Что и когда открыл руаль амундсен
Руал Амундсен
Краткая биография
Норвежский ученый и путешественник Руал Амундсен родился в 1872 году. По настоянию матери он получает превосходное образование, но сразу после ее смерти, в 21 год бросает университет и становится членом морских экипажей, совершавших рейсы по северным морям. Обучившись вождению, навигации, языкам, он после нескольких лет плаваний решает пройти Северо-Западным проходом (через Северный Ледовитый океан, между островами Канадского Арктического архипелага).
На купленной им подержанной яхте «Йоа» он пересекает Атлантику, проходит намеченным путем и начинает мечтать о славе покорителя Северного полюса. В 1909 году он включается в гонку к Южному полюсу и выигрывает ее у английской экспедиции Роберта Скотта. В дальнейшем на дирижабле «Норвегия» он достигает и Северного полюса. Амундсен погиб, участвуя в спасательном полете, пытаясь на гидросамолете «Латам» найти вторую экспедицию Нобиле, потерпевшую крушение на дирижабле «Италия». Он пропал в 1928 году. До сих пор обстоятельства его гибели неизвестны.
Покоритель обоих полюсов
Северный полюс еще не был покорен, и Амундсену казалось по силам пройти по следам Нансена, но на этот раз успешно завершить поход и дойти на лыжах до полюса. Его предыдущие экспедиции (только в одной из них он не был руководителем) были успешными, у него уже имелся богатый опыт передвижений в суровых условиях Арктики, и морских, и сухопутных. Кроме того, он принимал участие в бельгийской экспедиции в Антарктику вместе с Фредериком Куком и знал о полярных особенностях жизни почти все… В 1907 году, одолжив у Ф. Нансена «Фрам», Руал Амундсен начинает готовиться повторить его дрейф и надеется на более успешное завершение своей экспедиции.
Амундсен был полон планов достижения Северного полюса, когда разразился «географический скандал»: в 1908– 1909 годах Роберт Пири и Фредерик Кук независимо друг от друга заявили о своем покорении полюса; возникли споры о том, кто достиг его первым, и вообще, было ли это правдой…
Так или иначе, один полюс уже покорен, поэтому Амундсен обращает свое внимание к другому, Южному полюсу в Антарктиде. Он страстно желает быть там первым, однако в Антарктиду уже направилась английская экспедиция Роберта Скотта. Амундсен держал свои планы в тайне, но действовал быстро и четко: перестроенный для новой экспедиции «Фрам» Нансена летом 1910 года отправляется из Северной Атлантики к южному материку.
Снаряжение Амундсена и экипировка членов команды состояли из специальных лыжных костюмов, а также эскимосских одежд из шкур животных. Передвигаться по суше было решено на собачьих упряжках. Кроме того, по плану Амундсена по пути следования были устроены промежуточные склады с продовольствием, пищей для собак, горючим, теплыми вещами. Чтобы не пропустить склады, около них ставились высокие вехи с флагами Практику использования ездовых собак Амундсен изучил еще в Арктике: она была довольно жестокой, но позволяла выжить в суровых условиях. Собаки, выбившиеся из сил, пристреливались и шли в пищу остальным собакам и даже людям, таким образом из 52 собак к концу обратного пути в живых осталось только 12.
Отлично продуманная организация экспедиции позволила Амундсену и его соратникам достигнуть Южного полюса 14 декабря 1911 года. Над географической точкой Южного полюса Амундсен поднял норвежский флаг. Участники экспедиции провели в пути 99 дней и прошли около 3 тысяч км по ледовому плато от моря Росса до полюса и обратно. Самым тяжелым было преодоление высокого ледяного барьера ледника Росса, кроме того, за ним начиналось высокое плато, забраться на которое тоже стоило больших усилий и людям, и собакам. 26 января 1912 года все семь членов экспедиции благополучно вернулись в точку, из которой начали свое путешествие.
После своего триумфального покорения Южного полюса Амундсен не оставил мысли о Северном. Покорить его теперь, с помощью гидропланов и других летательных аппаратов, стало еще более заманчиво. Первые попытки достигнуть полюса на самолете были неудачными: самолет не долетел до полюса около 150 км из-за поломки. Однако появляется новая возможность.
«Цель достигнута, путешествие закончено. Не могу сказать – хотя знаю, что это бы прозвучало куда эффектнее, – что я достиг цели своей жизни. Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!»
Руал Амундсен
В 1926 году итальянский инженер Умберто Нобиле сконструировал и построил дирижабль «Норвегия». Амундсен возглавил этот первый трансарктический перелет. Пролетев над полюсом, члены экспедиции сбросили на лед флаги Норвегии, Италии и США. Их путь, который начался в Осло и закончился на Аляске, занял 2 дня. В общей сложности исследователи провели в воздухе непосредственно над точкой Северного полюса около 2,5 часа. Однако возникли очень большие конфликты в отношениях между Нобиле и Амундсеном по поводу того, кому именно из них принадлежит честь достижения полюса. Нобиле чувствовал себя обделенным славой. Непростой характер Амундсена и вспыльчивый нрав итальянца Нобиле привели к полному разрыву отношений. Кроме того, в дело вмешалась политика: в Италии к власти пришел фашистский режим Муссолини, который всячески усиливал значение участия Италии в перелете и умалял значение норвежского.
В 1928 году Нобиле построил новый дирижабль, «Италия» и захотел самостоятельно достичь на нем полюса, доказав, что и не нуждается в сотрудничестве с Амундсеном. Во время этого перелета произошла трагедия: уже после полета над полюсом из-за обледенения дирижабль разбился, развалившись на 2 части. Часть людей из многочисленного экипажа была выброшена на дрейфующую льдину, с очень призрачной надеждой на спасение (радиопередатчик практически был выведен из строя), а часть улетела на обломках дирижабля. На поиски Нобиле отправилось несколько спасательных экспедиций (среди них была и советская, на ледоколе «Красин», которая и спасла большую часть людей). Срочно вылетел на поиски своего недруга и Руал Амундсен.
В июне 1928 года он поднялся на самолете «Латам» в воздух из Северной Норвегии, направляясь к Шпицбергену. В густом тумане связь оборвалась, и больше Амундсена никто не видел. Поплавок с самолета был найден в самом конце августа 1928 года у города Тромсе. Это все, что известно о гибели великого норвежского путешественника, человека, побывавшего на обоих полюсах Земли.
Руаль Амундсен
норвежский полярный исследователь
Руаль Амундсен
Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился в Борге близ Осло 16 июля 1872 года. Сначала он стал учиться медицине, поступив на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но вскоре оставил учебу. Его влекли путешествия.
Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897–1899 годах, когда он был первым помощником капитана на корабле «Бельжика».
В 1903 году Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, Амундсен предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о.Виктория. Затем проплыл на «Йоа» через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.
Следующей целью Амундсена было достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, он решил достичь Южного полюса и в августе 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» — знаменитом корабле Фритьофа Нансена.
Британская экспедиция под руководством Роберта Ф.Скотта тоже пыталась добраться до Южного полюса. Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года (его «конкурент» Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса спустя месяц — 18 января 1912 года), а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.
15 июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда Амундсен решил исследовать Арктику с воздуха.
11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский инженер Умберто Нобиле стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»), пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.
24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле «Италия» достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня 1928 года Руаль Амундсен поднялся в воздух, чтобы найти экипаж дирижабля Нобиле, и погиб в Баренцевом море. Он останется в памяти потомков как величайший по размаху исследований полярный путешественник.
Руаль Амундсен
Roald Engelbregt Gravning Amundsen
Норвежский полярный путешественник-исследователь. Известен в качестве первого человека, достигшего Южного полюса. Так же, совместно с Оскаром Вистингом, первым побывал на обоих географических полюсах планеты. Являлся первым путешественником, совершившим морской переход Северо-Западным проходом и замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом.
Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в городе Борге, Норвегия. Вырос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье большое внимание уделяли спорту, для чего родители соорудили тренажеры и турники. В школе мальчик учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство. Увлекался чтением книг о путешествиях в далекие страны.
В возрасте четырнадцати лет умер отец будущего путешественника и семья вынуждена была переехать в Осло. Мать старательно прочила сыну место в интеллектуальной элите общества, поэтому после гимназии Руаль поступил на медицинский факультет.
После того, как в руки Руаля попала книга Джона Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, жизнь молодого человек координально изменилась. Тайком от матери Амундсен начал готовиться к предстоящим экспедициям: закалялся, делал физические упражнения, а также играл
в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Приучал себя к холодным температурам. В то же время он осознал, что медицина не станет делом его жизни.
Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897 году, когда стал первым помощником капитана на корабле «Бельжика». В 1903 году Руаль отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов острова Виктория. Затем проплыл через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.
Следующей целью Амундсена являлось достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, решил достичь Южного полюса и 9 августа 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» знаменитом корабле Фритьофа Нансена. Исследователь тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.
В середине июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда путешественник решил исследовать Арктику с воздуха. Американский исследователь Линкольн Элсуорт, итальянский инженер Умберто Нобиле и сам Руаль стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье», пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.
Последние годы Амундсен провел в своем доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Исследователь продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером».
Нобиле стал генералом при Муссолини. В конце мая 1928 года решил повторить полет к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лед, а радиосвязь с ними прервалась.
Руаль Амундсен скончался 17 июня 1928 года на Северном полюсе. Отправившись на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, спустя несколько часов перестал выходить на связь. Точные обстоятельства трагической гибели исследователя до сих пор не выяснены.
Награды Руаля Амундсена
Награжден норвежской медалью «За выдающиеся гражданские достижения»
Кавалер Большого креста ордена Святого Олафа
Кавалер Большого креста ордена Леопольда I
Кавалер ордена Почетного легиона
Награжден датской медалью «За заслуги»Кавалер Полярной медали
Награжден Константиновской медалью
Лауреат Золотой медали Королевского географического общества
Награжден Золотой медалью Конгресса
Память о Руале Амундсене
Через полгода после исчезновения Амундсена усадьба «Ураниенборг» в Свартскуге, на берегу Буннефьорда, ее юридическим владельцем Германом Гаде была передана государству для устройства мемориального музея Руаля Амундсена.
В честь путешественника названы Море Амундсена, Гора Амундсена, Ледник Амундсена, полярная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, Залив Амундсена, Котловина Амундсена в Северном Ледовитом океане, кратер Амундсен у Южного полюса Луны, а также астероид (1065) Амундсения, открытый Сергеем Белявским 4 августа 1926 года.
В начале 2000-х годов на вооружение ВМС Норвегии поступили фрегаты типа «Фритьоф Нансен». Второй корабль этой серии, вступивший в строй в 2004 году, получил имя «Руаль Амундсен».
В Университете Тромсе с 1989 года существует Центр арктических исследований имени Руаля Амундсена (норв. Roald Amundsens senter for arktisk forskning ).
Средняя школа коммуны Оппегор с 2012 года переименована в честь Руаля Амундсена.
В советско-итальяно-британском фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969 года) роль Руаля Амундсена исполнил Шон Коннери. Создатели фильма ввели в сюжет вымышленный эпизод о том, что Амундсену удалось обнаружить обломки дирижабля «Италия» и лишь затем он погиб, заявив, что людям нечего делать в Арктике.
Амундсену посвящено стихотворение Константина Симонова «Старик».
В декабре 2011 года премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг прибыл на Южный полюс, чтобы отметить столетие экспедиции Руаля Амундсена
В июня 2018 года в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта у борта ледокола «Красин», принимавшего участие в спасении экспедиции У. Нобиле, установлен бюст Руалю Амундсену.
Семья Руаля Амундсена
Амундсен никогда не был женат, но удочерил и воспитывал двух чукотских девочек.
Руаль Амундсен – Наполеон полярных стран
Из-за специфической географии расселения норвежцы параллельно с русскими начали первыми в Европе исследовать арктическое пространство. Когда очередь дошла до расположенного на противоположной стороне планеты Южного полюса, выходцы из Норвегии рьяно взялись и за его покорение. После неудачных попыток Фритьофа Нансена и Карстена Борхгревинка удача улыбнулась еще одному гордому сыну этой северной страны – Руалю Амундсену. Именно он в 1911 году первым достиг Южного полюса и поставил несколько других рекордов в качестве путешественника и исследователя.
Содержание
Семья и детство
Руаль Амундсен родился в фамильной усадьбе в Борге (муниципалитет Фредрикстад) в 1872 году. В распоряжении его семьи была собственная судоверфь, пароход и два десятка парусников. Отец Руаля сколотил состояние на поставках Британии и Франции зерна и соломы во время Крымской войны (1853-1856 годы), когда две эти страны в составе коалиции воевали против Российской империи.
Юный Амундсен рос в компании трех братьев и нескольких десятков соседских детей. Игры проходили в основном в лесу рядом с усадьбой. Руаль был младшим сыном, но из-за высокомерности и вспыльчивости постоянно участвовал в драках. Мальчик занимался лыжами с момента, как начал ходить, и много времени проводил на гимнастических брусьях во дворе.
Учился Амундсен плохо, его характеризовали как упрямца и непримиримого борца за справедливость. Выпускные экзамены ему пришлось сдавать отдельно, директор школы не хотел принимать их, потому что боялся провала худшего воспитанника, грозящего позором учебному заведению.
Становление личности
В 14 лет Руаль остался без отца, и примерно тогда же познакомился с описанием того, как исследователи Арктики покоряли Северо-Западный проход (путь по морю из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан). Он восторгался силой духа руководителя экспедиции Джона Франклина, несмотря на трагическое завершение его предприятия. Амундсен хотел совершить что-то подобное – стать первооткрывателем, не боящимся страшных лишений, которыми грозит ледяная пустыня.
15-летний юноша начал готовиться к будущим свершениям. Он изнурял себя тренировками, строго придерживался диеты, спал на улице даже зимой и с ноября по апрель уходил в походы на лыжах.
У матери Руаля были другие планы – она хотела ввести сына в элитные круги Норвегии. С этой целью семья поселилась в столице неподалеку от Королевского дворца, а будущего путешественника отправили в университет Кристиании изучать медицину. Однако в 1893 году мать умерла, и Руаль, как он писал в автобиографии, “с огромным облегчением” бросил учебу. Путь к мечте был открыт.
Начало карьеры исследователя
Будучи студентом, Амундсен попал на лекцию Эйвина Аструпа, знаменитого путешественника, установившего, что Гренландия является островом. Это знакомство тоже во многом определило будущее Руаля. В 1895 году он проходит обучение на штурмана, практикуется на промысловом корабле и уже в следующем году отправляется на бельгийском судне “Бельжика” к берегам Антарктиды под началом Адриена де Жерлаша.
В море Беллинсгаузена корабль оказался закован во льдах, из-за чего ему пришлось вынужденно дрейфовать на протяжении 13 месяцев. В команде началась цинга, люди умирали и сходили с ума. Амундсен в это время охотился на тюленей и пингвинов, проводил эксперименты со спальными мешками и другим снаряжением. В суровых условиях выживания он быстро стал старшим помощником и не взял руководство экспедицией на себя лишь по формальным причинам.
Начальник
Плавание на “Бельжике” было единственным, в котором Амундсен находился в подчиненном положении. После возвращения он в 1901 году приобрел зверобойный шлюп “Йоа”, переоборудовал его и начал готовиться к покорению Северо-Западного прохода. На подготовку и сбор средств ушло больше двух лет, и летом 1903 года корабль отправился в плавание.
Шлюп “Йоа” стал первым в истории судном, сумевшим преодолеть Северо-Западный проход. Экспедиция заняла больше трех лет, причем два года команда провела на зимовке у острова Кинг-Вильям. За это время Амундсен побывал на Северном магнитном полюсе и успел поизучать этнографию эскимосов.
После завершения экспедиции Руаль сразу же продал шлюп, так как остро нуждался в деньгах. Мероприятие принесло ему мировую славу и повысило авторитет Норвегии. При этом самому Амундсену оно далось тяжело – 33-летний путешественник по возвращении выглядел так, что ему давали от 59 до 75 лет.
Говорят, целенаправленный труд – лучшая молитва о достижении цели.
Южный полюс
Исследователь принял положенную порцию славы, состоящую из государственных наград, турне с лекциями и выпуска книги. Следующей своей целью Амундсен поставил покорение Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для этого нужно было продрейфовать через Северный Ледовитый океан по полярным течениям. В мире тогда существовал только один способный на такую авантюру корабль – “Фрам”, находящийся в распоряжении Нансена. Амундсен стал убеждать старшего товарища организовать совместную экспедицию. Нансен в тот момент переживал семейный кризис и налаживал отношения с женой, поэтому в 1907 году уступил корабль Руалю.
Вновь начались долгие приготовления, за время которых старый товарищ Амундсена Фредерик Кук в 1908 году успел покорить Северный полюс. Экспедиция потеряла смысл, и ее целью тут же была выбрана противоположная точка земного шара. Амундсена подстегивали слухи о том, что к Южному полюсу в ближайшее время собираются и другие исследователи.
“Фрам” отплыл 7 июня 1910 года. Амундсен боялся, что его опередят – все готовившиеся к покорению Южного полюса в то время о своих планах никого не извещали. Об изменении маршрута команде Руаль объявил лишь три месяца спустя во время стоянки на Мадейре. Тогда же были отправлены письма соответствующего содержания королю Норвегии, Нансену и норвежскому народу.
Высадка на шельфовый ледник Антарктиды произошла 15 января 1911 года. Норвежцы построили на месте зимовочный дом, по их следам шла экспедиция Роберта Скотта, отправившаяся из Кардиффа 15 июля 1910 года. Британцы во многом преследовали политические цели – они хотели сделать Южный полюс трофеем своей короны.
Полярная зима прошла в активной подготовке к предстоящему походу. Антарктическая весна позволила выйти в путь только 20 октября 1911 года. Амундсен сильно спешил, так как опасался, что Скотт опередит его – британец взял с собой в качестве тягловой силы лошадей и моторные сани, в то время как у норвежца эту функцию выполняли собаки. В сторону полюса вышло пять человек на четырех нартах, собак у них было 52. С животными тогда не церемонились – большей их части отводилась роль запаса пищи.
Искомая точка была достигнута 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы выкурили по сигаре, провели измерения, поставили палатку с флагом и оставили послание догонявшему их Скотту. Британская экспедиция прибудет сюда через 34 дня и полностью погибнет на обратном пути к своему кораблю.
Еще никогда никто из людей не стоял в точке диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!
Амундсен, Руаль
Фотография из книги 1908 г.
Руа́ль А́мундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen ; 16 июля 1872 — 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911. Единственный, кто прошёл на судне и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага ).
Содержание
Краткая хронология
Юность и первые экспедиции
«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».
Северо-западный морской путь
Карта арктических экспедиций Амундсена
Вернувшись из Антарктики, молодой норвежский капитан задумал покорить Северо-Западный проход, то есть проплыть кратчайшим путём из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки. Моряки и географы четыре столетия безрезультатно бились над этой проблемой.
Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом 1904 г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только 13 августа 1905 г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан-Франциско — Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.
Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского коробля, в октябре отправляется в 500- мильное путешествие в Игл-Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, 5 декабря добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал:
«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».
Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали зоологи, океанологи и этнографы, а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.
Покорение Южного полюса
Карта антарктической экспедиции Амундсена
Амундсену 40 лет, он читает доклады в США и по всей Европе, его путевые заметки стали бестселлером. Но в его голове зреет новый дерзкий полярный проект — покорение Северного полюса. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лёд. Необходимое для этого судно уже было построено. Амундсен завязал отношения с Фритьофом Нансеном и попросил его предоставить для мероприятия «Фрам» («Fram», норв. «вперёд»), на котором Нансен с командой провели 3 года 1893—1896, дрейфуя со льдом к Северному полюсу.
Амундсен на Южном полюсе
«Я не могу сказать, что тут я нашёл цель своей жизни. Смолоду мне вскружил голову Северный полюс, а теперь я оказался у Южного. Можно ли представить себе большую противоположность?»
Полумёртвые от усталости, англичане достигли цели на месяц позже своих соперников, 18 января 1912 года. Скотт записывает в своём дневнике:
«Норвежцы нас опередили — Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы — ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…»
Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Люди один за другим оставались лежать в белом аду. Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта 1912 года:
«Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»
Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.
Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале 1913 он распространил заявление, где были следующие слова:
«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».
Северо-восточный морской путь
Трансарктические полёты
Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к авиации. Когда в 1922 г. был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса ) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиа-перелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта, способных взлетать с воды и со льда.
Амундсен до и после попытки авиа-перелёта
21 мая 1925 г. экспедиция отправилась со Шпицбергена на Аляску. Но следующим утром бак одного из самолётов дал течь, с двигателем другого также случились неполадки. Оба самолёта приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После осмотра выяснилось, что только один из них пригоден для полёта. Ремонтом самолёта и расчисткой взлётной полосы участники экспедиции занимались 24 дня. Аэроплан был перегружен, но на последних остатках топлива долетел до одного из островов Шпицбергена, когда экспедицию уже считали погибшей.
Амундсен вновь был героем, и ему был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.
11 мая 1926 г. экспедиция Амундсена — Элсуорта — Нобиле стартовала из Кингсбея на Шпицбергене. После полёта, длившегося 16 часов, ликующие люди сбросили на Северный полюс норвежский, американский и итальянский флаги, дирижабль сделал круг и взял курс к берегам Аляски.
Последние годы и гибель
Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей
«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».
Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».
Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 году задумал повторить перелёт над Арктикой на новом дирижабле «Италия» — на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне, девять уцелевших аэронавтов были выброшены на дрейфующий лёд.
Амундсену было тогда 56 лет.
Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:
«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».
Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.
Сочинения
Юбилейная монета «Исследование русской Арктики»