вирджиния вульф второй пол
Свобода, мода и осознанность Вирджинии Вулф
Институт костюма перенес открытие экспозиции About time: fashion and duration с начала мая на конец осени, а значит, у нас появилось время получше познакомиться или вспомнить одну из главных фигур этой выставки — писательницу, журналистку и издательницу Вирджинию Вулф.
Несостоявшийся 4 мая по причине пандемии ежегодный бал Met Gala должен был стать не только важнейшей демонстрацией модных достижений, но и прологом к эпохальной выставке музея Метрополитен, празднующего в этом году свое 150-летие. Экспозиция, название которой можно приблизительно перевести как «О времени: мода на протяжении» (About time: fashion and duration) в итоге откроется в конце октября и расскажет именно о непрерывности моды в последние полтора столетия. Расскажет с помощью 120 архивных платьев, самое старое из которых датируется 1870-ми, и с помощью литературы — невидимым гидом по выставке станет британская писательница Вирджиния Вулф. Мур Соболева, основательница Telegram-канала Fierce & Cute, вспоминает сложную биографию и столь же замысловатый стиль одной из самых важных писательниц ХХ века.
Вулф облагодетельствовала будущих биографов, оставив многие тома дневников — она вела их с перерывами с 15 лет — и органично вплетая детали собственной жизни во все свои работы. Благодаря ее личным записям можно проследить структуру мысли Вулф, пытающейся осознать свое место в стремительно меняющейся культуре. В 1902 году двадцатилетняя Вирджиния пишет в дневнике, что видит свою судьбу в писательстве; два года спустя, когда умирает ее отец, оставшаяся семья Стивенов переезжает из аристократического лондонского района Кенсингтон в богемный и пока еще дешевый Блумсбери.
Именно в этот период, начиная с 1904 года, начинает формироваться так называемая группа Блумсбери — элитарный литературный клуб по интересам, куда входят молодые интеллектуалы, увлекающиеся исследованиями собственной сексуальности и проповедующие гедонизм. Негласные лидеры группы — Вирджиния и ее старшая сестра Ванесса, художница, которая в 1907 году выйдет замуж за еще одного важного члена группы, известного арт-критика Клайва Белла. Идеология компании по нынешним временам выглядит довольно тривиально, но для своего времени она служила камнем эстетического преткновения: ее основатели и примкнувшие были воспитаны в викторианском обществе, которое не предполагало ни сексуальной свободы, ни женских прав.
Вирджиния Вулф с сестрой Ванессой
Одним из видных фигурантов группы стал Леонард Вулф — близкий приятель брата Вирджинии, Тоби, обративший внимание на сестер Стивен еще в 1900 году. К моменту повторного знакомства Леонарда с Вирджинией в 1909 году Тоби, один из основателей группы Блумсбери, успел умереть от брюшного тифа — и Вирджиния, глубоко любившая брата, всерьез восприняла ухаживания его друга. Над предложением о вступлении в брак она думала три года, то отклоняя, то принимая, но в результате пара поженилась в августе 1912-го. Супруги оставались близки до конца — об этом свидетельствуют как многочисленные записи в дневниках Вулф, так и ее предсмертная записка, обращенная к мужу.
Нонконформизм супругов Вулф и группы Блумсбери, задававшей тон английской интеллектуальной тусовке начала века, стал вместе с происхождением их входным билетом в самые модные круги. Вирджиния Вулф становится постоянным автором британского Vogue, а в 1924 году появляется на его страницах уже в качестве героини — в нарочито старомодном платье своей матери, которое ей велико. К тому моменту Вулф уже опубликовала три романа, множество рассказов и эссе, давала лекции и числилась одной из важных писательниц поколения.
Несмотря на свой подчеркнуто современный образ жизни, в быту писательница предпочитала викторианские наряды — платья в пол, шляпки (как на знаменитой фотографии с собственной помолвки), цветочный принт и зачесанные в пучок волосы. «Моя любовь к одежде меня живо интересует, — пишет Вулф в дневнике в 1925 году. — Только это не совсем любовь, а что именно — мне лишь предстоит узнать». И дальше идет пассаж, который отлично рифмуется с сегодняшней повесткой. «Мне хочется понять степень осознанности людей в разных сферах: осознанность вечеринок, осознанность в выборе одежды. Это очень сложно, я всегда возвращаюсь к этой теме, но сама не могу сформулировать, что я имею в виду». В том же году выходит роман «Миссис Дэллоуэй», где через наряды заглавной героини во многом передается ее характер и переживания.
Вирджиния и Леонард Вулф
Вместе с Вирджинией регулярной фигуранткой Vogue становится и ее возлюбленная и соратница Вита Сэквелл-Уэст — аристократка и писательница, одинаково сильно увлеченная литературой, садовым дизайном и прекрасными современниками обоих полов. Сексуальная свобода была важной частью негласного устава группы Блумсбери, и отношения внутри нее были открытыми — романы Вулф никак не ухудшали ее отношения с мужем. Вита, знакомство Вулф с которой состоялось в 1922 году, сильно повлияла и на творчество, и на благополучие Вирджинии: она постоянно поддерживала любимую как морально, так и финансово, организовав, например, публикацию своих (успешных) книг в издательстве супругов Вулф Hogarth Press, когда то переживало тяжелые времена.
Взамен Вирджиния Вулф фактически подарила ей свою самую знаменитую работу, роман «Орландо»: андрогинный главный герой/героиня, списанный с Виты, путешествует во времени в течение трехсот лет, меняя пол и облик. Сын Сэквелл-Уэст, Найджел Николсон, позже отзовется об «Орландо» как о «самом длинном и обаятельном любовном письме в истории литературы». В одном из дневников Вулф пишет, что видит свое предназначение в том, чтобы «описать собственный пол» — идея революционная не только в первой трети ХХ века, но и сейчас. Влияние Вулф на феминизм и современную жизнь в целом трудно переоценить — она не просто стала полноценным женским голосом в литературе, но и оказалась провозвестницей необратимых изменений: согласно ее философии, роль женщины не определяется длиной ее нарядов и волос, а соответствует лишь ее личным желаниям.
(Не такие уж) тайные лесбийские отношения Вирджинии Вулф – по ее собственным словам
У творчества Вирджинии Вулф множество поклонников, ее произведения изучаются многими, но о ее близких отношениях с коллегой-писательницей Витой Сэквилл-Уэст читатель зачастую узнает по едва заметным сноскам. И все же эти отношения непосредственно повлияли на становление обеих женщин. После их первой встречи на довольно неудачном званом ужине в 1922 году Вирджиния и Вита обменивались очаровательными, кокетливыми, лирическими письмами вплоть до Второй мировой войны и до самоубийства Вирджинии почти 20 лет спустя. А что может быть более откровенным, чем письмо?
Возможно, лишь дневник? Это издание «Любовных писем» ( The Letters of Vita Sackville-West and Virginia Woolf) включает в себя выдержки из дневников писательниц наряду с их письмами, которые блестяще подчеркивают их противоречия, притворство и тоску. Вместе с новым предисловием от создателя Весёлого дома и «Теста Бекдел» Элисон Бекдел «Любовные письма» раскрывают новый взгляд на жизнь и творчество этой необыкновенной пары.
Сейчас мы можем поддаться искушению воспринимать этих женщин как бисексуалок, но мы должны остерегаться ретроспективного навешивания устаревших ярлыков. Конечно, обе женщины были счастливы в браке: Вирджиния с Леонардом Вулфом, писателем и социальным реформатором, совместно с которым она управляла типографией «Хогарт» (он также часто выступал в роли шофера, когда отвозил Вирджинию к дому Виты. ). В отношениях Вирджинии и Леонарда было много взаимной преданности, хотя, казалось бы, не слишком много супружеского совершенства. С Витой, вероятно, у Вирджинии была первая внебрачная связь; в то время как у Виты было много романов с мужчинами и женщинами, до, после и во время ее отношений с Вирджинией. Открытые отношения Виты с ее мужем Гарольдом Николсоном описаны их сыном Найджелом в «Семейном портрете» ( Portrait of a Marriage ), но также могут быть замечены в экспрессивных отрывках их писем, включенных в сборник: «Дорогой, нет никакой путаницы!» Вита пишет Гарольду через неделю после того, как сказала Вирджинии, что любит ее: «Я переспала с ней (дважды), но это все». (Это все!)
Пытаясь разобраться в своих чувствах к Вите спустя пару рождественских праздников, Вирджиния снова пишет: «Эти сапфистки любят женщин; дружба никогда не бывает лишена любви […] Какие это вызывает во мне чувства? Очень смешанные». Однако когда дело доходит до их писем друг к другу, они не стесняются говорить о физической стороне сапфизма. «Дорогая миссис Вулф, – пишет Вита, – (это, кажется, подобающая формулировка). Я сожалею, что вы были в постели, хотя жаль, что не со мной (менее подобающая формулировка)».
Они также создавали сложные коды и писали шутки, понятные только им двоим. Завидуя Вите, соблазняющей других женщин, Вирджиния воображает ее «дельфином», поедающим «целую постель устриц» – и не может удержаться, чтобы не вырезать и не наклеить иллюстрацию дельфина, «исполняющего забавные прыжки». Написав, как сильно она скучает по ней, Вита позже отвечает устричным каракулем.
Элисон Бекдел пишет в своем предисловии: «Если бы у Вирджинии и Виты были смартфоны, какой поток сексэмэсок и их сокращений, непонятных смайликов (“ножницы”? “обыкновенный потто”?), ссылок в Твиттере на обзоры TLS и бесконечных снимков эльзасцев и спаниелей просеивался бы сквозь наши пальцы вместо этого великолепного документального свидетельства».
Эти письма настолько жизненны, что часто забывается тот факт, что они были написаны почти 100 лет назад. Тем не менее, большая доля их очарования и удовольствия для современного читателя кроется в тех моментах, когда мы вспоминаем, что это материальные письма, которые писались на бумаге и отправлялись друг другу. Письма теряются. Им требуется много времени, чтобы прибыть к адресату. Иногда женщины, обеспокоенные тем, что были неправильно поняты, посылали вдогонку срочную телеграмму.
В самом начале их отношений Вита путешествует по Тегерану со своим мужем, делится прекрасными описаниями с Вирджинией на каждом шагу – она пишет полные тоски ответы из Блумсбери, не зная, сколько времени им потребуется, чтобы перебраться через море.
Вита и Вирджиния как только ни обыгрывали этот способ общения. Иногда они писали от руки (Вирджиния пользовалась своими особенными фиолетовыми чернилами), иногда на печатной машинке, а иногда обеими способами: «Ваши письма всегда вызывают у меня шок, – пишет Вита, – потому что вы подписываете конверты на машинке, и они похожи на обычные счета, а потом я вижу ваш почерк. Такая система мне очень нравится, потому что она придает остроты ощущениям».
Они писали на разных видах бумаги: «Эта писчая бумага так мне нравится, что я должна написать вам на ней письмо», – пишет Вита на какой-то особенно причудливой бумаге с гостиничным заголовком. Когда работа Виты выходит в издательстве Вирджинии и Леонарда «Хогарт Пресс», она посылает несколько писем в одной посылке: одно для редактора, другое для своей возлюбленной. Когда Вирджинии сделали ее фотопортрет, она послала копии Вите. Фактически, с этого момента одна из фотографий останется на письменном столе Виты. Ее дом в Сиссингхерсте остался таким, каким его оставила Вита, когда умерла, украшенный двумя фотографиями: на одной ее муж, а на другой – Вирджиния.
Они обе, конечно, замечательные мастера слова и получают огромное удовольствие от искусства письма – они стараются произвести друг на друга впечатление, как во флирте, так и в состязании поэтов.
Но письма – это еще не все, что они пишут друг другу. Они также регулярно критиковали творчество друг друга, и Вита опубликовала несколько книг в издательстве «Хогарт Пресс»: «Если я не писала вам, то это потому, что я писала для вас, – писала она в сжатые сроки, – тиран, рабовладелец, как я напишу 20 000 слов за 10 дней, скажите?»
А позже Вирджиния написала для Виты роман – вымышленную биографию Орландо, который Найджел Николсон назвал «самым длинным и очаровательным любовным письмом в литературе». Сегодня он считается одним из самых ранних романов о герое, пол которого меняется, Орландо был не только посвящен Вите, но и вдохновлен ею – он даже содержал фотографии Виты, сделанные Вирджинией, одетой по-разному: в мужскую униформу и женские жемчуга.
Читать их письма, написанные во время работы Вирджинии над произведением – все равно что открывать для себя закулисную режиссерскую версию романа: «Мой вопрос теперь в том, изменятся ли мои чувства к вам? – пишет Вирджиния, только закончив писать финал «Орландо». – Я жила в тебе все эти месяцы, а выйдя наружу, подумала, какая же ты на самом деле? Ты существуешь? Неужели я тебя выдумала?»
Эти письма, написанные в среде печально известной группы Блумсбери (Bloomsbury Set – влиятельная группа английских интеллектуалов, писателей, художников и философов, которые вместе жили, работали или учились в Лондоне около Bloomsbury в первой половине 20 века – прим. пер.), иногда кажутся бегством в какую-то зарождающуюся квир-утопию. Но они также приправлены напоминаниями о критике более широкого мира: например, когда Рэдклифф Холл Колодец одиночества (1928), откровенно лесбийский роман, был признан непристойным и запрещен правительством, Вита была возмущена: «Лично я хотела бы отказаться от своего гражданства в качестве жеста, – пишет она Вирджинии, – но я не хочу становиться немкой, хотя вчера вечером ходила на ревю, где две восхитительные молодые женщины пели откровенно лесбийскую песню».
Заполучить давно вышедший в печать экземпляр писем Вирджинии и Виты стало чем-то вроде обряда посвящения для современных сапфисток – так же, отмечает Элисон Бекдел в своем предисловии, как и цитировать их отрывки друг другу во время сложного периода личных отношений. Поскольку новое издание, наконец, стало широко доступным, можно с нетерпением ждать, принесут ли письма новые формы вдохновения своим читателям.
Так Вита и Вирджиния любили друг друга? Несомненно. Но какой любовью? Вот именно. Это как раз то, что они пытаются – отчаянно, восхитительно, преданно – выяснить в своих письмах. К счастью, у нас есть возможность стать свидетелями их общения.
Вирджиния Вулф «Орландо»
Роман Вирджинии Вульф «Орландо» является одним из тех литературных произведений, которые не могли быть полностью оценены в своё время, потому что он, кажется, был написан для будущих поколений. Гендерные вопросы, рассматриваемые в романе, на момент публикации (1928) не обсуждались.
Сегодня тема самоиндификации — одна из самых горячих. В романе Вульф размышляет о нервенстве женщин, доминировании мужчин и взаимосвязи между обоими полами.
О чём книга?
Орландо, главный персонаж романа Вирджинии Вульф, живёт с середины XVI века до середины XX века, в основном в Англии, хотя некоторое время проживает в Турции. Хотя Орландо рождается мужчиной, но по воле провидения становится женщиной. Это позволяет персонажу понимать жизнь общества с мужской и женской точки зрения.
Даже будучи благородной, независимой, Орландо признаёт тот факт, что приходится подчингяться мнению большинства, что она обязана выйти замуж, чтобы иметь спокойную и стабильную жизнь. Уникальный опыт Орландо в разных ипостасях и веках позволяет ей отчётливо увидеть предвзятое отношение к женщинам словно они люди второго сорта.
Краткое содержание
Первая глава начинается с описания внешности главного героя Орландо и упоминания того факта, что он молодой человек из знатной семьи. Орландо мечтает, что однажды он сможет отправиться в приключение, но сейчас юноша любит созерцать природу и проводить время на холмах с видом на Лондон. Он поэт.
Однажды королева Елизавета I приходит в гости, и ей сразу же нравится симпатичный юноша. Через два года после их первой встречи королева делает Орландо своим фаворитом, казначеем и управляющим. Вскоре Елизавета I умирает, оставив фавориту немалое состояние.
Её сменяет король Иаков I. Орландо думает о женитьбе на одной из дам при дворе. Он решает жениться на Евфросинии, женщине из благородной семьи, такой же, как он. Адвокаты со стороны Орландо и со стороны Евфросинии приступают к юридическим процедурам, но свадьба отменяется из-за Великого мороза.
Именно в эту суровую зиму Орландо встречает Сашу, русскую аристократку. Они влюбляются, но девушка устаёт от изменчивого настроения Орландо и в конце концов убегает с другим мужчиной. Орландо разочаровывается в любви и посвящает себя поэзии.
Несколько лет спустя он встречается с Ником Грином, известным поэтом, которым восхищается Орландо. Грин описывается как неуклюжий, невысокий человек, чувствующий себя не в своей стихии в большом доме Орландо.
Орландо разочарован особенно осле того, как обнаружил, что Грин написал сатирическую историю, о нём. Орландо решает прекратить писать и тратить своё время, пытаясь найти ответы на философские вопросы о жизни. Однажды он видит женщину из своего окна, и влюбляется в неё.
Не желая оказаться в ловушке отношений, в которых его привлекает только внешность женщины, Орландо просит короля отправить его в Константинополь в качестве посла. Из третьей главы читатель находит, что Орландо играл важную роль в переговорах между королём Англии и турками.
Орландо хорошо принят жителями Константинополя, и часто организует вечеринки, на одной из которых он знакомится с танцовщицей Розиной Пепитой и женится на ней. Неожиданно он впадает в транс, от которого не просыпается в течение нескольких дней.
Пока Орландо находится во сне, начинается гражданская война, и повстанцы находят Орландо в его постели. Не зная, что с ним делать, они крадут его одежду, а потом оставляют его. После их ухода вокруг Орландо появляются три духа; каждый дух пытается завладеть им, но безуспешно.
Духи уходят, когда слышат звук трубы; Орландо просыпается голым в своей постели и в теле женщины. Орландо не боится и принимает изменения, что с ним произошли. Она покидает Константинополь, переодевшись цыганкой, а затем ненадолго присоединяется к цыганскому табору.
Вскоре она возвращается в Англию. Постепенно герой привыкает быть женщиной и даже видит в этом преимущества, например, теперь она может свободно думать о любви и природе столько, сколько ей того хочется, но не нравится чувство бессилия, которое она испытывает, когда находится в присутствии мужчин.
Всё же в теле женщины Орландо также чувствует себя несчастной. Она размышляет о том, что мир за 300 лет её жизни сильно изменился. Любуясь природой, героиня падает и ломает лодыжку рядом с озером. Её спас человек по имени Мармадьюк Бонтроп Шелмердин.
Она боится настоящего, но с надеждой смотрит в будущее. Полностью книгу Вирджинии Вулф «Орландо» вы сможете прочитать в нашей электронной библиотеке.
Тайны жизни Вирджинии Вулф: боялась секса и злилась на птиц
Вирджинии Вулф — 135! LifeGid собрал все, что нужно знать об этой великой королеве «потока сознания» — 35 самых интересных фактов и секретов.
25 января далекого 1882 года на свет появилась одна из главный модернистских писательниц ХХ века и романисток прошлого столетия, книги которой переведены едва ли не все языки мира. За 59 лет жизни Вирджиния Вулф много и пристально наблюдала за окружающей действительностью, о чем и писала в своих произведениях. Да и жизнь самой писательницы была полна страстей! Давайте же заглянем за занавес хотя бы краем глаза.
Вирджинию Вулф в детсаду дразнили «козой»
2. В садике у нее было прозвище «коза».
3. Впервые Вулф пыталась покончить с собой в 22 года, выпрыгнув из окна. Но высота оказалась недостаточной, чтобы причинить серьезные последствия.
4. Во время написания новеллы «По морю прочь», Вирджиния постоянно обращалась за советами к родственникам и друзьям. Но никто из них не увидел рукопись, пока книга не была дописана.
6. Однажды Вирджиния нашла свой старый дневник, написанный во времена психической стабильности и ясности ума. Перечитывая его, она долго смеялась.
7. Писательница постоянно осуждала манеру поведения своих друзей за обеденным столом, и периодически делала им замечания.
8. В детстве Вулф отлично играла в боулинг.
Вирджиния Вулф с отцом
10. Летом Вирджиния приходила в ярость, так как думала, что птицы щебечут на греческом, а где-то в кустах король Эдвард VII подслушивает ругательства птенцов.
11. Когда Вирджиния преподавала в Королевском колледже, ее ученики писали эссе о себе. Сейчас всё это происходит в Facebook.
12. Вулф обожала писать, этот процесс приводил ее в восторг. Она часто меняла ручки, чтобы найти ту, которая будет приятно скользить по бумаге.
13. Она была ярым фанатом концертов и опер.
14. В юном возрасте Вирджиния издевалась над старшей сестрой Ванессой, царапая ее ногти о стену. Но когда их с сестрой разделили, Вирджиния каждый день писала ей письма.
15. Тинэйджером Вирджиния жутко боялась людей и краснела, когда кто-то заговаривал с ней. А посмотреть незнакомцу в глаза было для нее вообще чем-то немыслимым.
16. Некоторое время Вулф собиралась замуж за Литтона Стрейчи, но так и не вышла: между коллегами по кружку Блумсбери были почти братские отношения. К тому же, Стрейчи был гомосексуалистом.
Вулф с другом Литтоном Стрейчи. Она хотела за него замуж, хоть он и был геем
18. После замужества писательница решила стать хорошей хозяйкой и даже пошла на кулинарные курсы. Вскоре после окончания курсов она нечаянно запекла в пудинге свое обручальное кольцо.
19. Вулф была ужасным покупателем. Она вечно ругалась с продавцами, выпрашивая скидки и командуя.
20. В 27 лет Вирджиния призналась, что боится секса.
21. Во время Второй мировой, когда казалось, что победит Гитлер, Вирджиния и ее супруг Леонард решили покончить жизнь самоубийством с помощью выхлопных газов. Про запас они держали в гараже много канистр с бензином.
22. Вирджиния принуждала себя писать и читать, чтобы компенсировать недостаток высшего образования.
В спальне Вирджиния Вулф окружала себя книгами. Знаменита ее фраза: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната»
24. Она никогда не разбиралась в моде и постоянно переживала, подобающе ли конкретному мероприятию она одета.
25. Вулф считала, что Джеймс Джойс пишет ради репутации и денег, а не из любви к творчеству.
26. По утрам Вирджиния пробегала по 12 километров, перепрыгивая через колючие заборы и даже перебираясь через канавы.
27. У нее была анорексия. Она считала свое тело монстром, а еда вызывала у нее отвращение.
Вирджиния Вулф считала свое тело уродливым
29. Вот что она написала сестре Ванессе в июне 1911 года: «Я не могу писать, все демоны вылезли наружу, у них черные волосы. Быть 29-летней незамужней значит быть неудачницей, быть бездетной — вообще сумасшествие».
30. У ее мужа Леонарда была домашняя обезьянка Миц.
31. Однажды писательница заявила, что терпеть не может пьющих пожилых леди.
32. Семейный доктор посоветовал Вирджинии гулять на свежем воздухе по несколько часов в день, чтобы понизить тревожность.
Дом Вирджинии Вулф
35. Вирджиния всегда поддерживала феминисток, и переписывала их адреса с конвертов.
Такой Вирджинию Вулф увидел художник Роджер Фрай