Что и как изучает физика 10 класс конспект кратко

Теория — конспект 10 класс

В данном разделе представлены краткие конспекты по темам, изучаемым по физике в 10 классе. Чтобы перейти к конспекту, нажмите на название нужной темы.

Молекулярная физика и термодинамика

1. Молекулярно-кинетическая теория

1.1. Основные положения МКТ
1.2. Основное уравнение МКТ
1.3. Среднеквадратичная скорость молекул. Средняя кинетическая энергия. Температура
1.4. Изопроцессы. Газовые законы
1.5. Уравнение состояния. Уравнение Менделеева-Клайперона
1.6. Подробный разбор задачи на применение уравнения Менделеева-Клайперона

2. Термодинамика

2.1. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике
2.2. Анализ графиков тепловых процессов
2.3. Первый закон термодинамики
2.4. Теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса
2.5. Плавление и кристаллизация
2.6. Кипение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха
2.7. Подробный разбор задачи на применение уравнения теплового баланса
2.8. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики
2.9. Тепловые двигатели. КПД тепловой машины. Цикл Карно

Электродинамика

1. Электростатика. Электризация

1.1. Электрический заряд. Закон Кулона
1.2. Электрическое поле. Напряженность
1.3. Работа электрического поля. Энергия электрического поля
1.4. Потенциал. Напряжение
1.5. Проводники и диэлектрики
1.6. Электроемкость. Конденсаторы

2. Постоянный электрический ток

2.1. Понятие электрического тока. Сила тока
2.2. Сопротивление
2.3. Закон Ома для участка цепи
2.4. Последовательное и параллельное соединение проводников
2.5. Подробное решение задачи на расчет электрических цепей
2.6. ЭДС. Закон Ома для полной цепи
2.7. Работа и мощность тока

3. Магнитное поле

3.1. Понятие о магнитном поле. Магнитная индукция
3.2. Магнитное поле вокруг проводника с током. Правило буравчика
3.3. Сила Ампера
3.4. Сила Лоренца
3.5. Магнитный поток
3.6. Электромагнитная индукция. Правило Ленца
3.7. Закон электромагнитной индукции
3.8. Самоиндукция. Энергия магнитного поля
3.9. ЭДС в движущихся проводниках

4. Переменный электрический ток

4.1. Понятие переменного электрического тока. Основные характеристики
4.2. Колебательный контур
4.3. Резистор, конденсатор, катушка в цепи переменного тока
4.4. Трансформатор

Источник

Конспект урока в 10 классе «Что изучает физика»

Что и как изучает физика 10 класс конспект кратко

Что и как изучает физика 10 класс конспект кратко

Что изучает физика.

Цель урока: Наблюдать и описывать физические явления; переводить значения величин из одних единиц в другие; систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы

Вы уже знаете, что физика является важнейшим источником знаний об окружающем мире. Эта наука исследует наиболее общие свойства и формы движения материи. Она ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам подчиняются происходящие в нём явления и процессы.

По словам французского писателя Жозефа Эрнеста Ренана (1823-1892), «каж­ дый школьник знаком теперь с истинами, за которые Архимед отдал бы жизнь». За последние 400 лет человеческая цивилизация прошла путь познания, неизмеримо больший, чем за всю свою предшествующую историю. За эти годы люди освоили географию и недра Земли, покорили океан. Человек создал устройства, позволив­ шие ему летать и передвигаться по земле с огромной скоростью, общаться с жите­ лями других континентов, не выходя из собственного жилища, и видеть происхо­ дящее в иных краях. Он освоил источники энергии, решил проблемы обеспечения пищей, научился предотвращать эпидемии самых страшных болезней.

Важнейшие физические открытия не только продвигали вперед науку: пере­трачивая мировоззрение людей, они не раз меняли судьбы мира.

Система Коперника и теория относительности сформировали облик современного человечества в не меньшей мере, чем войны и революции.

Благодаря итальянцу Галилео Галилею (1564-1642 гг.) в естествознание вошло число, от наблюдений ученые перешли к измерениям и расчетам. Это позволило «спрессовать» и упорядочить огромный массив фактов, переведя их на язык формул.

Физика – наука о наиболее общих и фундаментальных закономерностях, определяющих структуру и эволюцию материального мира.

Физика, как и любая другая наука, основывается на количественных наблюдениях.

В физике применяются следующие семь основных физических величин: Длина, Время, Масса, Температура, Сила тока, Количество вещества, Сила света.

С помощью основных величин можно получить другие величины либо используя выражения для законов природы, либо путем целесообразного определения через умножение или деление основных величин.

Рассмотрим способы измерения физических величин.

