Изображение сна в картинах художников
Культовые изображения сновидений от Возрождения до сюрреализма
Jean Lecomte du Nouÿ, «Сон евнуха», 1874. Фрагмент
Но что интересно, если верить художникам, как свидетелям своей эпохи, фантазии, ночные кошмары, божественные видения и грезы со времен Средневековья сильно изменились.
Гиппократ и Аристотель были одержимы смыслами снов. В XV веке Марсилио Фичино утверждал, что во время сна душа может быть освобождена от телесных ограничений тела и достичь более высокого духовного состояния. Многие тогда так думали.
Но, как же хорошо, что их творческое воображение играло с чувственными, языческими сценами!
И они создавали свои шедевры.
Ветхозаветные истории о лестнице Иакова и толкование Иосифом сна фараона были очень-очень популярными темами. Бог показал, Бог сделает. Главное, увидеть и понять послание Его.
Так они и оставались популярными, эти Божественные видения, и столетиями художники наполняли потертые истории скрытым смыслом.
Вот сон Иакова Ари де Войса (1660–1880 гг.) Явно чувственный.
Иаков, обнаженный, если не считать стратегически размещенного кусочка тряпочки, томно растянулся на клочке травы.
Лестница и ангелы появляются далеко на заднем плане, а Иаков от Бога почти в экстазе,и явно читается удовольствие в спящей фигуре, очень похожей на знаменитую фигуру «Экстаз святой Терезы»:
Экстаз святой Терезы
Скульптура – Джованни Лоренцо Бернини
Ночные кошмары мало интересовали итальянских или французских художников эпохи Возрождения, они предпочитали неоплатонические идеалы красоты, пока не столкнулись с тревожными фантазиями северных художников, таких как Иероним Босх.
Видение Тундале (ок. 1520–30), приписываемое последователям Босха, типично галлюцинаторная сцена.
Вдохновленная средневековым стихотворением «Видение рыцаря Тондала», в котором странствующий рыцарь мечтает о своем моральном искуплении после видения ада.
Сцена о видениях во сне как предупреждение о покаянии.
А потом пришел романтизм
На груди женщины уселась пугающая фигура инкуба, и лошадь с расклешенными ноздрями высунула свою темную голову из-за занавеса. Загадочные и пугающие образы потрясли людей, похоже, картина не вписывалась в «эпоху разума».
Некоторые ученые сегодня рассматривают эту работу как прообраз психоаналитических теорий Зигмунда Фрейда; известно, что у Фрейда была репродукция картины в его венской квартире.
А затем – символизм
И его духовные реалии в ландшафтах снов. Это пьянящие смеси фантазии, эротики, оккультизма и смерти, часто с загадочным эффектом. В чем смысл картины Анри Руссо «Спящая цыганка» (1897)? Является ли лев, облизывающий лицо спящей женщины, продуктом ее мечты или ужасом реальности? Женщина действительно спит в пустыне или все это сон?
И, наконец, когда Фрейд опубликовал свои теории о снах и бессознательном, искусство отреагировало незамедлительно.
В 20-м веке мечты стали основным источником сюрреализма, а Бессознательное стало творческим инструментом.
Ван Гог однажды сказал: «Я мечтаю о своих картинах, затем я рисую свои мечты».
Navigation
Функция поиска
Сон в изобразительном искусстве
Швейцарский художник Фердинанд Ходлер (Ferdinand Hodler, 1853-1918): Die Nacht (Ночь), 1889/90 гг. akg-images / Erich Lessing
Одилион Редон (Odilion Redon, 1840-1916): Женщина, спящая под деревом, ок. 1900/1901 гг. akg-images
Швейцарский художник Пауль Клее (1879-1940): Siesta der Sphinx (Послеполуденный отдых сфинкса), 1932 г. akg-images
Швейцарский художник Джованни Сегантини (1858-1899): Pastore addormentato (Спящий пастух), 1886/88 гг. akg-images
Христос в Гефсиманском саду: спящие апостолы, примерно 1130/40 гг. Фрагмент резного деревянного потолка церкви Св. Мартина в городе Циллис (Zillis), кантон Граубюнден. Yvan Travert / akg-images
Анри Матисс (1869-1954): Nature morte à la dormeuse (Натюрморт со спящей), 1940 г. akg-images
Эдвард Бёрн-Джонс (Edward Burne-Jones, 1833-1898): Sleeping beauty (Спящая красавица). akg-images / De Agostini Picture Lib. / G. Dagli Orti
Сальвадор Дали (1904-1989): Сон (коллаж), ок. 1955 г. akg-images
Оноре Домье (Honoré Daumier, 1808-1879): Ночлежка для самых бедных, 1840 г. akg-images
Эгон Шиле (Egon Schiele, 1890-1918): Die Mutter des Künstlers, schlafend (Спящая мать художника), 1911 г. akg-images
«Двое спящих», иллюстрация 15-го века из книги «Livre de Messire Lancelot du lac» («Книга Его Светлости Ланселота Озёрного», одного из рыцарей Круглого Стола). Авторство текста книги приписывают Вальтеру Мапу (англ. Walter Map, фр. Gautier de Moap, ок. 1140 — 1208/1210), английскому священнослужителю и писателю, придворному короля Генриха II. akg-images
Пабло Пикассо (1881-1973): Сон (Le rêve), 1932 г. akg-images / Erich Lessing
Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901): Постель (Le lit), ок. 1892 г. akg-images / Erich Lessing
Рафаэль Санти, Сальвадор Дали, Пюви де Шаванн, Карл Брюлов — нет в истории искусств художника, который хотя бы хоть раз не отразил на своих полотнах тему сна.
Позволяя сочетать реализм и фантазию, она всегда была очень «выгодной» с изобразительной точки зрения. В нашей галерее мы собрали самые интересные картины, посвященные сну, сновидениям, спящим людям.
(Изображения: akg images)
Показать больше
Темы народного референдума в Швейцарии 28 ноября 2021 г.
Швейцарцы – единственный народ, голосующий на тему антиковидных законов.
Эта статья была автоматически перенесена со старого сайта на новый. Если вы увидели ошибки или искажения, не сочтите за труд, сообщите по адресу community-feedback@swissinfo.ch Приносим извинения за доставленные неудобства.
Комментарии к этой статье были отключены. Обзор текущих дебатов с нашими журналистами можно найти здесь. Пожалуйста, присоединяйтесь к нам!
Лежат, зевают: как художники разных эпох и стилей изображали расслабленных людей
Теории и практики
Художники веками изображали человеческое тело в состоянии покоя: чем более расслаблен натурщик, тем проще ему долго оставаться в определенной позе. Кроме того, расслабленное тело удивительно разнообразно. Одних только положений сна не меньше десятка, а если сон застигнет человека внезапно, то их можно будет насчитать еще больше. Художник-сюрреалист Десмонд Моррис посвятил позам и жестам в искусстве целую книгу. T&P публикуют из нее сокращенную главу о том, как интерпретировать позу «нога на ногу», зачем рисовать человека зевающим и почему на картинах люди очень часто спят.
Язык тела. Позы и жесты в искусстве
Десмонд Моррис
Издательский проект «А+А» — совместный импринт Ad Marginem и ABCdesign. 2019
«Нога на ногу»
Закинуть ногу на ногу — настолько естественное движение, что мы редко задумываемся о его значении. Однако эта поза может транслировать социальный сигнал. С одной стороны, ее можно трактовать как признак растерянности, показывающий, что мы ощущаем себя «не в своей тарелке» и хотим отгородиться от мира. Но она же может сказать о том — с другой, — что мы расслаблены и комфортно чувствуем себя в компании окружающих. Все дело в том, что «нога на ногу» — противоположность той позы, которая выражает наши почтение или бдительность: в этих случаях мы обычно сидим прямо и держим ноги свободно — на случай, если будет необходимо срочно действовать. Впрочем, мы редко отдаем себе отчет в значении положения наших ног — в обычной ситуации мысли заняты другим. Именно поэтому говорят, что ноги не врут. Для большинства из нас не составит проблемы скрыть истинные чувства на лице и вежливо улыбнуться в неприятной ситуации, но положение ног или беспокойные движения стоп легко могут нас выдать.
Слева: Портрет Эндрю Паркера Боулза. Люсьен Фрейд. 2003-2004 гг.
Справа: Мужчина, не стоящий внимания. Шурук Амин. 2012 год
[…] Существует немало культурно обусловленных различий в том, в каких ситуациях и как именно мы принимаем позу «нога на ногу». На Западе принято скрещивать ноги, размещая одно колено на другом, как мы видим это на портрете Эндрю Паркера Боулза в мундире бригадира кисти Люсьена Фрейда (2003–2004). В данном случае расслабленная поза бригадира резко контрастирует со стандартными фотографиями военных, которые сидят фронтально, положив руки на колени. Кажется, что на автопортрете ливанской художницы Шурук Амин — картина называется «Мужчина, не стоящий внимания» (2012) — модель изображена в не слишком вызывающей позе: солнечные очки, распущенные волосы, прямая спина и полуобнаженные ноги, скрещенные в коленях. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что произведение посвящено критике социального неравенства полов на Ближнем Востоке. Эта работа вошла в серию «Попкорнография», в которой разработаны темы, подлежащие запрету в традиционной арабской культуре. В 2012 году Амин продемонстрировала в Кувейте свой проект «Это мужской мир» — он вызвал такой скандал, что выставка была закрыта спустя всего несколько часов после вернисажа. […]
Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буанороти. Около 1530–1534 гг.
Сидение на корточках
[…] В произведениях искусства достаточно часто изображают сидящих на корточках людей, ягодицы которых касаются земли; на некоторых изображениях они полусидят: одна нога стоит на колене, а другая согнута, как при сидении на корточках, при этом иногда для дополнительной опоры используют одну или обе руки. Изменение положения рук зачастую подразумевается также и другими разновидностями этой позы. Например, кисти можно прижать к груди, соединить или положить на колени. Иногда изображают модель, оперевшуюся на колени локтями, иногда — с руками, скрещенными на груди или обнимающими ноги. Интересно, что у многих доисторических фигурок, изображающих людей, сидящих на корточках, руки плотно прижаты к груди. Скорее всего, у этого есть практическое объяснение: если изваянные руки вытянуты, велик риск, что они будут повреждены или отломятся.[…]
Большинству изображений сидящих на корточках фигур присуща двусторонняя симметрия, но Микеланджело ее уверенно нарушил, создав более динамичную скульптуру — «Скорчившегося мальчика» (около 1530–1534). Асимметрия здесь достигнута за счет того, что, склонившись к правому бедру и пропустив одну из опущенных рук между согнутыми в коленях ногами, мальчик обхватывает не обе, а лишь одну ступню. […]
Мученик: продавец фиалок. Фернан Пелес. 1885 год
Облокачивание
[…] На картине художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Дочь дровосека» (1851) мы видим зарождающуюся дружбу: небрежно прислонившийся к дереву мальчик предлагает девочке землянику. Однако эта сцена не так идиллична, как это может показаться на первый взгляд. На создание полотна художника вдохновило одноименное стихотворение Ковентри Пэтмора, которое повествует о трагической истории Мод, дочери дровосека, и сына богатого сквайра. Классовое неравенство — непреодолимая преграда для брака молодых людей, и Мод, дав жизнь незаконнорожденному ребенку, затем, не выдержав страданий, сходит с ума. В написанной Милле сцене из детства влюбленных их одежда и позы подчеркивают классовые различия.
На столь же эмоциональном полотне «Мученик: продавец фиалок» (1885) Фернан Пелес изобразил мальчика — продавца фиалок, изнуренно прислонившегося к стене. Его глаза закрываются от усталости, но его жизнь зависит от нескольких монет, которые он заработает, если сумеет продать фиалки. Цель этой картины — побудить зрителя к борьбе против социальных условий, которые в XIX веке привели городское население к такой пронзительной бедности.
Слева: Дочь дровосека. Джон Эверетт Милле. 1851 год. Справа: Мужчина в синем. Тай-Шань Ширенберг. 1996 год
От усталости — или скуки — мы иногда склоняем голову к части нашего тела. Чаще всего это происходит автоматически, бездумно, и действие может принимать разные формы. Например, голову поддерживают ладонью, а локоть упирается в твердую поверхность — например, в стол; предплечье при этом располагается под головой в качестве опоры. Сама ладонь поддерживает подбородок и щеку, как на портрете кисти британского художника Тай-Шань Ширенберга. Позицию руки можно изменить, подперев костяшками пальцев скулу. Именно эту расслабленную позу приняла героиня портрета работы Питера Лели.
Спящая Венера. Джорджоне. 1510 год
Лежание
В западном искусстве существует давняя традиция изображения лежащих обнаженных женщин. Изображение лежащей фигуры художники, как правило, включали в композиции, воссоздающие тот или иной мифологический сюжет: нагота тем самым была легитимирована. Так, первый известный пример — картина «Спящая Венера» (около 1510), приписываемая кисти Джорджоне, итальянского живописца эпохи Ренессанса. На ней мы видим обнаженную женскую фигуру, лежащую на спине; фоном ей служит гряда холмов. Как это часто бывает на картинах такого рода, Венера изображена с закрытыми глазами, а ее голова покоится на откинутой вверх руке. «Венера Урбинская» (1538) Тициана представляет собой гораздо более смелую трактовку сюжета: обнаженная лежит на кровати или кушетке в роскошных покоях и смотрит зрителю прямо в глаза. Произведение пронизано откровенной чувственностью — неудивительно, что оно вызвало много споров. Ровная горизонталь лежащей фигуры маловыразительна — поэтому художники стремятся оживить ее при помощи вертикальных элементов. […]
Купальщики в Аньере. Жорж Сера. 1884 год
На картине «Загорающий» (1966) Дэвид Хокни изобразил модель, лежащую на животе, — однако в данном случае это обнаженный мужчина. Полотно вошло в серию выставленных в в 1960-х годах работ — именно в этот период художник начал разрабатывать в своем творчестве тему бассейна. В самом деле, сюжетом картины «Загорающий» в равной степени являются как мужчина, так и вода в бассейне. Изобразив купальщика, Хокни обратился к одному из сквозных пластических мотивов в западном искусстве (ассоциирующемуся, возможно, в первую очередь с Жоржем Сера и его картиной 1884 года «Купальщики в Аньере»), но добавил к нему гомоэротический оттенок.
Последний вечер. Джеймс Тиссо. 1873 год
Раскачивание
[…] Художники порой изображают умиротворяющие монотонные движения кресла-качалки — устройства, которое позволяет извлечь пользу из успокоительного раскачивания. И хотя колыбели существуют с древних времен, кресло-качалку для взрослых стали использовать лишь в начале XVIII века. Первые ее изображения появляются в американском народном искусстве этого периода.
Гладильщицы. Эдгар Дега. 1884 год
Зевание
[…] Очень немногие портретисты брались изобразить момент зевоты — возможно, это связано с тем, что это действие лишено внешней привлекательности. Жозеф Дюкре — живописец XVIII века, проявлявший значительный интерес к физиогномическим особенностям и утрированной мимике, — создал, быть может, самую убедительную иллюстрацию этого странного, но всем знакомого действия. На картине «Зевающий» (1783) художник изобразил самого себя с широко раскрытым ртом в зевке, сопровождающемся характерным для этого действия асимметричным вытягиванием рук.
Слева: Зевающий подмастерье. Михай Мункачи. 1869 год
Справа: Зевающий. Жозеф Дюкре. До 1783 года
В картине «Зевающие» (около 1850) Луиджи Монтеяно подтрунивает над заразностью описываемого действия. Двое молодых людей, изображенных в центре композиции, похоже, переживают приступ неконтролируемой зевоты, в то время как двое других, расположенных справа и слева, смеются, указывая на своих приятелей пальцами.
В 1869 году венгерский художник Михай Мункачи написал портрет изнуренного подмастерья в тот момент, когда его зевок достиг пика интенсивности. Эдгар Дега запечатлел похожую сцену, действие которой происходит в прачечной: на картине «Гладильщицы» (около 1884–1886) изображены две изнуренные тяжелым трудом женщины — одна из них на мгновение остановилась, не в силах побороть зевок. […]
Ночной кошмар. Иоганн Генрих Фюссли. 1781 год
Слева: Фавн Барберини (копия). Автор неизвестен. Конец III — начало II века до н. э.
Справа: Спящий стражник при гробе. Бернхард Штригель. 1520 год
Совсем другое, крайне беспокойное, состояние передает знаменитая картина Иоганна Генриха Фюссли «Ночной кошмар» (1781). Зритель не знает, что происходит в голове измученной девушки: художник пользуется возможностью эффектно обыграть мотив глубокого забытья, чтобы изобразить зловещего демона, который расселся прямо на откинувшемся теле красавицы, в то время как слепая черная лошадь — еще одно порождение кошмара? — угрожающе пялится на происходящее, выпучив свои невидящие глаза. Поза сна модели соответствует драматизму ситуации: ее голова и руки бессильно свисают с кровати. […]
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Художник, что рисует сон
«Кто видит много сладких снов, тот будет счастлив и здоров» (When sleep is sound, health and happiness around).
Кое-кто из редакции Бигпикчи может себе позволить иногда и вздремнуть в течение рабочего дня, но не сегодня, нет! Сегодня мы собрали для вас произведения известных художников на тему сна. Герои этих полотен любят повеселиться, особенно поспать.
«Спящий пастушок». Алексей Венецианов, 1823–1826. «Спящая красавица». Джон Кольер, 1929. «Полдень: отдых после работы (по мотивам Милле)». Винсент Ван Гог, 1889–1890. «Спящие дети». Василий Перов, 1870. «Ночной кошмар». Генри Фюссли, 1810. «Отшельник и спящая Анжелика». Питер Пауль Рубенс, 1626–1628. «Сон молодой девушки перед рассветом». Карл Брюллов, 1830–1833. «Спящая девушка». Доменико Фетти, 1620. «Спящая Венера». Джорджоне, 1510. «Спящая царевна». Виктор Васнецов, 1926.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
«Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Дали, или что происходит на картине. Разбираем детали
Неблагодарное дело пытаться объяснить картины Дали, но почему бы просто не посмотреть некоторые детали. Заодно немного коснемся теорий Фрейда, погнали))
Сальвадор Дали – «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944
Центр картины и всего сумбура – девушка (зовут Гала, верная спутница жизни Дали). Она связывает реальность снизу (гранат и пчелка) и сон сверху. Дали тут изобразил теорию Фрейда об осмысленном сновидении: пчела как звуковой раздражитель подает сигнал в мозг о возможной угрозе, и во сне пчелка и ее жалко превращается в когтистых и клыкастых тигров (именно они из-за похожей расцветки).
Меня часто любят тут обвинять в придумывании смыслов за художников, поэтому иногда буду передавать слово самому Дали: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу».
Теперь рассмотрим эту матрешку слева. Гранат тут и первопричина (все начиналось с него), да к тому же и как символ он обычно обозначает плодородие. Ремарка художника: «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната».
Вот насчет рыбы тут сложно сказать. Скорее всего, Дали просто хотел добавить немного абсурда, мы же все таки во сне. Дали обижается: «Без комментариев».
Ружье со штыком тоже является отображением жала пчелы, а еще мужских гениталий. Это все Фрейд, нечего так смотреть)))
В правой стороне бредет «слон Бернини» (стоит на площади в Риме и объединяет барокко и Египет), один из любимейших образов Дали. На этой картине он впервые появляется в творчестве художника, и встретится зрителям еще не раз.
Вот сейчас будет спорно. Обелиск, который несет слон, это мужское начало (фаллос, все дела, снова можем идти к Фрейду). А луна является символом женского начала и мира сновидений.
Причудливый художник отлично показал теорию Фрейда во всей красе и поделился с нами яркой иллюстрацией. А вы помните свои сны?