Как выучить текст во сне
Можно ли учиться во сне? Оказывается, можно
От хронической бессонницы помогают аудиокниги, подкасты и снотворное. Если загрузить книг на всю ночь, они будут постепенно проникать в сны. И что самое забавное, иногда можно даже припомнить часть услышанного на утро. Ученые давно задавались вопросом, нужно ли быть в сознании, чтобы запомнить. Кажется, что да — в конце концов, все наши драгоценные воспоминания сформированы во время часов бодрствования, когда сознание в работе.
Обучение во сне — мечта любого человека.
Однако появляется все больше исследований на тему того, что когда мы соскальзываем в бессознательное состояние во сне, мы не теряем способность запоминать новый материал. То есть, включите на проигрывание словарь новых слов, и бессознательный мозг выучит эти слова — без какой-либо работы или осознания, даже после пробуждения.
Обучение во сне возможно
Исследование, опубликованное недавно в Currently Biology, позволяет предположить, что идея обучения во сне имеет под собой корни. Ученые провели эксперимент с группой из 41 человека, говорящих на немецком языке, и выяснили, что мозги участников могут впитывать словарный запас из выдуманного языка и привязывать эти слова к немецким значениям во время сна.
Это, конечно, далеко от изучения совершенно нового языка, включая синтаксис, в спящем состоянии. Но по пробуждении у участников спросили, будет ли обозначенное выдуманное слово больше обувной коробки (да, это странный тест), и участники отвечали правильно со значительно более высоким шансом — не зная, что они ранее сталкивались с этим словом.
«В ходе исследования мы обнаружили, что спящий мозг может на самом деле кодировать новую информацию и хранить ее в течение длительного времени. Более того, спящий мозг способен создавать новые ассоциации», говорит автор исследования Марк Цюст из Университета Берна.
Сон и память
Мы часто думаем о сне, как о времени простоя. Но это не так.
Недавно проведенные исследования показали, что сон помогает мозгу очиститься, вымыть токсичные молекулы, которые в конечном итоге могут привести к болезни Альцгеймера.
Сон — важнейшая составляющая здоровья человека
Что еще более важно, сон также реорганизует воспоминания. На определенных стадиях сна мозг воспроизводит воспоминания в ускоренном режиме: нейроны, ответственные за хранение воспоминаний, снова активируются как сеть, по сути обучая мозг воспоминанию. Этот проигрыш помогает нам втиснуть важные уроки и жизненный опыт в более постоянное хранилище в нашем мозгу. Между тем, тангенциальные воспоминания — те, которые в первую очередь не заслуживают особого внимания — стираются, чтобы открыть больше места для хранения.
Часть этой ночной работы можно уловить путем непосредственного измерения нервной активности в мозге грызунов. Посадите мышь в новый лабиринт днем, и нейросети, активированные во время кодирования памяти, начнут работать ночью.
Из этих исследований на грызунах ученые выяснили, что гиппокамп — область в форме морского конька, скрытая глубоко внутри мозга — связывается с внешним слоем мозга, корой, во время сна, посредством волн активности, которые можно измерить с помощью устройства ЭЭГ.
Обучение во сне
В этом исследовании ученые взяли 41 немецкоязычных добровольцев обоих полов. Вместо того, чтобы учить их обычному языку, команда составила псевдослова, каждое из которых было связано с определенным значением, чтобы убедиться, что один из участников не имел никакого контакта с новым языком.
Вместо того, чтобы произносить слова, когда добровольцы спали, ученые решили нацелиться на определенный период сна: так называемые «пики» во время глубокого сна, обычно не связанные со сновидениями.
Во время глубокого сна нейроны координируют свою активность в течение коротких промежутков времени, прежде чем снова упасть в период бездействия — провалиться на графике. Два этих состояния циклически сменяются каждые полсекунды.
«Мы предположили, что пики медленных волн способствуют кодированию сна, потому что пики разграничивают периоды относительного нервного возбуждения», объясняют авторы.
Когда добровольцы уснули, на каждом из них было устройство ЭЭГ для мониторинга мозговых функций, и ученые начали играть в словесные ассоциации через наушники-вкладыши.
Например, выдуманное слово «тофер» означало «ключ», а «гуга» — «слон». Каждая пара слов воспроизводилась четыре раза, в соответствии с ритмом спящего мозга, так что второе слово совпадало с пиками волн. Всего спящий мозг услышал о 36 различных парах слов за более чем 146 повторений.
«Момент, когда воспроизводилось второе слово, был важным, потому что в этот момент можно было сформировать ассоциацию между одним словом и другим, а значит и нейронная пластичность должна быть оптимальной», поясняют авторы.
По пробуждении добровольцев ученые показали им псевдослова и попросили изобразить, будет ли обозначенный предмет меньше или больше, чем обувная коробка — как способ проникнуть в бессознательные воспоминания.
«Неявные воспоминания сложно сформулировать явно. Мы должны были получить доступ к бессознательному, неявному знанию через вопросы о семантических аспектах этих новых слов», говорит Цюст.
15 участников также получили сканирование мозга с использованием фМРТ в момент попытки принятия решений.
Примечательно, что когда второе слово в паре слов совпадало с состоянием сна в глубоком сне, участники могли правильно охарактеризовать выдуманное слово на 10% выше шанса.
«Если вы представляете «биктум» и «птицу» спящим людям, их мозг может установить новую связь между известным понятием «птица» и совершенно новым и неизвестным словом «биктум», говорит Цюст. «Этот след во сне остается во время бодрствования и может повлиять на то, как вы реагируете на «биктум», даже если вы думаете, что никогда раньше не сталкивались с этим словом. Это неявная, бессознательная форма памяти — как будто «нутром чуешь».
Изучая данные, ученые обнаружили, что попадание в пиковые состояния во время представления свойств коррелирует с лучшим запоминанием после пробуждения.
Это объясняет ряд предыдущих противоречий в исследованиях сна. Авторы объясняют так: «Время презентации слов относительно ЭЭГ спящего было решающим для успеха кодирования сна».
Двойная обязанность
Вглядываясь в обучающийся, но спящий мозг, ученые обнаружили, что гиппокамп и область мозга, обычно связанные с изучением языка, также были активны во время обучения во сне.
Это сильно противоречит всему, что мы знаем об обучении гиппокампа — мы полагаем, что он активен только в состоянии бодрствования.
«Эти структуры мозга, по всей видимости, опосредуют формирование памяти независимо от преобладающего состояния сознания — бессознательное во время глубокого сна, сознательное во время бодрствования», говорит Цюст.
Тем, кто уже задумался о создании устройства для «обучения во сне», стоит понимать, что идея внедрения совершенно нового словаря во время сна остается весьма спорной. В конце концов, словари основаны на знаниях, а не на интуиции. Более того, ученые еще не знают, может ли активное обучение во время сна мешать более заметной роли сна в консолидации дневных воспоминаний.
«Практическая значимость бессознательного кодирования во время сна для последующего изучения после пробуждения в конечном итоге будет зависеть от того, улучшит ли первый сеанс кодирования сна это обучение», говорит ученые.
Разве не удивительно, что люди способны на такую сложную обработку информации, фактически находясь без сознания? Поделитесь мнением в нашем чате в Телеграме.
Эффективные методики обучения во сне за 5 минут
Методикой обучения в период естественного сновидения является гипнопедия. Обучение во сне представляет собой прослушивание учеником во сне гипнотизера либо его записи. Исходя из ранних исследований, были сделаны выводы, что методика не работает, когда другие положительно отзывались о подобной манипуляции. Как оказалось, у мозга действительно появляется реакция на раздражители, он обрабатывает их, в то время когда человек спит.
Научное определение гипнопедии
Наверняка каждый задумывался о том, чтобы сэкономить время на обучении, переложив этот процесс на сон. Рекламные ролики обнадеживают, сообщая о 25 кадре.
Возможность учения во сне без затрачивания сил и времени, получило отклик в научных изысканиях. Так, факт обучения в период сна называют гипнопедией. Специалисты в области истории уверяют, что методика уходит истоками в Древнюю Индию. Монахи нашептывали ученикам тексты старых манускриптов, когда они спали.
Обучение, согласно фазам сновидений
Чтобы понимать, допустимо ли выучить за 5 минут во сне необходимую информацию, нужно рассмотреть главные особенности ночного отдыха.
Исследователи выделяют 2 вида сна.
В первом цикле восстанавливаются энергоресурсы организма. Вторая фаза имеет второе название – парадоксальная. Относительно показателей физиологии медленный сон близок к состоянию бодрости. Циклы сна сменяют один другого. Полная фаза зафиксирована на границе 2-х часов. При этом быстрый сон занимает всего 20 минут.
Обучающийся в школе или в ВУЗе желает выучить требуемый материал, например, стих или песню, в течение пяти минут во сне, который плохо запоминается в дневное время.
Термин гипноделии является видом учения во время сновидений и считается:
Чтобы практика имела успех, нужно чтобы навеиваемый материал оставался в памяти длительное время.
Чему возможно обучиться в сновидениях?
Как оказалось, но мозг действительно способен научиться, пока человек беззаботно спит.
Опубликованная статья психологов из Франции, которыми проводилась проверка возможности запоминать музыку, слышимую в момент сновидения. Было выявлено, что люди могут распознавать звуковые сигналы наутро, когда проснутся, хотя не подозревали, что раньше их приходилось слышать.
Исследователи уточнили, что возможность запомнить материал происходит лишь в цикле быстроволнового сновидения, когда активность мозга высокая. Интересный факт, что память наоборот развивается в стадии медленного видения сна. Выходит, что ночью мозг проделывает одновременно несколько действий.
Когда участники испытания спали, учеными запускались разные сигналы звуков, ассоциируемых с отдельным ароматом. В случае зловонного запаха, дыхание участника становилось глубоким. Чтобы дыхание изменилось, требовался один звуковой тон.
Рефлекс на звуки был сохранен также после подъема. Это указывает на развитие ответов, происходящих на глубокой стадии, где необходимость в работающем сознании отсутствует. Выучить английский язык, математику по данному методу вряд ли выйдет.
Другие изыскания в этой области позволили участникам попытаться учить гитарные пассажи. Затем они засыпали. Во сне их просили наиграть то, чему обучились. Первая группа испытуемых отдыхала в обычном режиме. Другая, в это же время предавалась отдыху под мелодию, изучаемую в дневное время. Результаты показали, что второй класс обучаемых участников получил высокие итоги работы в отличие от первой.
В 2013 г психологи из Иллинойского университета выявили, что в период сновидения есть возможность развития музыкальной памяти, а также тренировать пространственную память.
Важная информация! В период сновидений можно обучиться, но не серьезным вещам. При этом качественный отдых важен для процесса. Ночью мозг не усваивается принципиально новое, а лишь перерабатывает уже имеющийся материал, закрепляя в памяти.
Особенности обучения во снах
Чтобы обучаться в период сновидений не может учитываться как возмещение иными способами учения, поскольку соответствует закреплению в памяти отдельных видов информации.
Успешность использования гипнопедии обусловлена большим количеством причин, чтобы рассуждать о широком использовании.
Для увеличения действенности видоизменяется количество и длительность процедур изучения, манера речи, т.е. процесс обучения.
В качестве обучения под действием гипноза либо неестественно спровоцированного отдыха ночью путем электросна, медикаментозного способа, терминология гипнопедия не используется. Причина в использовании гипнотического, постгипнотического внушения, имеющие иной механизм.
Упоминание в литературе и кинематографе
Обучение в период сна было описано в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оно являлось одним из оснований нового фантастического окружения. Детям в голову записывали, как вести себя среди людей, предпочтительность и мысленные роли исходя из того, к какой касте они принадлежали. Также проводилось обучение.
В «Звездном десанте» романа Роберта Хайнлайна обучение использовали в корпусах кадетов, чтобы научить офицерский состав.
Образование во сне также упоминается в повести «Гадкие лебеди» Братьев Стругацких, где мокрецами применяется этот метод, чтобы обучать детей-вундеркиндов.
Кинематограф
Советский телесериал под названием «Большая перемена», в котором героями являются Евгения Леонова и Степан Леднев, имеет следующий сюжет. Будучи родителями девочки, вместе с ней по договоренности получают школьное обучение истории в период сна. Спустя время, Нелли включает передачу на радио, которое озвучивает шпионский роман. Впоследствии в ходе гипнопедического учения роман в подсознании отца Степана сплетается с происшествиями, которые описываются в книге.
Обучение также описывается в мультике «Братья Вентура», в котором учащимися являются Хэнк и Дин. Поскольку сюжет представлен в ироническом исполнении, то документы об образовании братья получают таким образом.
Мнение ученых об обучении по методу гипноделии
Представители различных направлений давно интересуются, как учиться во снах, в т.ч. и писатели-фантасты. Сегодня считают, что такой метод обучения запомнить наизусть урок особенно действенен, чтобы усвоить:
Те, кто подвластные легким путям будут огорчены, поскольку выучить за 5 минут во сне стихотворение, налоговый кодекс, таблицу умножения, невозможно.
Ученые подвели неутешительный итог, что такой метод обучения действенен только в качестве укрепления уже изученной темы по физике или химии в период бодрствования. По результатам отдельных исследований было выяснено, что человеку свойственно запомнить тот или иной материал. При этом доказать в действительности, слышал или нет ранее невозможно.
Иные исследования, в ходе которых человеку испытания такого вида обучения, ставили слушать аудиозапись с рассказами только во сне, тоже были несостоятельными, относительно техники. Пробудившись после ночного обучения, человек ничего не запомнил.
Чтобы хорошо закрепить урок в период бодрствования, нужно чтобы он неоднократно демонстрировался во время быстрого цикла. Потому таким способом обучиться нереально в домашних условиях.
Опыты и результаты обучения во сне
Испытания по обучению во сне за 5 минут над крысами и птицами предоставили приятные результаты. Крыс обучали определяться в лабиринте, вкладывая материал в отдельные строения мозга. Среди ночи эти участки мозга становились активными. Выглядело так, будто подопытные делают то, чему их обучали ранее, для закрепления урока.
При измерении активности нейронов был обнаружен участок лабиринта, где присутствовало животное в своих сознаниях. Было ли решено задание крысой в реальности или период сна не имело значения. Итоги исследований по обучению как свидетельствовали о высоком значении действенности снов, так и были определены процессы учения в период сновидений.
Делая опыты на зябликах по методу обучения в момент сна, выяснилось, что звуки, услышанные в период отдыха, переходят из отдела слуха в точку пения. Потому птица повторяла мелодию, которую ей ставили слушать среди ночи.
Важно! Опыты и результаты обучения говорят о том, что открывается огромный потенциал, которыми наделены сновидения, больше всего цикл REM.
Мозгу человека небезразлично, что происходит с вечера перед отдыхом, что видится и слышится. Хорошо подумав, можно использовать данные ресурсы для личной выгоды.
Эффективные методики
Существует четыре популярных видов обучения по технике гипнопедии.
Помощь аромата
Если за пять минут в период сна и не удается изучить учебную информацию географии, биологии, английские слова, то возможно повысить запоминание урока в разы.
Разработано несколько методик, благодаря которым можно быстро обучиться путем мягкого влияния на ученика, когда он спит.
К одному из таких способов относится аромаметод. Германскими исследователями было определено, что лучше всего запомнить поможет запах, ощущаемый при отдыхе. Когда будучи спящим, человек узнает такой же аромат, вдыхаемый при занятости над упражнением, когда бодрствовал, то изученный днем курс информации усвоится прочнее.
Антинаучность
Учиться во сне подобным образом практически невозможно. При этом институтом ранних исследований было отмечено, что испытуемые способны запоминать ряд факторов, когда спят. Хотя точно заявить, что участники не пробуждались и не осязали аудиоинформацию наяву, нельзя.
Чтобы удостовериться в этом, ученые из Америки фиксировали на голове испытуемых электроды и ставили мелодии, когда люди уже спали. Выяснилось, что уснув, ученики ничего не помнили.
Данные эксперимента опубликовали еще в 1950 году. Однако в течение долгих лет предприниматели пробовали обогатиться за счет шанса быстро и легко обучиться. Притом что их методики не носили научного обоснования.
Хотя мозг во сне не принимает другой материал, ночью он не спит. Им осуществляется перебор накопленной за сутки информации, которая потом из места формирования воспоминаний, направляется в зоны коры, где она сохраняется.
Технические изобретения
В ближайшем будущем, благодаря техническому развитию, возможно появление и иных методов, основанных на применении фаз сна. Считают, что закрепление памяти случается вследствие отдельных, замедленных пульсаций головного мозга. Потому появилась идея мягкого их стимулирования, не поднимая человека.
Ян Борн является основным идеологом таких исследований. Им было установлено, что мозговые сигналы, возможно, стимулировать путем трансчерепной активации прямым током. Подавался слабый ток через череп человека, что помогало улучшить способность запоминания слов.
Новый инвазивный способ заключается в надевании на голову электродной каски, чтобы измерить нейронную деятельность. Через наушники подают звуки во сне. Благодаря способу проходит мягкая стимуляция нейронной активности. Медленное сновидение оказывается глубоким и интенсивным.
Влияние мелодии
Описанная методика, эффективна не только чтобы выучить новые слова, но и мелодию во сне. Исследователями проведена работа с группой лиц. Их обучали играть на гитаре по методу, который позаимствовали их видеоигры. Затем участник нужно было лечь спать.
Людей разделили на 2-ой команды. Первая слушала мелодию во сне, репетируемая ранее. Вторая отдыхала в затишье. Потом обеим командам нужно было воспроизвести мелодии, разученные на уроке. Исход 1-ой команды лучше, по сравнению со 2-ой, притом, что они не были осведомлены, что отдыхали под эту мелодию.
Хитрости по изучению в период сна иностранного языка
Учеными проводилось исследование, в котором группу немцев обучали иностранному языку, которые не знали его вообще. Команду поделили на 2 части. Первая слушала запись с изученным материалом, когда отдыхала. Другой группе ничего не включали. Результаты в обучении первой группы выше.
Чтобы разгадать причину феномена, обучавшие язык во сне, провели эксперимент мозговой деятельности с использованием энцефалографии. Те, кто слушал запись, проявили высокую активность волн. По предположениям ученых именно это явление указывает на процессы запоминания новых данных во сне.
Как учиться во сне: 3 простых способа (2 фото)
Если вы действительно хотите освоить новый навык, вам стоит лечь спать сразу же после занятия. Невероятно, но если спать под музыку или при свете ароматической свечи, то можно лучше запомнить выученное в течение дня. Конечно, сон под музыку вряд ли заменит ночь зубрёжки, но определённую пользу он всё же может принести.
Хотя у ученых до сих пор нет полной картины процессов, происходящих в человеческом организме во время “обучения во сне”, некоторые довольно эффективные методики такого сна уже применяются по всему миру.
Известно, например, что люди могут лучше запомнить местоположение какого-либо предмета, если во время сна они слушают мелодию, которую они слышали, когда клали этот предмет на место. Аналогичный приём может быть использован при изучении иностранных языков. Можно засыпать под аудиозапись со словами, изученными в течение дня.
Предполагается, что дальнейшие исследования позволят улучшить методику “учебного сна”, позволяющую улучшить память и повысить обучаемость, но уже сейчас она нашла ряд практических применений.
1. Во сне можно учить иностранные слова
Недавно учёные проводили исследования в группе немцев, изучающих голландский язык с нуля. Группу разделили на две части. Участникам одной из них, пока они спали, включали аудиозапись с недавно выученными словами, причём не говорили им об этом. Вторая половина спала в тишине. Успехи в изучении новых голландских слов были выше в первой половине группы.
Чтобы убедиться, что данная методика эффективна именно за счёт того, что аудиозапись слушают во сне, была набрана третья группа испытуемых – они слушали новые слова во время прогулки. Результаты участников третьей группы уступили результатам участников первой.
В чём же секрет этого феномена? Наиболее убедительный ответ на этот вопрос заключается в следующем. Сон человека подразделяется на фазы, называемые периодами быстрого и медленного сна. Во время медленного сна мозг усиленно работает, сохраняя наши кратковременные воспоминания в область долговременной памяти.
В группе изучавших голландский язык были проведены исследования активности мозга с помощью энцефалографии. Результаты тех студентов, которые слушали аудиозаписи новых слов во сне, показали большую активность медленных волн.
Большая активность медленных волн, по мнению учёных, свидетельствует о более активных процессах запоминания новых слов.
2. Сон под музыку способствует обучению игре на музыкальных инструментах
Описанный метод эффективен не только для запоминания новых слов. Таким же образом можно запоминать и мелодии.
Недавно исследователи работали с группой людей, обучающихся игре на гитаре по методике, заимствованной из видеоигры Guitar Hero. После занятий участникам эксперимента предлагали поспать.
Участников не предупредили, что их разделили на две подгруппы. Участникам из первой подгруппы, пока они спали, играли ту же мелодию, которую они перед этим репетировали. Участники из второй спали в тишине. Затем участникам из обеих подгрупп предлагалось сыграть мелодии, которые они разучивали на последнем занятии. Результаты участников из первой подгруппы были существенно лучше, чем из второй, несмотря на то, что они не знали, что спали под музыку.
3. Прослушивание определённых звуков во сне способствует улучшению памяти
Мы забываем огромное количество информации, особенно часто даты и то, что кажется нам малозначительным. Наш мозг использует специальную систему маркировки, чтобы различать важную и несущественную информацию. Информация с пометкой «важно» сразу записывается в долговременную память. Воспоминания без этой пометки хранятся в кратковременной памяти и довольно быстро заменяются новыми.
Что делать, если что система маркировки не сработала и то, что для вас на самом деле важно, не попало в долговременную память?
Ученые недавно обнаружили, что люди, которые услышали какой-нибудь звук при запоминании даже того, что не показалось им важным, запоминали этот факт гораздо лучше.
Они исследовали группу добровольцев, участникам которой было предложено размещать иконки в определённых местах на экране компьютера. Компьютер был запрограммирован воспроизводить определенный звук, соответствующий каждой иконке, при её размещении. Так, при размещении значка с изображением кошки воспроизводилось мяуканье, а при размещении значка с изображением колокольчика – его звон. После этого участникам исследования предлагали вздремнуть. В то время как они дремали, ученые воспроизводили звуки, соответствовавшие некоторым значкам (как и в предыдущих исследованиях, добровольцы не знали, что это происходило).
Интересный факт: люди, которые слушали звуки, даже один из звуков, смогли лучше вспомнить все объекты. Другими словами, один звук вызывал различные воспоминания.
Результаты описанных исследований совпадают с результатами проведённых ранее, в которых ученые использовали запах вместо звука. Так, исследование 2007 года показало, что люди, вдыхавшие аромат розы во время учёбы, запоминали изученный материал лучше, если спали в помещении, наполненном тем же самым ароматом.