Индивидуальный проект сон и сновидения
Индивидуальный проект сон и сновидения
Исследовательские работы и проекты
Проект по биологии на тему «Сны и сновидения»
В данном исследовательском проекте по биологии на тему «Сны и сновидения» учащимся 9 класса проведено исследование причин видения нами снов, рассмотрены признаки «вещих снов», а также дано определение понятиям «вещий сон», «псевдо-вещий сон», «буквальный сон» и «осознанный сон».
Подробнее о работе:
Данный проект по биологии на тему «Сны и сновидения» может быть использован в 8 классе, содержит в себе справочные сведения о таких сонных заболеваниях, как сонный паралич и лунатизм, исследует причины их возникновения и способы борьбы с данными недугами.
Материалы данного исследовательского проекта могут быть использованы в качестве дополнительного при подготовке к урокам и экзаменационным работам по биологии, а также как материал для самостоятельного изучения по теме.
Оглавление
Введение
1. Почему мы видим сны.
1.2 Могут ли быть одинаковые сны у разных людей?
2. Разновидности снов.
2.1 Вещие сны
2.2 Осознанные сны.
3. Сонные заболевания
3.1 Сонный паралич.
3.2. Лунатизм.
3.3 Почему это бывает так?
3.4 Лик болезни.
Заключение
Введение
Так же мои сны и сновидения были всегда загадочны для меня, ну а теперь, после того как я сделал этот проект, я много что понял и осознал.
Этой темой интересуются люди всех возрастов. Потому что сон неотъемлемая часть нашей жизни, а следовательно и сны тоже. Проблемой является то, что некоторые люди боятся своих снов, и даже не догадываются, что это может быть связанно с какими-то болезнями.
Цель работы: узнать больше о снах и сновидениях.
Почему мы видим сны?
Существует много разных теорий, почему человек видит сны. В начале 20 века ученые говорили о том, что за целый день в нашем мозге накапливаются различные химические вещества.
Такие как, например, диоксид углерода, молочная кислота и холестерин. Утверждалось, что эти вещества рассеиваются, пока человек спит. И благодаря этому процессу мы и видим сны. В общем, сны считались «уборщиками» процессов организма.
Одна из последних теорий говорит, что сны могут быть способом организма “перезагрузить” мозг. Сны освобождают мозг от ненужной информации и помогают ему работать, как часам. Без снов мозг бы просто «взорвался».
Другие объясняют сновидения таким образом, что они появляются в нашем мозге из – за беспорядочной электрической активности. Практически каждые 90 минут, когда наступает фаза быстрого сна, стволовая часть мозга посылает по всему мозгу беспорядочные электрические импульсы.
Передний мозг, который отвечает за аналитическую часть мозга, пытается разобраться и ответить на эти неясные ему сигналы. А единственным способом для мозга разобраться в них – это сновидения.
Могут ли быть одинаковые сны у разных людей?
Безусловно, нет. Сны, снящиеся людям, индивидуальны. Причина этого сходства, во-первых, в том, что любые сюжеты мы строим по очень похожим схемам (вспомните русские народные сказки или голливудские мультфильмы последних лет).
А во-вторых, в том, что большинство из нас не работают со словом профессионально и не могут адекватно описать увиденное во сне(вместо алого, багрового и карминного большинство скажет просто — красный цвет).
Индивидуальный проект сон и сновидения
Исследовательские работы и проекты
Проект «Сон и сновидения»
В детской исследовательской работе по биологии на тему «Сон и сновидения» автор изучает сон человека и методы улучшения сна. Поскольку недосыпания являются одной из ключевых причин недомоганий и болезней человека, автором было изучено, как здоровый сон влияет на самочувствие человека.
Подробнее о работе
Данный индивидуальный проект по биологии на тему «Сон и сновидения» изучает сон как жизненную необходимость человека, рассматривает существующие функции сна, выявляет и изучает нормы и научные рекомендации по режиму и продолжительности сна. В рамках проекта было проведено анкетирование учеников школы и определен процент школьников, страдающих недосыпание, даны соответствующие рекомендации.
Оглавление
Введение
1. Сон и его значение.
1.1. Роль сна в жизни человека.
1.2.Нормы и продолжительности сна.
1.3. Стадии сна.
2. Разновидности снов.
3. Практика.
3.1 Наблюдение.
3.2 Анкетирование.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время многие люди страдают от недосыпания. Либо они спят, недостаточное количество времени, либо качество сна не настолько хорошее, чтобы при пробуждении чувствовать себя бодрым и выспавшимся. Современный человек все чаще пренебрегает полноценным сном в пользу учебы, работы или удовольствий, воспринимая его как досадную необходимость, отнимающую уйму времени.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
Методы исследования: наблюдение, анкетирование.
В ходе исследований я должна подтвердить гипотезу, что полноценный сон положительно влияет на здоровье человека, его настроение и работоспособность.
Роль сна в жизни человека
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом, биосинтез белков и РНК нейронов.
Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни – это вдоволь выспаться.
Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени. Ночью у человека растут волосы и ногти.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.
Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.
Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он недополучает то, что должно было восполниться и образоваться в его организме во время сна. Это неизбежно ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
Сон – жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.
На рисунке № 1 можно увидеть, как нехватка сна влияет на организм человека
Таким образом, сон в жизни человека, безусловно, играет важную роль в жизни человека.
Нормы и продолжительности сна
Кому-то достаточно и шести часов сна, чтобы чувствовать себя выспавшимся и бодрым. А для кого-то бодрость наступает только спустя 10 часов сна.
Вы наверняка слышали фразу «гении спят мало». Обычно она подкрепляется фактами из истории. К примеру, считается, что римский политик и полководец Гай Юлий Цезарь выделял на сон всего три часа в сутки. Художник и изобретатель Леонардо да Винчи спал 15–20 минут каждые четыре часа, что значит — всего в день на сон уходило 2 часа.
А вот про легендарного физика Альберта Эйнштейна говорят, что он мог спать по 10–12 часов, считая, что полноценный глубокий сон — залог ясного ума и гениальности.
Ниже приведены усредненные значения необходимого количества сна для каждого возраста. Ученые национального фонда сна в ходе двухлетнего исследования вывели среднее значение потребности сна в часах у разных возрастов.
Возраст | Количество часов сна в среднем |
Новорожденные (0–3 месяцев) | 14–17 часов |
Младенцы (4–11 месяцев) | 12–15 часов |
Малыши (1–2 года) | 11–14 часов |
Дети дошкольного возраста (3–5 лет) | 10–13 часов |
Школьники (6–13) | 9–11 часов |
Подростки (14–17 лет) | 8–10 часов |
Молодые люди (18–25 лет) | 7–9 часов |
Взрослые (26–64 лет) | 7–8 часов |
Пожилые (65+) | 6–8 часов |
Из вышеизложенного стало понятно, сколько часов примерно должен длиться нормальный сон для человека. Но чтобы он действительно приносил пользу и источником хорошего самочувствия и бодрости на весь день, следует организовать принципы или ритуалы здорового сна.
Существует несколько распространенных принципов качественного сна:
Недосып может стать отправной точкой для развития многих серьезных заболеваний: сахарный диабет, инсульт, онкология и т. д.
Избыток сна тоже имеет свои негативные последствия. Он опасен для здоровья, как и нехватка сна. Скорее всего, человек не почувствует бодрость и четкость мыслей, если будете спать более 10 часов.
Один из частых случаев при избытке сна — метаболический синдром. Чаще всего он характеризуется нарушением обмена веществ в организме. Лишний вес, отложение жировых масс в области живота, сахарный диабет, развитие сердечно-сосудистых заболеваний — вполне хорошие мотиваторы к отстройке правильного режима дня с учетом здорового сна.
Стадии сна
Засыпание – подготовка организма к отдыху. Если вы начинаете зевать, то наступил тот самый идеальный час для укладывания в постель. Во время засыпания замедляются биологические процессы и снижается чувствительность организма. Этот этап в норме должен составлять не более 10 минут.
Медленная фаза – самый продолжительный этап сна (занимает 75% от общего количества). Главная ее задача – восстановить организм. Данная фаза состоит из дремоты (около 10 минут), легкой стадии (примерно 20 минут, когда происходит отключение сознания, но сохраняется активность слуха) и глубокой стадии (длится около 90 минут). Кстати, сновидения могут появиться и на глубокой стадии, но, как правило, человек их не запоминает.
Быстрая фаза – короткий этап (около 25% от общего количества). Переходя в быстрый сон, мы начинаем видеть яркие сны. Вместе с этим происходит обработка информации, полученной за день, и усиливается активность организма.
Сами сновидения формируются под воздействием эмоциональных переживаний, воспоминаний, физических ощущений и т. д. По мнению Гиппократа, сюжеты снов, являясь результатом работы подсознания, могут многое рассказать о физическом состоянии человека.
Проведение исследований. Наблюдение
2ая неделя. Смотрели фильмы по телевизору, которые заканчивались в 23ч 30 мин, читали книги. Сразу заснуть не удавалось. Утром не хотелось просыпаться и идти на работу и в школу, болела голова, было плохое настроение. Хотелось спать.
Оказывается, с 22 часа наш организм начинает вырабатывать гормон сна – серотонин. Это самое благоприятное время для отхода ко сну. Обсудив свои ощущения, мы поняли, что всё таки важно соблюдать режим сна, и ложиться спать в одно и то же время.
Мы также проверили некоторые рекомендации для лучшего сна и легкого просыпания. Например, такие как:
1. перед сном проветривали квартиру
Мы часто не можем уснуть, потому что в комнате душно и жарко. Впрочем, в комнате может быть холодно, но не быть свежего воздуха. Идеальная температура для крепкого сна 18-20 градусов.
2. Не употребляли пищу перед сном
Последний прием пищи должен быть за 2-3 часа до сна. Вечером вообще не стоит перегружать свой желудок тяжелой едой.
Еще один секрет хорошего сна – вечерние прогулки.
4. Ванна перед сном
Расслабиться и подготовиться ко сну поможет теплая ванна.
Проект «Феномен сна и сновидений»
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Коваленко Петра Михайловича» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Феномен сна и сновидений
2.3. Параметры здорового сна
2.4. Сновидения и их толкование
4. Источники информации
Я выбрала именно тему про сны, потому что мне с ранних лет была интересна эта тема. Благодаря этому проекту я узнала много новой полезной информации. Так необычно, что мозг человека и животного может придумывать мини мультик на любую тему.
Этой темой интересуются люди всех возрастов. Потому что сон неотъемлемая часть нашей жизни, а, следовательно, и сны тоже. Проблемой является то, что некоторые люди боятся своих снов, и даже не догадываются, что это может быть связанно с какими-то болезнями.
Цель работы: узнать больше о снах и сновидениях.
Почему мы видим сны?
Объект исследования – структура и параметры сна
Предмет исследования – влияние сна на успеваемость школьников
Изучение и обобщение
Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещенности (день/ночь).
сон способствует активному росту молодого организма;
обеспечивает отдых организма;
организм запасается энергией;
сон восстанавливает функции нервной системы;
способствует переработке и хранению информации;
происходит самоочищение организма от продуктов обмена;
восстановление работы мозга, отдых.
Таким образом, сон – жизненная необходимость. Главная его роль – отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней.
Сон – это циклическое явление, составляющее около 7-8 часов в сутки, в течение которого проходит 4-5 циклов. Каждый цикл составляет две фазы: медленного (около 75%) и быстрого (около 25%) сна.
Во время медленного сна (сразу после засыпания) в человеческом организме
понижается температура, понижается обмен веществ, замедляются сердечный ритм и дыхание, расслабляются мышцы, глазные яблоки под закрытыми веками совершают плавные, медленные движения, возрастает выработка гормона роста. Медленный сон способствует восстановлению энергии в нашем организме.
Фаза медленного сна делится на четыре стадии:
первая – процесс засыпания (дремота), 5 минут;
вторая – неглубокий сон, 20 минут;
третья и четвертая – погружение в глубокий и крепкий сон (основной физический отдых организма), 60 минут.
Во время быстрого сна (через 1–1,5 часа после засыпания, длится
10-15 минут) активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз. И как раз за это время спящий видит сновидения. В фазе быстрого сна происходит переработка ежедневного потока информации, снимается стрессовое состояние, улучшается память, т.е. налаживаются все процессы мозга.
Продолжительность быстрого сна в последних циклах, к концу ночи, увеличивается, а медленного – сокращается.
2.3 Параметры здорового сна
Во сне человек проводит одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растем мы именно во сне.
Сколько же должны спать дети, чтобы чувствовать себя утром бодро?
Люди отправляются спать в разное время. Самое лучшее время для начала сна – с 10 часов вечера до полуночи. Два часа сна с 22 до 24 часов заменяют четыре часа сна после 24 часов.
Ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
до года детям надо спать – от 2 до 5 часов днём, от 8 до 11 часов – ночью;
от 2 до 7 лет – от 2 до 1,5 часов днём, от 11 до 10 часов – ночью;
с 7 лет до 10 лет – дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной должен длиться около 10 часов;
с 11 до 15 лет – ночной сон составляет 9 часов.
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справится со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается
мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его
организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
На высыпаемость и самочувствие ребенка влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться в разбитом состоянии. Для повышения качества сна желательно соблюдать следующие правила.
В комнате должно быть тихо (отсутствуют посторонние звуки, выключены музыка, телевизор).
В комнату не должен проникать яркий свет. Абсолютная темнота благоприятно сказывается на сне.
Рекомендуется проветривать помещение перед сном. Свежий прохладный воздух способствует быстрому засыпанию.
Рекомендуется небольшая прогулка.
Перед сном обязательно принять расслабляющий теплый душ.
Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.
Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора (остросюжетного кинофильма или программ).
Выполнение этих нетрудных правил обеспечит каждому ребенку здоровый и полноценный сон. Организм восстановится полностью, будет здоровым и бодрым. Школьники будут хорошо усваивать учебный материал, радовать своих родителей успехами в учебе и спорте.
Таким образом, достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья и восстановления работоспособности.
2.4 Сновидения и их толкование.
Испокон веков люди задавались вопросом о том, зачем снятся сны? Что они значат и как их разгадать? Этот вопрос был актуален еще в древних племенах и тревожил умы старейшин, которые различными способами пытались придавать значение сновидениям и трактовали их. Раньше считалось, что сновидения – это послание богов и духов, и толкование сновидений считалось очень тяжелым делом, которым могли заниматься только жрецы и толкователи снов. Сны также не раз упоминаются в священных писаниях различных культур.
Начало изучению сна и сновидений было положено в Древней Греции. Сон носил
выраженный мистический характер. По мнению мудрецов, существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям во снах. Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают.
В настоящее время сновидениями называют восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, события повседневной жизни и т.п. При возникновении образов, спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.
Некоторые люди утверждают, что не видят снов, но это далеко не так. Большую часть мы забываем: за ночь человек в среднем видит около 3-5 снов (имеется в виду сны, которые протекают в фазе быстрого сна, которые легко запоминаются). Проблема запоминания снов заключается как раз в том, что человек не ставит цель запомнить сны, не записывает их. Если человек ставит перед засыпанием себе установку на запоминание и последующую запись снов, то он наверняка запомнит, как минимум, один после пробуждения.
Определенные сновидения снятся определенным людям. Старшеклассникам снятся экзамены, маленьким детям – сказочные герои, миллионеру снится роскошь, а бедному – труд и работа. Сновидения сапожника никогда не приснятся ювелиру, а сновидения старика – маленькому мальчику.
Людям снятся сны, самые разные, волшебные, страшные, забавные. Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком, а именно:
остатки событий прошедшего дня;
эмоции и чувства будущего события;
восприятие отношений с людьми;
желания, не нашедшие реализации в жизнедеятельности.
Каким бы не был сон, он дает толчок проанализировать действия и понять, что в жизни на данный момент происходит не так.
Таким образом, сновидения пока единственное состояние человеческого организма, которому нет четких объяснений, определений и никогда нельзя предугадать, каким он будет завтра.
2.5. Снотворные средства – лекарственные средства, способствующие засыпанию и обеспечивающие необходимую продолжительность сна. Эти лекарственные средства выделены в отдельную группу. Однако снотворный эффект дают лекарственные средства многих классов (например, седативные средства, транквилизаторы, антигистаминные, противосудорожные препараты, отдельные препараты – клофелин и др.). Необходимо также учитывать, что в ряде случаев отнесение тех или иных препаратов к транквилизаторам или снотворным препаратам – это вопрос маркетинга, а не фармакологии. В качестве снотворных средств используют препараты разных фармакологических групп, обладающие отличными друг от друга фармакологическими свойствами и механизмом развития снотворного эффекта. О механизме действия снотворных средств в настоящее время можно говорить только предположительно, так как механизмы развития физиологического сна до конца не изучены.
Необходимы регулярные вечерние прогулки перед сном; Необходимо проветрить комнату перед сном; Ложиться спать каждую ночь в одно и то же время; Вместе с одеждой необходимо скинуть все дневные заботы; Нельзя плотно ужинать перед сном, пить крепкий чай или кофе; И помните, слишком долгий сон также вреден здоровому организму!
Исследовательская работа по биологии «Феномен сна»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Ястребовка Марксовского района Саратовской области
Исследовательская работа учащегося
9 класса МОУ-ООШ села Ястребовка
Руководитель: учитель биологии и экологии
МОУ-ООШ села Ястребовка
1.2 Механизмы сна ………..………………………. 6
2.1 Анкетирование одноклассников…………………………………9
«Жизнь и сновидения-страницы одной и той же книги»
Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится!? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. В целом во сне человек проводит 1/3 своей жизни, но исследователи сна до сих пор не знают, какой в этом смысл. Поэтому уже много лет ученые бьются над выяснением значения сна для жизни человека. А что же мы знаем о сне? Во время сна мы отдыхаем, набираемся сил, чтобы утром быть сильными и энергичными? Но если бы предназначение сна в жизни человека было только в отдыхе, то природа нашла бы оптимальный вариант, более эффективный и безопасный способ отдыха, нежели полное отключение от активной деятельности на столь продолжительное время. Ведь беззащитность спящего не подлежит сомнению… Значит, назначение сна в нашей жизни не для того чтобы только отдыхать.
В 8 классе во время изучения раздела Биология человека, мы с интересом обсуждали на уроках данную проблему, пытались анализировать природу и сущность сна, обсуждали его фазы и значение для человека. Поэтому тема «Феномен сна» при всей ее изученности и большом количестве материала в литературе по-прежнему привлекает мое внимание.
Актуальность. Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Гипотеза. Предполагаю, что несоблюдение режима дня, чрезмерное увлечение компьютерными играми и игровыми приставками, в том числе и в вечернее время, бесконтрольный просмотр телевизионных программ может привести к нарушению сна и ухудшению общего самочувствия ребенка
Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье и деятельность ребенка.
Объект исследования – структура и параметры сна.
Предмет исследования – сон и сновидения школьников.
Изучить литературу по данной теме.
Узнать о значении сна в жизни человека.
Определить параметры здорового сна.
Изучить природу сна и сновидений.
Составить рекомендации для одноклассников.
Изучение и обобщение
1.1 Сон. Функции сна
Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещенности (день/ночь).
Начальным этапом сна считается засыпание. Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:
А) снижением уровня сознания; зевотой;
Б) понижением чувствительности сенсорных систем;
В) урежением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельности желёз (слюнных → сухость слизистой рта; слёзных → жжение глаз, слипание век).
1. обеспечивает отдых организма.
2. играет важную роль в процессах метаболизма.
3. способствует переработке и хранению информации.
4. это приспособление организма к изменению освещённости
5. восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.
сон способствует активному росту молодого организма;
обеспечивает отдых организма;
организм запасается энергией;
сон восстанавливает функции нервной системы;
способствует переработке и хранению информации;
происходит самоочищение организма от продуктов обмена;
восстановление работы мозга, отдых.
Таким образом, сон – жизненная необходимость. Главная его роль – отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней.
Во время медленного сна (сразу после засыпания) в человеческом организме понижается температура, понижается обмен веществ, замедляются сердечный ритм и дыхание, расслабляются мышцы, глазные яблоки под закрытыми веками совершают плавные, медленные движения, возрастает выработка гормона роста. Медленный сон способствует восстановлению энергии в нашем организме.
Фаза медленного сна делится на четыре стадии:
первая – процесс засыпания (дремота), 5 минут;
вторая – неглубокий сон, 20 минут;
третья и четвертая – погружение в глубокий и крепкий сон (основной физический отдых организма), 60 минут.
Во время быстрого сна (через 1–1,5 часа после засыпания, длится
10-15 минут) активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз. И как раз за это время спящий видит сновидения. В фазе быстрого сна происходит переработка ежедневного потока информации, снимается стрессовое состояние, улучшается память, т.е. налаживаются все процессы мозга.
Продолжительность быстрого сна в последних циклах, к концу ночи, увеличивается, а медленного – сокращается.
В течение ночи человек практически всегда видит сны на протяжении 1-2 часов. Но нередко люди не помнят их, поскольку пробуждение пришлось на другие стадии сна.
Весь период сна состоит из 4-5 циклов. Каждый из них начинается с «медленного», а заканчивается «быстрым». В отличие от животных, люди не просыпаются после очередного цикла, в остальном принципиальных отличий между сном животных и человека нет.
Сон всегда считался лучшим средством восстановления сил – физических и душевных. Однако исследователи долгое время не могли прийти к единому мнению, как и почему это происходит.
1.3 Виды сновидений
Испокон веков люди задавались вопросом о том, зачем снятся сны? Что они значат и как их разгадать? Этот вопрос был актуален еще в древних племенах и тревожил умы старейшин, которые различными способами пытались придавать значение сновидениям и трактовали их. Раньше считалось, что сновидения – это послание богов и духов, и толкование сновидений считалось очень тяжелым делом, которым могли заниматься только жрецы и толкователи снов. Сны также не раз упоминаются в священных писаниях различных культур.
Начало изучению сна и сновидений было положено в Древней Греции. Сон носил выраженный мистический характер. По мнению мудрецов, существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям во снах. Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают.
В настоящее время сновидениями называют восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, события повседневной жизни и т.п. При возникновении образов, спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.
Некоторые люди утверждают, что не видят снов, но это далеко не так. Большую часть мы забываем: за ночь человек в среднем видит около 3-5 снов (имеется в виду сны, которые протекают в фазе быстрого сна, которые легко запоминаются). Проблема запоминания снов заключается как раз в том, что человек не ставит цель запомнить сны, не записывает их. Если человек ставит перед засыпанием себе установку на запоминание и последующую запись снов, то он наверняка запомнит, как минимум, один после пробуждения.
Определенные сновидения снятся определенным людям. Старшеклассникам снятся экзамены, маленьким детям – сказочные герои, миллионеру снится роскошь, а бедному – труд и работа. Сновидения сапожника никогда не приснятся ювелиру, а сновидения старика – маленькому мальчику.
Людям снятся сны, самые разные, волшебные, страшные, забавные. Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком, а именно:
остатки событий прошедшего дня;
эмоции и чувства будущего события;
восприятие отношений с людьми;
желания, не нашедшие реализации в жизнедеятельности.
Мы слишком много знаем о физиологической природе сна, что бы заниматься толкованием сновидений, однако многие исследователи все же выделяют несколько их разновидностей :
• Фактические – это сны, в большинстве своем, обычные воспоминания, повторное переживание уже случившихся с нами событий.
Каким бы не был сон, он дает толчок проанализировать действия и понять, что в жизни на данный момент происходит не так.
Таким образом, сновидения пока единственное состояние человеческого организма, которому нет четких объяснений, определений и никогда нельзя предугадать, каким он будет завтра.
Глава II. Практические исследования
2.1 Анкетирование одноклассников
Во сне человек проводит одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растем мы именно во сне.
Сколько же должны спать дети, чтобы чувствовать себя утром бодро?
Люди отправляются спать в разное время. Самое лучшее время для начала сна – с 10 часов вечера до полуночи. Два часа сна с 22 до 24 часов заменяют четыре часа сна после 24 часов.
Ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
до года детям надо спать – от 2 до 5 часов днём, от 8 до 11 часов – ночью;
от 2 до 7 лет – от 2 до 1,5 часов днём, от 11 до 10 часов – ночью;
с 7 лет до 10 лет – дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной должен длиться около 10 часов;
с 11 до 15 лет – ночной сон составляет 9 часов.
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справиться со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
На высыпаемость и самочувствие ребенка влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом состоянии. Для повышения качества сна желательно соблюдать следующие правила:
В комнате должно быть тихо (отсутствуют посторонние звуки, выключены музыка, телевизор).
В комнату не должен проникать яркий свет. Абсолютная темнота благоприятно сказывается на сне.
Рекомендуется проветривать помещение перед сном. Свежий прохладный воздух способствует быстрому засыпанию.
• Рекомендуется небольшая прогулка.
• Перед сном обязательно принять расслабляющий теплый душ.
• Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.
• Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора (остросюжетного кинофильма или программ).
На следующем этапе работы я провел в школе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, как они чувствуют себя после сна и видят ли сновидения.
Для проведения письменного опроса были разработаны две анкеты, состоящие из вопросов, отражающих тему настоящего исследования (Приложение 1-2). Целью первой анкеты ставилось выяснить занятость ребенка перед сном, его продолжительность и самочувствие после сна. Целью второй анкеты ставилось определить периодичность и характер сновидений одноклассников. Время заполнения анкеты было неограниченно. В моем опросе приняли участие 17 учеников моей школы.