во поле береза стояла разбор

Как играть «Во поле береза стояла» на гитаре на одной струне. Табы с аудио примером и описанием

во поле береза стояла разбор

«Во поле береза стояла» на гитаре на одной струне. Краткая информация о мелодии

Сейчас считается, что автором этой мелодии был Николай Ибрагимов. Но большинство слушателей знают её как русскую народную. Во поле береза стояла на гитаре одна из самых простых, но в то же время мелодичных песен. Благодаря своей простоте она становится одной из первых в репертуаре начинающих гитаристов. Давайте же рассмотрим её на одной струне.

«Во поле береза стояла» на одной струне табы (текстовый вариант)

Исполняем на третьей струне. Обратите внимание, что в пьесе нет пауз, есть только четвертные и половинные (два раза с точкой) длительности. В первых трёх тактах можно потренировать подмену пальца. Играйте 9 мизинцем, 7 – средним, 5 – указательным. Затем при переходе на 4 лад резко поставьте безымянный (2 при этом вновь будет указательным). Используйте этот приём и далее в переходе с 4 на 5 и с 5 на 6 такт. 7-8 такт – обратная подмена с безымянного на указательный. Это упражнение поможет вам использовать такой переброс пальцев в более сложных произведениях, где необходимо играть несколько нот подряд на одной струне.

Табы GTP

Чтобы лучше разобраться как играть Во поле береза стояла на гитаре, посмотрите табулатуру.

Источник

Помогите пожалуйста: Анализ песни Во поле берёза стояла))

1. Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

2. Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.

3. Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю.

Лирическая героиня песни обещает, что, в отличие от остальных, совершит древний обряд.

4. Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка.

5. Четвертую балалайку.
Пойду на новые сени.
Люли, люли, на сени.

Далее, героиня песни обещает, что с помощью волшебного гудка она станет заклинать мужчин, вызывая в них любовь. Однако, любовь старика героиня отвергает, демонстрируя «старому» неуважение:

6. Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити:

7. Встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Люли, люли, пробудися.

8. Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Люли, люли, утрися.

Затем героиня повторяет обряд, и начинает заклинать молодого:
16. Встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися.

17. Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися.
Люли, люли, утрися.

18. Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься.

Таким образом, события песни подтверждают содержание древнего обряда: лирическая героиня выбирает для семейной жизни того из мужчин, союз с которым сулит ей любовь и потомство. То есть, молодого и полного сил.

Источник

Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый смысл?

во поле береза стояла разборИзвестно, что ещё сам великий господин Александр Сергеевич Пушкин любил напевать себе под нос песню «про белёсую берёзку». Это век XIX, но песню знали и раньше.

Впервые ноты и текст песни «Во поле берёза стояла» опубликован в сборнике Львова–Прача, который был издан ещё в 1790 году. В этот же год Радищев упоминает о ней в своём «Путешествии из Петербурга в Москву». В сборнике мелодий для фортепиано, выпущенном в 1797 году, так же опубликовано произведение под названием «Во поле берёза стояла».

Это значит, что к концу века XVIII песня эта уже бытовала как народная и была хорошо известна, поэтому, вероятней всего, что история песни относится к гораздо более ранним временам.

Ибрагимов – кто он? И какое отношение имеет к авторству?

Новый вариант песни был опубликован в год 1825-й в известном журнале под философским названием «Благонамеренный». Профессор Николай Михайлович Ибрагимов (настоящее имя Нигмат Мисаилович), написал «Русскую песню». Это был вариант уже существующей «берёзки».

В композицию Ибрагимов добавил куплет о нежеланном замужестве. Подобные мотивы были очень популярны в то время и их часто добавляли в качестве продолжения к уже готовым стихам и песням. В итоге с точным установлением авторства получилась путаница.

Напев… Ноты песни про берёзу…

во поле береза стояла разбор

Смысл песни «Во поле берёза стояла»

В русской культуре было принято сопровождать действия песнями. В XVIII веке девушек часто выдавали замуж насильно, без их согласия. Родители преследовали выгоду, устроив свадьбу дочери с богатым пожилым мужчиной. Ибрагимов затронул в своей песне «Во поле берёза стояла» именно эту тему.

В тексте песни рассказывается история молодой девушки, которая вышла замуж по нужде за строго мужчину. Она хочет пойти в поле «белую берёзу заломати» и срезать «три пруточка», что бы сделать «три гудочка», а кроме них ещё и балалайку. Цель всех действий – «Встань ты, мой старый, проснись». То есть девушка будит мужа и помогает ему привести себя в порядок.

Строчки спящего с похмелья-перепою старого мужа, которые являются ещё одной вариацией-куплетом песни, задевают собой ещё одну нередкую проблему семей – пьянство.

Во поле берёзка стояла – связь с русской народной культурой

Выражение «белую берёзку заломати» пошло от старинного русского обряда, в процессе которого заламывали дерево и сплетали ветки с травой: девушки, перед праздником православной Троицы (обычно в четверг недели накануне праздника) шли в лес. Выбрав молодое деревце – берёзу, надламывали её верхушку и надевали на дерево венок.

Потом девицы заводили хороводы и пели весёлые песни. Затем делалась из веток и травы кукушка, и чучело птицы навешивалось на берёзку. После девушки «кумились». Как? Очень просто: они всего лишь целовались через венок и обменивались крестами. По завершении обряда девушки становились друг для друга ближайшими родственницами, и обида или ссора между ними являлась страшным грехом.

Возможно, история песни связана и с другим обрядом, когда берёзу заламывали с песнями, а затем топили в реке или раскидывали её куски по полю. Считалось, что таким образом вся энергия молодого дерева отдаётся земле для плодородия.

Источник

Смысл русской народной песни «Во поле береза стояла»

Первые упоминания о песне «Во поле береза стояла…» относятся к концу 18 века: к этому времени она уже была широко известна в качестве народной. Её печатали в многих стихотворных и песенных сборниках, цитировали писатели. По воспоминаниям современников, даже Пушкин любил напеть мотив про «кудрявую березку».

Героиня песни рассказывает о том, что её насильно выдали замуж за старого богача (или ещё только готовится к свадьбе с нелюбимым женихом в других вариантах). Она идет в рощу, чтобы нарезать ветвей с берез и сделать из них гусли. С помощью музыки она разбудит мужа, поможет ему умыться и одеться. В других версиях песни героиня совершает аналогичные действия в отношении молодого парня, своего возлюбленного, или обращается к старику и любимому по очереди.

Смысл песни

Эта песня — о горькой женской судьбе, как тяжело и грустно молодой женщине, жаждущей любви, жить со старым, постылым мужем. Её семейная жизнь не удалась, либо будет неудачной (в версии с невестой).
Обряд «заломати березку»

Когда героиня поет, что «некому березку заломати» — это её воспоминания о былых временах, девичьих праздниках. «Заломать березу» — так назывался целый обряд, Семичный четверг.

Девушки наклоняли березу к земле, связывали ветви с травой. Затем дерево надламывали, украшали его венками и цветами, ходили вокруг с хороводами. Из травы сооружали чучело кукушки, сажали его на верхушку дерева. Затем девушки, которые подходили к совершеннолетию, проходили обряд кумовства: клялись друг другу в вечной дружбе, менялись нательными крестиками, целовались. После наступало время пира, песен и плясок. Этот обряд проводился накануне Троицы, однако не имел христианских корней.

Также песня может быть связана с другим обрядом: девушки с песнями заламывали березку, а затем кидали её в реку или разбрасывали ветви по полю. Таким способом земля получала энергию молодых деревьев, становилась плодороднее. Такую же силу получали и молодые девушки, которым скоро предстояло создавать семьи.

В обоих случаях, песня отсылает нас к славянским верованиям. Береза ассоциировалась с любовью и плодородием, а повтор «Ай, люли-люли» — славянский запев, обращение к богу любовной страсти Лелю. Соединение дерева с травой символизировало сплетение любви и плодородия.

Заклинание мужчин

Однако для лирической героини все эти девичьи веселья остались в прошлом, как и для большинства её подруг, потому и «некому заломати». Теперь она пришла сюда с другой целью: отломать с деревца три ветки и смастерить три гудочка и балалайку. Женщина поет, что с помощью волшебных инструментов она будет заклинать мужчин.

Чувства старика она отвергает, демонстрируя презрение и неуважение. Молодая жена будит мужа с похмелья, предлагает ему умыться помоями, грязной водой, утереться жесткой рогожей, старой тряпицей, расчесаться – бороной. В качестве одежды выбирает для него лапотки и шубёнку, кроме того, желает удавиться (подавиться или захлебнуться).

Затем героиня повторяет обряд, и начинает заклинать молодого, любимого. Ему она ласково подает ключевую воду, помогает утереться платочком, расчесаться гребешком. Из одежды выбирает башмачки и кафтанчик, чтобы он мог «войти в терем» и веселиться.

Таким образом, повествование перекликается с древними обрядами. Молодая девушка поет о том, как тоскливо жить со стариком. Она хочет выбрать дорогого ей мужчину, молодого и полного сил, который сможет подарить ей счастливую семейную жизнь, любовь и детей.

Источник

Исполнительское развитие русской народной песни «Во поле береза стояла»

Разделы: Музыка

Цель занятия: исследование музыкального произведения, как общественного явления во всей полноте его исторических связей.

1) организовать деятельность учащихся по исследованию музыкальных средств выразительности музыкального произведения, выявлению роли каждого из компонентов и их взаимодействия;

2) формировать у учащихся умение анализировать музыкальное произведение;

3) воспитывать бережное отношение к русской музыке, народному творчеству.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: диалог, моделирование, наглядный, поисково-исследовательский, интонационный анализ, деятельностный, мультимедиа метод, музыкально-пластического движения, музицирования, эффект сюрприза.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, экран, проектор, ноты и текст русской народной песни “Во поле берёза стояла”, презентация к занятию, баян, музыкальные инструменты, атрибуты одежды.

1. Формирование информационно-комуникативнной культуры учащихся (умение вести диалог, работа в группах).

2. Отработка умений исследования музыкального произведения (анализ, сравнение, обобщение, доказательства).

3. Воспитание уважительного и бережного отношения к музыке русского народа.

Деятельность учителяДеятельность учащихся
1. Организационный момент
Учитель предлагает зайти детям под музыку р.н.п. “Во поле берёза стояла”.Учащиеся, входя в класс, двигаются соответственно музыке, пропуская, проживая её через себя.

(Слайд № 1 позволяет познакомить учащихся с музыкой и ввести их в тему урока. Музыка усиливает эстетический эффект, позволяет создать положительный эмоциональный настрой на урок, задействовать детей с аудиальными каналами восприятия.)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы
— Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке.

— О русской народной песне “Во поле берёза стояла”

Тема: Исполнительское развитие песни “Во поле берёза стояла” (аудиозапись песни).

Цель: будем заниматься исследованием песни.

Как она развивается и, развиваясь, меняется (для этого мы проанализируем-найдём главное, сравним, обобщим, познакомимся с исследовательскими умениями)

— Что вам помогло определить, что это песня?

— О чём рассказала песня? Всё вспомнили? Сравним.

Исследуем слова песни. Исполним.

Сколько куплетов в песне? Посмотрите повнимательнее закончилась песня? Просится продолжение? В этой песне более 60 куплетов.

Исследуем мелодию песни.

— Что вам помогло понять, что песня грустная? Мелодия.

— Как движется мелодия в начале (вниз). Почему?

— Как движется дальше? Почему?

— Кого вы представляете в образе берёзы?

— А как исполняли песню в старину? Исполнение песни в хороводе.

После исполнения песни учитель предлагает сравнить:

— Получилось у нас, как в старину?

— А сколько лет песне? Историческую справку о песне подготовил учащийся класса.

(Слайд позволяет, усилить восприятие за счёт выделения смысловой информации средствами анимации).

Отвечают на вопросы учителя по песне. Ведут диалог с учителем.

Дети анализируют русскую народную песню “Во поле берёза стояла” опираясь на ранее полученные знания.

Рассматривают слайд № 2. Дети сравнивают всё ли сказали по тексту песни.

Дети: шесть (глядя на слайд с текстом). Ведут диалог с учителем.

Дети: просится продолжение, значит куплетов больше…

Рассматривают слайд № 3

Работа с графической записью песни. Ведут диалог с учителем.

Этот вид деятельности помогает формировать у учащихся навыки активного слушателя. Позволяет учащимся погрузиться в интонационный анализ мелодии.

Дети: Грустно, ветки опустила, поэтому и мелодия движется вниз. Одиноко одной в поле, хотят её “заломать” и т.п.

Чуть-чуть вверх, а потом снова вниз. Подумала о чём то, вспомнила что- то хорошее светлое и снова загрустила.

Ассоциации детей к образу берёзы.

Рассматривают слайд 4, ведут диалог с учителем..

Ассоциации, воображение детей к грустному настроению девушки.

Ведут диалог с учителем. Дети высказывают свои версии о хороводе: хор водить, т.е. петь и танцевать, хождение за солнцем. Ведут диалог с учителем и доказывают свою точку зрения.

Исполнение песни в хороводе. Учащиеся создают круг вокруг второго ряда и водят хоровод “Во поле берёза стояла”.

Дети, проанализировав, делают выводы по исполнению песни в хороводе. Дети доказывают, что у них получилось водить хоровод, как в старину: круг, взявшись за руки и т.п.

3. Работа в группах.

Организация работы учащихся

4. Рефлексия.
Учитель предлагает детям произвольно разделиться на группы для моделирования своего варианта песни.

Договориться с учащимися, что для этого берём только первый куплет. Учитель направляет процесс создания своих вариантов исполнения песни в подгруппах, работу эксперта.

Учитель смотрит, слушает, участвует в исполнительской деятельности учащихся. Учитель помогает, корректирует, комментирует, направляет ответы эксперта, даёт свою оценку работы в группах.

Исполнение группами своего варианта песни.

(Данный вид деятельности, используя приём группировки, осознать ценность совместной деятельности, помогает получить новые умения, навыки, выделять главное, обобщать, делать выводы, провести рефлексию исполнения песни в разных вариантах, сделать определённые выводы)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *