врубель демон у стен монастыря
Иллюстрации Врубеля к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова
«Демон» — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 — 1841), о падшем ангеле полюбившем смертную девушку. В 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, но ближе к концу XIX века — на фоне растущего интереса к русской поэзии — поэма и её герой вновь обрели актуальность. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1902).
История создания
Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910) — русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве. Его самобытное творчество, близкое к стилю живописи «модерн», сочетало в себе яркую декоративность формы с драматичным, трагичным содержанием, визуальную роскошь — с мрачными, тревожными настроениями картин и рисунков.
Врубель работал над «Демоном» более пяти лет. Впервые он сообщил о его замысле художнику В. Серову летом 1885 года, а в 1886 году он создал картину «Демон» (которая вызвала отвращение у его отца), но позже уничтожил ее. Осуществить задуманное ему удалось лишь в 1891 году.
В 1891 году у владельцев типографии и книгоиздательства товарищества И. Н. Кушнерёва в Москве явилась мысль издать юбилейный двухтомник сочинений М. Ю. Лермонтова с иллюстрациями «лучших наших художественных сил». Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике.
Выполнить рисунки к «Демону» было предложено В. Серову, но художник предложил обратиться к малоизвестному М.А. Врубелю, который к тому времени уже долго работал над своим «Демоном». Руководящий проектом П. П. Кончаловский сразу увидел в нём огромный талант и поручил ему исполнить иллюстрации не только к «Демону», но и к «Герою нашего времени» и некоторым стихотворениям.
Из 36 рисунков, которые выполнил Врубель в рамках этого заказа, 20 вошло в издание типографии И. Н. Кушнарева, из них 11 рисунков иллюстрировали «Демона».
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций), при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь — за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа). Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «„всепонятность“ становилась в его глазах так же подозрительной, как другим — „непонятность“». Однако именно иллюстрации Врубеля как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.
Иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью; монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным
Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.
«Демоны» Михаила Врубеля
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый…» *
Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Автору удалось точно передать настроение героя и его переживания. Каждое полотно серии по-своему уникально и может быть рассмотрено обособленно от других.
Однако, если изучить все произведения сразу, можно проследить не только эволюцию литературного героя, но и изменения в творчестве самого Врубеля, от Демона, тревожно сидящего на фоне алого заката, до Демона, безвольно стремящегося в бездну во тьме.
Михаил Александрович Врубель один из самых многогранных отечественных живописцев начала XX века, который прославился не только как художник, но и как скульптор. Его биография и творчество крайне интенсивны. Жизнь живописца можно разделить на два этапа. Первый — это обучение в академии искусств и переезд в Киев, где Врубель увлёкся церковными мотивами. Второй этап — московский, когда были созданы самые известные работы и когда творец начал страдать от физических и душевных недугов, что его и обессилило.
Мы рассмотрим московский период творчества, начатый «Демоном сидящим» в 1890 году и законченный «Демоном поверженным» в 1902 году, а также закат жизни маэстро живописи.
Михаил Врубель за работой. 1898 год
«Демон сидящий»
Картина — иллюстрация к поэме, поэтому сюжет полотна во многом вторит ей. Автор не стремился сделать Демона миловидным, хотел показать задумчивую, сомневающуюся личность, пребывающую в смятении.
Герой сидит в окружении непропорционально больших цветов в зажатой позе, что подчёркивает его неловкость и стеснение, ему будто не хватает места и он пытается сжаться. На втором плане мы видим тёплый алый закат, надвигающийся на горы. Можно предположить, что это Кавказ, учитывая особую связь Лермонтова с этим краем.
Первая картина с Демоном, созданная Врубелем. 1890 год
Лицо Демона — отдельный смысловой элемент произведения. Врубель придал ему как мужские, так и женские черты, чтобы ещё глубже раскрыть тему борьбы внутри героя.
Картина выполнена в фирменном стиле Врубеля, а именно на ней присутствует эффект кристаллических граней, что роднит полотно с витражом или панно. Такие мазки художник делал с помощью специального инструмента — мастихина.
Фрагмент картины «Демон сидящий»
«Демон и Тамара»
В 1891 году Врубель по заказу издателя Петра Кончаловского выполнил ряд иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон». Мы рассмотрим одну из них.
Выполнена картина в отличном от предыдущей стиле, однако история её создания кажется достойной рассмотрения, ибо понимание эмоций творца позволяют лучше интерпретировать само произведение. Врубель настолько проникся поэзией Лермонтова, что не мог никак отобразить эпизод поэмы на бумаге.
Для написания художник использовал акварель. Иллюстрация посвящена свиданию Демона с возлюбленной Тамарой в монастырской келье. Задачей художника было передать на холсте строчки:
«Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное —
Люби меня. »
Композиция картины дважды изменялась. На первоначальном варианте Тамара сидела слева от Демона у стены, а рядом с ней, прислонённый к стене, стоял грузинский музыкальный инструмент чонгури. Но Врубель оказался настолько недоволен работой, что в ярости порвал её.
Вторая версия претерпела незначительные изменения. Так Врубель убрал из композиции стену, а Тамару пересадил ближе к окну. Сам же Демон возвысился над ней. Но и это не устроило автора.
Художник приступил к третьей попытке, и она стала триумфальной. На ней акварелью выполнено звёздное небо, которое заиграло новыми красками, а Демон, склонившийся над Тамарой, замер в позе, предвосхищающей их духовное соединение.
Третья версия сюжета, которая удовлетворила Врубеля
«Демон летящий»
Эту картину можно назвать одной из самых таинственных работ Врубеля. Окончательный замысел до конца не установлен во многом из-за незаконченности полотна.
«Демон летящий». 1899 год. Незавершённая картина
Восемь лет спустя после «Демона и Тамары» Врубель взялся за нового Демона — «Демона Летящего». Герой пролетает над горами Кавказа, отчего картина становится более интригующей и захватывающей:
«…И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…»
Автор использовал преимущественно тёмные мрачные цвета, на полотне превалируют тяжёлые коричневые тона, а сам демон облачён в коричневое одеяние.
Фрагмент картины «Демон летящий»
К сожалению, по неизвестной причине Врубель не закончил работу. Финальный замысел остался нераскрытым. Однако видно, что эта картина отличается абстрактностью, которая ещё более удаляет от реальности как автора, так и зрителя. Вероятно, художника постепенно начала терзать душевная болезнь, которая в полной мере настигнет его через несколько лет.
«Демон поверженный»
Это полотно является, наверное, самым сложным по смыслу произведением автора. «Поверженный» во многом служит продолжением «Демона сидящего», поскольку написан в схожей кристаллической технике и композиционно синонимичен.
Последний Демон Врубеля. 1902 год
Картина насыщена любимыми оттенками Врубеля — разными тонами синего и золотого. Сам герой выглядит проигравшим, поверженным в мысленной схватке с самим собой. Внутренняя борьба убила всяческие надежды, лишила полёта мысли. Теперь Демону остаётся лишь кануть вниз, предавая себя в руки судьбы.
Мы видим падающего в ущелье Демона на фоне заснеженных Кавказских гор. Он показан вновь замкнутым и стеснённым в движениях, и вновь ему не хватает места как на картине, как уже серьёзно больному автору в этом мире. Художник писал произведение, страдая от психологического расстройства, которое прогрессировало с каждым днём.
Фрагмент картины «Демон поверженный»
Жена Врубеля, Надежда Ивановна, отмечала, что с супругом происходило что-то странное, но тяга к творчеству лишь усиливалась, пока однажды после приступа он не попал в лечебницу. На этом холсте прослеживается портрет не столько героя лермонтовской поэмы, сколько самого Врубеля. Для него это был почти автопортрет, возможность отобразить свои страдания на холсте и взглянуть на демона как в зеркало души.
Личный «демон» Врубеля
С 1902 году у Врубеля прогрессирует сифилис, сопровождавшийся приступами сумасшествия. Его пытались вылечить множество врачей, художник лежал в разных клиниках.
В 1903 году умирает двухгодовалый сын Михаила Александровича, что ещё сильнее усугубляет его состояние. Врачи пытаются найти спасение в творчестве, и художник снова начинает писать картины. Врубель, чередуя припадки с творческими порывами, пишет успешные полотна, но к демонической теме больше не возвращается.
Один из последних шедевров Врубеля, картина «Жемчужная раковина». 1904 год
В 1904 году он создаёт картину «Жемчужная раковина», про которую рассказывал:
«Ведь я совсем не собирался писать „морских царевен“ в своей „Жемчужине“. Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
В 1906 году художник постепенно теряет зрение, но снова пытается найти лечение в творчестве. Поэт Брюсов, портрет которого Врубель писал в этом году, говорил о нём так:
«Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».
Зрение покинуло художника к концу 1906 года, и он стал всё больше бредить. До 1910 года, до своей смерти, он подавляющую часть времени проводил в припадках. На похоронах мастера Александр Блок сказал:
«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Читайте также наш материал «10 шедевров Николая Ге».
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и. отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?
Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!
В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.
Демон первый. «Оттуда не возвращаются»
Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.
Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.
Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.
Демон второй. «Мне скучно, бес»
Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса. Все это не способствовало длительным привязанностям.
В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет.
Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.
Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. жил М. Врубель.
«. в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа. я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. часы досуга. проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
. Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».
Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896
Демон третий. Безумная техника и странная эстетика
В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и. в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.
Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.
«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».
Михаил Александрович Врубель. Роза.
Михаил Александрович Врубель. Белый ирис.
Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:
Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем.
Демон четвертый. Неразделенная любовь
Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.
К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «. я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Демон пятый. «Демон сидящий»
Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «. в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.
Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:
«Демон этот показался мне злою, чувственною. отталкивающею. пожилою женщиной».
Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий.
В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.
Демон шестой. Лермонтовский
В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.
Михаил Александрович Врубель. Голова демона.
Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2).
Михаил Александрович Врубель. Демон летящий.
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего,
Демон у монастря.
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой.
Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон
Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу
Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.
Для примера: Демон в представлении К. Маковского
Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»
В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.
Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.
Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896
Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.
Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.
Демон восьмой: кто в облике таком?
В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.
Сирень
Михаил Александрович Врубель. Гадалка.
Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь.
В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.
Демон девятый. Духи разных миров
Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897
Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.
Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.
Михаил Александрович Врубель. Пан.
В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».
Михаил Александрович Врубель. Валькирия.
Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.
«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).
Волхова 1.
Морская царица.
Демон десятый. Демон – Ангел.
Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники. Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный. величавый».
Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.
Михаил Александрович Врубель. Демон.
Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей.
Двойственная природа и у шестикрылого серафима – Азраила – ангела смерти.
Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим.
Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел «в одном флаконе».
Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.
В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».
В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая.
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.
«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов. », — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.
Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.
Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный.
У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.
Двенадцатый демон. Пророк
Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.
Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905
Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет, 1885 год.
Демон тринадцатый. Посланник иных миров
Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:
«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает.