ворон женского пола в сказках
Ворона в русских сказках
Есть и другой распространенный вариант символизма вороны. Тогда она ассоциируется с мудростью и долголетием. В таких случаях ей приписываются таинственные вековые знания, способные помочь в поиске клада или верного пути. Ворона в русских народных сказках чаще всего символизирует дурные известия, но правдивые.
Есть библейская легенда о белой и кроткой вороне, которую Ной отправил в путь, чтобы узнать, закончился ли потоп. Птица назад не вернулась, за что и была проклята и обречена сменить цвет на черный и питаться лишь падалью. Позже ворона ассоциируется с самим дьяволом.
Ворона в русских сказках говорит на человеческом языке и предвещает несчастья. Наши предки старались не произносить вслух её имя, поэтому использовали различные другие слова для её обозначения. Это и “верховой”, а иногда, как бы удивительно это не было, называли курицей. Издревле известна слабость ворон ко всяким блестящим предметам, поэтому ворона в русских народных сказках крадет для хозяина всякие богатства, за что тот её и кормит.
В некоторых сказочных историях ворон приносит спасение тем, кто умирает, принося живую или мертвую воду. Существует поверье, что если человек съест часть вороны, то и сам превратиться в ворона, кровожадного и двуличного. По сказкам мы знаем, что вороны зачастую хвастливы и жутко довольны собой, за что и получают в свою сторону насмешки. Однако этим птицам есть чем гордиться. В настоящей жизни они на редкость сообразительные, легко и просто адаптируются к любым изменениям. Не любят рисковать.
Значение ворона в жизни славян
Общая характеристика
Ворон – самый крупный по размерам представитель семейства врановых. Длина тела достигает 65 см, а вес – полтора килограмма. Размах крыльев ворона достаточно большой: 1,4 – 1,5 м.
Отличия ворона от грача и вороны
Также часто люди путают ворона с грачом, однако, в отличие от ворона и других представителей семейства врановых, грач имеет неоперённый участок кожи вокруг клюва.
Ворон в славянских мифах и преданиях
В славянской мифологии ворон обладает двойственным значением. С одной стороны, его уважали и почитали как вещую, мудрую птицу, а с другой – побаивались, ибо славяне считали, что ворон связан с тёмными силами.
В некоторых славянских мифах ворон олицетворяет ветер, Стрибожьего внука, который может приносить на своих крыльях «чёрную» бурю.
Также существуют мифы, в которых ворон представлен верным спутником и мудрым помощником бога Варуны, управителя человеческих судеб. Если бог Варуна решает, что внезапно умершему человеку необходимо завершить начатое деяние, тогда он направляет ворона к душе умершего, чтобы тот вернул его к жизни. Согласно повериям, ворон сопровождает души умерших до Врат Вырия в Великой Сварге Пречистой, а также сообщает им, чего они достигли в духовном и душевном развитии и в выполнении своего жизненного предназначения.
Также существуют предания, в которых ворон воплощает нечистую силу – черта или дьявола, который ночью поджигает кровли домов, вызывая пожары. Вороном может обращаться и умирающий колдун.
Ворон в русских сказках.
Также в русских сказках описывается вещий царь-ворон, сидящий в гнезде, которое свито на семи дубах.
ворон
ПОЧЕМУ Я ИЗОБРАЖАЮ НА НЕКОТОРЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ИМЕННО ВОРОНОВ?
ПОТОМУ ЧТО ЗАНИМАЮТ ОСОБЕННОЕ МЕСТО В МИФОЛОГИИ МНОГИХ НАРОДОВ.
Отношение к ворону практически у всех народов было особенным. Одни его почитали, другие боялись, но мало кто оставался равнодушным. Это и не удивительно — крупная сильная птица, черная, как сама ночь, одна из наиболее умных и сообразительных. Недаром ворон — символ мудрости. Да и голос чего стоит. Вот что пишет о нем Л. Семаго: «В голосе ворона действительно есть что-то набатное, какой-то настораживающе-тревожный оттенок. Впечатление это усиливается тем, что голос падает с недоступной взгляду высоты, когда даже острым глазом не разглядеть в небе саму птицу» (Семаго, 1999). В крике ворона можно расслышать и слова «гроб, гроб». Вряд ли это кому-нибудь покажется хорошим знаком. Ну и конечно сыграли существенную роль особенности питания. Ворон — птица всеядная, но полакомиться на дармовщинку падалью он никогда не прочь. Стаи воронов пировали на трупах после побоищ. Не удивительно, что эта птица (да еще зловещего черного цвета!) стала ассоциироваться со смертью. «Ты не вейся, черный ворон, над моею головой». Помните? Вообще многие птицы-падальщики в представлениях разных народов были своего рода посредниками между миром живых и миром мертвых. Тот же коршун, например.
Может быть еще одна причина, по которой врановые птицы обычно ассоциируются у человека с опасностью. В древности они сопровождали опасных для человека хищников — волков, медведей, а также вооруженных людей. По тревожным крикам сойки, например, и в наши дни опытный человек может судить о присутствии чужаков в лесу.
Слова «вороной», «цвет воронова крыла» стали употребляться для обозначения черного цвета. Это также говорит о многом. Как пишет лингвист В. Порциг (1964), древние индоевропейские названия цвета обозначали не отвлеченное качество, а окраску конкретных предметов. Например, «седой» — это цвет волос старого человека. То есть с вороном наши предки контактировали давно и тесно. Вообще, как считают орнитологи, первыми птицами, которые пришли к человеку и стали использовать его деятельность как источник существования, были врановые. Они подбирали остатки пищи первобытных охотников, как раньше питались остатками добычи крупных хищников. Произошло это еще в плейстоцене, десятки, а то и сотни тысяч лет назад. Взаимоотношения птиц и древних охотников закрепились в памяти людей, стали впоследствии проявляться во всевозможных приметах, поверьях, сказках, ритуалах (Лебедев, Константинов, 1996).
Ворон играет весьма значительную роль в мифологии самых разных народов. Функции его очень многообразны. Он часто выступает как демиург и культурный герой, его связывают со смертью и миром мертвых, с землей и небом, наделяют шаманским могуществом. Ворон нередко является посредником между различными мирами, между летом и зимой, водой и сушей, соленой и пресной водой. Он фигурирует в мифах о потопе, создает землю, добывает пресную воду у хозяев соленого моря и т. д. (Мифы народов мира, 1980—1982).
Ворон стал центральным персонажем мифов многих народов Северной Азии и Северной Америки, особенно жителей тундры и морских побережий — чукчей, коряков, ительменов, индейцев-тлинкитов, эскимосов и др. Не удивительно, ведь на крайнем севере это одна из наиболее «значительных» птиц. Там практически нет крупных хищников, которым традиционно поклонялся человек в других местах, да и вообще птиц мало. Дальше на юг ворона чаще побаивались, чем почитали. У чукчей ворон — главный герой мифов творения, символ Бога-творца. Он создает горы, животных, первых людей, учит их говорить и есть мясо животных, добывает небесные светила, существовавшие раньше лишь в верхней вселенной. Ворон раскрасил всех птиц, а себя из белого — в черный цвет, да еще пробил небесную твердь, дав всем свет. У чинов ворон считался священной птицей. Он высидел яйцо, из которого вышли их предки. Воронов запрещено убивать.
У коряков и ительменов ворон считался первопредком. В мифах коряков ворон добывает пресную воду у хозяев моря, похищает небесные светила. По представлениям ительменов, ворон Кутх вместе с сестрой сместил землю с неба, где и сам раньше находился, или же сотворил ее из своего сына. Горы и долины — следы пребывания этой птицы на Камчатке. Ворон побеждает злых духов шаманскими силами и хитростью, как могучий шаман защищает от них свое семейство и людей. Он не всегда положительный герой фольклора, может быть хитрым и коварным, добиваясь своих целей. Ученые считают, что описанные в сказках брачные похождения детей Ворона отражают становление организации общества, в частности, появление экзогамии (Мифы народов мира, 1980—1982).
Ворон священен у угорских остяков. Считается, на Мартынов день (14 апреля по старому стилю) ворон купает своих детей. Если реки еще не пошли, нужно ему помочь, сделав прорубь. В благодарность он будет охранять ниву и двор от всякого хищного зверя и птицы.
Жители Арктики узнают о том, когда приходят олени во время миграций, по появлению воронов, которые сопровождают оленьи стада, питаясь остатками жертв волков и трупами погибших оленей. Ворон связан с охотничьими поселениями, видимо, с того времени, когда человек появился на севере. Даже сейчас в северных районах, где жители существуют в основном за счет охоты, ворон обычен в населенных пунктах (Хейнрих, 1994).
У эскимосов ворон выступает в качестве культурного героя. У эскимосов Аляски он создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Сначала создал горных козлов и оленей, а затем — женщину, которая стала женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. По мифам эскимосов с острова Кадьяк, ворон принес в мир свет, в этот момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной. Они создали горы, леса и населяющих их животных. В якутской мифологии ворон имеет демонический характер. Он является атрибутом Улу Тойона — мифического главы черных шаманов. В эвенкийских мифах эта птица нередко является неудачным и непослушным помощником бога-творца (Мифы народов мира, 1980—1982).
Есть индейский миф о том, как ворон помог древним людям. Давным-давно, в начале мира, Серый Орел был хранителем солнца, луны, звезд, пресной воды и огня. Он очень не любил людей, поэтому прятал все это от них. Люди жили в темноте, без воды и огня. Серый Орел имел прекрасную дочь, и Ворон влюбился в нее. В то время он был красивым юношей. Ворон превратил себя в снежно-белую птицу и в таком виде понравился дочери орла. Она пригласила его в дом отца. Когда Ворон увидел солнце, луну и звезды, висевшие на стенах дома орла, он понял, что должен делать. Выждав момент, когда на него никто не смотрел, Ворон похитил светила, воду и огонь и вылетел через дымоход. Солнце, луну и звезды Ворон поразвешивал на небе. Воду он выпустил на землю, и она стала источником всех пресноводных рек и озер. Горящую головню ворон держал в клюве, и дым закоптил его белые перья. Когда головня обожгла клюв, Ворон выпустил ее, она ударилась о камни, и огонь вошел в них. С тех пор, стоит стукнуть камень о камень, как появятся искры. А перья у Ворона так и остались черными.
В одном из мифов индейцев алгонкинов ворон является разведчиком, помогающим в творении земли высшему существу (Коробка, 1909-1910).
У древних греков все белые вороны были посвящены солнцу. Ворон был священной птицей Геры, а также Аполлона. По греческому мифу, гетера Коронида («ворона») была любовницей Аполлона. Но она завела себе еще одного друга, вступив в связь с обыкновенным смертным. Об этом случае донес своему господину соглядатай-ворон (вестник Аполлона). Любовник Корониды был уничтожен молнией, а ее саму сразила пучком стрел Артемида, сестра Аполлона. Из ее чрева всемогущий бог вынул дитя и передал на воспитание мудрому кентавру Хирону. Так появился на свет знаменитый бог-врачеватель Асклепий. Свою бывшую возлюбленную Аполлон все же пожалел, превратив ее в ворону. Ворон-доносчик не дождался награды, и из белой птицы превратился в черную (Федосеенко, 1998).
В скандинавских легендах описывается, как ворона посылают на разведку новых земель потому, что нет других птиц, кроме него, способных к длительному полету на большие расстояния, обладающих острым зрением, осторожностью и сообразительностью. Только такая умная и сильная птица может добыть нужный секрет и ничего не напутать. В старых ирландских легендах ворон предсказывает будущее, и сохранившееся в ирландском языке выражение «знание ворона» означает умение видеть и знать все, что случается. У викингов ворон был символом борьбы и победы. Воронов они старались захватить с собой в многочисленные походы, и птицы не сопротивлялись этому. Они следовали за викингами по той же причине, по которой волки и сейчас сопровождают стада карибу во время миграций — в поисках пищи. Викинги почитали ворона и боялись его неожиданного появления (Хейнрих, 1994).
Мореплаватели использовали птиц для того, чтобы определить, где находится земля. Вавилоняне применяли для этого воронов. Брали их на свои корабли и викинги. В 874 г. н. э. норвежский исследователь и путешественник Флоки направился на поиски большого острова, расположенного на западе. Этот остров был открыт ранее шведом Гардаром. В норвежской «Саге о Флоки» герой берет с собой на корабль трех воронов. Чтобы определить, где находится земля, он выпускает их. Первый ворон вернулся в Норвегию, второй, не обнаружив земли, покружился в воздухе и сел на корабль. Наконец, третья птица полетела на запад и не вернулась, потому что обнаружила землю. Герой последовал за ней. Так викинги открыли юго-восточное побережье Исландии, где вороны до сих пор пользуются уважением (Хейнрих, 1994).
В культуре языческой Руси врановые птицы играли значительную роль, отношение к ним было положительным. Вороны в мифах и сказках принадлежат к пантеону богов, их изображают сидящими на дубе — священное дерево славян, символизирующее мировое древо. Птицы именуются мудрыми и вещими, они посвящены в таинство живой и мертвой воды, разыскивают и приносят ее для воскрешения героев сказок. Кроме того, ворон — символ живительного весеннего дождя и очищающего весеннего грома, пробуждающего природу от зимнего сна.
В русских сказках ворон — птица вещая, благородная, самая мудрая. Ее наделили даром слова и предвещаний. В гнездах ворона незримо хранятся золото, серебро и самоцветные камни, он достает и приносит «живую» и «мертвую» воду, золотые яблоки. Ворон, как громоносная птица, гнездится в темных тучах, закрывающих «блестящие светила». В четверг, день, посвященный Перуну, ворон купается в «живой воде» дождя. Карканье ворона предвещает рождение сына — считали на Руси.
Эстонцы верили, что под крылом ворона есть особое белое перо, которому приписывали чудодейственную силу. Завладевший им якобы может стать счастливым или творить чудеса. Чудодейственной силой обладал и так называемый «вороний камень», при помощи которого можно лечить разные болезни, отвращать зло, понимать язык птиц. По поведению ворона предсказывали погоду (Rootsmae, 1989). В западноевропейских сказках ворон (ворона) приносит герою удачу, часто при этом жертвуя собой. В Баварии ворон считается птицей счастья. В Албании крик черной вороны предвещает рождение мальчика. Чехи считают, что ворон приносит младенцев (Гура, 1997). Ворон приносил пророку Илие пищу во время его пребывания в пустыне (Федосеенко, 1998).
В средние века вoроны были многочисленными во многих городах Великобритании, в том числе и в Лондоне. Они вели себя как современные ворoны-свалочницы. После известного лондонского пожара 1666 г. эти птицы питались незахороненными трупами людей и размножились в таком количестве, что стали назойливыми. Жители обратились к королю с просьбой помочь избавиться от них. Однако прорицатель объяснил тому, что если все вoроны в Лондоне будут уничтожены, то на Англию обрушатся всякие несчастья и королевский дворец рассыпется в прах. В ХVII в. стая воронов своими криками разбудила королевскую стражу при нападении отряда О. Кромвеля. С этого времени по королевскому указу небольшую группу воронов содержат в Тауэре. Сейчас там «прописаны» восемь птиц, каждая из которых имеет собственную кличку. Когда ворон умирает, его хоронят недалеко от ворот, помещая этикетку с его именем. В 1989 г. в Тауэре содержали восемь воронов, они образовали три пары, отложили яйца, но кладки погибли из-за частого беспокойства посетителями (Хейнрих, 1994). Интересно, что синантропная популяция почти ручных воронов существовала в XVII—XIX вв. в Соловецком монастыре (Михайлов, 1868; цит. по: Константинов, 1995).
Поедание вороном падали, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что ворон функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому ворон воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.
Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком ворон хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания вороном глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, ворон ассоциируется с небом. Связь ворона с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палеоазиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии) наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом.
Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» ворона; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря).
Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки). Ворон является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. п., сопоставимые с шаманством превращённого пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропо-зооморфной природы, ворон выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие ворона в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.
В Древней Греции — символ солнца, прорицания и долголетия, его блестящее черное оперение, возможно, предполагало способность выжить при близком контакте с солнцем. Широко распространено мнение, что ворон — помощник в путешествии или предсказатель. Плиний упоминает как бы «придушенный» голос провозвестника несчастья и полагает, что только ворон среди всех птиц, по-видимому, понимает свое предсказание. В Древнем Риме, где его крик напоминал латинское слово «крас» («завтра»), его связывали с надеждой.
Считался птицей-вестником Аполлона и Афины, был связан с солнечным культом Митры (в скульптурах, связанных с культом, часты изображения воронов; он — знак первой ступени посвящения, слуга Солнца), посвящен Гелиосу (Аполлону). Помимо Аполлона и Афины служит также атрибутом Кроноса (Сатурна) и Эскулапа.
Сообщается, что его оперение поначалу было белым, но Аполлон в наказание за его болтливость сделал его черным. Как нескромный болтун, ворон не мог оставаться спутником богини Афины: она выбрала на его место сову. В другой истории говорится, что он был послан Аполлоном за водой, но по пути увидел дерево с незрелым инжиром и стал под ним ждать, пока не созрели плоды, отложив на это время выполнение поручения. Бог поместил его как созвездие Ворон (лат. Корвус, греч. Коракс) среди звезд, где Гидра (созвездие Водолей) не дает ему напиться из чаши (созвездие Кратер). К нему взывают на свадьбах как к олицетворению плодородия. Существует также античное поверье, согласно которому вороны несут свои яйца через клюв, благодаря чему они не страдают от тяжелых схваток. В искусстве орфиков ворон смерти изображается с сосновой шишкой и факелом жизни и света. В ряде сюжетов роль ворона сугубо позитивна (они выступают проводниками и вестниками богов): • когда Аполлон в его облике ведет жителей Феры (Санторина) в Кирену; • когда белый ворон направляет переселяющихся беотийцев; • когда два ворона показывают Александру Великому путь к храму Амона. Ворона в Греции — носительница плохих вестей, но символ долголетия. (symbolarium.ru)
Эдгар По. Ворон (в различных переводах)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Ворон в славянской традиции
Незаслуженно обделён вниманием, считаю, такой представитель птиц, играющий важную роль в духовной жизни наших Предков, как ВОРОН. Только не надо путать два разных вида птиц – ворон и ворона. Ворон – наиболее крупный представитель семейства врановых и отряда воробьиных (масса тела до 1,5 кг). Несведущие люди часто путают ворона с вороной и грачом. Более того, многие полагают, что ворон и ворона – это самка и самец одного вида.
Но надо отметить, что такая путаница происходит только в русском языке из-за практически одинакового названия двух разных видов. В других языках эти птицы имеют четко различающиеся названия – например, в английском ворон – raven, ворона – crow. От серой вороны ворон отличается значительно более крупными размерами, чисто черной окраской, более массивным клювом и клиновидным хвостом. Грач четко отличается от ворона и других врановых наличием участка неоперенной кожи вокруг клюва.
В отличие от других врановых ворон очень осторожная и недоверчивая птица, и никогда не подпускает близко к себе человека. В городе его встретить практически невозможно. Если же ворон и селится в городе, то в отдаленных и труднодоступных местах – например, на высоких заброшенных зданиях.
Ворон – оседлая птица. Обитает практически везде, за исключением Северной Африки и Северной Америки, но везде редок. Питаются вороны мышевидными грызунами, пищевыми отходами, крупными насекомыми, трупами животных, яйцами и птенцами других видов, рыбой. Едят и растительную пищу – зерна злаков, семена и плоды различных растений. Живут поодиночке или парами, пары нередко не распадаются даже зимой. В конце января – начале февраля начинаются брачные игры, в конце февраля – начале марта приступают к строительству гнезда в кронах высоких деревьев, в береговых обрывах, уступах скал, опорах ЛЭП, телеграфных столбах, вышках. Строят гнездо обе птицы из толстых ветвей вперемешку с комками земли, корой, тонкими свежими веточками. Подстилка из сухих стебельков, шерсти, войлока, кусочков материи и ваты. В марте самка откладывает от 4 до 7 голубоватых с бурыми пятнышками яиц. Насиживание длится три недели. насиживает только самка, а самец ее кормит. Птенцы вылупляются в начале апреля, в мае вылетают из гнезда. Довольно долго держатся с родителями, которые их подкармливают – до осени или даже зимы.
Миф о вороне-долгожителе родился благодаря верности неразлучной семьи воронов месту гнездования. Когда, много лет спустя, другая пара сменяет «стариков», люди просто не замечают этого.
Внушает уважение верность ворона: если самец или самка теряет пару, то остаётся одиноким на всю жизнь.
С удивительного воздушного представления-танца начинается и семейная жизнь воронов. Самец и самка поднимаются высоко в небо и, полусложив крылья, вместе стремительно падают вниз. Кажется, что они разобьются, но в 50 метрах от земли разворачиваются сильные крылья и полёт-падение сменяется медленным набором высоты. Строгие птицы повторяют воздушные танцы снова и снова, а затем удаляются строить гнездо на высоком дереве. Отложив первое яйцо, самка уже ни на минуту не покидает гнезда, ведь суровые февральские морозы могут погубить скрытого под скорлупой птенца. С этого дня и до прихода настоящей весны единственным кормильцем всей семьи становится ворон-отец.
Ворон прекрасно умеет парить в воздушных вихрях, набирать любую высоту и даже летать вниз спиной, не теряя высоты и скорости. Необычная способность к полёту в перевернутом положении позволяет ему обороняться сильными когтистыми лапами от нападающих в воздухе стай серых ворон и ястребов.
Удивляет также их отличная память: спрятав куда-либо припасы, они никогда не забывают их местонахождение (в отличие от тех же сорок, которые, закапывая на зиму шишки, тут же забывают о них, в результате чего после этих действий, вырастают целые рощи…).
Ворон талантливо подражает разнообразным окружающим его звукам. Сидящие в клетках птицы этого вида кричат пролетающим мимо воронам по-вороньи, грачам – по-грачиному. А долго живущий в неволе ворон может подражать и человеческой речи, при этом произносит слова отчётливо, без шепелявости и скороговорки, свойственной попугаям.
Издавна люди считали воронов мудрыми, и, возможно, были правы. «Ворон часто показывает понятливость, почти равную человеческой, и кто не признаёт у животных ума, пусть подольше понаблюдает ворона», – утверждал знаменитый зоолог Альфред Брэм. А известный исследователь поведения животных Конрад Лоренц писал: «Я убеждён, что ворон наиболее развит умственно по сравнению со всеми другими пернатыми».
Не зря у наших Предков было особое почтительное отношение к этой благородной птице.
Если Бог Варуна решает, что человеку необходимо предоставить возможность завершить начатое деяние, которое он не успел закончить в связи с внезапно наступившей смертью, тогда он направляет к Душе умершего человека своего помощника – Ворона.
Ворон – хранитель Живой и Мертвой воды, дает возможность Душе умершего вернуться в свое собственное тело, дабы человек, вернувшись в Мир Яви, мог завершить свое незаконченное дело. В мире Яви про такого человека говорят: «Он пережил клиническую смерть» или «Он вернулся с того света». Как ни странно, но после возвращения Богом-Управителем Варуной человека к его прежней жизни, человек меняет свой образ поведения, ни прожигает свою жизнь понапрасну и завершает дело, которое не успел закончить.
В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. В образе Ворона Вороновича похищает сестру или мать героя и либо вступает с ним в смертный бой, либо становится верным другом и блюдет законы родства.
В ирландских мифах вОроны считаются символом плодородия, но также покровителями воинов и символом жестоких битв. У Одина, верховного бога скандинавов, было два ворона-шпиона, Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели. В английских сказаниях говорится о вОронах, которые повсюду сопровождали легендарного героя Брана. Голова героя, согласно легенде, похоронена под Уайт-Маунт, одним из храмов друидов на территории нынешнего Лондона. Говорят, что вОроны ревностно охраняют могилу своего друга, а когда они улетят, наступит конец света. В 1078 году Вильям Завоеватель построил на месте Уайт-Маунт крепость Белый Тауэр – это самая древняя часть нынешнего Лондонского Тауэра.
Огромные черные вОроны живут в крепости и сейчас. Их всего шесть, и по приказу монархов за ними очень хорошо ухаживают, так как англичане твердо верят, что в день, когда вороны улетят из Тауэра, падет монархия. В Тауэре есть сотрудники, специально нанятые для ухода за воронами. Они не только кормят птиц и следят за их здоровьем, но также ведут дневник, в котором отчитываются о мелких происшествиях из жизни птиц, особенностях их характера и повадках. Впрочем, пока что таэурские вОроны вроде бы всем довольны и улетать явно не собираются – да и, вполне возможно, просто не могут из-за своих размеров. Легендарные птицы вальяжно разгуливают по мощеным дорожкам и принимают угощения от туристов.