Гуманизация образования что это
Гуманизация образования
Смотреть что такое «Гуманизация образования» в других словарях:
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума. Гуманизация образования направлена на создание таких форм содержания и методов обучения… … Профессиональное образование. Словарь
Гуманизация образования — принцип образования, предполагающий субъект субъектные отношения и рост личностного потенциала каждого из субъектов. В парадигмах современного образовательного процесса субъект субъектные отношения рассматриваются как педагогическое… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологииобучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — философская и социально политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности [84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества … Педагогический словарь
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… … Российская педагогическая энциклопедия
Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его… … Педагогический терминологический словарь
Россия, Российская Федерация (история образования) — Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва. История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл … Педагогический терминологический словарь
Реформы среднего образования в России — Коренные реформы в народном образовании начались в России после Октябрьской революции 1917 года. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное… … Энциклопедия ньюсмейкеров
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… … Социология: Энциклопедия
Поддержать и направить: как создать гуманную образовательную среду
Об экспертах:
Несмотря на постоянный рост количества образовательных материалов и программ, многие продолжают сталкиваться с трудностями при получении новых знаний: отстающие школьники не могут избавиться от ярлыков «двоечников», студенты испытывают проблемы с выгоранием, а взрослые не могут освоить новые профессии, потому что не имеют нужного образовательного опыта (например, высшего образования или знания отдельных тем).
С этим может помочь гуманизация обучения: система подходов, которые делают его доступным для людей разного возраста, с разными образовательным опытом, мотивацией, навыками и знаниями.
Что такое гуманизация образования
Под этим понимают уважение прав всех учащихся на получение знаний и учебу в комфортной и поддерживающей среде. Для этого важно принимать учеников как самостоятельных личностей и учитывать их образовательные особенности (например, интеллектуальные, мотивационные или возрастные) и прошлый образовательный опыт.
Гуманизация образования помогает справиться с психологическими трудностями, которые могут возникать во время учебы. До сих пор можно столкнуться с негуманной учебной средой — той, в которой учеников критикуют за ошибки, не помогая их исправить, где не замечают прогресс и не дают на него положительную обратную связь, где человек, если не освоил часть материала или не имеет достаточных знаний, вынужден самостоятельно «догонять» остальных.
В результате у учеников развивается выученная беспомощность: они заранее убеждены в том, что у них не получится освоить материал и выработать нужные навыки, потому что это не удавалось им в прошлом. Без должной поддержки они могут «выпасть» из образовательного процесса: уйти из школы, отчислиться из университета или бросить проходить онлайн-курс на середине.
Гуманизация образования призвана помочь и тем, кто уже оказался за пределами образовательной системы, но хочет в нее вернуться: например, освоить новую профессию или получить диплом университета в зрелом возрасте. В последние годы в разы выросло количество доступного бесплатного образовательного контента, однако для того, чтобы образование действительно было доступным для всех, важно не только давать знания, но и адаптировать их подачу для разных учащихся.
Как учесть индивидуальные образовательные особенности
Люди учатся по-разному в силу своих отличий: у каждого есть прошлый опыт, интересы и мотивация. Поэтому важно не «подгонять» их под единый стандарт, а учитывать эти особенности. Правда, полностью индивидуально составлять программу для каждого человека пока не получается из-за технологических и экономических ограничений, хотя в будущем образование, скорее всего, будет устроено именно так. Необходимо создавать учебные материалы, которые будут понятны всем учащимся курса, и давать им творческую свободу в выполнении заданий, чтобы каждый человек мог во время работы над ними применять свой уникальный опыт.
У одного и того же учащегося могут быть разные ресурсные состояния, от которых напрямую зависят его успехи в учебе. Например, человек может начать отставать, потому что у него резко выросла нагрузка на работе, или он столкнулся с личными трудностями, или же просто устал. В такой ситуации не стоит давить на студента, чтобы тот «не расслаблялся». Лучше наоборот дать ему возможность ненадолго отойти от обучения (например, предоставив академический отпуск) и восстановить ресурс, а потом поддержать после возвращения.
Даже если человек систематически отстает в учебе, важно не прикреплять на него ярлык «двоечника», а разобраться в причинах и помочь ему с освоением материала. Школьникам нужна более полная обратная связь, чем «два» или «пять». В этом преподавателям помогут образовательные продукты, которые позволяют автоматически проверять часть работ, собирать статистику и создавать подробные отчеты о том, с какими именно темами возникают трудности и есть ли у отдельного ученика прогресс в занятиях. Так преподаватель может отследить и общие проблемы, возникающие у класса, и уделить им больше внимания.
К сожалению, при выставлении оценок в школах обычно уделяют мало внимания анализу результатов. Учеников привыкли оценивать по единым стандартам: если ребенок сделал три ошибки в диктанте, то он получит «три», если одну-две — то «четыре», а если ни одной, тогда «пять». Но если школьник раньше допускал в диктанте десять ошибок, а теперь сделал пять, то это огромный скачок, который не получается учесть при традиционной системе оценивания. Если ребенок не получит на это положительную обратную связь, то он разочаруется и потеряет мотивацию.
Для того, чтобы помочь отстающим, можно сперва давать им задачи пониженной сложности. Кроме того, важно, чтобы все учащиеся могли с какой-то попытки (например, при помощи подсказок) решать задания и достигать небольших побед. Благодаря этому возникает петля положительной обратной связи, которая мотивирует к учебе. Впоследствии преподаватель может постепенно наращивать сложность, поддерживая учеников в новых успехах.
Стоит поддерживать учащихся не за хорошие оценки, а за сделанный ими прогресс. Так отстающие учащиеся смогут наверстать упущенное, а отличники не остановятся в развитии, упершись в «потолок»
Сделать образование более «человечным» и увлекательным помогает и геймификация — использование для объяснения и проверки знаний игровых механик вроде наград, уровней сложности и нарративов. Но важно не подменять мотивацию к обучению игрой: иначе, когда учащийся столкнется с неигровыми задачами, он вряд ли захочет с ними справляться.
Как работать с барьерами к получению образования
Есть несколько основных преград к получению новых навыков.
Иногда студенты не понимают, что именно хотят изучать и зачем. Поэтому уже в самом начале обучения нужно объяснять, какие знания и навыки можно получить в результате, где их можно применять, и давать первые возможности попрактиковаться — чтобы человек мог понять, интересно ли ему решать те или иные задачи.
Особенно тяжело это дается тем, кто постоянно работает и испытывает большую нагрузку, или, например, родителям с детьми. Это те, для кого почти невозможно найти время на «традиционное» обучение (например, в университете).
Гибкие и настраиваемые онлайн-программы дают им возможность встроить обучение в свою жизнь. Чтобы помочь с планированием, важно указывать хотя бы примерные сроки прохождения программы. Также стоит упрощать подачу образовательного контента и внимательно к нему подходить: например, стараться сразу объяснять используемые термины, а не предполагать, что учащиеся с ними и так знакомы. Так людям не нужно будет тратить время на самостоятельный разбор теории и выискивание определений в учебниках.
Кроме того, есть группа навыков, которые можно назвать «умением учиться»: тайм-менеджмент, умение структурировать информацию и находить в ней причинно-следственные связи и т.д. Но ни в школах, ни в университетах этому специально не учат, поэтому у части учащихся их недостает: например, они могут понять отдельную тему, но не систематизировать знания по предмету. И для гуманизации образования нужно в том числе объяснять людям, как им выстроить свой образовательный процесс, распределить время на учебу.
В образовании очень помогает соответствующая среда. Если ты работаешь на шиномонтаже в небольшом городе, то решиться освоить анализ данных и получить поддержку в этом начинании тебе будет тяжелее, чем сотруднику столичного маркетингового агентства, который дружит с ребятами из ИТ, хотя базовый набор компетенций для освоения у них может быть одинаков.
Поэтому очень важно налаживать общение между учащимися онлайн-курсов и программ: это помогает поместить всех в единый образовательный контекст, в котором студенты, которые никогда не виделись вживую, поддерживают друг друга, совместно разбираются с материалами. Это то, как технологии помогают самим людям делать образование более человечным.
Как сделать образование гуманным:
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Основным направлением развития современной науки является ее направленность на мировоззренческие истоки, то есть «возвращение к значимости человека».
Основные тенденции гуманизации образования связаны с развитием гармонично развитой личности.
Ведущая идея
В качестве приоритетного направления гуманитарных наук выделяют развитие самостоятельности ребенка, возрождение гуманистических традиций. Подобный подход вызван реалиями жизни.
Смысл школьного образования заключается в раскрытии и развитии духовного потенциала детей, воспитании патриотов и активных граждан своей страны.
Каковы основные тенденции развития образования?
Гуманизация на данном этапе приобрела первостепенную важность, так как подобный подход способствует формированию индивидуальных качеств личности:
Актуальные проблемы современности
Наиболее остро в настоящее время стоят вопросы, связанные с психологическим здоровьем подрастающего поколения. Гуманизация современного образования способствует восстановлению личностно-развивающей и культурообразующей функции.
Такой подход способствовал изменению представлений о цели воспитания и обучения. Гуманизация образования предполагает трансляцию ценностей национальной и общечеловеческой культуры подрастающему поколению. Это предполагает пересмотр технологий и содержания воспитания и обучения, изменение структур различных учебных заведений: детских садов, школ, университетов.
Цели и задачи подхода
Гуманизация образования – это система, признающая человека в качестве высшей ценности. И. Кант считал, что подобный подход способствует формированию человека, который сможет самостоятельно развиваться, совершенствовать свои творческие и умственные способности.
Что вкладывают в смысл данного метода современные исследователи? Они считают, что гуманизация образования – это создание определенных условий, которые направлены на раскрытие и совершенствование способностей ребенка. Они помогают формировать позитивную самореализацию. В основе подхода лежит уважение к человеку, вера в него, взаимоотношения с другими людьми, комфортность существования в социальной среде.
Мнения экспертов
Процесс гуманизации образования Л. С. Выготский называл эволюционным способом преобразования подрастающего поколения, направленным на самоопределение и саморазвитие.
А. В. Брушлинский считает, что при гуманистической трактовке человека в качестве субъекта он перестает быть пассивным существом, включается в процесс развития общества.
Особенности подхода
Гуманизация и гуманитаризация образования предполагают учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Специфика методики и основного содержания состоит в применении личностно-ориентированного подхода. Это дает возможность педагогу выявлять в раннем возрасте талантливых и одаренных детей, создавать оптимальные условия для их развития.
Важные аспекты
В настоящее время в российском школьном образовании у педагога есть право при составлении программы использовать вариативность содержания материала. Это позволяет учителям предоставлять детям право выбора на разных этапах образовательной деятельности, возможность личностного роста.
К примеру, выбрав авторский учебник по химии, педагог вносит в него дополнительно блок, направленный на развитие и совершенствование практических навыков.
Особым видом гуманистического обучения является создание ситуации общения. Под ней подразумевается совместная деятельность наставника и воспитанника. Подобная психолого-педагогическая среда способствует становлению личности.
Диалог – это вариант вербального общения, в результате которого осуществляется саморазвитие, самоактуализация ребенка.
Обучение выстраивается так, чтобы создавалась атмосфера творческого поиска, ученики имели «право на ошибку», обменивались опытом, находили оптимальный вариант решения задачи.
Критерии эффективности
При гуманистическом подходе результативность обучения не сводится только к оценке умений и знаний, которые выявляются контрольными срезами и тестовыми работами. Основным элементом эффективности образовательной деятельности является использование ребенком полученных навыков и знаний в практической деятельности.
Педагог должен создавать «ситуацию успеха» для своих воспитанников на всех этапах учебного (внеурочного) занятия, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для эффективного решения этой задачи учитель использует следующие факторы:
Отличительные особенности гуманизации
Личностно-ориентированные технологии предполагают постановку в центр образовательной системы личности ребенка, создание для него бесконфликтных, благоприятных и безопасных условий реализации, развития природного потенциала.
Технология сотрудничества базируется на равенстве, демократизме, партнерстве педагога и воспитанника. Они вместе продумывают план действий, подбирают литературу для работы, анализируют полученные результаты. Гуманизация современного образования способствовала введению в образовательные учреждения исследовательской и проектной деятельности.
Проектная методика стала обязательным элементом в любой учебной дисциплине. Какова ее значимость при гуманизации образования? В рамках проведения проекта ребенок учится самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезу (предположение), подбирать научную литературу. В этом процессе педагог является наставником, он корректирует работу своего подопечного.
Технология свободного воспитания способствует творческому, разностороннему развитию школьника. При оформлении результатов проведенного исследования ребенок приобретает информационные компетенции. Готовый проект дети представляют в рамках научно-исследовательских конференций и конкурсов своим сверстникам, формируя и развивая при этом коммуникативные навыки.
Заключение
Гуманизация современного образования способствует формированию уважительного отношения к личности каждого ребенка, вере в его творческие силы и возможности. Гуманизация является основным элементом инновационного педагогического мышления, которое направлено на развитие психологически здоровой личности.
Если в традиционной системе образования педагог выступал в виде авторитарной личности, а всю информацию дети заучивали наизусть, то в настоящее время учитель является наставником, к мнению которого дети прислушиваются, но развитие осуществляется по индивидуальным образовательным и развивающим траекториям.
После введения новых федеральных образовательных стандартов в российские школы дифференцированный подход стал одним из основным методов гуманизации воспитательного и образовательного процесса.
Гуманизация современного российского образования: сущность и особенности
Анализ содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволили нам определить и содержание понятия «гуманизация» как производное от предшествующих. В социальном плане, на наш взгляд, понятие «гуманизация» есть одновременно и явление, и деятельность распространения воспитания и становления в обществе идей гуманизма, иначе, духовно-нравственных ценностей общественного развития.
Это императив, который стоит перед Россией с точки зрения ее выживаемости в ближайшем будущем и на перспективу в XXI веке. Сегодня в фокусе внимания ученых находятся проблемы, связанные с гуманизацией образования, педагогического процесса, педагогической деятельности и личности студента.
Для реализации такого подхода отечественной наукой накоплен большой теоретический опыт. Проблема гуманизации образования проанализирована в различных аспектах философами и социологами Г.С. Батищевым, В.Г. Белинским, В.В. Бестужевым-Ладой, B.C. Библером, Л.П. Буевой, В.П. Зинченко, М.С. Каганом, И.С. Коном, Я. Корчаком, Е.А. Подольской; психологами К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалевым, В.В. Давыдовым, И.Б. Котовой, A.M. Новиковым, А.Б. Орловым, А.В. Петровским; педагогами Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулавой, Е.В. Бондаревской, Н.В. Звягловой, М.В. Ивановым, B.C. Ледневым, Б.Т. Лихачевым, А.В. Мудриком, Ю.Н. Петровым, Сластениным, А.И. Субетто, Е.Н. Шияновым, А.Ф. Щипотиным и др.
Необходимость гуманизации образования особенно остро обозначилась в начале 90-х годов. Это было связано со следующими недостатками в существующей системе образования: отсутствием НОТ учебной деятельности субъектов образовательного процесса, обеспечивающей сохранение их здоровья; преобладанием аудиторных занятий над самостоятельной работой студентов; отсутствием или недостаточностью внимания к развитию творческих потенций личности обучающегося; слабым информационным обеспечением учебного процесса; ориентацией на «замкнутые» учебные дисциплины «жестких конструкций», приведшей к строгой нормативной заданности учебной информации, схематизму в обучении, тавтологичности и схоластичности знаний; «жесткостью» образовательной системы, выраженной единственной ступенью образования, сугубо государственной или ведомственно-государственной организацией; схемой управления и распределения, игнорирующей самоопределение личности; отсутствием системы измерения качества деятельности вузов в подготовке специалистов; доминированием информационно-объемной системы образования над интеллектуально-преобразующей и др.; снижением качества образования, падением интереса обучающихся к учебе, ухудшением нравственной атмосферы в стенах учебных заведений, ростом правонарушений.
Кроме того, педагогические ориентиры, которыми руководствовались педагоги, стали далеки от реальной жизни, от демократизации общества.
Гуманистическая философия образования, питаемая принципами нового педагогического мышления, опирается на широкий теоретический фундамент, выстроенный представителями различных научных школ, которые по новому рассматривают механизмы формирования и проверки новых концепций и знаний, особенности построения современных теорий. Следствием этого является то, что повсеместно происходит смена ведущих педагогических концепций или их существенная коррекция.
Современные подходы к образованию определяются процессами гуманизации, то есть ориентацией на духовно-нравственные ценности. Новое гуманистическое сознание, формирующееся в процессах преобразования цивилизации в целом, естественно ориентировано на иной, чем прежде, стиль педагогической деятельности и общения, на диалоговый режим обучения и воспитания, на культурные начала образа жизни ребенка, на демократические нормы самоорганизации всей его деятельности. Таким образом, в таких явлениях прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования.
Гуманизация образования есть поворот всех звеньев учебно-воспитательного процесса к личности студента, уважение к его человеческому достоинству, преодоление отчуждения студенческого и преподавательского состава от образовательного процесса, ликвидация ориентации на усредненного студента, создание условий для развития его социальной активности и раскрытия творческих потенциалов.
Гуманизацией образования является переориентация на личную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений.
Принцип гуманизации позволяет развивать систему образования, выявлять все противоречия, стимулировать поиск оптимальных и обоснованных решений, порождающих инновационные типы учебных заведений, нормы, ценности и идеи. Гуманизация образования связывается с отказом от прежних устаревших субъект-объективных отношений и переводом их в субъкт-субъективные, в новую организацию образования и, в частности педагогику сотрудничества. В сфере образования такое явление вызвано еще и появлением принципиально нового понимания идей современного состояния гуманизации педагогического образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Этот новый тип педагогической культуры ориентирован на достоинства человека. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека. В центре образовательного процесса находится сам обучаемый, формирование его личности следствием данного конкретного учебного предмета.
Таким образом, в настоящее время происходит переориентация принципов самосознания и рефлексии педагогов, вырабатывается новое понимание гуманизма, где современное состояние гуманизации педагогического образования обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве, демократически организованный педагогический процесс. Основным смыслом такого педагогического процесса становится удовлетворение личностных запросов обучающегося, обогащение его творческого потенциала, роль сущностных сил и способности. Конечно, и мера этого удовлетворения выступает показателем гуманизации общества и личности.
Гуманизация образования, по мнению Е.Н. Шиянова, может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический феномен, отражающий общественные тенденции в построении и функционировании системы воспитания в современном мире.
Гуманизация образования предполагает его максимальную индивидуализацию и дифференциацию, которые эффективнее всего могут быть реализованы через различные типы учебно-воспитательных учреждений.
На смену концепции рационально построенного обучения приходит концепция, укрепляющая позиции разнообразия гуманистической направленности педагогического образования: индивидуализированного, культуросообразного, саморазвивающего, переносящего акценты с фронтального обучения на различные теории научения и самообразования, учитывающие творческий характер учебной деятельности как одной из форм гуманизации образования. Постепенно накапливаются позитивные изменения в содержании и формах обучения и воспитания, которые помогают сложным процессам утверждения демократических и гуманистических принципов в образовании.
Гуманизация педагогического образования, по мнению А.Ф. Щипотина, означает оптимизацию воздействия личности и социума, обеспечение их наиболее эффективного развития. Она направлена на совершенствование форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих раскрытие индивидуальности обучающегося, его личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать от себя воспитательные воздействия.
Для этого должен быть создан «новый гуманизм», вписывающийся в технологический век с его компьютерами, генной инженерией, микроэлектроникой, лазерами, космическими спутниками, кабельным телевидением и пр. В «новом гуманизме», очищенном от устаревших норм и принципов человеческого поведения. Только такой гуманизм может выступать в качестве основы становления нового человекознания и образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека. В гуманистической концепции педагогического образования, авторами которой являются В.А. Сластенин и Е.Н. Шиянов, подчеркивается и то, что гуманизация педагогического образования предполагает систему подготовки педагога, которая обеспечивает преемственность и непрерывное общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие его личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. Суть в том, чтобы обеспечить будущим педагогам сознательный выбор духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую систему профессионально-ценностных ориентации. В концепции концентрируется внимание на необходимости разработки новой технологии профессионального обучения. Основу такой технологии составляет личностно-деятельностный подход, который предполагает создание условий для самореализации личности будущего педагога, выявления и развития творческих возможностей, собственных педагогических взглядов, неповторимой технологии деятельности. Предполагается изменение и самой организации учебного процесса, переход на гибкие технологии его организации (введение модульного обучения, интеграция учебных дисциплин I и II уровня, вычленение предметов пролонгированного и локального характера, концентрированное, блочное построение расписания занятий, обеспечение относительно длительного по времени «погружения в предмет» и т.д.), (В.И. Горовая, Г. Ибрагимов, Г.М. Соловьев, Л.М. Фридман и др.).
Концепция открыла перспективы разработок и направления методических инноваций в педагогическом образовании, но, к сожалению, в концепции не отражена проблема преемственности в формировании гуманистической направленности непосредственных участников педагогического процесса (Макаренко).
На основе накопленного социального и научного опыта и в связи с модернизацией системы образования изменилась и сама «философия» содержания и управления образованием, о чем говорит принятый Закон Российской Федерации «Об Образовании» (1996 г.). В него включены и такие понятия, как «многоуровневость», «преемственность», «государственный стандарт профессионального образования (федеральный, национально-региональный и местный компоненты)», «профессиональная образовательная программа» и др. Политика в этой области направлена на отказ от административных методов формирования содержания образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, осваивающих новое содержание обучения и вносящих гуманистическую направленность в образовательный процесс (80). В статье пятой этого же закона подчеркивается, что государственная политика в области образования основываются на следующих принципах (и первым стоит гуманистический характер образования): приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Долгое время проблема гуманизации образования хотя и ставилась, но решалась, в основном, формально. В настоящее время существенно возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам ее саморазвития. Появилось новое понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Задачи, связанные с пониманием образования, предполагается решать только через рассмотрение человека как основного субъекта образовательной деятельности.
В современных условиях в Российской системе образования вырабатывается новое понимание гуманизма, более гибкое, сложное, вариативное мировоззрение постмодернизма. Определяется новая технология и новая культурная среда образования. Уходит концепция рациональности, и укрепляются позиции разнообразия культурных типов образования (культурособразного, интегрированного, индивидуализированного, дифференцированного), переносящего акценты с фронтального, разомкнутого, рассеянного обучения на замкнутое, на направленный информационный процесс, на различные теории научения и самообразования.
Задачи утверждения гуманистических принципов достаточно сложны, и их сложность возрастает в условиях нестабильной обстановки в стране: нехватки средств, трудностей финансирования, падения жизненного уровня. Это дополняется ростом молодежной преступности, усилением влияния массовой культуры, приоритета толпы, силы, бездуховной телесной культуры и др. В связи с этим перед педагогами стоит задача организации учебного процесса, обновления содержания, форм и использования методов, которые способствуют развитию иного понимания образования, т.е. задача разработки инновационных организационно-педагогических моделей, адекватных проблемам и потребностям культурного развития общества, решению насущных проблем через устремление в будущее.
Для преподавателей нового поколения должно быть характерно безусловное принятие личности учащегося, забота о свободном развитии его индивидуальных способностей (духовных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных), забота о его здоровье. В связи с этим в области высшего педагогического образования сегодня очень важно выйти в теории и практике на новый уровень синтеза инноваций и лучшего в различных педагогических концепциях прошлого и настоящего, признание их равноценности и дополнительности. Отличием нынешней ситуации является то, что постоянно происходит смена ведущих педагогических концепций или осуществляется их коррекция. Приоритетом в высшем образовании становится новый стиль деятельности, коммуникации и общения, ориентированный на диалоговый режим обучения и воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятием саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного.
В отличие от понятия «гуманизация воспитания» понятие «гуманизация образования» в педагогическом словаре (под ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспировой) трактуется как «распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества».
Согласно концепции О.С. Газмана, «объектом» в гуманистической педагогике выступает только образовательный материал (предметы, явления, модели, ценности и др.), процесс выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие личности. О.С. Газман подчеркивает, что гуманистическая культура воспитания есть качественно иное измерение человеческих взаимоотношений. Ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных поведениях, он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым.
Гуманистические подходы к воспитанию мы встречаем во взглядах таких просветителей и педагогов, как: И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, Н.П. Енгалычев, Н.И. Новиков и др.
По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного и всестороннего развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Для гуманистов субъект всегда первичен, чем он и ценен. Формировать его не надо, следует лишь помогать в развитии.
По мнению ученых, гуманизация образования предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. «Подлинное образование захватывает и изменяет душу в целом, перемещая человека сперва в место его существа и приучая к нему».
Гуманистическая педагогика нацелена на развитие гармоничной личности, способной вступать в общение, сотрудничество, содеянное в культуре и социуме. Достижение такой цели возможно при условии развития представленного личности целостного образа мира во взаимосвязи всех его элементов.
Реформы, происходящие в России (их политическая, экономическая, социальная направленность), коснулись и системы высшего образования. Концептуальным стержнем этой реформы является ориентация на коренные интересы студенческой молодежи, удовлетворения их нужд и запросов. На первый план выдвигаются задачи изучения социальных процессов, технологий реализации идеи развития образования, принципов демократизации и гуманизации, превращение их в механизм развития личности студента и действенный фактор развития общества (В.Я. Кипоть, В.А. Якушин).
Среди социально-педагогических условий осуществления принципа гуманизма в учебно-воспитательном процессе выделяются: общие (общекультурные, региональные, природные, национально-этические), возрастные (индивидуально-нравственные) и частные (отношения, взаимоотношения педагогов и обучающихся, педагогов, друзей, близких и родных обучающихся) способы включения обучающихся в самостоятельную реализацию творческих сил (Ю.Н. Бабинский, В.А. Якушин).
Учебно-воспитательный процесс при этом превращается в целенаправленную поддержку физического, психического и социального развития личности в процессе преемственного освоения студентом ценностей культуры предшествующих поколений.
Изменение социально-экономической ситуации в России вывело систему образования в иной режим функционирования и развития в плане необходимости поиска надежных, оригинальных, оптимальных, эффективных способов организации учебно-воспитательной деятельности, моделирования современных педагогических систем, обеспечивающих качество образования.
Основные составляющие макро и микрообразовательной системы должны четко определяться компонентами качеств, а также признаками этих качеств. При этом, как подчеркивает В.П. Беспалько, все три составляющие образовательной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение структуры стратегии одной из них непременно требует изменения двух других.
Если образование определять как процесс, то его качество прежде всего будет определять степень внедрения педагогических технологий. В этой связи педагогическая наука в настоящее время предлагает комплекс образовательных технологий и показывает путь их практического применения. Стратегическими на сегодня признаются технологии компьютерной информации образования, трансформационные и дистанционные. Широкое распространение получили также технологии интенсивного, проблемного, опережающего, активного, контекстного, личностно-ориентированного, развивающего и концентрированно-опережающего обучения.
Чтобы получить такой результат, необходима трансформация традиционной, в основном информационно-объемной системы образования в технологию обучающей, интеллектуальной, преобразующей, развивающей, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической и аксиологической), от репродуктивного уровня усвоения знаний к продуктивному.
Такой подход в обучении предполагает и разработку соответствующей технологической инструментальной составляющей, которая бы максимально ограничивала субъективизм преподавателя и обеспечивала объективную, построенную на четко разработанных критериях оценку качества знаний, умений и навыков студента. Наконец, качество образования, подчеркивает Г.М. Соловьев, не может рассматриваться вне контекста трудозатрат и здоровья субъектов образовательного процесса. «Цели и решаемые задачи в образовании должны соизмеряться с психолого-педагогическими и физиологическими закономерностями учебно-трудовой деятельности, психофизическими возможностями обучающихся. Иначе цели образования во многом утрачивают свою социальную и личностную значимость. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью, лишая молодых людей самой важной ценности в жизни. В таком случае она (система) работает ради самой себя в экстремальном режиме по отношению к студентам» (Г.М. Соловьев). Вот почему сегодня очень активно заговорили о здоровьесохраняющей образовательной технологии, и это не очередная компания, а тенденция, обусловленная далеко не удовлетворительным состоянием здоровья детей и молодежи в Российской Федерации. Многочисленные исследования демонстрируют далеко не утешительную картину о пагубном влиянии на здоровье традиционных подходов учебной деятельности учащихся.
В этом отношении здоровьесохраняющая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья как предпосылки качества результата образования.
Из этого делается вывод, что целью здоровьесохраняющей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья студентов, их продуктивной учебно-познавательной деятельности, основанной на научной организации труда.
Тенденции современного высшего образования, выражающиеся в интенсификации учебного процесса, увеличение объема информации, применение интенсивных образовательных информационно-компьютерных технологий, позволяют говорить о том, что при существующем состоянии здоровья молодежи для определенной ее части высшее образование остается недоступным. В этой связи говорить о гуманизации образования можно лишь в том случае, если в образовательном учреждении функционирует сохраняющее здоровье образование.
Таким образом, качество образования в контексте его гуманизации представляет собой сложную, многофакторную, многогранную, многофункциональную проблему, и решение ее возможно лишь при комплексном изучении взаимосвязи составляющих этот феномен, что также обусловливает структуру и содержание исследований в этом направлении.
Концепция образования в современных условиях развития общества реализуется через принципы демократизации, многоукладное, народности, открытости, дифференциации, непрерывности, гуманитаризации и поддерживается абсолютным большинством педагогов, ученых, представителей администрации и общественности.
Процесс девальвации нравственных ценностей и социальная потребность в возрождении духовно-нравственной культуры граждан России ставят важнейшую педагогическую проблему гуманизации индивида и общества.
Гуманизация, будучи объективным явлением современной культуры, представляется как процесс нравственного образования, сориентированный на духовные традиции. Учебное заведение в этом плане выступает как воспитательная система, которая интегрирует усилия общества.
Реализация принципа гуманизации образования предполагает создание особой модели учебно-воспитательного процесса, ее технологию, организацию, охватывающую все этапы становления гуманноориентированных профессионально-личностных качеств будущего специалиста.