Практически, любой опыт, любое наблюдение в физике сопровождается измерением физических величин. Физические величины измеряют с помощью специальных приборов. Многие из этих приборов вам уже известны. Например, линейкой можно измерить линейные размеры тел: длину, высоту и ширину; часами или секундомером – время; с помощью рычажных весов определяют массу тела, сравнивая ее с массой гири, принятой за единицу массы. Мензурка позволяет измерять объемы жидких или сыпучих тел (веществ).

Обычно прибор имеет шкалу со штрихами. Расстояния между двумя штрихами, около которых написаны значения физической величины, могут быть дополнительно разделены на несколько делений, не обозначенных числами. Деления (промежутки между штрихами) и числа – это и есть шкала прибора. На шкале прибора, как правило, проставлена единица величины (наименование), в которой выражается измеряемая физическая величина. В случае, когда числа стоят не против каждого штриха, возникает вопрос: как узнать числовое значение измеряемой величины, если его нельзя прочитать по шкале? Для этого нужно знать цену деления шкалы прибора значение наименьшего деления шкалы измерительного прибора.

Чтобы определить цену деления, нужно разность двух соседних значений величины, указанных на приборе, разделить на число промежутков между ними.

Источник

Физика. 10 класс

Конспект урока

Урок 1. Физика и естественнонаучный метод познания природы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

предмет изучения физики;

роль и место физики в формировании современной научной картины мира;

понятия: физическая величина, физический закон, физическая теория, эксперимент, моделирование;

методы исследования физических явлений и процессов;

Моделирование – это процесс замены реального объекта, процесса или явления другим, называемым моделью.

Модель – упрощенная версия реального объекта, процесса или явления, сохраняющая их основные свойства.

Научный факт – утверждение, которое можно всегда проверить и подтвердить при выполнении заданных условий.

Научная гипотеза – предположение, недоказанное утверждение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Постулат – исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств.

Физика – это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира.

Физическая величина – свойство материального объекта или явления, общее в качественном отношении для класса объектов или явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.

Физический закон – основанная на научных фактах устойчивая связь между повторяющимися явлениями, процессами и состоянием тел и других материальных объектов в окружающем мире.

Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

Список обязательной литературы:

Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 5 – 9.

1. В.А.Касьянов. Физика.10. Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень.

М.: Дрофа, 2005. С. 3-16.

2. Перельман М.Е. Наблюдения и озарения, или как физики выявляют законы природы. Издательство: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

Основное содержание урока

Физика тесно связна с астрономией, химией, биологией, геологией и другими естественными науками. Физическими методами исследования пользуются ученые всех областей науки. За последние четыре столетия люди освоили географию, проникли в недра Земли, покорили океан. Человек создал устройства, благодаря которым он может передвигаться по земле и летать, общаться с жителями других континентов, не покидая собственного жилища. Люди научились использовать источники энергии, предотвращать эпидемии смертоносных болезней. Эти и другие достижения – результат научного подхода к познанию природы

Физика – фундаментальная наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира.

Физика основывается на количественных наблюдениях. Основателем количественного подхода является Галилео Галилей.

Материя – объективная реальность, существующая независимо от нас и нашего знания о нем. Материя существует в виде вещества и поля.

Формы материи: пространство, время. Движение – способ существования материи.

Все физические процессы и явления, происходящие в природе можно объяснить типами фундаментальных взаимодействий:

Естественнонаучное познание происходит по этапам: Наблюдение – Гипотеза – Теория – Эксперимент. Именно эксперимент является критерием правильности теории.

Особенности научного наблюдения: целенаправлено; сознательно организовано; методически обдумано; результаты можно записать, измерить, оценить; наблюдатель не вмешивается в ход наблюдаемого процесса.

Эксперимент, как исследование каких-либо явлений путем создания новых условий, соответствующих целям исследования, следует различать на мысленный и реальный.

Примерный план проведения эксперимента

1.Формулировка цели опыта

2.Формулировка гипотезы, которую можно было положить в основу опыта.

3.Определение условий, необходимых для проверки гипотезы, установления причинно-следственной связи.

4. Подбор оборудования и материалов, необходимых для опытов.

5. Практическая реализация опыта, сопровождаемая фиксированием результатов измерений и наблюдений выбранными способами.

6. Математическая обработка полученных данных.

Структура физической теории: основание (фундамент) – ядро – выводы (следствие) – применение. Особенностью фундаментальных физических теории является их преемственность.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. В ходе эксперимента гипотезу доказывают, превращая её в установленный факт (теорию, теорему, закон), ИЛИ же опровергают.

Примерный план изучения физических законов:

1. Связь между какими явлениями (или величинами) выражает закон

2. Формулировка и формула закона.

3. Каким образом был открыт закон: на основе анализа опытных данных или теоретически (как следствие из теории)

4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.

5. Примеры использования и учета действия закона на практике.

6. Границы применимости закона.

Одним из важнейших методов исследования является моделирование. Модель – это идеализация реального объекта или явления при сохранении основных свойств, определяющих данный объект или явление. Примеры физических моделей: материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ, др.

Для того, чтобы понять и описать эксперимент вводятся физические величины.

С развитием научных знаний появилась необходимость в развитии единой системы единиц измерений.

При обработке результатов измерений нужно оценивать, с какой точностью проводится измерение, какую ошибку допускает ваш прибор, то есть определить погрешность измерений и как влияет сам процесс измерения на объект, который вы измеряете.

Объективность получаемых данных обеспечивают различные физические приборы. Следует различать: приборы наблюдения (микроскоп, телескоп, бинокль и др.) и приборы измерения (термометр, барометр, линейка, весы и др.).

Примеры и разбор тренировочных заданий

Что и как изучает физика 10 класс конспект кратко

Вопросы к кроссворду:

Что и как изучает физика 10 класс конспект кратко

2. Подчеркните слова, обозначающие приборы для измерения, одной чертой; приборы для наблюдения – двумя: термометр, бинокль, секундомер, микроскоп, транспортир.

Правильный вариант: Одной чертой: термометр, секундомер, транспортир. Двумя чертами: бинокль, микроскоп.

Источник

Что и как изучает физика 10 класс конспект кратко

Молекулярная физика. Термодинамика

Электрический заряд. Электризация. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Единица электрического заряда. смотреть
Близкодействие и дальнодействие. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. смотреть
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. смотреть
Потенциальная энергия тела в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разхностью потенциалов. смотреть
Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. смотреть

Законы постоянного тока

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. смотреть
Работа и мощность тока. смотреть

Электрический ток в различных средах

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. смотреть
Электрический ток в полупроводниках. Р-n переход. Полупроводниковые приборы. смотреть
Электрический ток в вакууме. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка. смотреть
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. смотреть
Электрический ток в газах. смотреть
Контрольные вопросы к зачету по теме: Электрический ток в различных средах. смотреть

Источник

Технологическая карта урока 10 класс «Что изучает физика»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока

Планируемые образовательные результаты

В результате обучающийся

имеет представление о методах научного познания – наблюдении, эксперименте, законах, научной теории.

умение наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность

умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

Умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

Умение определять логические связи между понятиями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

ответственное отношение к учению

готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

дать учащимся представление о физической науке, физических явлениях, научном методе познания, о механике.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Наблюдения, эксперимент, гипотеза, закон, научная теория

Средства ИКТ, используемые на уроке

Ресурсы, используемые на уроке

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (Организационный момент)

Основные формы работы учителя и обучающихся

I. Актуализация знаний.

1. Знакомство с классом.

2. Знакомство с учебником, правилами и требованиями учителя.

3. Запись учениками школьных принадлежностей для урока физики.

в) тетрадь для лабораторных и практических работ – 12 л.;

г) тетрадь для контрольных работ – 12 л.;

е) линейка, карандаш, ластик, треугольник, транспортир, ручка (синяя и чёрная).

II. Правила техники безопасности в кабинете физики и на уроках физики.

журнал по технике безопасности на уроках физики (роспись учащихся об ознакомлении с правилами по ТБ).

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Основные формы работы учителя и обучающихся

Вечный спор физиков и лириков.

Рассматриваем разный взгляд на одни и те же вопросы.

1. Физика – наук о природе. А человек – дитя природы. И он должен уметь с ней разговаривать. Но как? На каком языке? Французский поэт Шарль Бодлер писал:

Природа – это храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен
И символы на нас с усмешкою глядят.

Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это “лирика”, а это “физика”. В мозгу человека всё сплетено в живой и неделимый клубок мыслей и чувств.

2. Научный метод познания.

Научная гипотеза – это не любая догадка, а только такая, которая может быть проверена на опыте. После того, как догадка высказана, учёные ставят многочисленные опыты с целью подтвердить или опровергнуть эту догадку. Но, далеко не все гипотезы подтверждаются. И тогда начинают рождаться новые гипотезы. А для их проверки ставятся новые эксперименты.

Этот процесс – процесс научного познания мира – имел начало, но конца ему не видно.

Нам тайны нераскрытые раскрыть пора –
Лежат без пользы тайны, как в копилке –
Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра –
На волю пустим джина из бутылки.
Владимир Высоцкий

3. Что и как изучает физика?

