Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

Русские волшебные сказки

© Бордюг С. И., Трепенок Н. А., ил., 2020

© Елисеева Л. Н., пересказ, насл., 2020

© Карпенко М. М., насл., ил., 2020

© Павлова К. А., ил., 2020

© ООО «Издательство АСТ», 2020

Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Говорит им царь такое слово:

– Дети мои милые! Возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь.

Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая. Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.

– Как мне за себя квакушу взять? Квакуша – неровня мне!

– Бери, – отвечает ему царь, – знать, судьба твоя такова.

Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягуше-квакуше.

Призывает их царь и приказывает:

– Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу!

Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

– Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? – спрашивает его лягуша. – Аль услышал от отца своего слово неприятное?

Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

– Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб!

– Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом:

– Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки.

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов – и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами.

Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу и тут же отдал приказ трём своим сыновьям:

– Чтобы жёны ваши соткали мне за единую ночь по ковру.

Воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

– Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово неприятное?

– Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шёлковый ковёр.

– Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее.

Уложила его спать, а сама сбросила лягушечью кожу и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою. Вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом:

– Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь шёлковый ковёр ткать, чтоб таков был, на каком я сиживала у родного моего батюшки!

Как сказано, так и сделано.

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши ковёр давно готов, и такой чудный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать. Изукрашен ковёр златом-серебром, хитрыми узорами.

Благодарствовал царь на том ковре Ивану-царевичу и тут же отдал новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с жёнами.

Опять воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

– Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься? Али от отца услыхал слово неприветливое?

Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

– Как же мне не кручиниться? Государь мой батюшка велел, чтобы я с тобой на смотр приходил; как я тебя в люди покажу?

– Не тужи, царевич! Ступай один к царю в гости, а я вслед за тобой буду; как услышишь стук да гром, скажи: это моя лягушонка в коробчонке едет.

Вот старшие братья явились на смотр со своими жёнами, разодетыми, разубранными; стоят да над Иваном-царевичем смеются:

– Что же ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс? И где ты эдакую красавицу выискал? Чай, всё болото исходил!

Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся.

Гости крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им делать, а Иван-царевич говорит:

– Не бойтесь, гости дорогие! Это моя лягушонка в коробчонке приехала!

Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть-пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала.

Жёны старших царевичей увидали её хитрости, давай и себе то же делать. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались!

А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками – гостей забрызгали, махнули правыми – кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их с глаз долой.

Тем временем Иван-царевич улучил минуту, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил её на большом огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась – нет лягушечьей кожи; приуныла, запечалилась и говорит царевичу:

– Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если бы немножко ты подождал, я бы вечно была твоей; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного.

Обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Иван-царевич горько заплакал, помолился Богу на все четыре стороны и пошёл куда глаза глядят.

Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли – попадается ему навстречу старый старичок.

– Здравствуй, – говорит, – добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

Царевич рассказал ему своё несчастье.

– Эх, Иван-царевич! Зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе и снимать было! Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась, он за то осерчал на неё и велел ей три года квакушей быть. Вот тебе клубок: куда он покатится – ступай за ним смело.

Как его сон задолит он росой с травы умоется сон и прочь с глаз

Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком.

Идёт чистым полем, попадается ему медведь.

«Дай убью зверя», – думает Иван-царевич.

А медведь говорит ему:

– Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.

Не тронул Иван-царевич медведя, пошёл дальше.

– Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь.

Он пожалел и пошёл дальше.

Бежит косой заяц; царевич опять за лук, стал целиться, а заяц ему человечьим голосом:

– Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь.

Источник

Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Школа России»)

Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Школа России»)

Тема

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк», способами нахождения нужного отрывка (эпизода) в тексте сказки для подтверждения высказываний; выявления отличительных черт волшебной сказки; обучения установлению причинно-следственных связей и определению главной мысли произведения, делению

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся определять и называть особенности текста волшебных сказок; характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы и описывать волшебные события, основные черты характера героев; находить отрывки с описанием фантастических событий и действий с волшебными предметами в сказке, средства выразительности – эпитеты, синонимы, сравнения, метафоры, антонимы (с помощью учителя)

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формулирование мыслей учащихся.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской компетентности и общего речевого развития;

Познавательные: находят и осмысливают особенности (признаки) волшебной сказки; характеризуют героев волшебной сказки; выявляют причинно-следственные связи, находят необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; представляют презентацию информации на основе рассказа, пересказа, сочинения;

Коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) и следуют общепринятым нормам совместного общения в учебной деятельности.

Основные понятия и термины

Сказка; рассказ, типы сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Методы и формы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы

М/м презентация, учебник «Литературное чтение» (3 кл., Ч.1, с.28-39), карточки для рефлексии.

Технологическая карта урока

Содержание взаимодействия с учащимися.

I.Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Проверка готовности к уроку.

— Здравствуйте, дети!Меня зовут Юлия Владимировна. И сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А также на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.

-Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник первая часть, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится нам позже.

-Присаживайтесь. Начнем урок.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.

Упражнение в отработке дыхания

— Ребята, давайте проведем дыхательную гимнастику. Дыхательную гимнастику нужно выполнять стоя. Встаньте из-за своих рабочих мест.

-Представьте, что у вас в руках одуванчик, который уже отцвел, и покрыт белыми воздушными пушинками.Сделайте вдох и сдуйте с него все пушинки.

-Сдуйте теперь с трех, таких одуванчиков.

-А теперь представьте, что вы в руках держите 20 таких одуванчиков. Сдуйте все пушинки, чтобы ни одной не осталось.

— Восстанавливаем ровное дыхание, присаживайтесь.

Подготавливает учащихся к выполнению упражнения для отработки дыхания; следит за выполнением упражнения.

Выполняют упражнения для отработки дыхания; повторяют за педагогом.

Упражнениев отработке дикции

-Ребята, давайте теперь выполним упражнение для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению.

Сл. 1

Продаются на рынке рыжики в корзинке. Грузди, сыроежки продаются в тележке.

-Как вы думаете, что это? (Скороговорка)

-А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.)

-Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.)

-(Читает учитель, потом читают учащиеся)

-Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети)

— Прочитайте с восклицательной интонацией. (читает учитель, потом повторяют дети)

— Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро.

Ставит учебную задачу, демонстрирует образцовое чтение скороговорки, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки с разной интонацией.

Читают скороговорку с различной интонацией и темпом, отвечают на вопросы учителя.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

(Повторение по теме «Сказки. Типы сказок»)

– Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что вы видите?

— Перед вами названия произведений, определите какие из них лишние и почему? (на слайде названия литературных и русских народных сказок)

-Сказки народные «Морозко», «Баба-яга», «Иван –царевич и серый волк».

-А что такое сказка? (Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил)

— Чем они отличаются от рассказов? (Рассказ — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала.)

-Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые)

— А на какие еще две группы делятся сказки? (авторские и народные).

— Чем они отличаются друг от друга? (У авторских есть автор, а народные придумал народ)

– Сказки…, Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

-Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете? («Морозко», «Летучий корабль», «Царевна – лягушка»)

Формулирует учебную задачу, повторяет ранее изученный материал, корректирует ответы учащихся.

Воспринимают учебную задачу учителя; отвечают на опросы; называют типы сказок; определяют тип сказки.

Определение темы урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Иван Царевич и Серый волк»

Какие задачи должны решить на уроке? (характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы, встречающиеся в сказке; определять основные черты характера героев)

— Что нужно делать, чтобы достигнуть поставленной цели? (Быть внимательными, слушать учителя, активно работать на уроке)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Формулируют тему и задачи урока под руководством учителя.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *