выступающие окна на фасаде
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Декор окон на фасаде: как выбрать материал и способ отделки
Отправим материал на почту
Окна как часть фасадного оформления играют важную роль в преображении внешнего вида жилья. Поэтому крайне важно подобрать такой декор окон снаружи дома, чтобы он вписывался в стиль постройки, смотрелся респектабельно и был практичным. Разбираемся с тонкостями оконного обрамления, учимся выбирать элементы декора, определяемся с материалом и дизайном.
Варианты оформления оконного проема
Декоративное обрамление окон состоит из разных конструктивных элементов. Они не только придают фасаду торжественность, наделяют его индивидуальностью; многие детали одновременно выполняют техническую функцию. В современной архитектуре частного строительства используются следующие элементы оконного декора:
Как выбрать декор и не ошибиться
Обрамление оконных проемов играет ключевую роль в дизайне дома и привлекает основную часть внимания. Оно придает фасаду завершенный вид, но одна неверно подобранная деталь будет бросаться в глаза и испортит все впечатление. Оконный декор обычно выбирается одновременно с остальным фасадным декором. Без дизайн-проекта с его 3D визуализациями и развертками фасада это сделать достаточно сложно.
Возможна ситуация, при которой в экстерьер вкладывается значительная сумма, но результат оказывается далеким от желаемого. Чтобы исключить ошибки, внешнее оформление выбирают с учетом следующих советов:
Без профессиональных знаний трудно сбалансировать размеры отдельных деталей. При взгляде на фасад такая разбалансировка ощущается как недочет, который трудно объяснить словами. У архитектора в запасе имеются разнообразные приемы (например, применение коэффициента золотого сечения). Они помогают выбрать идеальное оформление, а также замаскировать недостатки.
Если вы подбираете оформление самостоятельно, попробуйте отказаться от части деталей, которые вы наметили изначально, и присмотреться к полученному результату. В деле декоративного насыщения фасада как нигде, работает принцип «лучше меньше, да лучше».
Как выбрать материал
Для изготовления оконного декора применяют различные виды материалов, отличающихся разной степенью практичности. Дерево и натуральный камень – традиционные варианты, но в современном строительстве предпочтение отдается более удобному и экономически выгодному пенопласту, полиуретану и кирпичу.
Пенополиуретан (ППУ)
Полиуретановый декор имеет презентабельный вид и обладает следующими свойствами:
Камень и кирпич
Каменный декор – эффектный, но дорогой способ оформления окон. Камень сложен в монтаже, к тому же он увеличивает нагрузку на стены и фундамент. Если в будущем потребуется ремонт, он будет сложным и затратным.
Кирпичное обрамление боле практично; оно смотрится гармонично в оформлении как кирпичных, так и многих других проектов. Такая отделка сохраняет внешний вид, невзирая на солнце, мороз и дожди. Окно, обрамленное кирпичом, выглядит уютно и элегантно, это надежное и долговременное решение.
Недостатком кирпичного декора считается его высокая стоимость, сравнительно небольшой выбор вариантов и трудозатраты при облицовке.
Вопреки распространенному мнению, на исторических зданиях карнизные изделия изготавливались не из гипса, а из штукатурки. Их делали на месте при помощи специальных шаблонов из кровельного железа.
Современный декор из архитектурного гипса чаще встречается в интерьерном, чем в фасадном оформлении; при этом может использоваться как литьевой гипс, так и гипсовая протяжка. Причина ограничения заключается в неустойчивости природного материала к температурным колебаниям и воздействию влаги.
Чтобы оформить оконный проем гипсовым декором, необходимо предварительно пропитать изделия гидрофобными составами. Значительный вес, хрупкость и достаточно высокая стоимость также не говорят в пользу гипса.
Пенополистирол (пенопласт) без покрытия
Материал обладает многими привлекательными качествами. Он легкий, удобный в монтаже и недорогой, если сравнивать с конкурентами. Однако его прочность оставляет желать лучшего – он менее надежный, чем ППУ, и сложные рельефы из него не получатся.
Самым бюджетным вариантом является декор из пенополистирола без армирующего (защитного) покрытия. Его заказывают достаточно часто, и армируют уже на месте. Однако армирование стеклосеткой по пенопласту не подходит для сложных профилированных изделий, а сама работа достаточно трудоемка. Если армирование выполнено правильно, изделия прослужат 10-12 лет.
Подобное решение уместно в тех случаях, когда важен небольшой вес и низкая стоимость, а детализация отходит на второй план. Некоторые производители вырезают образцы профилей для примерки на объекте. Услуга стоит недорого и весьма удобна, так как помогает вживую оценить результат.
Пенопласт с полимерным покрытием
Пенополистирол с армирующим полимерным покрытием используют для любых фасадных конструкций. Защитный слой состоит из мраморного песка мелкого помола и пластифицирующей добавки на акриловом вяжущем, применяемом в производстве декоративных штукатурок. Его толщины достаточно, чтобы защитить оконный декор от механических повреждений и капризов погоды.
Изделия с полимерным слоем обладают гладкой поверхностью, низким весом и достаточной жесткостью. Имеется возможность изготовления деталей с любой геометрией и радиусных профилей под заказ, с гарантией 5-7 лет.
Другие материалы
Для окантовки окон применяются и другие материалы:
Видео описание
О наличниках из пенополистирола в следующем видео:
Выбор цвета для фасадного декора
На общее впечатление влияет не только размер и количество элементов декора, но и правильно подобранный оттенок. Белый цвет считается базовым для отделки окон. Он сочетается с фасадом любого цвета, подходит для любых материалов и стилей. Однако со временем белая поверхность припадает пылью и выглядит уже не так нарядно.
Альтернативой белому цвету могут послужить оттенки бежевого. Например, декор цвета слоновой кости во время эксплуатации постепенно темнеет и приобретает благородный «состаренный» вид.
Правильным вариантом будет выбор цвета под основную гамму дома, например, под цвет фасада или кровли. Если вы ориентируетесь на кровлю, можно остановиться на таком же тоне. Но в случае с фасадом стоит выбрать оттенок, отличающийся от основы на два-три тона, чтобы детали не сливались.
Обычно выбирают из 3-5 оттенков. Для этого готовят выкрасы (пробы) – несколько обрезков изделий красят в понравившиеся оттенки и рассматривают их на фоне фасада.
Видео описание
О комплекте наличников цвета слоновой кости в следующем видео:
Стиль и дизайн
Оконный декор выбирают с оглядкой на отделку фасада; также важно, чтобы он гармонировал со стеклопакетом. Именно он отвечает за создание атмосферы швейцарского шале, дворянской усадьбы или английского особняка. Популярностью пользуются следующие приемы:
Видео описание
О разработке дизайна окна в следующем видео:
Коротко о главном
Благодаря оконному оформлению дом приобретает собственное лицо; на это работает каждая декоративная деталь. Все элементы выбираются с учетом стиля постройки. При выборе важно обращать внимание на распределение декора по фасаду, а так же на его вес и материал изготовления.
В зависимости от поставленных задач и размеров бюджета выбирают традиционные (камень, дерево, кирпич) или современные материалы. Правильно подобранная облицовка не только украшает фасад, но и делает его более пропорциональным; этому помогает верный выбор цвета. Наиболее популярные стилевые решения – строгая классика и ее современные разновидности.
Францию – в массы: панорамное остекление
Утонченные французы, привыкшие ко всему легкому и воздушному, привнесли в архитектуру идею панорамного остекления. Это застекленные проемы во всю стену, дающие ощущение полета и простора, даже если позади скромная, типовая хрущебка.
Конечно, тратить силы и средства на панорамное остекление имеет смысл, когда вид завораживает и поднимает настроение, а не угнетает оное окончательно. Поэтому востребованы подобные изыски либо в высотках, когда этажность поднимает над серостью, либо в загородных домах и коттеджах. Лес, речка, да даже с любовью возделанные клумбы и газоны заслуживают постоянного обзора.
Судя по количеству веток на популярнейшем строительном ресурсе FORUMHOUSE, сплошное остекление у нас востребовано именно в частном секторе. То, что визуально такой фасад смотрится потрясающе, не вызывает сомнений, да и в любой дизайн прекрасно впишется. Но и то, что технических, практических и финансовых заморочек с панорамой связано немало, факт. Стоит разобраться, что, как, зачем и почем.
Содержание
Сфера применения
Панорамы универсальны, что определяет их востребованность в различных ситуациях:
♦ Остекление балконов и лоджий. Для городских жителей, не тянущих на принадлежность к элитарной прослойке, возможность раздвинуть горизонты жилых метров одна – визуально увеличить пространство за счет балкона или лоджии. Это может быть частичное остекление верхней части, встречающееся чаще всего. А может – и полная ассимиляция балкона, когда он становится частью комнаты, а панорамные стекла занимают всю плоскость.
♦ Зона бассейна. Когда вместо глухих наружных стен в помещении с внутренним бассейном благодаря стеклам создается ощущение единения: вроде бы и в доме, но и на улице. То есть, и мусор в чашу не падает, и температура всегда комфортная, и ветер не задувает, и стены не давят. Форумчанин Кирилл А из Москвы выполнял консольное панорамное остекление вокруг бассейна и остался доволен результатом.
♦ Крыши. Не слишком распространенный вариант, но встречается, например, в зимних садах, оранжереях, тех же бассейнах, террасах. А вот застекленные навесы – интересный дизайнерский ход, его применил участник дискуссии о панорамных окнах, москвич Amotkov.
♦ Террасы. Именно они лидируют по использованию панорамного остекления. Это излюбленное место сбора семьи, что может быть лучше, чем попивая чаек, любоваться на природу, а не на красивые, но обои.
♦ Круговые панорамы. Обычно ими оформляют эркеры: стеклянный фасад и вид открывает, и здание украшает.
♦ Оранжереи и зимние сады. Растениям необходимо естественное освещение, никакими лампами дневного света его не заменить. Стеклянные стены позволяют максимально продлить даже короткий световой день в холодные сезоны. Да и зачем прятать за стенами такую красоту, ее стоит демонстрировать.
♦ Частичное остекление. Можно сделать стеклянной любую стену или несколько, например, угловые или выходящую в сад. В этом случае выполняется и стеклянная дверь. Подавляющее большинство форумчан, использовавших панорамное остекление, остановились именно на частичном, когда виражи заменяют одну стену фасада, реже – парочку угловых. Так поступила Taneco, из Соснового Бора, у нее шикарный угловой витраж на втором этаже деревянного сруба.
Достоинства
Панорамное остекление пользуется большой популярностью не просто так, у него есть ряд положительных свойств.
Недостатки
К сожалению, нет в мире совершенства, но к нему необходимо стремиться, вот и у панорамных окон – солидный перечень недостатков.
Техническая составляющая
Всех, кто задумался о панорамном остеклении дома, волнует выбор стеклопакетов. От их разновидности зависит и цена вопроса, и внешний вид окон. Кроме того, важен и способ монтажа, и формула.
Рамы
Существует и безрамный вариант, но он обычно применяется для лоджий, где размеры стекла позволяют обойтись без жесткого каркаса, одними направляющими. Для застекления же домов более востребованы следующие вариации:
Способ монтажа
В частном строительстве применяется два основных способа.
Формула
К панорамным стеклопакетам предъявляются повышенные требования, ведь они заведомо тоньше стены, пропускают солнечное излучение и отдают тепло. Чтобы летом не изжариться, а зимой не вымерзнуть, подобно динозаврам, для панорамного остекления используют особые стекла.
Что касается воздушных прослоек, обеспечивающих шумоизоляцию и минимальную теплопроводность, то эффективнее СПД – двойной стеклопакет. Особенно если воздушные рамки будут разного размера, хотя в удаленном от трассы поселке в теплой климатической зоне будет достаточно и СПО – пакета с одной воздушной камерой. Многие производители предлагают стеклопакеты с инертным газом внутри, чаще всего это аргон (Ar). Но если уж переплачивать, то выбирайте криптон (Kr), у него показатели ниже.
Конкретная формула зависит от многих факторов, учитывается и климат, и ветровая нагрузка, и наличие детей, но есть общие рекомендации.
Не мене важен вес конструкции, СПД значительно тяжелее. Если второй этаж, СПО предпочтительнее.
Вывод
Если вопрос финансов не стоит ребром, и главное – это эстетика, панорамное остекление – прекрасный дизайнерский ход. То, что многих смущает режим «аквариума», в котором все видно, решается мультиформатными стеклами или обычными шторами. Техническая же сторона вопроса не станет препятствием, при соблюдении определенных рекомендаций от мастеровых форумчан.
Конкретные расчеты, формулы, варианты исполнения витражей и масса дебатов, в которых рождается истина, доступны на FORUMHOUSE, в ветках: «Стекло и стеклопакеты» и «Панорамное остекление». Вот уж где полет творческой мысли и профессиональные консультации уважаемых Rexther, Gagsuv, Chudodesert, RuslanR, Стекольщик 152 и других асов.
И обязательно посмотрите наше видео, где специалист по плотницким технологиям рассказывает, как сделать сказочные оконные проемы в срубе.