Что издает президент рф
Полномочия президента Российской Федерации. Справка
4 марта 2012 года в Российской Федерации состоятся выборы президента.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Как глава государства президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации:
— назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства;
— имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
— принимает решение об отставке правительства Российской Федерации;
— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
— по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
— утверждает военную доктрину Российской Федерации;
— формирует администрацию президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации:
— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент Российской Федерации:
— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
— осуществляет помилование.
Президент издает указы и распоряжения.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Статья 90 Конституции Российской Федерации
Последняя редакция Статьи 90 Конституции РФ гласит:
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Комментарий к Ст. 90 КРФ
В Конституции отсутствуют исчерпывающие указания на отношения, которые могут регулироваться исключительно законами. С другой стороны, Конституция не ограничивает право главы государства конкретным перечнем вопросов, по которым он полномочен издавать указы, осуществляя нормативное регулирование.
В обстановке проведения политической и экономической реформ, отсутствия необходимых федеральных законов, в условиях утверждающегося профессионального парламента, усложненного законодательного процесса в 90-х годах прошлого века стала складываться практика издания Президентом указов, замещающих законы и восполняющих правовые пробелы впредь до издания федеральных законов. Необходимо отметить, что некоторые из этих «временных указов» действовали длительный период, иногда вступая в противоречие с законами.
Концепция допустимости «указного» регулирования отношений была изложена Президентом в посланиях Федеральному Собранию в 1995 и 1996 гг. и стала основой нормотворческой деятельности главы государства по реализации им конституционно установленных прерогатив по определению направлений внутренней и внешней политики страны, функций Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Соответствующие разъяснения по затронутым проблемам были даны Конституционным Судом в ряде постановлений, в том числе от 31 июля 1995 г. N 10-П, от 30 апреля 1996 г. N 11-П, от 9 января 1998 г. N 1-П, от 27 января 1999 г. N 2-П, от 1 декабря 1999 г. N 17-П и от 25 июня 2001 г. N 9-П (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424; 1996. N 19. Ст. 2320; 1998. N 3. Ст. 429; 1999. N 6. Ст. 866; N 51. Ст. 6364; 2001. N 27. Ст. 2804). Суд подтвердил, что Президент действует в установленном Конституцией порядке, а в случае, когда этот порядок не детализирован, общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам РФ. Конституционный Суд указал, что точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции; Президент в силу своего конституционного статуса обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции и законов правовые акты, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы.
2. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, включая территорию всех ее субъектов, названных в ст. 65 Конституции. Указы имеют прямое действие и не нуждаются в утверждении парламентом, в ратификации или одобрении в иной форме субъектами Федерации. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом; нормативные указы Президента утрачивают силу также по решению Конституционного Суда (Определение Конституционного Суда от 1 октября 1997 г. N 109-О).
Необходимость конституционного закрепления положения об обязательности указов для исполнения на всей территории России вызвана федеративным устройством Российского государства и служит предпосылкой сохранения исторически сложившегося государственного единства, обеспечения осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.
Систематический контроль за исполнением указов Президента федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляет Правительство в соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; с изм.). Обеспечение контроля в этой сфере возложено на Администрацию Президента (СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1395) и на полномочных представителей Президента в федеральных округах в соответствии с Положением о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; с изм.).
По аналогии с решением Конституцией на основе ее ст. 76 вопросов соотношения федеральных законов и актов субъектов РФ следует заключить, что если правовые акты субъектов Федерации, изданные по предметам ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), противоречат актам Президента, то действуют акты Президента. Если же акты Президента вошли в противоречие с актами субъектов Федерации, изданными по вопросам, в которых субъекты обладают всей полнотой государственной власти и осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции), действуют акты субъектов Российской Федерации.
В силу Конституции любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Официальное опубликование указов Президента имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения указов на практике. При этом официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т.е. тому тексту, который был принят главой государства и подписан им.
Порядок опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента регулируется Указом Президента от 23 мая 1996 г. N 763 (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865). Согласно названному акту, указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Акты публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания. Данное опубликование считается официальным. Официальными являются также тексты актов Президента, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».
Имеющие нормативный характер акты Президента вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Президентом может быть установлен другой порядок вступления в силу принятых им актов.
3. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Данное предписание Конституции напрямую связано с основополагающими требованиями ее ст. 15 (ч. 1 и 2) о высшей юридической силе Конституции, недопустимости противоречия ей законов и иных правовых актов, об обязанности всех государственных органов и должностных лиц соблюдать Конституцию и законы.
Соответствие Конституции нормативных указов Президента проверяется Конституционным Судом (часть 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации). Указы или их отдельные положения, признанные неконституционными, в силу ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу. При этом Суд не управомочен разрешать дела о конституционности указов Президента по жалобам граждан, равно как и рассматривать соответствие Конституции ненормативных актов Президента.
Проверка соответствия правовых актов Президента федеральным законам возложена Конституцией на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. При этом суд, установив несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120).
В соответствии с ГПК дела об оспаривании ненормативных актов Президента рассматривает Верховный Суд в качестве суда первой инстанции (п. 1 ч. 1 ст. 27). Аналогичные полномочия Высшего Арбитражного Суда урегулированы в АПК (п. 2 ч. 2 ст. 34). Что касается обжалования нормативных правовых актов Президента в этой системе судов, то высшие суды рассматривают дела о законности тех из них, которые затрагивают права, свободы и законные интересы заявителей (п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ и п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ).
Конституцией не исключается оценка соответствия указов Президента федеральным законам судами общей юрисдикции и арбитражными судами в порядке абстрактного нормоконтроля вне связи с рассмотрением конкретных дел (ст. 120 (ч. 2), 125, 126 и 127). Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с тем чтобы в нем были закреплены виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о подсудности, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности актов, обязательность решений судов по результатам проверки актов для всех правоприменителей. Данная правовая позиция изложена в постановлениях Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. N 19-П и от 11 апреля 2000 г. N 6-П (СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004; 2000. N 16. Ст. 1774).
Статья 5. Акты Правительства Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.
2. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
3. Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации.
4. Акты Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.
5. Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
6. Акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
7. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
8. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
9. Акты Правительства Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации.
Полномочия президента Российской Федерации. Справка
4 марта 2012 года в Российской Федерации состоятся выборы президента.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Как глава государства президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации:
— назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства;
— имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
— принимает решение об отставке правительства Российской Федерации;
— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
— по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
— утверждает военную доктрину Российской Федерации;
— формирует администрацию президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации:
— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент Российской Федерации:
— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
— осуществляет помилование.
Президент издает указы и распоряжения.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Президент Российской Федерации
5 лет в 1991—1996 гг., 4 года в 1996—2008 гг., 6 лет с 2012 года; не более двух сроков подряд
Содержание
История
Должность президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года она именовалась: президент РСФСР) [4] [5] учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР.
Конституция Российской Федерации (см. об истории и проектах конституции России), принятая 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. В соответствии с ней президент является главой государства и имеет более широкие полномочия, по сравнению с положениями Конституции (основного закона) Российской Федерации — России 1978 года с изменениями, вступившими в силу 16 мая 1992 года.
Правовой статус
Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.
Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.
В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.
Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность). Ввиду такой двухступенчатости власти термин «глава исполнительной власти» (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладает президент и правительство), в Конституции РФ (и Франции) отсутствует:
«На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).
«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).
«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).
Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.
По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).
Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.) [1].
Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления », который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.
Порядок избрания
Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).
Порядок вступления в должность
При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу (статья 82 Конституции РФ) [16] :
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации
На основании четвёртой главы Конституции президент России осуществляет следующие полномочия:
В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы [19] и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Подчинённые органы
Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 [20] определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:
Деятельностью других федеральных органов исполнительной власти руководит правительство Российской Федерации.
Повседневная деятельность президента обеспечивается его Администрацией. При президенте также действует ряд комиссий и советов.
Регалии президента Российской Федерации
Статьёй 7 Закона РСФСР от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР» [9] определялось, что президент РСФСР имеет круглую печать с изображением герба РСФСР и надписью «Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»; в ст. 9 того же закона указывалось, что в месте официального пребывания президента РСФСР и вице-президента РСФСР поднимается Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
После отмены данного закона указами президента Российской Федерации № 319 от 15 февраля 1994 года «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации», № 1138 от 5 августа 1996 года «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации», и № 906 от 27 июля 1999 года «Об утверждении описания символа президентской власти — Знака Президента Российской Федерации» символами президента были утверждены президентский штандарт, президентский знак и специальный экземпляр Конституции России.
После указа и. о. президента Российской Федерации № 832 от 6 мая 2000 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые указы президента Российской Федерации» специальный экземпляр Конституции утратил официальный статус символа президента России.