выкатное поле газпром арены
В десять раз за десять лет
Именно настолько подорожала за время строительства «Газпром Арена», на которой скоро пройдут несколько игр Евро-2021 по футболу. И все же, несмотря на все перипетии, город приобрел еще один архитектурный символ
Всего через четыре месяца спортивный мир ожидает знаковое событие – Чемпионат Европы по футболу. Несколько игр Евро-2021 пройдут в России – площадкой для трех матчей группового этапа и одного четвертьфинала станет «Газпром Арена», входящая в тройку самых дорогих футбольных стадионов мира. Название это стадион обрёл не сразу, побывав в процессе проектирования и строительства и «Санкт-Петербургом», и «Зенит Ареной». Не сразу он и строился.
Сегодня «Газпром Арена» – самый высокотехнологичный и современный стадион в России и едва ли не самый значимый архитектурный проект, реализованный в XXI веке в Северной столице. Это одна из крупнейших и наиболее интересных по своим инженерным решениям концертно-спортивных площадок страны: раздвижная крыша, выкатное поле, авторство японского архитектора Кисё Курокавы – всё это безусловно делает объект уникальным.
Но не менее интересна и история создания «Газпром Арены», полная, выражаясь футбольным языком, нестандартных пасов и неожиданных финтов. Достаточно сказать, что за время строительства стадиона сменились три генподрядчика, два губернатора, шесть вице-губернаторов и четыре генеральных проектировщика. Сам проект кардинально менялся пять раз и прошел семь экспертиз. А его стоимость выросла почти на порядок.
Процентов бывают тысячи
Пожалуй, наиболее полно отражающей ситуацию, которая разворачивалась вокруг строительства стадиона, можно назвать финансовую сторону этого процесса. Понятно, что спорт высших достижений предполагает высокие расходы. Но в истории с «Газпром Ареной» цифры в сметах совершают такие кульбиты, которым реальные спортсмены могут только позавидовать.
В 2006 году, то есть, на самом старте, проект оценивался в скромные 5,1 млрд рублей. Правда, тогда и планы были скромнее – объект проектировали для проведения игр чемпионата России и как клубный стадион ФК «Зенит». Однако к 2018 году арена из клубной превратилась в отвечающую наивысшим мировым стандартам, а затраты на строительство грандиозного сооружения выросли более чем на 750 процентов – до 43,8 млрд рублей. Более того: как сообщал РБК со ссылкой на депутата петербургского парламента Михаила Амосова, согласно данным официальных отчетов Комитета финансов Санкт-Петербурга, в общей сложности из городского бюджета на возведение объекта ушло еще больше – примерно 51,75 млрд рублей. И это без учета затрат на метро и Яхтенный мост. То есть, по сравнению с первоначальной оценкой цифры выросли больше, чем на тысячу процентов. Как же это произошло?
Первый финансовый скачок случился летом 2008 года, когда проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы России. Тогда же была согласована сметная документация и утверждена стоимость – 23,713 млрд рублей. По курсу на тот момент это составляло порядка миллиарда долларов. Как пояснял тогда Роман Филимонов, занимавший пост главы Комитета по строительству Санкт-Петербурга, столь стремительное подорожание проекта объяснялось тем, что расчет, выполненный японским архитектором Кисё Курокавой (сам он скончался годом раньше), не учитывал затрат на выполнение сложных работ по основанию и фундаменту, и применение таких уникальных специальных конструкций как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша.
В тот момент плотно заниматься судьбой проекта пришлось Валентине Матвиенко – тогда губернатору Санкт-Петербурга.
«Мы хотели поскромнее стадион – как португальский, – цитировал её портал sports.ru. – А «Газпром» считает, что «Зенит» заслуживает большего и городу нужна такая арена, ну и пошли по максимальному пути. Выдвижное поле – это очень дорогое удовольствие. Раздвижная крыша – тоже уникальная конструкция. Город не может в таком объеме финансировать этот дорогостоящий проект. Мы сейчас ведем переговоры с «Газпромом» о софинансировании строительства стадиона. Я думаю, «Газпром» должен взять на себя не меньше 50% суммы. Для такого объекта это очень сжатые сроки, но окончание проекта в 2010 году будет условием конкурса по выбору подрядчика».
Гуттаперчевая смета
Тогда же «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники в администрации Санкт-Петербурга сообщил, что Смольный намерен выйти из другого газпромовского проекта – «Охта-центра», – а деньги перекинуть на строительство стадиона (городу на тот момент принадлежали 49% акций ОАО «ОДЦ Охта», «Газпром нефти» – 51%). В рамках целевой программы, утвержденной городским законом, на строительство «Охты» предполагалось до 2016 года направить 29,4 млрд рублей. Курировавший строительство в Северной столице вице-губернатор Александр Вахмистров сообщил «Коммерсанту», что в 2009 году город выделит на строительство «Зенит Арены» 10-12 млрд рублей, изыскав средства за счет сокращения финансирования городом других проектов «Газпрома».
Однако уже в 2010 году денег, переброшенных с «Охты», на стадион не хватило бы – из-за требований UEFA и FIFA смета выросла до 33,1 млрд рублей. И это с учетом того, что пришедшая на смену компании «Авант» в качестве генподрядчика корпорация «Трансстрой» Олега Дерипаски предложила заказчикам на аукционе серьезную скидку («Коммерсант» писал о 30% ниже стартовой цены).
В течение следующих шести лет, по признанию вице-губернатора Игоря Албина, компании холдинга «Трансстрой» выполнили не менее 85% общего объема строительно-монтажных работ, а также ввели в строй уникальные технические конструкции (выдвижную крышу и выкатное поле). Надо заметить, что после очередной Главгосэкспертизы в 2012 году, из-за опасений недовольства населения слишком высокими затратами, стоимость стадиона для городского бюджета была установлена директивно и составила 34,9 млрд рублей – при том, что реальная оценка сметы достигала 43,8 млрд руб.
«Трансстрой» в оплату исполнения работ и в качестве авансов получил из этих средств 28,3 млрд рублей. Причем, когда в результате кризиса 2015 года было принято решение об увеличении бюджета строительства на 4 млрд рублей, цены по контрактам «Трансстроя» изменены не были. Тем не менее, компаниям группы удавалось удерживать смету в рамках разумного, привлекая кредитное финансирование, проводя собственные НИОКР и применяя экономичные решения. Сайт sports.ru, например, отмечал, что именно «Трансстрой» предложил заменить металлические конструкции стадиона на бетон – в условиях мирового кризиса резко взлетела стоимость поставок металла из Германии, а бетон можно было делать прямо на стройке.
Однако в июле 2016 года контракты с группой компаний были расторгнуты и переданы компании «Метрострой». Игорь Албин объяснял это неспособностью «Трансстроя» завершить строительно-монтажные работы в срок. При этом даже актов приема-передачи работ между предыдущим и следующим генподрядчиками подписано не было. Кроме того, была утрачена часть документации, а строительство покинул основной инженерный состав. Так что «Метрострою», 53% акций которого принадлежат правительству Санкт-Петербурга, тоже пришлось проявлять чудеса изобретательности, а временами и дипломатии. В частности, компания оставила на площадке 90% субподрядчиков, набранных предшественником.
Гол в свои ворота
А что же «Метрострой»? По данным некоторых источников, близких к истории реализации проекта, в отличие от 4,4 млрд руб., которые запрашивал на завершение работ «Трансстрой», услуги следующего подрядчика обошлись городскому бюджету в 9 млрд. Как сообщали «Фонтанка.ру», «Свободная пресса» и другие издания, ради достройки стадиона городским властям пришлось даже заморозить строительство социального жилья, школ и детских садов. Некоторые эксперты полагают, что именно рокировка генподрядчиков на завершающем этапе строительства привела к удорожанию всего проекта до 50 млрд рублей.
Несмотря на все перипетии, стадион все же был достроен и уже функционирует. Первый матч на его поле прошел в апреле 2017 года. Принял он и Кубок Конфедераций 2017 года, и ЧМ-2018.
Однако у многих участников этой «стройки века» остался от неё не просто «осадочек», а скорее шрамы. И не только у «Трансстроя» и «Метростроя», но и у первого генподрядчика – компании «Авант» в отношении которой в феврале 2013 года было возбуждено уголовное дело по факту завышения стоимости строительства стадиона на 500 млн рублей, позже, правда, закрытое за истечением срока давности.
И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов риски, которые повлекла за собой вся эта история для второй стороны – для заказчика. Такие крупные объекты, как «Газпром Арена» – лакмусовая бумажка для инвесторов. И не составляет большого труда предположить, какое мнение у них сложилось о существующей в городе инвестиционной среде при наблюдении за долгостроем на Крестовском острове.
Несмотря на колоссальное напряжение сил, стадион был построен в срок и без нареканий провел соревнования мирового уровня. В конечном итоге, стадион строился для петербуржцев, для которых «Газпром Арена» стала еще одним символом города наряду с разводными мостами и Дворцовой площадью. И возможно, это как раз тот случай, когда цель оправдала средства.
Общая площадь «Газпром Арены» более 280 000 кв. м.
Вместимость:
— 68 000 чел. при проведении футбольных матчей;
— 80 000 чел. при проведении культурно-зрелищные мероприятий.
Функционирование сооружения обеспечивает уникальная конструкция:
— 13 400 свай диаметром от 520 до 1500 мм, компенсирующих сложные геологические условия;
— 460 000 кубометров монолитных железобетонных конструкций;
— 90-метровый железобетонный мост-трибуна – монолитная конструкция, преднапряженная стальными канатами, на которую опираются трибуны стадиона (фанатский сектор) и конструкции крыши;
— железобетонные консоли чаши стадиона с вылетом более 20 метров;
— стационарная крыша весом 17 000 тонн, опирающаяся на чашу стадиона и на 8 наклонных сигарообразных пилонов; в конструкциях крыши применена вантовая система;
— раздвижная кровля: 2 000 тонн металла, перемещающихся на высоте 60 метров;
▪ Выкатное поле с системой подогрева газона.
Газпром Арена: схема стадиона
Новый современный стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге возводился очень долго (даже по среднестатистическим российским меркам). С момента утверждения проекта до официального открытия арены прошло 9 лет. Но несмотря на затянувшийся процесс, неразбериху с названиями и неприятные моменты со сменой подрядчика, «Газпром-Арена» превзошла все ожидания болельщиков и ценителей современной архитектуры.
Лучший стадион страны
На сегодняшний день «Газпром-Арена» считается лучшим спортивным объектом в России. Что многократно подтверждают отзывы наших болельщиков и гостей города. Как и все современные объекты такого плана, арена многофункциональна. Она идеально подходит не только для проведения футбольных соревнований, но и концертно-театральных мероприятий. При организации концертов или фестивалей вместительность чаши стадиона увеличивается до 80000 мест.
Основные характеристики площадки:
Петербургский спортивный объект является уникальным сооружением. Его раздвижная крыша дает возможность проводить соревнования и развлекательные мероприятия в любое время года, независимо от погодных условий.
Выдвижное поле, оснащенное современной системой аэрации и электрообогрева, позволяет поддерживать газонное покрытие в надлежащем состоянии. Оптимальная температура и уровень влажности сохраняют его продолжительное время. Тогда как на стандартных стадионах газон приходится часто менять.
Благодаря разнообразию внутренних помещений общей площадью 262000 м², на территории стадиона можно проводить любые мероприятия.
К тому же, «Газпром-Арена» располагается недалеко от центра города. В пешей доступности от нее находятся 3 действующие станции метро. А в распоряжении болельщиков-автомобилистов имеется двухъярусная парковка. Припарковав на ней машину, можно всего за 5-15 минут добраться до своего места на трибуне.
Структура стадиона
Зрительские места на «Газпром-Арене» размещаются в два яруса (верхний и нижний), которые, в свою очередь, поделены на 4 сектора. Каждой такой зоне соответствует определенная категория, характеризующая ценовой сегмент и возможности, предлагаемые зрителям согласно занимаемым местам.
Собираясь наблюдать матч вживую на стадионе, обязательно рассмотрите схему секторов. Она поможет сориентироваться в расположении мест на трибунах:
Кроме этого, на территории арены функционируют шесть зон, где можно приобрести продукты питания и напитки, чтобы устроить легкий перекус. Вокруг всей чаши стадиона обустроены туалеты. При необходимости можно обратиться в одну из 3-х комнат, где работает медперсонал, и получить первую медицинскую помощь.
Специальные места
Представители ФК «Зенит» заботятся о гостях арены. Они стараются сделать посещение стадиона максимально доступным для всех желающих. В том числе — для маломобильных групп населения (МГН).
На третьем этаже «Газпром-Арены» предусмотрено 141 место, где могут с комфортом разместиться зрители на креслах-колясках. Здесь же находятся кресла для лиц, сопровождающих МГН болельщиков. 10 из отведенных мест предназначены для колясочников, болеющих за команду гостей (в соответствии со схемой зала, они располагаются в секторах В-103 и В-104).
Еще 20 мест относятся к категории упрощенного доступа. Их занимают зрители с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Те, кто их сопровождает, также могут находиться рядом.
В секторах А-102 и А-103 обустроены 50 мест для инвалидов по зрению. Кроме того, болельщикам на стадионе доступен сервис аудио-описательного комментирования. АОК-устройства можно получить у представителей службы сопровождения маломобильных групп населения.
В дополнение (в секторе В-105) на «Газпром-Арене» организовано по 30 мест, не требующих специальных условий, для:
Каждый МГН болельщик может прийти на стадион с одним сопровождающим.
Vip-ложи «Газпром-Арены»
Ложи для привилегированных гостей на футбольном стадионе представляют собой обособленные VIP-зоны с доступом к личному балкону и персональным обслуживанием. Они располагаются между первым и вторым ярусами арены. В зависимости от деталей интерьера и уровня обслуживания, подразделяются на ложи класса:
Во время проведения чемпионата Евро по футболу места для привилегированных персон на стадионе «Газпром-Арена» пользуются огромной популярностью. Несмотря на внушительную стоимость, состоятельные российские болельщики, а также зарубежные гости, с готовностью отдают круглые суммы, чтобы с максимальным комфортом посмотреть на игры своих любимых команд. Что примечательно, спрос на элитные места на стадионе остается стабильным и в обычные дни (без учета проведения масштабных футбольных мероприятий).
А объясняется такой интерес предельно просто. Не ограниченные в финансовых возможностях люди нашли для себя место, где можно с удовольствием отдохнуть и даже параллельно поработать. Например, провести деловые переговоры в неформальной обстановке, наблюдая за ходом игры. Такой образ взаимодействия с бизнес-партнерами сейчас в моде.
Разумеется, футбольные клубы только рады повышенному вниманию состоятельных клиентов к футболу. Поэтому, они с особой тщательностью подготавливают и радушно предлагают им самые лучшие места для просмотра матчей.
Сейчас цены на одно место в ложе за воротами, рассчитанной на 21 персону, стартуют от 180000 рублей за сезон. Но это далеко не предел. На стоимость напрямую влияет комплекс прилагающихся услуг, а также категория игр, проводимых на стадионе. Цена за такое место нередко доходит до 370000 рублей.
Стоимость мест, расположенных по углам игрового поля варьируется в диапазоне от 400000 до 490000 рублей. VIP-ложи, размещенные в центральных зонах, обходятся состоятельным болельщикам не менее, чем в 600000 за одно место.
Приобретая билет в зону для привилегированных персон, зритель получает полноценный кейтеринг (элитное питание без ограничений плюс любой алкоголь). Кроме того, он становится обладателем удобного парковочного места на территории стадиона, мяча с автографом выбранного им игрока из основного состава команды (в качестве сувенира).
Дополнительно пакет услуг VIP-класса позволяет владельцу премиум-билета разместить на фасаде ложи логотип своей компании, а также выкупить ее заранее на период проведения внефутбольных мероприятий.
Также «Газпром-Арена» предлагает премиум-клиентам зарезервировать эксклюзивные ложи (их всего 4), где можно будет насладиться футбольным матчем с максимальным комфортом. Состоятельному болельщику придется заплатить за улучшенные условия 1,5 миллиона рублей. За эту сумму он получает дополнительный пакет услуг, может поучаствовать в автограф-сессии с одним из игроков основного состава питерской команды, а его ребенок с гордостью поведет футболиста на поле.
Для простых обывателей сумма звучит весьма устрашающе, но совокупная цена такой ложи на сезон составляет 5,5-24 миллиона рублей.
Да, футбольный клуб Санкт-Петербурга отличается достаточной гибкостью стоимостной политики на билеты в VIP-зоны. Так, например, весной в хорошую погоду цены сознательно снижают, чтобы привлечь больше зрителей, планирующих провести выходные где-нибудь в пригороде. Но в преддверии чемпионата Европы об этом не может быть и речи.
Сейчас стоимость билета на обычное место на матч Россия-Бельгия в рамках Евро-2020/2021, который пройдет 12 июня, начинается от 24000 рублей. А купить одно VIP-место на эту игру можно за 235000 рублей и выше.
Места с ограниченным обзором на «Газпром Арене»
На стадионе «Газпром-Арена» не существует мест, с которых нельзя увидеть игровое поле (совсем). Но с некоторых ракурсов, ввиду определенных технических причин, его обзор несколько затруднен.
Безусловно, весьма неприятно 90 минут следить за ходом игры, стараясь, например, мужественно игнорировать металлическую решетку или опору, так некстати расположенную рядом. На самом деле, для истинного фаната такие мелкие неприятности не представляют особой проблемы. Но посмотреть игру с участием своей любимой команды, все-таки, хочется без досадных помех.
Поэтому, планируя покупку билета на матч, внимательно изучите схему секторов на стадионе, рассмотрите, где расположены определенные зоны. Билеты на места с ограниченной видимостью стоят дешевле стандартных. Но подумайте, хотите ли вы жертвовать собственными эмоциями и впечатлениями от предстоящей игры, которая из-за плохого обзора может не оправдать ваших ожиданий.
Например, так (сектор D-201):
Или еще более печальная ситуация (в 5 ряду В-201):
В 7 ряду А-102 мешает платформа под камеру:
Здесь тоже не очень удачный ракурс из-за границы с виражом и операторской деятельности (С-113, ряды 11-13):
А это А-215, 3 ряд, 12-14 места:
И С-204, 13 ряд, 17 место:
Мест с ограниченным обзором на «Газпром-Арене» немного, но они все-таки есть. На эти нюансы стоит обратить внимание еще до покупки заветного билета на игру своей команды.
Фан-зона на «Газпром Арене»
«Фан-Променад» представляет собой бесплатную развлекательную зону для болельщиков. Перед каждой домашней игрой «Зенита» фанаты могут прийти до начала матча (Фан-зона начинает работу за 2 часа до старта) и с удовольствием провести время среди сине-бело-голубых болельщиков. Заряд энергии и позитивный настрой вам гарантированы!
Посещение фан-зоны практикуется петербуржцами и гостями города не только в развлекательных целях. Прийти на стадион за 1,5-2 часа до начала матча — еще и практично. Ведь современные меры безопасности на стадионе сейчас сравнимы с допуском на территорию аэропорта.
Добавьте к этому высокую посещаемость «Газпром-Арены» и условие, что большинство зрителей придут непосредственно к старту мероприятия. В итоге, можно примерно представить, во что превратится процесс прохождения на трибуны. Обязательно образуется давка, ведь теперь каждый будет пытаться успеть к началу игры вовремя.
После таких впечатлений мало кто захочет повторить опыт с посещением стадиона. Особенно в дни значимых матчей. Чтобы предотвратить подобные неудобства на арене и создана фан-зона.
Люди приходят в фан-зону за некоторое время до матчей. Они общаются, развлекаются, принимают участие в различных неофициальных театрально-концертных мероприятиях. И все это фанатское действо разворачивается под трибунами. Чаще всего под трибуной С, рядом с входом и лестничным маршем, который сохранился еще со времен работы предшественника «Газпром-Арены» — стадиона имени С.М. Кирова. На самих трибунах на разных этажах практикуются выступления артистов в рамках «Фан-Променада», организуются выставки, экскурсии, фотосессии, небольшие театральные и костюмированные представления. Ярким зрелищем с удовольствием любуются взрослые и дети, и, конечно, принимают активное участие.
В общем, в фан-зоне петербургского стадиона скучать не приходится. Все, кто пришел раньше, могут отлично провести время и морально настроится на просмотр очередной игры.
Кстати, одним из признанных символов футбольного клуба «Зенит» является сине-бело-голубой лев, не сфотографировавшись с которым, попросту нельзя уйти со стадиона.
Долгострой века, стадион на века
Как «Газпром Арена» вопреки бюрократической чехарде стала одним из лучших футбольных стадионов в стране
«Газпром Арена» стала новым символом Санкт-Петербурга. Фото с сайта www.gazprom-arena.com
Стадион «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге летом примет несколько матчей чемпионата Европы по футболу, проведение которого, как известно, было отложено на год из-за пандемии коронавируса. В июне сборная России сыграет в Северной столице с командами Бельгии и Финляндии, которые затем здесь же сразятся друг с другом. А 2 июля питерский стадион станет хозяином одного из четвертьфиналов.
Болельщики со всей Европы, конечно, с нетерпением ждут главного футбольного события года. А «Газпром Арена» готовится принять гостей. По опыту чемпионата мира 2018 года можно ожидать, что организация игр будет на весьма приличном уровне. Все-таки за несколько лет проведения матчей (точнее – с 2017 года) питерский стадион, пусть и не сразу, зарекомендовал себя с лучшей стороны. Хотя вспоминая, как он возводился, можно признать, что в этом были сомнения. В преддверии очередного спортивного испытания, которое предстоит одной из главных футбольных арен России, уместно вспомнить драматическую историю ее 10-летнего строительства.
«Наконец-то можно будет посмотреть футбол без зонта»
Для начала – несколько слов о спортивном сооружении и о том, почему его справедливо считают одним из самых современных и высокотехнологичных не только в России, но и в Европе. Еще при строительстве стадиона говорили, что он войдет в учебники по проектированию. Несмотря на затянутые сроки строительства и заоблачные сметы, «Газпром-Арена» все-таки должна запомниться как триумф инженерной мысли, а не символ российского головотяпства.
Представитель генподрядчика – компании «Трансстрой» – Сергей Копыл объяснял это так: «Во-первых, это один из немногих стадионов в мире, который будет одновременно иметь выкатное поле и раздвижную крышу. Во-вторых, на той широте, на которой располагается Санкт-Петербург, стадионов с подобными конструкциями больше нет. В-третьих, здесь очень сложные гидро-геологические условия, которые потребовали возведения серьезного основания для стадиона из свай и фундаментной плиты. Объем только этих работ составил порядка 220 тыс. куб. м. Для сравнения, весь стадион «Уэмбли» – 90 тыс. кубов железобетона. Кроме того, у нас имеется мост-трибуна над выкатным полем – крупнейшая железобетонная пролетная конструкция в мировой практике стадионного строительства, а подобное выкатное поле – лишь пятое во всем мире».
Площадь раздвижной крыши – 71,5 тыс. кв. м., что в три раза больше Красной площади. Ее вес – 2 тысячи тонн, которые перемещаются на высоте в 60 метров. В мире всего пять стадионов, где есть и выкатное поле, и раздвижная крыша, но «Газпром-Арена» – самый крупный из них. Кстати, выкатное поле оснащено системой подогрева газона, что позволяет играть в «мокрый мяч». И даже холод и дождь с Финского залива не могут опустить температуру воздуха внутри чаши ниже 18 градусов.
Общая площадь сооружения составляет более 280 тысяч кв. м, а его вместимость – 68 тыс. человек на футбольных матчах и 80 тыс. человек на культурно-зрелищных мероприятиях. Это делает «Газпром Арену» вторым по величине футбольным стадионом в России.
Изначально арена проектировалась для проведения игр чемпионата России как клубный стадион «Зенита». А в результате превратилась в крупнейшую спортивно-концертную площадку России, соответствующую международным регламентам FIFA и UEFA. В декабре 2018 года «Газпром-Арена» выдержала сумасшедший концерт «Ленинграда», где собралось 65 тыс. зрителей. Примерно столько же фанатов «раскачивали» стадион на шоу Rammshtein в августе 2019 года.
В 2006 году японский архитектор Кисе Куросава задумал стадион в виде космического корабля, который парит над землей. Через 10 лет Санкт-Петербург получил гигантскую летающую тарелку, приземлившуюся на Крестовском острове.
Стадион стал новым символом города, таким же, как Петропавловская крепость и Невский проспект. А для фанатов «Зенита» – знаковым объектом: после получения арены клуб дважды становился чемпионом России. В соцсетях болельщики радуются, что теперь можно смотреть футбол без зонта. Благо дождей в Петербурге хватает.
Спортивная «стройка века» по определению не могла быть простой и быстрой. Но вряд ли кто-нибудь мог изначально предполагать, насколько тяжелой она окажется, какую чехарду с проектными решениями, сметами, сроками окончания работ ей предстоит пережить. За 10 лет на объекте сменились три генподрядчика и четыре генпроектировщика. А в руководстве Санкт-Петербурга – два губернатора и шесть профильных вице-губернаторов. Проект кардинально менялся пять раз и прошел семь экспертиз. А общая стоимость стадиона выросла более чем в шесть раз.
Проект и смету стадиона пришлось менять целых пять раз. Каждое изменение подразумевало увеличение объемов строительства и, как следствие, рост финансирования. В 2006 году стоимость оценивалась в 6,7 млрд руб. Два года спустя – уже 23 млрд руб. Далее по нарастающей: 2010 год – 33,1 млрд руб., 2012 и 2014 годы – 34,9 млрд руб., а по финальным оценкам – 43,8 млрд руб.
На самом деле приблизительный порядок цифр был понятен еще в 2012 году. Тогда в Главгосэкспертизу была отправлена смета как раз на 43,8 млрд руб. Но в итоге осталось только 34,9 млрд, включая все ранее понесенные затраты.
Как результат это привело к наличию явного непокрытого дефицита денежных средств. При этом строительство других российских стадионов к чемпионату мира 2018 года велось с ежегодной индексацией стоимости на 4-5%.
Первый генподрядчиком строительства стадиона в 2006-2008 годах была компания «Авант». Она провела подготовительные работы, устроила фундамент арены. В августе 2008 года Главгосэкспертиза согласовала сметную документацию. Новый проект был гораздо масштабнее изначального. Стоимость стадиона впервые резко подскочила – до 23,7 млрд руб.
«Повышение стоимости проекта связано с тем, что расчет, выполненный японским архитектором Кисё Курокава, не учитывал затрат на выполнение сложных работ по основанию и фундаменту и применение таких уникальных специальных конструкций, как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша», – объяснял увеличение сметы занимавший пост главы Комитета по строительству Санкт-Петербурга Роман Филимонов.
«Мы хотели поскромнее стадион, – признавалась тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. – А «Газпром» считает, что «Зенит» заслуживает большего и городу нужна такая арена, ну и пошли по максимальному пути. Выдвижное поле – это очень дорогое удовольствие. Раздвижная крыша – тоже уникальная конструкция».
В конце 2008 года контракт с «Авантом» был расторгнут. Как писали в прессе – как раз по причине значительного удорожания проекта. Кстати, в феврале 2013 года компания попала в уголовное дело из-за завышения стоимости строительства на 500 млн руб., которое было закрыто за истечением срока давности.
Второй генподрядчик – компания «Трансстрой» – пришел в проект в 2008 году и занимался им до 2016 года. Компания выполнила самый большой и сложный объем строительно-монтажных работ и ввела в строй выдвижную крышу и выкатное поле. Генподрядчик довел готовность сооружения до 85% – это оценка не только подрядчика, но и заказчика, ее справедливость признавал несколько лет курировавший стройку тогдашний вице-губернатор Игорь Албин.
В марте 2016 года «Трансстрой» на отметке 60 метров установил раздвижную крышу стадиона весом в 2 тысячи тонн. Во всем мире таких конструкций не более 30. «Реализация конструкции крыши – высочайшее достижение строителей нашего города. Оно останется наследием отечественной инженерно-строительной мысли для многих поколений горожан», – рассказывал генеральный директор «Инжтрансстрой-СПБ» Виталий Лазуткин.
До своего ухода со стадиона второй генподрядчик успел выполнить все основные строительные работы, начать монтаж кровли и инженерных систем. Также «Трансстрой» сумел установить выкатное поле с газоном. Но в то же время московскую компанию упрекали в незнании строительной специфики северной столицы, чрезмерном привлечении субподрядчиков и отсутствии опыта при проектировании подобных объектов.
Действительно, значительную часть работ на площадке компания выполняла силами подрядчиков. Стадион строился ценой невероятного напряжения в духе советских ударных строек. Однако трудовой энтузиазм оказался бессилен перед неумолимой экономикой стройки.
Сумма госконтрактов с «Трансстроем» составила 28,3 млрд руб. А общий бюджет стройки в 2012 году, напомним, был оценен в 34,9 млрд руб. при том, что объективно составлял 43,8 млрд руб. Нехватка финансирования все равно ощущалась во всем. Особенно тяжелой ситуация стала после обвала рубля в 2014-2015 годах. Выдерживать параметры стало нереально, и в общую смету строительства власти добавили еще около 4 млрд руб., доведя ее до суммы в 39 млрд руб.
«Не поладили с чиновниками»
В июле 2016 года администрация Санкт-Петербурга расторгла контракты с «Трансстроем». В качестве причины называлась неспособность прежнего подрядчика достроить стадион в срок, хотя несколько независимых экспертиз впоследствии опровергли это утверждение.
Реальную причину расторжения контракта с «Трансстроем», возможно, следует искать совсем не в переживаниях городских властей о графике строительства. Как писало издание «Деловой Петербург», отношения между городскими властями и «Трансстроем» резко охладились на рубеже 2014-2015 годов. «Отношения подрядчика и вице-губернатора не сложились. Именно Игорь Албин добился того, что с компанией расторгли контракт на строительство стадиона на Крестовском острове, – писала газета. – Более того, комитет по строительству потребовал включить «дочку» «Трансстроя» в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Бизнесмены называют РНП «списком тех, кто не умеет договариваться». По их мнению, туда включают лишь те фирмы, чьи владельцы не поладили с чиновниками».
«Мы сделали самые сложные, трудоемкие инженерные работы, требующие высокой квалификации. Как только мы их закончили, заказчик посчитал нужным расторгнуть с нами контракт, потому что остальное оказалось достроить достаточно просто, – рассказывал Виталий Лазуткин. – Мы сделали чудо, построив почти 90% стадиона при постоянно меняющемся проекте и ценах, зафиксированных еще в 2013 году. На нашу часть пришлись самые сложные и уникальные работы, аналогов которым в мире нет».
За ценой не постоим
Заканчивать стройку петербургские власти поручили компании «Метрострой». Новый генподрядчик, как сообщалось, сразу получил контракты общей стоимостью почти 7,8 млрд руб., а затем еще два контракта суммарно на 3 млрд руб. Смена генподрядчика была не подготовлена и прошла в авральном режиме. В спешке проводились и строительные работы. Темпы подстегивались городскими властями: им явно требовалось показать, что перестановки были оправданными.
«Метрострой» делал что мог – кстати, во многом с опорой на субподрядчиков, отобранных еще его предшественником. Деньгами и рабочими помогали и петербургские девелоперы – как сообщали СМИ, привлеченные на стройку не без своего рода «админресурса». «Крупным строительным компаниям придется деньгами и рабочими руками помочь Смольному достроить стадион на Крестовском острове. Чтобы завершить многострадальный проект в срок, городские чиновники попросили у них 2 млрд руб. и 2 тыс. рабочих, – писал «Деловой Петербург». – Бизнесмены рассказали, что практически любой разговор с Игорем Албиным сейчас заканчивается просьбой о благотворительном взносе на достройку стадиона».
Сам Албин сделал интересный пиар-ход. В октябре 2016 года он объявил, что переезжает из Смольного на «Газпром-Арену». С этого момента вице-губернатор окончательно взвалил на себя всю полноту персональной ответственности за готовность стадиона. «Город несет ответственность за подготовку всей инфраструктуры, включая спортивную, к Кубку конфедераций. Мы продолжаем сопровождать этот проект», – заявлял Албин.
При этом куратор «Газпром Арены» умолчал о новых источниках финансирования строительства. Деньги решили взять из социального бюджета. «Чтобы достроить стадион на Крестовском, Смольный пожертвовал сроками ввода трех десятков объектов – садиков, школ, больниц. На петербургскую стройку века «перебросили» 2,6 млрд руб., зарезервированных на социальную инфраструктуру», – сообщало издание «Фонтанка».
В 2017 году строительство стадиона наконец было завершено. Правда, у городских властей вскоре испортились отношения и с «Метростроем». Летом 2018 года петербургский комитет по строительству обратился в Арбитражный суд с четырьмя исковыми заявлениями к компании с общей суммой требований 2,86 млрд руб.
Чему учит стройка века
«Газпром Арена» – это не только образец современного стадиона, напичканного сложными инженерными решениями.
«Газпром Арена» – еще и пример того, как не надо выстраивать отношения между властью и строительным бизнесом в столь сложных проектах. Заказчик оказался абсолютно не готов к его реализации, к управлению стройками такого уровня. Менял проектные решения, что приводило к появлению дополнительных работ, простоям, нарушению порядка приема-сдачи и оплаты выполненных работ.
Подрядчик, в свою очередь, взялся за слишком сложный проект, ожидаемо надорвался и в итоге оказался в инвалидном кресле. Этот пример еще долго будет отрезвлять крупный бизнес, который претендует на миллиардные подряды от государства.
В том же Петербурге чрезмерное напряжение на достройке стадиона отрицательно сказалось на самочувствии всего петербургского стройкомплекса. «Газпром-Арена» обескровила не только «Трансстрой», но и добрый десяток фирм со славной историей. Шлейф уголовных дел еще долго будет портить репутации многих компаний, строивших «Газпром-Арену». Есть мнение, что в настоящее время Петербург не в состоянии строить крупные инфраструктурные проекты, поскольку печальный опыт банкротств и судов, связанных со стадионом, заставил уйти с рынка многих ключевых игроков.
Впрочем, для болельщиков, получивших роскошный стадион, все это уже не так важно. Действительно, главное, что он наконец построен и успешно принимает футбольные матчи. Но выводы из этой скандальной строительной эпопеи сделать нужно.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.