Как в психоанализе рассматриваются страшные сновидения
Толкование страшных сновидений по Фрейду
Не верьте сонникам и прочим народным суевериям: сны не предвещают будущего, они помогают понять настоящее. Вернее, разобраться в себе. Глубже всех к проблеме научного толкования сновидений подошел отец психоанализа Зигмунд Фрейд.
Мы собрали типичные сновидения, которые бывают у всех, и попробовали истолковать их с точки зрения фрейдизма….
Засыпая, вы чувствуете, будто проваливаетесь в яму
Это даже не сновидение, а особое психофизическое состояние. На грани между сном и бодрствованием организм дурит, вызывая галлюцинацию падения. Одни ученые считают, что это случается на фоне стресса. А другие думают, что бодрствующий мозг, не в силах контролировать расслабляющиеся мышцы, посылает организму сигнал о том, что тот умирает.
Злые собаки. Иногда кусают, иногда можно договориться
Собака символизирует ребенка. Если у вас нет детей, но они все равно на вас нападают, значит, вы опасаетесь их появления. Разная степень агрессии своры в повторяющемся сне свидетельствует о том, что вас раздирают сомнения по поводу продолжения рода. Если кошмар (любой) обрывается в самый страшный момент, то такое сновидение отражает вытесненное желание, которое вы плохо маскируете в реальной жизни.
Вы все-таки пришли домой, но квартира оказывается не вашей
Вы снова не имеете возможности реализовать акт мечты. Любое обманчивое, подозрительно меняющее свои очертания место, в котором вы оказываетесь, может выражать подсознательный страх быть обманутым и подвинутым особью покрупней и посильней.
Вы в здании-лабиринте. Здесь огромное количество этажей и лестниц. Чувствуете растерянность
Блуждание по лабиринту означает, что ваше подсознание на повышенных оборотах работает над проблемой. А раз оно не расслабляется, значит, в реальной жизни выход скоро будет найден — даже если во сне никакого выхода в помине нет, вы уже воете от бессилия, у вас выпали все зубы, лестницы оборвались и вообще лабиринт какой-то подозрительный.
Это знак вашей неудовлетворенности собой. Вы боитесь разоблачения. Что будет, если все узнают, что вы чувствуете себя высокооплачиваемым самозванцем, а не крутым профессионалом? Или что вы чуть не до обмороков нервничаете перед публичными выступлениями, хотя с виду — излучающий уверенность президент компании?
Вы на пристани. Перед вами вода, лодка и туман. Пора отчаливать
Фрейд, например, не слишком жаловал символы вроде причала (как бы на берегу Стикса) и лодки (как бы Харона). Символы вроде загробного мира были по душе его коллеге Юнгу. Тот рассказал бы вам о древнейших образах, живущих в нашем бессознательном. Либо вы просто подавили желание свалить ото всех куда подальше, поэтому вам и снятся такие пейзажи.
Вы расчесываете свои короткие волосы, стоя перед зеркалом. А волосы вдруг оказываются очень длинными
Это проявление ваших подавленных желаний. Расчесывание волос психоанализ расценивает как символ сожаления об упущенных возможностях совершить половой акт. Если волосы вдруг стали длинными, значит, вы еще и потеряли уверенность в своей сексуальной привлекательности. Не наоборот!
Вы просыпаетесь ото сна во сне. Смотрите на партнера, а у него искаженное лицо
Если сны-матрешки начинают вас доставать, пора отрегулировать режим дня или, если станет совсем тревожно, обратиться к невропатологу. Такие сновидения говорят о плачевном состоянии нервной системы и хронической усталости.
Анализ сновидений в психоанализе: методы анализа снов
Анализ сна – это метод психоанализа. Психоанализ – это направление психотерапии, с помощью которого психологи диагностируют и корректируют нежелательные состояния у клиентов (фобии, комплексы, травмы, депрессии и прочее). Автор психоанализа – Зигмунд Фрейд. Он же первым стал анализировать сновидения клиентов, ища там подсказки подсознания. Свои мысли психотерапевт изложил в книге «Толкование снов». Давайте и мы попробуем освоить это непростое искусство.
Для чего необходимо анализировать сновидения?
Сны – это царство подсознания. Там нет запретов и правил, отключаются защитные механизмы психики. Поэтому во снах отражается то, что человек подавляет наяву. Сновидения – это отражение наших страхов, переживаний, травмирующих воспоминаний, желаний, планов и прочего. Однако в сновидениях нет прямых указаний или утверждений. Несмотря на обход внутренней цензуры, значимая информация представлена образами. Причем такими образами, какие человек смог бы принять наяву.
Что дает анализ сновидений:
Интересно! Фрейд так говорил о снах: «Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несёт». Поэтому в анализе важно обращать внимание на детали.
Методы анализа снов
Как таковых методов анализа сновидений нет – вы просто анализируете и интерпретируете увиденное. Однако важно знать, что все сновидения базируются на четырех раздражителях (по классификации Фрейда из книги «Толкование снов»):
Все это было доказано Фрейдом экспериментальным путем в процессе анализа сновидений клиентов и добровольцев – участников экспериментов.
В общем, чтобы объяснить сновидение, нужно думать, думать и еще раз думать. Можно тезисно записывать или схематично изображать, зарисовывать главные мысли. Особенно важно делать это, когда кажется, что вы столкнулись с группой несвязных образов.
Мой опыт психоанализа сна
Скажу честно: мне снятся разные картины. Бывают кошмары, бывает что-то приятное, а бывает что-то совершенно странное и непонятное. Я анализирую не все сновидения, а только те, которые вызвали наибольшее позитивное или негативное эмоциональное переживание.
Первый сон: исполнение желаний
Например, когда я хотела пойти в тату-салон, но была на стадии накопления денег, мне снился сеанс. Он ничем не отличался от реальной жизни: место, идея, мастер – все уже было точно выбрано, оставалось дождаться самого сеанса. Мне не раз снилось что-то подобное, то есть во снах исполнялись мои желания или проигрывалось то, чего я с нетерпением жду.
Объясняются такие сновидения просто, здесь нет скрытых смыслов: чего-то хочется в жизни, но реализовать это в силу определенных причин невозможно (пока или вообще). Тогда, чтобы снять психическое напряжение, мозг дает прочувствовать это ночью. Иногда сомневаешься, думаешь: «Мне это приснилось или это правда случилось». Пару раз я даже задавала такой вопрос другим людям, «сопричастным» к событиям сновидения.
Второй сон: предупреждение об истощении
Если я перерабатываю, то и в царстве Морфея продолжаю «работать». Такие сновидения, как правило, приближены к реальности. То есть во сне я продолжаю заниматься тем, что вечером оставила на другой день. Иногда просыпаюсь с уже готовым планом выполнения какой-то работы.
С одной стороны, это привлекательно и удобно. Но с другой стороны, я совершенно не отдыхаю в такие ночи. А еще я понимаю, что это предупреждение о возможном истощении. Когда подобное случается не раз и не два, а уже переходит в систему, то можно выявить закономерность. Если подумать еще, то можно измерить рабочий «лимит» в часах. Если задержишься хотя бы на полчаса, то снова во сне будешь «работать». Вывод: работать строго тот период времени, который защищает тебя от истощения и подобных сновидений.
Подобные сновидения просты и понятны. К подробному психоанализу я обращаюсь в те периоды, когда мне начинают сниться повторяющиеся сны. Один из них предлагаю рассмотреть с точки зрения психоанализа немного подробнее.
Третий сон (повторяющийся): ищу выход
Суть сна: я бегаю по этажам, комнатам, коридорам. Ищу выход, но не могу его найти. Здание заброшенное, наполовину развалившееся. Как правило, это какое-то образовательное учреждение или больница. Никаких особых элементов, указывающих на специфику здания нет, но у меня есть четкое понимание того, где я нахожусь.
Что говорит психоанализ? Ключевой смысл более или менее понятен: я чувствую себя заложником определенных обстоятельств, отношений, ситуаций. Эту мысль подтверждает еще и тот факт, что во сне я чувствовала страх и беспомощность. Меня охватывала паника.
Но вот вопрос: что именно воспринимается мной как клетка. В теории Фрейда лестница – символ жизни, комната – женский символ (подобно тому, как любые продолговатые предметы считаются символом мужского образа). Выходит, я чувствую себя заложником жизненных обстоятельств и это связано с какой-то женщиной.
Следующий вопрос: что происходило в моей жизни перед тем, как приснилось это сновидение? Что из последних событий могло заставить меня почувствовать себя заложником обстоятельств? Обратимся к подсказке из сна. Мне снилась больница или образовательное учреждение. В последнем случае можно предположить, что негативные переживания связаны с какой-то женщиной из сферы образования.
Подобное сновидение я видела как раз во время обучения в университете. Была у нас одна преподавательница, которая отчего-то невзлюбила меня (то, что она придирается и спрашивает в три раза строже, чем с других, видели все окружающие – то есть мне не казалось). У нас с ней было что-то типа противостояния «кто кого». Я понимаю, что у нее такой подход: видела толкового человека и хотела из него выжать по максимуму. Но она действительно выжимала меня как лимон. Вот, видимо, так и родилось ощущение загнанности. Ничего жестокого или противозаконного со мной не делали, наоборот, за счет такого подхода я научилась намного большему, чем те, кому ставили 3, 4 или 5 просто так. Но выливалось это не только в слезы над очередной напрочь забракованной курсовой и ночи без сна, но и вот в такие сны.
А теперь разберем сценарий с больницей. Полагаю, что это ощущение безвыходности в отношениях с матерью. Это сновидение преследовало меня в те моменты, когда я думала о возможности и необходимости общения с ней: как общаться и общаться ли вообще. Почему именно такие вопросы? Потому что я поняла, что эти отношения болезненные, стопорящие меня и препятствующие развитию. Ответ нашелся не сразу, поэтому, видимо, противоречие выливалось вот в такую беготню по кабинетам и лестницам заброшенной больницы.
Кстати, думаю, заброшенность – это тоже еще один символ. Вероятно, это подсказка о том, что события связаны с прошлым (конфликтом, продолжающимся давно, или старой травмой). А развалины указывают на то, как я вижу эти отношения.
Чем психоанализ снов поможет в жизни
Разберем значение психоанализа сна через основные положения теории Фрейда:
Таким образом, сновидения соединяют прошлое, настоящее и будущее человека. Они помогают сохранять баланс и целостность. А психоанализ сновидений помогает человеку разобраться в себе и жизни, улучшить ее.
Вот что нужно учитывать при анализе сна:
Обратите внимание! Одно и то же сновидение или похожие сны, приснившиеся в разное время, могут иметь разный смысл. Это зависит от контекста событий в настоящем: желаний, потребностей, страхов, сомнений, окружения и прочего.
Заключение
Анализ снов как метод психоанализа берет свое начало с 90-х годов XIX века. В 1895 году З. Фрейд выразил свое первое положение о снах: сновидение – осуществленное желание. Позже стало ясно, что сновидения не только помогают снять напряжение от конфликта «хочу» и «могу», но и помогают избавляться от травм. Чтобы пережить, принять что-то, человеку нужно многократно прожить это, в том числе с разными финалами. Если человек не может сделать это на осознанном уровне, то ему помогает подсознание. Как? Показывает чуть ли не каждую ночь одно и то же сновидение-воспоминание. Например, при ПТСР ночные кошмары, в которых отражается травма, встречаются у всех жертв.
Сложность психоанализа снов в том, что только сам сновидец просматривает оригинальное «кино». То, что он передает на словах кому-то (другу, психоаналитику) – это суррогат, его выводы. Поэтому самым верным считается самостоятельный анализ снов, но для этого нужно обзавестись специальными знаниями и навыками. А также важно отказаться от критической оценки. Нужно записывать все мысли и выводы, даже странные или неприятные значения образов из сна. При толковании стоит уделить особое внимание деталям и главной теме сновидения.
Фрейдистский механизм работы со снами
Как мы уже говорили, бессознательное было известно еще до Фрейда. Но важность, которую Фрейд приписывал бессознательному, была поистине революционной. Сила бессознательного открылась Фрейду, когда он работал с истеричными пациентами. Он увидел, что их истерия была следствием эмоциональной травмы, о которой сами пациенты уже не помнили. Их болезненные воспоминания и неприемлемые желания были вытеснены и удерживались глубоко в бессознательном. Защитное вытеснение запретных желаний было причиной того, что его пациентам реальность представлялась искаженной. Ум восставал против своих собственных желаний, чтобы избежать столкновения с безжалостным внешним миром. Фрейд не только считал истерию своих пациентов иллюзией, но и использовал их страстные излияния, чтобы изучить их бессознательное и обнаружить основные подавляемые желания. Такое открытие неизменно приводило к излечению.
Что такое бессознательное по Фрейду?
Позже Фрейд утверждал, что бессознательное вторгается не только в сознательную жизнь пациентов–невротиков. Бессознательное проявляется и в жизни нормальных людей. Материал, вытесненный в бессознательное, прорывается на поверхность явлением, с которым мы сталкиваемся ежедневно и ежечасно. Все мы совершаем незначительные, но досадные ошибки — забываем имена, путаемся, неправильно читаем слова, слышим не то, что было сказано, иногда ошибается наш язык, а иногда — перо. В основе таких ошибок лежит страх, память или желание, которые были вытеснены из области сознательного мышления, которые чаще всего не исчезают, а ищут способ вернуться в сознание. «Случайная ошибка», скорее всего, окажется вытесненным материалом.
В повседневной жизни мы повсюду встречаемся с проявлениями бессознательного. Ошибки не имеют ничего общего с болезнью и наблюдаются даже у очень здоровых людей. Фрейд называл их оговорками. Шутки и анекдоты — это следствие работы подобных бессознательных механизмов. Наши сны — еще одна игровая площадка, где бессознательное может выразить себя. Более того, для Фрейда сновидения стали прямым путем к бессознательному любого человека, способом разглядеть его бессознательные мысли и воспоминания. Фрейд был уверен, что каждый сон — это желание, стремящееся к воплощению.
Как интерпретировать детские сны по Фрейду?
Простые и ясные детские сны становятся все сложнее и сложнее, по мере того как ребенок растет и учится скрывать свои желания и побуждения. Необходимость быть скрытными приходит, когда детей приучают к горшку. Они быстро понимают, что любоваться своими экскрементами нехорошо. Наоборот, это считается «грязным». В равной степени это относится и к генитальному влечению, которое также следует сдерживать.
По мере того как ребенок растет, родительский контроль усиливается. Родители предлагают ребенку свою любовь и угрожают ему наказанием. Постепенно ребенок усваивает эту внешнюю сдержанность. Родительский авторитет сменяется самоцензурой — сознанием. У ребенка не возникает стремления к некоторым действиям, если он осознает, что они вызовут неодобрение. Если же ребенок все же нарушает запрет, это вынуждает его к притворству, и тогда сознание наказывает его чувством раскаяния или вины. Хотя сам ребенок этого и не понимает, механизм, который ему внушили, не только оценочный. Он помогает цензору предупреждать неприемлемые желания.
Понемногу ребенок понимает, какие желания ни в коем случае не могут быть исполнены, и потому их даже невозможно сформулировать, а какие желания следует выражать скрытно. Вот так, постепенно, возникает конфликт между желанием и чувством вины, который продлится всю жизнь. Возможно, что аналогичный механизм работает и во сне, где дети учатся создавать похожую маскировку. По крайней мере, когда они становятся взрослыми, их сны больше не выражают непосредственное желание, а, как и при симптомах истерии, в сновидении несбывшееся желание предстает » искаженном виде.
Скрытая подмена происходит во сне неосознанно, и кажется, что сновидение не имеет ничего общего с желанием, требующим воплощения. Искажение — это работа тех же защитных сил сопротивления внутри человека, которые в обычной жизни помогают скрывать внутренние импульсы, а иногда и вовсе предотвращают их проявление. Так что «спящий может понимать смысл своих снов не более, чем истерик может понять взаимосвязь и значение своих симптомов».
Фрейдистское разделение снов по уровням
То, как Фрейд разделял сновидение на два различных уровня, принципиально отличалось от всех предпринимавшихся ранее попыток расшифровать сон. Все аналитики со времен античности рассматривали только явные образы сновидения. Они полагали, что этого вполне достаточно, чтобы объяснить смысл сновидения. Все интерпретации основывались на преобразовании явного содержания. Фрейд обратил внимание на совершенно новый материал, лежащий между образами сна и их интерпретацией — латентное содержание или мысли сновидения. «Именно из мыслей сновидения, а не из явного содержания сна мы извлекаем его смысл». Как только мы узнаем латентное содержание, сон немедленно становится понятным. Человек обычно пытается понять сон исходя только из манифестного содержания и приходит к ошибочному заключению о его смысле.
Фрейд сравнивал содержание сновидения с ребусом, мозаикой. Можно считать разрозненные образы нелепыми, абсурдными и потому бессмысленными картинами. Но лучше оставить в стороне критические замечания по поводу несовершенства композиции сна и попытаться заменить каждый его элемент чем–то другим. Когда все встанет на свои места, сон перестанет казаться бесполезным и обретет смысл.
Классификация снов по группам
Сновидения, по мнению Фрейда, можно разделить на три обширных группы в зависимости от степени искажения их латентного содержания. «Прежде всего, мы можем отличить те сны, которые имеют смысл и в то же время доступны для понимания». Их смысл легко понять в контексте нашей повседневной жизни. Обычно такие сны кратки и не содержат ничего необычного или странного. «Вторая группа состоит из снов, которые, несмотря на то, что они связны и явно осмысленны, все же приводят нас в замешательство, поскольку мы не можем понять, как соотнести их смысл с нашей умственной жизнью. Наконец, третья группа состоит из снов, которые лишены всякого смысла и совершенно непонятны, которые кажутся несвязными, запутанными и бессмысленными».
Классификация Фрейда близка к той, что была предложена нами ранее. К первой группе относятся буквальные сновидения из нашей классификации, а вторая и третья группы соответствуют категориям символических и незначительных снов. В древности толкователь должен был сначала убедиться, что сон поддается интерпретации. Если же смысл полностью отсутствовал, то такое сновидение считалось епиртоп. Фрейд изменил приоритеты и сосредоточился на поисках смысла в «несвязном» и «запутанном» епирпюп.
Очевидно, что только во второй и третьей группах, обозначенных Фрейдом, мы сможем установить разницу между латентным и манифестным содержанием сна. Сны, относящиеся к первой категории, вполне понятны, так как их явное и латентное содержание совпадают. Детские сны, как мы уже говорили, в большей степени обладают этим свойством, поскольку в них отсутствует всякая маскировка. Обычно третья группа вызывает наибольшее замешательство. В таких снах маскировка настолько эффективна, что латентные мысли полностью скрыты в образах сновидения.
Метод маскировки снов по Фрейду
Фрейд утверждал, что существует непосредственная связь между сложной природой сна и тем, как понимается его основное латентное содержание. Мы уже рассмотрели, как с помощью внутренней цензуры сон маскирует бессознательное желание, чтобы оно могло миновать цензора. Эта уловка напоминает детскую игру, когда дети разговаривают между собой на «птичьем» языке, чтобы взрослые не поняли, о чем они говорят. То есть дети скрывают то, что может вызвать наше неодобрение. Способ маскировки очень прост — после каждой гласной в слове вставляется «пи». Тогда вопрос той перепуганной матери (Что ты делаешь?) будет звучать примерно так: «Чтопи тыпи депилапиешь?» (Основным слогом в каждом слове становится «пи».)* Простой вопрос превратился в абсурдный набор звуков.
Можно ли объяснить странность сна тем, что в нем используется фиксированный и систематический метод перестановки мыслей сновидения, скажем, такой как «пи–язык» или программный код? Метод маскировки и сновидениях не только сложен и изменчив, но и затрагивает обширные области. Абсурдные сновидения, по Фрейду, — это результат чрезвычайно сложного процесса. Внутренняя цензура и засекречивание мыслей сновидения не может быть единственным механизмом, искажающим сон. Должно существовать еще что–то, некий фактор, придающий сновидению странные качества.
Фрейд назвал процесс трансформации латентного содержания в явное работой сновидения. Интерпретация, таким образом, стала обратным процессом исправления искажений, появившихся в результате работы цензора и работы сновидения. Работа сновидения, целью которой является маскировка неисполненных бессознательных желаний, состоит из четырех компонентов. Первый процесс — это сгущение, когда работа сновидения объединяет несколько элементов в одно бессознательное желание и представляет его в виде отдельного образа.
Сгущение и смещение сновидений
Сгущение исключает некоторые элементы из мыслей сновидения, или использует только их фрагмент, или объединяет два или более элемента в одно целое. Сгущение также применимо к месту, объектам и событиям. Чем менее знакомым кажется образ сновидения, тем он более странен. К тому же каждый образ может соответствовать множеству мыслей сновидения. Ни один механизм не делает сон настолько странным и непонятным, как изменение приоритетов — смещение. В первую очередь именно смещение искажает основные идеи и создает явные образы сна. Работа этого механизма рождает множество шуток.
Остается еще два процесса, говорит Фрейд, которые работают над искажением мыслей сновидения еще до того, как они будут восприняты спящим. Их работа станет более понятной, если мы продолжим рассмотрение нашего примера, который уже искажен двумя процессами — сгущением и смещением. Сны не говорят, они показывают. Для этого работа сна задействует еще один механизм, находящийся в ее распоряжении, визуальное представление, которое превращает текст мыслей сновидения в образы, и тем самым сон подвергается дальнейшим изменениям.
Вы замечали, как отличается книга от сценария к фильму, даже если это удачный сценарий? Визуальное представление может изменить наш пример, изобразив, как папа надевает шляпу. Команда становится частью священной церемонии. Наконец, механизм вторичного изменения ставит последнюю точку, и содержание сна становится связным повествованием.
Механизм работы со сновидениями Фрейда
Возможно, здесь будет уместно сделать короткую паузу и рассмотреть в более широкой перспективе выработанный Фрейдом механизм работы со сновидениями. Все мы знаем, что в языке сновидений есть некая странность. Сны содержат причудливые элементы, которые одинаково потрясают воображение святых, прорицателей и ученых. То, как они толковали сновидения, привело к появлению огромного количества теорий. Однако все они приписывали происхождение снов источнику, чуждому нашему бодрствующему сознанию.
Фрейд соглашался, что сны не зарождаются в сознании. Они происходят из бессознательного, и разрозненные образы сна указывают на основной подтекст, латентные мысли сновидения — смесь инстинктивных импульсов и запретных желаний. Их следует маскировать, чтобы обойти цензора. Работа сновидения — это механизм, который создает маскировку. Последующее искажение воспринимается во сне как абсурдный элемент, вот почему мы часто рассуждаем о таинственном мире сновидений. Образность, присущая снам, для Фрейда не просто особый язык, а результат намеренного искажения смысла основных желаний. Сновидение, таким образом, становится родом патологической умственной деятельности, аналогичной формированию невротических симптомов.
Практическая часть работы со сновидениями
Значение этих теоретических положений станет очевидным, если мы обратимся к практической части интерпретации сновидений. Поскольку сны скрывают истинные мотивы спящего, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, чтобы прийти к верной интерпретации. Каким бы соблазнительным ни было явное содержание сна, его следует целиком отложить в сторону. И, напротив, при свободном ассоциировании каждый фрагмент сна следует рассматривать независимо, как если бы он требовал отдельной оценки. При этом человек должен оставить критические замечания и подробно и по порядку рассказывать обо всех ассоциациях, которые приходят ему на ум в связи с каждым отдельным элементом сна. Цепочка ассоциаций будет складываться как бы сама по себе, и каждая ассоциация будет связана с предыдущей.
Человека просят привести цепочку словесных ассоциаций, связанных с одним из элементов сна. Как только этот поезд трогается с места, становится очевидно, что ассоциации в обратном порядке воспроизводят работу сновидения. Сложный образ может разбиться на несколько отдельных воспоминаний, причем в каждом будет нечто общее для всех, так что первоначальный образ действительно покажется сгущенным. Иногда в этот процесс вовлечены чувства, которые имеют контрастную эмоциональную окраску по сравнению с оригинальным образом. Или ассоциации могут привести нас к воспоминаниям, которые очень далеки от первоначальной картины, то есть происходит смещение.
Разрозненные ассоциации, естественно, не будут связными. Цепь ассоциаций в первую очередь разрушает результаты вторичного изменения, которое из нескольких воспоминаний составляет насыщенную сюжетную картину сновидения. В основном в визуальной картине сна отсутствуют очевидные связи с жизнью человека, но при свободных ассоциациях образы обретают словесное выражение, которое обычно сконцентрировано вокруг детских нарциссических комплексов. Это показывает, как работает во сне механизм визуального представления. Фрейд предположил, что свободные ассоциации могут в обратном порядке показать все, что происходило в процессе формирования сна, и в таком случае их можно использовать как ценный ключ к подсознательным импульсам, поддерживающим сон.
Свободные ассоциации не обязательно совпадают с латентными мыслями сновидения. Это просто инструмент, который помогает обнаружить информацию, переходы и связи для того, чтобы распутать сложную картину сна. Вскоре поток ассоциаций резко обрывается, и это происходит именно в той точке, где раскрывается основная мысль сновидения. В этой точке вмешивается аналитик, он проникает в образовавшуюся брешь, выносит бесспорное, но не окончательное заключение и подробно описывает то, что подсказали ему ассоциации. Вкратце свободные ассоциации раскрывают процесс работы сновидения, чтобы достичь латентного содержания.
Символы и ассоциации во фрейдистской теории трактовки снов
Фрейд убедился, что некоторые части сновидения могут быть понятными и без ассоциаций. Это устойчивое соотношение между элементом сновидения и его смыслом было описано Фрейдом как «символическое», а элемент сна как «символ» бессознательной мысли сновидения. Устойчивое символическое соотношение не заменяет ассоциативную технику, а дополняет ее. И действительности символы и ассоциации стали двумя звеньями одной цепи, которая связала явный сон с его основным и единственно важным латентным содержанием.
Для чего используются символы?
Тропинка ведет от сновидений к бессознательному, к инстинктивной жизни, а далее к сексуальности. Этот последний шаг — утверждение, что символы заведомо сексуальны, и сексуальная жизнь человека начинается не в период полового созревания, с психическим взрослением, но гораздо раньше, в детстве, и проявляется в отношениях ребенка с матерью, — возможно, вызвал наибольшее сопротивление идеям Фрейда. Он, тем не менее, настаивал на своей позиции и даже приводил экспериментальные доказательства.
Эксперимент проводился на глубоко загипнотизированных объектах, которым велели видеть сны на сексуальные темы. Их сны содержали те же символы, что и в теории Фрейда. В других экспериментах пациенты рассказывали вульгарные истории сексуального свойства и, когда их просили повторить, описывали сексуальные органы с помощью тех же символов, о которых упоминал Фрейд. Интересно, что некоторые пациенты представляли сексуальную связь как лестницу, что трудно объяснить одной лишь сознательной эвфемизацией. В свадебном ритуале панджаби в Индии, который совершается и сегодня, невесту украшают плащом (чунни). Его дарит жених, после особой церемонии освящения плаща.
Фрейд нарушил традицию, когда объяснил необычную форму сновидений не тем, что они содержат послания из мира сверхъестественного, а работой защитных сил. В интерпретации его интересовала не расшифровка некоего сообщения из внешнего источника, а распознавание внутренних импульсов, искаженных цензором. Сновидение, изгнанное из христианского мира, стало одним из рациональных инструментов анализа и терапии.
Для чего нужны сны по Фрейду?
Функция сновидения, согласно утверждению Фрейда, состоит в том, чтобы охранять сон. Сновидение должно надежно защищать спящего от двух сил — внешней и внутренней. Внешнее раздражение, например звонок будильника, может стать частью сновидения, скажем далеким звоном церковного колокола, таким образом, сон будет продолжаться. Защите от внешних раздражителей во фрейдистской теории отводится небольшая роль по сравнению с более важной защитой от внутренних стимулов, соматических (кровяное давление, головные боли) и психологических (пробудившиеся воспоминания). Как уже было замечено, Фрейд придавал наибольшее значение защите от пугающих внутренних импульсов (памяти), стремящихся вырваться наружу из бессознательного.
Концепция Фрейда о сновидениях и психологии известна как психоанализ и отличается от других психологических школ развития личности. Психоанализ — не только теория личности или сознания, но также и метод терапии, который направлен на понимание снов с помощью изучения взаимодействия сознательных и бессознательных элементов. В классическом варианте методология психоанализа опирается на свободные ассоциации пациента. Таким образом, вытесненные желания, лежащие глубоко в бессознательном, выходят на поверхность, после чего с ними можно взаимодействовать.
Психоанализ Фрейда на основе снов
Психоанализ — это достижение западной цивилизации, и его действие не ограничивается профессиональной областью изучения умственного здоровья. Оно простирается гораздо дальше. Фрейд всегда старался понять связь между разумом и телом. Он заставил нас осознать, что каждое телесное состояние воздействует на разум, и все, что происходит в разуме, влияет и на тело. Только после Фрейда мы начали думать о телесных недугах как о связанных с разумом.
Фрейдистское разделение разума на сознательное и бессознательное повлияло на все аспекты жизни. Термины Фрейда, такие как подсознание, подавляемые влечения, торможение, фиксация и отождествление, перешли в повседневную речь. На психологических разоблачениях (в художественном понимании) строится содержание множества литературных произведений. Писатели, знакомые с процессом работы сна и особенностями бессознательного, эксплуатируют эти идеи в своем творчестве. Художники тоже вступили в спор с психоаналитиками и принялись свободно выражать элементы бессознательного в своих полотнах и скульптурах.
Толкование сновидений Фрейда теперь считается не просто книгой о сновидениях. Она излагает теорию Фрейда о разуме и показывает его движущие силы. Несмотря на то что идеи Фрейда вначале вызывали сопротивление, его теории оказались настолько убедительными, что захватили множество областей современной мысли: гендерные исследования, изучение памяти, литературную критику, описание устройства личности и так далее. Психоанализ освободил людей от запретов, налагаемых традиционной моралью, и привел к изменениям в обществе и сексуальной раскрепощенности. Он создал язык, на котором еще многие поколения будут обсуждать тему сексуальности.
Кем был Фрейд? Мастером сновидений, психологом, практикующим врачом, философом, социальным деятелем? В начале своей жизни он усвоил один урок условности — это смешно. Он спрашивал обо всем. Почему мы видим сны? Почему люди заболевают и как их излечить? Почему происходят войны? Почему некоторые группы людей подвергаются преследованиям? Он стремился понять и объяснить многие загадки природы и общества. Обладая редкой остротой зрения, он неустанно искал все, что могло приблизить его к решению. Как сказал о нем У. X. Оден, Фрейд «теперь уже не человек, а общественное мнение».