Каждый вечер ребенок орет перед сном
Что делать, если ребенок плачет во сне?
Повышенная возбудимость – частая проблема в детском возрасте. Почему ребенок плачет во сне и как ему помочь? Мы вернем мир и покой в вашу семью.
Из-за чего ребенок ночью плохо спит и плачет?
Иногда бывает, что уже подросший малыш доставляет родителям больше проблем, чем новорожденный. Причины плохого сна разнообразны. После полугода начинается период активного психомоторного развития. Малыш учится ползать, становится на ножки. Недалеко и до первых неуверенных и робких шагов.
Мозг постоянно перерабатывает огромное количество информации. Потребность во сне постепенно снижается. Новорожденный спит 16 часов в сутки, малыш в возрасте от 3 до 5 лет – 11 часов, школьник – 9.
Ребенок часто плачет во время сна в следующих ситуациях:
Детские нарушения сна – тревожный «звоночек» для заботливых родителей. Если младенец ночью не спит и плачет, рекомендуется пересмотреть его режим дня. Иногда необходима консультация невролога или детского психиатра. Плач во время сна у ребенка старше 3 лет может быть признаком аутизма или другого серьезного нарушения.
Ребенок сильно плачет во сне – не пора ли к врачу?
Оценка нарушений производится с помощью специальных опросников. Это исследование помогает выявить проблему и оценить ее тяжесть.
Сопротивление при укладывании
Расстройства сна из-за неправильной установки ограничений.
Ребенок наотрез отказывается ложиться в кровать, ведет себя беспокойно, требует обязательного присутствия взрослого при его засыпании.
Затруднения с наступлением сна
расстройства психики;
погрешности гигиены сна;
неврологические нарушения (синдром беспокойных ног).
Малыш не спит долгое время и плачет. Причина проблемы – неправильные ассоциации. Ребенок для засыпания нуждается в условиях, недоступных в ночное время (постоянное присутствие родителей).
Оценивается как общее время сна за сутки, так и продолжительность ночного сна. Если ребенок мало спит, это губительно действует на его нервную систему.
Сложности с пробуждением
Малыш отказывается просыпаться утром. Родителям с большим трудом удается поднять его с постели. Причины – нарушенный сон, пробелы в воспитании (трудности с установлением ограничений и управления поведением).
Сонливость в дневное время
Днем малыш жалуется на упадок сил и постоянную усталость. Ребенок вялый, спит на ходу.
заболевание, которое мешает полноценному отдыху в ночное время (синдром беспокойных ног);
расстройства психики;
неврологические нарушения.
Чрезмерная сонливость в дневное время может быть признаком нарколепсии.
Нарушения дыхания во время сна
первичный храп;
сочетание храпа с затруднением дыхания из-за повышенной резистентности дыхательных путей;
обструктивное апноэ сна (храп, частые пробуждения из-за остановки дыхания).
Ребенок ворочается, часто вздрагивает. Это мешает ему отдохнуть как следует.
Нежелательные события, которые сопровождают сон, пробуждение или засыпание.
ночные страхи;
лунатизм (снохождение);
кошмарные сновидения (малыш часто вскрикивает и стонет сквозь сон);
энурез (непроизвольное опорожнение мочевого пузыря во сне).
Для того, чтобы оценить режим дня, родителей просят заполнить дневник. Врача интересует, в котором часу малыш ложится, долго ли засыпает, просыпается ли на протяжении ночи.
В сложных случаях не обойтись без инструментальных исследований. Современное оборудование поможет быстро выявить проблему и приступить к лечению.
Методы диагностики
Регистрирует во время сна:
движения жевательных мышц и глазных яблок;
активность мозга (в виде электрических импульсов);
сокращения мышц ног;
воздушный поток (во время дыхания);
дыхательные движения живота и груди;
насыщение тканей кислородом;
ЭКГ.
Изучение циклов покоя и активности с помощью особого датчика.
Тест латентности ко сну
Во время исследования ребенку предоставляется возможность уснуть 4 или 5 раз в день на полчаса. В это время производятся необходимые измерения. Тест определяет степень дневной сонливости.
Используется для наблюдения за движениями в темноте.
После тщательного обследования врач назначает лечение.
Как поступить, если ребенок плохо спит и плачет во сне?
Большинство детей перерастает проблемы со сном, но некоторым малышам нужна дополнительная помощь.
Если ребенок плачет не просыпаясь, рекомендуется не допускать сильного переутомления и перевозбуждения в течение дня. Это поможет сделать сон более крепким и устранить ночные кошмары.
В некоторых случаях хороший эффект дает запланированное пробуждение. Родителям предлагается разбудить малыша за полчаса до того времени, когда его начинают одолевать ночные страхи. После пробуждения надо позволить ему самостоятельно уснуть. Процедуру повторять каждую ночь до исчезновения кошмаров.
Если ребенок часто плачет ночью, рекомендуется:
При тревожных расстройствах у подростков хороший результат дает дыхательная гимнастика. Полезна работа с психологом.
Медикаментозное лечение зависит от причины нарушения сна. В настоящее время седативные препараты используются не только для купирования острых состояний при различных заболеваниях нервно-психической сферы. Иногда медикаментозная помощь необходима при адаптации к новым условиям жизни, позволяет устранить последствия социального неблагополучия. Мягкое и деликатное действие современных препаратов сокращает период лечения детских нарушений сна.
Применяется Мелатонин – гормон шишковидной железы.
Тревожные расстройства, депрессии у подростков
Антидепрессанты (Доксепин или Амитриптилин). Эффективны ноотропные препараты, обладающие седативным действием (Фенибут).
Если ребенок спит и плачет, проблему помогут решить гомеопатические препараты (Дормикинд). Также разрешены настои и чаи из лекарственных растений с успокаивающим эффектом (пион, валериана, мелисса, мята). Хороший результат дают сборы из 2-3 лекарственных растений.
Гомеопатический препарат Дормикинд был разработан специально для детей. Активные компоненты, входящие в его состав, снижают возбудимость нервной системы. Средство безопасно и может применяться с первых дней жизни до 6 лет. Мягкий снотворный эффект Дормикинда позволит малышу и его родителям безболезненно перейти к новым установкам и закрепить достигнутые успехи.
Ночные истерики у ребенка
Содержание статьи
Сон человека все еще не изучен до конца. Известно, что это не отсутствие бодрствования, а целая система со сложными взаимосвязями между нейронами мозга. Процесс засыпания изучен чуть лучше: известно, к примеру, что сон и бодрствование взрослого человека не могут полностью переходить друг в друга. А у маленького ребенка с не до конца сформированными фазами сна этот процесс выглядит в разы сложнее.
Детская парасомния
Бывает так, что ребенок просыпается (или не просыпается) посреди ночи, кричит, плачет и вырывается из рук обеспокоенных родителей. Длится такое состояние может от пары минут до получаса. Дело в том, что до полноценного формирования сонных фаз они могут накладываться одна на другую или приходить в «неправильное время». В результате ребенок может просыпаться посреди ночи, горько рыдать и кричать или же продолжать спать, но при этом ходить или просто двигаться, разговаривать или плакать. Проявление активности во время глубокого сна называется парасомнией (пара — нарушение, сомниус — сон). Это вовсе не опасное нарушение работы организма, а свидетельство незрелости нервной системы и головного мозга. С возрастом наложение сонных фаз происходит все реже и к переходному возрасту исчезает окончательно. Важно понимать, что парасомния в большинстве случаев не несет никакого вреда для малыша, скорее, прибавляет тревог родителям. Особенно настороженно взрослые относятся к ночным истерикам ребенка. Что делать, если у малыша начался приступ паники, который невозможно предугадать и остановить? Для начала — разобраться, в чем же дело.
Нарушение сна
Детские ночные истерики не имеют никакого отношения к сновидениям (по крайней мере, так считает ряд исследователей). Они появляются в результате наложения одной фазы сна на другую, что приводит к возникновению сильного страха, к настоящей панической атаке. Родители пугаются не меньше, ведь в этот момент ребенок сильно кричит, разговаривает или плачет, его глаза широко раскрыты, но смотрят словно сквозь окружающий мир. Сердцебиение малыша повышается, лоб покрывается испариной, дыхание становится хриплым и тяжелым. На ласковые слова родителей ребенок не реагирует, отчаянно сопротивляется против желания взять его на руки. И хотя из-за открытых глаз многие родители считают, что малыш проснулся, на самом деле он продолжает пребывать в фазе глубокого сна. Почему же в этом случае ученые отделяют ночные истерики от страшных снов? Причин несколько:
Ночные истерики могут начаться в 1 год и длиться до 5–7 лет, однако потом они плавно сойдут на нет. Возможно, у ребенка останется привычка говорить во сне, но это тоже не несет никакого вреда. Поэтому, даже если у малыша случился приступ ночной истерики, не стоит нервничать. Да, для родителей это сильнейший стресс, ведь они ничем не могут помочь своему малышу. Однако нужно понимать, что попытки «вытянуть» ребенка из такого сна могут быть гораздо вреднее, чем это малоприятное, но все-таки не патологическое состояние. Реже парасомния может случиться у грудничка.
Что делать при детской ночной истерике
Если ребенок начал кричать по ночам, испытывая приступы паники, необходимо для начала обратиться к специалистам, чтобы исключить неврологические причины состояния. Если никаких патологий доктор не выявит, при приступах ночной истерики нужно будет действовать следующим образом:
После пробуждения ребенка не стоит задавать ему наводящих вопросов. Если Вы хотите поговорить о его состоянии, лучше спросить, что ребенку снилось и как он себя чувствует.
Профилактика ночных истерик
Лучшей профилактикой парасомнии называют:
Это важно!
Кровать у ребенка, страдающего от приступов ночной истерики, должна быть полностью безопасной: малыш не должен травмироваться, ведь во сне он может резко размахивать руками и ногами. Если это кроватка с прутьями, можно обезопасить ребенка при помощи мягких накладок на бортики.
Причины ночных истерик
В первую очередь специалисты выделяют генетическую причину. Парасомниями чаще страдают те дети, у которых есть к этому склонность. Если бабушки или дедушки были лунатиками, а беспокойный сон наблюдается и у других членов семьи, очень велик шанс, что ребенок еще до года начнет переживать приступы ночных истерик. Конечно, есть и другие причины:
Истерика перед сном
Совсем другие причины имеет детская истерика перед ночным сном. Она не относится к состояниям парасомнии и может быть вызвана:
Если ночной сон ребенка начинается с истерики, придется посетить невропатолога. А также следовать нескольким простым рекомендациям:
И, конечно, нужно понимать, что крики и ругань никак не поспособствуют успокоению ребенка. Чем спокойнее и уравновешеннее будут вести себя родители, тем спокойнее будет их малыш.
Терапия поведенческих нарушений сна у детей
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
Метод «Обнял-положил»
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна