Гулить ребенок это что
Гулить ребенок это что
Все родители очень ждут момент, когда их малыш начнет агукать и гулить.
Бесплатные занятия с логопедом
Свершилось чудо – у вас родился ребенок. Следовательно, у вас появилось множество забот, переживаний и счастья от его успехов. В данной статье мы изучим с вами вопрос: «Во сколько месяцев малыш начинает агукать?». Конечно долгожданное слово «мама», еще очень далеко, однако первые звуки, которые начинает издавать ваше чадо, можно услышать уже очень скоро. Все родители очень ждут момент, когда их малыш начнет агукать и гулить.
Первые звуки малыша
Первые звуки или когда малыш начинает агукать? Отметим, что примерно пять первых недель от грудничка можно услышать исключительно плач или кряхтение. И только ко второму месяцу своей жизни детки могут начать издавать самые первые звуки. Обычно первыми издаваемыми звуками становятся несложные по произношению гласные: а, у, о, е. В момент произношения этих гласных, родители и слышат долгожданное «агу».
Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.
Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.
Учимся агукать
Агуканье – довольно значимый процесс в дальнейшем формировании речи. Специально научить малыша гулить, совершенно невозможно. Но некоторые действия со стороны родителей, обязательно помогут ребеночку быстрее начать общаться с миром, который его окружает.
Итак, во сколько месяцев малыш начинает агукать, мы практически разобрались. Поэтому теперь, следует выделить некие моменты, которые способны ускорить данный процесс. Что стоит предпринимать родителям:
При общении с новорожденным нельзя коверкать слова, так как они не будут слышать правильного произношения, что в свою очередь может навредить дальнейшему развитию речи. Старайтесь как можно чаще читать малышу небольшие стишки, народные шутки и т.д. Такие действия будут способствовать активному развитию.
Малышу месяц, а он все еще молчит
Не следует волноваться, если новорожденный не агукает к концу первого месяца, ведь они не механические приспособления, в которых задан темп развития. То есть каждый малыш развивается так, как ему необходимо. Во сколько месяцев малыш начинает агукать – вопрос очень индивидуальный. Один ребеночек уже в три недели начинает стараться произносить «агу», а другой до сих пор молчит, однако приятными звуками он начнет радовать окружающих немного позже. Молчание может быть связанно с тем, что ребеночек и по природе будет молчуном.
Бывают и такие случаи, что малыш начал агукать довольно рано, однако потом резко замолчал. Не стоит накручивать себя и переживать, так как малыш просто начинает период подготовки к следующей порции речевых навыков. Через определенный промежуток времени агуканье вернется, но в сопровождении смеха, пищания и визжания. Бывает и такое, что резкое молчание, может быть вызвано рядом неких факторов, например, из-за перенесенного стресса или плохого самочувствия.
Если ваш ребеночек молчит продолжительное время, стоит обратиться за помощью к педиатру. Начинать переживать стоит начать после восьми месяцев. Возможно, у малыша развились какие-либо проблемы с неврологией или со слуховым аппаратом. Педиатр должен направить малыша к узкому специалисту, например, к неврологу или отоларингологу, чтобы установить причины задержки развития речи и их лечения.
Чем агуканье отличается от гуления
Когда малыши начинают агукать и гулить, родители испытывают массу радостных ощущений. Агуканье – это звучание гласных звуков из уст ребенка, а гуление – речевая форма, которая является более сложной.
В звуках начинают появляться согласные, например: г, к, х в сочетании с гласными. Тогда в ы можете услышать: агу, кы, кхы, гу. Этап гуления способен продлиться до четырех или пяти месяцев. Иногда данные звуки возникают у малыша в спонтанном порядке, например, при изучении игрушки. Однако постепенно малыш начнет использовать гуление и агуканье в ответ на общение или же улыбку родного человека.
В период, когда малыш начинает общаться, родители должны понимать, что это довольно важный этап в своевременном и правильном развитии ребенка. Самым пиком гуления принято считать три месяца. Это именно тот возраст, когда у вас под рукой должны находиться камера и фотоаппарат, чтобы у вас постоянно была возможность снять своеобразные песни малыша. Очень часто новорожденные начинают гулить под некоторые песни, получается так, как будто малыш подпевает.
Развитие речи малыша до полугода
В каком возрасте малыш начинает агукать, мы с вами уже изучили, однако теперь стоит обратить внимание на то, какая должна быть помощь от родителей:
До полугода малыш научится осознанно улыбаться и агукать, данные навыки у ребенка развиваются благодаря занятим с родителями. Уделяйте малышу как можно больше внимания.
Вывод
В данной статье мы рассмотрели с вами вопрос: «Во сколько месяцев малыш начинает агукать?». Мы постарались донести до вас всю важность периода развития до полугода, а также предоставили вам подсказки, которые помогут малышу развиваться на должном уровне. Родителям обязательно нужно запомнить период, когда малыш начал агукать и улыбаться, ведь вы получите массу положительных эмоций.
Гулить ребенок это что
Каждый малыш – особенный, так же как индивидуальны его окружение и члены семьи.
Бесплатные занятия с логопедом
Каждый малыш – особенный, так же как индивидуальны его окружение и члены семьи. Поэтому и развитие речи детей раннего возраста, коммуникативных навыков также будет индивидуальным, не стоит полностью равняться на строгие предписания педиатров, на примеры других детей. Малыш, который растет в любви, чувствует семейное тепло, обязательно порадует и милым лепетом, и сложными философскими вопросами.
О чем кричим?
С криком приходит в наш мир практически каждый ребенок. Именно криком новорожденный оповещает весь мир: «Я появился, я теперь буду рядом с вами!» В первые минуты жизни малыш испытывает яркие ощущения, ведь до этого он находился в уютной материнской утробе, вес его потребности удовлетворял материнский организм. Теперь кроха должен более настойчиво оповещать о том, что ему дискомфортно или хочется есть. И именно крик на первом этапе жизни является самым эффективным способом напомнить о себе. Но не стоит воспринимать плач только как требование, возможно, малыш просто хочет пообщаться, хочет, чтобы кто-то был рядом, поговорил с ним, спел колыбельную.
Чтобы убедиться в этом, стоит всего лишь понаблюдать: иногда младенец закричит и ждет, пока придет кто-то, возьмет его на руки. Если желание не исполняется сразу, следующий крик будет намного громче и настойчивее. В конце концов дети все равно добиваются своего.
Возможно, такой своеобразный способ общения выбран еще неосознанно, на уровне рефлекса, но он на определенное время является единственно возможным.
Спустя несколько недель после появления крохи на свет можно заметить, что его крик имеет разные интонации и тональность. По-разному малыш требует внимания, сообщает о боли или о голоде. Внимательные родители постепенно постигают все нюансы плача ребенка, и им легче догадаться, что он требует. О том, что крик — это не просто громкие и бессмысленные звуки, а первый способ общения, и говорит смена тональности, интонации.
Гуление ребенка
Гуление малыша всегда вызывает у взрослых восторг, приятные эмоции, желание вторить ему с помощью таких же звуков. В составе самых простых слогов обычно присутствует звук «г» и различные гласные. Гулить ребенок начинает в большинстве случаев где-то в полтора-два месяца. Это своеобразный международный язык детей, ведь если записать гуление деток из самых разных стран, можно понять, что делают они это одинаково.
Интересно, что такие разговоры детки могут вести и наедине с собой, когда у них особенно хорошее настроение, сон был сладким, обед вкусным и ничего в данную минуту не беспокоит.
В гулении также присутствуют самые разные интонации, громкость звучания также может быть различной. Количество простых слогов со временем увеличивается.
Возможно, дети начинают чувствовать, что именно «ма-ма», «па-па» привлекают больше всего внимание родителей, заставляют их улыбнуться, наклонить лицо.
Поэтому они и повторяют их чаще. Это предположение, но кто знает, быть может, это на самом деле так?
На таком уровне и родители с удовольствием общаются с детками, стараются вторить ребенку, улыбаются в ответ на произнесенные слоги. Это одни из самых приятных минут общения. Мамы и папы могут уже отметить, что любимое чадо активно «говорит», обращается именно к ним. Часто гуление предназначено только родным людям, перед чуткими малыш может просто молчать. Во время гуления ребенок ждет ответной реакции, ведь недаром он смотрит в глаза маме, протягивает к ней ручки, старается коснуться лица. Очень важно находить время для таких «разговоров», поддерживать общение, отвечать своему маленькому собеседнику. Ведь дети слышат голос, запоминают его, привыкают к определенным словам.
Гуление станет очень важным этапом формирования речи, если родители будут активными, будут поддерживать маленьких учеников. Такая работа совсем не сложная для родителей, все происходит естественно. Говорить с новорожденным можно и в процессе купания, и при пеленании, во время прогулки. И вскоре ребенок при виде знакомого лица и звуке теплого родного голоса начнет проявлять радость. А в такой атмосфере ему легче учиться и более сложным навыкам.
Лепет ребенка
Полугодовалые дети переходят к более сложным способам самовыражения, и начальное гуление сменяется милым лепетом. Это уже четкие слоги, в которых хорошо слышны и согласные, и гласные. Слоги произносятся сначала редко, потом становятся привычными. И сердце окружающих тает, когда они слышат «ба-ба» или «ма-ма-ма».
На стадии лепета малыша уже можно учить тому как говорят различные животные, птички, как гудит машина. О таких звуках можно рассказывать во время прогулки, показывая соответствующие игрушки.
Очень важно поддержать своего малыша и на этой стадии, стать его «собеседником». Активизация этих речевых навыков положительно скажется на дальнейшем развитии ребенка. Важно, чтобы он видел лицо мамы или папы, бабушки, видел артикуляцию, выражение лица. Для деток взрослая речь — это один из способов обучения, поэтому очень важно говорить выразительно, четко, сопровождать свою речь соответствующей мимикой. Обязательно следует обращаться именно к ребенку, а не просто разговаривать между собой в присутствии детей.
Специалисты рекомендуют постоянно заниматься развитием ребенка, его речи, активно реагировать на его лепет, четко разговаривать с ним. Но такие занятия — не самое главное. Важно, чтобы малыш чувствовал любовь, заботу, знал, что он дарит удивительное счастье.
И вот — первые слова!
Ближе к году детки начинают произносить первые осознанные слова. И на этой стадии любовь и внимание родителей особенно важны: именно в такой атмосфере учиться детям намного легче.
В 11-12 месяцев дети прекрасно воспринимают чтение книжек с красивыми картинками и понятными историями. Естественно, показывать картинки можно и раньше, но в этот период чтение будет иметь больший эффект.
Ошибкой родителей является использование неестественных слов, с которыми они стараются опуститься на уровень ребенка. Чем правильнее будет речь родителей, тем грамотнее будет говорить их малыш. Никаких «ляли», «бо-бо» и других «сладеньких» выражений. Но одновременно нужно спокойно относиться к тому, что дети будут использовать придуманные самостоятельно слова — ведь им сложно сразу выговорить правильно.
Необходимо также проводить манипуляции, направленные на тренировку мышц гy6 и щек малыша.
В них нет ничего сложного. Например, можно купить для ребенка симпатичную свистульку, дудочку или губную гармошку, в которую будет дуть «юный музыкант». Полезно выдувать мыльные пузыри или воздушные шары. Такие занятия улучшат артикуляцию и, следовательно, сделают более четкой детскую речь. К тому же малышу будет весело, а что может быть лучше довольного ребенка?
Как и в первые месяцы, в первые годы важными являются в общении жесты, мимика. Нужно активно использовать эти приемы, именно они делают речь экспрессивной, богатой. Многие слова сопровождаются жестами: например, когда малыша учат говорить «пока», обязательно машут прощально рукой.
Так слово быстрее запоминается.
Если ребенок долго молчит
Большинство родителей переживают и с нетерпением ждут, когда же их ребенок произнесет первые слова. Они внимательно прислушиваются к рассказам знакомых или коллег, хвастающихся достижениями своих деток.
Если с первых дней малыш кричит с различными интонациями, если спустя время он гулит, потом переходит на лепет, волноваться не о чем. В свое время кроха порадует первыми словами, а потом и вовсе замучает родителей беспрерывным «почему, когда, где?».
Очень часто родители понимают ребенка без слов, и тогда у него просто нет необходимости что-нибудь произносить, говорить. Что можно посоветовать в этой ситуации? Делаем вид, что мы не понимаем, чего от нас хочет ребенок, пока он не попытается сказать нам об этом.
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка
Королева Марианна Борисовна
логопед высшей категории, клинический психолог
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка:
Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев.
Появление слов взрослого лексикона (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики – часики) начало с 1 года 7/9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Рост словаря ребенка от года и старше
1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов)
2 года от 50 до 200 слов
3 года от 800 до 1000 слов
Развитие фразовой речи
К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число.
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно.
Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка.
Стимуляция гуления
Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.
Стимуляция лепета
Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.
Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками.
Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы.
Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.
От лепета к лепетным словам
Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции.
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»:
Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га.
Качаться, качели кач-кач
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Появление слов взрослого лексикона (после полутора лет)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком».
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала).
Для появления слов взрослого лексикона можно поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит «Большая», говорит «аяя» и все довольны, вместо слова «трактор», говорит «такта», или «тата» и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которых я бы назвала максималистами «или все или ничего». Похоже, что они думают так: «Я не умею говорить «большая», и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию».
Что делать? Мы не можем попросить «скажи «аяя», предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать «кусочек взрослого слова.
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым.
Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!».
Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка.
Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа.
Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га».
Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного).
Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить.
Делайте это в таком порядке:
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово «вылетит» непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
Логопед клиники для детей медицинского центра «ЛОТОС», логопед высшей категории Королева Марианна Борисовна
Акции
Как вы можете позаботиться о своем женском здоровье уже сейчас? Ежегодный профилактический прием акушера-гинеколога предотвращает развитие тяж.
А что с вашими легкими и сердцем? До сих пор многие люди, перенёсшие Covid-19 в любой форме, даже не знают о последствиях. Часть из них месяцами ж.
Качественные платные медицинские услуги европейского уровня стали доступны для отдаленных районов области. Медицинский центр ЛОТОС открыл новый фи.
Вы мечтаете о ребёнке, но долгожданные две полоски не появляются? Вам поставлен диагноз «бесплодие»? Запишитесь на бесплатную консул.
Развитие речи у детей
Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.
Раннее детство и развитие речи
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!
Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.
Какие факторы влияют на развитие речи
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Кто быстрее: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.
Как помочь развитию речи детейраннего возраста
Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.
Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.
Как правильно формировать речь
Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!
На что обратить внимание
График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!