Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз
Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз
Русские волшебные сказки
© Бордюг С. И., Трепенок Н. А., ил., 2020
© Елисеева Л. Н., пересказ, насл., 2020
© Карпенко М. М., насл., ил., 2020
© Павлова К. А., ил., 2020
© ООО «Издательство АСТ», 2020
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь такое слово:
– Дети мои милые! Возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь.
Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая. Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.
– Как мне за себя квакушу взять? Квакуша – неровня мне!
– Бери, – отвечает ему царь, – знать, судьба твоя такова.
Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягуше-квакуше.
Призывает их царь и приказывает:
– Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу!
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
– Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? – спрашивает его лягуша. – Аль услышал от отца своего слово неприятное?
– Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб!
– Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом:
– Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки.
Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов – и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!
Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами.
Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу и тут же отдал приказ трём своим сыновьям:
– Чтобы жёны ваши соткали мне за единую ночь по ковру.
Воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
– Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово неприятное?
– Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шёлковый ковёр.
– Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее.
Уложила его спать, а сама сбросила лягушечью кожу и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою. Вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом:
– Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь шёлковый ковёр ткать, чтоб таков был, на каком я сиживала у родного моего батюшки!
Как сказано, так и сделано.
Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши ковёр давно готов, и такой чудный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать. Изукрашен ковёр златом-серебром, хитрыми узорами.
Благодарствовал царь на том ковре Ивану-царевичу и тут же отдал новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с жёнами.
Опять воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
– Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься? Али от отца услыхал слово неприветливое?
– Как же мне не кручиниться? Государь мой батюшка велел, чтобы я с тобой на смотр приходил; как я тебя в люди покажу?
– Не тужи, царевич! Ступай один к царю в гости, а я вслед за тобой буду; как услышишь стук да гром, скажи: это моя лягушонка в коробчонке едет.
Вот старшие братья явились на смотр со своими жёнами, разодетыми, разубранными; стоят да над Иваном-царевичем смеются:
– Что же ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс? И где ты эдакую красавицу выискал? Чай, всё болото исходил!
Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся.
Гости крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им делать, а Иван-царевич говорит:
– Не бойтесь, гости дорогие! Это моя лягушонка в коробчонке приехала!
Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.
Стали гости есть-пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала.
Жёны старших царевичей увидали её хитрости, давай и себе то же делать. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались!
А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками – гостей забрызгали, махнули правыми – кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их с глаз долой.
Тем временем Иван-царевич улучил минуту, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил её на большом огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась – нет лягушечьей кожи; приуныла, запечалилась и говорит царевичу:
– Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если бы немножко ты подождал, я бы вечно была твоей; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного.
Обернулась белой лебедью и улетела в окно.
Иван-царевич горько заплакал, помолился Богу на все четыре стороны и пошёл куда глаза глядят.
Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли – попадается ему навстречу старый старичок.
– Здравствуй, – говорит, – добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?
Царевич рассказал ему своё несчастье.
– Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе и снимать было! Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась, он за то осерчал на неё и велел ей три года квакушей быть. Вот тебе клубок: куда он покатится – ступай за ним смело.
Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком.
Идёт чистым полем, попадается ему медведь.
«Дай убью зверя», – думает Иван-царевич.
А медведь говорит ему:
– Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
Не тронул Иван-царевич медведя, пошёл дальше.
– Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь.
Он пожалел и пошёл дальше.
Бежит косой заяц; царевич опять за лук, стал целиться, а заяц ему человечьим голосом:
– Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь.
Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Школа России»)
Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Школа России»)
Тема
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк», способами нахождения нужного отрывка (эпизода) в тексте сказки для подтверждения высказываний; выявления отличительных черт волшебной сказки; обучения установлению причинно-следственных связей и определению главной мысли произведения, делению
Тип урока
Изучение нового материала.
Планируемые результаты (предметные)
Научатся определять и называть особенности текста волшебных сказок; характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы и описывать волшебные события, основные черты характера героев; находить отрывки с описанием фантастических событий и действий с волшебными предметами в сказке, средства выразительности – эпитеты, синонимы, сравнения, метафоры, антонимы (с помощью учителя)
Личностные результаты
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формулирование мыслей учащихся.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской компетентности и общего речевого развития;
Познавательные: находят и осмысливают особенности (признаки) волшебной сказки; характеризуют героев волшебной сказки; выявляют причинно-следственные связи, находят необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; представляют презентацию информации на основе рассказа, пересказа, сочинения;
Коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) и следуют общепринятым нормам совместного общения в учебной деятельности.
Основные понятия и термины
Сказка; рассказ, типы сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.
Методы и формы работы
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы
М/м презентация, учебник «Литературное чтение» (3 кл., Ч.1, с.28-39), карточки для рефлексии.
Технологическая карта урока
Содержание взаимодействия с учащимися.
I.Организационный момент.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;
актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
Проверка готовности к уроку.
— Здравствуйте, дети!Меня зовут Юлия Владимировна. И сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
-Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А также на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.
-Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник первая часть, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится нам позже.
-Присаживайтесь. Начнем урок.
Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
II. Речевая разминка
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.
Упражнение в отработке дыхания
— Ребята, давайте проведем дыхательную гимнастику. Дыхательную гимнастику нужно выполнять стоя. Встаньте из-за своих рабочих мест.
-Представьте, что у вас в руках одуванчик, который уже отцвел, и покрыт белыми воздушными пушинками.Сделайте вдох и сдуйте с него все пушинки.
-Сдуйте теперь с трех, таких одуванчиков.
-А теперь представьте, что вы в руках держите 20 таких одуванчиков. Сдуйте все пушинки, чтобы ни одной не осталось.
— Восстанавливаем ровное дыхание, присаживайтесь.
Подготавливает учащихся к выполнению упражнения для отработки дыхания; следит за выполнением упражнения.
Выполняют упражнения для отработки дыхания; повторяют за педагогом.
Упражнениев отработке дикции
-Ребята, давайте теперь выполним упражнение для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению.
Сл. 1
Продаются на рынке рыжики в корзинке. Грузди, сыроежки продаются в тележке.
-Как вы думаете, что это? (Скороговорка)
-А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.)
-Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.)
-(Читает учитель, потом читают учащиеся)
-Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети)
— Прочитайте с восклицательной интонацией. (читает учитель, потом повторяют дети)
— Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро.
Ставит учебную задачу, демонстрирует образцовое чтение скороговорки, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки с разной интонацией.
Читают скороговорку с различной интонацией и темпом, отвечают на вопросы учителя.
III. Целеполагание.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
Введение в тему урока
(Повторение по теме «Сказки. Типы сказок»)
– Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что вы видите?
— Перед вами названия произведений, определите какие из них лишние и почему? (на слайде названия литературных и русских народных сказок)
-Сказки народные «Морозко», «Баба-яга», «Иван –царевич и серый волк».
-А что такое сказка? (Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил)
— Чем они отличаются от рассказов? (Рассказ — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала.)
-Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые)
— А на какие еще две группы делятся сказки? (авторские и народные).
— Чем они отличаются друг от друга? (У авторских есть автор, а народные придумал народ)
– Сказки…, Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
-Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете? («Морозко», «Летучий корабль», «Царевна – лягушка»)
Формулирует учебную задачу, повторяет ранее изученный материал, корректирует ответы учащихся.
Воспринимают учебную задачу учителя; отвечают на опросы; называют типы сказок; определяют тип сказки.
Определение темы урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Иван Царевич и Серый волк»
Какие задачи должны решить на уроке? (характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы, встречающиеся в сказке; определять основные черты характера героев)
— Что нужно делать, чтобы достигнуть поставленной цели? (Быть внимательными, слушать учителя, активно работать на уроке)
Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи
Формулируют тему и задачи урока под руководством учителя.
IV. Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.