Как вернуть дневной сон ребенку 3 лет

Как наладить нормальный сон ребенка от 1 до 4 лет?

Как вернуть дневной сон ребенку 3 лет

Нередко после рождения малыша новоявленные мама и папа больше всего на свете мечтают просто по-настоящему выспаться. Впрочем, эта проблема может затягиваться гораздо позже младенческого возраста. И если сон новорожденного контролировать очень тяжело, т.к. у него свой режим дня, то детям постарше родители вполне могут помочь спать лучше, заодно помогая лучше спать себе.

Ведь, согласитесь, измотанные, вечно усталые от недосыпа родители, которые спят на ходу и раздражаются «на ровном месте», не лучшие воспитатели.

Ключ к спокойному сну

Для начала важно понять: ночной сон ребенка начинается еще с утра.

Если день был очень насыщенным, к вечеру ваш малыш может быть изрядно взбудоражен. Поэтому прежде, чем «отправлять» спать, его следует успокоить.

При этом на состояние ребенка могут влиять даже абсолютно незаметные для родителей факторы.

Значение также имеет то, о чем мама и папа разговаривают друг с другом в присутствии ребёнка. У детей прекрасно развито воображение, но в силу отсутствия жизненного опыта недостаточно развиты аналитические способности и логика. Поэтому зачастую достаточно одной лишь неаккуратно брошенной пугающей фразы или страшного тона, чтобы ребенок стал додумывать все остальное перед сном, представляя все в самых черных красках. Слишком радостные или положительные новости тоже имеют возбуждающий эффект. Поэтому, если вы узнали, что скоро вас навестит долгожданная тетя из Сан-Франциско и привезет много шоколада, возможно, не надо сообщать это ребенку сразу перед сном.

Постарайтесь думать о сне ребенка в течение всего дня и сделать все, что от вас зависит, чтобы ребенок пришел ко времени сна спокойным и невозбужденным.

Ночные ритуалы

Для начала укладывайте ребенка спать в постоянное время. Делайте это всегда.

Разумеется, бывают различные форс-мажоры, при которых привычный график отклоняется в ту или иную сторону. Но в целом час отхода ребёнка ко сну должен быть постоянным. Некоторые родители считают, что укладывать ребенка один вечер в 20:00, другой в 22:00 или вообще когда ребенок захочет спать – это хорошая идея. Нет, это не хорошая идея. Детям нужен режим, в том числе и для их внутреннего спокойствия. Поэтому две вещи должны оставаться неизменными – время отхода ко сну и место отхода ко сну. Если ребенок засыпает в своей кроватке, он должен засыпать там каждую ночь. А не день в кроватке, день в салоне, день у мамы не руках.

Затем переходим к основной фазе, собственно, отходу ко сну. Многие родители думают, что он состоит из всего одной фазы – засыпания. Это ошибка. Он состоит их нескольких частей, предшествующих самому засыпанию, которые не менее важны. Ритуал может быть любым, например, таким:

В нашей семье этот ритуал работал на ура. При этом ужин должен начинаться изо дня в день в одно и то же время. Это время также должно быть постоянным, как и время отхода ко сну.

Перед ужином, который становится предвестником сна, мы подготавливаем ВЕСЬ дом ко сну:

Таким образом, день изо дня вы готовите ребенка ко сну.

Не хочу спать!

Скорее всего, если вы читаете эту статью, ваш ребенок ни в какую не хочет засыпать и всячески этому сопротивляется. Вы уложили ребенка в кроватку, укрыли его одеялом, поцеловали лобик. И тут начинается самое интересное: ребенок начинает вскакивать, кричать, бегать, плакать, хочет пить и просится в туалет, и желательно одновременно. На этом этапе вы должны понять, что вашему ребенку тяжело засыпать и вы должны ему помочь. Он не засыпает, потому что не умеет, и его надо научить.

Первое и основное правило. Если вы не усвоите его, вы не сможете научить ребенка спать.

Ни в коем случае не кричите на ребенка и не злитесь на него.

Выпейте травяной чай, включите концерт Вивальди в ля-минор в наушниках, обнимите кошку – главное, успокойтесь.

Затем приступайте ко второму этапу. Подготовьте себя морально, что вам придется подходить к ребенку несколько раз. Возможно, пять. Возможно, десять. Возможно, пятнадцать. В этот вечер и все последующие вечера, когда вы будете учить ребенка спать, вы больше ничего не сможете сделать. Поэтому ничего не планируйте, кроме как обессиленно рухнуть на кровать.

Итак, ребенок в кроватке. Но ненадолго. Он будет вставать и выходить. Каждый раз, когда это происходит, вы будете мягко возвращать его в кровать. Не злитесь и не кричите. Можно тихо говорить ребенку «спокойной ночи».

Помогите вашему малышу успокоиться. Обнимите его, прижмите к груди, скажите, что любите его. Подержите его некоторое время, затем снова уложите в кровать и выйдите из комнаты. Если ребенок не выходит, дайте ему минуту, чтобы свыкнуться с мыслью о предстоящем сне. Затем зайдите и вновь обнимите его. Если он встал и вышел из комнаты, верните его обратно в кроватку.

Этот ритуал должен выполняться спокойно, с любовью и в то же время твердо. Если вы твердо верите в пользу ночного сна и в то, что здоровый ночной сон нужен и взрослым, и детям, ваш ребенок тоже в это поверит.

Приучение ко сну может занять от нескольких дней до 2-3 недель.

Знакома ли вам эта угроза?

А между тем фразы, вроде «Не мешай мне, или пойдешь спать раньше!» или «Перестань щипать брата, иначе я уложу тебя спать» должны навсегда исчезнуть из вашего лексикона.

Не угрожайте ребёнку сном! В таком случае он станет воспринимать его (а также всё, что с ним связано) как наказание, и ему даже ночью не захочется лежать в ненавистной кровати. Сон, кровать, спальня должны вызывать у ребёнка лишь положительные эмоции и казаться чем-то приятным и желанным.

«Оля уже спит. »

Начиная с определённого возраста, когда ваш ребёнок ходит в детский сад, он часто повторяет действия других детей. Вы можете воспользоваться этим, подготавливая его ко сну.

«Оля из садика уже спит. Она покушала, почистила зубы, легла в свою кроватку и уснула. Все детки из садика уже лежат в своих кроватках и спят. И мама с папой тоже ложатся спать». При этом хорошо бы сладко зевнуть. Думаю, вы сможете сделать это с лёгкостью!

Приглушенный свет и тишина в квартире помогут ребенку погрузиться в атмосферу сна и убедят его в том, что все-все домашние собираются последовать его примеру.

Страшные сказки на ночь

Как вернуть дневной сон ребенку 3 лет

Читая ребёнку книжку на сон грядущий или напевая колыбельную, мы часто не обращаем внимания на то, о чём именно говорится в сказке или песне. Мы поём колыбельную и уже не удивляемся тому, что, если ты ляжешь на край, то «придёт серенький волчок и укусит за бочок». Читаем малышу «Муху-Цокотуху» и с выражением описываем драматические события, разворачивающиеся в сказке: «Вдруг какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок. ». Или сказку, действие которой происходит в темном-тёмном лесу, где на каком-то этапе один из персонажей умирает, даже если это отрицательный персонаж. Отличная поддержка нервной системы ребенка! А как вам пугалка с Бабайкой, который приходит по ночам к «непослушным» детям? Попробуй тут засни!

Это я к тому, что сказку на ночь тоже нужно выбирать внимательно и стараться, чтобы в ней ни в коем случае не было устрашающих сюжетов и картин.

Детские кошмары

Итак, главное правило: не говорите ребенку «не бойся!» («это не страшно», «причины для страха нет» и так далее). Скажите, вас когда-нибудь вызывал начальник, заранее не сообщая предмет разговора? Вы боялись? Волновались, как минимум. А если бы в этот момент коллега хлопнул бы вас по плечу и сказал: «Не бойся!», страх бы исчез? То-то же.

Если ребенок боится ночных воров, скажите ему, что вы живете высоко, и воры ни за что до вас не доберутся. Если малыш боится чудовища или Бабу-Ягу, убедите его в том, что ни одно чудовище или Баба-Яга никогда не проникнут к вам в дом, поскольку смертельно боятся вас, его родителей (разумеется, вы можете придумать свои варианты!).

Сон – это не просто закрывание глаз. Здоровый сон начинается еще днем. Чувство безопасности и защищенности поможет вашему ребенку легче засыпать и крепче спать. Режим сна, ритуалы, спокойствие и уверенность родителя в том, что сон – это действительно здорово, поможет ребёнку наладить режим сна.

На прощание хочу рассказать о паре, к которой все время вечером приходила их дочка и занимала место по диагонали на их кровати. Я научил их, как возвращать ребенка в кровать и помогать ему засыпать. Через несколько месяцев после того, как кровать снова перешла в безраздельную собственность родителей, женщина забеременела. Так родители получили назад интимность, а девочка не только научилась спать, но и стала сестричкой маленькому братику. Так что здоровый детский сон полезен во всех отношениях!

Об авторе: Борис Герцберг – консультант и коуч в сфере саморазвития и семейных отношений. Автор книги «Путешествие в себя. Практическое пособие по саморазвитию». Отец троих детей.

Источник

Нарушение сна у детей 2-3 лет

Как вернуть дневной сон ребенку 3 лет

Сон долгое время считался пассивным явлением, но теперь ясно, что это период интенсивной мозговой деятельности, включающий более высокие функции коры. В целом, сон влияет на каждый аспект развития ребенка, особенно на более высокие когнитивные функции (проблемы со зрением считаются пятой по значимости для родителей). Около трети всех детей страдают от нарушений сна, распространенность которых увеличивается среди некоторых популяций детей, таких как дети с особыми потребностями, дети с психическими или соматическими расстройствами и дети с аутизмом или задержкой развития. Сон является циклическим, физиологическим состоянием, из которого индивидуумы выходят спонтанно.

Сон NREM классифицирован на четыре различных этапа в соответствии с электроэнцефалографическими изменениями. Этапы представляют собой разные степени глубины сна и возбуждения, причем этап 1 является самым поверхностным, а этап 4 является самым глубоким. Дифференциация сна NREM на четыре отдельные стадии завершается в возрасте 6 месяцев. Отличительные электроэнцефалографические характеристики:

Этапы NREM

Три типа сна распознаются у новорожденных, так называемый «тихий сон» (эквивалент сна NREM), активный сон (эквивалент REM) и неопределенный сон. Тихий сон характеризуется минимальными движениями мышц и ритмическими циклами дыхания. Во время активного сна видны сосательные движения, подергивания, улыбки, нерегулярное дыхание и грубые движения конечностей (в отличие от типичного «паралича» сна REM, наблюдаемого в более позднем возрасте).

В первые несколько недель жизни цикл сна состоит из активного и спокойного периодов сна в равной пропорции. Каждый цикл длится 50-60 минут, а сон начинается через активный (REM) сон. Каждый период сна заключает в себя только один или два цикла сна. Таким образом, периоды сна являются более короткими и более частыми, чем у ребенка старшего возраста, что приводит к легкому прерыванию сна.

Ночной сон постепенно объединяется в течение первого года в единый непрерывный блок, а дневной сон постепенно уменьшается в течение первых 3 лет.

В возрасте 4 лет большинство детей больше не требуют дневного сна. Ночной сон должен постепенно уменьшаться, чтобы стать похожим на потребности взрослого в подростковом возрасте.

«История сна»

Оценка проблем со сном связана с анализом поведения ребенка на протяжении всех 24 часов времени суток, с упором на привычки ко сну, ночное поведение, дремоту и дневное поведение.

У детей школьного возраста запросы относительно сна и положение во время сна должны быть заменены вопросами о событиях, которые происходят за 2-3 часа до начала сна.

Дневник сна может помочь в определении точного шаблона сна и в сборе информации о времени сна, частоте и продолжительности ночных часов, частоте и продолжительности сна, времени утреннего пробуждения и общем времени сна. Данные должны собираться в течение как минимум 2 недель, включая выходные, чтобы отразить точную картину проблемы сна.

Во время оценки любой проблемы сна важно учитывать культурные различия, поскольку определение сна и ночного бодрства в значительной степени зависят от культурного уровня семьи. Семьи должны оцениваться в свете их собственных культурных взглядов. Существует широко распространенное мнение о том, что все младенцы должны спать в одиночестве и развития «спящего в ночное время», и что сон может повлиять на способность ребенка к независимому поведению.

Исследования

Полисомнография, методика мониторинга множества физиологических параметров во время сна, полезна при оценке расстройств сна, а также помогает дифференцировать нарушения сна.

Как правило, электроэнцефалограмма, движение глаз, электромиограмма, назальный воздушный поток, грудное и брюшные дыхательные усилия, электрокардиограмма, а также насыщение кислородом записываются непрерывно во время сна на компьютеризированную системе или на бумаге. Установлены стандартные критерии для оценки стадий сна и респираторных движений. С другой стороны, тест «множественной задержки сна» (MSLT) состоит из пяти фаз, которые записываются в течение дня с 2-часовыми интервалами. Задержка сна (время, необходимое для засыпания) и латентность REM (время до начала REM) записываются для каждого сна. Нормативные значения установлены для средней латентности сна, которая, как сообщается, колеблется от 12 до 18 минут, и, как отмечается, уменьшается с увеличением стадии сексуального развития. Патологическая сонливость определяется как средняя латентность сна менее 8 минут. Обычная бдительность у детей-подростков ассоциирована со средними задержками сна более 15 минут. Чтобы определить, является ли дневная сонливость следствием ненормального ночного сна, тест должен предшествовать накануне полисомнографией.

Существует более 80 классифицированных расстройств сна, связанных с МКБ, и множество причин как сонливости, так и бессонницы. Каждое расстройство сна должно учитываться в контексте возраста, поскольку возраст влияет на презентацию сна; например, дыхание с нарушениями сна, приводящее к сонливости взрослых, может способствовать смерти у младенцев. Более того, огромное разнообразие внутренних и внешних факторов влияет на представление о нарушениях сна у детей, включая стадию зрелости нервной системы, соответствие размеров грудной стенки и степени ожирения.

Дети учатся ожидать состояния, которые присутствуют во время сна, и становятся зависимыми от них, чтобы вернуться в режим сна после ночного пробуждения. Дети, которые привыкли засыпать на руках своих родителей во время качания или кормления бутылочкой, часто нуждаются в своих родителях, чтобы восстановить эти условия после ночного пробуждения и непреднамеренно должны быть обучены их родителями, чтобы ожидать эти условийя. Родители также испытывают стресс и глубокий дефицит сна, что может привести к негативному влиянию на общее функционирование семьи. Лечение состоит из решительного устранения связи с внешними объектами / действиями, помещения младенца в сон в собственной кроватке и поощрения родителя покинуть комнату до того, как ребенок засыпает. Также было рекомендовано убрать дневной сон и отложить сон на час, так как они могут сделать ребенка более сонным и более склонным к засыпанию.

Синдром отсроченной фазы сна является наиболее распространенным синдромом искаженного суточного ритма, на который приходится около 10% всех жалоб на бессонницу. Это связано с дисфункцией супрахиазматического ядра, которое является циркадным хронометристом. Синдром отсроченной фазы сна связан с невозможностью заранее начать сон до определенного времени, и пациент обычно являетсяся подростком, который не может заснуть до 2-3 утра. Качество сна и длительность нормальны, но начало сна и смещение находятся в социально неподходящие времена, что приводит к жалобам на плохой сон. Лечение заключается в поддержании точного по времени утреннего пробуждения, и использование 1-4 мг мелатонина перед сном может вызвать сон. Ежедневное воздействие яркого света в течение 30 минут сразу после пробуждения каждое утро также рекомендуется, потому что оно помогает восстановить нормальный ритм. Мелатонин также успешно использовался для лечения расстройств сна у гиперактивных детей. В одном исследовании дозы 2,5-5,0 мг в ночное время обеспечивали быстрое успокоение и улучшенное качество сна, без побочных эффектов; дети, как правило, становятся более концентрированными и общительными, с улучшением их дневного поведения.

Источник

Режим детей от 1 до 4 лет

Как сформировать здоровый режим для ребенка от 1 до 4 лет, отталкиваясь от его темперамента и потребностей, почему это важно и как помочь малышу в соблюдениии режима.

Режим или свобода?

В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.

Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.

В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.

Выбираем свой подход к режиму

Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку. Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?

Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.

Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.

Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.

Ориентиры при выборе режима «под себя»

Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.

Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.

Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.

Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.

Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:

Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.

Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.

Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:

Режим дня ребенка 1 года

Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.

Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.

Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.

Предложите малышу полезные и вкусные продукты «Агуша Засыпай-ка», которые разработаны специально для употребления перед сном. Это живой питьевой йогурт со вкусом яблока и натуральным экстрактом мелиссы, творог со вкусом клубники, банана и натуральным экстрактом мелиссы, а также кашки с пребиотиками и злаками: молочно-гречневая и молочно-рисовая с яблоком и грушей, — которые помогут настроиться малышу на здоровый и крепкий сон.

Пример режима дня ребенка 1 года

Специалисты рекомендуют уже начиная с года мягко и постепенно приводить режим дня малыша к тому, который принят в детских дошкольных учреждениях.

Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать следующий режим дня для малыша в возрасте 1 года:

Примерно таким может быть режим дня у детей, готовых к переходу или уже перешедших на одноразовый дневной сон:

Режим дня ребенка 2 лет

Пример режима дня ребенка 2 лет

За основу режима дня для двухлетнего малыша можно взять распорядок дня ребенка, перешедшего на одноразовый сон в возрасте после 1,5 лет.

Режим дня ребенка 3 лет

Ребенок этого возраста очень подвижен и физически довольно вынослив. В нем просыпается жажда знаний, интерес к окружающему миру и страсть к переменам: долго удерживать внимание на одном занятии малышу по-прежнему не под силу, он все время меняет виды активности. Важно грамотно организовать режим дня так, чтобы, с одной стороны, любознательный и предприимчивый кроха не заскучал, а с другой — чтобы избежать чрезмерного физического и умственного утомления.

Обычно это возраст поступления в детский сад, а значит, ребенок включается в режим того дошкольного учреждения, куда он ходит.

Для мягкой адаптации к садику хорошо, если вам удастся узнать распорядок дня в том дошкольном учреждении, куда отправляется ваш малыш, и начать приближать к нему ваш график за несколько месяцев до реального поступления в детский сад.

Время утреннего подъема и дневного отдыха, часы кормления и развивающих занятий, а также прогулки на улице — по этим параметрам вы можете выстроить ваш день уже дома. Таким образом вы обеспечите малышу мягкое вхождение в новую для него социальную ситуацию и минимизируете последствия стресса, с этим связанного.

Детям, не посещающим дошкольные учреждения, педиатры советуют также придерживаться режима дня, установленного в детском саду, так как распорядок дня в нем составлен на основе физиологических, психологических и санитарно-гигиенических норм, рассчитанных на детей дошкольного возраста.

Придерживайтесь «правила 30 минут»: прием пищи должен длиться не дольше этого времени, даже если тарелка ребенка еще не опустела, еда — это не игра.

Пример режима дня ребенка 3 лет

Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Дети-совы и дети-жаворонки

Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.

Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.

Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет?

Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?

Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.

Для того чтобы малышу было интересно участвовать в составлении и соблюдении распорядка дня, используйте игровой момент: картинки, плакаты, расписания, флажки, галочки, плюсики, отмечающие законченные дела, таймеры, будильники и т. д.

Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.

Берегите своих детей!

Список использованной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *