врубель демон у стен монастыря

Иллюстрации Врубеля к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова

«Демон» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 — 1841), о падшем ангеле полюбившем смертную девушку. В 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, но ближе к концу XIX века — на фоне растущего интереса к русской поэзии — поэма и её герой вновь обрели актуальность. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902).

История создания

Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910) — русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве. Его самобытное творчество, близкое к стилю живописи «модерн», сочетало в себе яркую декоративность формы с драматичным, трагичным содержанием, визуальную роскошь — с мрачными, тревожными настроениями картин и рисунков.

Врубель работал над «Демоном» более пяти лет. Впервые он сообщил о его замысле художнику В. Серову летом 1885 года, а в 1886 году он создал картину «Демон» (которая вызвала отвращение у его отца), но позже уничтожил ее. Осуществить задуманное ему удалось лишь в 1891 году.

В 1891 году у владельцев типографии и книгоиздательства товарищества И. Н. Кушнерёва в Москве явилась мысль издать юбилейный двухтомник сочинений М. Ю. Лермонтова с иллюстрациями «лучших наших художественных сил». Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике.

Выполнить рисунки к «Демону» было предложено В. Серову, но художник предложил обратиться к малоизвестному М.А. Врубелю, который к тому времени уже долго работал над своим «Демоном». Руководящий проектом П. П. Кончаловский сразу увидел в нём огромный талант и поручил ему исполнить иллюстрации не только к «Демону», но и к «Герою нашего времени» и некоторым стихотворениям.

Из 36 рисунков, которые выполнил Врубель в рамках этого заказа, 20 вошло в издание типографии И. Н. Кушнарева, из них 11 рисунков иллюстрировали «Демона».

Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций), при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь — за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «„всепонятность“ становилась в его глазах так же подозрительной, как другим — „непонятность“». Однако именно иллюстрации Врубеля как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

Иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью; монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным

Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.

Источник

«Демоны» Михаила Врубеля

«Демон — дух не столь­ко злоб­ный, сколь­ко стра­да­ю­щий и скорб­ный, при всём этом дух власт­ный, вели­ча­вый…» *

Серия кар­тин «Демон» Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча Вру­бе­ля созда­на в пери­од с 1890 по 1903 год и вдох­нов­ле­на поэ­зи­ей Миха­и­ла Лер­мон­то­ва. Авто­ру уда­лось точ­но пере­дать настро­е­ние героя и его пере­жи­ва­ния. Каж­дое полот­но серии по-сво­е­му уни­каль­но и может быть рас­смот­ре­но обособ­лен­но от других.

Одна­ко, если изу­чить все про­из­ве­де­ния сра­зу, мож­но про­сле­дить не толь­ко эво­лю­цию лите­ра­тур­но­го героя, но и изме­не­ния в твор­че­стве само­го Вру­бе­ля, от Демо­на, тре­вож­но сидя­ще­го на фоне ало­го зака­та, до Демо­на, без­воль­но стре­мя­ще­го­ся в без­дну во тьме.

Миха­ил Алек­сан­дро­вич Вру­бель один из самых мно­го­гран­ных оте­че­ствен­ных живо­пис­цев нача­ла XX века, кото­рый про­сла­вил­ся не толь­ко как худож­ник, но и как скуль­птор. Его био­гра­фия и твор­че­ство крайне интен­сив­ны. Жизнь живо­пис­ца мож­но раз­де­лить на два эта­па. Пер­вый — это обу­че­ние в ака­де­мии искусств и пере­езд в Киев, где Вру­бель увлёк­ся цер­ков­ны­ми моти­ва­ми. Вто­рой этап — мос­ков­ский, когда были созда­ны самые извест­ные рабо­ты и когда тво­рец начал стра­дать от физи­че­ских и душев­ных неду­гов, что его и обессилило.

Мы рас­смот­рим мос­ков­ский пери­од твор­че­ства, нача­тый «Демо­ном сидя­щим» в 1890 году и закон­чен­ный «Демо­ном повер­жен­ным» в 1902 году, а так­же закат жиз­ни маэст­ро живописи.

врубель демон у стен монастыря Миха­ил Вру­бель за рабо­той. 1898 год

«Демон сидящий»

Кар­ти­на — иллю­стра­ция к поэ­ме, поэто­му сюжет полот­на во мно­гом вто­рит ей. Автор не стре­мил­ся сде­лать Демо­на мило­вид­ным, хотел пока­зать задум­чи­вую, сомне­ва­ю­щу­ю­ся лич­ность, пре­бы­ва­ю­щую в смятении.

Герой сидит в окру­же­нии непро­пор­ци­о­наль­но боль­ших цве­тов в зажа­той позе, что под­чёр­ки­ва­ет его нелов­кость и стес­не­ние, ему буд­то не хва­та­ет места и он пыта­ет­ся сжать­ся. На вто­ром плане мы видим тёп­лый алый закат, надви­га­ю­щий­ся на горы. Мож­но пред­по­ло­жить, что это Кав­каз, учи­ты­вая осо­бую связь Лер­мон­то­ва с этим краем.

врубель демон у стен монастыря Пер­вая кар­ти­на с Демо­ном, создан­ная Вру­бе­лем. 1890 год

Лицо Демо­на — отдель­ный смыс­ло­вой эле­мент про­из­ве­де­ния. Вру­бель при­дал ему как муж­ские, так и жен­ские чер­ты, что­бы ещё глуб­же рас­крыть тему борь­бы внут­ри героя.

Кар­ти­на выпол­не­на в фир­мен­ном сти­ле Вру­бе­ля, а имен­но на ней при­сут­ству­ет эффект кри­стал­ли­че­ских гра­ней, что род­нит полот­но с вит­ра­жом или пан­но. Такие маз­ки худож­ник делал с помо­щью спе­ци­аль­но­го инстру­мен­та — мастихина.

врубель демон у стен монастыря Фраг­мент кар­ти­ны «Демон сидящий»

«Демон и Тамара»

В 1891 году Вру­бель по зака­зу изда­те­ля Пет­ра Кон­ча­лов­ско­го выпол­нил ряд иллю­стра­ций к поэ­ме Лер­мон­то­ва «Демон». Мы рас­смот­рим одну из них.

Выпол­не­на кар­ти­на в отлич­ном от преды­ду­щей сти­ле, одна­ко исто­рия её созда­ния кажет­ся достой­ной рас­смот­ре­ния, ибо пони­ма­ние эмо­ций твор­ца поз­во­ля­ют луч­ше интер­пре­ти­ро­вать само про­из­ве­де­ние. Вру­бель настоль­ко про­ник­ся поэ­зи­ей Лер­мон­то­ва, что не мог никак отоб­ра­зить эпи­зод поэ­мы на бумаге.

Для напи­са­ния худож­ник исполь­зо­вал аква­рель. Иллю­стра­ция посвя­ще­на сви­да­нию Демо­на с воз­люб­лен­ной Тама­рой в мона­стыр­ской келье. Зада­чей худож­ни­ка было пере­дать на хол­сте строчки:

«Я опу­щусь на дно морское,
Я поле­чу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное —
Люби меня. »

Ком­по­зи­ция кар­ти­ны два­жды изме­ня­лась. На пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те Тама­ра сиде­ла сле­ва от Демо­на у сте­ны, а рядом с ней, при­сло­нён­ный к стене, сто­ял гру­зин­ский музы­каль­ный инстру­мент чон­гу­ри. Но Вру­бель ока­зал­ся настоль­ко недо­во­лен рабо­той, что в яро­сти порвал её.

Вто­рая вер­сия пре­тер­пе­ла незна­чи­тель­ные изме­не­ния. Так Вру­бель убрал из ком­по­зи­ции сте­ну, а Тама­ру пере­са­дил бли­же к окну. Сам же Демон воз­вы­сил­ся над ней. Но и это не устро­и­ло автора.

Худож­ник при­сту­пил к тре­тьей попыт­ке, и она ста­ла три­ум­фаль­ной. На ней аква­ре­лью выпол­не­но звёзд­ное небо, кото­рое заиг­ра­ло новы­ми крас­ка­ми, а Демон, скло­нив­ший­ся над Тама­рой, замер в позе, пред­вос­хи­ща­ю­щей их духов­ное соединение.

врубель демон у стен монастыря Тре­тья вер­сия сюже­та, кото­рая удо­вле­тво­ри­ла Врубеля

«Демон летящий»

Эту кар­ти­ну мож­но назвать одной из самых таин­ствен­ных работ Вру­бе­ля. Окон­ча­тель­ный замы­сел до кон­ца не уста­нов­лен во мно­гом из-за неза­кон­чен­но­сти полотна.

врубель демон у стен монастыря «Демон летя­щий». 1899 год. Неза­вер­шён­ная картина

Восемь лет спу­стя после «Демо­на и Тама­ры» Вру­бель взял­ся за ново­го Демо­на — «Демо­на Летя­ще­го». Герой про­ле­та­ет над гора­ми Кав­ка­за, отче­го кар­ти­на ста­но­вит­ся более интри­гу­ю­щей и захватывающей:

«…И над вер­ши­на­ми Кавказа
Изгнан­ник рая пролетал:
Под ним Каз­бек, как грань алмаза,
Сне­га­ми веч­ны­ми сиял…»

Автор исполь­зо­вал пре­иму­ще­ствен­но тём­ные мрач­ные цве­та, на полотне пре­ва­ли­ру­ют тяжё­лые корич­не­вые тона, а сам демон обла­чён в корич­не­вое одеяние.

врубель демон у стен монастыря Фраг­мент кар­ти­ны «Демон летящий»

К сожа­ле­нию, по неиз­вест­ной при­чине Вру­бель не закон­чил рабо­ту. Финаль­ный замы­сел остал­ся нерас­кры­тым. Одна­ко вид­но, что эта кар­ти­на отли­ча­ет­ся абстракт­но­стью, кото­рая ещё более уда­ля­ет от реаль­но­сти как авто­ра, так и зри­те­ля. Веро­ят­но, худож­ни­ка посте­пен­но нача­ла тер­зать душев­ная болезнь, кото­рая в пол­ной мере настиг­нет его через несколь­ко лет.

«Демон поверженный»

Это полот­но явля­ет­ся, навер­ное, самым слож­ным по смыс­лу про­из­ве­де­ни­ем авто­ра. «Повер­жен­ный» во мно­гом слу­жит про­дол­же­ни­ем «Демо­на сидя­ще­го», посколь­ку напи­сан в схо­жей кри­стал­ли­че­ской тех­ни­ке и ком­по­зи­ци­он­но синонимичен.

врубель демон у стен монастыря Послед­ний Демон Вру­бе­ля. 1902 год

Кар­ти­на насы­ще­на люби­мы­ми оттен­ка­ми Вру­бе­ля — раз­ны­ми тона­ми сине­го и золо­то­го. Сам герой выгля­дит про­иг­рав­шим, повер­жен­ным в мыс­лен­ной схват­ке с самим собой. Внут­рен­няя борь­ба уби­ла вся­че­ские надеж­ды, лиши­ла полё­та мыс­ли. Теперь Демо­ну оста­ёт­ся лишь кануть вниз, пре­да­вая себя в руки судьбы.

Мы видим пада­ю­ще­го в уще­лье Демо­на на фоне засне­жен­ных Кав­каз­ских гор. Он пока­зан вновь замкну­тым и стес­нён­ным в дви­же­ни­ях, и вновь ему не хва­та­ет места как на кар­тине, как уже серьёз­но боль­но­му авто­ру в этом мире. Худож­ник писал про­из­ве­де­ние, стра­дая от пси­хо­ло­ги­че­ско­го рас­строй­ства, кото­рое про­грес­си­ро­ва­ло с каж­дым днём.

врубель демон у стен монастыря Фраг­мент кар­ти­ны «Демон поверженный»

Жена Вру­бе­ля, Надеж­да Ива­нов­на, отме­ча­ла, что с супру­гом про­ис­хо­ди­ло что-то стран­ное, но тяга к твор­че­ству лишь уси­ли­ва­лась, пока одна­жды после при­сту­па он не попал в лечеб­ни­цу. На этом хол­сте про­сле­жи­ва­ет­ся порт­рет не столь­ко героя лер­мон­тов­ской поэ­мы, сколь­ко само­го Вру­бе­ля. Для него это был почти авто­порт­рет, воз­мож­ность отоб­ра­зить свои стра­да­ния на хол­сте и взгля­нуть на демо­на как в зер­ка­ло души.

Личный «демон» Врубеля

С 1902 году у Вру­бе­ля про­грес­си­ру­ет сифи­лис, сопро­вож­дав­ший­ся при­сту­па­ми сума­сше­ствия. Его пыта­лись выле­чить мно­же­ство вра­чей, худож­ник лежал в раз­ных клиниках.

В 1903 году уми­ра­ет двух­го­до­ва­лый сын Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча, что ещё силь­нее усу­губ­ля­ет его состо­я­ние. Вра­чи пыта­ют­ся най­ти спа­се­ние в твор­че­стве, и худож­ник сно­ва начи­на­ет писать кар­ти­ны. Вру­бель, чере­дуя при­пад­ки с твор­че­ски­ми поры­ва­ми, пишет успеш­ные полот­на, но к демо­ни­че­ской теме боль­ше не возвращается.

врубель демон у стен монастыря Один из послед­них шедев­ров Вру­бе­ля, кар­ти­на «Жем­чуж­ная рако­ви­на». 1904 год

В 1904 году он созда­ёт кар­ти­ну «Жем­чуж­ная рако­ви­на», про кото­рую рассказывал:

«Ведь я совсем не соби­рал­ся писать „мор­ских царе­вен“ в сво­ей „Жем­чу­жине“. Я хотел со всей реаль­но­стью пере­дать рису­нок, из кото­ро­го сла­га­ет­ся игра пер­ла­мут­ро­вой рако­ви­ны, и толь­ко после того, как сде­лал несколь­ко рисун­ков углём и каран­да­шом, уви­дел этих царе­вен, когда начал писать красками».

В 1906 году худож­ник посте­пен­но теря­ет зре­ние, но сно­ва пыта­ет­ся най­ти лече­ние в твор­че­стве. Поэт Брю­сов, порт­рет кото­ро­го Вру­бель писал в этом году, гово­рил о нём так:

«Твор­че­ская сила пере­жи­ла в нём всё. Чело­век уми­рал, раз­ру­шал­ся, мастер — про­дол­жал жить».

Зре­ние поки­ну­ло худож­ни­ка к кон­цу 1906 года, и он стал всё боль­ше бре­дить. До 1910 года, до сво­ей смер­ти, он подав­ля­ю­щую часть вре­ме­ни про­во­дил в при­пад­ках. На похо­ро­нах масте­ра Алек­сандр Блок сказал:

«Он оста­вил нам сво­их Демо­нов, как закли­на­те­лей про­тив лило­во­го зла, про­тив ночи. Перед тем, что Вру­бель и ему подоб­ные при­от­кры­ва­ют чело­ве­че­ству раз в сто­ле­тие, я умею лишь тре­пе­тать. Тех миров, кото­рые виде­ли они, мы не видим».

Читай­те так­же наш мате­ри­ал «10 шедев­ров Нико­лая Ге».

Источник

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

врубель демон у стен монастыря

Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и. отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

врубель демон у стен монастыря

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

врубель демон у стен монастыря
Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса. Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет.

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

врубель демон у стен монастыря
Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. жил М. Врубель.

«. в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа. я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. часы досуга. проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

. Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и. в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Роза.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Белый ирис.

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем.

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «. я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «. в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною. отталкивающею. пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий.

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Голова демона.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2).

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон летящий.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.

врубель демон у стен монастыря

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего,

врубель демон у стен монастыря
Демон у монастря.

Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой.

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

врубель демон у стен монастыря

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

врубель демон у стен монастыря
Для примера: Демон в представлении К. Маковского

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

врубель демон у стен монастыря
Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

врубель демон у стен монастыря
Сирень

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Гадалка.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Пан.

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Валькирия.

Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

врубель демон у стен монастыря
Волхова 1.

врубель демон у стен монастыря
Морская царица.

Демон десятый. Демон – Ангел.

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники. Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный. величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей.

Двойственная природа и у шестикрылого серафима – Азраила – ангела смерти.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел «в одном флаконе».

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая.
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов. », — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный.

У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»

врубель демон у стен монастыря
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет, 1885 год.

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *