Гутная техника что это
Гутная техника что это
Стеклозавод НЕМАН | NEMAN запись закреплена
Гутный промысел — ручное изготовление стекла — появился случайно, как побочный продукт гончарного дела.
Раньше посуду выдували без формы, поэтому она не имела правильных очертаний. Для работы необходимы были опытные мастера, которые справились бы со сложной технологией. Необходимость породила высочайшее мастерство.
Гутная техника уже несколько тысячелетий — главнейшая технология изготовления стекла, и даёт возможность использовать его пластичность, податливость выдуванию и иные специфические свойства.
Гутное стекло выдувается, формируется и декорируется с помощью стеклодувной трубки, ножниц для резки горячего стекла, щипцов, пинцетов и катальников.
Изделия, изготовленные с помощью гутной техники, уникальны. Прямо у стекловаренных печей мастер вручную создаёт из горячей массы гутные изделия путём свободного выдувания. Температура стекломассы во время формирования около 1000°С!
В своём творчестве художники NEMAN свято чтят традиции гутничества прошлых веков. Но у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука» и, наконец, своя фантазия. Это всегда накладывает свой неповторимый индивидуальный отпечаток как на творческий процесс, так и на его результат.
Необыкновенное стекло. Итальянское? А Вот и нет!
Все фотографии в публикации авторские.
Композиция » Северный мотив» («Северные дали») Шушканов Д.Н. Шушканова Л. Н. 1980.
Композиция декоративная «Игра». Смирнов Б. А. Ленинградский завод художественного стекла 1981 г.
Стекло цветное, техника гутная.
Композиция декоративная «Уральские сказы». степанова А. Я. Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика.
1990 г. Стекло цветное, техника гутная.
Композиция декоративная «Молоддые побеги» Остроумов А. М. Ленинградский завод художественного стекла
1985 г. Хрусталь бесцветный, техника гутная.
Ваза «Березовая Роща». Уртаева Л. Н. Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика. 1988 г
Стекло цветное, техника гутная.
Предмет из декоративной композиции «Волны и отражение». Малевская-Малевич Н. П. 1960 г.
Стекло молочное, стекло цветное, стекло бесцветное, техника гутная.
Хрусталь цветной, пескоструйная обработка, техника гутная.
Гутная техника. Гу́та — нем. «Hutte», плавильня, печь, Техника включает в себя горячую и холодную обработку. Создание изделия происходит непосредственно у печи с помощью стеклодувной трубки и традиционных инструментов ( хватков, щипцов, ножниц для удаления излишков стекла). Изделия, выполненные в данной технике отличаются неповоримостью, поскольку как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неизбежны. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толщина стенок изделия, высокая прозрачность, и более сложные разнообразные формы.
Шушканов Д. Н. Шушканова Л.Н. Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика
1975 г. Стекло цветное. Гутная авторская техника.
1984 г. Стекло цветное, миллефиори, техника гутная.
Композиция «Оттепель» Кизлов М.М. Дядьковский хрустальный завод, 1981.
Стекло цветное, стекло бесцветное, нацвет, техника гутная.
Композиция «Улитки». Антонова Г. А. Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика
1977 г. Нить сульфидная, стекло цветное, техника гутная.
«Поющие пески» Шушканов Д.Н. Шушканова Л.Н.
Стекло цветное, техника гутная.
Композиция декоративная «Спираль» Иванова Г.А.
1986 г. Стекло бесцветное, стекло цветное, техника гутная
Набор «Зимняя олимпиада». Жульев Ю.В. Чудовский стекольно-хрустальный завод «Восстание»
1970 г. Хрусталь цветной, хрусталь бесцветный, техника гутная.
Композиция «Сокольники». Савельева Л.Н. Львовская эскпериментальная керамико-скульптурная фабарика,
1975 г. Стекло цветное, эмаль, стекло бесцветное, роспись.
Сервиз «Парадный». Шувалов Е.С. Дядьковский хрустальный завод. 1977 г.
Хрусталь цветной, грань овальная, резьба, нацвет
Ваза «Мажор». Аствацатурьян А. А. Ленинградский завод художественного стекла, 1970 г
Синий нацвет, хрусталь бесцветный, рифление, гранение.
Блюдо «Вечернее». Рогов Е.И. Гусевский хрусталный завод, 1966 г.
Хрусталь цветной, гранение.
композиция декоративная «Флора». Козлова О. И. гусевский хрустальный завод, 1980 г.
Хрусталь цветной, матирование, гранение.
Прибор из сервиза «Адам». Яновская Е.В. Ленинградский завод художественного стекла, 1975 г.
Хрусталь цветной, хрусталь бесцветный, нацвет, грань широкая.
Ваза для цветов «Клин». Остроумов А. М. Ленинградский завод художественного стекла, 1962 г.
Хрусталь бесцветный с цветным накладом, грань плоская
Следующие объекты относятся к оптическому стеклу. Так как оно используется для изготовления деталей высокоточных оптических приборов, технология его производства относится к числу самых сложных. В сравнение с обычным ( техническим)- оптическое стекло отличается высокой химической и физической однородностью. Начиная с середины 1960-х годов оптическое стекло используется еще и как современный декоративный материал.
И в заключение, посмотрим на арт-объекты, выполненные с конца 1980-х годов и по настоящее время.
Объект «Эволюция». Ярошенко Е.В. 2011 г.
Стекло цветное, роспись силикатными красками
Хрусталь цветной, техника гутная.
Композиция «Брак и Кане» Воликова Н. В. новикова Т.Н. Стекольный завод «Красный май» 1998 г.
Гутная пластика Виктора Шевченко в коллекции музея Дятьковского хрусталя
Сульфидно-цинковое стекло, которое впоследствии по праву называли «русским чудом», было разработано в начале 60-х годов ленинградскими инженерами-технологами Е.А.Ивановой и А.А.Кирьёненом. Освоение сульфидно-цинкового стекла было подлинным «мирным завоеванием» коллектива Дятьковского хрустального завода. Совершенно новое необыкновенное по художественным качествам, термочувствительное сульфидно-цинковое стекло, которое не требовало дополнительной декоративной обработки. При этом стеклодувы получили возможность расцвечивать и декорировать изделия непосредственно в процессе их выработки — возле окошка стекловаренной печи.
Если для таких художников как Е.Шувалов, А.Липская и В.Сойвер работа с сульфидно-цинковым стеклом была лишь эпизодом, то для В.Я.Шевченко она стала генеральным направлением творчества. Начинаются искания художника в цветном сульфидно-цинковом стекле, в сочетании с лепной, «гутной» техникой, которое становится любимым материалом и его призванием.
В коллекции Музея дятьковского хрусталя находится 434 единицы хранения работ заслуженного художника РСФСР Виктора Шевченко, выплненные из сульфидно-цинкового стекла, которые условно можно разделить на группы, как по технике исполнения, так и по художественному типу.
Произведения Виктора Шевченко выполненные, в технике выдувания, или гутной технике, условно можно разделить на технику тихого дутья и свободного выдувания. В этой технике тихого дутья выполнены такие работы, как «Новолуние», стенка «Единение», вазы «Осенние».
В декоративной композиции «Новолуние» вазы имеют призматическую четырехгранную форму. Яркая луна, возрастающая до полной – нижняя узкая переходящая в широкую полную часть. Выбеленная и прозрачная полосы по краю, символизируют лунную дорожку.
Также в коллекции музея хранятся изделия выполненные в технике свободного выдувания.
Свободное выдувание – выдувание изделий без применения форм.
Отличием гутных изделий, выполненных этим методом, является их исключительно богатая эмоциональная выразительность; одной лишь формой и цветом оно может вызвать у зрителя самые различные поэтические ассоциации, это ваза «Цветение», «Бамбук», ансамбль «Весна».
Для изделий из сульфидно-цинкового стекла также применялся изобразительный декор, в котором используется рельеф, наносимый металлическим штампом на поверхность еще горячего стекла. Примером такого декора, в коллекции музея хрусталя является штоф «Лев», штоф «Скрипач», декоративная ваза «Ромашка».
В экспозиции музея представлен фрагмент композиции, посмотрев на которую, мы сразу можем догадаться о ее названии — «Опята». Пластика из сульфидно-цинкового стекла с помощью цвета и гутной формы наиболее точно передают образ грибов – опят, которые благодаря фантазии художника могут расти везде, даже в театральном фойе. Эта работа была создана в 1974 году, для оформления интерьера здания МХАТа, куда В.Я. Шевченко был приглашен архитектором.
Затронув только часть произведений, исполненных В.Шевченко на Дятьковском заводе, которые находятся в коллекции Музея дятьковского хрусталя, можно сказать, что диапазон его творчества необычайно широк. Чтобы увидеть все работы Виктора Шевченко приглашаем Вас в Музей дятьковского хрусталя.
Т.В. Климцова — научный сотрудник ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»
Гутная техника что это
Гута – от латинского gutta (капля). Так называли в Западной Европе и на Украине небольшие стекольные производства. В современном значении гута – часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и выработка стеклянных изделий.
Гутная работа – метод формования изделий совокупностью ряда специфических ручных приемов обработки горячего стекла: выдувание в форму, свободное выдувание ( без форм), лепки и сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, получение накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т. п. При этом весь цикл операций производится непосредственно возле стекловаренной печи.
Гутные изделия, гутное стекло: изделия, отформованные или отдекорированные посредством приемов гутной работы (свободным выдуванием, лепкой и т. п.).
Гутные инструменты – стеклодувная трубка, ножницы для резки горячего стекла, щипцы, пинцеты, катальники – с помощью которых выдувается, формуется и декорируется гутное стекло, различные приспособления, при помощи которых производится формирование изделия в горячем состоянии, непосредственно у стекловаренной печи. Температура стекломассы во время формования около 1000 градусов Цельсия. Гутная техника – одна из древнейших стекольных технологий.
Гутный промысел
Горячее стекло, изготовление изделия
Ручное изготовление изделий из стекла, старинное ремесло, давшее начало стеклоделию
Возникновение ремесла
Стекло было известно человечеству ещё до Нашей Эры. Учёные до сих пор не договорились о конкретной версии его появления, но, так или иначе, а стекло люди используют и сейчас, продолжая совершенствовать техники его изготовления.
На Руси стеклоделие начало формироваться в XI веке. В Киеве, в монументальных постройках храмов, использовали мозаики. Именно тогда стало формироваться древнерусское стеклоделие как самостоятельное прикладное искусство.
Поначалу стеклоделие имело именно декоративное, а не утилитарное применение. В археологических находках имеются стеклянные бусины, перстни, браслеты. Они свидетельствуют о том, что в XI веке на территории Киевской Руси уже существовали гутные мастерские.
Сосуд «Бочонок», XVIII в, Россия
Активное развитие гутного ремесла было прервано в XIII веке, при монголо-татарском нашествии, а продолжилось только в XV-XVI в. Настоящее русское стеклоделие стало развиваться как промысел только начиная с XVII в.
Разнообразные стекольные изделия стали делать уже с помощью различных приспособлений. Во многом способствовала развитию ремесла стеклодувная трубка. Большой вклад в развитие гутного дела как промышленности, внесли украинские и белорусские мастера.
Процесс изготовления и особенности
К гутным относят изделия, которые сделаны вручную, непосредственно у печи, с помощью стеклодувной трубки и различных инструментов. Впоследствии, изделие может быть дополнительно обработано с помощью резцов, на него может быть нанесена гравировка.
Ваза из красного стекла, Императорский стеклянный завод, СПБ. 1820-30гг.
Для изготовления стекла берут чистый кварцевый песок, известь и соду, а так же, в различных пропорциях, добавляют марганец, свинец, оксиды.
Варят стекло в специальных печах при температуре от 800° до 1400°. Затем мастер формирует будущее изделие с помощью инструментов, а потом изделие охлаждают.
Конь. Изделие Гусь Хрустального завода
В прежние времена гутные изделия стремились украшать. Делали это в основном с помощью лепнины из стекла того же или другого цвета. Делались ручки, ножки изделий, нередко им придавали образы животных.
Штоф «Медведь», середина XVIII в.
Так же, стекло расписывали эмалевыми и масляными красками. Немало таких изделий сохранилось в музеях России. Роспись наносилась непосредственно на готовое изделие. Такая стеклянная утварь имела спрос среди людей среднего класса.
Изделия
Гутные мастерские производили большое разнообразие изделий. Люди быстро оценили гигиенические и другие качества стекла, поэтому из него делали и посуду, и аптекарское оборудование, и стёкла для окон.
Производство стекла в России
Начиная с XVII в стали появляться первые мануфактуры по производству секлянных изделий. Превым, кто наладил серьёзное производство стекла, был швед Юлиус Койет.
Бутыль из белого стекла с цветами. XIX в.
Большой вклад в изучение и развитие гутного дела внёс Михайло Ломоносов. В конце XVII века был создан большой завод по производству стекла в Измайлово, по инициативе царя Алексея Михайловича. Завод просуществовал довольно долго. Помимо него были построены и с успехом функционировали и другие заводы.
В наше время промысел развит достаточно хорошо. действительно, мы уже не представляем себе жизни без этого замечателного материала. Помимо промышленных производств, существуют частные мастерские, где художники, владеющие ремеслом, создают удивительные шедевры стеклодувного искусства.
Гутное ремесло
Гутами называли печи и мастерские, где варили стекло. От этого стекло и затем само ремесло стали нвзывать гутным.
Развитие ремесла непосредственно связано с деятельностью художников и мастеров, поэтому его смело можно отнести к народным художественным промыслам.
В эпоху Киевской Руси, популярные в те времена браслеты из цветного стекла, изготавливали в Новгороде, Полоцке, Смоленске и в ряде других городов.
Цветное или белое
Цвет стекла зависит от примесей оксидов. Самое распространённое было зелёное и коричневатое стекло, а больше всего ценилось белое, прозрачное стекло.
В простом зелёном стекле XVII-XVIII вв можно увидеть пузырьки воздуха и песчинки. Это объясняется недостаточно высокой температурой в печах.
А вот производство белого стекла и хрусталя ценилось очень высоко, это действительно было настоящее мастерство, которым владел не каждый. Изтакого стекла делали кубки, и прочую посуду.
Окрашивание стекла производилось при помощи:
Других цветов в начале развития гутничества на Руси, получать не умели.