Интерпретация сновидений по юнгу

Лекция 8

Анализ сновидений Сейчас мы достаточно хорошо посвящены в теорию Юнга и самое время перейти к практическим аспектам учения. Практика без теории слепа, а теория без практики мертва – принцип взаимодополняющих противоположностей работает и здесь. Всякий раз, при каждой удобной возможности Юнг подчёркивал, что архетипы – это не удобная интеллектуальная конструкция, а живая сила бессознательного, соприкосновение с которой ведёт к радикальному изменению личности.

Анализ сновидений

Сейчас мы достаточно хорошо посвящены в теорию Юнга и самое время перейти к практическим аспектам учения. Практика без теории слепа, а теория без практики мертва – принцип взаимодополняющих противоположностей работает и здесь. Всякий раз, при каждой удобной возможности Юнг подчёркивал, что архетипы – это не удобная интеллектуальная конструкция, а живая сила бессознательного, соприкосновение с которой ведёт к радикальному изменению личности.

Итак, коснемся практических аспектов учения Юнга. Прежде всего, это анализ сновидений. Для юнгианца мир сновидений столь же ценен, как и мир внешний (но не больше, как у невротичных романтиков). В некоторых психологических группах считается дурным тоном говорить: «Это произошло на самом деле или только приснилось?», правильно этот вопрос должен звучать так: «Это произошло с тобой в мире сновидений или в физической реальности тоже?». Юнг придавал колоссальное значение сновидениям, начиная с самых первых, из раннего детства. Многим ключевым решениям своей жизни, впоследствии оказавшимся полностью верными, он был обязан именно наитию из сновидческого бессознательного.

Впервые к миру сновидений обратился Зигмунд Фрейд, назвав их «королевской дорогой в бессознательное». При некоторой узости подхода Фрейда мы не можем не отдать ему должное, как величайшему первооткрывателю. Поскольку мы уже знаем, что бессознательное – не свалка подавленных желаний, а полноценная активная творческая сила, становится понятно и ироничное перефразирование Фрейда учеником Юнга Джеймсом Хиллманом – «сновидение – королевская дорога к бессознательному с двухсторонним движением».

Согласно гипотезе Фрейда, сны всегда содержат скрытые сексуальные символы. По Юнгу наоборот, даже самые сексуальные сцены сновидения могут символизировать нечто другое. Фрейд обвинял Юнга в пуританстве, но при должном знакомстве с учением Юнга эти обвинения выглядят смешными: человека, который полагал, что в образ бога должно быть привнесено четвёртое, женское, сексуальное начало, а христианское неприятие плоти есть невроз, вряд ли можно обвинить в пуританстве. Дело в другом. Для Юнга, очень рано столкнувшегося с активностью коллективного бессознательного, сведение всего к одному началу, будь даже оно столь важно, как сексуальная функция – нереалистично и ограничено.

Очень долгое время Юнг работал над единой теорией сновидений. Его метод отличается великолепной разработанностью и многослойностью. В отличие от Фрейда и других исследователей того времени, Юнг, зная о необозримой силе бессознательного, утверждал, что сновидения имеют не только редуктивную функцию (как отражение актуальной ситуации), но и конструктивно-синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своей имеет целью индивидуацию, и только неправильное понимание смысла сновидения может заставить личность регрессировать. В каждом сновидении есть некоторый посыл, который служит расширению сознания и его выходу на принципиально новый уровень.

Это достаточно легко понять, если речь идёт о нейтральном или приятном сновидении, но как быть с кошмарами? Кошмар имеет свою позитивную функцию: он выносит на уровень частичного осознания некий кризисный процесс, доселе находящейся в тьме неведения, и даёт сновидцу возможность осознанно работать с конфликтом, доселе полностью закрытым.

Рассмотрим этот тезис на примере. Мне в 13 лет снился следующий кошмар, который имел столь сильное действие на всю мою жизнь:

Чтобы понять значение и смысл данного сновидения, необходимо разобраться, из чего же состояла жизнь сновидца до того, как ему это приснилось.

На тот момент я переживал достаточно сильную психологическую регрессию в детство, активно поощряемую матерью. Происходило некое возвращение к симбиотическому единству раннего детства. К тому времени, когда приснился сон, я всё больше терял себя, наполняясь приятными фантазиями, уводящими от мира.

Вялое и безжизненное состояние компенсирует кошмар, который стал подлинным пробуждением. В сновидении я увидел свою актуальную ситуацию и истинную природу фантазий, которые не поверку оказались далеко не так приятны.

Данный сон имеет большое количество архетипических параллелей, которых мы пока касаться не будем. Здесь важно оценить две функции сновидения – редуктивную (то есть символически отражающую актуальную ситуацию) и проспективную (то есть оказывающую влияние на будущее). Отражающей функцией, несомненно, будет сам фон кошмара и потеря себя, что доселе сновидцем упрямо не замечалось, конструктивная же функция выражена в голосе Анимы, которая даже не была проявлена и в данном случае была голосом индивидуации.

Важно вести дневник сновидений, дабы иметь возможность анализировать свои сновидения по прошествии некоторого времени. То, что кажется непонятным или просто было упущено при первом анализе, через некоторое время может стать очевидным.

Каждое сновидение имеет несколько смыслов. Бывает так, что сновидение в символической форме отражает события будущего (отсюда извечный интерес к сновидению как к внутреннему оракулу). Тем не менее, универсального ключа к ним нет, и анализировать сны, ставя акцент на их провидческую способность, ошибочно – можно запросто получить хороший невроз.

По мнению «классических» психоаналитиков, сновидения шифруют, маскируют «истинные», но «запрещённые» желания. Юнг чётко не соглашался с этой гипотезой и утверждал, что изначальный посыл бессознательного – в желании быть понятым, передать некую информацию сознанию. Если происходит непонимание, то потому, что сознание и бессознательное говорят на разных языках. Язык сознания – слова и концепции; язык бессознательного – символы и образы.

С точки зрения фрейдистской школы, нет принципиальной разницы между ножом, посохом, скипетром, огурцом, и, к примеру, ключом – все они символизируют мужской половой член. Разумеется, такой подход к сновидениям трудно опровергнуть, ибо если все длинные предметы определять как мужской член, а все пологие – как женское влагалище, вряд ли найдётся сон, который окажется невозможным вместить в прокрустово ложе подобных интерпретаций. Для юнговской школы меч и ключ являются символами активного принципа бытия – ЯН, но проявляющиеся совершенно по-разному. Несомненно, что психическая ситуация сновидца, который видит, что убивает ножом женщину, и сновидца, который открывает ключом дверь, совершенно разная, и считать эти сны идентичными как проявление желания половой связи по меньшей мере ненаучно. В первом случае мы можем сразу заподозрить определённую невротичность, искаженное восприятие женского. Собственная фаллическая сила сновидца исключительно деструктивна, и любое активное действие (в том числе и половой акт) является актом агрессии и завоевания. Во втором случае мы вполне можем говорить о более организованной янской энергии и предположить, что сейчас сновидец находится в фазе новых открытий себя или мира.

Перейдём непосредственно к методу анализа сновидений. Поскольку мы понимаем, что сновидение ничего не прячет и не скрывает, наша задача при анализе – как можно сильнее расширить поле значений образов сновидения. Существуют два метода, которые великолепно дополняют друг друга. Первый метод – циркомамбуляция (круговое обхождение), выражается в собирании как можно большего количества ассоциаций с образом сновидения. Здесь надо дать волю своему воображению, при этом не позволяя себе уходить от конкретной темы сновидения. Таким образом мы узнаём смысл сновидения для личного бессознательного или «первого этажа» сновидца. Самая обыкновенная банка варения в сновидении может представлять что угодно – от воспоминаний детства до метафоры карьерного роста, и только обильные ассоциации могут прояснить, что же именно означает данный образ.

Другой стороной циркомамбуляции является метод творческой проекции, когда в фантазии мы говорим от лица персонажей сновидения. Кстати, метод творческой проекции рекомендуется применять не только к образам сновидения, но и к любым образам, возникшим вследствие любого вида творческого воображения.

Однако часто значение сна не исчерпывается личным бессознательным и корнями уходит в бессознательное коллективное. В этом случае анализирующий должен снабдить данное сновидение как можно большим количеством параллелей из общечеловеческого наследия: мифов, сказок, легенд и т.д. Это называется амплификация. Если сновидец достаточно образован в мифологии, то по мере обхождения у него неизбежно будут появляться ассоциации, связанные с архетипическим значением сновидения.

Рассмотрим, к примеру, сон, который я наугад выбрал из своей богатой коллекции:

«Я нахожусь на окраине Калуги в районе Тайфун. Еду на машине в аэропорт по запретному району. Я понимаю, что могу не прорваться, но, тем не менее, делаю попытку. Внезапно я вспоминаю, что недалеко от меня ученые открыли дыру в пространстве, войдя в которую сразу оказываешься на Марсе. В эту дыру ученые посылают очень рискованные экспедиции, ибо температура на Марсе +200? и полностью отсутствует кислород. Ученые отправили туда аппараты наблюдения и установили, что сам мир Марса имеет магические возможности и способен исполнять желания тех, кто там оказался. Однако это палка о двух концах, и через какое-то время происходит расплата. Так например, одна женщина захотела быть самой красивой в мире, и это было исполнено, но через год она умерла от рака кожи. Ещё один мужчина захотел получить научную славу во всём мире, но через год погиб в своей лаборатории в ходе безобиднейшего эксперимента. Только те, чей интерес к Марсу был бескорыстен, выжили, причем получили сверхспособности».

Прежде чем приступать к анализу динамики сновидения, необходимо установить значение места, где происходило действие сна. Почему-то из всех районов Калуги бессознательное выбрало для действия именно Тайфун, а в мире сновидений ничего случайным не бывает. Покопавшись в памяти, я вспомнил – там живёт моя первая любовь, отношения с которой закончились для меня крайне драматично. Она представляла первый образ моей анимы, и, следовательно, само место действия можно определить как «мир моей анимы». Причем это достаточно ранняя Анима, которая давно ушла в бессознательное. Как мы знаем, одной из самых важных функций Анимы является функция психопома, проводника. Однако она обретает эту функцию только после того, как Эго, сознание приложит массу усилий к преодолению собственных неврозов и достигнет понимания уровня личной тени. В сновидении этот район является «закрытым», «запретным», то есть те чувства, которые были мною некогда пережиты, блокируются изо всех сил. Однако проникновение в запретные районы всегда дает новые возможности. Весь дальнейший сюжет достаточно сильно напоминает сюжет фильма Тарковского «Сталкер». Появление телепорта, кстати, прямо около дома моей первой любви, говорит о том, что активное взаимодействие с Анимой позволило пробить ход между сознанием и бессознательным.

Таким образом, благодаря сну мы восстановили часть сложной психической динамики, посредством которой начинает пробиваться ось между сознанием и бессознательным. В некотором смысле данное сновидение является первым опытом столкновения с Самостью в чистом виде, и бессознательное предупреждает об опасности злоупотребления этим опытом. Пока в исследовании бессознательного тебя ведёт интерес, любопытство и инстинкт индивидуации – ты защищён и даже получаешь сверхспособности (которые, как знает всякий, кто соприкасался с Самостью, являются не метафорой сновидения, а объективным психическим фактом), но стоит начать злоупотреблять ими и использовать на реализацию инфантильных желаний – расплата будет неизбежной. Ключевой принцип взаимодействия сознания и бессознательного можно выразить следующий фразой: «Сними шляпу, поклонись до земли, но ни в коем случае не вставай на колени».

Часто бывает так, что по одному сну сложно сказать что-то определённое, и необходимо проследить цепочку сновидений. Серии сновидений на определённой временной последовательности особенно хороши для понимания внутренней динамики сновидца. Наблюдая за снами, мы можем составить впечатление о главных внутренних персонажах, действующих в психике, и о природе его конфликта.

Существует некоторый список наиболее распространенных мотивов сновидений, которые в большинстве случаев имеют примерно один смысл. Хочу сразу предупредить, что типические сновидения в некоторых случаях могут нести и другое значение – в зависимости от деталей сновидения интерпретация может значительно варьироваться. Однако есть некоторая азбука сновидений, которую стоит знать. Допустим, сновидения об участии в военных действиях могут означать активность тени. Чтобы понять суть такого сновидения, необходимо как можно подробнее выяснить у сновидца, какие именно качества носит в себе противоборствующая сторона. Например, одному ярко выраженному интроверту часто снилась война России и Америки. Америка – страна денег и бизнеса, где предприимчивость доведена до крайности и превращается в одержимость успешностью, а экстравертная установка доведена до полного абсурда. Очевидно, что активная тень готовилась к прорыву, и, как показало время, это предположение оказалось верно.

Также на мотив тени указывает и тема преследования сновидца враждебной фигурой того же пола. Эта тема отличается от темы войны тем, что происходящее является более близким к сознанию и более локальным психическим процессом. Бессилие против агрессивного нападающего может говорить и о вытесняемой агрессии и перфекционистских установках сознания, ориентированного на суперэго. Так же на перфекционизм указывают сновидения, где тень предстаёт в образе чего-то очень грязного и омерзительного – читая сны викторианских дам, трудно не содрогнуться от омерзения. Участие животных в сновидении говорит, что конфликт происходит не столько в сфере идей и концепций, сколько в инстинктивной сфере – инстинкт проявляется в своём изначальном виде. Кошка в большинстве вариантов будет представлять сексуальность, волк – агрессию, корова – инертность сознания. Народные присказки крайне метко определяют символическое значение тех или иных животных, и нам вовсе не обязательно заглядывать в словарь символов, чтобы понять, что лиса олицетворяет скорее всего животную хитрость.

А вот полёты в снах в большинстве своём имеют именно сексуальную подоплёку, но когда речь идёт о сложном сюжетном сне, где полёт является лишь одним из эпизодов, то столь категорично говорить не стоит.

На мотив инфляции указывают сновидения с кражей, нехваткой денег на жизненно нужную покупку, сдуванием того, что вначале казалось великим (например, мерседес вдруг превращается в игрушечную машину). Вопреки распространенному мнению, инфляция является неизбежной теневой стороной развития и расширения поля сознания. Юнг говорил: «Войти в бессознательное и избежать инфляции так же невозможно, как войти в море и не намокнуть». Однако одержимость инфляцией грозит обратным процессом и возвращением на ту же точку, с которой начинался путь самопознания. Переживая инфляцию, нужно найти в себе силы хотя бы частью своего я оставаться отстранённым наблюдателем процесса, стараясь сохранить объективное видение.

Один из самых распространенных мотивов сновидений – опоздание на поезд и сдача экзамена, который был давно сдан (или не сдан) в прошлом. Такие сны говорят, что сновидец живёт ниже своего потенциала и недоволен своим положением по жизни. Что-то нужно срочно менять, говорят такие сны со всей убедительностью. Так же они могут означать невозможность расстаться с детством, «уехать от него во взрослую жизнь».

Плохо, если действие сновидений происходит в декорациях давно оставленных мест: пейзажи детства, квартиры, с которых вот уже десять лет как переехали, и всё тому подобное. Это говорит о том, что вы во многом остаетесь инфантильны (либо в данной жизненной ситуации регрессировали) и не можете расстаться со своим прошлым.

Мы ни в коем случае не должны отказываться от разбора сна, даже самого типичного – в любом обычном сне могут вскрыться совершенно неожиданные глубины, которые могут привести сновидца к инсайту.

Юмор в том, что буквально через неделю сон сбылся почти до буквы. Мне позвонил SS и пригласил в компанию, которая называлась “Генсек». Это была тусовка, где некий Владимир, играющий сверхтяжелый металл, вознамерился на основе своей музыки, явно переоценив собственную харизму, объединить всех неформалов города. Атмосфера на его собраниях была в точности такая, как в этой компании в сновидении. Более того, сбылась и вторая часть сна – скоро в этом кругу общения оказался Андрей и изрядно подпортил мне крови.

Однако не стоит на основе своих сновидений каждый раз пытаться предсказывать. Прежде всего, сновидение отражает психологический процесс, и если, согласно закону всесвязности, этот процесс будет отыгран вовне, вы сами распорядитесь этим результатом. Сны – это точка опоры, поняв которую, можно перевернуть себя.

Рекомендуемая литература: Карл Юнг «Практическое использование анализа сновидений», «Основные вопросы психотерапии», Джеймс Холл «Юнгианское толкование сновидений», Олег Телемский «Коллекция снов».

Источник

Примеры интерпретации символики сновидений в аналитической психологии Юнга

Решиться и прийти на первую консультацию к психологу бывает нелегко. Но бессознательное в сновидениях о чём-то сигнализирует, что вызывает беспокойство и тревогу. Поэтому некоторые мои клиенты вначале обращаются за интерпретацией сновидений индивидуально или подключаются к сновидческой группе. В таких «облегчённых» форматах можно разобрать различные интерпретации сновидений, самостоятельно связать их с реальными событиями, не раскрывая свои переживания. Это первый шаг к установлению доверия со мной, за которым, в случае необходимости, последует консультация.

Символика сновидений, несмотря на общие образы, всё же существенно зависит от контекста и реальных событий вокруг сновидца. К.Г. Юнг неизменно подчёркивал, что любые, даже типовые и повторяющиеся сюжеты, следует обязательно рассматривать в контексте конкретного сна, а не как некие ключи к разгадке с раз и навсегда заданным значением.

Рассмотрим примеры довольно часто встречающихся сюжетов снов, в которых сновидец спасается от преследования со стороны разбойников, монстров, разъярённых животных, привидений или полиции, и варианты их интерпретаций с учётом контекста реальных событий.

В книге К.Г. Юнга «Отношения между Я (Эго) и бессознательным» приводится пример юной пациентки, проявлявшей крайне сентиментальную привязанность к матери, которая всегда видела её в зловещих снах. Там мать появлялась в облике ведьмы, призрака или преследующего сновидицу демона. Как отметил К.Г. Юнг, мать избаловала пациентку выше всякого оправдания и настолько ослепила нежностью, что дочь не могла сознательно разглядеть пагубного материнского влияния. Отсюда и компенсирующая критика, осуществлённая бессознательным.

В книге «Человек и его символы» К.Г. Юнг описывает сон женщины, которой приснилось, что её преследует разъярённый бык. Сначала она пыталась убежать, но поняла, что это бесполезно. Она упала, и бык оказался над ней. Она знала, что может спастись, только если споёт быку, и, когда она дрожащим голосом напела какую-то мелодию, бык успокоился и стал лизать ей руку. В реальности сновидица испытывала страх инцеста, вполне реального, по её мнению, из-за чересчур сильной привязанности к ней отца после смерти его жены. Широкое толкование сновидения показало, что теперь она может научиться относиться к мужчинам, опираясь на свою осознанную индивидуальность, с позиции уверенной в себе женщины — и не только в том, что касается секса, но и эротики в широком смысле.

В книге К.Г. Юнга «Психология и алхимия» описывается довольно содержательный сон женщины, которую преследуют обезьяноподобные люди зловещей внешности. Сновидица не вступает с ними в борьбу, а начинает взаимодействовать через танец и в итоге получает сверхъестественную целительную силу. В реальности выясняется, что в течение многих лет семейной жизни и воспитания детей эта женщина вынужденно забросила свой творческий дар, благодаря которому она в своё время достигла как писательница пусть неширокого, но реального признания. В то время, когда ей приснился этот сон, она как раз пыталась заставить себя вернуться к творчеству, нещадно критикуя себя одновременно с этим за то, что могла бы быть лучшей женой, подругой и матерью.

Войти в контакт с человеком-обезьяной и очеловечить его, развивая в нём всё самое лучшее, означало для неё, прежде всего, необходимость смириться с непредсказуемостью своего естественного творческого духа. Пойдя на это, она могла бы обрубить свои сложившиеся связи и научиться писать в новом стиле, более подходящем для второй части её жизни.

В целом, К.Г. Юнг отмечает, что подобного рода сюжеты почти всегда указывают на оторванность инстинкта от сознания и на необходимость (или старание) ликвидировать этот разрыв, подключив инстинкты к общей работе. Чем опаснее поведение животного во сне, тем глубже в подсознании первобытно-инстинктивная часть души сновидца и тем насущнее её осознание и включение в жизнь, чтобы не допустить непоправимых неприятностей.

Мужчине снится инвалид, который просит милостыню. Сновидец отвечает, что нет наличных, но инвалид предлагает платёж по карте. Сновидец протягивает телефон для оплаты, инвалид к нему прикладывает палец и при этом говорит: «Козёл». Сновидец успевает отдёрнуть телефон, и оплата не проходит. Инвалид начинает ругаться, с толпой своих дружков преследует сновидца и читает ему морали.

В рамках интерпретации прорабатывались вопросы отказа от признания некой внутренней части себя (которую сновидец считает ущербной), а также нежелания обмена с ней энергией (деньгами).

В реальности выяснилось, что у сновидца есть чувство вины из-за неудавшегося первого брака, в котором имеется дочь. При этом бывшая жена часто манипулирует на тему денег.

Конечно, сюжеты и символы в сновидениях предполагают анализ реального контекста и ассоциативного ряда сновидца, но можно выделить и некоторые глубинные моменты, для которых существует — если можно так выразиться о символах — определённый алхимический смысл. Возьмём, к примеру, зелёный цвет.

В книге К.Г. Юнга «Воспоминания. Сновидения. Размышления» содержится следующее описание его собственного сна:

«Во сне я очутился на этом лугу и внезапно увидел тёмную прямоугольную, выложенную изнутри камнями яму. Никогда прежде я не видел ничего подобного. Подбежав, я с любопытством заглянул вниз и увидел каменные ступени. В страхе и дрожа от страха я всё же туда спустился. В самом низу, за зелёным занавесом, находился вход с круглой аркой. Занавес был большой и тяжёлый, ручной работы, похожий на парчовый и выглядевший очень богато. Яма на лугу — это могила, сама же могила — подземный храм, чей зелёный занавес символизировал луг, другими словами, тайну земли с её зелёным травяным покровом».

Там же упомянуто ещё одно сновидение:

Однажды ночью я проснулся и увидел в изножье кровати ярко светившееся распятие; не совсем обычного размера, но очень отчётливое, причём тело Христа казалось как бы отлитым из зеленоватого золота.

В результате Юнг К.Г. формулирует значение для рассмотренной символики: зелёное золото — это созидательное начало, которое алхимики обнаружили не только в человеке, но и в неорганической природе. Для них оно олицетворяло «anima mundi» — «мировую душу» или «filius macrocosmi» — антропоса, сотворившего весь мир. Этот дух присутствует даже в неживой материи, в металлах и камнях.

Краткое упоминание о бессознательном символизме зелёного цвета мы найдём у К.Г. Юнга в «Aion»:

«Мифологические» аспекты присутствуют всегда, даже если они бессознательны в том или ином конкретном случае. Например, выбирая, в какой цвет — зелёный или белый — покрасить садовую калитку, человек может и не помнить, что зелёный — цвет жизни и надежды; тем не менее, символический аспект «зелёного» присутствует в качестве бессознательного svus — entendu (Подразумеваемое (фр.)).

В «Mysterium Coniunctionis» К.Г. Юнга содержится наиболее полное описание символики зелёного цвета, в том числе в рамках христианской традиции:

В области христианской психологии зелёный цвет обладает семенным, воспроизводящим качеством, и по этой причине зелёный цвет считается атрибутом Святого Духа как творящего принципа.
Зелёный — это цвет Святого Духа, жизни, воспроизводства и воскресения.
Это алхимическая benedicta viriditas, благословенная зелень, означающая, с одной стороны, «проказу металлов»

Помимо описанных источников, меня заинтересовала работа К.Г. Юнга «Психологический комментарий к «Бардо Тходол», где интересным образом интерпретируется зелёный цвет как символ одного из видов мудрости:

Божества организованы в мандалы (окружности), поделённые крестом на четыре цвета. Эти цвета соотносятся с четырьмя формами мудрости:

Таким образом, зелёный цвет одновременно является свидетельством начала роста, изменений, созидания и образования чего-то нового, как будто бы трансцендентальная функция, которая соединяет кислород и металл и образует окислы. Также сюда можно добавить такие значения, как: жизнь, надежда, творящий принцип, воспроизводство и воскресение.

У Э. Эдингера в «Анатомии души» описывается следующий сон клиентки:

Женщина готовит таинственное вещество в прямоугольном контейнере. Она приоткрывает его немного и говорит: «Готово». Это странная субстанция. Верхняя часть превратилось в зелёное желе, очевидно, сделанное из фруктов. Нижний слой представляет собой тёмную жидкость. Я съела кусочек зелёного желе, он был безвкусный. Человек в чёрном костюме вошёл в комнату. Он подошёл прямо к контейнеру, заполнил восемь банок желе и вышел с ними. Он походил на странного посыльного. В нём было что-то жуткое.

В рамках своей интерпретации Э. Эдингер указывает на то, что этот сон отражает переломный процесс в развития Эго. Его образы напоминают о вкушении запретного плода в райском саду, главным образом, это касается желе из фруктов и человека в чёрном костюме, который ассоциируется с дьяволом.

Приведу примеры (части сновидений) из моей практики, где было явное указание на зелёный цвет и его значимость для интерпретации сна.

1 сон (женщина, 28 лет):
«У меня свадьба, регистрация назначена на 11:40. Время уже 10 ч., а у меня до сих пор нет платья… Я выбираю другое какое-то платье болотного цвета только потому, что хорошая ткань, оно не свадебное, ну и пусть.
Цвет болотный, скорее, он холодный зелёный. Часто любой зелёный цвет называю болотный, потому что это про лягушку, которая сидит рядом с лотосом со стрелой (царевна лягушка). Мне подходит зелёный цвет, он спокойный, но ассоциируется иногда с болотом, меня в детстве дразнили лягушкой, потому что у меня была зимняя зелёная шубка».

Мной была дана интерпретация данной части сна, что зелёный цвет и ткань выбранного платья характеризуют, что в настоящее время сновидица приблизилась к своей внутренней (детской и забытой) природе и находится на этапе обновления и возрождения, после чего будет гораздо ближе к истинной «Я».

Сновидица подтвердила, что в реальности находится в процессе развода и выстраивает для себя новые смыслы существования, устанавливает новый порядок проживания на своей территории.

2 сон (мужчина, 35 лет):
«Чернокожая беременная женщина с шарообразной причёской в зелёном обтягивающем длинном платье протягивает мне зелёную 1000-рублёвую купюру как бы в оплату произошедшего ранее секса».

Темнокожая женщина представляет собой теневой аспект Анимы, который вступает во взаимодействие со сновидцем. При этом зелёное облачение и зелёные деньги означают возрождение, начало созидательного взаимодействия, плодотворность которого вполне очевидно обозначена беременностью героини сна.

Сновидец пояснил, что в действительности находится на новом этапе выстраивания личных отношений, более глубоких, чем были ранее.

Подводя итог, символика зелёного цвета имеет важное значение для бессознательного, а в терминах описания алхимического процесса может свидетельствовать о переходе на новый этап, созидании и формировании чего-то принципиально нового.

В целом, именно сновидения зачастую подталкивают клиентов обратить внимание на собственный неизвестный внутренний мир. Сны как послания бессознательного позволяют начать изучать себя, свои мотивы и устремления, пока что скрытые от сознания.

В сновидческой группе или в рамках индивидуального разбора сновидения, Вы сможете самостоятельно связать интерпретации снов с реальными событиями, не раскрывая свои переживания. Это будет Ваш первый шаг к установлению доверия со мной, за которым, в случае необходимости, последует консультация. Записаться на сновидческую группу или индивидуальный разбор можно прислав мне личное сообщение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *