Что нельзя делать на машине с вариатором
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
среда, 3 июля 2019 г.
Как правильно ездить на автомобиле с вариатором (CVT)
Плюсы езды на вариаторе
Недостатки езды на вариаторе
Режимы работы вариатора
Резкие нагрузки
Масло в вариаторе
Всегда следите за объемом смазки, а также за ее состоянием в коробке передач. Следите за уровнем смазки, потому что важно его соответствие норме. Если объем расходного материала будет недостаточным, масло не сможет эффективно смазать трущиеся детали и компоненты коробки передач CVT. В результате это приведет к их быстрому износу и выходу из строя.
Вариаторные трансмиссии чувствительны к использованию некачественного масла. Заливайте в вариатор масла от проверенных изготовителей, а перед заменой жидкости обязательно прочитайте сервисную книжку по эксплуатации. В ней указаны все советы по выбору стандартов и спецификаций, которым должен соответствовать расходный материал, конечно, если его замена предусмотрена производителем машины. В случае когда эти требования не соблюдаются, в будущем такая эксплуатация приведет к дорогостоящему ремонту.
Если в инструкции не указываются рекомендации по выбору смазки, свяжитесь с дилерским представительством. Менять смазку надо только на специализированных станциях. Конструктивные особенности и характеристики вариаторов таковы, что самостоятельно поменять расходный материал очень сложно.
Датчики на вариаторе
Без корректной работы контрольных устройств обеспечить безопасность поездок невозможно. Отслеживать их состояние постоянно — насущная необходимость. Прекращение функционирования одного датчика может привести к выходу из строя целого узла.
Если датчик контроля скорости повреждён, то блок управления автоматически переводит ремень трансмиссии в среднее аварийное положение, двигатель экстренно тормозит. Угроза деформирования ремня становится более чем реальной. При движении в высокоскоростном режиме может даже разорвать ременной привод. Снижение оборотов повышает процент «выживания» CVT.
Для желающих приобрести машину с пробегом есть непреложное правило — меняйте датчик скорости. Настоятельно предлагается купить оригинальную версию от производителя и проверенного поставщика. Аналогично следует поступить с датчиками уровня и давления масла. Весь комплект датчиков должен находиться в исправном состоянии.
Поездки на автомобиле с вариатором при низких температурах
Прогревать по типу автоматической коробки передач путём переключения режимов «P-R-N-D» и обратно не рекомендуется, так как это не улучшает прогрев (вариатор устроен абсолютно по-другому, нежели другие КПП). Как вариант можно на несколько секунд включить нейтраль — «N», это немного прогреет гидромуфту (сцепление).
Трогаться с места нужно убедившись, что автомобиль прогрелся до необходимого предела. После начала движения придерживаться спокойной манеры езды минимум километр, это полностью позволит прогреть все элементы коробки. Расходы на лишнее топливо сэкономят затраты на монтаж новой КПП.
В Европе (Финляндии) нашли альтернативу холостым оборотам двигателя для прогрева. Автомобили снабжаются электросистемой поддержки рабочей температуры. Машина запитывается от электросети через обычную штепсельную вилку. Машины с таким оборудованием легко узнать по характерным вырезам на бампере.
Поездки на автомобиле с вариатором на бездорожье
Буксировка автомобиля с вариатором
Вариант взятия автомобиля на буксир есть — при включённом моторе (смазка предохранит детали от излишнего трения), стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. И даже не взирая на это бывают случаи поломок, особенно КПП с пробегом.
Максимально допустимое условие — транспортирование автоприцепа весом не превышающего допустимого. Точная информация о грузоподъёмности и расстоянии, на которое можно буксировать прицеп, конкретной модели указана в техпаспорте.
Как ездить на вариаторе, чтобы сохранить ресурс СТАТЬИ
Раз уж вы на этой странице, то наверняка догадались, что вариаторы далеко не самая надежная коробка передач среди возможных и ресурс любого типа CVT явно уступает большинству традиционных гидромеханических «автоматов».
Однако, не всё так однозначно. На самом деле мнения по поводу вариатора разделились. Возьмем для примера самую массовую CVT коробку от компании Jatco модели JF011E, которая разошлась миллионным тиражом (уже больше) по различным машинам компаний Nissan, Renault, Mitsubishi, Peugeot и Citroen. Посмотрите. Кто-то ругает этот вариатор за малый срок службы и дороговизну в ремонте, а кто-то катается с десяток лет и 250 000 км без крупных поломок. Как так получается?
Чего не любит вариатор
Такие противоречия возникают из-за того, что люди используют свои машины в разных условиях и по-разному относятся к коробке. У тех, кто считает вариатор обычным «автоматом» достаточно быстро в нём разочаровываются, и те, кто в курсе с чем его едят, умудряются пройти достаточно большой километраж. Чтобы узнать, как ездить на вариаторе, давайте разберемся, чего не любит CVT.
Монотонность. Ползти в пробках, долго ехать по трассе с высокой скоростью, особенно на круиз-контроле, вариатор не любит – греется. Во многом это происходит из-за того, что пластинчатый (как и штифтовый) ремень в таких режимах работает в крайних положениях с максимальным изгибом, что приводит не только к нагреву, но и более быстрому растяжению.
У пластинчатого ремня бывают предельные углы работы, в которых износ происходит максимально быстро
Задиры на конусах после неграмотной эксплуатации
Газ в пол. Самый опасный враг вариаторов – большой крутящий момент. Поэтому тяжелая техника оснащается чем угодно, даже роботами, но не CVT. Каждый раз, когда двигатель работает на пределе возможностей, коробка нагружается по максимуму и «пацанская» манера езды от светофора до светофора, прикончит вариатор на раз-два за короткий промежуток времени.
Такой «ёжик» на магните поддона расскажет об износе CVT больше, чем сам владелец
Работа на «холодную». Любой вариатор крайне чувствителен к качеству масла. Низкие температуры свойства смазки меняют не в лучшую сторону, поэтому перед поездкой в зимнее время года CVT придется прогревать до тех пор, пока рабочая жидкость не обретет свои необходимые качества. Делается это так. Запускаете мотор, выжимаете тормоз и несколько раз проходитесь селектором по всем режимам коробки.
Исходя из этого определим, как всё-таки на нем ездить, чтобы сохранить ресурс.
Как ездить на вариаторе
В идеале, конечно, если вы городской житель, который не любит или не за чем спешить. Плавные разгоны, аккуратная размеренная езда от светофора до светофора, терпеливые прогревы зимой, а также минимум езды по трассе и никаких гонок. Как вы уже, наверное, поняли, такая коробка идеально подходит двум категориям автолюбителей: девушкам или дедушкам. Однако и те, и другие должны быть осведомлены о том, чего коробка не любит.
Большим плюсом для долголетия вариатора будет своевременная замена масла, а точнее раз в 30 000 км
Если вы не готовы соблюдать все эти заморочки, то лучше выберите машину с другой коробкой передач, благо выбора много. Например, вот что мы расскажем, что делать, если связался с «роботом» DSG.
Пять вещей, которые нельзя делать на автомобиле с вариатором
Трансмиссии вариаторного типа не зря считают «нежными» в сравнении с гидромеханическими автоматическими коробками передач. Специалисты издания АиФ рассказали, чего точно нельзя делать, если вы хотите продлить жизнь вариатору вашего автомобиля.
Транспортных средств с вариаторными трансмиссиями на российском авторынке становится все больше. Вариаторы (CVT) бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные. Ремень или цепь ходит по шкивам с переменным рабочим диаметром, позволяя изменять передаточное отношение плавно в широком диапазоне. Отсюда известная особенность CVT — они чувствительны к нагрузкам, чистоте и температуре масла.
Редкая смена масла
Работа вариатора на грязном или некондиционном масле ускоряет старение ремня/цепи и конусов. Такое масло забивает каналы и хуже выполняет антифрикционную функцию, провоцируя проскальзывание ремня на конусах. Если рекомендованный автопроизводителем пробег для замены масла составляет 60 тысяч км, то при интенсивной эксплуатации данный лимит имеет смысл сократить минимум на 30%.
Агрессивная езда
Слишком активная и экстремальная езда с «кик-даунами», резкими стартами и высокими оборотами нередко вызывает проблемы с вариаторными трансмиссиями. В таких режимах ремень или цепь могут проскальзывать и их протектор стирать хонингованные поверхности конусов. Длительные поездки на высоких скоростях таким автомобилям также противопоказаны из-за риска износа подшипников валов и, как следствие, перегрева системы.
Пробуксовка
Любые пробуксовки, особенно длительные, вариатору крайне опасны. В такие моменты обороты двигателя остаются примерно на одном уровне, а передаточные числа CVT меняются. При этом скорость вращения колес может достигать нескольких десятков — сотен км/ч. Когда же происходит сцепление с твердой поверхностью, скорость их вращения резко падает, а разница в оборотах компенсируется именно вариатором, то есть происходит экстремальное воздействие на ключевые элементы коробки. Кроме того, пробуксовка провоцирует излишний нагрев масла, и, как следствие, нагрев шкивов и ремня/цепи, которые могут проскакивать, задирая поверхности шкивов.
Буксировка
Не рекомендуется на авто с CVT буксировать прицепы и другие автомобили, особенно на подъем. Как и в случае с пробуксовкой, шкивы, ремень / цепь испытывают сильные термальные перегрузки. Кроме того, в руководстве ряда моделей не случайно упоминается, что при буксировке прицепа не следует превышать определенную автопроизводителем скорость. Если все же буксировка неизбежна, следует избегать резких нажатий на педаль газа. Буксировать автомобиль с вариатором также не следует, про невозможности избежать ситуации, у буксируемого авто с CVT должен быть включен двигатель, иначе получается масляное голодание узла, ведомый вал трансмиссии будет вращаться от колес, и ремень / цепь сточат неподвижный и не смазываемый вал мотора. Поэтому транспортировать машину с вариатором лучше на эвакуаторе или методом частичной погрузки.
Спешка зимой
При температуре ниже −15 градусов, следует уделить повышенное внимание прогреву вариаторной трансмиссии и не допускать начала движения, когда масло в коробке слишком густое. Поверхности конусов будут смазываться плохо, соответственно, ремень / цепь могут проскальзывать и оставлять микрозадиры. Кроме того, усиливается нагрузка на привод насоса, отсюда появится избыточное давление в системе, выходят из строя клапаны гидроблока и резиновые уплотнители. И, кстати, прогревать вариатор нужно также и в движении.
Советы и правила эксплуатации машины с вариатором как правильно ездить
Бесступечнатые вариаторные КПП обеспечивают плавное переключение скоростей и не имеют фиксированных первой, второй или пятой передач. С принципами езды на автомобилях с CVT водители познакомились относительно недавно. Поэтому следует узнать, как правильно ездить на вариаторе и каких ошибок нельзя допускать при эксплуатации коробки передач.
Движение задним ходом
Уход и эксплуатация
Как начать движение?
Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
Транспортировка и буксирование
Плюсы и минусы CVT
Видео «Как правильно разобрать вариаторную коробку передач?»
Комментарии и Отзывы
Режимы вариатора
Сначала разберем основные режимы работы вариаторной коробки автомат.
Движение вперед
На вариаторной трансмиссии движение вперед обозначается символом D. Этот режим считается основным в работе коробки передач, для его активации селектор переводится в положение D. Вариаторная трансмиссия во время езды автоматически изменяет передаточное число, основываясь на оборотах силового агрегата. Управляющий модуль коробки передач будет производить мониторинг работы агрегата и мотора машины для обеспечения максимальной эффективности работы устройств.
Движение задним ходом
Для активации этого режима селектор коробки передач переводится в положение R. Конструктивные особенности трансмиссионного агрегата: в КПП отсутствует задний ход ведомого вала, который передает вращение на колеса автомобиля. Поэтому агрегат оборудуется дополнительными узлами и механизмами, которые включаются в работу при активации режима R. Чтобы не допустить появления неисправностей, рычаг коробки передач допускается переводить в этом положение после того, как машина полностью остановится. В зависимости от типа авто, для переключения селектора в режим R необходимо дополнительно нажать на специальную кнопку. Сделать это можно только после полной остановки транспортного средства.
Вариаторная коробка передач
«Нейтралка»
Нейтральная передача обозначается буквой N. Если включить селектор коробки в этом положении, то двигатель автоматически отключается от КПП. Использование нейтральной скорости допускается при езде в условиях пробок и длительном простое автомобиля. Также режим нейтральной передачи применяется для запуска автомобильного двигателя, но включать нейтраль при кратковременной остановке нельзя.
Парковка
Режим паркинга на вариаторных КПП обозначается буквой P. Когда водитель переводит селектор в это положение, специальный штифт блокирует ведомый вал трансмиссии. Это позволяет предотвратить вероятность самопроизвольной езды машины. Использование режима парковки допускается при полной остановке машины, когда авто ставится на стоянку. В большинстве авто для активации положения паркинга надо нажать на педаль тормоза и поднять ручник. Это своеобразная защита. Чтобы отключить этот режим, надо выполнить аналогичные действия в обратной последовательности.
Ручное управление
Для ручного переключения скоростей используется специальная выемка на корпусе коробки в салоне с символами «+» и «-». Как таковых передач в вариаторной трансмиссии не имеется, поэтому для удобства используется ручной режим. Вариаторная коробка передач самостоятельно изменяет передаточное число, что имитирует работу ступенчатой трансмиссии. Водитель может менять крутящий момент двигателя во время движения, переключая режимы, но по факту это только условное переключение скоростей.
Добиться полного соответствия функционирования вариаторной трансмиссии и механической коробки не получится, поскольку управляющий модуль следит за оборотами силового агрегата. Когда нужно, он самостоятельно меняет передаточное число. Это делается для предотвращения воздействия повышенных нагрузок на агрегат.
Схема изменения положения роликов при увеличении и уменьшении оборотов
Дополнительные режимы
Вариаторные коробки передач в большинстве современных автомобилей имеют дополнительные режимы работы трансмиссии:
Уход и эксплуатация
Какие правила езды надо учитывать, чтобы правильно эксплуатировать вариаторную КПП, мы расскажем ниже. Для начинающих водителей секреты правильной эксплуатации указываются в сервисной книжке. Рекомендуем ознакомиться с техническим мануалом к машине, чтобы не допустить ошибок при использовании.
Трансмиссионное масло
Всегда следите за объемом смазки, а также за ее состоянием в коробке передач. Следите за уровнем смазки, потому что важно его соответствие норме. Если объем расходного материала будет недостаточным, масло не сможет эффективно смазать трущиеся детали и компоненты коробки передач CVT. В результате это приведет к их быстрому износу и выходу из строя.
Вариаторные трансмиссии чувствительны к использованию некачественного масла. Заливайте в агрегат продукты от проверенных изготовителей, а перед заменой жидкости обязательно прочитайте сервисную книжку по эксплуатации. В ней указаны все советы по выбору стандартов и спецификаций, которым должен соответствовать расходный материал, конечно, если его замена предусмотрена производителем машины. В случае когда эти требования не соблюдаются, в будущем такая эксплуатация приведет к дорогостоящему ремонту.
Если в инструкции не указываются рекомендации по выбору смазки, свяжитесь с дилерским представительством. Менять смазку надо только на специализированных станциях. Конструктивные особенности и характеристики вариаторов таковы, что самостоятельно поменять расходный материал очень сложно.
Канал AnTiNooB Stream / Live опубликовал урок, в котором подробно описываются все нюансы эксплуатации вариаторной КПП.
Резкие нагрузки
Вариаторные трансмиссии не терпят высоких нагрузок. Сильные нагрузки на коробку передач приведет к появлению неисправностей в работе КПП. В случае когда вам надо быстро разогнаться, особенно зимой, рекомендуем сначала прогреть КПП до рабочей температуры. Если прогрелся двигатель, еще не значит, что прогрелось масло в коробке передач. ДВС и КПП используют одну систему охлаждения, но поскольку коробка находится дальше от мотора, для ее нагрева требуется больше времени. Из-за того, что смазочный материал холодный, он не может пройти по всем каналам системы и смазать все трущиеся механизмы. В течение определенного времени, пока КПП не прогреется, эти детали будут функционировать без смазки.
Как начать движение?
Когда машина какое-то время стоит на стоянке, смазочный материал стекает в поддон картера трансмиссии. В холодное время года вязкость расходного вещества становится более высокой, поэтому когда вы запускаете двигатель в мороз, не надо сразу начинать движение. Подождите какое-то время (не менее трех минут), чтобы жидкость прошла по всем каналам. Некоторые производители для более быстрого прогрева смазки рекомендуют включить по очереди все режимы работы коробки передач, задержавшись на каждом из них на несколько секунд. Мы советуем делать так только в том случае, если эти рекомендации указаны в сервисном мануале.
Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
При вождении машины с CVT учитывайте, то такие коробки передач чувствительно реагируют на увеличение оборотов силового агрегата. Поначалу водитель повышает их количество нажатием на педаль газа. Затем, в соответствии с выбранным режимом, трансмиссия будет автоматически подбирать обороты для оптимальной работы. Но на подбор потребуется определенное время. Если вы совершаете маневр во время езды, то учитывайте этот фактор в первую очередь. Сначала увеличьте обороты мотора, а затем выполняйте маневр. Это касается и вхождения в поворот: водителю надо жать на газ в момент, когда только начинает поворачиваться руль.
Из ролика, опубликованного пользователем AlexKolmak, вы сможете узнать об устройстве вариаторной коробки передач.
Транспортировка и буксирование
Буксировка на машине с вариаторной коробкой, как и пробуксовка, не допускаются. В противном случае эти действия приведут к быстрому износу трансмиссии или она полностью выйдет из строя. Если производитель авто допускает буксировку, то обязательно уточните этот момент, изучив правила эксплуатации. Но мы не рекомендуем этого делать, поскольку на практике происходят случаи, когда транспортировка других машин приводит к поломке трансмиссии, особенно если речь идет об агрегатах с большим пробегом. Лучше вызвать эвакуатор и заплатить больше, чем потом переплачивать за ремонт. Если неисправен мотор, буксировка допускается только в том случае, когда будут отсоединены полуоси от ведущих колес.
Нельзя использовать машину с вариатором в качестве тянущего автомобиля. Допускается взять на буксир только один прицеп, вес которого не превышает допустимые нормы. Более точная информация касательно грузоподъемности и расстояния, на которое можно буксировать прицеп, указывается в сервисной книжке к машине.
Бездорожье
Вариаторные коробки передач в целом не приспособлены для регулярной эксплуатации в условиях бездорожья. Даже если вы владелец кроссовера или внедорожника, надо учитывать этот факт. Такие машины считаются паркетниками. Вы можете легко повредить трансмиссию, попав на выступ или ухаб. Если произойдет механическое повреждение агрегата, последствия могут быть серьезными: начиная от утечки смазки и заканчивая поломкой составляющих элементов. В обоих случаях автовладельцу предстоит непростой и дорогостоящий ремонт. Управлять машиной с CVT при езде по бездорожью надо аккуратно.
Не допускается и пробуксовка, поскольку она приводит к быстрому износу КПП. Если вы застряли в грязи или в сугробе, то не надо попытаться покинуть препятствие самостоятельно. Если вы будете часто переключаться между режимами D и R, это приведет к быстрому износу шлицевых соединений. Из строя могут выйти шестеренки.
Принцип работы вариаторной трансмиссии показан на ролике, опубликованном Сергеем Ивановым.
Функционирование датчиков
Работа датчиков определяет правильность функционирования вариаторной КПП в целом. Чтобы машина могла работать экономно, все контроллеры должны быть исправны. К неполадкам в работе вариаторной трансмиссии может привести поломка датчика скорости. Если этот элемент ломается, управляющий модуль переводит КПП в аварийное положение, что приводит к экстренному торможению двигателя. Такая проблема приведет к деформации ремешка КПП, иногда этот элемент разрывается, что часто происходит при езде на повышенной передаче. Надо следить за рабочим состоянием контроллера уровня масла в коробке передач, датчика давления и других деталей.
Плюсы и минусы CVT
Достоинства вариаторных коробок передач:
Выводы
Видео «Как правильно разобрать вариаторную коробку передач?»
На примере автомобиля Ауди канал «Скорая помощь вашему агрегату» в своем ролике предлагает ознакомиться с процессом разбора агрегата своими руками.
5 вещей, которые нельзя делать с вариатором, чтобы не сломать его раньше положенного
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Несвоевременная замена масла
Первое и главное, чего категорически не переносит любая автоматическая коробка передач – это несвоевременная замена масла. Чаще всего в техническом руководстве указывается, что менять его следует не реже, чем раз в 60 тысяч километров. Однако на практике лучше делать это еще чаще и заливать новый смазочный материал каждые 40-50 тысяч километров пробега. Как и любая другая смазка, масло в коробке теряет свои рабочие качества, что в конечном итоге становится причиной усиленного и ускоренного износа цепи (ремня) и рабочих конусов.
2. Агрессивная манера езды
Агрессивная манера езды – понятие растяжимое и по-разному справедливое для разных типов и моделей автомобилей. Применительно к вариатору следует обязательно упомянуть о том, что данная коробка передач очень не любит резкие старты и остановки, а также выкручивания оборотов до момента отсечки. Следует помнить об этих вещах во время езды.
3. Пробуксовки
Не стоит выгонять автомобиль с вариатором на суровое бездорожье, потому что данная разновидность коробки передач в большинстве случаев откровенно не дружит с пробуксовками. Особенно с затяжными. Экстремальное вождение гарантированно станет причиной поломки какого-нибудь компонента трансмиссии, которые просто не сможет справится с чрезмерной нагрузкой.
4. Буксировка тяжелых грузов
Еще одна вещь, которую люто ненавидит коробка передач с вариатором – это буксировка в любом ее виде. Прицеп цеплять к такому автомобилю тоже не рекомендуется. Очень часто получается так, что подобные «дополнительные нагрузки» перегружают трансмиссию. Это в итоге и становится причиной поломки. Конечно, в жизни бывает всякое, однако следует знать, что попытка буксировать кого-то на авто с вариатором в горку – это почти как выстрелить себе в ногу.
5. Отсутствие прогрева
Наконец, вариатор (как и любая другая коробка передач) крайне негативно работает на жесткую эксплуатацию без соответствующего прогрева. В первую очередь речь идет об использовании транспортного средства в тех случаях, когда температура воздуха за окном падает до отметки в минус 15 градусов по Цельсию и ниже. Мороз заставляет масло в коробке густеть, что осложняет смазку конусов при запуске машины. В итоге на не прогретом вариаторе начинает проскальзывать цепь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: