Гуны в йоге что это
Гуны материальной природы: саттва, раджас, тамас
Если вы только начинаете знакомиться с ведической философией или аюрведой, то вам обязательно попадётся словосочетание «три гуны материального мира» — одно из основных понятий, описывающих взаимодействие человека и природы. Давайте вместе попробуем разобраться, что такое гуны, и какое влияние они оказывают на нашу повседневную жизнь.
В буквальном переводе с санскрита «гуна» означает «верёвка». В более широком понимании — это нить, связывающая воедино все наши действия, и сила, заставляющая нас поступать так, а не иначе. Доктор аюрведы и автор нескольких книг на эту тему Дэвид Фроули считает, что гуны «связывают нашу душу».
Если попытаться дать определение, то можно сказать, что гуна — это энергия, способная как затуманить человеческий разум, так и вознести его. На Земле и в других мирах нет ни одного живого существа, которое не находилось бы во власти гун. И сейчас в каждом из нас, из тех, кто читает эту статью, идёт незримый процесс под влиянием одной или нескольких гун.
В «Ведах» упоминаются три гуны, которые смешиваются и переливаются в каждом из нас:
Саттва — гуна благости
Деятельность человека, находящегося в гуне благости, в каждом своём проявлении пронизана чувством любви и счастья. Жизнь и действия в саттве предполагают следование своему предназначению и безусловную наполненность, привнесение в мир знаний и радости.
Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.
Саттвичный человек легко контролирует своё эмоциональное состояние и поддерживает благоприятный для окружающих фон. Другими словами, его не выбивают из колеи временные неудачи и невзгоды. Спокойствие — неотъемлемая часть его характера, и как личность, наделённая энергией света, он распространяет её на благо человечества.
Становление человека на духовном пути тоже происходит благодаря влиянию саттвы. Маленькое семя духа, данное нам в начале жизни, проходит весь путь от зародыша до сбора плодов. Саттва есть сила и удобрение для этого семени. Гуна благости наделяет человека решимостью и непоколебимой дисциплиной в достижении цели. Например, подобная решимость может проявляться на коврике для йоги, когда человек вновь и вновь возвращается к асанам, работает над своим телом и сознанием.
Отметим, что такие личности никогда не стремятся к своей цели любой ценой. Абстрагированность от конечного результата, бескорыстность и непривязанность — отличительные качества человека под знаком благости.
Благодаря упорному труду и скрупулёзной работе над собой, каждый способен увеличить саттвичную энергию своей души. Полезными в такой ежедневной работе будут:
Среди людей с доминирующей саттвой много философов, мудрецов, а также деятелей науки.
Нельзя не упомянуть о правильном рационе (здесь нам на помощь приходит аюрведа), включающем следующие саттвичные продукты:
Саттвичный темперамент предполагает внимательное отношение к своему здоровью. Такие люди никогда не объедаются и предпочитают свежую, здоровую, вкусную пищу. Для них важно сохранить ум чистым и радостным. Если повар пребывает в невежестве, если он в гневе или преисполнен отчаяния, если он небрежен к еде и гостям, пища также наполнится его энергией. Продукты животного происхождения, в какой бы обстановке они не были приготовлены, никогда не будут саттвичны.
Сознание саттвы стремится и тянется к знаниям и великой истине и, как итог, к пониманию счастья, не потерянного в прошлом и не спрятанного в будущем, а счастья в каждой минуте настоящего, привносит в мир гармонию.
Раджас — гуна страсти
Если попытаться описать раджас одним словом, то это «возбуждение». Постоянная гонка за славой, богатством, престижем или известностью. Перманентное соперничество за место под солнцем. Это, как нетрудно догадаться, главенствующая гуна в нашем мире. Человечество вошло в эпоху мегаполисов, а крупные города со всё возрастающим ритмом жизни, несомненно, подпитывают гуну страсти. В такой обстановке начинают проявляться худшие человеческие качества.
Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощённое живое существо узами материальной корыстной деятельности
Любая деятельность в гуне страсти либо приносит краткосрочное удовлетворение, либо не приносит его вовсе, а быстрая физическая и психологическая утомляемость вынуждает бросать одно дело и начинать другое. Несчастный человек крутится как белка в колесе, но внутри пустота. Вспомним старинную русскую поговорку «голова ногам покоя не даёт» — она как нельзя лучше характеризует подобную ситуацию. Типичное проявление раджаса — гнев, нетерпение, ревность и агрессия.
Но в то же время для таких людей свойственны храбрость и отвага. Ещё одна отличительная черта гуны страсти — желание спорить и доказывать свою правоту. Своего рода энергетический вампиризм.
Духовный поиск отходит в мире быстрой выгоды и постоянной спешки на второй план: главное в раджас-мировоззрении — материалистичная сторона мира. Такой поиск можно сравнить разве что с попыткой вскочить в поезд на ходу. Даже осознавая своё положение, раджасичный человек не способен моментально скинуть груз прежних привычек.
Понимание некорректности своих поступков, но отсутствие воли и энергии, только усугубляет страдание и сталкивает человека с подножки духовного поезда. Постоянно встречающийся скептицизм не позволяет надолго выходить за рамки стереотипного мышления.
Говоря о рационе, увеличивающем гуну страсти, стоит упомянуть следующие продукты:
Не стоит, однако, думать, что под влиянием раджа-гуны индивид превращается в сосредоточение порока. В повседневной ситуации сторонний наблюдатель не всегда увидит проявления гуны, но для йога такие проявления очевидны. Раджас — это гуна отложенного счастья: оно всегда на горизонте, но недостижимо.
Тамас — гуна невежества
Тамас — разрушение, хаотичность и уничтожение, всплывающие на поверхность человеческой души лень, апатия, равнодушие и невежество. Впервые увидев человека, не всегда можно определить, в каком состоянии он находится, — спокойствия и умиротворения саттвы или равнодушия тамаса.
Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порождённая невежеством, держит все воплощённые живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу
В состоянии тамаса человек не ставит перед собой серьёзных целей и задач: его разум всё время затуманен. Он привык существовать в своём апатичном, безнравственном мире, как в большой грязной луже, и не желает его покидать. Хотя и не утрачивая способности к труду, человек скорее похож на двигающийся по инерции автомобиль, чем на полноценный отлаженный механизм.
Под влиянием невежества люди могут опуститься на самое дно социальной лестницы, так как подвержены различным зависимостям. Не пытаясь сохранить и поддерживать своё единственное физическое тело, данное при рождении, невежественные личности могут быстро превратиться в больных ходячих зомби.
Пища повышающая тамас:
Любой разум стремится познать путь к счастью, но когда сознание человека затуманено гуной невежества, а тело одолевают болезни, то такой путь сродни блужданию в тёмном лесу. Человек в тамасе невольно озирается назад и ищет счастья в прошлом, поднимая из пластов памяти приятные моменты, встречавшиеся на его жизненной тропе.
В этой статье каждая гуна показана отдельно от других и в таком чистом проявлении не встречается. Будто бы коктейль, замешанный создателем в отдельной личности, наша ментальная конституция оказывается под влиянием благости, страсти и невежества одновременно. Однако проявлений раджаса и тамаса настолько много, что мы как отдельные индивиды и вид в целом уже начинаем забывать, что есть и иной путь — путь самопожертвования, путь бескорыстия и любви, путь помощи и альтруизма. Все три гуны способны брать бразды правления нашей души, но мы хозяева своего разума, и только нам выбирать какую энергию развивать.
Если вы почувствовали, что у вас преобладает энергия низших гун, то это уже большой шаг на дороге к благости. Окружайте себя предметами благости, разговаривайте с людьми в благости, посещайте места духовной силы. Постепенно, согласно принципу замещения, саттва-гуна начнёт вытеснять страсть и невежество. В дальнейшем вы можете найти опытного наставника — человека, который поддержит вас на непростом пути. Ни на секунду не останавливайте свой поиск истины, и ваш жизненный сосуд всегда будет полон. Будьте здоровы.
Три гуны
Если Доши — это компоненты тела, то Гуны являются составляющими ума. Именно они определяют тип личности и то, как будет функционировать мозг человека. Согласно Ведам, все процессы нашего мира: создание, развитие и разрушение, связаны с тонкими силами, которые пронизывают нашу вселенную вдоль и поперек. Эти невидимые субстанции и называются Гунами. На санскрите «Гуна» означает «качество». В Аюрведе они наряду с Дошами составляют фундамент всего учения, но в отличие от телесных составляющих, Гуны характеризуют качества природы в целом и данное понятие применимо абсолютно ко всем процессам, протекающим в мире. Итак, за всё происходящее во вселенной отвечают три элемента: Тамас, Раджас и Саттва, при этом каждый из них характеризуется преобладанием определенной Гуны. Тамас-гуна — это лень, ошибочное восприятие, деградация, беспомощность и депрессия. Раджас-гуна — борьба, беспокойность и возбуждение. Саттва-гуна — невозмутимость, умиротворение, спокойствие, просветление, духовность.
В утреннее и вечернее время преобладает Саттва, днем — Раджас, а после захода солнца все полгащает Тамас-гуна. Как взаимодействуют Гуны?
Гуны не могут существовать изолированно. Им постоянно нужно находиться в каком-либо событии, предмете или теле живого существа. При этом, очень большое значение имеет то, какая субстанция является преобладающей. К примеру, у животных больше Тамаса, у человека — Раджаса, а в ангельских и божественных существах доминирует Саттва.
Людям, желающим жить спокойно, чувствовать гармонию и умиротворение, нужно сбалансировать Тамас, Раджас и Саттву. Когда эти субстанции присутствуют в организме в неверных соотношениях, то человек начинает ощущать себя подавленным, слишком возбужденным и апатичным. Спустя определенное время, если ничего не делать, то это может привести к возникновению серьезных отклонений, например к депрессии.
Очень многое здесь зависит от того, как ведет себя человек, что делает и с кем общается. Так, например, когда мы часто находимся в обществе, где преобладают раздражительные люди, это в результате приведет к телесному и нервному истощению.
Согласно древнему священному тексту индуизма «Бхагавад Гите», в человеческом организме всегда идет борьба между тремя Гунами, однако, какая-то одна из них постоянно доминирует. От их соотношения, собственно, и зависит то, каким характером обладает человек.
Для того чтобы узнать какая из вселенских сил преобладает у вас, достаточно только прислушаться к самому себе, а также проследить за тем, как вы реагируете на определенные жизненные ситуации.
Как влияет Саттва?
Если в сознании доминирует Саттва, то человек очень внимательно относится к другим людям и жизненным ситуациям, он не ищет во всем личную выгоду, становится менее корыстным и более искренним не только по отношению к другими, но и с самим собой. Его душа является радостной, доброй и чистой, что приближает его к божественному. Преобладание Саттвы позволяет человеку успешно учиться, у него хорошо развита интуиция, а также могут быть способности к ясновидению. Для того чтобы в разуме стала преобладать именно эта Гунна, нужно тренировать себя: изучать священные тексты, общаться с мудрецами, отказаться от пищи мясного происхождения и повторять мантры. Ученые, философы и мыслители — это как раз те люди, в чьей душе доминирует Саттва-гуна.
Как влияет Раджас?
Раджас — это Гуна, крторую характеризует высокой активностью. Она предполагает разжигание страсти, полную самоотдачу для достижения поставленной цели и неукротимость желаний. Человек, в котором доминирует эта Гуна, жаждет материальных ценностей, похотлив и склонен к амбициям. Раджас подобен пламени, которое все сильнее и сильнее разжигает восприятие внешнего мира, тем самым вызывая желания. Люди, у которых преобладает данная Гуна, никогда не бывают в полной мере удовлетворены. Из-за Раджаса человек не способен объективно мыслить, он постоянно стремиться заполучить все больше и больше, а также требует, чтобы окружающие признали его исключительность. Обычно такие люди в обществе выступают в качестве лидеров.
Как влияет Тамас?
В том случае, если в человеческом сознании преобладает Тамас, то он очень легко поддается влиянию ложных убеждений и мыслей. Люди с данной Гуной склонны проводить много времени во сне, они часто совершают глупые поступки и не могут регулярно и плодотворно трудиться. Тамас делает из человека невежественное и инертное существо, которое не способно мыслить должным образом. Из-за данной субстанции в душе скапливается тьма, а сознание пропускает ложные знания. Тамасичный человек — это тот, кто больше предпочитает отдых, а не активные действия.
Как управлять Гунами через пищу?
Все люди могут самостоятельно управлять балансом Гун в своем сознании. Сделать это можно как посредствам физической деятельности и смены направления мыслей, так и посредствам изменения привычек питания. Так, для того, чтобы повысить уровень Саттвы нужно есть больше молочных продуктов, круп, фруктов, орехов, меда, бобов и злаков. В том случае, если вы много занимаетесь интеллектуальной деятельностью или практикуете медитацию, то вам нужно пересмотреть свой рацион в пользу именно этих продуктов. Они позволят вам обрести легкость мысли и войти поток, в котором вы сможете намного продуктивнее осуществлять свою деятельность.
В том случае, если вы хотите проявить себя активным, деятельным человеком, и хотите обратить на себя внимание, значит, нужно употреблять Раджасическую пищу. Благодаря такой еде можно обрести чувство уверенности. К ней можно отнести: сахар, соль, чай, кофе, мясо и почти все специи.
В свою очередь Тамасическая пища — это всегда вредная еда. К таковой можно отнести все несвежее, жирное, алкоголь, табак, кондитерские и мучные изделия, а также лекарственные препараты. Из-за всех этих продуктов в разуме начинает доминировать Тамас-гуна, появляется чувство беспокойства, вялости, упадка сил и нежелания чем-либо заниматься.
Гуны в йоге что это
• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.
• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.
• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
• Гуна страсти разжигает алчность.
• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.
Три гуны: саттва, раджас, тамас
Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.
Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.
Саттва – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;
Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.
Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:
а наш разум характеризуется 3-мя Гунами:
Саттва – знания, чистота, непорочность
Раджас – действие, страсть
Тамас – инерция, невежество
Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.
Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.
Далее приводятся признаки каждой из гун.
1. Саттва-гуна
• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
• Гуна благости порождает истинное знание.
• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.
• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.
• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.
2. Раджа-гуна
• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
• Гуна страсти разжигает алчность.
• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.
• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
3. Тама-гуна
• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.