“ Учёный изучает природу не потому, что это полезно; он исследует её потому, что это доставляет ему наслаждение, а это даёт ему наслаждение потому, что природа прекрасна. Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы быть познанной; жизнь не стоила бы того, чтобы быть прожитой.

Наука полезна потому, что она научает нас создавать машины, я говорю машины полезны потому, что, работая для нас, они некогда оставят нам больше времени для научных занятий. ” Арни Пуанкаре

Что и как изучает физика 10 класс конспект кратко

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С.Пушкин

А случай? Есть и он. Настойчивым и внимательным всегда везёт. И это – хорошо.

Наука для всех. Много веков длится процесс познания окружающего мира. Огромный труд был затрачен учёными, и немалый труд предстоит затратить каждому молодому человеку для того, чтобы усвоить основы современной науки. Они нужны не только учёному и инженеру, но и рабочему и трактористу. Всё в большей и большей мере люди на работе, да и дома, управляют машинами и механизмами. Чтобы понять, как они работают, нужно знать законы природы.

Простые истины. Мы знаем, что камень всегда падает вниз на землю, что есть твёрдые предметы, о которые можно ушибиться, что огонь может обжечь и т.д.

Однако, как ни важны подобные знания, накапливаемые ребёнком и взрослым человеком, они ещё не образуют науку. Это частные правила, касающиеся отдельных явлений. Они говорят нам о том, что произойдёт в обычных условиях, но не отвечают на вопрос: почему те или иные события вообще происходят и не могут ли эти события не наступить? Они также не позволяют предсказать, что произойдёт при других условиях.

Людям необходимо понять окружающий мир, чтобы использовать его законы для облегчения труда, улучшения условий жизни.

Преобразование мира. Именно развитие наук о природе дало в руки человека современную технику, и это привело к преобразованию окружающего нас мира. Основную роль сыграла физика – важнейшая наука, изучающая самые глубокие законы природы.

Физика составляет фундамент главнейших направлений техники. Строительная техника, гидротехника, теплотехника, электротехника и энергетика, радиоэлектроника, светотехника, огромная часть военной техник выросли на основе физики. Благодаря сознательному использованию законов физики техника из области случайных находок вышла на широкую дорогу целенаправленного развития.

Физика и другие науки. Физика – это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Поэтому понятия физики и её законы лежат в основе любого раздела естествознания.

В настоящее время физика очень тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Она много объясняет в этих науках, предоставляет им мощные методы исследования.

Физические величины и их измерение. Исследование явлений начинается с их наблюдения. Но для того чтобы понять и описать происходящие события, учёные вводят целый ряд физических величин, таких как скорость, сила, давление, температура, электрический заряд и многие другие. Каждой величине надо дать точное определение, в котором указывается, как эту величину можно измерить, как провести необходимый для такого измерения опыт.

Чаще всего в определениях физических величин просто уточняют и придают количественную форму тому, что непосредственно воспринимается нашими органами чувств. Так вводят понятия силы, температуры и т.д. Есть величины, которые не воспринимаются непосредственно нашими органами чувств (электрический заряд). Но они выражаются через другие величины, на которые органы чувств человека реагируют. Так, электрический заряд определяется по силам взаимодействия между заряженными телами.

Связь между физическими величинами. Чтобы из наблюдений за физическими явлениями сделать общие выводы, найти причины этих явлений, следует установить количественные зависимости между различными физическими величинами. Для этого необходимо специально изменять условия, в которых протекает данное явление. От непосредственного наблюдения надо перейти к физическому эксперименту.

Если меняются все условия сразу, то трудно уловить какие-либо закономерности. Поэтому, проводя физический эксперимент, стремятся проследить зависимость данной величины от характера изменения каждого из условий в отдельности. Например, давление газа зависит от его массы, объёма и температуры. Чтобы исследовать эту зависимость, надо сначала изучить, как влияет на давление изменение объёма, когда температура и масса остаются неизменными. Затем нужно проследить, как давление зависит от температуры при постоянном объёме, и т.д.

Законы природы и законы, определяющие жизнь общества. Любые изменения в природе подчиняются определённым законам. Движение тел описывается законами механики, распространение света законами оптики и т.д. Различие законов природы и законов, определяющих жизнь общества, состоит в том, что законы природы не изобретаются людьми, а открываются в процессе исследования окружающего мира. Если “общественные” законы могут быть нарушены или отменены, то нарушить или отменить законы природы не может никто!

Основные формы работы учителя и обучающихся

1. Пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. А почему народ так решил?

2. Русский поэт И.Северянин в одном из своих стихотворений писал:

Мы живём, словно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет.
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется – нет.
Чего же нам хочется?

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Дискуссия о заданиях предыдущего этапа

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *