Что и какой период изучает история средних веков 6 класс
Презентация к уроку по истории в 6 классе на тему «Что изучает история Средних веков?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока Что изучает история Средних веков. Автор презентации: Рябыкина Э.В. ГБОУ Школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга 2017 год.
План урока: Что изучает история Средних веков? Периоды всеобщей истории. Источники, которые дают нам информацию о жизни в Средние века. Какую территорию занимала Римская империя? Кто являлся соседями Римской империи? Цель урока: Познакомиться с понятием «Средневековье». Обозначить временные рамки Средних веков.
Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые? Древний мир (конец IV тыс. до н.э. – к. V в. н.э). От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г). Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика. Появление письменного типа культуры. Средние века (V в. н.э. – XV в.). Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы). Религиозный характер культуры. Новое время (XVI – нач. XX в.). Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура. Новейшее время (Нач. XX в – нач. XXI в.). Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.
Эпоха средних веков охватывает период с 476 года до II половины XV века. Курс истории средних веков включает в себя главнейшие события политической, социальной и культурной истории стран Европы, Азии, Америки и т.д V – пер. половина X вв. – раннее Средневековье. (Зарождение феодальных отношений, становление раннефеодальных государств) Сер. X – конец XII вв. – Высокое, Развитое или Классическое Средневековье (господство феодальных отношений) конец XII – XV вв. – Позднее Средневековье или Раннее Новое время (кризис феодализма) ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
По каким источникам изучают историю Средних веков? (посмотрим видео-сюжет, а затем- обсудим)
Какую территорию занимала Римская империя
В континентальной Европе границы были в основном точно определены и обыкновенно повторяли русла основных рек, к примеру, Рейна или Дуная. В Британии как вал Адриана, так и вал Антонина Пия были построены для защиты провинции Британии от каледонцев, а также, с точки зрения римлян, для подготовки плацдарма для захвата собственно Каледонии (территориально эквивалентна современной Шотландии). Восточные границы меняли свое местоположение много раз, наиболее стабильной была граница, проходившая по реке Евфрат, которая была оставлена после того, как римляне победили своих конкурентов в регионе — парфян — взяв их столицу — город Сузы в 115 году. Наиболее протяженным рубежом империи была южная граница, проходившая по пескам пустынь Аравии и Ближнего Востока и по Сахаре в северной Африке, то есть по естественным барьерам, препятствовавшим экспансии.
Кто являлся соседями Римской империи? В IV в. вся полоса земли между Немецким и Черным морями, на с.-в. от линии Рейна и Дуная, была занята германскими племенами. Германцы отделяли Римскую империю от племен славянских, которые тоже, но гораздо позднее начали свои вторжения в пределы империи.
Домашнее задание Повторить изученный на уроке материал. Прочитать раздел «Введение» стр. 3-6. Оформить словарь и тетради для домашних и классных работ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-639457
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по Всеобщей истории в 6 классе на тему «Что изучает история Средних веков?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Добринка Липецкой области
Методическая разработка урока в 6-м классе на тему « Что изучает история Средних веков? »
учитель истории и обществознания
Родионова Ирина Васильевна
Урок «Что изучает история Средних веков?»
Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;
2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;
3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;
Тип: Урок изучения нового материала;
Оборудование: 1. Электронная презентация;
План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;
2. Значение средневековья в современной жизни;
3. Исторические источники по истории средневековья;
Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;
Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков?
Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.
Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья;
Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени.
* Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.
(запись термина в словарь)
? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)
Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков.
А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать:
1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?
2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?
4. К какому веку относится: 843 г.
5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;
6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;
Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:
Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.
Значение средневековья в современной жизни
А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.
Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества:
Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…
В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.
Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.
Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.
Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.
Исторические источники по истории средневековья
? Вспомните, что такое исторические источники?
* Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. (И.Д.Ковальченко)
? Вспомните, какие исторические источники вы знаете?
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнтонина Часоводова
Похожие презентации
Презентация по предмету «История» на тему: «Введение План урока 1. Что изучает история Средних веков. 2. Периодизация истории Средних веков. 3. По каким источникам ученые изучают историю Средних.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
3 План урока 1. Что изучает история Средних веков. 2. Периодизация истории Средних веков. 3. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков. 4. Наследие средневековья.
4 Задание на урок! Какой период истории называется Какой период истории называется средневековье и почему? средневековье и почему? каково значение этого периода каково значение этого периода в истории человечества? в истории человечества?
5 1. Что изучает история Средних веков. Ученые выделяют в истории большие периоды (эпохи), сменяющие друг друга: первобытный период, Древний (античный) мир, Средние века, Новое время, Новейшую эпоху. В прошлом году вы изучали историю первобытности и Древнего мира. Наша книга расскажет вам о следующей великой эпохе в истории человечества эпохе Средних веков, или Средневековья. Древний мирНовое время Средние века АнтичностьВозрождение
7 5 в.11 в. Раннее средневековье 14 в. Высокое средневековье 16 в. Позднее средневековье Каковы временные границы Средневековья? Ученые спорят об этом. Некоторые историки говорят о «долгом Средневековье». Они относят начало этой эпохи к IV веку нашей эры, а окончание к концу XVIII века. Однако большинство современных ученых придерживается другой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века, с формальной даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет до конца XV начала XVI века. Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества.
8 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ к. V в. к. Х в.к. ХV в.с. ХVІІ в. ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА, ПОЯВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ, ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАСЦВЕТ ФЕОДАЛИЗМА: ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КРИЗИС ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ
13 Задание на урок! 1. Какой период истории называется 1. Какой период истории называется средневековье и почему? средневековье и почему? 2. Каково значение этого периода 2. Каково значение этого периода в истории человечества? в истории человечества?
Вводный урок по истории Средних веков для 6 класса на тему: «Место средневековья в истории человечества»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Введение. Место истории средних веков в истории человечества.
Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории, исторических источниках по истории Средних веков
Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений работы со схемами.
Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека
1. Что такое история?
Вопрос выносится на обсуждение всего класса, в результате которого делается запись в тетрадь:
История – это наука и школьный предмет, изучающие жизнь человечества в прошлом.
2. Зачем нужно изучать историю?
Этот вопрос мы уже поднимали в прошлом году. Давайте немного его усложним:
Должна ли, по-вашему, вообще существовать такая наука?
Также ли она полезна, как более конкретные науки, например, математика, физика, медицина? ******************
Вывод: Безусловно, историческая наука, не помогает, как математика, строить дороги и возводить здания, не учит, как физика, создавать сложные машины и подчинять себе силы природы, облегчая тем самым жизнь человека, не избавляет от физических страданий, как медицина…. Этот перечень можно продолжить.
И все же большинство из вас считают, что история нужна.
«История – это учительница жизни, потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком». Эти слова принадлежат оратору Древнего Рима Цицерону.
Известный русский историк Ключевский В.О. считал, что « история – это фонарь в будущее, который светит нам из прощлого».
История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов.
3. Вспомните, какую историю вы изучали в прошлом году?
Историю Древнего мира. Она включала в себя историю первобытного общества и историю первых цивилизаций и государств.
Назовите признаки самостоятельного государства.
Территория и границы
Давайте вспомним наиболее интересные события самого длинного в истории человечества исторического периода. Для этого поиграем. 2 команды по очереди будут называть события Истории Древнего мира (можно без дат). Кто последний, тот победил.
4. Место средневековья в истории человечества.
История Древнего мира – это часть Всемирной истории. А что изучает Всемирная история? ***********
Всемирная история – это история различных стран и народов с древнейших времен до наших дней.
до разрушения самого крупного государства Древнего мира – Римской империи (? – 476 г. н.э.). Мы сейчас вспомнили хронологические рамки истории Древнего мира. Что же это такое?
Хронологические рамки – это даты начала и окончания какого-нибудь события или эпохи в истории человечества. Итак, назовите еще раз хронологические рамки истории Древнего мира. 2 млн лет назад- 476 г. н.э.
С историей каких государств вы познакомились в прошлом уч. году? *********
В этом году мы продолжим знакомство с событиями, последовавшими после разрушения Западной Римской империи варварами. Какое же название получил следующий период в истории человечества? Обложка учебника. История средних веков.
Обратите внимание на название темы урока. Место истории средних веков в истории человечества. Чтобы определить это место, давайте начертим Линию времени.
1.Что за период в истории человечества
я отметила? Историю Древнего мира
2. Какое событие его завершает? В каком веке оно произошло?
Падение Западной Римской империи; 5 век н.э.
История Средних веков
3. В этом учебном году в изучении истории человечества мы дойдем до 15 века. А как вы думаете, после 15 века история продолжалась? Конечно. Отметим на линии времени 15 век. А последующий отрезок истории вплоть до сегодняшнего дня условно назовем современной историей.
Таким образом, промежуток времени, который нам предстоит изучать в 6 классе, лежит посередине между историей древнего мира и историей современности. Отсюда и название – история Средних веков, или Средневековье.
Определите хронологические рамки этого периода истории.
Сколько лет она длилась? 10 веков, или 1000 лет
Что же это за эпоха, с историей которой мы будем знакомиться на уроках в 6 классе?
Еще не так давно среди историков бытовало мнение, что средневековье – это «темные века» в истории человечества, потому что многие достижения культуры древних цивилизаций, в частности Древней Греции и Древнего Рима, были утеряны, а памятники разрушены под натиском варваров. При этом огромную роль в жизни людей стала играть христианская вера – религия глубоко проникла в быт и обычаи народов, стала основой развития их духовной культуры. И это, к сожалению, играло далеко не положительную роль, т.к. церковь не поощряла познание людьми законов природы, тормозила развитие науки, устраивала гонения на писателей и ученых, выжигая огнем те идеи, которые они распространяли.
Костры инквизиции дымились над всей Европой, уничтожая тысячи людей. Еще тысячи и тысячи уносили эпидемии чумы и оспы. А войны?! Столетняя война, Война Алой и Белой Розы др.
Однако со временем перестали думать об истории средних веков, как о времени упадка человеческой культуры.
Многие современные города и государства были основаны в период средневековья
Смелые путешественники исследовали значительную часть суши, морей, океанов, открыли Америку и Австралию
Появилась первая печатная книга, а новости начали узнавать из газет
Изобрели термометр и барометр, телескоп и микроскоп
Было создано учение о вращении планет вокруг Солнца
Выдающихся успехов достигло искусство. Построенные много столетий тому назад крепости, храмы, дворцы до сих пор украшают города.
В средние века совершенно изменились отношения между людьми.
Вспомните, на чьем труде были основаны достижения древних цивилизаций?
Что бы вы могли сказать о труде рабов в первые века нашей эры?
Он стал малопроизводительным, потому что рабы были не заинтересованы трудиться хорошо.
В средние века дело обстояло иначе. Владелец земли давал более или менее большой надел земли в пользование своему вассалу (подчиненному), который за это либо работал на владельца земли, либо служил в его войске, либо платил ему часть урожая с этой самой земли. Такие экономические отношения средневековья получили название феодальных, и об их особенностях мы также будем говорить на наших уроках.
Кроме того, в этом учебном году, приблизительно во втором полугодии мы приступим к изучению истории нашей страны – России. Изучая события Отечественной истории, мы также охватим время средневековья и дойдем до конца 15 века.
5. Исторические источники по истории средневековья.
Вспомните, что такое исторические источники? Следы, оставленные человеком в далеком или недавнем прошлом
На какие 2 большие группы делятся все исторические источники? Вещественные и письменные
На какие из них чаще опирались историки, изучая историю Древнего мира и почему? В основном, на вещественные, т.к. письменность возникла не сразу
При помощи каких источников историки изучают историю средних веков?
Учебник стр. 9 –читаем и заполняем в тетради схему:
Исторические источники по истории средних веков
Оружие, монеты, посуда, одежда, записи законов, хроники, письма,
замки, храмы, произведения искусства церковные записи…
Какая из этих групп, по вашему мнению, больше может рассказать об истории средневековья? Письменные источники
Безусловно, это так, но воссоздать полную картину жизни средневекового человека можно лишь путем объединения сведений из различных исторических источников, и на наших уроках мы, по мере возможностей будем также учиться работать с историческими источниками.
Д/З стр. 5-6 – читать; стр. 7-11- пересказ + тетрадь ( в т. ч. прошлогодняя)
Всемирная история
Что и как изучает история Средних веков
Обдумайте название эпохи «Средние века»: как и почему оно возникло, каков его современный смысл?
1. Что такое Средние века? Несколько тысячелетий продолжалась история Древнего мира. С падением в конце V века Западной Римской империи ей на смену пришла новая эпоха всемирной истории, продолжавшаяся до конца XV века. Эту тысячелетнюю эпоху принято называть Средними веками или Средневековьем.
Среди учёных существуют и другие мнения о том, когда закончилось Средневековье. Так, довольно широко распространена точка зрения, что Средневековье завершилось в середине XVII века.
Название «Средние века» сначала кажется немного странным: почему века—«средние»?
Понятно, что сами люди того времени не могли считать, что живут в Средние века. Для того чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая. В XV—XVI веках многие образованные люди восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, когда не создавалось ничего ценного, а лишь разрушалось наследие Греции и Рима.
Назовите важнейшие достижения культуры Греции и Рима.
Средневековый монастырь Мон Сен-Мишель. Франция
Теперь же, как полагали, наступает новая эпоха, когда античность возрождается. А в промежутке между античностью и своим временем видели лишь дикость и суеверия, нашествия и войны, когда даже говорить по-латыни почти разучились. Вот это тысячелетие они и стали называть «Средние века».
Оклад Евангелия. Германия. Х в.
В самом этом названии была заложена отрицательная оценка Средневековья, у которой и позже находились сторонники. Так в истории закрепился образ «тёмных веков», времени бесконечных войн, разрушений, жестокости. Даже сейчас иногда можно услышать определение «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, жестокости и невежества тогда хватало — как, впрочем, и в любую другую эпоху.
Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, мудрых государей, вдохновенных поэтов. В Средние века люди строили величественные соборы, писали замечательные книги, совершали великие открытия. Прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в любой другой. И потому учёные давно уже отказались от однобокого представления о Средневековье как о чём-то только плохом или только хорошем. Ведь в то время, как и в любое другое, добро и зло, свет и тень были неотделимы друг от друга.
Среди историков нет согласия в вопросе о том, можно ли распространять понятие «Средние века» и определение «средневековый» за пределы Западной и Центральной Европы (только по отношению к которым они первоначально применялись). С одной стороны, развитие каждой части света имеет неповторимые черты, и такого Средневековья, какое было в Европе, не было ни в Азии, ни в Африке, ни в Америке. С другой стороны, в их развитии были и важные общие черты. Поэтому многие учёные считают, что и Восток имел своё Средневековье, которое по времени совпало со Средневековьем западным.
Средневековые стены испанского города Авила
Рогир ван дер Вейден. Триптих 1 семьи Брак. Фрагмент. Пейзаж. Около 1452 г.
Эпоха Средневековья оказалась намного короче, чем уже известная вам эпоха Древнего мира. Но всё же тысячелетие — это долгий срок, в течение которого в жизни людей произошли важные перемены. Чтобы лучше понимать их, историки выделяют в Средневековье три периода. Сначала на руинах античности постепенно складывается новое устройство общества. Это — раннее Средневековье, длившееся с конца V по конец XI века. Затем наступает этап расцвета Средневековья. Зрелое Средневековье продолжалось более двух столетий, примерно до начала XIV века. Наконец, XIV—XV века — это позднее Средневековье, его «осень», преддверие той эпохи, которая пришла ему на смену, — Нового времени.
2. Откуда мы знаем о Средневековье? Средневековье закончилось более 500 лет назад, но, уходя, оно оставило после себя множество следов. Эти свидетельства прошлого, появившиеся в эпоху Средневековья и сохранившиеся до наших дней, называют историческими источниками.
1 Триптих — произведение искусства, состоящее из трёх частей, объединённых одним замыслом.
Шлем из погребения в Саттон-Ху. Реконструкция
Исторические источники очень разнообразны. Наиболее полную и подробную информацию о Средневековье дают нам письменные источники: законы, документы (например, завещания или описи земельных владений), исторические и литературные произведения. Далеко не все когда-то существовавшие письменные источники сохранились до наших дней. Многие документы погибли во время пожаров и наводнений, войн и народных восстаний. Иной раз они гибнут и в наше время. Поэтому учёные стараются, чтобы документы попадали в специальные хранилища — архивы, а кроме того, стремятся по возможности публиковать их.
О многом могут рассказать и изобразительные источники: иллюстрации в рукописных книгах, картины, скульптуры.
Эпизод сражения при Гастингсе. Фрагмент ковра из Байё. XI в.
Жители посёлка умело сочетали занятия земледелием и скотоводством, рыболовством и ремёслами. Богатство утвари и найденные археологами 32 монеты, которые обронили жители, свидетельствуют о процветании поселения.
Золотая застёжка для плаща. Саттон-Ху. VII в.
Немало могут рассказать о Средневековье и другие исторические источники: имена и названия, устные легенды и предания, народные обычаи, которые сохраняют черты глубокой старины.
Исследуя источники, поколения историков многое сумели узнать о Средневековье. Но это вовсе не означает, что все вопросы уже решены. Ведь история всегда тесно связана с современностью, и потому каждое поколение историков отвечает на духовные запросы своих современников, задаёт прошлому новые вопросы и получает на них новые ответы. Средневековье вызывает споры, а значит, оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается.
1. Каковы хронологические рамки Средневековья? На какие периоды учёные делят эту эпоху? 2. Что такое исторические источники? В чём их важность для изучения истории? 3. Как учёные подразделяют источники? Может ли один и тот же источник относиться к разным видам? 4. Определите, какие источники изображены на с. 9—11.
5. Как вы понимаете различия между письменным историческим источником, историческим исследованием и историческим романом? 6. Работа в парах. Сравните известные вам источники по истории Древнего мира и по истории Средних веков (их разнообразие, сохранность). Сделайте выводы. (Сначала пусть каждый из вас составит списки источников, затем дополните списки друг друга. В ходе обсуждения поставленного задания обратите внимание на иллюстрации данного учебника.) 7. По ресурсам Интернета подберите различные изобразительные и вещественные источники эпохи Средневековья. Что с их помощью можно узнать о том времени, когда они были созданы? 8. Что вам известно о мире Средневековья из художественной литературы? экскурсий в музеи? туристических поездок?