Гусли самогуды что это значит

Самогуды

Смотреть что такое «Самогуды» в других словарях:

самогуды — сущ., кол во синонимов: 1 • гусли (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

самогуды — ов; мн. Нар. поэт. Сказочные гусли, играющие сами собой. Гусли самогуды … Энциклопедический словарь

самогуды — ов; мн.; нар. поэт. Сказочные гусли, играющие сами собой. Гусли самогуды … Словарь многих выражений

Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. — Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. — Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Эолова арфа — Эолова арфа. Ср. И не рѣдко клялся я на вѣкъ замолчать, Чтобъ съ толпою въ забвеніи слиться, Но Эолова арфа должна зазвучать, Если вихрь по струнамъ ея мчится. Надсонъ. „Окрыленнымъ мечтой сладкозвучнымъ стихомъ“. Ср. Мнѣ чудятся другіе звуки,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Россия. Искусство: Музыка — Доисторический и древний период. 1) Светская музыка. Нет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ГУСЛИ — жен., мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. | пермяц. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для … Толковый словарь Даля

Источник

Значение слова «гусли-самогуды»

Гусли самогуды что это значит

гу́сли-самогу́ды

1. фант. гусли, которые сами играют

Делаем Карту слов лучше вместе

Гусли самогуды что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: княжеский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «гусли-самогуды&raquo

Предложения со словом «гусли-самогуды&raquo

Цитаты из русской классики со словом «гусли-самогуды»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «гусли-самогуды&raquo

Потом он отказался от предложенного золота и серебра, а взял гусли-самогуды.

Тогда сейчас же прикажу тебе гусли-самогуды доставить, а ты их отвези царю своему с моими наилучшими пожеланиями.

Синонимы к слову «гусли-самогуды&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Гусли-самогуды в сказках

Гусли самогуды что это значит

Гусли. Даже те, кто с гусельным звучанием не знаком, переживают особое волнение, услышав само слово. Гусли. из глубин сердца с этим словом веет чем-то древним, седым, родным и знакомым, словно просыпается та часть нашего существа, что связывает нас с истоками. И снова, сколько бы ни было тебе лет, ты видишь себя 5-летним мальцом, при свете лучины, на русской печи слушаешь бабушкины сказки. Бабушка, а что такое гусли? Гусли-самогуды?! Ух ты, а это как?!

А может, именно так в наши детские души и попало это слово и его «вкус»? Есть ли сказки, где упоминаются гусли, гусли-самогуды? Конечно, есть!

1. Русская народная сказка «Гусли-самогуды» из сборника А.Н. Афанасьева:
. Взвалил Ванька на плеча два мешка с репою и понёс за мальчиком, а мальчик впереди бежит, припрыгивает и говорит: «Меня дедушка кажный день посылает за репою. Коли ты будешь носить ему, он даст тебе много серебра и золота; только ты не бери, а проси гусли-самогуды».
. Ванька подошёл к пастуху, купил у него свиней и начал пасти. Как только заиграет он в гусли-самогуды, а перед ним все свиньи пляшут.

3. Марийская народная сказка «Гусли-самогуды»:
. Но лужавуй(князь, староста) опять, как и в прошлый раз, не выполнил обещания. Взял драгоценный камень и пригласил Эчана за стол, позвал виночерпия.
— Самый лучший ты мой слуга, — начал лужавуй льстивую речь. — Прослышал я, что далеко-далеко, не в наших пределах, живет хороший мастер. Он делает гусли, которые сами играют. Достанешь мне такие гусли — три руэма получишь.
Эчан начал было говорить про свою Пампалче, про свадьбу, но лужавуй опять за свое:
— Такой молодой джигит! Невеста в разлуке полюбит крепче. Да и жениться рано — какой резон? Погулять- походить надо молодому джигиту по белу свету, пока не попал он в тенета семейные…
Помнил Эчан, возвращаясь домой, что лужавуй обещал ему три руэма земли.
. Получил Эчан гусли-самогуды и, счастливый, вернулся домой. Но тут он узнал о великом горе: лужавуй взял его Пампалче и объявил своей наложницей. Пампалче отказалась быть одной из жен лужавуя, и он посадил ее в темницу.
Зашел Эчан к лужавую в дом и сказал: «Играйте, гусельки!» Вся дворня, все подручные и советчики лужавуя, да и он сам, пустились в пляс и никак остановиться не могут.
— Хватит мучить меня, Эчан, — взмолился хозяин. — Я даю тебе три руэма земли, забирай свою Пампалче, только уйми эти окаянные гусли, пусть они не играют.
— Я прикажу гуслям не играть, но ты отпусти всех наложниц и обещай не брать больше с наших людей ясак.
— Все обещаю — слово лужавуя.
— Хватит! — сказал Эчан, и гусли-самогуды смолкли.

Автор статьи: Александр Гришин

Источник

Гусли самогуды что это значит

Гусли самогуды что это значит

Гусли самогуды что это значит

Астрология на кухне запись закреплена

Казалось бы, это и есть то, для чего Герой отправился в путь, зачем идти еще куда-то, с кем-то биться, кого-то спасать? Но, как мы помним, подарки Бабы Яги пригодны к употреблению только в Нави. Это значит невозможность беспрестанно слышать «голоса богов» в Явном мире, вернее, невозможность находиться в Явном мире в то время, как ты слышишь «голос богов» – ты либо здесь, либо там. А ежели между этими мирами в психике отдельно взятого человека происходит путаница, из Яви ему торжественно вручается диагноз «шизофрения», ну или, в крайнем случае, можно выбрать карьеру юродивого или отшельника. Ты либо в сознании, в вещественном мире и ориентирован на внешнее, материальное, на связи с другими, либо в бессознательном, чувственном, творческо-сказочном. Пребывание во втором мире – в Нави или в Тридесятом царстве, где только и можно расслышать музыку волшебных гуслей, опасно затягивать на долгое время, ибо есть вероятность больше не вынырнуть на поверхность, не возвратиться в Явный мир. Перефразируя Ницше, если слишком долго всматриваться в бездну, бездна может посмотреть в тебя. Однако это вовсе не то, что нужно Самости. Боги заинтересованы в том, чтобы ты, услышав их волю из глубин бессознательного, поднялся на Белый свет и воплотил их замыслы наяву – во благо себе и людям. В этом и есть подвиг Героя – обновить Явный мир, сделать его лучше. При этом масштабы обновления не бывают несущественными, масштабы – это всего лишь категория Сознания. Поэтому, для кого-то это изобретение perpetuum mobile, для кого-то новый рецепт оладий, для кого-то рождение ребенка, для кого-то вдохновляющая фраза, вскользь брошенная малознакомому человеку. Кто его знает, чем все это обернется в масштабах вечности?

Волшебные гусли недаром само-гуды, они играют сами по себе. Яга дарует Герою лишь возможность слышать их тогда, когда он этого захочет, и, самое главное, различать в абсолютно хаотичном для нетренированного уха сонме звуков соответствующую текущей ситуации мелодию, которая, будучи распознанной, далее сама упорядочит события, закружит в танце Морского Царя или Царевну Несмеяну, соберет к закату диких кобылиц. В нашем материальном мире это означает возможность слышать голос Самости, погружаясь в мир бессознательного во время медитации, практики активного воображения, творческого созидания. Услышать новую мелодию волшебных гуслей – значить постигнуть настоящие, важные связи в текущих жизненных обстоятельствах, что прежде казались хаотичными и бессмысленными. А сделать это довольно просто. Нужно всего лишь на всего честно, не умом, а сердцем, ответить на вопрос: какова общая цель и смысл у всех Ваших последних невзгод, жизненных коллизий и неожиданных непринятых сюрпризов?

Что все это значит в реальном мире, в котором живем мы с вами? Простите, я забыла сказать, что Герой уже видал полотенца и до встречи с Бабой Ягой, она лишь напомнила ему о принципе метонимии. Это я говорю к тому, что любая макромодель – всего лишь увеличенный аналог чего-то малого, уже хорошо знакомого, единственная проблема состоит в том, что наше Сознание до встречи с Колдуньей не замечает связи, сходства по общим признакам.

Авдотья хотела замуж за своего коллегу Артемия Осьминогова, за которого, нужно сказать, хотели замуж все молодые сотрудницы их отдела. Осьминогов же оставался в равной степени ко всем обходительно-равнодушным. Что было предпринять влюбленной Авдотье, для которой замужество с вожделенным коллегой казалось чем-то столь же далеким и недосягаемым, как Остров Буян или Тридесятое царство для Ивана царевича? Конечно, сходить к Бабе Яге и получить полотенце – мост к мечте. Иначе говоря, задать себе вопрос, хоть бы следующий: «А как я строила связи, удачно заводила новых близких друзей в детстве, в новом дворе, в кружке фигурного катания и в новом детском саду?» И дальше Авдотья вспомнит, что она просто подходила к понравившимся ребятам и говорила: «Давай дружить, у меня есть домик для куклы (конструктор, журнал с фотографиями фигуристов-олимпийцев)».

Дорогой Читатель, Вы и представить не можете, как закончилась эта история!

Авдотья, пока остальные барышни с ее работы томно вздыхали, кокетливо отводили взор, разорялись на обновки или нарочито игнорировали Осьминогова, просто-напросто подошла к нему и сказала: «Слушай, давай дружить, пошли сегодня в кино». А дальше случилось уж совсем невероятное: окрыленная своим успехом Авдотья, в ресторане, где они оказались после кино уже по приглашению кавалера, неожиданно для самой себя сказала: «Слушай, Осьминогов, а может поженимся?», на что он еще более неожиданно ответил: «А почему бы и нет?».

Пример, приведенный выше, конечно, не руководство к действию (хотя, почему бы и нет?), а лишь один из частных случаев метонимии, один из тысяч вариантов переплетения основы и утка. Вместо «активного наступления» для завоевания новых друзей можно, например, просто затеять во дворе какую-нибудь новую невероятно увлекательную игру и просто ждать, когда остальные дети сами подойдут и поинтересуются, а что это ты такое делаешь, помнится, так делала я сама. А еще можно просто делать безразлично-загадочный вид, и люди, распаленные тайной, сами начнут проявлять к тебе жгучий интерес. Таким способом, к слову, весьма успешно пользовался вышеупомянутый г-н Осьминогов. Вариантов, как говорится, вагон и маленькая тележка, сколько душе угодно, только выбирай.
Таким образом, в ткани нашей жизни уже обязательно случалась ситуация, обладающая метонимическим сходством с текущими коллизиями и задачами. Нам нужно хорошенько рассмотреть подаренный Ягой рушник, и мы обязательно вспомним, где основа и уток переплетались схожим образом. А как только вспомним, тут же сможем перекинуть мост из текущего состояния в новое будущее.
Волшебный клубок. Этот подарок Бабы Яги служит компасом в стран-ствии по ту сторону Калинового моста. Все что нужно сделать герою, это бросить его наземь, взяться за кончик нити, и далее неотступно следовать туда, куда он катится. Волшебный клубок, что содержит в себе два важных символа – шар и нить, является безупречным олицетворением целостной человеческой жизни, как душевной, так и физической.

Шар, еще в большей степени, чем круг, так как он существует в трехмерном пространстве, символизирует Самость – совершенство, трансцендентность между бесконечностью и законченностью. Эта геометрическая фигура отображает непрерывность развития мироздания, единство времени и событий. И шару, и кругу свойственна ориентация на центр, который остается невидимым, но именно он задает радиус окружности, собирает на определенном расстоянии от себя всю совокупность отдельных точек пространства. Шар соотносится с числом девять – символом полного цикла, возвращением от множества к единству. В его символике, особенно в русском языке, находит отражение идея цикличности времени: корень слова «время» буквально обозначает «то, что вращается». Шар (глобус) на эмблемах, ко всему прочему – атрибут власти и могущества коронованных особ.

Этот подарок Яги – символ совершенства, единства, полноты, законченности, заключающий в себя как пространство, так и время, является еще и мотком нити – нити судьбы самого героя. Эта метафора не нуждается ни в каких пояснениях, настолько она общеизвестна. Она существует, пожалуй, во всех до единого индоевропейских языках. Во всех языческих культах существовали богини, которые пряли нити человеческих судеб.

Итак, Яга вручает в руки герою собственную судьбу. В начале пути к Восамлению он держится всего лишь за кончик нити (а ведь только ради этой возможности ему пришлось совершить немалые подвиги!), его связь с бессознательным осуществляется в одной лишь крайней точке, но далее он будет сматывать размотавшуюся нить, все больше и больше «удерживая в руках» связь с собственным психическим миром. Его задача – следовать за клубком, двигательным центром которого является Самость, при этом не запутать нить среди деревьев, коряг, электрических столбов и торчащих из земли кусков арматуры, в противном случае он либо потеряет уйму времени на то, чтобы опять выйти к прямой дороге, либо, в худшем случае, вовсе оборвет связь с Самостью.

Запутать нить судьбы – значит потратить время жизни впустую, занимаясь не своим делом, ориентируясь на общественное мнение, уступая требованиям других, вместо того, чтобы держать связь с Самостью. Таких моментов не удается избежать никому – на то мы и люди. Однако наша задача – вовремя понять, что мы сбились с пути, вновь отыскать связь с Самостью и продолжать следовать главной дорогой. Иногда нам стоит попробовать выпутаться из затруднительного положения – распутать все узлы и хитросплетения, освободить нить своей судьбы, что оплела кусты, коряги или целые утесы чужих норм, мнений и ориентиров. Порой случается так, что, действительно, можно вполне безболезненно «отмотать назад»:

