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджело

История

В 1498 году кардинал, являющийся послом французского короля Карла VIII при дворе папы Александра VI Борджиа, Жан Билэр де Лагрола обратился к юному Микеланджело с интересной просьбой. Он пожелал изготовить скульптуру для украшения капеллы Святой Петрониллы в соборе Святого Петра, на тот момент принадлежавшей королю Франции.

Посредником сделки выступил влиятельный римский банкир, а по совместительству друг и покровитель Буонарроти, Якопо Галли. Только благодаря ему 23-летний скульптор удостоился такой чести. Изначально были созданы эскизы, наняты помощники, выбран мрамор. И только потом, 26 августа 1498 года, контракт подписали официально. На работу отводился год, а стоимость её превышала 450 золотых дукатов, что являлось немыслимо крупным состоянием.

В современной истории большой ажиотаж вокруг статуи возник в 1972 году, когда на неё совершил нападение венгр Ласло Тот. Он страдал душевным расстройством. Во время нападения он кричал, что является Иисусом Христом, и ненавидит эту пьету. При помощи молотка он изувечил лицо и руку фигуры Богородицы, затем его успели оттащить.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджело

Статую удалось полностью восстановить, а после реставрации её поместили под пуленепробиваемое стекло.

Ценители искусства утверждают, что решение в корне неверно, ведь теперь увидеть скульптуру можно только со значительного расстояния и одного ракурса, из-за чего невозможно её полноценное восприятие.

Впрочем, у каждого своё мнение.

Описание

Пьета Микеланджело отличается тем, что имеет не крестообразную, а коническую композицию. Автор предполагал, что только такой вариант приведет к обретению внутренней динамики и объединит обе фигуры воедино.

Несмотря на слияние фигур, просматривается противопоставление живого и мертвого, мужского и женского, нагого и прикрытого. Это ощущается в застывшем напряжении, но не мешает любоваться статуей, испытывая блаженное благоговение.

Искусствоведы относят произведение к кватроченто и Высокому Возрождению, только в особом, уникальном смысле. Итальянский мастер решил иначе взглянуть на сцену, изобразив Мадонну не старой, а молодой, прекрасной и скорбящей.

Некоторые исследователи считают, что Микеланджело хотел таким образом подчеркнуть, что святость и целомудрие сохраняют молодость. Другие уверены, что он передал через лицо Мадонны тоску по собственной матери, умершей слишком рано.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджело

Однако наиболее достоверной является версия, что скульптор руководствовался соображениями из анатомии. Он думал, что скорбь на юном лице будет выглядеть выразительнее. Впрочем, автор не изобразил Марию тонущей в горе. Её лицо остаётся удивительно красивым, живым и свежим. Горе читается в глубине её жестов, позе, инстинктивном стремлении защитить сына.

Правдоподобно изображен и сам Христос. Его тело кажется тяжелым, а вид и положение конечностей указывает на трупное окоченение. Его безжизненное лицо передаёт пережитые страдания и невероятную муку, которую Иисус испытывал перед смертью, осознавая жуткую суть этого мира.

Отдельное внимание стоит уделить контрасту, который создан между лицом и одеянием Мадонны. Её голова кажется легкой и юной, но крупные, ломающиеся складки платья отчетливо передают духовную и физическую мощь девушки. Также они служат своеобразным пьедесталом для пирамидальной композиции, подчеркивают излом тела Христа, драматически лежащего на коленях матери.

Особенности

Главной особенностью пьеты Микеланджело является наличие подписи автора. Это единственная работа, подписанная им. Историки считают, что он сделал так, подслушав разговор зевак. Они спорили о том, чьей руке принадлежит авторство скульптуры. Озабоченный этим мастер решил, что обязан оставить «автограф» потомкам.

Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Он считал, что в композиции существует противопоставление горизонтальному и вертикальному, что образует крест. В январе 2017 года гипотеза была опровергнута группой историков во главе с Джованни Кисселино. Ученые изучили архивы Ватикана и обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок автора кроется в отражение канонического треугольника. Это явление крайне нетипично для католической культуры, а, значит, фигуры ничего общего с крестом не имели.

Оплакивание Христа отличается также пропорциями. Ученые высчитали, что если поставить фигуры прямо, то рост Иисуса составит не меньше 175 см, а рост Мадонны – приблизительно 205 см. Такие пропорции необходимы, чтобы скульптура не теряла равновесия.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджело

К тому же, если приглядеться, становится видно, что голова Марии значительно больше, чем голова её сына. Понятно, что она по габаритам превышает Христа, но голова особенно выделяется. Искусствоведы считают, что Буонарроти прибегнул к такому приёму, чтобы добиться легкости, с которой Мадонна держит на руках взрослого Иисуса. Богородица весьма массивна, что привлекает внимание. Но её милые черты лица смягчают эффект.

Бросается в глаза и невероятная детализация композиции. Мастер владел особой техникой и умел обозначить анатомические подробности, что придавало его шедеврам утонченной натуральности. Данная статуя стала наиболее сильной работой итальянского скульптора, ведь именно в ней он сумел с такой четкостью и одновременно нежностью передать человеческие страдания, скорбь, любовь.

Полезная информация

Пьета Микеланджело расположена справа от входа в собор Святого Петра. Посмотреть на неё можно бесплатно, потребуется только заплатить за вход в сам храм.

Цена билета зависит от того, каким способом желаете пройти экскурсию. Полноценное пешеходное восхождение к церкви по 551 ступени стоит 6 евро, 320 ступеней, а затем лифт – 8 евро. Дети до 12 лет проходят без оплаты. Стоимость указана в качестве туриста из группы, индивидуальный же билет стоит около 13 евро.

Добраться до собора удобнее всего на метро. Ближайшей станцией является Ottaviano на красной ветке. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти 10-15 минут по улице под названием via Ottaviano. Она упирается в площадь и сам собор Святого Петра.

Что изображает скульптура пьета работы микеланджело

При желании, можно пройтись пешком от некоторых достопримечательностей. Дорога от знаменитого фонтана ди Треви или площади Испании займет не более 30 минут. Зато променад точно запомнится, ведь по пути встретится еще масса интересных туристических мест.

Контакты

Точный адрес собора: Piazza San Pietro.

Время работы: в летний период, который длится с 1 апреля по 30 сентября — с 07:00 до 19:00. В зимний период с 1 октября по 31 марта двери храма открыты для туристов с 07:00 до 18:30.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *