восточный фасад лувра клод перро
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Скульптурная декорация фасадов Лувра.
Скульптурная декорация фасадов Лувра.
Вид на центральный фасад Луврского дворца, дополненного двумя боковыми крыльями и пятью павильонами, богато украшенными скульптурным декором.
Особенности оформления фасада
Дворец Лувр представляет собой монументальный дворцовый комплекс, имеющий в плане форму замкнутого каре. Фасады резиденции щедро украшены декоративными скульптурами, лепниной и античными архитектурными элементами – традиционными для архитектуры Ренессанса. Западное крыло замка дополнено павильоном Марсан (Marsan pavillon), увенчанным скульптурным куполом, в основании которого находится треугольный фронтон с массивным барельефом.
Западное крыло Луврского дворца, или Крыло Леско (aile Lescot) дополнено масштабной арочной галереей на первом ярусе, двумя павильонами, а также множеством скульптур, расположенных на выступающем карнизе над галереей.
Крайний павильон Крыла Леско, Павильон Флоры (Flora Pavilion), увенчан массивной мансардной крышей, украшенной скульптурными полукруглыми фронтонами, дополненными статуями греческих богов.
Один из внешних фасадов Луврского дворца дополнен Триумфальной аркой, увенчанной бронзовой статуей четверки коней, которая является символом возвращения династии Бурбонов. Несмотря на то, что большинство павильонов и флигелей резиденции были возведены в разные эпохи, и являются воплощением разнообразных архитектурных стилей, основой композиции комплекса является архитектура Ренессанса и неоклассицизма. Особенно ярко это выражено в оформлении центрального фасада замка. Двухэтажное сооружение дополнено небольшим портиком с двумя ярусами сдвоенных колонн, арочные окна первого этажа декорированы полуколоннами и декоративными фронтонами, а центральный павильон увенчан небольшим полукруглым куполом.
Центральный павильон главного фасада, Павильон Сюлли (Sully pavillon), королевского дворца Лувр украшен множеством скульптурных элементов: статуями кариатид и ангелов, барельефами, а также небольшим циферблатом часов.
Характерной особенностью оформления фасадов Луврского дворца являются многочисленные барельефы, изображающие разнообразные мотивы: мифологические сюжеты, античных ораторов и мыслителей, маски античной драмы и комедии, а также рельефы с изображением французских монархов. Множество декоративных ниш украшены статуями греческих богов, а также атлетических юношей и девушек, карнизы здания декорированы скульптурными фризами с изображением цветочных или анималистических узоров.
Скульптурный декор Павильона Сюлли является квинтэссенцией архитектуры Ренессанса – множество барельефов, полуколонны коринфского ордера, скульптурные карнизы и полукруглые декоративные фронтоны.
В настоящее время Дворец Лувр (palais du Louvre) считается одной из красивейших и крупнейших королевских резиденций в мире. Здесь расположен известнейший музей с мировым именем, а сам Луврский дворец является архитектурным памятником и национальным достоянием Франции. Обилие декоративных элементов фасада здания поражает, что делает архитектуру резиденции одним из ярчайших образцов стиля Ренессанс.
Колоннада Лувра
Колоннаду, которая тянется вдоль всего восточного фасада Лувра, построили во времена Людовика XIV. «Король-солнце» не ставил под сомнение традиции своих венценосных предков. А те считали, что лучшее выражение силы королевской власти – грандиозные строительные проекты. И вот в 1664 г. по велению короля генеральный контролер финансов Жан-Батист Кольбер объявил то, что мы сегодня бы назвали открытым конкурсом на проектирование восточного фасада Лувра. Работы на конкурс представили и Луи Лево, и Франсуа Мансар. А из Рима в Париж прибыл сам Бернини. Но маститый зодчий оказался человеком льстивым, упрямым и капризным. Он Людовику совсем не понравился. Однако известный своей деликатностью монарх объявил победителем именно Бернини. Архитектора поздравили, проект у него выкупили и …забыли.
Кольбер – после того как Бернини уехал – потребовал уже от своих, французских архитекторов представить совместный проект. Но к тому времени Лево уже занимался строительством в Версале. И потому финальный вариант разработал в основном Клод Перро – архитектор-любитель, врач и старший брат знаменитого сказочника Шарля Перро.
Клод Перро создал шедевр мировой архитектуры и один из лучших примеров французского классицизма. Нет сомнений в том, что архитектор сумел достичь непревзойденного ощущения величия. При этом, обратите внимание, он использовал минимум всяческих украшательств. Эффектный ритм и точно найденные пропорции – вот что делает восточную колоннаду Лувра по-королевски великолепной.
Людовик XIV Париж не любил. Он с детства хотел жить в месте, где было бы много цветов. И пока колоннаду Лувра строили, король окончательно переселился в Версаль. После этого монарх совершенно охладел и к Лувру, и к Парижу. И много лет потом восточный фасад дворца был всего лишь декорацией, за которой прятался долгострой.
Восточное крыло Лувра окончательно закончили только в XIX в.
Клод Перро
Перро. Восточный фасад королевского дворца Лувр в Париже. 1667-1678 гг.
Классическое здание, в отличие от барочного, всегда исполнено строгого величия, спокойствия и уравновешенности. Классицизм XVII века в своем чистом виде представлен немногими произведениями архитектуры, но каждое из них имело поистине фундаментальное значение в истории европейского зодчества. Первым в чреде памятников и по времени, и по значению является восточный фасад Лувра архитектора Перро.
Клод Перро родился в 1613 г., умер в 1688 г. По профессии он был врачом и занимался архитектурой как любитель. Тем не менее, Людовик XIV предпочел его проект восточного фасада Лувра проекту знаменитого Бернини, специально вызванного в Париж. Этот фасад, иначе называемый «Колоннадой Лувра», стал программным произведением Классицизма и самым знаменитым образцом монументальной французской архитектуры во всей ее истории. Он определил стиль всего французского зодчества вплоть до конца XVIII века, и именно на него ориентировалась официальная архитектура всей Западной Европы.
Колоннада Лувра составляет часть ансамбля двух объединенных в XVII веке дворцов – Тюильри и Лувра. Фасад Перро покоряет своим органическим масштабом, величавым спокойствием, ясным соподчинением частей, парадностью и торжественностью всей композиции. Трудно найти более яркий и совершенный пример французского классицизма второй половины XVII века по богатству и выразительности форм, по пространственной организованности и пластической выразительности. Строгая, геометрически четкая поверхность стены цокольного этажа сменяется выше торжественной и распахнутой вовне колоннадой. Галерея на сдвоенных колоннах, образующая второй этаж, придает ему легкость и воздушность. Фасад имеет три выступа в виде трехпролетных портиков, средний из которых увенчивает треугольный фронтон. Современники бесконечно восхищались этим сооружением, его рациональной простотой, благородством и четкостью его линий, равновесием частей и считали, что именно здесь была достигнута красота античных построек.
Восточный фасад лувра клод перро
Бывший королевский дворец, а ныне знаменитейший музей начинал строиться как крепость для обороны самого уязвимого места стены Филиппа-Августа. Король опасался нападения англичан, которые могли подойти к городу, поднявшись вверх по Сене. Вот в месте пересечения стены и реки для дополнительной защиты и было решено построить крепость, которую возвели к 1202 году. Новая цитадель стала именоваться Лувром, вероятно, от слова louver, обозначавшего укрепленное жилище. Впрочем, на этот счет существует множество версий.
Средневековая крепость
Стена пересекала нынешний Квадратный двор Лувра, а первая крепость, квадратная в плане, занимала юго-западную четверть этого двора. Сегодняшние масштабы того монументального сооружения, в которое с годами превратился Лувр, делают истинные размеры первой крепости чуть ли не игрушечными на фоне дворцового великолепия последующих веков. Но для своего времени это было внушительное фортификационное сооружение, настоящая средневековая твердыня. Зубчатые стены толщиной 2,5 метра с машикулями, десять круглых башен, донжон тридцатиметровой высоты (сегодняшний десятиэтажный дом) с четырехметровыми стенами, глубокий ров, наполненный водой, с контрэскарпами – все делало цитадель фактически неприступной.
План первого Лувра, наложенный на схему современных зданий и улиц
У гостей Лувра появилась замечательная возможность представить себе старинную крепость во всем ее величии. Во время раскопок были найдены основания стен и башен, и теперь посетитель музея может прогуляться вокруг них по бывшему рву в драматической полутьме.
История строительства Лувра
Как уже было сказано, Лувр поначалу имел оборонное значение и не предназначался для проживания монарха. Лишь через полторы сотни лет из королевской резиденции на Сите сюда переехал Карл V. Чтобы приспособить крепость для короля и его свиты, ее пришлось перестроить. Были прорублены окна в стенах, построены жилой корпус и парадная лестница, а все сооружение украсилось печными трубами, башенками и пинаклями. Замечательная миниатюра «Октябрь» из «Великолепного часослова герцога Беррийского» дает прекрасное представление о том, как выглядел Лувр того времени. Отметим, что вместе с королем в Лувр переехала его гигантская по тем временам библиотека из 973 книг, естественно, рукописных.
Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского.
Миниатюра «Октябрь». 1409–1416
После Карла V французские монархи долгое время предпочитали жить в замках Луары и в Париже бывали редко, отчего он несколько пришел в упадок. Возрождение города связано с именем Франциска I, который переселился сюда в начале XVI века. Дело в том, что, когда король оказался в испанском плену, парижане внесли за него бо’льшую часть выкупа. В знак благодарности монарх дал обет вернуть свою резиденцию в Париж.
Вновь королевский дворец
Франциск начал сносить старую крепость и строить новый дворец лишь незадолго до своей смерти. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Оно носит имя архитектора, которому Франциск I поручил в 1546 г. возведение нового дворца и который продолжил эту работу при следующем короле Генрихе II. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.
Павильон Леско. Гравюра Жака Андруэ дю Серсо. XVI в.
Надо сказать, что Пьер Леско как архитектор заботился не столько о выразительном соотношении масс и объемов, сколько о красоте внешних поверхностей здания. Так что заслуги в создании этого шедевра должны быть как минимум поровну разделены между ним и Жаном Гужоном, автором всего скульптурного убранства фасада.
Дальнейшая история Лувра – это история его постоянного строительства. Сначала на месте южной крепостной стены была построена реплика павильона Леско – правая часть того здания, что замыкает Квадратный двор. Затем, уже при Генрихе IV, после перерыва, связанного с религиозными войнами конца XVI века, возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный павильон с часами и тремя арками-проходами. Он получил название Павильон Часов, а справа от него опять повторили павильон Леско. Руководил этими работами архитектор Жан Лемерсье.
Лувр. Квадратный двор. Слева – Павильон Леско, в центре – Павильон Часов
Во время правления Людовика XIV Квадратный двор закрыли со всех сторон идентичными павильонами. Нельзя сказать, что Леско оказался повторен в точности восемь раз, но все же именно его проект определил все пропорции. Тогда же построили величественную восточную колоннаду.
Восточная колоннада
Людовик XIV, Король-солнце, Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием, и с тех пор он никогда не доверял парижанам. Взойдя на престол, он старался бывать в своей столице как можно реже и в конце концов переселился вместе со двором в Версаль.
Тем не менее Париж оставался главным городом королевства. И король не ставил под сомнение традиции своих венценосных предков, считавших, что лучшим выражением силы королевской власти служат грандиозные строительные проекты. Эта логика вполне понятна и сегодняшним правителям, пусть даже они не носят корону, а избираются или назначаются.
Такую политику полностью разделял первый министр короля Жан Батист Кольбер. Одной из своих задач он считал необходимость поставить изящные искусства на службу королевской власти и сделать управление ими частью государственной машины.
Архитектуре Кольбер уделял особое внимание. Он писал королю: «Ваше величество знает, что кроме славы военных побед ничто не выражает королевское величие так красноречиво, как изобильное строительство. Потомство всегда будет оценивать правителя по сооруженным в его время зданиям».
Возможно, Кольбер выражал свое искреннее мнение. Но скорее всего он просто пытался потрафить королю, у которого были две истинные страсти: строительство и война. И обе, кстати, оказались разорительными для государства. Монарх, считавший, как известно, государством себя, денег на их удовлетворение не жалел и опустошил казну настолько, что два его преемника не смогли восстановить финансовое благополучие государства. Кончились эти проблемы революцией.
В общем, несмотря на нелюбовь короля к Парижу, предложения Кольбера оставить после себя нечто грандиозное пали на благодатную почву. В частности, решено было создать новый восточный фасад Лувра, формально все еще остававшегося королевской резиденцией.
Первый министр подошел к делу ответственно. В 1664 г. он фактически устроил конкурс между лучшими архитекторами своего времени. Но всесильного министра не удовлетворили ни Луи Лево, ни Франсуа Мансар, ни даже приглашенный из Рима Джованни Лоренцо Бернини, один из лучших архитекторов своего времени. Итальянец вообще предлагал все снести и построить заново по его проекту. К тому же каждый искал протекции при дворе, отчего Кольбер оказался втянут в многочисленные интриги.
Чтобы с этим покончить, Кольбер потребовал от архитекторов разработать совместный проект. К тому времени Лево уже был занят строительством в Версале, и потому основная заслуга в разработке финального проекта принадлежала Клоду Перро, архитектору-любителю, врачу и старшему брату знаменитого сказочника Шарля Перро.
Получился шедевр мировой архитектуры и одно из высших воплощений французского классицизма. Непревзойденное ощущение величия достигнуто, несмотря на крайне скромное использование архитектором всяческих украшательств. Перро не нуждался в роскоши отделки. Как известно, строит богато тот, кто не умеет строить красиво. Эффектный ритм и точно найденные пропорции – вот что делает восточную колоннаду Лувра по-королевски великолепной.
Лувр. Восточная колоннада
В дальнейшей истории мировой архитектуры зодчие не раз опирались на соотношения, найденные Перро. Например, расхожей формулой для парадных зданий стал гигантский ордер, водруженный на высокий, но относительно скромный нижний этаж. Бесчисленные цитирования этого приема можно встретить по всему миру. Вспомните, например, архитектурное обрамление арки Генштаба напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади или Таврический дворец в том же Санкт-Петербурге.
Арка Генерального штаба. Санкт-Петербург
Как это часто бывает, сегодня трудно оценить новаторские приемы того времени. Современники же отмечали, например, отсутствие аттиков и высоких крыш, столь характерных для всей предшествовавшей французской архитектуры и ведущих свое происхождение от средневековых башен. Правда, Перро предполагал выстроить их над боковыми павильонами, но вначале помешала банальная нехватка денег, а позже и сама идея стала восприниматься как старомодная.
В новинку было и смелое использование выдвинутых вперед колонн, поскольку архитекторы барокко предпочитали либо пилястры, либо полуколонны. Необычным казалось и их расположение парами, что позволило зодчему добиться широких проемов между ними. Для хорошего освещения внутренних помещений окна можно было сделать большими.
Перро блестяще решил непростую задачу ритмической организации длинного фасада. Он выглядит цельным, даже единообразным, но никак не монотонным. Ритм сдвоенных колонн подхватывают колонны центрального и пилястры боковых павильонов, а их фасадные стены, выдвинутые вперед, контрастируют со стеной самой колоннады, что придает фасаду особую пластическую глубину. Это не плоская стенка, отгораживающая здание, а сложная объемная конструкция.
Как обычно, недостатки здания стали продолжением его достоинств. Сложная пластическая разработка фасада привела и к уменьшению размеров внутренних помещений, «съеденных» пространством за колоннадой, и к удорожанию строительства.
Однако в целом у Перро получилось убедительно выразить несгибаемую мощь французского абсолютизма. Можно сказать, что гигантский и несколько холодный фасад, к тому же не слишком соразмерный человеку, выражает и бездушие бюрократического государства. Что ж, в очередной раз архитектура оказалась ярким воплощением духа эпохи.
Надо отметить, что, пока колоннада строилась, король окончательно переселился в Версаль и совершенно охладел к Лувру и Парижу. Поэтому много лет восточный фасад дворца был своего рода декорацией, за которой прятались недостроенные здания, многие даже без крыши. Только в XIX веке эта часть Лувра была наконец завершена.
Двор Наполеона
Двор Лувра, открытый на запад, в сторону Триумфальной арки и маркированный в центре пирамидой, называется Двором Наполеона. Это великолепный пример тактичного обращения со стариной без рабского ей подражания. Эктор Мартин Лефюэль, завершивший строительство Двора Наполеона в середине XIX в., в основных чертах воспроизвел архитектурные особенности павильонов Леско и Часов, но все же трактовал их по-своему. Пилястры уступили место свободно стоящим колоннам, появились аркады, едва ли не все «свободное» место было отдано под скульптурные украшения. 70 статуй посвящены памяти великих людей Франции: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле. Есть среди них и государственные деятели (Ришелье, Кольбер, Мазарини), и ученые (Декарт, Лопиталь, Лавуазье).
Лувр. Общий вид. На дальнем плане – Квадратный двор,
в центре – двор Наполеона, на переднем плане – площадь Карузель с одноименной аркой
Но все это великолепие едва ли не затмила собой знаменитая пирамида Лувра. Она подверглась яростной критике во время строительства и до сих пор популярна скорее у приезжих и дилетантов, чем у парижан и профессионалов, носителей высокого художественного вкуса. Если кажется, что страсти улеглись, то лишь потому, что о Париже мы знаем в основном по путеводителям, а их задача потрафить клиенту и расхвалить все достопримечательности. Специалисты же по-прежнему морщат нос.
«Лувр и так задыхается от посетителей и зачем же создавать для них приманку? Зачем превращать Лувр в аттракцион? Недаром в знак протеста против стеклянных пирамид директор Лувра Андре Шабо подал в отставку. Хорошо, когда невежественный турист обходит стороной Лувр и с энтузиазмом лезет на Эйфелеву башню, которая именно для того и построена», – считает, например, профессор исторического факультета МГУ Елена Федорова, автор отличной книги «Париж. Века и люди».
Лувр. Двор Наполеона
С другой стороны, заманить невежественного туриста в Лувр – означает сделать его хоть чуть-чуть более «вежественным». А это ли не благородная задача?
Художественную ценность пирамиды мы уже отстаивали (см. «Искусство» № 1/2006), так что повторяться не будем. Напомним лишь, что она сделала ансамбль Лувра завершенным, как бы сцементировала собой его геометрию и оформила, организовала пространство двора.
Дворец Тюильри
Два угловых павильона, которыми заканчиваются здания Лувра, некогда соединял трехэтажный дворец, построенный в тех же пропорциях. Он назывался Дворцом Тюильри и стоял здесь до 1871 г., когда был сожжен коммунарами, – разрушительная сила коммунистических революций уже тогда превосходила созидательную.
Погибли все, и до сих пор швейцарцы ждут от Франции хоть какого-нибудь знака памяти своим соотечественникам, до конца исполнившим свой долг. Пока достойно откликнулся лишь Виктор Гюго: «Прекрасно, что нация, которая первой в Европе пролила кровь за рождающуюся свободу, последней пролила ее за умирающую монархию».
А королю его трусость дала лишь короткую отсрочку: он был казнен через 195 дней.
Сейчас вполне серьезно обсуждается проект восстановления Дворца Тюильри. Застройщики потирают руки в преддверии выгодного заказа, власти мечтают о новой приманке для туристов, и все дружно отмахиваются от ученых консерваторов. А их аргументы просты: застройка исторического центра сложилась, дворец перекроет главную из Больших осей и навсегда останется новоделом.
Дворец Лувра (palais du Louvre)
Вид на центральный фасад Луврского дворца, дополненного двумя боковыми крыльями и пятью павильонами, богато украшенными скульптурным декором.
История строительства
Особенности оформления фасада
Дворец Лувр представляет собой монументальный дворцовый комплекс, имеющий в плане форму замкнутого каре. Фасады резиденции щедро украшены декоративными скульптурами, лепниной и античными архитектурными элементами – традиционными для архитектуры Ренессанса. Западное крыло замка дополнено павильоном Марсан (Marsan pavillon), увенчанным скульптурным куполом, в основании которого находится треугольный фронтон с массивным барельефом.
Западное крыло Луврского дворца, или Крыло Леско (aile Lescot) дополнено масштабной арочной галереей на первом ярусе, двумя павильонами, а также множеством скульптур, расположенных на выступающем карнизе над галереей.
Крайний павильон Крыла Леско, Павильон Флоры (Flora Pavilion), увенчан массивной мансардной крышей, украшенной скульптурными полукруглыми фронтонами, дополненными статуями греческих богов.
Один из внешних фасадов Луврского дворца дополнен Триумфальной аркой, увенчанной бронзовой статуей четверки коней, которая является символом возвращения династии Бурбонов. Несмотря на то, что большинство павильонов и флигелей резиденции были возведены в разные эпохи, и являются воплощением разнообразных архитектурных стилей, основой композиции комплекса является архитектура Ренессанса и неоклассицизма. Особенно ярко это выражено в оформлении центрального фасада замка. Двухэтажное сооружение дополнено небольшим портиком с двумя ярусами сдвоенных колонн, арочные окна первого этажа декорированы полуколоннами и декоративными фронтонами, а центральный павильон увенчан небольшим полукруглым куполом.
Центральный павильон главного фасада, Павильон Сюлли (Sully pavillon), королевского дворца Лувр украшен множеством скульптурных элементов: статуями кариатид и ангелов, барельефами, а также небольшим циферблатом часов.
Характерной особенностью оформления фасадов Луврского дворца являются многочисленные барельефы, изображающие разнообразные мотивы: мифологические сюжеты, античных ораторов и мыслителей, маски античной драмы и комедии, а также рельефы с изображением французских монархов. Множество декоративных ниш украшены статуями греческих богов, а также атлетических юношей и девушек, карнизы здания декорированы скульптурными фризами с изображением цветочных или анималистических узоров.
Скульптурный декор Павильона Сюлли является квинтэссенцией архитектуры Ренессанса – множество барельефов, полуколонны коринфского ордера, скульптурные карнизы и полукруглые декоративные фронтоны.
В настоящее время Дворец Лувр (palais du Louvre) считается одной из красивейших и крупнейших королевских резиденций в мире. Здесь расположен известнейший музей с мировым именем, а сам Луврский дворец является архитектурным памятником и национальным достоянием Франции. Обилие декоративных элементов фасада здания поражает, что делает архитектуру резиденции одним из ярчайших образцов стиля Ренессанс.