Как-то раз у меня на приеме оказался один из «топов» крупнейшего предприятия области. Назовем его Платон. Как человек очень занятой, Платон ограничился одним единственным визитом, так как в его крайне упорядоченной и регламентированной жизни возник один единственный неразрешимый вопрос. На своем предприятии, как ему казалось, он достиг потолка, к чему он шел долго и упорно. Платон занимал очень высокую и очень хорошо оплачиваемую должность. И, как это неизменно случается по закону архетипического жанра, стоило ему расслабиться, наслаждаясь долгожданной стабильностью и финансовым благополучием, Судьба подкинула искушение. Его старый армейский друг (а мужская армейская дружба – это, как мы знаем, особый случай) предложил ему возглавить собственное предприятие. Разумеется, Платон загорелся такой перспективой: во-первых, один из «топов» и гендиректор – должности несоизмеримо разные, во-вторых, можно с самого начала внедрять все свои собственные новаторские бизнес-идеи, а их было немало, в-третьих, та самая армейская дружба, в-четвертых, при таком раскладе вещей потолок оказывался вовсе не потолком, а ступенью к новым карьерным высотам. Но, проект друга был на стадии «стартапа», прибыли сулил лишь в отдаленном будущем, а кредит за дом нужно было выплачивать уже сейчас. Платон был и остается человеком очень разумным и вдумчивым, поэтому несмотря на бутылку коньяка и амбиции, он взял неделю на раздумье. Как раз-таки в эту самую неделю генеральный его предприятия застопорил проект Платона. «Все одно к одному», – подумал он и принял предложение друга. И все бы было хорошо и просто, да только главный сюрприз был в том, что босс в ответ на заявление об уходе предложил Платону такую должность, о которой тот и мечтать не мог, с такой зарплатой, на которую даже при самом идеальном развитии нового бизнеса (чего на практике, конечно, никогда не случается, так как жизнь всегда сложнее самого толкового бизнес-плана) Платон мог бы рассчитывать только через несколько лет. И тут он посмотрел на план друга уже куда как более критично…

Что привело его ко мне? Та самая «невротическая вилка»: невозмож-ность выбора между задокументированным гарантом на процветание и… нет, не амбициями, а словом, данным другу. Платон, бесспорно один из умнейших и честнейших людей, которых я встречала в бизнес-кругах, впервые оказался перед неосуществимым выбором, так как логическим, привычным ему способом такой вопрос не решался.
Проведя нехитрый анализ, проделав расстановку и некоторые другие манипуляции, мы увидели кристально четкую картину его перспектив в должности генерального директора нового проекта – они были весьма безрадостны. Предложение друга оказалось чистой воды «пряничным домиком». А вот предложение текущего босса, что было невольно даже не спровоцировано, а просто ускорено заявлением Платона, и являлось естественной вехой на главном пути. Проблема Платона была вовсе не в выборе между стабильностью и риском, она носила сугубо этический характер. Нужно было просто отмотать назад, отказать другу, и именно это причиняло Платону невыносимые муки совести. Однако в ходе нашего разговора он понял, что действительно бессовестным будет подвести всех троих: себя самого, действующего гендиректора и друга, ведь если он согласится на его предложение, изначально зная, что заключает невыгодную для себя сделку, то и работать он будет спустя рукава, и в конце концов загубит проект. Как было донести это другу? В таких ситуациях срабатывает только искренность: «Прости, я знаю, что подвожу тебя, и мне от этого очень тяжко, но…»

Судя по тому, что Платон больше не обращался ко мне, наш бесхитростный план сработал так, как нужно.
Если ты запутал нить судьбы, порой можно, действительно, осознать, в какой пространственно-временной точке ты совершил промах и просто отыграть назад. Признать ошибку и изменить решение – куда меньший грех, нежели продолжать действовать себе во вред из тех лишь соображений, что кто-то может не понять, обидеться и т.д. К слову, старославянское слово «грех» (грѣхъ) изначально означало вовсе никакое ни непростительное преступление, ни нечто аморальное, а попросту «ошибку», отсюда в современном русском языке остались слова «погрешность» и «огреха». Поэтому нет ничего ужасного в том, чтобы забрать документы из института, написать заявление на увольнение, подать на развод, признать невозможность выполнить обещание, если ты отчетливо понимаешь и чувствуешь – это не твое. Да, кто-то может обидеться, кто-то не понять и осудить.

Источник

самогуды

Смотреть что такое «самогуды» в других словарях:

самогуды — сущ., кол во синонимов: 1 • гусли (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

самогуды — ов; мн.; нар. поэт. Сказочные гусли, играющие сами собой. Гусли самогуды … Словарь многих выражений

Самогуды — мн. нар. поэт. Гусли, играющие сами собою. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. — Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. — Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Эолова арфа — Эолова арфа. Ср. И не рѣдко клялся я на вѣкъ замолчать, Чтобъ съ толпою въ забвеніи слиться, Но Эолова арфа должна зазвучать, Если вихрь по струнамъ ея мчится. Надсонъ. „Окрыленнымъ мечтой сладкозвучнымъ стихомъ“. Ср. Мнѣ чудятся другіе звуки,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Россия. Искусство: Музыка — Доисторический и древний период. 1) Светская музыка. Нет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ГУСЛИ — жен., мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. | пермяц. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для … Толковый словарь Даля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *