все про китайскую стену
Великая Китайская стена: история создания, протяженность и интересные факты
Из курса школьной истории многие из нас знают о том, что Великая Китайская стена – самый большой архитектурный памятник. Ее протяженность равняется 8,851 км. Высота грандиозного сооружения варьируется от 6 до 10 метров, а ширина колеблется между отметками в 5 и 8 метров.
Китайская стена на карте Китая
История создания Великой Китайской стены
В Северном Китае еще в 3 веке до нашей эры часто случались столкновения китайского народа с хунну. Этот исторический период был назван «эпохой Воюющих Царств».
Тогда же и началось строительство Великой Китайской стены. Главная роль, которую отвели каменной конструкции, заключалась в том, что она должна была обозначить границы Китайской Империи, и объединить разрозненные провинции и области в единую территорию.
В центре китайских равнин то и дело возникали новые торговые пункты и города. И враждующие между собой и с другими соседние народы грабили и разоряли их с завидной регулярностью. В постройке стены властители той эпохи видели решение этой проблемы.
Во время правления императора Цинь Шихуанди из династии Цинь было решено бросить все силы на продолжение строительства стены. В этом масштабном историческом проекте участвовала большая часть населения, и даже армия императора.
Строили Китайскую стену во время правления данного императора 10 лет. Рабы, крестьяне, люди со средним достатком положили свои жизни, чтобы возвести конструкцию из глины и камня. Сами работы по возведению были осложнены отсутствием подъездов и дорог к некоторым участкам строительства. Люди испытывали нехватку в питьевой воде и еде, умирали от эпидемий без врачей и лекарей. Но строительные работы не прекращались.
Китайская стена делит Китай на юг фермеров и север кочевых народов. Во времена правления династии Мин стену укрепляли кирпичом, и возводили на ней сторожевые башни. При императоре Ваньли многие части стены перестраивались или строились заново. В народе эту стену люди именовали «земляным драконом». Потому что ее основания были высокими земляными насыпями. И ее цвета соответствовали такому названию.
Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один из ее участков проходит рядом с Пекином, и заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Данная стена в Китае является не только национальным достоянием, но и настоящим кладбищем. Кости закопанных там людей находят и сегодня.
Как оборонное сооружение эта стена показала себя не с лучшей стороны. Пустые ее участки не могли остановить врага. А для тех мест, которые охраняли люди, ее высоты не хватало, чтобы качественно отбивать атаки. Ее небольшая высота не могла полноценно защитить местность от варварских набегов. Да и ширины конструкции явно не хватало, чтобы разместить на ней достаточное количество воинов, способных полноценно сражаться.
Бессмысленная для обороны, но полезная для торговли стена все же продолжала строиться. Для ее возведения люди насильно уводились на работу. Разбивались семьи, мужчины теряли жен и детей, а матери сыновей. На стену могли отправить за малейшую провинность. Чтобы набрать туда людей проводились специальные призывы, подобные тому, как набирают воинов для армии. Люди роптали, иногда организовывались бунты, которые подавлялись армией императора. Последний бунт стал последним. Ведь после него правлению династии Мин пришел конец, и стройка остановилась.
Нынешнее правительство Китая ввело ряд штрафов за порчу достопримечательности. Это пришлось сделать из-за того, что многие туристы стремились увезти с собой кусочек Китайской стены. И естественные процессы ее разрушения только ускорялись от таких варварских действий. Хотя в 70-е годы стену предлагалось разрушать намеренно. Из-за сложившегося тогда политического мировоззрения, стена воспринималась, как пережиток прошлого.
Из чего строили Великую стену?
До правления династии Цинь стройматериалы для стены применялись примитивные: глина, земля, галька. После этого периода стали строить из кирпичей, обожженных на солнце. А также из больших каменных глыб. Стройматериалы брали там же, где проходило строительство. Раствор для камней делали из рисовой муки. Эта клейковина достаточно надежно скрепляла глыбы разной формы между собой.
Китайская стена даже использовалась, как дорога. По своей структуре она неоднородна. Имеет разную высоту, граничит с горными ущельями и возвышенностями. Высота ее ступеней в некоторых местах достигает 30 см. Иные ступени имеют высоту всего 5 см. Подниматься на Китайскую стену довольно удобно, но спуск может стать рискованным приключением. И все из-за такого устройства ступеней.
Многие туристы, побывавшие на стене, отметили такую ее особенность. Казалось бы, нет ничего проще, чем спускаться вниз по ступеням. Но парадокс состоит в том, что спуск по ступенькам разной высоты отнимает больше времени, чем подъем по ним же.
Отношение китайцев к данному сооружению
В разные периоды строительства и реконструкции стены люди поднимали восстания, так как их силы были на исходе. Стражники легко пропускали врага через стену. А в некоторых местах охотно брали взятки, чтобы не лишиться жизни при набегах противников.
Люди поднимали бунты, не желая строить бесполезную конструкцию. Сегодня в Китае стене придают совсем иное значение. Несмотря на все провалы, трудности и неудачи, возникавшие при строительстве, стену считают символом стойкости китайского народа.
Современные китайцы относятся к стене по-разному. Кто-то испытывает при виде нее священный трепет, кто-то запросто может бросить мусор возле этой достопримечательности. Большинство же испытывают к ней умеренный интерес. Но на групповые экскурсии на стену китайцы ездят также охотно, как и иностранные туристы.
Мао Цзэдун в своей книге писал, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем. На небольших участках стены ежегодно устраиваются марафоны бегунов, проводятся экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.
Китайская стена: факты, мифы и поверья
Среди обилия информации о главной китайской достопримечательности, довольно популярен миф о том, что Китайскую стену видно даже с Луны. На самом деле, этот миф давно развенчан. Ни один астронавт так и не смог отчетливо лицезреть эту стену ни с орбитальной станции, ни с ночного спутника земли.
В 1754 году появилось первое упоминание о том, что Великая Китайская стена настолько масштабна, что ее единственную видно с Луны. Но космонавтам так и не удалось рассмотреть это сооружение из камней и земли на снимках.
В 2001 году Нил Армстронг также опроверг слухи о том, что Китайскую стену можно увидеть с орбиты Земли. Он заявил, что никто из других космонавтов не смог отчетливо увидеть данную конструкцию на китайской территории.
Кроме споров о видимости стены с орбиты, вокруг этой достопримечательности существует немало слухов и легенд. Ужасная легенда о том, что раствор для строительства замешивали из измельченных человеческих костей, также не подтвердилась. Основой для раствора служила рисовая мука.
Еще один миф гласит, что когда один фермер погиб при строительстве стены, его жена так долго плакала на ней, что часть конструкции обрушилась, обнажив останки погибшего. И женщина смогла похоронить мужа со всеми почестями.
О строительстве данного объекта ходили разные слухи. Некоторые утверждали, что прокладывать колею для стены людям помогал настоящий огнедышащий дракон, который своим пламенем плавил пространство для облегчения строительных работ на нем.
Помимо прочего, есть легенда и о самом строительстве. В ней говорится, что когда к главному архитектору подошли и спросили, сколько изготавливать кирпичей. Он назвал число «999999». После завершения строительных работ один кирпич остался, и хитрый архитектор приказал вмонтировать его над одним из входов в сторожевую башню для привлечения удачи. И сделал вид, что все так и задумывалось.
Рассмотрим достоверные факты о Великой Китайской стене:
Поддерживать такой огромный архитектурный объект в презентабельном виде почти невозможно. Что влияет на Великую Китайскую стену сегодня?
Почему разрушается наследие предков?
На протяжении трех императорских «царств» подряд Китайская стена строилась и неоднократно перестраивалась. Ее возводили при правлении династий Цинь, Хань и Мин. Каждая династия привносила что-то новое в облик сооружения, предавая возведению конструкции новый смысл. Строительство завершилось в эпоху правления Мин. Возведение стены послужило одним из поводов к масштабному восстанию, в ходе которого последний представитель династии был свергнут с трона.
На сегодняшний день, даже современные строительные технологии и инновации не могут остановить разрушение огромного сооружения. Некоторые участки стены обваливаются сами из-за воздействия ливней, солнца, ветров и времени.
Другие же разбирают местные жители, чтобы использовать материалы для строительства деревень. Наносят урон стене и туристы. Нередко встречаются отрезки стены, изрисованные граффити. Из сооружения вытаскиваются камни и другие части.
Кроме того, некоторые отрезки Великой Китайской стены находятся так далеко от городов и населенных пунктов, что следить за их состоянием просто некому. Да и затратное для экономики дело никак не вписывается в современный китайский бюджет.
Великая стена производит впечатление органично вписанного в ландшафт сооружения. Она как бы сливается с деревьями, холмами и степями вокруг, никак не нарушая красоту мест, где она пролегает. Ее краски – это оттенки земляные и песчаные оттенки. Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что сооружение, как хамелеон, подстраивается под все оттенки зелени вокруг, и растворяется среди древесных палитр местной растительности.
Эта достопримечательность имеет множество каналов и ответвлений. Ее история полна тайн, трагедий и загадок. А сама конструкция не отличается инженерными изысками. Но тот смысл, который заложен в этот символ сегодня, позволяет сказать, что китайский народ не знает себе равных в труде и упорстве. Ведь для возведения данного сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.
Великая Китайская Стена –Длина,Высота,Сколько лет, Легенда и Фота
Китайская стена – самая большая по протяжённости разделительная стена в мире. Это одна из самых грандиозных достопримечательностей мира и впечатляющий пример древней оборонительной архитектуры. Великая Китайская стена петляет многие сотни километров среди труднопроходимой местности и крутых гор.
На всех без исключения её участках туристы наслаждаются великолепными пейзажами. А потому неудивительно, что Китайская стена вошла в список Новых Семи Чудес Света. Она также является одним из китайских объектов мирового наследия ЮНЕСКО.
Факты о великой китайской стене:Длина, высота и сколько лет?
Путешествие на Великую Китайскую стену
Про Китайскую стену можно говорить бесконечно. Это то место, где обязательно стоит побывать во время вашей поездки в Китай. Пожалуй, наиболее яркий призыв к посещению Стены вышел из-под пера Председателя Мао: «Пока вы не достигнете Великой Китайской стены, вы не герой». Образно это означает «преодолевать трудности, чтобы прийти к цели».
70 000 посетителей в день! И это только на одном участке!
С тех пор как Великая Китайская стена открылась для посещения в качестве туристической достопримечательности, сотни миллионов туристов уже побывали на различных её участках. Участок Бадалин считается самым посещаемым (63 000 000 посетителей только в 2001 году). В высокий сезон поток туристов может достигать 70 000 человек в день!
Чем знаменита Великая Китайская стена
«Величайший человеческий подвиг в истории»: Китайская стена – самый продолжительный в истории строительный проект, осуществлённый огромной ценой человеческих жизней, крови, пота и слёз. Он по праву заслуживает своё место среди 7 Новых Чудес Света и в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Политические деятели и знаменитости разных стран также не упускают возможности прогуляться по всемирно известному символу Поднебесной. Узнайте, Кто из известных людей побывал на Китайской стене.
Великая Китайская стена – Участки
Какой участок Китайской стены посетить:
Каждый участок Великой Китайской стены может предложить что-то уникальное и захватывающее. Самое важное – найти то, что придётся по душе именно вам.
Сколько лет Китайской стены? – Год постройки, История
История Китайской стены насчитывает более чем 2 300 лет. Дословно с китайского языка название известнейшего символа Поднебесной переводится как «Длинная Стена». Она строилась в различных районах разными государствами/династиями для защиты территориальных границ.
Сколько строили Китайскую стену
Часто говорят, что Великую Китайскую стену построил первый император династии Цинь. На самом деле он не был первым, кто начал её строить. Узнайте подробнее о том, Кто построил Китайскую стену.
Династия | Основные события истории строительства Великой Китайской стены |
---|---|
Династия Чжоу: время до Периода Сражающихся царств (770 – 221 гг до н.э.) | Строительство правителями царств оборонительных стен |
Династия Цинь (221 – 207 гг до н.э.) | Первый император династии Цинь объединил участки Великой Китайской стены на северной границе Китая |
Династия Хань (206 – 220 гг) | Император У-ди династии Хань расширил Великую Китайскую стену на запад за перевал Юмэнь |
Династия Мин (1368 – 1644 гг) | Национальный герой, генерал Ци Цзигуан восстановил Великую Китайскую стену вокруг Пекина |
Для чего построили Великую Китайскую стену
Великая Китайская стена была построена для защиты.
Во времена правления династии Цинь, первый император Цинь Шихуанди объединил северные участки Великой Китайской стены для предотвращения вторжения с севера.
В период династии Хань императоры расширили Стену далеко на запад Китая, чтобы защитить Великий шёлковый путь.
Строительство Китайской стены
Грандиозные работы по постройке проводились мудро и основательно, пролилось немало крови, пота и слёз. Семьи разлучали, немало рабочих умерло и было погребено при строительстве, став частью самой Великой Китайской стены.
Китайская cтена – башни, крепости, основная стена
Это была не просто стена. Речь шла о комплексной военной оборонительной системе со смотровыми башнями для наблюдения, крепостями для командных пунктов и материально-технического обеспечения, сигнальными башнями для коммуникации и проч.
Во времена династии Мин (1368 – 1644 гг.), благодаря развитию строительных технологий, Великая Китайская стена была перестроена и укреплена, став ещё более надёжной.
Восстановление и защита Китайской стены
Для предотвращения дальнейшего разрушения Стены, правительство Китая предприняло меры по её охране:
Каждый человек может оказать посильную помощь по защите Китайской стены:
В настоящее время – более 30% Китайской стены утрачено
В силу естественной эрозии и человеческих факторов, около 2000 километров (или 30% Китайской стены периода правления династии Мин) исчезло. Участки Стены, построенные во времена, предшествующие династии Мин, разрушены в ещё большей степени.
Легенды Великой Китайской стены
Великолепие одного из самых узнаваемых символов Китая позволяет проникнуться не только национальной гордостью и грандиозными проектами китайской культуры, но и изобретательностью и уникальностью древней архитектуры.
Во время строительства Китайской стены родилось множество легенд и мифов, например, Легенда о плаче Мэн Цзян Нюй – грустная, но романтичная история любви, появившаяся во времена династии Цинь.
Узнайте больше о Культуре Великой Китайской стены – о легендах, истории, поэзии…
Индивидуальные туры на Великую Китайскую стену
Туры в Китай с Чайна Хайлайтс составлены опытными профессионалами, программы всегда хорошо продуманы, а маршруты логичны. Для вашего вдохновения мы подготовили следующие туры с посещением Китайской стены:
Вы можете выбрать понравившийся вам тур или рассказать нам, что для вас важно в поездке, а мы поможем вам Создать свой собственный тур в Китай. Приезжайте, будем вам рады!
Великая Китайская Стена – грандиозное творение человеческих рук
Если опираться на официальную информацию, то длина стены составляет 8 851,9 км, а полная длина с учетом разделений – 21 196,2 км. Вообще размеры постройки во все времена вызывали много споров и обсуждений, даже складывались мифы и легенды. Одним из них является миф, что стена видна с Луны. Но в это могли верить предки, а в современном мире в век технического прогресса этот миф легко развеялся. Но нужно отметить, что с космической орбиты Великую Стену видно на спутниковых снимках.
Китайцы по праву гордятся народным достоянием, которым стала Великая Китайская Стена. Она является визитной карточкой страны, которая принимает около 40 млн туристов ежегодно со всех уголков планеты.
Китайцы любят повторять выражение, сказанное еще Мао Цзедуном, которое гласит: – «Тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец»
Этот призыв притягивает не только истинных китайцев, но и иностранных туристов. Все они хотят побывать на великом сооружении, высота которого составляет около 10 м, а ширина на различных участках до 8 м. Но ради великолепных пейзажей, которые открываются с высоты стены, стоит претерпеть нелегкий подъем.
Изначально стена задумывалась как оборонительное сооружение, предназначенное защищать народ Китая от набегов кочевников. В Китае многие царства и княжества строили отдельные стены для защиты. Но в III веке до нашей эры произошло объединение этих маленьких царств под управлением династии Цинь. Император Цинь Шихуанди решил объединить все усилия китайского народа и положил начало возведению Великой Китайской стены.
Как строилась Великая Стена
По легендам на возведении стены работало не менее 300 тысяч человек – это целая армия императора. По другим данным на строительстве было задействовано около двух миллионов человек.
Началось возведение в 221 году до нашей эры. Большая часть стены была построена еще при Цине. Уже сооруженные укрепления объединяли в общую постройку. Кроме того, возводились еще и сторожевые башни. Предназначением их было оповещать армию и население о наступлении врагов. Если тревога поднималась ночью, то весть о набеге передавалась посредством зажженного огня поочередно от одной башни к другой. А если это происходило днем, то сигналом служил дым. По всей длине стены насчитывается около 25 тысяч башен.
Первоначально обычные насыпи земли выступали в качестве заграждающей стены, а со временем были заменены на камень и кирпич.
Существует много рассказов о погибших строителях, но точное количество жертв неизвестно. Эксперты предполагают, что их не менее полумиллиона. Главная причина состоит в тяжелых условиях труда. Много легенд рассказывают о погибших здесь строителях, об их женах, которые не могли даже достойно похоронить своих мужей. В настоящее время находят много костей среди обломков стены, что свидетельствует о захоронении умерших прямо в стенах.
За все время существования великого сооружения оно несколько раз восстанавливалось династиями Хань и Суй. Каждый правитель вносил что-то свое в реконструкцию стены. При правлении династии Мин Великая Китайская Стена приобрела такой вид, как сегодня. Это было время, когда постройки возводили из кирпичных и блочных материалов, благодаря которым увеличилась прочность сооружения.
Не приуменьшая величия этой грандиозной постройки, все же приходится признать, что с оборонительными задачами стена не справлялась. Сами жители Китая не скрывали, что количество человеческих жертв и затраченных финансовых средств были совершенно неоправданны.
Интересные факты
Посещение Великой Китайской Стены
Самыми удобными для посещения являются осень и весна, потому что летом слишком жарко среди большой массы людей, а зимой могут быть сильные морозы. В сентябре – ноябре лучше выбрать прогулку пешком, так как погода обычно ясная и можно увидеть, как стена, извиваясь по склонам и напоминая дракона, уходит за горизонт.
Какой участок лучше посетить?
Исходя из фантастической протяженности стены, она проходит через девять провинций. Экскурсоводы рекомендуют посещать лишь пять из них, которые находятся вблизи Пекина.
Как добраться?
Прямых автобусов до стены нет, поэтому желающим посетить это место лучше заранее продумать свой маршрут или отправиться в составе экскурсионной группы с гидом. Особенно этот вариант подходит тем, кто оказался в Китае впервые и имеет сложности с языком. Общественный транспорт подойдет для тех, кто хоть немного знает китайский язык и ориентируется в Пекине. Проезд в транспорте выйдет дешевле, чем экскурсия. Преимуществом здесь является и сэкономленное время: не нужно ходить в толпе туристов в составе группы. Самый комфортный вариант – арендовать авто, которое можно поймать прямо на улице или заказать в отеле.
Расположение Китайской стены на карте
История возведения Великой Стены имеет много противоречивых споров, мифов и легенд. Несомненно одно – это величайшее творение человеческих рук, идеально вписавшееся в ландшафты на протяжении многих лет.
Видео Орел и Решка, Чудеса Света – «Великая Китайская стена»
Великая Китайская стена
Великая Китайская стена (Great Wall of China)
Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. Больше того: это самое масштабное сооружение из всех когда-либо возведенных человеком. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Великая Китайская стена
Основные моменты
«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.
Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.
Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.
Великая Китайская стена на закате Мутяньюй — участок расположенный около города Хуайжоу в 75 км от Пекина
История строительства Великой Китайской стены
В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.
Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.
Строительство Великой Китайской стены (кадр из фильма)
Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.
Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.
Зарисовка Великой Китайской стены датируемая 1853 годом
К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.
Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.
Сохранившиеся секции Великой Китайской стены Фотография Великой Китайской стены 1907 года
Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.
Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).
Где начинается и заканчивается стена
Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.
Восточный край Великой Китайской стены Башня Лаолунтоу
Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.
Западная часть Великой Китайской стены
Мифы, легенды, интересные факты
Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.
Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.
Исписанные иероглифами камни на участке Бадалин
Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.
Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.
Великая Китайская стена зимой
Участки Великой Китайской стены
Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.
Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.
Участок стены Бадалин
Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.
Участок стены Мутяньюй
Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).
Участок Великой Китайской стены Сыматай
От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».
Степной участок Великой Китайской стены
В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.
Обрывистый участок Великой Китайской стены
Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.
Руины заставы Янгуань Руины сигнальной вышки Фрагменты Вэйской стены
Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.
Мероприятия по сохранению стены
Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.
Работы по восстановлению стены Ворота Шаньхайгуаньской заставы
Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.
Музей Великой Китайской стены
6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.
Музей Великой Китайской стены
Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.
Туристам на заметку
На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.
Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.
Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены
Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.
Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.
Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.
Наплыв туристов Марафон на Великой Китайской стене
Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.
Вход на стену в районе Гуанчжоу
Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.
Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.
Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.