Гунах в исламе что такое

Гунах в исламе что такое

Полезное

Смотреть что такое «ГУНЫ» в других словарях:

ГУНЫ — понятие индийской философии, прежде всего санкхьи, где гуны составные качества силы пракрити, действующие в космическом, индивидуально психологическом и этическом планах: саттва (гармония, уравновешенность, святость), раджас (источник движения и… … Большой Энциклопедический словарь

ГУНЫ — ГУНЫ, ГУННЫ, гуннов, ед. гун, гунн, гунна, муж. 1. Тюркское племя, в 4 в. прошедшее через юг России в Зап. Европу и частью осевшее в нынешней Венгрии (ист.). 2. перен. Дикари, уничтожающие культурные ценности; варвары, вандалы (книжн.). «Где вы,… … Толковый словарь Ушакова

ГУНЫ — ГУНЫ, ГУННЫ, гуннов, ед. гун, гунн, гунна, муж. 1. Тюркское племя, в 4 в. прошедшее через юг России в Зап. Европу и частью осевшее в нынешней Венгрии (ист.). 2. перен. Дикари, уничтожающие культурные ценности; варвары, вандалы (книжн.). «Где вы,… … Толковый словарь Ушакова

Гуны — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш … Википедия

гуны — понятие индийской философии, прежде всего санкхьи, где гуны составные качества силы пракрити, действующие в космическом, индивидуально психологическом и этическом планах: саттва (гармония, уравновешенность, святость), раджас (источник движения и … Энциклопедический словарь

Гуны — (Gunas) Качества Природы. Существуют три гуны: постоянство (тамас, см.), беспокойство (раджас, см.) и упорядоченность (саттва, см.). Развитие всех сущностей Природы проходит через три стадии, соответствующие этим гунам; это относится и к человеку … Словарь йоги

ГУНЫ — [cанскр. нить, прядь, свойство], одно из основополагающих понятий инд. философии, в частности философии санкхьи, концентрирующее в себе своеобразие ее онтологии и нашедшее отражение во мн. мифологических, космологических и этических концепциях… … Православная энциклопедия

Гуны — В древне индийской философии субстанции силы, входящие в состав пракрити и направляющие ее развитие в определенном направлении. Учение о гунах получило особое развитие в Санкхье: пракрити состоит из трех гун саттвы, лежащей в основе удовольствия… … Религиозные термины

гуны — г уны, гун (филос.) … Русский орфографический словарь

гуны — (понятие индийской философии) … Орфографический словарь русского языка

Источник

Гунах в исламе что такое

Гунах в исламе что такое

Под гунами в санкхье понимаются три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.

Содержание

Определение

Гунах в исламе что такое

Гунах в исламе что такое

В буквальном переводе с санскрита слово «гуна» означает «верёвка». Верёвка изготавливается путём переплетения трёх пучков волокон. Вначале волокно разделяется натрое, и получившиеся три нити скручивают вместе, после чего скручиваются второе и третье волокно. В конце получившиеся три нити волокон переплетают вместе. Таким образом, верёвка становится очень прочной. Точно так же, в результате смешения трёх гун материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса — появляется некий вторичный продукт. Затем они опять смешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая верёвка, состоящая из гун, переплетённых бесчисленное количество раз. Таким образом, майя связывает индивидуума всё сильнее и сильнее. Своими силами он не в состоянии освободиться от пут иллюзорной энергии. В результате, человек вынужден тяжело трудиться для поддержания своего существования, вести борьбу за существование. В то же самое время, в материальной жизни человек всегда, словно пламенем, охвачен страхом, потому что не знает, что произойдёт в следующий момент. В конце концов все надежды человека и его планы на счастье в этом мире прерываются смертью.

Гуны также можно сравнить с цветами красный, зелёный, синий, которые перемешиваясь создают все остальные цвета.

Гуны в философии санкхья

В представлении философии санкхья три гуны не разделяются, они связаны подобно пламени, маслу и фитилю в лампе. Гуны составляют основу Пракрити и являются причиной разнообразия мира (в зависимости от того, какая из них преобладает в конкретной вещи). Уже в «Санкхья-карике» под гунами подразумевают элементы пракрити.

Таким образом, саттва — это форма или проявление объекта, раджас — действие, которое способствует проявлению, тамас — сопротивление или бездействие, которое необходимо преодолеть.

Три гуны материальной природы в вайшнавском богословии

Большинство людей полагают, что управляют всеми своими действиями и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако в «Бхагавад-гите» утверждается, что это не так, человек — лишь марионетка во власти трёх гун материальной природы:

Гунах в исламе что такоеКаждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение. [1]Гунах в исламе что такое

Жизнь индивидуума, пребывающего в саттва-гуне, может показаться вполне счастливой, однако, он остаётся обусловлен телесной концепцией жизни и поэтому находится в иллюзии. Он может считать себя Джоном, американцем, мужчиной средних лет, верным мужем, заботливым отцом, разумным, образованным и т. д. Но все эти критерии материальны, так как находятся на уровне тела и ума. Он ещё не осознал, что является душой, вечным слугой Бога, а не телом или умом. До тех пор, пока индивид будет отождествлять себя с телом, он будет находиться под влиянием трёх гун и испытывать страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью. Даже человек, находящийся в саттва-гуне, обусловлен подобным образом. Те, на кого влияет раджас и тамас, связаны попытками удовлетворять свои бесчисленные желания, а пребывающие в тамо-гуне, связаны безумием, ленью и сном.

Бог в вайшнавизме выступает как совершенно независимая Личность; Он волен делать всё, что пожелает. А поскольку все живые существа являются Его крохотными частичками, они тоже имеют в себе свойство быть независимыми, но только в меньшей мере. Таким образом, согласно желаниям индивида, его тело действует либо в саттве, раджасе или тамасе, либо в сочетании этих гун, поскольку его желания материальны. Желания индивида являются результатом отождествления с материальным телом, и поэтому они являются продуктами трёх гун материальной природы. Пути, которыми индивид пытается удовлетворить эти желания, также материальны.

Вишуддха-саттва

В то время как материальным миром правят три гуны материальной природы, в духовном мире, Вайкунтхе, гуны страсти и невежества полностью отсутствуют; там есть только вишуддха-саттва — гуна благости, свободная от примеси невежества и страсти. В материальном мире даже тот, кто целиком находится под влиянием гуны благости, иногда испытывает на себе воздействие гун невежества и страсти. Но на планетах Вайкунтхи, в духовном небе, гуна благости существует в чистом виде. Там обитает Верховный Господь Вишну и его преданные, которые имеют ту же духовную природу вишуддха-саттвы, то есть находятся под влиянием гуны чистой благости. Планеты Вайкунтхи очень дороги всем вайшнавам, которые стремятся вернуться туда; достичь царства Бога преданным-вайшнавам помогает Сам Вишну.

Источник

Довод в Исламе

Аллах говорит в Кур’ане:

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا

«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов»» (2:170)

Есть и другой подобный аят:

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُوا بَلْ نَتَّبِعُ مَا وَجَدْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا

«Когда им говорят: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!». — они говорят: «О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы»» (31:21)

В этих аятах Господь Миров приводит призыв, который озвучивал людям посланник Аллаха ﷺ: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!».

Это — один из важнейших приказов в Кур’ане, который побуждает мусульман брать себе в религию только то, что ниспослано Аллахом в Откровении.

Откровение — это информация, которую Аллах сообщил людям посредством пророка ﷺ.

وَإِنَّهُ لَتَنزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ
نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ
عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ

«Воистину, это — Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (26:192-194)

Откровение НЕ рождается в головах у людей!

Являются ли доводами в Исламе иджтихад, аналогия (кыяс), единогласное мнение (иджма) или слова сподвижника?

Религия Ислам — это информация, которую мы получили от Аллаха посредством Откровения пророку в виде Кур’ана и достоверной Сунны.

Так, Аллах говорит в Кур’ане:

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ

«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)

Даже пророк не мог добавить в Ислам что-то от себя, не говоря уже о других людях:

وَلَوْ تَقَوَّلَ عَلَيْنَا بَعْضَ الْأَقَاوِيلِ

لَأَخَذْنَا مِنْهُ بِالْيَمِينِ

ثُمَّ لَقَطَعْنَا مِنْهُ الْوَتِينَ

فَمَا مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ عَنْهُ حَاجِزِينَ

«Если бы он (Мухаммад) приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку, а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его» (69:47)

Именно поэтому мы, как мусульмане, обязаны брать себе в религию Слова Аллаха и Его посланника и не брать в таком качестве слова других людей, кем бы они не были:

اتَّبِعُوا مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками (аулия), помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:3)

В случае, если сподвижники разногласят между собой по каком-либо вопросу, мы опять таки возвращаемся к аятам и хадисам, на которые ссылается каждая из сторон.

Если стало понятно, что даже иджма сподвижников не является самостоятельным доводом в религии Ислам, то тем более это верно в отношении единогласного мнения более поздних ученых, которые сподвижниками не являются.

Иджтихад также не является доводом в религии Ислам, поскольку он уместен только в тех вопросах, относительно которых нет прямых указаний в Кур’ане и Сунне.

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥٓ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ​ۗ وَمَن يَعْصِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَٰلًا مُّبِينًا

«Для верующего мужчины и женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в явное заблуждение» (33:36)

Мы уже разъяснили, что сам по себе результат иджтихада не является доводом в Исламе, а раз так, то и аргументацией для иджтихада может служить, по большому счету, любая вещь, из которой можно сделать вывод относительно исследуемого вопроса. Так, например, имам Малик использовал как один из аргументов для своего иджтихада мнение жителей Медины.

Точку в этом вопросе ставит аят:

ٱلْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِى وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلْإِسْلَٰمَ دِينًا

«Сегодня Я сделал для вас вашу религию совершенной, довершил Мою милость к вам и остался доволен Исламом как вашей религией» (5:3)

Ислам — совершенная, законченная религия. Аллах завершил ниспослание Откровения незадолго до смерти посланника Аллаха ﷺ.

Что касается иджтихада сподвижников или ученых, аналогий (кыяс) или установления единогласного мнения (иджма) в том или ином вопросе, то всё это произошло и продолжает происходить уже после смерти пророка и ниспослания этого великого аята, а значит все эти вещи никак не могут быть доводом в религии Ислам и его частью.

Являются ли доводом в религии Ислам слова первых четырех праведных халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, да будет доволен всеми ими Аллах?

Широкую известность получил хадис посланника Аллаха ﷺ:

فَإِنَّهُ مَنْ يَعِشْ مِنْكُمْ بَعْدِى فَسَيَرَى اخْتِلاَفاً كَثِيراً، فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِى وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الْمَهْدِيِّينَ الرَّاشِدِينَ تَمَسَّكُوا بِهَا وَعَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ، وَإِيَّاكُمْ وَمُحْدَثَاتِ الأُمُورِ، فَإِنَّ كُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ، وَكُلَّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٌ.

« Тот из вас, кто переживёт меня, увидит много разногласий, и потому вы должны придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за неё как можно крепче. И остерегайтесь новоизобретённого, ибо каждое новшество (в религии) — нововведение, а каждое нововведение — заблуждение » (Тирмизи 2676, Ибн Маджа 42).

Некоторые ошибочно полагают, что Сунна пророка и сунна праведных халифов — равнозначны по статусу и значимости в качестве доказательства, однако это не так.

Действительно, ведь посланник Аллаха ﷺ говорил и действовал в религии только по Откровению от Аллаха:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)

Ни один из людей после посланника Аллаха ﷺ не имеет такой возможности, поскольку не получает Откровение. Не являются исключением и сподвижники.

Если мы предположим, что сунна праведных халифов является доводом в религии Ислам и равнозначна Сунне пророка, то подобное допущение будет противоречит многим ясным аятам. Вот лишь некоторые из них:

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ

«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)

ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوْلِيَآءَ ​ۗ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ

«Следуйте за тем, что ниспослано вам вашим Господом, и не следуйте за другими покровителями (аулия) вместо Него. Мало же вы вразумляетесь!» (7:3)

Именно так необходимо поступить и относительно приказа следовать сунне праведных халифов.

У слов сподвижников существует три возможных положения:

Если сподвижник передает слова пророка, то эти слова, очевидно, являются доказательством в религии Ислам, поскольку посланник Аллаха не говорил по прихоти.

Если сподвижник объясняет какой-либо аят или хадис посланника Аллаха ﷺ, то эти слова являются для нас ценным тафсиром или шархом, поскольку сподвижники лучше всех знали Ислам и их согласованное понимание является эталоном в понимании религии.

Именно к пониманию сподвижников призывал нас пророк, говоря: « Держитесь за сунну праведных халифов », то есть имеется в виду: придерживайтесь их понимания. Посланник Аллаха ﷺ особо выделил Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, поскольку они были самыми знающими и уважаемыми сподвижниками.

На этот же смысл указывает и известный хадис посланника Аллаха ﷺ:

تَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ مِلَّةً، كُلُّهُمْ فِي النَّارِ، إِلَّا مِلَّةً وَاحِدَةً

« Моя община разделится на семьдесят три группы: все они в Огне, кроме одной »

وَمَنْ هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟

« Кто это, о посланник Аллаха? »

مَا أَنَا عَلَيْهِ وَأَصْحَابِي

« Это — те, которые находятся на том же, на чём я и мои сподвижники » (Абу Дауд 4596 и 4597, Ибн Маджа 3991, Ахмад 4/102, Хаким 1/128).

Если кто-либо из сподвижников делал иджтихад, то эти слова, безусловно, заслуживают внимания, однако они не являются доводом в религии Ислам. Именно так относились сподвижники к словам друг друга, ни в коем случае не считая их равновесными словам пророка.

Лучше всего это иллюстрируют слова Урвы ибн аз-Зубейра, который сказал Ибн Аббасу, передавая мнение двух праведных халифов относительно совершения Хаджа ат-таматту:

أما أبو بكر وعمر فلم يفعلا

« Абу Бакр и Умар так не делали ».

Ответил ему Ибн Аббас:

والله ما أراكم منتهين حتى يعذبكم الله ، أحدثكم عن رسول الله ، وتحدثونا عن ابي بكر وعمر

« Клянусь Аллахом, вы, как я вижу, не прекратите, пока вас не накажет Аллах. Я вам рассказываю о том, что от посланника Аллаха, а вы рассказываете нам о том, что от Абу Бакра и Умара! » («Джами’ баян аль-ильм уа фадлих» 2377, «Зад аль-ма’ад» 2/206).

Являются ли доводом в религии Ислам предания христиан или иудеев?

Те книги, которые имеются на данный момент у христиан и иудеев, искажены и не являются теми Инджилем и Тауратом, которые были ниспосланы Аллахом Исе и Мусе, мир им.

Кроме того, Шариат, ниспосланный Мухаммаду ﷺ, отменяет все предыдущие Шариаты.

Передают со слов Джабира о том, что как-то ‘Умар ибн аль-Хаттаб пришёл к пророку ﷺ с книгой, которую он взял у людей Писания и сказал:

يَا رَسُول الله، إنِي أَصَبْتُ كِتَاباً حَسَناً مِنْ بَعْض أَهْل الْكِتَاب

« О посланник Аллаха, я нашёл хорошую книгу у некоторых из людей писании ».

(Джабир) сказал: И (посланник Аллаха ﷺ) разгневался и сказал:

أَمُتَهَوِّكُونَ فِيهَا يَا ابْنَ الْخَطَّابِ فَوَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَقَدْ جِئْتُكُمْ بِهَا بَيْضَاءَ نَقِيَّةً لاَ تَسْأَلُوهُمْ عَنْ شَىْءٍ فَيُخْبِرُوكُمْ بِحَقٍّ فَتُكَذِّبُوا بِهِ أَوْ بِبَاطِلٍ فَتُصَدِّقُوا بِهِ وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ لَوْ كانَ مُوسَى حَيًّا مَا وَسِعَهُ إِلاَّ أَنْ يَتَّبِعَنِى

« Неужели вы сомневаетесь о Ибн Хаттаб!? Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, я пришёл к вам с чистой, ясной (религией). Не спрашивайте их ни о чём, так как возможно, что они сообщат вам истину, а вы сочтёте это ложью, или (сообщат) вам о лжи, а вы поверите в это. Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, если бы Муса бы живой, ему ничего не оставалось бы, как последовать за мной » (Ахмад 3/387, хадис хасан согласно мнению шейха Албани).

Также пророк сказал:

لا تصدقوا أهل الكتاب ولا تكذبوهم

« Не верьте людям писания, но и не считайте их лжецами (или не считайте ложью то, что они говорят) » (Бухари 4485).

Таким образом, посланник Аллаха объяснил нам, что поскольку Инджиль и Таурат были искажены, мы не можем положиться на то, что сейчас есть у иудеев и христиан. А значит нельзя считать их писания в их нынешнем виде доводом в религии Ислам.

Являются ли доводом в религии Ислам слабые (даиф) хадисы?

Передавать хадисы пророка ﷺ является частью ведения призыва к религии Аллаха (дауат) и великим поклонением, к ак сказал об этом сам посланник Аллаха ﷺ:

عَنْ زَيْدِ بْنِ ثَابِتٍ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم يَقُولُ: نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا حَدِيثاً فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَهُ، فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ

« Да порадует Аллах человека, который, услышав от нас хадис, запомнит его и передаст другому. Возможно, тот, кому он передаст это знание, поймёт и усвоит его лучше него самого » (Абу Дауд 3660, Тирмизи 2656, Ибн Маджа 230).

Но можно ли считать доводом в религии Ислам и передавать слабые (даиф) хадисы?

В самой простой классификации хадисы пророка делятся на три основных вида: достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (даиф).

Ученые-хадисоведы (мухаддисы) разработали методику, с помощью которой им удалось отделить истинные высказывания пророка от тех, которые ему хотели приписать ложно или по ошибке.

Условиями достоверности хадиса являются:

Более подробное разъяснение методики определения достоверности хадисов является отдельной, большой и интересной темой, разъяснение которой лежит за пределами целей этой публикации.

Хадисы, удовлетворяющие этим пяти условиям, являются достоверными (сахих) или хорошими (хасан). Иными словами, информация, которая содержится в таких хадисах, считается доказанной от пророка и, соответственно, такие хадисы являются доводом в Исламе.

Если же какой-то из хадисов не удовлетворяет хотя бы одному из условий достоверности, то такой хадис является слабым (даиф) или, иначе говоря, не доказанным от посланника Аллаха ﷺ.

Слабые (даиф) хадисы не являются доводом в религии и передавать их можно только вместе с указанием на их слабость, чтобы люди не ошиблись и не посчитали информацию из этих хадисов за слова пророка ﷺ.

Посланник Аллаха ﷺ строго запретил приписывать ему то, чего он не говорил:

لاَ تَكْذِبُوا عَلَيَّ فَإِنَّهُ مَنْ يَكْذِبْ عَلَيَّ يَلِجِ النَّارَ

« Кто возведет на меня ложь преднамеренно, пусть займет свое место в Огне » (Муслим 2).

Источник

Мазхабы в Исламе

Гунах в исламе что такое

Мазхаб – это слово арабского происхождения, обозначающее в исламе школу шариатского права. Некоторые ученые придерживаются мнения, что в исламе существует шесть мазхабов, но наибольшее распространение среди мусульман суннитов имеют 4 мазхаба в исламе, то есть ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты. Мусульмане-шииты имеют в распространении джафаритский и исмаилитский мазхаб, существующий несколько столетий. Еще один мазхаб суннитов захиритский в современном исламском мире почти полностью утрачен.

Само слово мазхаб происходит от корня «захаба» в арабском языке, которое означает «направиться» или «пойти». Мазхабом стали называть направления в Исламе, которое сформировалось на основе чьего-то мнения.

Фундамент мазхаба

В основе исламского законодательства лежит Священная Книга Коран, мазхабы в исламе все равно имеют определенные разногласия по вопросам второстепенного толка, и в основе всех этих разногласий лежат хадисы Пророка Аллаха ﷺ, которые являются в Исламе и исламском праве вторым источником по степени его важности после Корана.

По своей сути мазхабы в Исламе представляют собой мнение одного ученого или группы исламских ученых-богословов, до некоторых из которых хадисы просто могли не дойти. И на основе этого представители других мазхабов выносят решение, которое отличается от данного мнения. В ряде таких случаев хадисы эти могут рассматриваться как недостоверные. Но основа знаний ислама остается незыблемой, и относительно основополагающих понятий в Исламе разногласий у представителей разных мазхабов нет.

Ханафитский мазхаб

Одним из суннитских мазхабов является ханафитский. Сформировался он на основе учения Абу Ханифы, который разработал методологические основы правоведения мусульман, то есть ханафитский фикх. Основывал он свой метод вынесения решений в области мусульманского права на таких источниках, как Коран, Сунна, из которой он тщательным образом отбирал хадисы, Кияс и Истихсан. Также в основе его методологии лежит Иджма и Урф.

Кияс представляет собой суждение на основе тех примеров, которые уже имеют место в Откровении, сопоставляя нерешенный вопрос с уже существующим и приведенным в Откровении решением. Истихсан представляет собой метод, который противоречит Киясу, но в конкретной ситуации является наиболее целесообразным. При использовании Иджмы автор методологии опирался на принятии решения на основе единого мнения, которого придерживаются богословы. Адат или урф представляют собой способ, когда вынесение решения опирается на обычаи или мнения, получившие традиционное широкое распространение.

Все свое наследие Абу Ханифа передал своим ученикам в устной форме, и ученики его зафиксировали положения мазхаба ученого и систематизировали. В этой работе наиболее важную роль сыграли такие его сподвижники или ученики, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани и Абу Юсуф.

Для ханафитского мазхаба характерен такой метод принятия правовых решений, как четкая иерархия вердиктов, вынесенных авторитетами школы, самим Абу Ханифой и его двумя учениками аш-Шейбани и Абу Юсуфом, а также некоторых других. Если в каком-то конкретном решении в противоречие вступает применение кияса и истихсана, то приоритет в этом вопросе будет отдаваться истихсану. Если предписания различаются, то при выборе приоритет будет отдан тому, который более убедителен, или тому, которого придерживается большинство. И только в исключительных случаях могут использоваться в качестве аргумента хадисы слабые или сомнительные.

В силу трудов учеников Абу Ханифы ханафитский мазхаб в исламе является всеобъемлющей школой права у мусульман, и эта школа способна решить подавляющее большинство проблем, рассматриваемых фикхом. Аббасиды поощряли ханафитскую школу, будучи заинтересованными в правовой основе своего государства. Харун ар-Рашид поставил ученика Абу Ханифы Абу Юсуфа кадием или верховным судьей Багдада, а при назначении судей в провинциях Абу Юсуф отдавал предпочтение именно представителям ханафитского мазхаба, чем способствовал его распространению.

Государственный статус ханафитский мазхаб имел в Монгольской и Османской империи, и современные мусульмане в своем большинстве являются приверженцами именно этой школы исламского права, особенно ханафитский фикх распространен среди тюркоязычных народов: турков, карачаевцев и балкарцев, ногайцев и кумыков, татар и башкир, узбеков, казахов, киргизов и туркменов.

Маликитский мазхаб

Основателем маликитского мазхаба в исламе является имам Малик ибн Анас, который опирался при принятии правовых решений на Коран, в котором отдавал предпочтение недвусмысленным и очевидным аятам или нассам, на Сунну, коей считал изречения, поступки, одобрения и качества Пророка Мухаммада ﷺ, а также те фетвы или правовые предписания, которые выносили сподвижники Посланника Всевышнего ﷺ, и деяния мединцев.

Имам Малик в своем учении опирался на хадисы, которые относятся к категории мутавир, то есть те, которые имеют высшую степень достоверности, и на хадисы машхур, которые являются общеизвестными. Но хадисы ахад, которые имеют единичных передатчиков, тоже могут служить основой, если не вступают в противоречие с хадисами мутавир и машхур и нассами Корана.

Для Малика ибн Анаса характерно наряду с устоявшимися методами суждения опора на «деяния мединцев», то есть на традицию, которая была сформирована среди населения Медины после Пророка Мухаммада ﷺ, и он это делал в том случае, если не было оснований подвергать эту традицию сомнению. Он придерживался мнения, что этот источник является даже более надежным, чем хадисы ахад. В качестве источников для вынесения правовых решений Малик ибн Анас также считал фетвы сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, а также фетвы некоторых табиинов, наиболее выдающихся, но к хадисам Пророка Мухаммада ﷺ он их не приравнивал и принимал только в том случае, если эти фетвы «деяниям мединцев» не противоречили. Для имама Малика ибн Анаса было характерно собственное понимание истихсана, когда он считал, что если нет ясности по определенной проблеме в Откровении, то применять следует то решение проблемы, которое предпочтительно, если даже нет возможности суждения по аналогии или кияса – такое решение он называл истислахом.

Дело имама Малика ибн Анаса продолжали его ученики, которые и дали старт началу формирования маликитского мазхаба, который позже получил распространение во многих мусульманских странах. Этот мазхаб не обрел популярности в Медине и Хиджазе, но был очень популярен в западных мусульманских странах, в мусульманской части Испании и в странах Северной Африки.

Гунах в исламе что такоеКарта распределения мазхабов в мусульманских странах

Муфтии в маликитском мазхабе выдают фетвы (религиозно-правовые заключения в Исламе), основываясь на наиболее популярное мнение у маликитских улемов, поскольку на правовые проблемы имеются различные предписания. Если же муфтий затрудняется сделать выбор в пользу определенного решения, то есть несколько мнений относительно того, как ему следует поступать: шейх Алиш, известный богослов маликитского мазхаба считал, что в этом случае они должны придерживаться самого категоричного варианта, а ряд других ученых маликитов считают, что выбор должен склоняться в сторону легкости, поскольку Пророк Всевышнего Мухаммад ﷺ всегда выступал за легкость в религии.

Для школы маликитского мазхаба в исламе характерна иерархия предпочтений, по которой более предпочтительны мнения и правовые решения самого имама Малика ибн Анаса, чем мнения ибн Касима, но его мнению отдается большее предпочтение, чем мнению остальных классиков школы маликитского мазхаба.

Шафиитский мазхаб

Основателем школы шафиитского мазхаба в исламе был имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, чьи убеждения имели в своем основании явные и ясные смыслы Корана и Сунны, а рациональные методы он использовал ограниченно.

Источники, на которых основывались методы имама аш-Шафии, были следующими. Это Священная Книга Коран и Сунна, которые он рассматривал как единое Откровение, когда выносил правовые решения. По его методу, не могут использоваться иносказательно нассы Откровения, то есть положения ясные и недвусмысленные, а все остальные источники следует привести в соответствие с нассами Сунны и Корана и им не противоречить. Большое значение основателем шафиитского мазхаба придавалось тому, как толковали аяты Корана сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ. Священная Книга Коран отменять нассы Сунны не может, но если возникает противоречие между аятами Корана и хадисом, то преимущество будет отдано Корану, а хадис будет считаться в таком случае слабым. Для вынесения решений правового характера он использовал ахад хадисы, то есть хадисы, имеющие единичного передатчика.

Имам Аш-Шафии основывался также на высказываниях сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, даже если они единичные, но другие сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ их не опровергли.

Опирался он также на кияс, который был проведен подготовленным правоведом муджтахидом методом иджтихада. Истислах и истихсан отвергаются.

Шафиитский мазхаб в исламе получил широкое распространение в Египте в начале девятого века, а аш-Шафии, когда переехал в Египет, приспособил собственные труды «Аль-Мабсут» и «Ар-Рисаля» под современные реалии, внеся в них изменения. По этой причине его наследие подразделяется на позднее и ранее, и это стало предметом споров о возможности применения его учения для вынесения фетв. Когда к власти в Египте пришли Фатимиды, которые были шиитско-исмаилитской династией, шафиитский мазхаб сохранил свои позиции, а позже ему покровительствовала династия суннитов Аййубидов. При мамлюкском султане Бейбарсе судьи назначались из числа представителей всех мазхабов суннитов, но ведущая роль шафиитов сохранялась. В современных мусульманских странах последователями шафиитского мазхаба остаются большинство арабов, мусульмане из стран Юго-Восточной Азии и подавляющее большинство курдов, а также народы Дагестана и Чечни.

Ханбалитский мазхаб

Основателем четвертого ханбалитского мазхаба является имам Ахмад ибн Ханбаль, который отдавал основное предпочтение при вынесении правовых решений именно материалу хадисов, который считал токованием Корана или тафсиром. Отбирая хадисы, он решающую роль отводил цепочке передатчиков или инсаду, которая восходит непосредственно к самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Если же два хадиса друг другу противоречат, то он сверял их с сахих, прочими достоверными хадисами.

В источники, на которых основывался ханбалитский мазхаб, включались нассы, то есть Коран и Сунна, которые рассматривались как единое Откровение при вынесении правовых решений, фетвы сподвижников Посланника Аллаха ﷺ и их мнение, иджма, то есть единое мнение, которого придерживались различные поколения правоведов, истисхаб, когда действие любой фетвы считалось временным до момента, когда будут предъявлены новые доказательства.

Ханбалитский мазхаб в исламе включает в себя несколько направлений, которые опираются на разные мнения табиинов и сахабов, на разночтения и сомнения в фетвах имама ибн Ханбаля, а также на различия, которые существуют в передаче сделанных им выводов. Закрытия «врат иджтихада» ханбалисткий мазхаб не признавал никогда, и выступал за то, чтобы исследования по любым вопросам религиозно-правового характера в исламе продолжались. Ханбалисты также выступают за необходимость муджтахида, который должен быть наделен полномочиями выносить независимые суждения по любому вопросу.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *