История создания сон лермонтов кратко
Краткий анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»
Проблематика
В стихотворении поднимается несколько важных для каждого человека проблем.
Темы, настроение и проблемы
Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в комментариях.
Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней.
Система образов
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сон» два главных образа:
Главным персонажам противопоставляются второстепенные герои. «Юные девы», собравшиеся на «вечерний пир», красивы, веселы и беспечны.
Образный ряд продолжается образом природы. Полдневный жар, горячий песок, желтые вершины гор, палящие лучи солнца — детали пейзажа дополняют общую картину трагических событий.
Центральные персонажи
Центральными персонажами являются рассказчик и девушка.
Сюжет
Сюжетная линия стихотворения развивается последовательно.
Истекающий кровью человек лежит «на песке долины», истекая кровью. На его груди зияет глубокая рана. Умирающему снится странный сон.
Далее следует содержание сна. Герой видит родную сторону, праздник, огни, веселящихся людей, вспоминающих о нем в разговоре. И только одна девушка грустна и печальна. Ее душа, погруженная в «грустный сон», тоскует о любимом.
Последняя часть стихотворения передает содержание жуткого сна красавицы. Сюжет стихотворения «Сон» статичен. События не развиваются: все происходит в одно и то же время.
Основная идея
Композиция
Произведение состоит из пяти четверостиший, и делится на три смысловые части:
Подобную композицию можно назвать зеркальной. Герой видит во сне девушку, во сне которой отражается реальная картина происходящих с ним событий.
Художественное своеобразие произведения
Жуткая картина смерти в стихотворении М Ю. Лермонтова не воспринимается как трагедия. Мы чувствуем, что герой переходит в некое состояние вечного покоя.
В тексте нет ни восклицательных предложений, ни риторических вопросов. Герой умирает в одиночестве, а читатель слышит скупые короткие фразы: «лежал один я», «и солнце…жгло меня», «спал я мертвым сном». Ни боли, ни негодования, ни отчаяния.
Далее изображается веселый пир, и опять поражает отсутствие эмоциональности: «Шел разговор веселый обо мне».
Влюбленная девушка, увидевшая во сне труп возлюбленного, не рыдает и не бьется в истерике. Ее сон поэт называет просто «грустным».
Плавность повествования и тщательно отобранная лексика создают у читателя ощущение сна, после которого наступит пробуждение.
История создания
Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций и переживаний Михаила Юрьевича.
Средства художественной выразительности
Достаточно сложный смысл произведения выражается автором минимальным количеством средств художественной выразительности. Однако каждый троп наполнен глубоким содержанием.
Поэт использует тропы:
«Сон» (Лермонтов): анализ стихотворения
В стихотворении «Сон» Лермонтова, написанном в последний период творчества (май — июль 1841 г.), любовь предстает «грустным сном», в который душа погружена «Бог знает чем» (строфа 4). Он видится и лирическому герою, и его возлюбленной, одной из «юных жен, увенчанных цветами» (строфа 3), оставшейся в родимой стороне и разлученной с предметом своих дум («Сидела там задумчиво одна…» — строфа 4), находящимся в Дагестане, то есть на Кавказской войне.
Понимание глубины страданий доступно лишь чувствующему личную связь с другим человеком. В первом из пяти четверостиший (пятистопный ямб, перекрестная рифмовка) возникает картина, где центром является лирический герой (я, моя). Во второй строфе на полотне появляются новые детали, благодаря которым оно воспринимается как обрисовка действительно происходившего.
Попытки связать лирическое излияние «Сна» с прототипической основой были в истории литературоведения, но можно обратить внимание и на другое: характеристики центрального образа предстают вариацией повторяющегося во многих стихотворениях Лермонтова мотива. Лирический герой одинок, обречен на гибель, ранен в столкновении с реальностью, обжигающей его своим палящим прикосновением. В стихотворении «Сон» Лермонтова, анализ которого нас интересует, он сравнивается с истекающим кровью воином, умирающим на песке у скал, страдающим от обжигающих лучей южного солнца. Ощутимость этой картины помогает почувствовать состояние человека, сознающего, что его душа в реальности «спит мертвым сном»:
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
Смысловое противопоставление усилено благодаря использованию фонических средств. В первой — второй строфах настойчиво звучит повтор, имитирующий тревожный звон колокола (ономатопея с использованием звуков «д», «н», «л»):
В третьей строфе колокол смолкает (о его звоне напоминает только ощущение «роди
мой стороны», она, словно далекая мать, чувствует бедствия сына). А вот в четвертой снова появляется, так как мысль лирического героя обращается к той единственной из юных жен, кто помнит о нем, у кого сопереживание вызывает «грустный сон»:
Но в разговор веселый не вступая,
И в грустный сон ду
Бог знает чем была погружена…
Перекличка, возникающая между переживаниями людей, разделенных пространством (Дагестан — родимая сторона), судьбой (смерть — веселый разговор на пиру), свидетельствует о существовании родства душ:
Знакомый труп лежал в долине
Общение между душами находится на грани земного и ирреального, оно неощутимо, как дым (в первом и заключительном четверостишиях сходство между двумя снами проявляется в том, что героям видится, как «дымится» рана). Но именно такое иллюзорное бытие предстает истиной, которую лирический герой готов подтвердить своей гибелью. Сон выступает как омоним, разные значения коего выражают в сконцентрированном виде особенности мироощущения. Открытые для духовной связи могут совершить чудо, как это происходит в стихотворении, где в «мертвом сне» (строфа 2) «снится» (строфа 3) «сон души ее», грустный в отличие от веселой бездумности всех (строфа 4), совпадающий с видением лирического героя (строфа 1). Все четыре значения названия совмещаются, и внутри их слитности видна антитеза, выражающая романтическое противостояние внутреннего и внешнего, личности и общества, идеала и действительности.
Фонические средства выразительности в стихотворении «Сон» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, важны не только для проявления мотива вины общества, не прислушивающегося к гремящим на весь мир, как колокол, страданиям личности, но и в связи с тем, что в состоянии лирического героя есть скрытая доминанта. Помимо тревожного «д» текст пронизан аллитерационным звуком «л». Интенсивность его повторения выглядит как внесмысловой показатель связи между душами: наиболее часто «л встречается в строфах, где речь идет о снах героев друг о друге. Если в третьем и четвертом четверостишиях, передающих впечатления от вечернего пира, «л» звучит три и четыре раза, то в первом, втором, пятом — около десяти раз (1—8, 2—10, 5—9).
Певучий сонорный вносит умиротворенность даже в страшную картину смерти. Кроме того, он напоминает о ключевом в характеристике чувств лирического героя слове («люблю»). О нем можно догадаться в связи с вниманием к «одной», проявляющемся в том, как значим для того, кто думает о ней в разлуке, каждый нюанс ее состояния: задумчивость, грусть, как важно, что оно вступает в противоречие с общим «разговором веселым» (в третьей — четвертой строфах образ дважды повторяется, свидетельствуя о подавляющем впечатлении от пребывания на пиру жизни), что ее мысли о лирическом герое печальны и таинственны (она не вступает в «разговор веселый» о нем — строфа 3). Любовь предстает, благодаря этому, центральным переживанием в стихотворении, эмоциональная окраска которого включает целый спектр (от лат. «видимое», совокупность значений величины, характеристика процесса в целом) ощущений — от мрачных предчувствий до отклика на веселую болтовню.
В многообразии волнующих лирического героя впечатлений выделяется одно, о чем свидетельствует повтор картин смерти в горном ущелье. Как антитеза гибели, любовь становится высшим выражением идеи жизни, желанной, но недоступной. Соединение любящих возможно только в мечтах, и такое существование напоминает «грустный сон», в который погружены на земле жаждущие идеального бытия души. На этом завершим анализ стихотворения «Сон» Лермонтова.
Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005
Анализ стихотворения «сон» (м. ю. лермонтов)
Стихотворение Лермонтова «Сон», анализ которого представлен кратко и по плану, — пророческое произведение, связанное со смертью автора. Подробный разбор творения поэта расскажет, что он предчувствовал свою скорую гибель, а также покажет, как специфический жанр разместился в литературном наследии Михаила Юрьевича. Краткий анализ подойдет для объяснения творчества поэта в 7 классе.
История написания
Друг поэта Владимир Одоевский, чтобы подбодрить товарища, который отправлялся в очередное изгнание на Кавказ, преподнес ему тетрадку. Он попросил его во время ссылки заполнить ее стихами. Дабы выполнить наказ, Лермонтов, находясь в ссылке, много писал. В блокноте собраны все произведения автора, написанные им перед гибелью. В творческое наследие того периода входит и стихотворение «Сон», датированное 1841 годом.
Читатель лишь может скорбеть об утрате и посочувствовать юной даме, которая не только не дождется возлюбленного, но даже не будет знать, где почтить его память.
Юноша, в свою очередь, навеки останется узником своей внутренней пустыни, не открыв двери своей души для любви.
Главная идея
Лермонтову удалось воспроизвести в стихотворении волшебную связь между двумя влюбленными, которая сформировалась на подсознательном уровне.
Светлые чувства всегда найдут способ возвыситься над реальностью, даже если это произойдет во сне.
Влюбленный юноша при жизни не смог воссоединиться с близким человеком. Умирает он в одиночестве, не понятым, но душевная близость с девушкой, думающей о нем даже во время пира, не вмещается в рамках реальности.
Размер, жанр, направление
Стихотворение «Сон» наполнено мистическим смыслом, в нем описана нереальная картина, но так, словно все это произошло в действительности, будто Михаил Юрьевич на самом деле стал свидетелем своей гибели, которая произойдет в скором времени. В то же время сон, о котором рассказывает автор, обретает совершенно таинственное значение. В первой части — это переход героя в другую реальность, во второй — предощущение, предвидение, состояние прострации.
Стих «Сон» создан Лермонтовым с использованием перекрестной рифмы, пятистопным ямбом. Михаил Юрьевич часто писал об одиночестве, отрешенности, тоске и городской скуке. Поэт неоднократно себя ассоциировал с лирическим героем. Как и в произведении «Сон», автор пишет о себе, ведь на душе у него необъяснимое беспокойство и смятение.
Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс
Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее, в произведениях М.Ю. Лермонтова, мистицизм не наблюдался.
Стихотворение «Сон», наполнено трагизмом, лирикой и мистикой. В нем, как и во многих творениях М.Ю. Лермонтова, раскрывается тема отчужденного героя и его внутреннего мира, который покидает мир живых, в одиночестве. Не понятно, почему он один? Если это солдат, то где его сослуживцы? Напрашивается мысль о мести, или дуэли. К сожалению, этот вопрос остался без ответа.
Стихотворение «Сон» нельзя назвать обычным, или заурядным произведением. Несмотря на то, что сцена смерти описывается всего в нескольких предложениях, и автор не использует возвышенных слов, читателю передаётся детальное представление о происходящем.
Из первых строк, становится понятно, что умирающий находился в долине, среди гор, не по своему желанию. На это размышление, читателя наталкивает враждебный пейзаж: жгуче солнце, нагромождение скал, горячий песок. Все это вызывает муку у главного героя.
В произведение описан медленный переход от жизни к смерти. Тема сна, наиболее сильно раскрывает его. Человек ещё жив, но медленно душа покидает его тело.
Можно почувствовать, как горечь и тоска, медленно и необратимо поглощает ещё живое сознание человека.
Возникает ощущение, что главный герой не видит сон, а это его душа устремилась в родные края, что бы в последний раз увидеть родных и близких людей.
Вторая часть стихотворения начинается достаточно позитивно. В ней описан пир, на котором присутствуют девушки. Они веселы и ведут разговоры о главном герое. Но есть одна которая не весела. Её душа погружена в сон, практически полностью повторяющий первую часть стихотворения. Только видит она не умирающего, а труп.
В произведении отражена связь двух людей, мысли их переплетаются. Возможно эта девушка возлюбленная главного героя, или сестра, которая знает где он находится, и предвидит беду.
Именно поэтому не участвует в веселых разговорах с другими девушками. Одиночество умирающего отходит, в этот миг он не один. Она рядом, хотя и далеко.
Из стихотворения ясно, что эта девушка очень дорога умирающему, так как в последние минуты своей жизни, он тянется именно к ней.
Повтор одной и той же картины, в начале и в завершении – придаёт произведению законченность. Читателю ясно – благополучный исход не возможен, все определено. Никто не придёт и не спасёт главного героя. Девушка и юноша никогда больше не встретятся.
Анализ стихотворения Сон Лермонтова
Многие стихотворения Михаила Лермонтова окутаны ореолом трагичности и писимизма. Почти все стихотворения были построены, но основе этих чувств, где они являлись основной темой и мыслю произведения.
В этом стихе идет повествование, о лирическом герое который видит себя в качестве убитого трупа. Но помимо этого есть видимая параллель между ним и некой невесты, который видится сон, где герой лежит убитый в долине Дагестана.
В этом непростом произведение Лермонтова, ощущается особая грусть, основанная на предчувствие скорой гибели и особенно ее детализации. Автор очень подробно описывает происходящее и не скрывает прямого отношения к самому себе.
И это создает такой особый эффект, от которого мы проникаемся сожалением о погибшем персонаже. Помимо всего в первой части стихотворения, присутствуют множество элементов сопутствующие развитию чувства одиночества.
Это особо прослеживается в природной обстановке, как например жаркая погода, и пустынный песок, и посреди пустыни лежит одинокий труп. Вокруг него нет, переживающих утрату, друзей или родственников, да и само место далеко от родного дома. Все говорит о некой сиротливости и одиночестве лирического героя.
Вторая часть стихотворения ведает нам о том, как спящий мертвым сном герой видит в родном краю, пиршество на котором одна из многих видит неравнодушного ей человека, убитого в долине.
Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей жизни писателя. Стих мне очень понравился.
Вариант №3
Стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтов написал в 1841 году незадолго до своей смерти. Поэт предчувствовал свою трагическую гибель и отождествлял себя с лирическим героем произведения. Этот факт неудивителен, ведь поэт и до этого писал стихотворения, которые можно счесть пророческими.
Героем стихотворения является человек, лежащий в долине Дагестана с простреленной грудью. По тому, как героя угнетает пейзаж, становится ясно, что в этом месте он оказался не по своей воле. Здесь прослеживается параллель с судьбой автора: на момент написания произведения М. Ю. Лермонтов пребывал в ссылке на Кавказе.
Герой умирает, и в последние минуты жизни ему видится сон о родных землях. Лирическому герою снится пышный вечерний пир, где о нем непринужденно говорят молодые девушки. Эта част произведения резко контрастирует с образами, описанными в начале.
Повторение одного и того же образа в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию произведения, укрепляя в читателях осознание безнадежности и трагичности описанной ситуации.
Стихотворение «Сон», как и большинство произведений автора, пронизано чувством одиночества. Герой умирает один, возле него ни души, неизвестно, почему его оставили в предсмертные минуты. А его любимая осталась вдовой, не успев стать женой.
Однако в образе невинной девушки, потерявшей любимого, можно увидеть несбыточную мечту самого автора. М. Ю. Лермонтов всю жизнь остро страдал от одиночества и непонимания окружающих, поэтому можно предположить, что поэт хотел искренней и чистой любви. В отличие от героя стихотворения, которого в родных краях ждала невеста, поэт был никому не нужен.
10 класс кратко, по плану, Тема идея
Полный анализ стихотворения «Сон» (М.Ю. Лермонтов)
Делая полный анализ стихотворения «Сон», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, команда Литеровед.ру расскажет историю создания, поможет разобраться со средствами выразительности, которые использовал автор, а так же раскроет основный смысл, переданный поэтом.
История создания
Не зря стихотворения Лермонтова были названы пророческими. Это отмечали и люди того времени, и наши современники. Ряд стихотворений Михаила Юрьевича предсказывает не только его личную судьбу, но и судьбу государства. Его труды пронизаны глубиной и смыслом. В каждой строчке мы можем заметить переживания и эмоциональное настроение самого автора.
Текст стихотворения Михаил Юрьевич записал в свой блокнот – подарок перед ссылкой, который сделал ему его близкий друг.
Делая подарок, товарищ высказал пожелание, чтобы обратно Лермонтов привез его весь заполненный стихотворениями. К сожалению, назад автор привезти его не смог, поскольку был убит в июле.
Как и несколько других работ, стихотворение «Сон» было опубликовано уже после смерти автора.
Жанр, размер
Если говорить о жанре данного произведения – то, безусловно, это лирика. Направление – романтизм. В стихотворении «Сон» Лермонтов использует ямб, где каждая стопа состоит из двух гласных.
Смысл названия
Назвал стихотворение «Сон» Михаил Юрьевич так не зря. В названии можно увидеть сюжет данного произведения. Сон проглядывается в образах и самого героя, а так же в образе его любимой.
Здесь у понятия «сон» используется оба смысла. Первый – в прямом смысле этого слова, когда речь заходит за видение возлюбленной. Второй же смысл, который вложил в него автор, это вечный сон героя.
Девушка пусть и мысленно смогла попасть туда, где её возлюбленный заснул навсегда.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две части.
Здесь мы видим, что герой погиб недавно, поскольку его рана еще дымиться. К концу же сток он засыпает навечно.
Вторая часть включает в себя три строфы, в которой автор описывает свою родину и образ любимой.
Там, на его далекой родине, ещё не знают, что его уже нет в живых. Это и является центральной частью композиции. Далее автор нас знакомит с возлюбленной героя, которая начинает чувствовать приближающееся горе. Далее во сне она видит то, что случилось с её любимым, переносится туда. Именно это и показывает ту связь, которую смогли обрести влюбленные в загробном мире.
Главной композиционной особенностью считается то, что конец стихотворения переносит нас обратно в начало произведения, тем самым замыкая его.
Образы и символы
В описании пейзажа автор использует Дагестан. Показывая скалы, Михаил Юрьевич подчеркивает свою отчужденность и отгороженность от внешнего мира. Он показывает то, что в момент смерти человек находится один, вдалеке от всех людей и общества.
В пророческом образе героя мы видим самого автора, который при помощи сна пытается поведать нам о своем душевном состоянии и переживаниях.
Так же поэт использует антитезу, когда речь заходит о солнце – символе жизни, которое освещает мертвое тело. Этим он показывает, что со смертью героя ничего не изменилось кардинально. Солнце продолжает светить.
В образе лирического героя мы можем увидеть сильного и смелого мужчину, который был очень одинок. Лишь умерев, он попадает в идеальный мир, где всем правит любовь.
Темы и проблемы произведения
Одна из тем произведения – это, конечно же, одиночество лирического героя. То, что он находится в далеком и скалистом Дагестане, только лучше подчеркивает то, что находиться там он не имеет ни малейшего желания. Он одинок и печален, и именно эта самая отчужденность накладывает на героя отпечаток грусти.
Второй темой смело можно назвать тему смерти. Именно она и является основной проблемой произведения, в котором вплотную переплетается с любовью. Это как вечное соседство добра и зла, которые не смогут существовать по одиночке. Это и выступает основной мыслью стихотворения «Сон».
Так же автор через описание пейзажа и природы передает все настроение произведения. Описание одиноких скал показывает настроение лирического героя, подчеркивая его одиночество.
Солнце, которое продолжает светить высоко в небе, выступает противовесом самой смерти. Все стихотворение пронизано трагичностью и одиночеством. Автор доносит то, что человек в самые ответвлённые моменты своей жизни находится всегда один.
Приходит в этот мир и уходит из него он в полном одиночестве. Даже любовь приходит только во сне.
Средства выразительности
Михаил Юрьевич Лермонтов использует большое количество различных средств выразительности, тем самым делая текст ярким и контрастным.
В стихотворении «Сон» он использует большое количество эпитетов и метафор, благодаря которым он сумел передать все настроение автора. Так же поэт использует антитезу, чтобы провести резкий контраст между живым и мертвым.
Основная идея произведения
Но любящее сердце не обманешь, поэтому героиня, находясь на большом расстоянии от него, почувствовала, что с её любимым произошла беда.
В своем предчувствии она убеждается во время сна, где видит все то, что произошло с лирическим героем в далеком Дагестане.
Мысль, которую заложил автор в произведении, дает нам возможность подумать о смерти и её неминуемом приходе. Ведь рано или поздно с ней суждено встретится абсолютно каждому человеку. Это позволяет попытаться найти смысл своей жизни.
Пересмотреть свои взгляды и поступки, чтобы не оказаться в последний день жизни таким же одиноким, как и лирический герой произведения.
И пока ещё есть время, есть возможность постараться изменить свою жизнь в лучшую сторону и стать счастливым.
Краткий анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»
1. История создания
Стихотворение «Сон» было создано поэтом незадолго до гибели, в 1841 году.
Уезжая во вторую ссылку на Кавказ, М.Ю. Лермонтов предчувствует свою гибель. Тем не менее, он вдохновенно пишет стихи, наполняя ими альбом, подаренный В. Одоевским перед отъездом. Среди последних произведений оказалось стихотворение «Сон».
Произведение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году, спустя два года после смерти автора.
2. Литературное направление
Стихотворение «Сон» относится к романтическому направлению. Об этом говорит мистическое содержание произведения, вопросы жизни и смерти, любви и одиночества.
3. Род
Произведение М. Ю. Лермонтова «Сон» — синтез любовной и философской лирики. В нем поднимаются вечные вопросы человеческого бытия.
4. Жанр
Жанр: мистическое стихотворение.
Сон, предчувствия и реальность соединяются в нем воедино, создавая фантастическую картину происходящего.
5. Проблематика
В стихотворении поднимается несколько важных для каждого человека проблем.
6. Тема
Стихотворение посвящено теме одиночества и смерти. Поэт, чувствуя себя одиноким при жизни, рисует грустную картину своей гибели.
Он с поразительной точностью описывает детали приближающихся трагических событий: южное палящее солнце, вершины гор и свинцовая пуля в груди поэта.
7. Идея
8. Пафос
Стихотворение проникнуто пафосом грусти и печали. Судьба героя вызывает жалость и сочувствие.
9. Система образов
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сон» два главных образа:
Главным персонажам противопоставляются второстепенные герои. «Юные девы», собравшиеся на «вечерний пир», красивы, веселы и беспечны.
Образный ряд продолжается образом природы. Полдневный жар, горячий песок, желтые вершины гор, палящие лучи солнца — детали пейзажа дополняют общую картину трагических событий.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами являются рассказчик и девушка.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения, неведомый рассказчик, судьба которого будто предвосхищает судьбу самого автора. М.Ю. Лермонтов проявил мистическое предвидение, рассказывая об обстоятельствах своей гибели устами лирического героя.
Совсем скоро несчастный поэт, так же как и его лирический герой, будет лежать «с свинцом в груди» далеко от Родины. А в далеком северном городе будет страдать в разлуке Варвара Лопухина, любимая девушка М. Ю. Лермонтова.
12. Сюжет
Сюжетная линия стихотворения развивается последовательно.
Истекающий кровью человек лежит «на песке долины», истекая кровью. На его груди зияет глубокая рана. Умирающему снится странный сон.
Далее следует содержание сна. Герой видит родную сторону, праздник, огни, веселящихся людей, вспоминающих о нем в разговоре. И только одна девушка грустна и печальна. Ее душа, погруженная в «грустный сон», тоскует о любимом.
Последняя часть стихотворения передает содержание жуткого сна красавицы.
Сюжет стихотворения «Сон» статичен. События не развиваются: все происходит в одно и то же время.
13. Композиция
Произведение состоит из пяти четверостиший, и делится на три смысловые части:
Подобную композицию можно назвать зеркальной. Герой видит во сне девушку, во сне которой отражается реальная картина происходящих с ним событий.
14. Художественное своеобразие произведения
Жуткая картина смерти в стихотворении М Ю. Лермонтова не воспринимается как трагедия. Мы чувствуем, что герой переходит в некое состояние вечного покоя.
В тексте нет ни восклицательных предложений, ни риторических вопросов. Герой умирает в одиночестве, а читатель слышит скупые короткие фразы: «лежал один я», «и солнце…жгло меня», «спал я мертвым сном». Ни боли, ни негодования, ни отчаяния.
Далее изображается веселый пир, и опять поражает отсутствие эмоциональности: «Шел разговор веселый обо мне».
Влюбленная девушка, увидевшая во сне труп возлюбленного, не рыдает и не бьется в истерике. Ее сон поэт называет просто «грустным».
Плавность повествования и тщательно отобранная лексика создают у читателя ощущение сна, после которого наступит пробуждение.
15. Размер, рифма, строфика
Глубокое по содержанию произведение написано поэтом самым обычным ямбом. Перекрестная рифмовка и чередующаяся женская и мужская рифмы делают речь размеренной и плавной.
16. Средства художественной выразительности
Достаточно сложный смысл произведения выражается автором минимальным количеством средств художественной выразительности. Однако каждый троп наполнен глубоким содержанием.
Поэт использует тропы:
17. Значение произведения
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» помогает понять личность великого поэта. В образе лирического героя перед нами предстает его одинокая ранимая душа.
18. Актуальность
Любое талантливое произведение существует вне времени, оно вечно. Так и стихотворение «Сон» сохраняет актуальность и в наше время. Ведь в нем говорится о бессмертии души, о любви, способной чувствовать любимого, несмотря на расстояние.
19. Мое отношение
20. Чему учит
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» содержит глубокий философский смысл. Оно учит нас не бояться смерти, не жалеть о бренном теле, а думать о бессмертии души.
Михаил Лермонтов
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
Стихотворение «Сон» (1841 г.) является одним из последних произведений Лермонтова. Многие считают его удивительным пророчеством о собственной участи. Поэт не скрывал, что сознательно искал смерти. Этим мотивом проникнуто все его позднее творчество. Образ смерти, подобной сну, могут быть навеян Лермонтову одной из песен гребенских казаков, которыми он интересовался на Кавказе.
Чувство постоянной опасности очень скоро притупилось. Первые впечатления быстро утратили всю свою свежесть и остроту. Лермонтов вновь ощущал неудовлетворение. Оно обострялось размышлениями о смысле войны. Большинство офицеров никогда не задумывались об этом, они стремились лишь к славе и победам.
Одинокий романтик с возвышенными идеями и здесь оказался чужаком.
Свою гибель автор сравнивает с мертвым сном. Он уже распрощался с реальным миром, в котором так и не нашел понимания. Но душа поэта волшебным образом смогла вернуться на родину. Лермонтов мечтает, что еще остались люди, которые вспоминают его и ведут о нем «веселый разговор».
В таком же таинственном сне ей представится реальный облик «знакомого трупа».
Лермонтов не указывает конкретно, чья же пуля оборвет ему жизнь. Не описывает он и сражения с врагами. Поэтому стихотворение «Сон» действительно можно расценивать как детальное предсказание собственной смерти.
Даже глядя смерти в глаза, Лермонтов шел против всех правил и умер в гордом одиночестве.
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Сон на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
В чем особенности композиции стихотворения сон лермонтов
Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения М.Ю. Лермонтова «Сон» по плану. Здесь он отразит идейно-тематические особенности стихотворения, его место в творчестве поэта, а также приведет примеры средств художественной выразительности и обозначит главные черты уникального стиля автора.
История создания
Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций и переживаний Михаила Юрьевича.
К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле.
Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Жанр, направление, размер
Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление произведения «Сон» – романтизм.
Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:
Смысл названия
Название стихотворения «Сон» напрямую связано с лирическим сюжетом произведения. Сон фигурирует как в образе героя, так и его возлюбленной. Название является одним из основных элементов романтического начала стихотворения.
Именно в этом мире суждено в последний раз встретиться нашим героям. Сон соединяет их души и сливается воедино: она мысленно оказывается там, где он заснул мертвым сном.
Композиция
Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части.
Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.
Образы и символы
Образ сна героя – явный знак пророчества, которому суждено сбыться. Такой прием писатели и поэты часто используют в своих работах. При помощи снов протагонистов они раскрывают душевное состояние героя, его желание и мысли и зачастую их судьбу.
Кроме того, в этой мрачной картине находятся и другие образы–символы, которые задают настроение и тему стихотворения.
Солнце является символом всего живого. Но, играя на антитезе, оно продолжает щедро ослеплять своими лучами мертвое тело. Тем самым показывая, что от его смерти мир не пошатнулся, ничего не поменялось. Солнце, как светило, так и продолжает.
Образ лирического героя окрашен всеми потернами романтизма: это одинокий, отважный и отвергнутый всем миром человек, который, наконец, покинул грешную землю и ушел в идеальный мир, где есть место только любви.
Темы, настроение и проблемы
Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в х.
Над ними возвышается солнце, выжигающее все живое. Мертвый и сухой пейзаж передает характер лирического «я» Лермонтова. Чувство обреченности и безысходности из всего букета эмоций умирает последним вместе с дымящимся телом.
Этим и ознаменовывается трагический пафос стихотворения.
Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней.
Основная идея
Средства выразительности
Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами.
Сон красить ногти лаком на руках
Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.
М.Ю.Лермонтов «Сон». В мыслях о родной душе
В мыслях о родной душе М.Ю.Лермонтов «Сон»
За несколько месяцев до смерти, в 1841 году, на Кавказе М.Ю.Лермонтов написал пророческое стихотворение «Сон».
Зимой 1841 года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. Историческая справка Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова
Почему стихотворение называется «Сон»? Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). 1837. Картина М. Ю. Лермонтова. Картон, масло.
В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи.
Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон». М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с Эльбрусом.
Кто видит сон в этом стихотворении? М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838
В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. Масло. 1840–1841
Сон видит лирический герой, лежащий под палящим солнцем «в долине Дагестана»: ему снится «вечерний пир в родимой стороне», «юные жены, увенчанные цветами», весело говорящие о нём, и та единственная, которая задумчиво грустит. М.Ю. Лермонтов. Пейзаж с двумя березами. Акварель 1828–1832
Сон видит героиня: ей снится погибающий лирический герой. М.Ю. Лермонтов. Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш. 1837
Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова.
И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа).
Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.
Как вы думаете, почему лирический герой и героиня в эту минуту видят друг друга во сне? Что такое внутреннее зрение, предчувствие? М.Ю. Лермонтов. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Масло. 1835
Где-то есть родная душа, кто-то не просто думает о тебе, но в час твоей кончины пророчески видит её внутренним оком, однако, существование такого человека не только не приносит счастья – «я» убит, – но лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Я» теряю вместе с жизнью её, она теряет его, и оба в грёзах видят друг друга: мёртвый – живую, живая – мёртвого.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцева Ольга Николаевна Спасибо!