воспитательный дом брунеллески фасад
Воспитательный дом во Флоренции (1421-1444)
В конце XIII века Генеральный Совет Народа во Флоренции поручил крупнейшим гильдиям заботу о сиротах и незаконнорожденных детях. Поначалу для этого использовались уже существующие госпитали и монастыри. В начале XV века было решено построить еще один приют на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata), как учреждение нового типа. Строительство было начато по заказу цеха шелкопрядильщиков и ювелиров, членом которого был и Брунеллески, он разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 году. Модель приюта, выполненная Брунеллески долгое время хранилась в здании шелкового цеха, в соответствии с ней продолжалось строительство, позже она была утрачена.
В результате, не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества. Оспедале дельи Инноченти, или Приют для Невинных (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода), был предназначен для детей-сирот и подкидышей; он должен был стать прежде всего Воспитательным Домом, а не лечебным учреждением, под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские; предполагались также медицинское обслуживание, аптека и церковь. В архитектурном решении Дома были уже заложены идеи и принципы, развитие которых впоследствии ляжет в основу архитектуры собственно больничных проектов: в композиционном замысле ясное выражен общественный характер здания, самостоятельность комплекса, его видное место в городе, организация жизненного пространства с учетом функции сооружения, множество мелких помещений различного предназначения, комбинация изолированных, самостоятельных частей вместо непрерывной цепи готических крестовых сводов. Портик был завершен в 1424 г., тогда же последний раз упоминается имя Брунеллески.
Вазари в «Жизнеописании» упоминает вскользь Воспитательный дом, среди проектов, разрабатывавшихся во время строительства купола собора Санта Мария дель Фьоре. В отличие от Вазари современные историки и искусствоведы дают проекту Воспитательному Дому Брунеллески высочайшую оценку. Он общепризнанно считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре, показателен уже тот факт, что реформаторская деятельность Брунеллески в архитектуре началась именно со светского здания.
Брунеллески создавал некое идеальное детское учреждение, требовавшее идеального архитектурного воплощения, но не совпадающего с реальными потребностями. Он задумал создать архитектурную вариацию на тему античности — как понимали ее в ту пору. Портики, лоджии с колоннами, правильные внутренние дворики и исполненные символического смысла подземные помещения для работ и трапез. В учреждении нового типа предполагался и штат воспитателей нового, гуманистического склада. Однако с самого начала не была учтена главная функция дома — служить приютом для младенцев. Изначально не были предусмотрены помещения для нянек и медсестер, для мытья младенцев, для стирки и сушки белья, даже собственно комнат для детей. Великий зодчий создал здание, которое попало в учебники по истории архитектуры, но которое пришлось полностью перестраивать внутри.
При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических и античных строений. Фасад здания превращен в воздушную аркаду, опирающуюся на тонкие коринфские колонки; она связывает воедино пространство дома и находящейся перед ним площади, между площадью и зданием протянулась лестница из нескольких ступеней, почти во всю ширину фасада. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами,— все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Брунеллески воплотил классический замысел не в полновесных формах античного зодчества. Легкие пропорции колонн, изящество и тонкость профилировки карнизов выдают родство творения Брунеллески напоминает образцы тосканского Проторенессанса.
Из-за тяжелых войн с Филиппо Мария Висконти постоянно не хватало денег, и в строительстве, естественно, имели место перебои, что объясняет нам судьбу многих построек Брунеллески, оставшихся незавершенными. Недостаток средств в определенной мере объясняет также скромность тех строительных материалов, которыми пользовался Брунеллески. Белая штукатуренная стена и членения из pietra serena (местный камень благородного серого цвета) — вот те два основных материала, к которым особенно любил прибегать мастер. Брунеллески предпочитал простые и ясно обозримые формы, проникнутым демократическим духом, к тому же общая экономическая ситуация диктовала бережное отношение к использованию дорогих материалов.
В средние века здания утилитарного назначения не принято было украшать фасадами. Брунеллески под воздействием новых гуманистических идей построил фасад открытым и приветливым.
Двухэтажный фасад в виде аркады или лоджии с колоннами, которые находятся на ступенях, придающие монументальность и вместе с тем легкость зданию, протянулся вдоль одной из сторон площади. Его нижний этаж открывается девятью аркадами на стройных изящных колоннах, под арками располагаются девять прямоугольных окон. Колонны несут возложенную на них тяжесть без всякого усилия, без всякого напряжения. Готические здания обычно развертывались в высоту, Брунеллески же развертывает фасад по горизонтали. Продуманный четкий план, прекрасные легкие пропорции, простые формы пронизанного светом и полного воздухом фасада создают впечатление равновесия и гармонии.
«Пропорциональная зависимость между зданием и пространством площади выражена размером полуциркульных арок, соотношением между их шириной и высотой колонн, кажущимся перспективным уменьшением верхнего этажа с окнами» Дж.К. Аргон.
Второй этаж оформлен в виде гладкой белой штукатуренной стены, все членения, как и колонны, выполнены из серого камня (pietra serena), четко контрастирующего с белой стеной, этот колористический эффект станет излюбленным для Брунеллески.
В проекте Воспитательного дома ярко проявились черты конструктивной ясности, античной простоты, гармони, он стал образцом для всей архитектуры Ренесанса. Зодчий возродил ордерную систему, которая удовлетворяла новое эстетическое мышление и сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Европейской архитектуры. Ордер обеспечил переход от феодального замка или дома крепости к открытому для внешнего мира классическому палаццо Итальянского Ренесанса. В постройке Брунеллески выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.
Впоследствии, в 1463—1466 годах, лоджия была декорирована 14 полихромными майоликовыми медальонами из глазурованной глины в тимпанах между арками, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа, изображающими запеленатых по пояс младенцев. Это изображение вошло в круг международной медицинской символики, о чем пишет в своей книге Э.Д.Грибанов. Копия медальона была размещена на фасаде здания Вестминстерского детского госпиталя в Англии. С XIX в. «флорентийский младенец» стал в ряде стран символом педиатрии.
Воспитательный дом – первый детский приют в Европе
Италия богата известными во всем мире памятниками архитектуры и искусства. Среди них существуют и такие, которые несут не только культурную ценность, но и выполняют вполне практические функции. Таким зданием является Флорентийский Воспитательный дом, расположенный на площади Святейшего Благовещения. Итальянцы называют его Ospedale degli Innocenti, что означает – Приют невинных.
Исторические сведения
Строительство здания началось в 1419 году, архитектором был назначен Филлипо Брунеллески. Деньги на проект были выделены флорентийской знатью, которая таким образом проявила заботу о сиротах и брошенных родителями младенцах. Участок под приют выделила церковь Сантиссима-Аннунциата, до этого там располагался церковный огород.
Первый этап строительства был закончен к 1427 году. В 1430 году появилась пристройка в южной части здания. Второй этаж появился только в 1439 году, причём в нём не было спроектированных архитектором пилястр. Окончательное завершение строительства, после которого здание было запущено в эксплуатацию, произошло в 1445 году. Таким образом, на весь проект ушло 26 лет.
Архитектурные особенности
Филлипо Брунеллески проектировал здание исходя из выделенной на это суммы, поэтому оно было типовым для того времени. Материалы для его строительства использовались самые дешёвые, ведь это был приют, а не частный дом или церковь. Здание строилось вокруг квадратного внутреннего дворика, а фасад в отличие от классических готических строений, был развёрнут вдоль площади по горизонтали. Он был прост и аскетичен, однако на нём были устроены лоджии с колоннами.
На первом этаже здания находились комнаты для персонала, склады, кухни и помещения для администрации заведения. На втором были оборудованы комнаты для занятий и спальни для детей.
Как уже говорилось, денег на строительство выделено было мало, поэтому здание было построено из серого камня, добытого в окрестностях Флоренции, а штукатурка была простого белого цвета. Однако данная смесь серого и белого цветов была настолько удачной, что архитектор это сочетание использовал во многих других своих постройках. Оно даже стало его фирменным знаком.
К окончанию строительства здание было похоже на типовой монастырь, однако в 1463 Лука делла Робиа и его племянник Андреа делла Робиа изготовили для украшения фасада медальоны из глазурованной глины. Их разместили между колоннами в тимпанах. На медальоне был изображён младенец, нижняя часть которого была завёрнута в пелёнку. С годами это изображение стало настолько знаменитым, что его использовали в разных странах, как символ педиатрии. В 19 веке его называли «флорентийский младенец».
Важно! Особенностью здания стала специальная ниша в левой части здания, где матери могли оставлять новорождённых.
Но есть в здании и свои минусы. Архитектор вообще не предусмотрел устройство помещений для стирки и сушки пеленок и одежды, мытья младенцев и помещений для нянек и медицинского персонала. Поэтому в ходе эксплуатации здания внутренние помещения, несколько раз перестраивались для устройства данных комнат.
Картинная галерея
«Приют невинных» знаменит свой картиной галерей, главным экспонатом которой является работа неизвестного мастера 16 века «Мадонна с плащом милосердия». На картине изображена Мадонна на фоне здания Приюта, укрывающая своим плащом детей: от младенцев до подростков, сложивших молитвенно руки.
В галерее также представлены работа Нери ди Биччи под названием «Коронование девы», картина Боттичелли «Мадонна с младенцем», ещё одна «Мадонна с младенцем», но уже кисти Пьеро ди Козимо, картины Филиппо Липпи и Гирландайо. Есть скульптуры мастера, украсившего фасад здания – Луки делла Робиа.
Это далеко не все картины, представление в данной галерее, там их более 70, именно поэтому этот музей привлекает туристов и искусствоведов со всего мира.
Особенности деятельности «Приюта невинных»
Флорентийский воспитательный дом был первым официальным детским домом в Европе. Там не только выкармливали подкидышей, но помогали им вырасти и получить профессию, чтобы в дальнейшем стать полноценными членами общества. В детском доме работали учителя и мастера различных специальностей. Так, мальчики к выпуску умели читать и осваивали профессию, к которой они имели склонность. Девочки знали, как шить, готовить пищу и вести хозяйство. Кроме того, девочки-выпускницы получали приданное, которое помогало им выйти замуж.
Дети попадали в «Приют невинных» через вращающуюся горизонтальную площадку на краю здания. Так они сразу могли оказаться в тёплом помещении, а мать сохраняла инкогнито. Такой способ приёма младенцев работал до 1875 года, когда приют был закрыт.
Детей из бедных семей, в которых очередного новорождённого было просто нечем кормить, в «Приюте» было всего 30%, остальные же являлись детьми богатых патрициев. Дело в том, что в семьях, где наследование является серьёзной причиной для убийства, младенцы, родившиеся «случайно», не выживали. Это были дети от прислуги или от второго брака. От них избавлялись самым жестоким способом, а «Приют невинных» давал таким детям шанс не просто выжить, а стать в дальнейшем нормальными, хоть и простыми, людьми.
Упоминания в культуре
В культурной среде здание Филлипо Брунеллески ценится, как архитектурный памятник эпохи возрождения, уникальный своими колоннами, медальонами и сочетанием серого и белого цвета в оформлении фасада.
Также часто «Приют невинных» фигурирует в списках картинных галерей. Ведь несмотря на то, что здание до сих пор является административным объектом, в нём функционирует музей изобразительного искусства.
Наши дни
В настоящее время здание «приюта» не пустует. Оно находится в исторической части города и входит во все путеводители по Италии и Флоренции как музей и памятник архитектуры.
При этом оно продолжает работать в своём историческом значении, это по прежнему приют. Здесь расположены сразу 3 детских приюта: детские ясли, школа материнства и женский приют.
Тут же расположен и офис ЮНИСЕВ – детского фонда при ООН. Эта организация, существующая на деньги выделяемые правительствами более чем 160 стран, в том числе и России, выполняет задачи по снижению детской смертности и обеспечению детей средним образованием. То есть является прямым продолжателем идеи самого «Приюта невинных».
Трудно представить сколько детских жизней было спасено благодаря «Приюту невинных» за прошедшие века, остаётся только предполагать сколько ещё спасёт, ведь он продолжает работать по своему прямому предназначению – сохранению жизни детей, с последующим их поддержанием. Именно в этом и заключается уникальность данного здания на фоне других памятников и музеев эпохи возрождения – оно до сих пор живое.
Как добраться?
Воспитательный дом располагается по адресу Piazza della Santissima Annunziata, 12, это неподалеку от собора Санта-Мария-дель-Фьоре. От собора нужно идти по улице Via dei Servi далее найти объект будет не сложно.
Воспитательный дом
На территории Италии есть множество памятников истории и культуры, но некоторые из них заслуживают особого внимания. В число таких достопримечательностей входит Воспитательный дом во Флоренции (Оспедале дельи Инноченти или Приют невинных), расположенный на площади Святейшего Благовещения. Это одно из первых зданий в стиле эпохи раннего Возрождения.
История создания
Детский дом во Флоренции был учрежден по инициативе флорентийской знати в рамках благотворительных мероприятий. Его возведение в 1419 году поручили архитектору Филиппо Брунеллески, местом для строительства выбрали монастырский огород около церкви Сантиссима-Аннунциата.
До 1427 года работами руководил сам Брунеллески, и первый этап строительства Воспитательного дома был завершен под его наблюдением.
В 1430 году в южной части здания сделали пристройку, а спустя 9 лет завершили верхний этаж, но без пилястр, включенных в проект Филиппо Брунеллески. Заведение было открыто в 1445 году.
Архитектурные особенности Оспедале Дельи Инноченти во Флоренции
По мнению многих искусствоведов, флорентийский Воспитательный дом оказал мощное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой архитектуры.
Особенно уникальным был для того времени фасад здания – архитектурная вариация на тему античности (в два этажа) длиной более 70 метров, оформленная с лоджиями и колоннами, которые протянулись вдоль одной из сторон площади.
Также впечатляет контрастное цветовое решение фасада Воспитательного дома: при оформлении второго этажа использовалась гладкая штукатурка белого цвета, а все колонны и членения были выполнены из местного серого камня. Кстати, этот колористический эффект позже войдет в число излюбленных приемов Брунеллески, а также станет часто использоваться другими флорентийскими зодчими. В конце XV столетия лоджия Детского дома была украшена 14 майоликовыми медальонами бело-голубого цвета, выполненными из глазурованной глины. На медальонах изображены запеленатые по пояс новорожденные. Это изображение («флорентийский младенец») позже стало одним из обозначений международной медицинской символики – эмблемой педиатрии.
В центре здания расположен двор квадратной формы, окруженный аркадой с несколько приподнятым сводом. При этом арки опираются на колонны коринфского ордера (ранее там находились лоджии).
Кстати, Воспитательный дом работы Филиппо Брунеллески, находящийся во Флоренции, интересен еще и тем, что в его облике впервые были соединены несущие арки и круглые колонны с классическими капителями.
Особенности деятельности «Приюта невинных»
На момент открытия Воспитательный дом во Флоренции стал первым масштабным сиротским приютом в Европе, где взрослые не только несли ответственность за бездомных детей, но и помогали им при достижении совершеннолетия стать полноценной частью общества.
Изначально нежеланных младенцев оставляли в чаше перед портиком здания, но в 1660 году ее убрали и установили горизонтальное крутящееся колесо, при вращении относящее новорожденных в здание. Такой подход позволял сохранить анонимность родителей. Подобная система работала до 1875 года, когда приют упразднили.
Мальчиков, поступающих в Оспедале Дельи Инноченти, обучали письму и чтению, а после – навыкам в соответствии с их способностями. Девочек учили приготовлению пищи, шитью и прочим умениям, необходимым для ведения хозяйства. При выпуске Приют невинных обеспечивал своих воспитанниц приданым, позволяя выйти замуж, также девушки могли уйти в монастырь.
Наши дни
В данный момент в Воспитательном доме расположены крупные благотворительные организации Флоренции:
Бывший Детский дом является национальным центром детства и юности.
А за счет расположения в исторической части города обзор Оспедале Дельи Инноченти включен во многие экскурсионные программы. Конечно, интересно посмотреть на само здание, но также можно посетить музей (художественную галерею) Воспитательного дома во Флоренции, расположенный на территории бывшей столовой. Там хранятся полотна таких известных живописцев, как:
Всего в музее насчитывается 77 картин на религиозную тематику (в том числе «Мадонна с Младенцем и ангелом», «Поклонение волхвов»).
Добраться до Воспитательного дома можно как пешком, так и на общественном транспорте. Первый вариант предпочтительнее, поскольку позволяет увидеть во время пути другие местные памятники культуры и истории, а также прогуляться по площади Piazza della Santissima Annunziata и посетить одноименный храм.
Воспитательный дом во Флоренции или детский приют Инноченти
Архитектура объекта
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
Параллельно с постройкой купола Санта Мария дель Фиоре Брунеллески работал и над целым рядом других сооружений. Самым ранним и совершенно самостоятельным творением его следует считать дом и лоджии детского приюта (или воспитательного дома) Оспедале дельи Инноченти во Флоренции. Эта постройка была начата по модели, изготовленной Брунеллески в 1419 году, и закончена его учеником Франческо делла Луна в 1445 году, то есть за год до смерти автора модели.
В архитектурных чертах приюта Инноченти видны зачатки стилевых положений, позднее развитых Брунеллески и его школой в ряде сооружений.
Легкий двухэтажный прямой фасад. Гладь стены верхнего этажа прорезывают тринадцать прямоугольных окон с античными фронтонами над ними. Лаконичный, скромный архитрав разделяет этажи. Основную центральную часть нижнего этажа образует портик из десяти изящных коринфских колонок с перекинутыми между ними арочками, обрамленными простым, легким архивольтом. Над колоннами, между двумя соседними арочками, помешены круглые медальоны — мотив, часто употреблявшийся Брунеллески.
Введение в фасад подобной аркады позволило архитектору значительно облегчить нижний этаж и достигнуть известной остроты композиции. Верхний этаж оказался, таким образом, значительно более тяжелым. Помимо того, стало возможным организовать за колоннами своеобразную лоджию, поднятую на несколько ступеней над улицей. Одновременно оказались несколько отодвинутыми вглубь входные двери.
По замыслу Брунеллески, организацией такого широкого «приглашающего» входа выявлялось в фасаде самое назначение здания как приюта для детей, открытого «для всех нуждающихся».
Брунеллески не мельчит, не дробит архитектурные массы. Наоборот — он их обобщает, выравнивает.
Проектируя фасад, архитектор преследовал еще и такую цель: дать достаточно монументальное, выразительное обрамление той небольшой площади, на которую выходит здание, пространственно сочетать пропорции площади с пропорциями сооружения.
План дома тщательно прорисован, внутренние помещения и дворы — их взаимное расположение, их пространственная связь — детально продуманы архитектором и находятся в соответствии с фасадной организацией.
Это обстоятельство представляется особенно существенным, если вспомнить, что на высших этапах развития Ренессанса проблема внутреннего пространства и ритма отдельных его элементов стала играть исключительно важную роль.
Рассматривая здание воспитательного дома во Флоренции в целом, следует отметить, что здесь Брунеллески впервые разрешил задачу сооружения здания, к которому были предъявлены требования, выдвинутые новой эпохой, новой социальной структурой, — здания с большим количеством отдельных мелких помещений, преимущественно общественно-жилого порядка, здания, более других близкого к типу дворцов-особняков.
Флоренция. Воспитательный дом
Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая горизонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами – все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Ясность и простота композиционного и пространственного решения отличает и архитектуру обнесенного галереей внутреннего дворика здания. Брунеллески создал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) новый тип гражданского архитектурного сооружения, объединяющего большое количество помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и орнамент сделаны из местного известняка. Терракотовые барельефы с изображением спеленатых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.
Рим. Темпьетто
Небольшой, прекрасных пропорций, круглый в плане, храмик во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио – это и есть Темпьетто. Центрическое здание имеет 16 римско-дорических колонн, расставленных по окружности, завершается антаблементом и балюстрадой. Завершается здание цилиндрическим барабаном, увенчанным куполом. Без каких-либо украшений, фасад прорисован цельно, а детали храмика очерчены четко и строго. Темпьетто – наиболее зрелое из центрических произведений, послужило важной ступенью на пути к проекту собора святого Петра в Риме.
Флоренция. Капелла Пацци
Построенная во дворе церкви Санта Кроче, капелла Пацци занимает одну из узких стен его ограды. Прямоугольная в плане, перекрытая в центре куполом, а по бокам полуциркульными сводами, она отличается ясностью пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декорировки. Фасад ее открывается во двор шестиколонным портиком с большим центральным проемом. Плоскость стен интерьера расчленена более темными полосами архитектурных тяг, как бы обрисовывающих костяк строения. Этим членениям всецело подчинена полихромная декорировка в виде рельефов из поливной терракоты, выполненных скульпторами Луккой делла Роббиа и Дезидерио да Сеттиньяно, а частично, как полагают, и самим Брунеллески. Центрический характер здания, все объемы которого группируются вокруг подкупольного пространства, простота и четкость архитектурных форм, гармоническое равновесие частей делают капеллу Пацци средоточием новых принципов архитектуры Ренессанса.