Гурбон у армян что
Матах
Мата́х (арм. Մատաղ ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «подносить соль» — мато (մատո) и ах (աղ). Главный смысл матаха — дар Богу через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.
Содержание
Порядок совершения
Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль. Традиционен и символический матах, когда голубь выпускается в небо. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными. Закалывать животное должен мужчина. Голову и внутренности необходимо предавать земле, чтобы остатки животного, которое будет освящено вследствие обряда матаха, не доставались в пищу другим животным. Дарственное животное нельзя приводить в храм, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.
Вместо мяса животного, может быть совершено любое пожертвование, например, хлеб, другая пища, одежда, деньги и т. д. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.
Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим. Мясо бычка, по традиции, раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — в 3 дома. Голубя выпускают в небо.
Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жервоприношениям. Но это не так. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия. Сама сущность матаха отвечает духу и заповедям Нового Завета и не противоречит ему. Матах — не уникальное явление в христианстве, в древней христианской церкви после литургии имели место «трапезы любви», приготовлявшиеся для больных и неимущих.
Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных |
Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.
История
Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.
Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.
Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий. [2]
Аналогичные обряды других христианских народов
Аналогичный матаху обряд существует и в Грузинской православной церкви, которая сегодня относится к числу православных церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически.
Древний армянский обряд жертвоприношения — Матах
Матах (Хурбон) — одна из древнейших сохранившийся до наших дней армянских традиций, которая идёт со времен язычества и соблюдается из поколения в поколение армянами в разных уголках мира.
Обряд жертвоприношения уходит глубоко корнями в язычество. Он сохранился, как культовый: подношение даров и жертвенных животных Богу за его великое милосердие с просьбой дать здоровье, защитить, покровительствовать в помыслах и делах. Насколько эта традиция укоренилась в быту армянского народа, что нашла свое продолжение в Армянской апостольской церкви.
Матах в ААЦ совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или просьбой о помощи. Чаще всего матах используется как обет за благополучный исход чего-либо, например, возвращение из армии сына или выздоровление от тяжёлой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой.
Однако принято совершать матах и в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освещением церкви.
Вместо мяса животного может быть принесёт любое пожертвование, например, хлеб, другая пища, одежда, деньги и т.д. Пиршество или вкушения мяса пожертвованного животного не является смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимушим, тем самым исполняя заповедь
Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо хурбона нельзя хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть или раздать неимущим. При приготовлении использовалась только соль, никаких специй, остатки — кости, шкура, кишечник — предавались земле.
Мясо бычка, по традиции, раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — 3. Голубя выпускают в небо.
Обычно в жертву приносят животных и птиц мужского рода, обязательно здоровых
Хурбон проводит старший сын или ближайший родственник среднего возраста, на рассвете. Данный обряд до сих пор сохранился во многих семьях, особенно в небольших населённых пунктах. Но и так же используется в больших городах где есть армянские диаспоры.
Что такое матах у армян
Древнейшая армянская традиция жертвоприношения, сохранившаяся по сей день, называется мадах (или хурбон). Переводится это слово, как «вознесение соли». Принадлежит этот обряд тем временам, когда процветало язычество, но традицией он стал после принятия армянами христианства. Передается от рода к роду, соблюдается в разных уголках мира, заселенных армянской диаспорой.
Этот обычай берет свои истоки в раннем язычестве. Матах у армян является культовым для большинства верующих. Смысл обряда заключался в подношении даров жертвоприношения животных Богу за его милосердие, дарование здоровья, благосклонность, покровительство в благих делах и помыслах. Этот ритуал настолько укоренился в каждой армянской семье, что стал наследием даже при Апостольской церкви.
Яндекс картинки
В истории зафиксирован факт: сразу после принятия Арменией христианской веры, победы над гуннами, царь Трдат со своими приемниками, произвел обряд матаха. В знак благодарности Богу, царь принес в жертву большое количество животных. А мясо раздал всем нуждающимся. После этого случая, у армян установилась традиция устраивать массовые трапезы в праздничные дни.
Жертвоприношение было двух видов:
Правила совершения матаха
Помимо вареного мяса на стол подавался хлеб, красное вино, брынза, соль (освященная), много свежей зелени. Перед началом застолья еда освещалась священнослужителем. При его отсутствии, участники трапезы самостоятельно читали молитву «Отче наш». Эта же молитва читалась и после завершения традиционного обеда. Разговоры в процессе еды носили религиозный, духовный характер: благодарность Богу за помощь в разрешении сложных жизненных ситуациях, исцеление от серьезной болезни, успокоение усопших душ.
Яндекс картинки
Это интересно! Запрещалось хранить жертвенное мясо или приготовленную из него еду, несколько дней. Оно должно было быть съедено в этот же день.
Принимать участие в обряде имели право только крещенные. Перед общей трапезой должны были быть разрешены все ссоры и недомолвки, улажены семейные проблемы. Желательно было подержать пост за неделю до обряда. В ближайшее к матаху воскресенье — исповедаться, причаститься. При соблюдении всех этих действий, церемония считалась правильной и принятой Богом.
В наши дни
В современное время армянский матах сохранился во многих семьях, передаваясь из поколения в поколение. Наиболее распространено соблюдение старых традиций в провинциальных населенных пунктах. Реже подобные традиционные церемонии проводятся в больших городах.
Часто современный мадах имеет исключительно символический характер. Голубь не приносится в жертву, а выпускается в небо. Но подобная традиция не будет считаться актом благотворительности — нуждающиеся не получают от данного обряда милостыни. Соль также не освещается.
В церкви советуют не тратить деньги на покупку голубей, а отдать эти средства нуждающимся напрямую в руки. Это будет более правильно и милосердно.
Также принято жертвовать одежду, деньги, любые другие продукты питания. Особенно это актуально в постные дни, когда запрещено употреблять в пищу мясные продукты, но следует заниматься благотворительностью, совершать милосердные поступки.
В наши дни, некоторые полагают, что эта традиция является кровной жертвой, подобием языческих жертвоприношений. Многие ошибочно сравнивают обряд с неправильными языческими обрядами, обычаями: ходят вокруг храма с животным перед закалыванием, обмазываются жертвенной кровью, разбрызгивают ее на стены церкви. Подобные манипуляции не имеют с обычаем милосердия матахом ничего общего. Современная Армянская церковь категорически не поддерживает подобные действия, призывает не делать подобного.
Гурбон у армян что
Мата́х (арм. Մատաղ) — обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Дословно матах означает «палец соль» — мат (палец) и ах (соль). Главный смысл матаха — проявление милосердия через сотворение милостыни бедным, пожертвование. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо просто раздачей мяса пожертвованного животного.
Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жервоприношениям. Но это не так. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия.
Традиция матаха возводится к словам Господа:
» Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.» (Лук.14:12-14)
Важно знать:
1. Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, голубь или петух), и соль.
2. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными.
3. Закалывать животное должен мужчина.
4. Голову и внутренности необходимо предавать земле
5. Дарственное животное нельзя приводить в храм, поскольку церковь символизирует рай, куда животное входить не должно.
6. Поскольку матах это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли (символом чистоты и освящения).
7. Освященной солью кормится животное, после забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется.
8. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.
9. Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста
10. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим.
Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.
Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.
Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.
Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий.
Гурбан байрамы – особенности праздника, правила и ритуал жертвоприношения
Напомним, в 2021 году хадж проходит с 17 по 22 июля. Из-за пандемии коронавируса власти Саудовской Аравии разрешили отправиться в паломничество в Мекку и Медину только тем мусульманам, которые проживают на территории страны. При этом хадж смогут совершить не более 60 тысяч человек. При этом каждый из верующих был обязан предварительно пройти вакцинацию. Приоритет отдавался пожилым людям, не совершавшим Хадж по крайней мере в течение последних пяти лет. В 2020-м из-за нестабильной эпидемиологической ситуации в мире верующие из других государств впервые не смогли посетить святыни. Из проживающих в стране мусульман для хаджа были отобраны только 10 тысяч человек.
Как начинается праздник
Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, умастить себя благовониями.
После праздничной молитвы в мечети имам читает проповеди, восхваляющие Аллаха и его пророка Мухаммеда (С), затем разъясняется суть праздника, рассказывается о поступке пророка Ибрахима, о значении хаджа и обряда жертвоприношения. По окончании проповеди мусульмане, как правило, совершают религиозный ритуал, раздают жертвенное мясо нуждающимся, посещают кладбище, где читают молитвы за упокой души умерших, а также совершают паломничество к местным святыням.
Как правило, праздник длится три дня. В течение всего этого времени мусульмане просят у своих близких прощения за плохие поступки, посещают могилы предков и молят Аллаха о добре и мире. Для мусульман Гурбан байрамы не только праздник, это и возможность получить отпущение грехов перед Всевышним. В этот день принято приносить в жертву животное и часть мяса отдавать бедным. Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку и самые главные события отмечаются на святой земле. Главный обряд праздника совершается в Мекке, в долине Мина, где пророк Ибрахим, покорившись воле Аллаха, был готов принести в жертву своего сына Исмаила. Но Аллах, увидев, что Ибрахим смирился с жертвой, позволил заменить сына ягненком.
Какое животное можно приносить в жертву
Ритуал жертвоприношения
Как правило, мусульмане приготовленных к закланию животных увешивают всевозможными украшениями, ожерельями, ленточками и колокольчиками, раскрашивают яркой краской.
Считается, что с первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего жертвоприношение.
Как распределяется жертвенное мясо
Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. В Коране говорится «. чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!».
Жертвенное мясо по обычаю делится на три части: одну часть отдают бедным, вторую подают на стол как угощение для родственников, друзей и соседей, а третью мусульманин оставляет себе.
Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые съедают за праздничной трапезой, а также раздают друзьям, соседям и малоимущим. Каждый мусульманин в этот праздник должен съесть мясное блюдо. Обычно это плов, соютма и т.д., в зависимости от национальной кухни. А дети угощаются различными сладостями.
Праздничный стол включает разнообразные блюда из всех видов пищевых продуктов, но, прежде всего из мяса жертвенного животного. Как правило, в первый день готовят сердце и печень. На второй день в большинстве мусульманских семей варят супы из бараньей головы и ножек и подают традиционные блюда из мяса с гарниром из бобов, овощей и риса. На третий и четвертый день едят супы из костей и жареные бараньи ребрышки.
Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Значение жертвоприношения
Согласно мусульманским преданиям, на спине животного, принесенного в жертву, правоверный сможет проследовать в рай, минуя мост Сират, «тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя», перекинутый над адом. Если же мусульманин уклонится от принесения жертвы, то не сможет преодолеть Сират и попадет в ад.
В Коране про «Гурбан» говорится следующее:
»Молитесь и делайте жертвоприношение ради Создателя вашего, чтобы Он был доволен вами». В другом священном аяте говорится: »Для Аллаха важны не кровь, не мясо жертвоприношения, важна ваша Богобоязненность», т.е. жертвоприношение богобоязненного Всевышний примет.
В празднике Гурбан кроется суть помощи бедным, неимущим (мясо, принесенных в жертву животных, раздается, как милостыня), это радует их сердца и способствует доброжелательным отношениям среди мусульман. Также это является испытанием нашей веры в Аллаха.
Про значимость праздника Гурбан пророк Мухаммед (С) говорил: