Гуманность и гуманизм в чем разница
Сходство и различия в понятиях гуманность и гуманизм
Гумани́зм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не атеистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.
Так, понятие «гуманизм» употребляется по крайней мере в десяти смысловых значениях:
— название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли;
— название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;
— характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;
— обозначение нравственных качеств личности- человечности, доброты, уважения;
— определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;
— выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
— название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.
Что такое ГУМАНИЗМ. Признаки и виды гуманизма
ГУМАНИЗМ. Жизнь человека базируется на определенных нравственных законах, которые помогают определять, что является хорошим, а что плохим. Многим неизвестно, что такое гуманизм и какие принципы вложены в это понятие, хоть оно и имеет важное значение для развития общества.
Что такое гуманизм и человечность?
Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям. Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида.
Гуманизм в философии
Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:
Гуманность и гуманизм – различие
Многие часто путают эти понятия, но на самом деле, они имеют как общие, так и отличающие черты. Гуманизм и человечность – два неразрывных понятия, которые подразумевают защиту прав личности на свободу и счастье. Что касается гуманности, то это определенная черта человека, которая проявляется в положительном отношении к другим людям. Она формируется в результате осознанного и устойчивого понимания, что хорошо, а что плохо. Гуманность и гуманизм — взаимосвязанные понятия, поскольку первое формируется на подражании принципам второго.
Признаки гуманизма
Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:
Главная ценность гуманизма
Смысл гуманизма заключается в том, что в каждом человека есть потенциал для развития или уже существует человечность, от которой происходит формирование и развитие нравственных чувств и мышления. Нельзя исключать влияния окружающей среды, других людей и разных факторов, но только личность является единственным носителем и творцом реальности. Гуманистические ценности базируются на уважении, доброжелательности и совестливости.
Гуманизм – виды
Существует несколько классификаций гуманистов, которые отличаются критериями выбора. Если ориентироваться на исторический источник и содержание, то можно выделить девять типов гуманистов: философские, коммунистические, культурные, научные, религиозные, светские, рабовладельческие, феодальные, природные, экологические и либеральные. Стоит рассмотреть, какой бывает гуманизм по приоритетности:
Принцип гуманизма
Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:
Гуманизм в современном мире
В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.
Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.
Идеи гуманизма в Библии
Верующие утверждают, что гуманизм и является христианством, поскольку вера проповедует, что все люди равные между собой и нужно друг друга любить и проявлять человечность. Христианский гуманизм является религией любви и внутреннего обновления человеческой личности. Он призывает человека к полному и бескорыстному служению во благо людей. Христианская религия не может существовать без морали.
Факты о гуманизме
С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.
Видео: Три принципа гуманизма
Книги про гуманизм
Тема личностной свободы и человеческой ценности часто используется в литературе. Гуманизм и милосердие помогают рассмотреть положительные черты человека и их значимость для общества и мира в целом.
2.Примеры словосочетаний с паронимом гуманизм
3.Примеры предложений с паронимом гуманизм
4.Примеры словосочетаний с паронимом гуманность
5.Примеры предложений с паронимом гуманность
ГУМАНИЗМ — 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения.
2. Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку и заботой о его благе (как совокупность идей и взглядов)
11)гуманизм творчества А.С.Пушкина
12)гуманизм пушкинской поэзии
14)представления о гуманизме
3) Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм. (С.П.Залыгин)
4) Гуманизм предполагает ответственность человека за свои дела, поступки.
5) Гуманизм тесно связан с моралью.
6) В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма.
7) В чем проявляется гуманизм автора?
8) Идеи гуманизма имеют длительную предысторию.
9) В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.
10) Новый этап в развитии гуманизма начался с возникновением марксизма.
11) Век гуманизма освещал путь веку Ренессанса.
13) Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
14) Гуманизм пока еще не наскучил мне: он мне даже нравится. Но он мне тесен. (А.Камю. Записные книжки)
15) Гуманизм во время войны… Что это такое?
16) Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной силой выразился высокий гуманизм.
17) В гости к Чингизу Айтматову приезжал знаменитый кинорежиссер Микеланджело Антониони. На родине итальянского гостя айтматовские повести “Ранние журавли” и “Пегий пес, бегущий краем моря” удостоены почетной премии “За глубокий гуманизм и раскрытие величия человеческого духа”. Этим гуманизмом дышат все произведения писателя.
18) Гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию.
19) Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых – детей и стариков.
21) В. горьковских пьесах громко звучал очень важный мотив: опровержение пассивного гуманизма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, и противопоставление ему гуманизма активного, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту. Этот мотив составил главное содержание пьесы «На дне». (Б.А.Бялик.Горький- драматург)
22) Горький поставил в драме «На дне» проблему подлинного и мнимого гуманизма. Отрицание мнимого гуманизма потому приобрело здесь такую силу, что ему было противопоставлено подлинное человеколюбие, основанное на вере в способность человека реально изменить мир.
23) Проблема гуманизма сложна тем, что ее нельзя решить раз навсегда,— каждая новая эпоха и каждый сдвиг в истории заставляют ставить и решать ее заново. Вот почему могут снова и снова возникать споры о том, как надо оценивать «мягкость» Луки и «жесткость» Нила, как надо понимать соотношение гуманизма и борьбы. (Б.А.Бялик. Горький-драматург)
25) Гуманизм, признающий ценность отдельного человека, как личность немыслим без главного права человека – жить и жить в чистой природной среде.
26) На рубеже 19-20вв. в литературе, как и в других видах искусства, начинается активный пересмотр представлений о человеке и его месте в мире. Наступает особое время “кризиса гуманизма”, о котором писал А.Блок: «… над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта».
27) Гуманизм пушкинской поэзии озарил есенинскую музу немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к Родине, ко всему живому на земле.
28) В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» раскрыта жизнеутверждающая сила искусства, народность и гуманизм.
29) В.Г. Распутин с помощью своих героев сумел создать особую духовную вселенную, в которой существуют устойчивые представления о долге, совести, гуманизме и ответственности, о равенстве всех людей, о существовании особых состояний человека, когда он способен соединиться своими чувствами с миром природы.
В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания»?.
Сходство понятий состоит в том, что все они проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно- исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности — это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.
Различие понятий в том, что гуманизм означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, гуманность — это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, а гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса.
На современном этапе развития общества все эти понятия приобретают значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.
В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности — гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире.
Какова роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности?
Роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности заключается в ориентации на личность ребенка:
-создание условий для саморазвития;
-организация активной жизнедеятельности детей;
-обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
В чём заключается сходство и различие традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания?
Сходство традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания, заключается в том, что воспитание характеризует функционирование любого общества и направлено на передачу индивиду социальных, общечеловеческих ценностей
Различие же состоит в том, что в центре педагогической аксиологии – ориентация педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование) подход с позиции ценностей в педагогике предполагает рассмотрение механизмов преобразования ценностей культуры в мир личности и, соответственно, влияние развивающейся личности на изменения системы ценностей социума, его культурных форм.
Образование само по себе не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Однако, формируя разумные потребности обучающихся, развивая их нравственные отношения и качества, духовность, оно закладывает предпосылки изменения жизненных обстоятельств в позитивную сторону. То есть воспитание как часть образования и школа – важнейшие поля деятельности, на которых возможны созидательные преобразования, способные дать ценностное начало духовному преобразованию страны.
Назовите не менее трёх наиболее значимых сущностных характеристик нравственного воспитания.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства.
Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления нравственной воли.
Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков
2. Подберите не менее трёх высказываний известных педагогов о сущности и значении гуманистического воспитания детей.
1. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель»
Гуманизм — это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций,— книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции.
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям..
2. «Век математики — хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека.»
В.А.Сухомлинский внес значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес. его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности.
3. «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Мысль, выраженная в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов, автор глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.
В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания»
В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания»?.
Различие понятий в том, что гуманизм означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, гуманность — это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, а гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса.
На современном этапе развития общества все эти понятия приобретают значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.
В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности — гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире.
Какова роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности?
Роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности заключается в ориентации на личность ребенка:
-создание условий для саморазвития;
-организация активной жизнедеятельности детей;
-обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
В чём заключается сходство и различие традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания?
Сходство традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания, заключается в том, что воспитание характеризует функционирование любого общества и направлено на передачу индивиду социальных, общечеловеческих ценностей
Различие же состоит в том, что в центре педагогической аксиологии – ориентация педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование) подход с позиции ценностей в педагогике предполагает рассмотрение механизмов преобразования ценностей культуры в мир личности и, соответственно, влияние развивающейся личности на изменения системы ценностей социума, его культурных форм.
Образование само по себе не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Однако, формируя разумные потребности обучающихся, развивая их нравственные отношения и качества, духовность, оно закладывает предпосылки изменения жизненных обстоятельств в позитивную сторону. То есть воспитание как часть образования и школа – важнейшие поля деятельности, на которых возможны созидательные преобразования, способные дать ценностное начало духовному преобразованию страны.
Назовите не менее трёх наиболее значимых сущностных характеристик нравственного воспитания.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства.
Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления нравственной воли.
Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков
2.Подберите не менее трёх высказываний известных педагогов о сущности и значении гуманистического воспитания детей.
1. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель»
Гуманизм — это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций,— книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции.
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям..
2. «Век математики — хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека.»
Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость.
внес значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес. его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности.
3. «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Мысль, выраженная в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов, автор глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.