Что и для чего изучает наука история
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое история?
Нам всем прекрасно знакомы такие высказывания: «Надо извлекать уроки из истории», «Эта личность обязательно войдет в историю», «Это событие станет достоянием в истории». Почему люди придают такое большое значение этой науке?
Без знаний прошлого трудно жить в настоящем и планировать будущее. История знает немало примеров безрассудных поступков человечества, которые можно было бы исправить путем анализа ошибок прошлых лет.
В свое время великий древнеримский политический деятель Цицерон сказал об истории: «История – это свидетель прошлого, также свет истины, а для честных поступков одной истины и достаточно».
История
В переводе с греческого языка история означает: «Рассказ о событиях, «исследование», «повествование о прошедшем» Сегодня мы знаем более точное определение этого термина: история – это наука, изучающая прошлое человечества.
В современном мире нам должно быть известно не только об истории нашей страны, но и об истории зарубежных стран, т.е. Всемирной истории.
Что собой представляет периодизация истории? Чтобы нам не запутаться в историческом прошлом, еще в древности была изобретена лента времени, которая позволяла увидеть какие события происходили в истории человечества и к какому периоду они относились.
Историческая хронология выделяет два больших периода, которые обозначаются на временной шкале: наша эра и до нашей эры.
В настоящее время принято считать за точку отсчета год рождения Иисуса Христа, именно с него и начинается новая эра. Все события, которые происходили до этой даты, относятся к периоду до нашей эры.
Также в истории выделяются несколько хронологических периодов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Как узнать прошлое человека?
Как люди стали узнавать о том как жили их предки?
Люди, жившие в прошлом, занимались какой-либо деятельностью: строили различные сооружения, сражались друг с другом, разводили скот, занимались каким-либо ремеслом (ткачество, кузнечное дело и др.) Естественно, после себя наши предки оставляли «следы жизни», с помощью которых ученые могут нам поведать об их прошлом. Эти останки принято называть историческими источниками.
Вещественные исторические источники
Эти «следы жизни» имеют большое значение для исторической науки, ведь с их помощью ученые могут лучше узнать, как жили люди еще до изобретения письменности.
Письменные исторические источники
Данный вид останков также может быть найден посредством раскопок. Главное его отличие от артефактов в том, что кроме ценности материальной (можно узнать много по обложке книги, материалу, на котором писали люди) он дает возможность узнать, что думали наши предки, какие события происходили, какие издавались законы в то или иное время.
К данному виду источников относятся: книги, свитки, глиняные таблички, летописи, хроники, мемуары и т.д.
1. Чем древнее записи, тем труднее их расшифровать – это является одной из проблем работы с данными источниками.
2. Вторая проблема – это достоверность текста источника, ведь ни для кого не секрет, что историю пишут победители для укрепления ими почетного места в памяти прошлого человечества.
Устные исторические источники
Последний вид артефактов тесно связан с устным народным творчеством. Это все то, что передавалось целыми поколениями из уст в уста: мифы, легенды, песни, сказки, былины. С помощью этих источников мы можем проследить нравы и обычаи какого-либо народа, ведь в них отразились представления людей о мире, происхождении человека, о правителях и героях того или иного времени. Справедливо сказать, что данный вид источников является не особо достоверным, по нему сложно судить о том каким было прошлое человечества, ведь там содержалось много сказочного и вымышленного.
Как мы видим, типы исторических источников имеют большие различия между собой, в особенности их способы получения и разъяснения. Работа с историческими источниками занимает у ученых много времени, так как многие артефакты дошли до нас не в целостности и сохранности, а некоторые из них трудно восстановить даже в первозданном виде.
Работа с историческими источниками на уроках истории также занимает отдельное место. Благодаря данному процессу ученики лучше узнают историю человечества, он содействует созданию ярких образов и картин прошлого, создает присутствие духа эпохи.
Самыми известными помощниками истории являются:
Одной из самых интересных и привлекательных исторических наук является археология.
Кто из нас не слышал про Лару Крофт или Индиану Джонса? Сколько интересных фильмов связано с раскопками. По праву профессия археолога является одной из самых романтичных специальностей в мире.
Конечно, не стоит путать работу профессиональных археологов с действиями вымышленных героев в художественных фильмах. Ведь труд ученного требует упорства, трудолюбия и серьезного отношения к делу. Восстановление жизни людей в далёком прошлом по вещественным останкам – вот главная цель археологов.
Из историй прошлого мы можем с вами узнать много необычных и даже парадоксальных вещей.
Интересные факты в мире археологии:
В 1974 г. на территории китайской провинции был обнаружен выдающийся артефакт. Археологи раскопали захоронение китайского императора Цинь Шихуанди и натолкнулись на многочисленную терракотовую армию. Китайских воинов там насчитывается 8.100 человек, примечательно, что ни один из них не похож друг на друга, возможно, там были захоронены живые люди.
Уникальные скульптуры, находящиеся на острове Пасхи поражают своей неповторимостью. Всего статуй насчитывается чуть более 900 штук, выполнены они были древними скульпторами примерно в XIII в., самая большая из этих статуй весит 82 тонны. По сей день археологи не могут понять, как туземцы переносили уже завершенные скульптуры или каменные монолиты на рабочее место.
Индейцы Латинской Америки всегда славились своей страстью украшать себя. Данные археологических раскопок показывают такой пример любви к инкрустации своих зубов. Эти загадочные люди вырезали отверстия в зубах и вставляли туда полудрагоценные камни. Эта практика была распространена только среди мужчин.
Значение истории
Подведем итоги: нужно ли тратить время на изучение истории?
Ответ: да, безусловно.
Зачем нам изучать историю?
Еще с давних времен человека интересовала жизнь его предков, простое любопытство захватывало его ум. Чем больше и дольше человек узнавал историю, тем быстрее шло развитие человечества, ведь новые знания черпались из старого багажа. Именно история позволила людям понять, какого уровня они достигли, какие ошибки они могли бы не повторять в будущем, и что они могут сохранить из знаний прошлого человечества.
Анализ исторических источников позволяет человеку «близко подойти» к истории, делает ее более жизненным и настоящим объектом исследований. Методика и методология работы с историческими источниками являются одними из важнейших процессов в деятельности историка, ведь благодаря им каждый исторический источник рассматривается более детально и беспристрастно.
«История (др.-греч. ;;;;;;;[;]) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.
В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.» определение источник https://ru.wikipedia.org/wiki/
«История — наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.
Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.» определение источник http://www.studfiles.ru/preview/1861915/
«Математика, география и физика — науки, а история… нет. Пусть её изучают в школах и институтах, но это просто политика, опрокинутая в прошлое. Меняется политика — меняется история.» Источник https://topwar.ru/43409-istoriya-ne-nauka.html
Песня лисы Алисы и кота Базилио https://youtu.be/7qewNFWSJws
5.»История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» В.О. Ключевский
6. «То что случилось однажды, может случится вновь. То что случилось дважды, обязательно повторится ещё не раз». слова учителя из романа «Алхимик» П.Коэльо
7. «Историю уже переписывали не раз. И каждый новый правитель в этом обязательно участвует.» Неизвестный
Великая Тартария. Только факты. https://youtu.be/XZPE2XxZbh0
Король Артур. 2004г. https://my-hit.org/film/2441/
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
1) процесс развития природы и человечества;
2) наука, изучающая прошлое, конкретные проявления и закономерности историч. процесса, развитие общества и деятельность людей во всём её многообразии.
Возникновение и становление исторической науки
История возникла как особый литературный жанр в глубокой древности из мифологических представлений, приобретших форму легендарно-эпических сказаний, и лишь постепенно, на протяжении многих столетий, приобретала черты науки. Представления о едином пространстве истории, однонаправленном линейном необратимом времени, восхождении человека от первого «завета» Бога к последующим впервые появились в Библии с самого начала её формирования во 2-й половине II-го тысячелетия до н. э. Примерно столь же древняя историческая традиция существует в Китае, а также в Древнем Египте, Месопотамии и др. древнейших очагах цивилизации.
Сближение истории с др. науками, активное использование методов, разработанных этими науками, дальнейшая дифференциация исследований существенно обогатили исследовательский арсенал историка, но в то же время создали угрозу расщепления традиционного предмета исторической науки, превращения её самой в подотрасли др. наук. Ситуация усугубляется нарастающими процессами в общественном сознании, всё более увлечённом парадигмами постмодернизма, с его безграничным релятивизмом, признанием сосуществования научного и паранаучного знания, стиранием граней между строгим исследованием и сенсационными «открытиями», предложенными публике людьми, не обладающими профессиональными знаниями и умением. Решить все эти проблемы историческая наука в состоянии на пути развития собственной методологической базы, углублённого изучения источников и популяризации результатов серьёзных научных исследований.
Структура исторической науки
Историческая наука имеет внутреннюю специализацию, ориентированную на изучение конкретных проявлений человеческой деятельности (военная история, экономическая история, истории культуры, религии, естествознания и техники, интеллектуальная история, история-биография и т. д.) или отдельных периодов человеческой истории (медиевистика, история Древнего мира или Нового времени и т. д.), на изучение истории стран и народов.
Функции исторической науки
Как любой науке, истории свойственна познавательная функция. Историческая наука позволяет лучше понять связи между явлениями, тенденции изменений, определить место человека или сообщества в постоянно меняющейся картине бытия, выявить органическое единство прошлого, настоящего и будущего. Общество требует от историка суждений и выводов, которые помогли бы избежать повторения совершённых в прошлом ошибок («уроки истории»). В то же время историк, как и человек, занятый любым др. интеллектуальным трудом, изучает свой предмет не только ради достижения конкретной практической цели, но также руководствуется не имеющим границ профессиональным познавательным интересом.
Важнейшее место занимает образовательная функция. Она заключается в разъяснении историками обществу сути познанных им явлений, исторических путей, пройденных народами и государствами, причин успехов и неудач на этих путях. Близко к образовательной находится воспитательная функция истории, зародившаяся ещё в Древнем мире, где большое значение придавалось «воспитанию гражданина» на исторических примерах гражданской добродетели. В истории видят силу, утверждающую в сознании людей также нравственные и религиозные добродетели. Историю принято рассматривать и как действенное средство в воспитании патриотических чувств, дефицит которых чреват национальными катастрофами. Общество признаёт и прогностическую функцию исторической науки. Есть учёные, которые придают самостоятельное значение эстетической функции исторической науки, которую они рассматривают как основу и мотив для синтеза теоретического и эстетического освоения мира.
Составные элементы исторического исследования
Среди методов исторической науки наибольшее распространение получил сравнительно-исторический метод. Он позволяет выявлять тенденции исторического процесса, формирует научную базу его периодизации, указывает на общее и особенное в истории, даёт возможность преодолеть пёструю оболочку явлений и проникнуть в их сущность. Сравнительно-исторический метод предполагает типологизацию исторических явлений, позволяющую отделить их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. Типологизация является убедительной научной альтернативой практике прямых аналогий, которая допускает свободное сравнение различных по самой своей природе, но внешне схожих явлений и ведёт к опрометчивым выводам. Развитие сравнительно-исторического метода способствовало становлению историзма (в русле которого все явления прошлого и история в целом рассматриваются как некий процесс развития, подчёркивается принципиальная невоспроизводимость существенных характеристик исторических эпох, несмотря на их кажущуюся идентичность), пришедшего на смену провиденциализму (концепции Божественного предопределения), распространённому в античном и средневековом обществе и сохранившемуся в модифицированном виде в Новое и Новейшее время.
Сближение с социологией позволило историкам активно применять методики, практикуемые в социологических исследованиях. Так, из социологии в историю пришёл контент-анализ. Активно использует социологические методы также гендерная история, выделившаяся в последние годы в самостоятельное направление исторической науки. Подобным же образом из практики использования новых методов выросли такие направления и школы исторических исследований, как пропосография, развившаяся из историко-биографических исследований, микроистория, сосредоточившаяся на изучении «капилляров» истории, и др.
И в зарубежной, и в отечественной исторической науке постоянно появляются новые методы, что связано с потребностями самой науки и с заимствованиями из смежных дисциплин (социологии, этнологии, демографии, культурологии и др.). Совершенствуется категориально-понятийный аппарат исторической науки. Опыт исторических исследований последних столетий показал, что названные и иные методы позволяют более или менее точно описать и объяснить отдельные стороны исторического процесса, дать ключ к решению конкретных исследовательских задач, но не могут претендовать на универсальный характер. Обычно в исторических исследовании применяется сочетание различных методов, что позволяет историку максимально расширить спектр решаемых научных задач.
Методология истории находится в тесной связи с развитием исследовательских методик, которые, хотя и служат конкретным инструментарием специалиста, оказывают определённое воздействие на формирование методологической базы истории как науки.
Историческая наука и смысл истории
Мыслители разных эпох не раз задавались вопросом о смысле истории. Наиболее давним по времени и сохранившим немало приверженцев до наших дней нужно считать понимание истории как осуществление Божественного промысла. Просветители попытались объяснить содержание и смысл исторического процесса как развитие разума и наук. Г. В. Ф. Гегель и его последователи вернулись к телеологическому обоснованию сути истории, облёкши сам процесс в диалектические формы.
Историки-позитивисты фактически сняли проблему смысла истории, сосредоточившись на выяснении причинно-следственных связей между отдельными явлениями и событиями и оставив её на усмотрение третировавшихся ими философов. Новая попытка рационалистически объяснить смысл истории была предпринята марксистами, которые, осудив Гегеля за телеологическое видение истории, в итоге возвели собственную телеологическую конструкцию, но уже без Бога или гегелевской «абсолютной идеи». В XX веке историческая наука в своих построениях всё более определённо становилась на путь релятивизма, который в конце концов привёл к постмодернизму, провозгласившему приемлемыми все объяснения. Постижение смысла истории не является исключительной прерогативой историков. Оно является главной задачей философии истории, в решении которой историки участвуют вместе с философами и представителями др. отраслей обществознания.
Изучение истории
На Западе такого рода образования традиционно функционируют, как правило, при университетах; в нашей стране утвердилась практика изучения истории (как и др. наук) в системе Академии наук. Ведущие институты РАН (Институт всеобщей истории, Институт российской истории, Институт археологии, Институт этнологии и антропологии, Институт востоковедения, Институт славяноведения и др.) сыграли огромную роль в развитии исторической науки в СССР и РФ.
Важную функцию выполняют периодические исторические издания, актуализирующие историографические изыскания («Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Отечественная история», «Славяноведение», «Археология», «Этнографическое обозрение», «Востоковедение», «Вестник Древней истории» и др.). Невозможно представить себе развитие исторической науки без системы архивов, существующей в нашей стране и за рубежом. Существенный вклад в накопление, хранение и обработку исторических памятников вносят исторические музеи. Развитие исторической науки в Новейшее время потребовало объединения усилий историков на международном уровне. Успешно функционируют Международный комитет исторических наук (МКИН) и др. организации, объединяющие историков разных стран.
Иллюстрация:
Труды по всеобщей истории. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.
Что такое история и зачем изучать ее в школе?
Многие школьники нередко сомневаются в том, стоит ли изучать такой предмет как история, и пригодится ли он в жизни тем, кто не собирается стать специалистом в этой сфере. На все эти вопросы можно ответить однозначно – знать о событиях прошлого просто необходимо, и на это есть множество причин. Что изучает история и почему ее знание так важно для каждого гражданина страны, мы попробуем сейчас объяснить.
Что такое история?
Согласно определению, история – это наука, которая занимается изучением прошлого людей, цивилизаций. Но кроме того, ее можно еще и назвать машиной времени. Изучая эту науку, человек может погрузиться в прошлое, узнавать, как жили его предки в разные времена, чем они питались, что видели в окне и вокруг себя, просыпаясь каждый день утром. Помимо общеизвестных сухих фактов, история хранит множество тайн и загадок, разгадать которые сложно даже спустя века, а какие-то, наоборот, постичь со временем становится лишь сложнее.
Но ведь это не значит, что в истории человечества останутся белые пятна? История – увлекательнейшая наука, события которой легли в основу сюжетов множества известных захватывающих фильмов, сериалов и даже книг, но чтобы без труда полностью понимать их смысл, просто необходимо знать точные сведения об этих происшествиях. Человек, хорошо знающий прошлое, сразу поймет, где в произведении искажаются факты. Это один из ответов на вопрос о том, зачем изучать историю.
Как ученые узнают, как жили люди в прошлом?
Таким вопросом невольно задается каждый человек, который хотя бы раз в жизни прикоснулся к истории. И такой интерес не лишен здравого смысла, ведь и правда, откуда мы знаем так много о жизни наших предков, которые существовали множество веков назад. Во-первых, выводы об образе жизни людей и даже целых народов можно сделать из их устного народного творчества.
В каждой сказке есть доля правды, и в народном фольклоре присутствует описание жизни людей. Как наши предки жили, во что одевались, что ели, из чего строили свои жилища и чем расплачивались на базаре, можно узнать из легенд, сказаний, сказок и народных песен. Кроме того, в некоторых сказках встречаются и описания древних обычаев и традиций, а иногда даже неискаженное описание событий, происходивших в те времена. Чтобы узнать происходящее в более поздние века, можно обратиться к литературным произведениям различных авторов. Многие в них ярко и практически не искажая сути описывали исторические события, современниками которых были.
Всему сказанному в устном народном творчестве доверять, конечно, не стоит, поэтому нужны более достоверные источники для получения сведений. И таковые имеются. Отдельно можно выделить такой источник информации, как летописи. В древности люди, обычно монахи, из года в год записывали для потомков происходящие на их глазах события. Такие записи действительно очень помогли исследователям в дальнейшем.
Однако и в них есть неточности или расхождения. Пример – записи о потерях в Ледовом побоище. В русскоязычной Новгородской летописи говорится о тысячах убитых рыцарей тевтонского ордена, а в немецкой указано вовсе не такое огромное число жертв: всего двадцать убитых рыцарей и шестеро взятых в плен. По мнению историков, расхождение образовалось из-за того, что русские считали, что все участники сражения были рыцарями, а на самом деле большая часть захватчиков относилась к простым солдатам, и такие жертвы немцы даже не считали.
Из примера видно, что даже летописям, составители которых были современниками описываемых событий, не всегда можно доверять, но из них, несомненно, можно узнать гораздо больше полезной информации, чем из устного народного творчества. Следующим источником информации можно назвать вещи. У многих людей хранились дома фамильные драгоценности, история возникновения которых уходит вглубь веков и тесно переплетается с историей рода. А фамильные драгоценности королевской династии могут рассказать не только родословную венценосной семьи, но и поведать об интересных событиях в истории одной или нескольких стран.
Об эпохе, в которой жили люди, немало могут сказать и обычные для нас сейчас вещи, которыми наши предки тоже пользовались каждый день. Столовые приборы, предметы роскоши, одежда – все это может предоставить большое количество информации о жизни предыдущих поколений. «Но как найти эти вещи?» – спросите вы. Археологические раскопки – вот один из способов поиска тех нитей, которые неразрывно связывают нас со своими предками.
Письма, песни, личные вещи, деньги дополняют список источников информации о прошлом человечества.
Значение истории
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – сказал однажды В.О. Ключевский. Он был прав. Из событий прошлого мы должны извлечь урок, чтобы больше никогда не повторять таких ошибок. Народ, который не знает о том, что происходило с его предками, будет наступать на эти грабли снова и снова до тех пор, пока не запомнит, что так делать нельзя, или пока окончательно не пропадет с лица Земли. Но ведь гораздо лучше сразу осознать свою ошибку и дальше двигаться к лучшему, а это невозможно сделать без знаний истории. Государство, где люди понимают историю и могут делать выводы из событий, всегда будет впереди, потому что оно, видя ошибки других, сможет не допускать таких же происшествий у себя.
Зачем нужна история? Прежде всего затем, чтобы двигаться вперед. За множество веков человечество накопило колоссальный и бесценный опыт, который может существенно облегчить жизнь будущим поколениям, но для того чтобы пользоваться этими знаниями, необходимо разбираться в сути исторических событий и уметь их анализировать.
Патриот своей страны — это не только тот человек, который без раздумья встанет на защиту родины, но и тот, который знает все события из прошлого своей страны, понимает прошлые ошибки и старается их не допускать в будущем. Потому что только так жизнь в государстве может быть улучшена.