Что измеряет километраж в автомобиле
Как называется счетчик километража в автомобиле
Как называется счетчик пройденного расстояния на машине и для чего он нужен
Встроенный в панель приборов автомобиля счетчик пройденного километража называется одометр. С греческого языка «одo» переводится как дорога, а «метр» — измерение.
В дословном переводе получается «дорогомер», что вполне отражает главные функции прибора.
Его устройство достаточно простое и основано на считывании количества оборотов колес во время движения. В механических одометрах для этого есть тросик, а в более современных, электронных — специальный датчик.
Шутка, что при езде задним ходом – одометр сбрасывает показания в меньшую сторону – всего лишь шутка, активно используемая в американских комедиях.
Функции прибора одометра
Благодаря одометру владелец автомобиля может узнать какое количество километров проехало транспортное средство после того, как впервые коснулась асфальта при выходе с конвейера.
Кроме того, устройство считает не только расстояние, пройденное автомобилем за всю его «жизнь», но и километраж какого-либо определенного отрезка.
Для того, чтобы установить точку отсчета, достаточно лишь нажать на нужную кнопку и «обнулить» показания прибора.
Это гораздо удобней, чем высчитывать пройденное расстояние по картам или каким-либо другим способом. и многие водители часто пользуются этой функцией в своем автомобиле.
Разумеется, по щелчку кнопки невозможно обнулить общую информацию о всех пройденных километрах на автомобиле. Эта функция доступна лишь для коротких участков.
Для чего отматывают показания одометра, как это делают
Покупая подержанный автомобиль, люди, прежде всего, интересуются не сколько годом выпуска, сколько его пробегом. Никто не хочет приобрести интенсивно использовавшееся транспортное средство, например, в такси.
Поэтому, некоторые предприимчивые автолюбители отматывают показания одометра в обратную сторону, чтоб продать машину дороже. Иногда показания одометра также «скручивают» на служебной машине, которая использовалась не по назначению.
«Отмотка» показаний происходит при помощи компьютера, в более редких случаях – механическим способом (на старых моделях автомобилей).
Скручивание показаний одометра – настоящий бизнес, который давным-давно успешно функционирует и развивается. Даже на ютубе можно найти много пособий и роликов, объясняющий процесс скрутки для различных одометров.
Очень часто, услугу по отмотке счетчика расстояния у машин — скромно называют — «коррекция пробега». Таким образом, продавцы оберегают себя от правоохранительных органов. Ведь, услуга является незаконной.
Кстати, при покупке довольно старых автомобилей, почти все покупатели понимают, что показания так называемого счетчика километража в машине – были скручены. Разумеется, это учитывается при торгах.
Одометр автомобиля: что это такое
Приборную панель современного автомобиля, конечно нельзя сравнить с приборной панелью самолета, тем не менее, она может поставить в тупик не опытного водителя. Спидометр, тахометр, одометр и другие приборы и индикаторы, безусловно, нужные и важные, все же требуют разъяснения своих функций и своего предназначения. В этой статье мы поговорим о том, что такое одометр автомобиля, какими они бывают, а так же скажем пару слов о том, как и зачем искажают показания этих приборов.
Что измеряет одометр
Электронный одометр на приборной панели. Внизу общий пробег, вверху суточный пробег, справа кнопка для сброса суточного пробега.
Если спидометр измеряет скорость, с которой движется в данный момент автомобиль, то одометр показывает количество километров, которое проехала машина. В переводе с греческого, одо – дорога, а метр, соответственно измерять. Вот в итоге мы и получаем, такой себе «дорогомер».
Одометр считает пройденные километры на основании подсчета количества вращений колеса. Обычно у этого прибора есть два вида показаний. Общий пробег автомобиля, здесь считается каждый километр пройденный авто с момента схода ее его с конвейера, а так же, так называемый, суточный пробег. Суточным он называется весьма условно. По сути же вы нажимаете кнопку, обнуляете показания этой шкалы, после чего можете посмотреть километраж какого-либо отрезка пути, который вы проехали за какое-либо время. Ну а суточным этот показатель называют обычно таксисты, вот от них и пошло это название.
Читайте также: Что такое круиз контроль и климат контроль в автомобиле
Как работает одометр на автомобиле
Как выглядит механический одометр на приборной панели
Существует всего три вида одометров:
Механические одометры более чем просты. Есть трос, который соединяется с выходным валом коробки передач, есть механический счетчик с несколькими, как правило, пятью барабанами, на которые через специальный механизм передается вращение троса. На барабанах нанесены цифры, из которых и складываются показания одометра.
В электронно-механических одометрах, вращение троса фиксируется при помощи электронного счетчика. Ну а в сугубо электронных одометрах трос вообще отсутствует. Вместо этого для подсчета расстояния используют показания датчиков Холла или других электронных компонентов. При этом в случае электронного одометра показания фиксируются бортовым компьютером машины. Такие системы считаются наиболее точными и надежными, но даже в них допускается погрешность измерения в целых пять процентов.
Как выглядит электронный одометр на приборной панели
Причины искажения показаний одометра могут быть разными. Например, это пробуксовка колес, когда они вращаются, но машина стоит на месте. И хотя такие моменты составляют мизерную часть от общей работы авто, при больших значениях пробега, они могут вносить свою лепту в искажения показаний одометра.
Еще одна причина неточностей в показаниях таких приборов, это шины с размером отличным от того, на который рассчитан одометр.
Видео о проверке показаний одометра
Читайте также: Как проверить скручен пробег авто или нет.
Зачем и как отматывают одометры
Причинами для сознательных коррекций показаний одометра могут стать:
Как мы можем увидеть, причины в основном не очень правильные и порядочные. Если уменьшить цифру реального пробега, автомобиль можно продать его дороже. Если отмотать одометр до определенных показателей, можно скрыть тот факт, что машина ездила и порой ездила много, когда она должна спокойно стоять в гараже.
Тем не менее, сегодня официально выпускается оборудование, которое позволяет корректировать показатели даже для электронных одометров, что без специальных навыков и знаний, задача очень непростая. Более того, в ряде стран Европы за подобные манипуляции полагается тюремный срок и достаточно значительный как для таких проделок.
Проще всего, с технической точки зрения отмотать механический одометр. Трос снимается с вала, цепляется к дрели или иному подобному электроинструменту, после чего какое-то время вращается в нужную сторону. Но, далеко не все даже механические одометры позволяют так просто отматывать себя. Тогда приходится снимать сам счетчик и производить более сложные манипуляции уже с ним.
Что касается электронных одометров, коих сегодня большинство, то они отматываются при помощи специальных устройств и программных средств, которые вносят измененные данные в память бортового компьютера автомобиля. В ряде случаев приходится перепрограммировать один или несколько бортовых контроллеров, ведь показания магнитных датчиков скорости вращения колеса, передаются не только на одометр.
Нужно отметить, что измененные показания одометра не только вводят в заблуждение либо потенциального покупателя, либо человека, осуществляющего контроль использования машины, они могут являться препятствием для своевременного прохождения машиной, технического обслуживания или даже правильной диагностики тех или иных неполадок. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, такие коррекции, это по сути, мошенничество.
Прибор в машине измеряющий километраж
«Где в машине одометр стоит?» – вопрос, который может стать своеобразным тестом для автолюбителей. Не исключено, что «почесать репу» кое-кому в данной ситуации придется! А между тем, именно одометр – как дотошный биограф – скрупулезно записывает историю каждого конкретного автомобиля, буквально снимая ее с колес! Чтобы по достоинству оценить практическую значимость одометра, стоит досконально изучить назначение и принцип работы этого уникального устройства.
Как устройство работает
Счетчик пробега – так максимально кратко можно определить функциональное предназначение одометра. Именно одометр, а не спидометр – как некоторые привыкли думать! – ведет счет намотанным на колеса километрам и отображает их на индикаторах панели приборов легкового и грузового автотранспорта.
Одновременно прибор фиксирует два важных показателя: текущий (суточный) километраж и общий (суммарный) пробег автомобиля в километрах.
Конструктивно работу одометра обеспечивают:
ВАЖНО! «Суточный» километраж одометра сбрасывается до нуля автоматически, когда показания индикатора достигнут определенной величины. Во всех других случаях показания могут «обнуляться» по желанию водителя. Показания общего пробега без специального вмешательства на современных машинах обнулить невозможно!
Цифровая информация на индикаторах одометра имеет большое практическое значение для грамотной эксплуатации автотранспорта:
Принцип работы одометра основан на строго установленном факте: колесо автомобиля совершает одинаковое количество оборотов на каждом километре пути независимо от его скорости! Зная фактическое количество оборотов – нетрудно высчитать длину пройденного пути, т.е. пробег автомобиля.
Именно количество оборотов колеса учитывает счетчик одометра во время движения автомобиля, контроллер фиксирует и переводит их в километры, отображая в цифровом формате на индикаторах панели управления.
Какие бывают конструкции
Известны три основных типа одометров: механические, электронно – механические, электронные.
Одометр и спидометр: в чем отличие?
Одометр, совмещенный со спидометром на передней панели машины, нередко воспринимается автовладельцами как единое устройство под названием спидометр, что мешает четкому разграничению этих понятий. Одометр и спидометр – это два разных устройства, работающих без какого – либо соподчинения. В чем состоит их принципиальное отличие?
Неизбежность погрешностей в показаниях при работе обоих приборов – пожалуй, единственный фактор, сближающий одометр и спидометр))
Роль устойства в определении пробега подержанного автомобиля
ВНИМАНИЕ! Нередко причиной искажения показаний прибора является намеренная корректировка общего пробега машины в ту или иную сторону.
Чаще всего – в сторону их уменьшения, когда дело касается предпродажной подготовки подержанного автомобиля.
Тысячи накатанных километров на индикаторе одометра – главный показательный критерий технического состояния автомобиля: чем больше пробег – тем выше степень изношенности его узлов и комплектующих; значит – ниже продажная цена.
Процедуру «омоложения» заезженного авто путем значительного снижения его пробега в обиходе называют «скруткой спидометра» или «отмоткой». Несмотря на сомнительную законность такого подхода, на рынке услуг сегодня существует и предлагается специальное оборудование, компьютерные программы, обещающие корректировку пробега любого типа одометров.
Проще всего «отмотать механику», цифровым приборам требуется спецоборудование и опытный специалист, способный перепрограммировать несколько бортовых контроллеров.
Бывалые автолюбители советуют диагностировать подержанный авто на предмет «скрутки»: показания магнитных датчиков колеса передаются не только на счетчик пробега, но и на другие функциональные узлы автомобиля, а значит могут быть восстановлены.
Даже небольшой тест – драйв, по мнению опытных водителей, может выявить манипуляции с бортовым оборудованием. Скачущие показания на индикаторах одометра во время пробной езды укажут на факт вмешательства в работу прибор; уберегут покупателя от опрометчивого шага.
Если прибор не работает
Некорректная работа или полный отказ одометра никак не сказывается на техническом состоянии автомобиля. Однако влечет за собой массу проблем для автовладельца, т.к. при отказе одометре становится практически невозможным:
Строго говоря, факт эксплуатации автотранспорта с неработающими датчиками на панели приборов как показатель несерьезного отношения водителя к техническому обслуживанию своего автомобиля – вещь недопустимая!
Причины поломки и ремонт
Причины отказа в работе одометра зависят от типа счетчика, самым надежным из которых является электронный в составе бортового компьютера.
Зная возможные причины отказа одометра, можно самостоятельно устранить почти все неисправности на счетчиках первых двух типов. Ремонт электронного устройства потребует вмешательства специалиста в области электроники.
Заключение
Детальное знакомство с одометром – настоящим прибором учета автопробега дает возможность не только расширить границы познаний в области устройства автотранспорта, но избавиться от заблуждений по следующим позициям:
Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения функционального предназначения, одометр – уникальное техническое устройство: без него нормальное жизнеобеспечение современного автомобиля невозможно.
Многие из вас слышали фразы автомобилистов «какой на спидометре пробег», «смотать спидометр», «крутилка спидометра», «моталка спидометра», «корректировка спидометра», «намотка спидометра», «как подмотать спидометр», но лишь единицы знают, что слово спидометр применяется в этих словосочетаниях ошибочно. Спидометр и одометр два абсолютно разных измерительных прибора, один из которых определяет мгновенную скорость движения автомобиля, а второй пробег в км или милях. Поэтому правильно говорить не «смотать спидометр», а «смотать одометр», «корректировка показаний одометра», а не «корректировка спидометра».
Спидометр был изобретен около ста лет назад, на заре автомобилестроения. Кто был изобретателем первого спидометра неизвестно. Считается, что первый прибор измеряющий скорость был установлен на автомобиле Oldsmobile выпущенном в 1901 году. По данным других источников, первые спидометры начала устанавливать компания FORD MOTOR Co на свои автомобили в 1910 году. Некоторые историки считают, что изобретение первого спидометра принадлежит известному изобретателю, физику, инженеру Николе Тесле, оформившему патент на изобретение №1209359 в 1916 году. Конструкция спидометра за сто лет практически не претерпела изменений, за исключением некоторых современных моделей автомобилей.
Механический одометр
Кто изобрел одометр точно не установлено. Одни ученые приписывают изобретение одометра древнегреческому математику из Сиракуз — Архимеду (287-212 гг. до н. э.), другие — китайскому ученому и изобретателю Чжан Хэн (Zhang Heng), третьи — греческому механику и математику Герону Александрийскому (10-70 гг. до н. э.). Упоминания о первом одометре можно найти в летописях I века н.э. Он представлял из себя тележку. Размер колес был математически высчитан и при обороте в 400 раз отмерял ровно 1598м. Зубчатая передача прибора приводилась в движение от колес тележки, счетчиком расстояния были мелкие камушки выпадающие в лоток тележки. С развитием электроники совершенствовалась и конструкция спидометров и одометров. Современные приборные панели работают по несколько иным принципам. Электрические сигналы — импульсы с датчиков ABS, датчиков скорости поступают по CAN Шине на процессор приборной панели, обрабатываются и отражаются в виде показаний на одометре.
Одометры позволяют точно определить сколько оборотов совершило колесо автомобиля. Зная количество оборотов колеса микросхема или процессор высчитывает пройденное расстояние. Чаще всего одометры бывают электрические, механические или электромеханические. На одометре показывается как суточный, так и общий пробег автомобиля в километрах и милях. Эти данные позволяют точно определить какое расстояние проехал автомобиль за определенный промежуток времени и за все время эксплуатации. Информация о пробеге выводится в цифровом значении на приборной панели автомобиля.
Приборная панель Toyota Prius
Механический одометр. Конструкция механического одометра проста и надежна. При воздействии механической силы, счетчик считает обороты колеса и преобразует их в пройденный километраж. При достижении определенной крайней цифры пробега, километраж сбрасывается на «0». Сматывается механический одометр любой «крутилкой».
Электронно-механический одометр. Обороты колеса считываются датчиком скорости основанном на эффекте Холла. При движении автомобиля, датчик вырабатывает импульсные сигналы через определенные промежутки времени. За один километр пути, датчик скорости передает на электронный бок спидометра около 6000сигналов. Данные преобразуются в цифровой формат и выводятся на приборную панель автомобиля. Для подмотки пробега на электронно-механическом одометре понадобится CAN-крутилка.
Цифровые одометры являются самыми современными приборами. Вся поступающая с датчиков информация обрабатывается микроконтроллером. Для его корректировки требуется специальное оборудование.
Приборные панели, одометры и спидометры на современных автомобилях работают по разным принципам. На некоторых приборных панелях электрический сигнал поступает по CAN шине в виде импульса от датчика скорости основанного на эффекте Холла, на других панелях от датчиков ABS.
Современное оборудование позволяет корректировать показания одометров на легковых автомобилях, грузовиках, мотоциклах, снегоходах. Время и цена корректировки зависит от модели, года выпуска, сложности подготовительных работ (снятие приборной панели, разборка спидометра, снятие стрелок) и т.д.
В любом автомобиле есть устройство, измеряющее его скорость – спидометр. Но вместе с ним, в панель встроен и другой прибор, главное назначение которого – измерять пройденное автомобилем расстояние. Как называется счетчик километража в машине? Как называется прибор, считающий пройдённое расстояние автомобилем? Почему все его норовят «скрутить»? Как он работает, основные функции.
Как называется счетчик пройденного расстояния на машине и для чего он нужен
Встроенный в панель приборов автомобиля счетчик пройденного километража называется одометр. С греческого языка «одo» переводится как дорога, а «метр» – измерение.
В дословном переводе получается «дорогомер», что вполне отражает главные функции прибора.
Его устройство достаточно простое и основано на считывании количества оборотов колес во время движения. В механических одометрах для этого есть тросик, а в более современных, электронных – специальный датчик.
Шутка, что при езде задним ходом – одометр сбрасывает показания в меньшую сторону – всего лишь шутка, активно используемая в американских комедиях.
Функции прибора одометра
Благодаря одометру владелец автомобиля может узнать какое количество километров проехало транспортное средство после того, как впервые коснулась асфальта при выходе с конвейера.
Кроме того, устройство считает не только расстояние, пройденное автомобилем за всю его «жизнь», но и километраж какого-либо определенного отрезка.
Для того, чтобы установить точку отсчета, достаточно лишь нажать на нужную кнопку и «обнулить» показания прибора.
Это гораздо удобней, чем высчитывать пройденное расстояние по картам или каким-либо другим способом. и многие водители часто пользуются этой функцией в своем автомобиле.
Разумеется, по щелчку кнопки невозможно обнулить общую информацию о всех пройденных километрах на автомобиле. Эта функция доступна лишь для коротких участков.
Для чего отматывают показания одометра, как это делают
Покупая подержанный автомобиль, люди, прежде всего, интересуются не сколько годом выпуска, сколько его пробегом. Никто не хочет приобрести интенсивно использовавшееся транспортное средство, например, в такси.
Поэтому, некоторые предприимчивые автолюбители отматывают показания одометра в обратную сторону, чтоб продать машину дороже. Иногда показания одометра также «скручивают» на служебной машине, которая использовалась не по назначению.
«Отмотка» показаний происходит при помощи компьютера, в более редких случаях – механическим способом (на старых моделях автомобилей).
Скручивание показаний одометра – настоящий бизнес, который давным-давно успешно функционирует и развивается. Даже на ютубе можно найти много пособий и роликов, объясняющий процесс скрутки для различных одометров.
Очень часто, услугу по отмотке счетчика расстояния у машин – скромно называют – «коррекция пробега». Таким образом, продавцы оберегают себя от правоохранительных органов. Ведь, услуга является незаконной.
Кстати, при покупке довольно старых автомобилей, почти все покупатели понимают, что показания так называемого счетчика километража в машине – были скручены. Разумеется, это учитывается при торгах.
Одометр автомобиля: что это такое, что измеряет, что показывает, виды, устройство, принцип работы
Одометр – особый прибор для измерения пробега автомобиля, присутствующий на передней панели автомобиля рядом со спидометром и тахометром. Его видел каждый владелец и смотрел на показания, но далеко не всем известно, какие данные отражает счётчик и как он работает.
Этот механический индикатор содержит внутри себя колёсики или электронную начинку. Это устройство показывает путь, совершенный транспортным средством. На его показатели стоит обращать внимание, покупая подержанный автомобиль с рук. Он покажет, сколько километров пройдено транспортным средством.
Но, показатели устройства можно обнулить, скрутив его. Потому стоит выяснить, как не попасться на уловки недобросовестного продавца и не стать обманутым покупателем. Изучим, что можно определить по одометру, и какие еще функции возложены на прибор.
В статье – что такое одометр, виды устройства, погрешность показаний, устройство и принцип работы, всё про корректировку и скрутку счётчика.
Что это такое
Одометр — это прибор, предназначенный для измерения общего пробега (километража) автомобиля. Эта цифра важна при покупке и продаже транспортного средства. Принцип устройства прост – он считает количество оборотов колеса и выводит количество пройденных километров или милей.
На передней панели можно встретить два таких механизма, имеющих разный вид, но работающих по одному принципу. Первый показывает общий пробег, совершенный машиной, а второй – суточный. Обнулить полный пробег – довольно сложно, а снять данные, имеющиеся на последнем устройстве довольно просто.
Кто изобрёл одометр? Самый первый в мире прототип одометра упоминается в I веке. Герон Александрийский, изобретатель и математик из Греции, придумал этот механизм. Одометр выглядел в виде простой телеги, с колёсами определённого диаметра. Колеса в тележке поворачивались 400 раз за 1 миллиарий (1598 метров). Этот механизм приводила в движение зубчатая передача. А индикатором пробега были мелкие камушки, которые падали в специальный лоток. Чтобы подсчитать пройденное расстояние, надо было просто сосчитать количество камней. Это изобретение в то время было просто фантастикой. Уже в III веке китайцы использовали простейший одометр для измерения пути, которое называлось «счётчик пути, который прошла повозка».
В переводе с греческого языка одометр переводится как «ὁδός» – дорога + «μέτρον» — мера.
По сути, одометр это простой прибор, способный преобразовать пройденный километраж в числовые показатели на индикаторе. Обычно он состоит из счётчика, датчика и самого индикатора. Отдельные элементы связаны с вращением колеса.
Видимой частью на приборной панели является индикатор. Устройство механического типа содержит несколько барабанов (колёсиков) с цифрами на доске. Каждый из элементов имеет свою градацию, нанесены цифры. Колеса вращаются по мере того как авто проходит путь, цифры появляются последовательно. Сейчас в автомобилестроении используются одометры разных видов: механические, электронные, электромеханические. Наиболее популярны одометры с датчиком Холла.
Назначение
Многие автомобилисты игнорируют показания этого модуля и считают их незначимыми, но это напрасно. Одометр не зря присутствует на передней панели и требует к себе внимания.
Для чего нужен одометр? Его показатели являются значимыми в таких ситуациях:
Показатели одометра весомы для водителей и других людей, чей заработок зависит от пробега машины и расхода топлива. Знание этих цифр позволяет точно установить сумму дохода за день.
На какой технике есть одометры: велосипеды, мопеды, мотоциклы и даже поезда.
Что определяет одометр пройденный путь или перемещение? Устройство призвано установить только пройденный путь.
Одометры устанавливают на машины уже несколько десятилетий, потому вариации счётчиков совершенствуются в соответствии с веяниями технического прогресса. В настоящее время разработано 3 разновидности. Принцип их действия остаётся неизменным, отличается лишь работа прибора, функционал и удобство пользования. В зависимости от конструкции одометры бывают:
Чтобы понять, какой из приборов является более совершенным, следует изучить каждый вид для определения преимуществ и недостатков.
Механический
Именно с устройств механического типа начиналась разработка современных одометров. Отказаться от их использования сейчас решили практически все компании, поскольку они не являются совершенными. Прибор работает с достаточной погрешностью, она достигает 5-10% в большую или меньшую сторону.
Устройство счетчика принципиально простое и легко исправляемое. Он включает в себя 6 колесиков одного диаметра с размеченными ячейками под каждую цифру от 0 до 9. По мере пробега эти элементы поворачиваются к лицевой части прибора и по горизонтальной линии можно понять, какой пробег совершён. При определении хода подержанного автомобиля, оснащённого одометром такого типа, надо проявить осторожность. Устройство способно обнулится самостоятельно, после того как отсчитает шесть девяток. Но на практике пробег в 999 тыс. км автомобили достигают крайне редко.
Электронно-механический
Комбинированные электромеханические устройства являются гибридными. Этот одометр с расширенными функциями имеет сниженную погрешность в измерениях, поскольку цифрует значение оборотов колёс транспорта с механического привода. Полученная информация обрабатывается датчиками, проводится корректировка, и цифры отображаются на электронном дисплее.
Количество оборотов колеса не показывает точный пробег – в этом и заложена основная погрешность, которая составляет около 2-5% в большую или меньшую сторону. Используются гибриды и сегодня, но довольно редко. Связано это с недостаточной прочностью и ускоренным износом механической части модуля.
Электронный
Наиболее современным, точным и простым в использовании является электронный одометр. В нем отсутствуют механические детали, и поэтому минимизируется погрешность. Приборы дают точный результат на 98-99%. Электронный датчик обрабатывается бортовым компьютером автомобиля.
Цифровые одометры показывают значения в электронном виде. Это условие и обеспечивает хорошую видимость фактического пробега при взгляде на приборную панель.
Также этот тип устройства фиксирует не только полный километраж, но и суточный, что очень удобно. С суточным пробегом можно измерить расстояние от одной точки до другой, а потом посчитать количество потраченного топлива.
Погрешность показаний одометра
Одометр в автомобиле – не самый точный измерительный прибор. Устройства любого вида и принципа работы имеют свою погрешность. Все модули, находящиеся на приборной панели – несовершенны, включая тахометр и спидометр.
Минимальная погрешность прибора механического типа составляет 5%, но она способна достигать весомых 15% по мере того как растёт скорость движения автомобиля. Если машина работает в сложных условиях, постоянно ездит по бездорожью, показатель может увеличиться ещё больше.
Какую физическую величину определяет одометр – это пройденный путь за определённый промежуток времени. Устройства электронного типа не только передают показания, но и переводят их в километры или мили.
Функционирование датчиков зависит от слаженной работы системы. Модуль учитывает количество оборотов колеса и преобразует их в пробег. Погрешность способна заметно возрастать за счёт износа механизмов и узлов, шин и других не менее важных систем
Погрешность зависит и от пробуксовки на льду или снегу — пробег будет больше даже у электронных одометров, несмотря на то, что авто оставалось на месте.
Показатели существенно искажают и другие факторы: зазоры и щели, разболтанные пружины, нарушенная работа сцепления. Система считывает сигналы, передаваемые в одну точку за конкретную единицу времени движения. Влияние этих факторов провоцирует незначительные колебания.
Устройство
Часто автомобилисты думают, что одометр считает километры пройденного расстояния, но это суждение совершенно неправильное. На самом деле счётчик пробега отсчитывает число оборотов колеса при его движении. Разница становится понятной при замене покрышек на элементы с большим или меньшим диаметром.
Электронные устройства имеют такое строение:
Где находится одометр в автомобиле? Он размещается на передней приборной панели рядом с другими устройствами: тахометром и спидометром.
Вращение механического одометра обеспечивается посредством гибкого кабеля, представленного в формате скрученной пружины. Обычно элемент вращается внутри самой металлической трубки. В машине кабель приводится в движение за счёт вращения вала коробки передач. Обратный конец элемента подключается к приборной панели и соединяется с входным валом одометра.
Принцип работы
Чтобы понять, как пользоваться одометром, стоит изучить принцип его работы. У механических устройств он довольно простой. У них имеется трос, сообщённый с валом коробки передач и механический счётчик с 5-6 барабанами. Вращение последних обеспечивается при помощи связи и провоцируется за счёт движения ведущей пары колёс. На барабанах нанесены цифры. Они появляются на приборах – их и нужно фиксировать.
Принцип работы электронно-механических приборов – сложнее. В них вращение троса фиксируется при помощи счётчика. В электрических одометрах, гибкая пружина отсутствует, для подсчёта точных показаний используется принцип датчика Холла. Полученные показатели фиксирует бортовой компьютер. Именно эти системы признаны самыми надёжными, имеющуюся информацию сложно откорректировать. За счёт работы этой системы обеспечивается повышенная надёжность.
Цифровые одометры считывает данные с магнитного датчика установленного у зубчатого колеса на входном валу коробки передач. Каждый раз, когда колесо совершает полный круг, магнитный датчик подсчитывает импульсы, когда проходит рядом с зубцом колеса. В некоторых авто вместо магнитного датчика установлен оптический, как в компьютерной мыши.
Цифры на одометре могут быть неточными. Значимы узлы и детали, принимающие участие в получении информации. Искажает статистику часто и сам водитель, устанавливающий шины неподходящего размера.
Принцип работы одометра простыми словами: колесо совершает одинаковое количество оборотов за 1 км независимо от скорости движения. Поэтому зная точно количество оборотов несложно просчитать длину пути – пробег автомобиля. Количество оборотов переводятся в километры, значения которых отображаются на панели управления.
Одометр и спидометр: в чем разница
Одометр вмонтирован в спидометр, поэтому с виду кажется, что это один и тот же прибор. Только это и сближает эти счётчики, а также возможная погрешность. Но разница между ними довольно большая.
Одометр – что это в машине? Это устройство определяющее пробег. А спидометр измеряет текущее показание скорости в км/ч и он никак не связан со счётчиком километража.
Оба модуля работают независимо друг от друга. Их шкалы производители совмещают для повышения комфорта – так водителю проще воспринимать полученную информацию. Следовательно, отличие от спидометра у одометра – значительное.
Корректировка одометра
Коррекцию реально обеспечить без участия посторонних. Для этого применяются простые в эксплуатации приборы. Но, выявить скрутку – не менее реально. Опытные автомастера при каждом техническом обслуживании обращают внимание на крепление привода и проводят его диагностику. Если область фиксации – чистая, волноваться не о чем. Если имеются загрязнения, значит, фиксирующий болт снимали неоднократно.
Корректировка одометра необходима после смены диаметра колёс и ремонта некоторых узлов автомобиля.
Откорректировать показатели электронного прибора собственными силами будет тяжело. Для этого потребуется сложное программное обеспечение. В современных машинах скрыть следы «преступления» — не удастся, потому что информация фиксируется и записывается сразу в нескольких местах, потом может отобразиться в блоках климат-контроля и др.
Как снять показания
Прибор находится на передней панели. Электронные одометры часто объединены со спидометрами и находятся в одной ячейке.
Как включить одометр? Непосредственной функции начала работы у устройства нет. Он запускается, когда транспортное средство начинает движение. Как снять показания одометра в автомобиле и зачем это делается?
Чтобы снять показания необходимо выполнить следующие действия (на примере автомобиля Toyota Wish):
Теперь понятно, что определяет водитель по одометру. Это устройство позволяет оценить пробег машины и высчитать расход топлива. Полученные сведения позволяют сделать эксплуатацию более комфортной и экономичной, что очень важно для людей, проводящих много времени за рулём в поездках.
Самый главный показатель технического состояния машины – это пробег. Чем больше показатель пробега, тем сильнее износ мотора и узлов.
Суточный пробег обнуляется каждый раз, когда показатель достигает нужной величины. В других случаях этот счётчик можно обнулить самостоятельно. А вот общий пробег обнулить без специальных навыков невозможно!
Посмотрите интересное видео о то, как скрутили счётчик на 400 тыс. км!
Видео: как снять показания одометра
Скрутка пробега
Правильная корректировка одометра помогает продать машину дороже, потому что она позволяет скрыть значительные погрешности в эксплуатации, особенно если авто эксплуатировалось в такси и других коммерческих целях. Состояние автомобиля прямо пропорционально пробегу – так думают многие водители.
Зная, как одометр считает пробег, можно легко предположить методы коррекции. При помощи хитрости устройство заставляют крутиться в обратную сторону и показывать меньшие значения одометра.
Автомобилисты знают, что от показателей одометра, отображающих пробег в километрах – многое зависит, а если их открутить назад, цена заметно повысится. В России скручивать пробег очень любят перекупщики. Это для них является одним из этапов предпродажной подготовки. Они приобретают транспортные средства по бросовой цене, меняют детали, придают товарный вид и конечно корректируют данные счётчика. Иногда пробег специально накручивают водители на коммерческом транспорте, чтобы скрыть реальный расход топлива.
Эта информация должна заставить покупателя быть более осторожным при выборе и не поскупиться на предварительный технический осмотр. Выявить «ювелирную» работу по открутке самостоятельно вряд ли получится.
На сегодняшний день официально продаётся оборудование, при помощи которого можно скрутить реальный пробег даже в электронных одометрах. Но в некоторых странах за подобное грозит серьёзный срок.
Проще всего отмотать механический счётчик. Трос надо убрать с вала, прикрепить его к дрели (или похожему инструменту) и открутить показатели в обратную сторону. Но не все механические одометры можно так просто отматывать. В таких случаях надо снять одометр и производить с ним другие манипуляции.
Электронные одометры отматываются при помощи специальных программ и устройств, благодаря которым можно менять данные в бортовом компьютере. Иногда приходится вносить изменения в несколько контроллеров, поскольку данные о вращениях колёс передаются не только на одометр.
Как определить скрутку одометра
Для проверки механического одометра надо проверить крепление привода. Если оно чистое, то его не трогали. Если на нём имеется грязь — то его откручивали для того, чтобы скрутить пробег.
Электромеханические одометры просто вскрывают и уменьшают показатели. На крепежах и целостности кожуха не должно быть царапин и видимых повреждений. Если они есть, то одометр скручивали.
Электронные счётчики пройденного пути тоже реально скрутить. Для этого понадобится специальная техника и программное обеспечение. Разбирается щиток приборов и разъединяется плата. Такие действия заметить бывает сложно, поэтому для определения махинаций нужно обратиться в официальный сервисный центр.
В этом видео пошаговая инструкция как определить скрученный пробег в автомобиле. Используя все советы из этого видео, вы не дадите себя обмануть, и поймете — смотанный пробег или честный.
Теперь вы знаете, как называется прибор, который показывает пробег автомобиля. Одометр это специальный прибор, находящийся на передней панели рядом с другими счётчиками – тахометром и спидометром. Его видел каждый автовладелец и пассажир, но не все знают, зачем устройство установлено в машине, какие показатели оно отображает и как работает.
По сути это простой механический индикатор, содержащий внутри себя колёсики, за счёт которых прибор может показать пробег, совершенный машиной. Отображаемые на панели показатели стоит оценивать, покупая автомобиль не в специализированном салоне. Данные подскажут, сколько уже проехало транспортное средство, и помогут оценить перспективу. Также данные дадут возможность определить оптимальное время замены расходников, приходящих в негодность через определённое число километров.
Главный недостаток устройства в том, что оно может обмануть. Показатели, имеющиеся на приборе можно обнулить или сбросить. Именно поэтому стоит изучить способы, позволяющие не поддаться на уловку. Также не следует забывать об имеющихся погрешностях показателей и уметь правильно снимать сведения.