Как внушить человеку мысль во сне

Как внушить человеку мысль во сне

Нейрофизиологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что можно различать два вида сна:

1) обычный, или медленный, сон, при котором с состоянием полного покоя отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также появление на электроэнцефалограмме медленных волн;

2) парадоксальный, или быстрый, сон, или сон со сновидениями. Во время этого сна наблюдаются быстрые движения глазных яблок, изменчивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, дыхания). Электроэнцефалограмма приближается к наблюдаемой во время бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспышки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1—2 Гц меньше, чем во время бодрствования; обнаруживается низковольтная активность; вспышки острых волн частотой 2—3 в секунду в центральной области коры, длящиеся несколько секунд и связанные по времени с быстрыми движениями глаз). Именно во время парадоксального сна наблюдаются сновидения.

Парадоксальный сон чередуется с медленным. Он сменяет его 4—5 раз в течение ночи и длится каждый раз 6—8, реже 15—20 минут, занимая около 20—25 % всего времени сна. Первый период парадоксального сна наступает через 45—90 минут после засыпания. Этот вид сна регулируется древними механизмами ствола мозга. Как для обычного медленного, так и для парадоксального сна характерен «перерыв непрерывности потока сознания» с утратой способности отдавать себе отчет в месте, времени и окружающем. При сновидениях, кроме того, имеет место и переживание иной ситуации.

Между состояниями сна и бодрствования существует целая гамма переходов. Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения — различной. В связи с этим, по мнению И. П. Павлова, могут возникать различные гипнотические (фазовые) состояния (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы). Во время естественного сна у спящего нередко обнаруживают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, в то время как другие, даже более сильные раздражители могут заметного влияния не оказывать. Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования образуют «сторожевой пункт». Через него спящий может поддерживать контакт — раппорт с внешним миром. Естественно, что сон со «сторожевым пунктом» будет частичным. Явления раппорта являются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна.

Остановимся на них несколько подробнее.

Явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологически целесообразными. В связи с этим способность к сохранению сторожевого пункта во время сна, возникшая в процессе приспособления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем естественного отбора. Российский физиолог М. Н. Сперанский следующим образом объяснял происхождение раппорта: «Сторожевое животное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого достаточно, чтобы все стадо было на ногах, готовое к бегству, защите и т. п., в зависимости от характера сигнала. Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тревожат сон стада. Между сторожем и стадом поддерживается раппорт. Если бы его не было, стадо погибло бы».

Интересное наблюдение приводит российский физиолог Л. А. Орбели: «Головоногий моллюск-осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дне аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движения. Интересно, что, если во время сна какой-­нибудь палочкой тронуть у него туловище или конечность, он не просыпается, но если вы прикоснетесь к дежурной лапе, то просыпается, выпускает черную краску и вообще проявляет соответствующую активную реакцию». Очевидно, во время сна моллюска сохраняется сторожевой пункт, через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром.

Российскому клиницисту-невропатологу и психотерапевту Б. Н. Бирману (1884—1952) удавалось экспериментально получать у собак сон с явлениями раппорта. Для этого у животного вырабатывался условный рефлекс на строго определенный тон (до –265). Затем животное погружалось в глубокий сон действием отрицательных, дифференцировочных, инактивных раздражителей. Теперь при действии тона до –265, сочетавшегося ранее всегда с подкармливанием, животное немедленно пробуждалось, в то время как оно почти или совсем не реагировало на другие раздражители (свист, бульканье, сильный стук в дверь). «Очевидно, — указывает Б. Н. Бирман, — в заторможенной коре собаки один пункт сохранял свою возбудимость, оставался бодрствующим. Этот пункт, реагировавший на тон до –265, сохраняет, таким образом, связь эффекторных аппаратов с этим раздражителем, тогда как связь с остальными внешними раздражителями была прервана, выключена. Благодаря существованию такого сторожевого пункта сон мог бы быть глубоким, но не был полным — это был сон с частичным бодрствованием».

Благодаря наличию сторожевого пункта во время сна спящий может поддерживать контакт с внешним миром. Восприятие речи во время сна возможно только при наличии сторожевого пункта, через который осуществляется раппорт. Сон со сторожевым пунктом может быть естественным, гипнотическим и неглубоким наркотическим, что позволяет лечить внушением.

Внушение в состоянии естественного сна. Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звонки или стук из соседней комнаты. Однако достаточно появиться малейшему шороху, исходящему от ребенка, как она услышит и сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, однако сразу же проснется, как только услышит сигнал тревоги, поданный часовым. Аналогичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный стук машины, мельник — если остановится мельница и перестанет доноситься стук колес. Во всех этих случаях во время естественного сна имеется сторожевой пункт, через который поддерживается раппорт со строго определенным раздражителем. «Пункт» этот является сложной системой, включающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать полное или неполное пробуждение.

Как было показано, сторожевой пункт во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и источником речи продолжает сохраняться (особенно если при этом произносятся фразы: «Спите спокойно, не просыпайтесь. Слушайте и запоминайте слова. Наутро будете все помнить. ») или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь, не просыпаясь. Можно образовать сторожевой пункт и с помощью других приемов, например предварительного внушения наяву или в гипнотическом сне. Оказалось, иногда можно не только воспринимать речь (например, слова иностранного языка), но и сохранять ее в памяти в актуальном либо латентном виде. В первом случае человек может усилием воли актуализировать, то есть вспомнить, воспринятое, во втором — вспомнить не может, но необычно легко выучивает его по пробуждении.

Сам процесс восприятия речи во время сна не осознается. Испытуемые не отдают себе отчета в том, что они слушают речь, которая переживается как мысли, неизвестно как попавшие в голову, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении.

Согласно современным воззрениям при восприятии в состоянии бодрствования сигнал от органа чувств поступает в мозг и несет информацию о характере раздражения. Одновременно сигнал от органа чувств поступает в ретикулярную формацию (совокупность нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга (продолговатом и среднем мозге, зрительных буграх)). Отсюда по «неспецифическому» пути с запозданием на несколько миллисекунд направляются импульсы, активирующие кору. Во время глубокого естественного сна и даже в состоянии наркоза звуковой сигнал от органов чувств поступает в кору мозга и вызывает реакцию, видимую на электроэнцефалограмме. Однако импульсов из ретикулярной формации не поступает. Сигнал остается изолированным, не связанным с другими участками мозга, и человек, проснувшись, не может его вспомнить. Ведь сотни людей спят в то время, когда кто-нибудь разговаривает или идет радиопередача, однако наутро обычно не помнят, о чем говорилось во время их сна. Не трудно добиться поступления сигнала в кору мозга, трудно добиться его усвоения — возможности воспроизведения по пробуждении. Последнее оказалось невозможным во время глубокого сна (когда на электроэнцефалограмме доминируют медленные волны) и удается лишь при неглубоком сне.

Как не любая речь, воспринятая в состоянии бодрствования, так и не всякая речь, воспринятая во время сна, оказывает внушающее действие. Если для целей обучения во время сна (гипнопедии) очень важно, чтобы воспринятое не подвергалось амнезии, то есть чтобы по пробуждении человек мог вспомнить воспринятое во время сна, то для целей внушения этого не требуется. Наоборот, практика гипнотерапии показывает, что внушение особенно действенно, если по пробуждении от сна они как раз таки подвергаются амнезии. Это относится и к внушениям во время сна естественного. По­этому техника внушения во время естественного сна отличается от техники, применяемой с целью гипнопедии.

Внушением во время естественного сна путем нашептывания фраз спящему пробовали лечить детей многие. Особенно широкое распространение этот метод нашел в США. Эффект от внушения во время естественного сна нередко не уступал эффекту при глубоком гипнозе. Дети иногда разговаривают во время естественного сна, и с ними удается установить речевой контакт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки внушить им что-либо в таком состоянии удаются весьма редко. Установить раппорт с человеком, спящим естественным сном, трудно.

Техника внушения во время естественного сна. Внушение во время сна проводится тихим голосом, внушающим тоном. Чаще всего оно начинается словами: «Спите глубже, не просыпайтесь. Засыпайте глубже и глубже. С каждым днем вы себя чувствуете лучше и лучше, лучше и лучше. » Далее следует лечебное внушение, повторяемое с паузами до 5 секунд несколько раз (серия внушений). Оно чередуется со словами «Спите глубже, глубже. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. » За сеанс проводятся 5—6 серий внушений. Возможны различные варианты техники внушения во время сна.

Вариант 1. Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2—3 минут тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова: «Спите глубже, спите глубже». Затем начинают то несколько замедлять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, значит, контакт установлен и можно переходить к лечебным внушениям. Предварительно целесообразно сказать спящему: «Мой голос вас не будит, не пробуждает, спите все глубже, глубже и глубже. » В случае если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибегнуть к описываемой ниже обычной технике гипнотизации — лучше всего легкими пассами и внушением наступления сна с помощью речи. Просить при этом больного открыть глаза и фиксировать взглядом какой-нибудь предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния (замедленного или частичного пробуждения), если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипнотический сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительным.

Вариант 2. Больному днем разъясняют принцип лечения внушением во время сна. Текст внушения записывают на носитель информации и начало его (первые 1—2 минуты) дают прослушать в бодрствующем состоянии, чтобы в дальнейшем ослабить ориентировочную реакцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предлагается поставить на ночь носитель информации или динамик от него недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет лежать в постели и захочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания запись отключается либо автоматически, либо лицом, проводящим лечение).

Записывают текст примерно следующего содержания: «Засыпайте спокойным сном. Ни о чем постороннем не думайте. На счет 30 будете спать. Раз. два. три. » и т. д. считают до 30 медленным монотонным голосом — полушепотом, с паузами в 3—4 секунды между словами. «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. » — далее следуют формулы лечебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушающим тоном. Формулы повторяются с паузами в 3—4 секунды 5—6 раз. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений, и так 5—10 раз. В заключение говорят: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро будете себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы повторяют несколько ночей подряд.

Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения цифрового носителя информации или он может включаться и выключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддерживаемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.

Вариант 3. Внушение делают ночью в течение первых 15—40 минут сна и далее под утро за 1—2 часа до пробуждения. Садятся на расстоянии 1 м от спящего (обычно ребенка) и тихим голосом произносят слова: «Спи глубже, глубже. Не просыпайся». Далее 20 раз повторяют слова внушения. Например, ребенку с ночным недержанием мочи говорят: «Теперь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая». Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое подвергается амнезии. У некоторых больных с навязчивыми страхами или мыслями либо у лиц, страдающих от дурной привычки, может во время сна происходить избирательное восприятие речевых сигналов, адресуемых имеющемуся у них «больному пункту», в то время как усвоения речи нейтрального содержания может и не быть. Судить о том, что речь была воспринята, приходится по терапевтическому эффекту (критерий не надежен). Иногда с этой целью можно предложить больному запомнить те или иные слова, например 10 слов, которые многократно повторяют, или 2—3 фразы, рисующие какую-либо сцену («Вы на берегу моря. »). При этом говорят: «Будете помнить эти слова. Наутро сможете их рассказать». Наутро предлагают один раз прослушать 20 слов, среди которых даны в разбивку 10 читавшихся во время сна, и сравнивают, какие слова лучше запомнились (воспроизвести их спонтанно обычно не удается), или же выясняют, не нашла ли речь, воспринятая во время сна, отражения в сновидении. Невозможность воспроизведения речи нейтрального содержания не опровергает возможности восприятия внушений. Запоминание речи во время сна вслед за терапевтическим внушением иногда может ослабить терапевтический эффект внушения, поэтому оно нежелательно.

Вариант 4. Предварительно днем во время гипнотического сна или наяву внушают больному: «Сегодня ночью вы заснете под звуки моего голоса и услышите то, что я вам скажу. Будете спать и слышать, не просыпаясь». В остальном лечение проводится так же, как в варианте 3. В другом случае больному предварительно внушают, что он будет ночью спать спокойным сном. Сквозь сон услышит счет до 12 и внушение, которое ему сделают. Далее ночью проводят лечение, как в варианте 3, но начинают сеанс со счета от 1 до 12. Считают тихим голосом, со скоростью примерно одно слово в секунду. Применение счета облегчает настройку на заданный сигнал.

Вместо предварительного внушения предварительная настройка на восприятие речи может быть достигнута и путем самовнушения. Для этого предлагают испытуемому сесть или лечь в удобной позе и мысленно несколько раз повторить: «Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь».

Самовнушение более эффективно, если оно осуществляется в состоянии релаксации, вызванном аутогенной тренировкой.

Вариант 5. Больного переводят из состояния сна в просоночное состояние, с ним устанавливают речевой контакт, затем дают вновь заснуть. Для этого кладут руку на голову спящего, он слегка пробуждается, и ему предлагают выполнить простейшие действия (говорят: «Поднимите руку. выше. выше. Продолжайте спать. Спите глубже, глубже. »). Далее переходят к лечебным внушениям.

Сеансы внушения во время естественного сна могут проводиться как индивидуально, так и коллективно — при лечении больных хроническим алкоголизмом и неврозами. Применяется главным образом вариант 5 методики. Коллективные сеансы гипнотерапии днем сочетаются с коллективными сеансами внушения во время естественного ночного сна. Внушение проводится путем воспроизведения звукозаписи. При коллективных сеансах внушения во время естественного сна больным неврозами внушается покой и общее хорошее самочувствие (говорят: «С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Совершенно спокойны. Настроение ровное, хорошее. Полны бодрости, силы, энергии»).

Для проведения коллективных сеансов внушения во время ночного сна может быть рекомендован вариант методики, получивший название никтосуггестии (от греч. «никтос» — ночь и «суггестия» — внушение). В этом случае первоначально проводится сеанс коллективной гипнотерапии или внушения наяву, во время которого вырабатывается «сторожевой пункт», обеспечивающий восприятие речи во время ночного сна. Для этого больному предварительно внушается, что ночью он будет спать, не просыпаясь, но сквозь сон услышит сигнал (счет до 12) и далее слова внушения. Ночью включается запись голоса врача. Больной слышит сигнал (счет до 12) и далее фразы: «Спите глубже, не просыпайтесь. Дыхание ровное, спокойное. Засыпайте все глубже и глубже. » Затем следуют слова лечебного внушения. В заключение больному внушается, что он будет продолжать спать глубоким сном.

При этом варианте методики в большинстве случаев больные во время внушения продолжают спать, не просыпаясь. Если же кто-либо из них проснется, то методика фактически предусматривает гипнотизацию проснувшегося с последующим переводом гипнотического сна в естественный ночной.

Лечение внушением во время естественного сна не всегда легко осуществимо. Иногда сон слишком чуткий, поверхностный и легко наступает пробуждение либо очень резко выражена ориентировочная реакция и требуется ряд повторных сеансов, чтобы ее пригасить. Иногда, наоборот, сон слишком глубокий, а потому добиться раппорта со спящим не удается.

Наиболее широкое применение этот метод нашел при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Используется он также для борьбы с онанизмом, ночным недержанием мочи и некоторыми вредными привычками у детей. При лечении навязчивых состояний у взрослых, а также явлений невроза ожидания иногда наблюдается ослабление навязчивых страхов и улучшение общего самочувствия (внушается «не думать о болезненном симптоме; если и вспомните, не волнуйтесь, будьте совершенно спокойны. »).

Внушение в состоянии гипнотического сна. В основе метода лежит возможность погрузить больного в свое­образное сноподобное состояние с торможением его нервной системы, но с сохранением частичного контакта с врачом — раппорта. В гипнотическом состоянии происходит торможение больших полушарий головного мозга с наличием отдельных пунктов возбуждения. Иначе говоря, речь идет не о полном сне, а о парциальном. Благодаря заторможенности нервной системы внушение в этом состоянии достигается легче и имеет большую силу, чем внушение в состоянии бодрствования.

Определение внушаемости и методы усыпления сводятся к монотонному воздействию на один из органов чувств больного в сочетании со словесным внушением расслабленности, дремоты и сонливости. Обычной формулой внушения сна может быть следующая: «Вы сидите свободно, спокойно, расслабленно. Расслабьте мышцы ног, ноги расслабились, лежат тяжело и спокойно. Расслабьте тело, все тело расслабилось. Вы чувствуете себя спокойно и удобно. Ваше тело отдыхает. Расслабьте мышцы рук, шеи, лица, закройте глаза. Вы чувствуете себя приятно, свободно и расслабленно. Вам ничто не мешает. У вас появляются легкая дремота, чувство тумана в голове. Дремота все больше овладевает вами, веки все тяжелее, они опускаются на глаза, вам все больше хочется спать. Спите». Вся эта формула произносится ровным монотонным и уверенным тоном. Для ускорения усыпления можно сочетать словесные внушения с поглаживанием кожи, фиксацией взгляда больного на блестящем предмете, легким прикосновением к глазным яблокам. При достаточной настойчивости и уверенности врача (гипнотерапевта, психотерапевта) у большинства больных если не однократным, то повторным применением таких приемов удается вызвать глубокий сон.

Степень выраженности сна может быть различной. При малом гипнозе больной находится в дремотном состоянии, но не теряет связи с окружающим, способен противостоять словесным воздействиям. При среднем гипнозе наблюдается притупление органов чувств с сохранением ориентировки, пассивным подчинением внушению. Больному может быть внушена каталепсия. Самостоятельно больной выйти из этого состояния не может; после выхода из гипнотического состояния имеет место неполная амнезия. Глубокий гипноз выражается в полном отсутствии ориентировки в окружающей среде и последующей амнезии.

Гипнотический сон и его стадии могут быть по-разному вызваны у больных с различным болезненным состоянием. Наиболее внушаемы больные с истерическим неврозом, алкоголизмом и наркоманией. У больных психастенией и неврозом навязчивых состояний гипнотический сон вызывается труднее и реже удается достигнуть значительной глубины.

Для словесного внушения не следует добиваться глубокого гипноза. Достаточно достигнуть первой или второй его стадии.

Характер словесного внушения зависит от заболевания и от цели, которую ставит перед собой психотерапевт, а также от особенностей пациента. В первые сеансы лучше внушать общие сведения: улучшение общего состояния, самочувствия, более глубокий и освежающий ночной сон. В дальнейшем переходят к более частным внушениям. Алкоголику внушают отвращение к алкоголю, больному истерией — исчезновение истерических стигм и т. п.

Обычно после первых сеансов гипнотического сна в последующие сеансы состояние сна удается вызвать значительно легче и в более короткое время, поэтому при отсутствии необходимости в углубленной индивидуальной психотерапии больной может включаться в коллективную психотерапию, то есть участвовать в коллективном гипнотическом сеансе группы однородных больных.

Источник

Внушение в состоянии естественного ночного сна

Как внушить человеку мысль во сне. Смотреть фото Как внушить человеку мысль во сне. Смотреть картинку Как внушить человеку мысль во сне. Картинка про Как внушить человеку мысль во сне. Фото Как внушить человеку мысль во сне

alekszen

Зенин Алексей

Внушение в состоянии естественного ночного сна

Мы все знаем, что третью часть своей жизни человек проводит во сне. Это довольно большой срок по человеческим меркам.

Мы также знаем, что сон всегда был естественной человеческой потребностью. Мимо нас проносится огромный пласт жизни, не используемый нами, который можно употребить себе же на пользу. Упорно создавая себя при свете дня, мы совершенно забываем об исцеляющих возможностях ночи. Так порой и умираем, не поняв, что потеряли и чем не воспользовались при жизни.

В Древней Греции были известны гипноз и храмовый сон — это лечение внушением во сне. Больные, пришедшие в храм, должны были вначале на протяжении некоторого времени придерживаться определенной диеты. Следующим этапом подготовки к лечению во сне были благовонные ванны и ритуальные омовения.

Затем жрец рассказывал больным о случаях успешного исцеления, чтобы настроить их на предстоящее лечение и повысить внутреннее напряжение ожидания. Лишь после этого больные допускались к лечебному сну в храме.

Во время сна жрецы нашептывали больным определенные слова внушения с тем, чтобы у них под впечатлением царившей в храме атмосферы пробудились внутренние силы самоисцеления.

Утром после пробуждения от сна, жрецы истолковывали сны пациентов и приказывали им строго следовать советам богов.

Искусство управления снами и лечения во сне такое же древнее, как и первые попытки человека осознать то, что происходит с ним, когда он уходит в мир грез. Овладев приемами перевода ночного сна в гипнотический, вы получаете уникальную возможность общения с бессознательным.

При лечении во сне устраняется влияние рационального мышления, которое мешало внутренней работе бессознательного, мешало сделать все необходимое для самоисцеления.

Еще Гиппократ говорил: «Природа лечит, а врач только ей помогает», а воздействие словом в состоянии естественного ночного сна — это сама Природа. И если сама Природа дает нам в руки такой прекрасный подарок, как сон, то почему бы нам не воспользоваться этим специально в полной мере?

Сон можно рассматривать как часть суточных биоритмов. Китайская медицина указывает часы максимальной активности органов, в которые рекомендуется проводить иглоукалывание. В гипнозе мы почему-то все делаем наоборот. Применяя различные приемы для гипнотизирования, проявляя огромные усилия, мы стараемся в дневное время частично снизить активность сознания, с помощью внушения вступить в контакт с бессознательным и дать внушения к изменению. Хотя логичнее и правильнее было бы провести Сеанс перед сном или ночью. Кто лучше природы сможет усыпить человека естественным путем, расслабить мышцы всего тела и значительно снизить на время влияние сознания на организм и максимально активизировать деятельность бессознательного. И один из самых поразительных примеров работы бессознательного — это сон, дающий нам отдых, силы и исцеление. Также можно использовать естественный ночной сон для обучения, изменения поведения и раскрытия творческих способностей у детей и подростков.

Сам процесс восприятия речи во время сна не осознается спящим. Пациент не отдает себе отчета в том, что слышит речь, он воспринимает ее как мысли, спонтанно возникающие в голове, или в виде сновидений, образов. Эффект от внушения во время естественного сна намного выше, чем в обычном гипнотическом сне, который искусственно вызывается врачом.

В народе хорошо известен способ внушения во время естественного сна путем нашептывания. Дети, взрослые иногда разговаривают во сне, и с ними можно установить речевой контакт. Когда ребенок начинает ночью разговаривать во сне, вы садитесь на стул возле его кровати. Можно положить свою ладонь на руку ребенка или начать слегка поглаживать его лоб. Это уменьшит глубину сна. Далее вы начинаете говорить тихим шепотом, на выдохе ребенка:

«. Спи глубже. просыпаться не надо. и внимательно слушай мой голос. ты хорошо слышишь мой голос. и продолжаешь спать. »

Эту форму внушения повторяете в течение нескольких минут, до установления контакта со спящим. А затем можно переходить к вопросам и спросить: «. Как тебя зовут? Сколько тебе лет. »

Попросить рассказать о том, что ему снится или провести лечебное внушение.

Установление раппорта со спящим

Спустя 30—40 минут после засыпания врач подходит, тихо садится возле кровати пациента и сидит молча 1—2 минуты. Синхронизируя свое дыхание с ритмом спящего человека, тихим шепотом в ритме дыхания произносит слова:

«. Продолжай спать. просыпаться не надо. и внимательно слушай мой голос. ты хорошо слышишь мой голос. и продолжаешь спать. не пробуждаясь. »

Формула внушения повторяется 2—3 раза. Одновременно со словами следует слегка прикоснуться пальцем к точке между бровями на лбу или мягко положить свою теплую руку на лоб спящего. Можно взять в свои руки руку спящего и слегка поглаживать его кисть, также можно нежно поглаживать мочку уха у спящего. Эти слабые тактильные ощущения уменьшают глубину сна и помогают повысить чувствительность спящего к вашим словам. И продолжаете с ним разговаривать:

Далее вам надо проверить, установился ли раппорт между вами и спящим. Вы обращаетесь к нему со следующими словами: «. Если вы меня хорошо слышите. сделайте глубокий вдох. » Иногда это внушение приходится повторить несколько раз. Можно также попросить спящего кивнуть головой или дать знак, подняв указательный палец на правой руке, что он вас слышит. Вы можете вступить в речевой контакт: «. Продолжай спать. и слушай мой голос. ты можешь отвечать. на мои вопросы. не просыпаясь. Отвечай, не просыпаясь. как тебя зовут. сколько тебе лет. сделай вдох. и отвечай на мои вопросы. тебе легко говорить. »

При этих словах можно кончиками пальцев провести вокруг губ, по шее. Во время ночного сеанса можно сделать «каталепсию руки» или ее «левитацию», а затем использовать установившийся раппорт для проведения лечебных внушений. В конце сеанса дается установка на переход гипнотического сна в обычный ночной сон и на то, что в следующий раз пациент сможет быстрее вступить в контакт с вами.

Если во время установления раппорта со спящим человеком он проснулся от ваших манипуляций, теряться не надо. Вы продолжаете дальше свой сеанс так, как бы устанавливали раппорт в момент засыпания, более подробно это описано в следующем упражнении.

Установление раппорта в момент засыпания

Пациент в вечернее время укладывается в постель. Врач садится на стул рядом и начинает проводить аутогенную тренировку по Шульцу, первые три упражнения.

Упражнение 1: «Моя правая рука тяжелая»

«Моя правая рука тяжелая. » — 2 раза.

«Моя правая рука расслабляется, от плеча до кончиков пальцев. » — 1 раз.

«Моя правая рука тяжелая. » — 2 раза.

«Вся кровь устремляется к правой руке, она расслабляется и наливается свинцом. » — 1 раз.

«Моя правая рука тяжелая. » — 2 раза.

«Я совершенно спокоен. » — 1 раз.

Точно также делаются внушения и для левой руки.

Упражнение 2: «Моя правая рука теплая»

«Моя правая рука теплая. » — 2 раза.

«С каждым ударом сердца вся кровь приливает к правой руке. » — 1 раз.

«Моя правая рука теплая. » — 2 раза.

«Приятное тепло растекается по правой руке. » — 1 раз.

«Моя правая рука теплая. » — 2 раза.

«Я совершенно спокоен. » — 1 раз.

Упражнение 3: «Дыхание ровное, спокойное»

«Дыхание ровное, спокойное. » — 2 раза.

«Снимаются спазмы с мышц грудной клетки. » — 1 раз.

«Дыхание ровное, спокойное. » — 4 раза.

«Я совершенно спокоен. » — 1 раз.

Обычно это приводит пациента к глубокому гипнотическому сну, используйте его для проведения лечебных внушений.

Маленьким детям в вечернее время перед засыпанием кто-то из родителей может читать специально подобранную сказку. При этом проводят связь между героем сказки и ребенком, который находится в постели.

Предварительная установка на перевод ночного сна в гипнотический

Вариант первый. Для этого врач днем погружает пациента в гипнотический сон и дает ему установку: «. Итак, мы с тобой договариваемся, что ночью, во время сна, ты услышишь мой голос. я прикоснусь своей рукой к твоей. ты будешь продолжать спать. просыпаться не надо. и будешь хорошо слышать мой голос. »

Вечером, через 30—40 минут после засыпания пациента, врач садится на стул возле кровати и начинает устанавливать раппорт со спящим, как это было описано выше.

Третий вариант. Врач погружает ребенка в гипноз в своем кабинете и в сонном состоянии дает установку: «. Ночью. во сне. ты услышишь голос своей мамы. просыпаться не надо. ты будешь продолжать спать. и хорошо слышать голос мамы. не просыпаясь. Сейчас ты услышишь. голос своей мамы. и ты будешь подчиняться ее голосу. как моему. каждое ее слово для тебя — закон. продолжай спать и слушай ее голос. »

Вы делаете передачу раппорта. Вечером, через 30—40 минут после засыпания ребенка, мама садится возле постели и устанавливает контакт с ребенком: «. Внимание. я касаюсь твоей руки. ты слышишь только мой голос. это я. твоя мама. как мы с тобой договаривались. ты спишь, не просыпаясь. внимательно слушаешь мой голос. а я беседую с тобой. и советую тебе. как вести себя по-новому. »

У детей этот прием часто используется при лечении ночного энуреза, неврозов, а также для устранения нежелательных моментов в поведении ребенка, развития его творческих способностей или решения школьных проблем.

Родители имеют право создавать будущее своего ребенка, передавая ему только самое лучшее, делая его таким, каким хотят увидеть его — талантливым, умным, счастливым.

Установление раппорта в утренние часы перед пробуждением

Вечером перед сном врач говорит пациенту: «. У вас есть определенные проблемы, которые я могу помочь вам решить. Поэтому завтра утром, во время сна, вы услышите мой голос. я прикоснусь своей рукой к вашей, и мы побеседуем с вами. »

Утром, за один час до пробуждения пациента, вы тихо подходите к кровати спящего, садитесь на стул и через 1—2 минуты тихим голосом, согласуя его с ритмом дыхания пациента, начинаете проводить внушение: «. Продолжай спать. просыпаться не надо. внимательно слушай мой голос. ты хорошо слышишь мой голос. и продолжаешь спать. не пробуждаясь. »

Формула внушения повторяется 2—3 раза. Одновременно с внушением вы слегка прикасаетесь к кисти пациента и делаете легкое поглаживание: «. Ты спишь. и хорошо слышишь мой голос. мои лечебные слова. я буду тебя обучать. разным полезным вещам. Я буду беседовать с тобой. и все мои лечебные слова. как бы изнутри. будут оказывать свое. лечебное воздействие. Продолжай спать. просыпаться не надо. и внимательно слушай мой голос. »

Проверяете качество раппорта, спросив у спящего, как его зовут, сколько ему лет. После чего можете задать интересующий вас вопрос. Вопросы надо задавать так, чтобы спящий мог отвечать коротко, лаконично, по типу «да» или «нет».

С помощью внушения можно перевести пассивный сон в активный для вызывания образов и ведения лечебного диалога.

Каждый день сеансы проводить не следует. Мы рекомендуем 1—2 раза в неделю.

И вот, если ты немножко, на время, притворился таким котенком, тогда я хочу поиграть с тобой в такую игру.

. Как будто мы стоим наверху огромной лестницы. Лестницы, которая ведет от того места, где мы обычно живем, — вниз. глубоко. глубоко. в страну снов. В страну, где ты обычно гуляешь, когда ты спишь. Мы будем идти по этой лестнице вниз. И на каждой ступеньке мы будем встречать что-то новое и что-то необыкновенное. Ты будешь узнавать что-то, чего раньше не знал. И это будет. правда интересно.

Итак. мы стоим наверху. длинной лестницы. Вот мы делаем один шаг. вниз. Мы делаем один шаг вниз. и попадаем. в такую страну. где мы с тобой. похожи. уже не на кошек. и не на тигров. а на рыжих клоунов. Рыжих клоунов. которые надувают. огромные шары. Один клоун надувает. зеленый шар. А другой надувает красный шар. И эти шары увеличиваются в размерах. и они уже больше клоунов. и больше цирка. И они такие легкие. что начинают уносить клоунов в небо.

И все, затаив дыхание, смотрят, как взлетают на шарах. два клоуна. все дальше и дальше от земли. Все дальше и дальше вверх от земли. Высоко вверху. между облаками. где их только трогает. теплый ветер. откуда они видят всю землю. Все города и все речки на ней. И вот они улетают. все выше. и выше. Выше. и еще выше.

И мы с тобой. может быть, тоже смотрим на них. удивленными глазами. А потом спускаемся. еще на ступеньку вниз. сделав опять. перед этим. глубокий. глубокий. вдох. и выдох. И вот, мы становимся. чуточку легче. пока наше тело становится. чуточку тяжелее. И вот, мы попадаем. в царство моря. Мы видим перед собой. три моря. Одно из них. — море звуков. и море тишины. и море песен. и море сказок. и море стихов. море всех-всех голосов. и всех-всех звуков. какие бывают на свете.

Авторое море. — море картин. море цветов. море видов. ог-ромное-огромное море картинок. всего, что может увидеть глаз. И третье море. — море чувств. красивое-красивое море. самых лучших чувств. которые можно испытывать. на свете.

И вот, у нас есть маска. и у нас есть трубка, и мы можем нырнуть в какое-нибудь из этих морей. В море красок. или в море звуков. или в море чувств.

В море чувств под водой живет Осьминог, у которого нет ни глаз, ни ушей. А только щупальца-руки, которыми он умеет делать все-все, и рыб ловить, и по дну лазить. и с тобой разговаривать.

А вот в море звуков. живет дедушка Ухо. Его огромное ухо. гораздо больше его самого. Он все-все на свете слышит.

А в море картин. живет Дракон, с такими острыми глазами. что из них сыпятся искры.

И вот, если ты хочешь посмотреть, что там, то мы с тобой опускаемся еще на одну ступеньку. опускаемся еще на одну ступеньку. По дороге к стране снов. Делаем глубокий-глубокий. вдох. и выдох.

И все такое молчаливое, все немножко блестит, все так зовет к себе. И если мы хотим, мы можем погулять здесь немножко по морскому дну. И поиграть в то, что мы рыбы, или в то, что мы русалки, или в то, что мы киты. Поиграть там с подводными волнами. Чувствуя легкость и плавность движений. Ведь если мы рыбы, мы движемся так легко. И наши тела так пластичны, изящны и так красивы.

И тогда мы можем плыть еще глубже. и еще глубже, дальше от земли. вниз на одну ступеньку. Вниз на одну ступеньку. сделав вдох. и выдох.

И вот — наши тела. уже не человеческие. и не рыбьи. они стали травою. они стали травою. И мы играем в то, что мы цветы. цветы на лесной поляне. что мы цветы маленькие. желтые. красные. голубые. какие ты захочешь.

Мы маленькие цветы. и нас тихо колышет ветерок. Мы смотрим вверх, вверху мы видим огромное небо. Мы смотрим вниз. под нашими ногами. лежит. лист. старый-престарый лист. который упал здесь. еще позапрошлой осенью.

Мы смотрим друг на друга. Он очень красивый. ну ужасно красивый. Ты, может быть, похож. на подснежник. а я на гусиный луг. Тогда ты немного голубенький. а я желтый. или наоборот. И это неважно. Тогда мы еще раз. смотрим себе под ноги. что мы там видим. что мы там видим. Мы делаем еще один волшебный вдох. и волшебный выдох. И спускаемся на ступеньку. вниз. вниз еще ниже. Одна ступенька вниз. в страну снов.

И вот — мы становимся. волшебниками. Нас с тобой позвали звери. на лесной пожар. Мы быстро летим туда. над лесом. очень далеко. Мы летим на лесной пожар. И наши одежды развеваются на ветру. И мы прилетаем как раз вовремя. чтобы из какого-нибудь волшебного. флакона с водой. или какими-нибудь волшебными лепестками. или какими-нибудь специальными зонтиками. или просто взмахами своих плащей. потушить лесной пожар. и спасти всех зверей. птиц. растения.

И вот — мы спускаемся. еще на одну ступеньку. еще на одну ступеньку вниз. сделав вдох. и выдох. Как хорошо, что так спокойно. можно идти вниз. Как хорошо. что мы спокойно можем идти вдвоем.

И тогда, наверное. и царевна выйдет. и дворец злого волшебника рухнет. И мы все вместе поедем домой. на Сером Волке. или еще на каком-нибудь таком же. добром и симпатичном. Как хорошо, что можно вместе бродить. по разным странам. и спуститься еще. на одну малюсенькую ступеньку. вниз. сделав вдох. и выдох. Еще чуть-чуть ниже. еще чуть-чуть глубже и ближе. к стране замечательных снов. И может быть даже уже немного. попав туда. »

Заканчивая эту главу о сне и его лечебных возможностях, мы хотели бы напомнить:

Все существующее — сон, а все, что не сон, не существует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *