Гудвилл что это такое
Гудвилл — что это простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье мы поговорим о таком понятии как гудвилл. Вы узнаете что такое гудвилл простыми словами и в чем его основная суть, о чем он говорит инвестору и аналитику. В статье также указаны различные подходы расчета гудвилла и особенности его обесценения. Про это и многое другое, связанное с гудвиллом поговорим далее.
Содержание статьи:
Что такое Гудвилл?
Гудвилл — это нематериальный актив, связанный с покупкой одной компании другой. В частности, гудвилл — это часть покупной цены, которая превышает сумму чистой справедливой стоимости всех активов, приобретенных при поглощении, и обязательств, принятых в процессе. Ценность бренда компании, солидная клиентская база, хорошие отношения с клиентами, хорошие отношения с сотрудниками и запатентованные технологии — вот некоторые причины, по которым существует гудвилл.
Суть гудвилла
Процесс расчета гудвилла в принципе довольно прост, но на практике может быть довольно сложным. Чтобы определить гудвилл по упрощенной формуле, возьмите покупную цену компании и вычтите чистую справедливую рыночную стоимость идентифицируемых активов и обязательств.
где:
P = цена приобретения целевой компании,
A = справедливая рыночная стоимость активов,
L = справедливая рыночная стоимость обязательств.
О чем говорит гудвилл
Стоимость гудвилла обычно возникает при приобретении (поглощении) — когда покупатель покупает целевую компанию. Сумма, которую приобретающая компания платит целевой компании сверх чистых активов цели по справедливой стоимости, обычно составляет стоимость гудвилла цели. Если приобретающая компания платит меньше балансовой стоимости цели, она получает отрицательный гудвилл, что означает, что она приобрела компанию. по выгодной сделке на распродаже.
Гудвилл отражается как нематериальный актив на балансе приобретающей компании на счете долгосрочных активов. Согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета (GAAP) и Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) компании должны оценивать стоимость гудвилла в своей финансовой отчетности не реже одного раза в год и регистрировать любые обесценения. Гудвилл считается нематериальным (или внеоборотным) активом, поскольку он не является физическим активом, таким как здания или оборудование.
Споры о расчетах гудвилла
Бухгалтеры используют разные подходы к расчету гудвилла. Одна из причин этого заключается в том, что гудвилл представляет собой своего рода обходной путь для бухгалтеров. Это, как правило, необходимо, поскольку приобретения обычно учитывают оценки будущих денежных потоков и другие факторы, которые не известны на момент приобретения. Хотя это, возможно, не является серьезной проблемой, это становится проблемой, когда бухгалтеры ищут способы сравнения заявленных активов или чистой прибыли между разными компаниями, некоторые из них ранее приобретали другие компании, а некоторые нет.
Обесценение гудвилла
Обесценение актива происходит, когда рыночная стоимость актива падает ниже исторической стоимости. Это может произойти в результате неблагоприятного события, такого как снижение денежных потоков, усиление конкурентной среды или экономическая депрессия, среди многих других. Компании оценивают необходимость обесценения путем проведения теста на обесценение нематериального актива.
Два широко используемых метода тестирования на обесценение — это доходный подход и рыночный подход. При использовании доходного подхода предполагаемые будущие денежные потоки дисконтируются до приведенной стоимости. При рыночном подходе анализируются активы и обязательства аналогичных компаний, работающих в одной отрасли.
Если приобретенные чистые активы компании падают ниже балансовой стоимости или если компания завышает сумму гудвилла, то она должна обесценить или произвести списание стоимости актива в балансе после того, как она определит, что гудвилл обесценен. Расходы на обесценение рассчитываются как разница между текущей рыночной стоимостью и ценой покупки нематериального актива.
Обесценение приводит к уменьшению счета гудвилла в балансе. Расход также признается как убыток в отчете о прибылях и убытках, что напрямую снижает чистую прибыль за год. В свою очередь, прибыль на акцию (EPS) и цена акций компании также окажутся негативными.
Совет по стандартам финансового учета (FASB), который устанавливает стандарты для правил GAAP, рассматривает возможность изменения метода расчета обесценения гудвилла. Из-за субъективности обесценения гудвилла и стоимости проверки на предмет обесценения FASB рассматривает возможность возврата к более старому методу, называемому «амортизация гудвилла», при котором стоимость гудвилла постепенно уменьшается ежегодно в течение ряда лет.
Гудвилл и другие нематериальные активы
Гудвилл — это не то же самое, что и другие нематериальные активы. Гудвилл — это премия, уплачиваемая над справедливой стоимостью во время операции, и не может быть куплена или продана отдельно. Между тем, другие нематериальные активы включают аналогичные лицензии и могут быть куплены или проданы независимо. Гудвилл имеет неопределенный срок службы, в то время как другие нематериальные активы имеют определенный срок полезного использования.
Ограничения использования гудвилла
Гудвилл сложно оценить, и отрицательный гудвилл может возникнуть, когда покупатель приобретает компанию по цене ниже ее справедливой рыночной стоимости. Обычно это происходит, когда целевая компания не может или не будет вести переговоры о справедливой цене своего приобретения. Отрицательный гудвилл обычно наблюдается при продаже проблемных товаров и отражается как доход в отчете о прибылях и убытках покупателя.
Также существует риск того, что ранее успешная компания может оказаться неплатежеспособной. Когда это происходит, инвесторы вычитают гудвилл из своих определений остаточного капитала. Причина этого в том, что в момент банкротства гудвилл, которым ранее пользовалась компания, не имеет стоимости при перепродаже.
Пример гудвилла
Если справедливая стоимость активов компании Буревестник за вычетом обязательств составляет 12 миллиардов рублей, а компания покупает компанию Буревестник за 15 миллиардов рублей, размер премии после приобретения составляет 3 миллиарда рублей. Эти 3 миллиарда рублей будут включены в баланс покупателя как гудвилл.
В качестве примера из реальной жизни рассмотрим слияние T-Mobile и Sprint, объявленное в начале 2018 года. Согласно заявке S-4, по состоянию на 31 марта 2018 года сделка была оценена в 35,85 миллиарда долларов. Справедливая стоимость активов составила 78,34 млрд долларов, а справедливая стоимость обязательств — 45,56 млрд долларов. Разница между активами и пассивами составляет 32,78 миллиарда долларов. Таким образом, гудвилл по сделке будет признан в размере 3,07 миллиарда долларов (35,85 — 32,78 доллара), что превышает разницу между справедливой стоимостью активов и обязательств.
Популярные вопросы о гудвилле
Что такое гудвилл?
Гудвилл — важное понятие бухгалтерского учета при инвестировании. Гудвилл, отображаемый в балансе, представляет собой нематериальный актив, который создается, когда одна компания приобретает другую компанию по цене, превышающей стоимость ее чистых активов. В отличие от других активов, которые имеют заметный срок полезного использования, гудвилл не амортизируется и не обесценивается, а периодически проверяется на предмет обесценения. Если предполагается, что гудвилл обесценен, стоимость гудвилла должна быть списана, что уменьшит прибыль компании.
Как используется гудвилл при инвестировании?
Оценка гудвилла — сложный, но важный навык для многих инвесторов. В конце концов, при чтении баланса компании может быть очень трудно определить, действительно ли гудвилл, который, по ее утверждениям, имеется, оправдан. Например, компания может утверждать, что ее гудвилл основан на узнаваемости бренда и лояльности клиентов компании, которую она приобрела. Таким образом, анализируя баланс компании, инвесторы внимательно изучают, что стоит за заявленным гудвиллом, чтобы определить, может ли этот гудвилл быть списан в будущем. В некоторых случаях может произойти и обратное, когда инвесторы полагают, что истинная стоимость гудвилла компании выше, чем указанная в ее балансе.
Что является примером гудвилла в балансе?
Рассмотрим случай гипотетического инвестора, который покупает небольшую компанию по производству потребительских товаров, очень популярную в его городке. Хотя чистые активы компании составляли всего 10 миллионов рублей, инвестор согласился заплатить за компанию 12 миллионов рублей, в результате чего в бухгалтерском балансе было отражено 2 000 000 рублей гудвилла. Объясняя это решение, инвестор мог указать на сильное следование бренду компании как на главное оправдание того гудвилла, который он заплатил. Однако, если стоимость этого бренда снизится, ему, возможно, придется списать часть или весь этот гудвилл в будущем.
Резюме
А на этом сегодня все про Гудвилл. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Что такое гудвилл компании и как он влияет на стоимость акций
Мечта любого инвестора – иметь возможность точно определять стоимость компании-эмитента купленных ценных бумаг в текущий момент времени и в перспективе. В этом случае очень просто решались бы задачи расчета доходности оценки рисков и, главное, составления инвестиционного портфеля, оптимального для сформулированных целей. К сожалению, точный расчет в настоящее время практически невозможен. Проблема в том, что в стоимости компании отражаются не только материальные активы (земля, здания, оборудования, средства в обороте и т. д.), но и нематериальные, в том числе неидентифицируемые. К числу последних относится гудвилл.
Понятие гудвилла
Гудвилл (в англ. варианте goodwill – добрая воля, доброжелательность) – экономический термин, который показывает в денежном выражении оценку конкурентных преимуществ компании. Именно гудвилл включает все те нематериальные факторы, которые повышают интерес к компании со стороны покупателей/инвесторов:
С этой точки зрения гудвилл является активом, за счет которого предприятие может получать (и получает) сверхприбыль. Но актив этот нематериален и фактически не может быть идентифицирован и оценен прямыми методами.
На заметку! У компаний есть и идентифицируемые нематериальные активы, например, лицензии и патенты. Их отличает точно известная стоимость, которая учитывается в балансовых показателях компании. В гудвилл эти активы не включают.
Вместе с тем в бухгалтерии и экономике применяются достаточно простые методики расчета гудвилла. Согласно им его рассматривают как премию к балансовой стоимости компании, уплачиваемую при покупке. Это понимание распространяется и на покупку выпущенных эмитентом ценных бумаг.
Рассмотрим пример. Инвестор покупает 1 % акций компании и уплачивает за них 1 млн руб. При этом балансовая стоимость компании составляет 50 млн руб. Нетрудно посчитать, что доля инвестора в этой балансовой стоимости составит 500 тыс. руб. Разница между уплаченной им ценой за акции и балансовой стоимостью и есть гудвилл, который фактически оказывается равным 500 тыс. руб.
Важное замечание! Из такого бухгалтерского подхода следует несколько парадоксальный вывод: гудвилл, созданный внутри предприятия, оценить невозможно. Он появляется только при заключении некоторой сделки, в которой происходит купля/продажа всей компании или части ее активов.
Гудвилл и цены акций
О влиянии гудвилла на ценные бумаги точно сказал Уоррен Баффет: «Если бизнес идет хорошо, акции рано или поздно последуют за ним». Действительно, если компания прилагает значительные усилия для создания конкурентных преимуществ, например, повышения деловой репутации, интерес инвесторов к ней обязательно растет. В результате, естественно, повышается спрос на ценные бумаги этого эмитента и их стоимость.
Следует отметить, что в настоящее время этот процесс значительно ускорился и стал играть решающую роль в формировании цен на акции. Так, еще в 2000 г. аудиторы Arthur Andersen провели интересное исследование. Для 3500 компаний из США анализировалась доля балансовой стоимости в рыночной по данным за 20 лет. Анализ показал, что еще в 1977 г. этот показатель находился на уровне 96 %, а с 1997 сократился до 27 %. По данным других исследований, к 2020 г. эта доля стала еще меньше и не превышала 16 %.
Фактически эти цифры отражают оценки инвесторами текущего состояния дел компании и ее перспектив. Налицо явный рост именно гудвилла. Но в этом контексте подразумевается гудвилл, созданный внутри компании. Пока не используются четкие механизмы его оценки, рассматривать такое влияние можно только в плане предположений и интуиции, что для желающего заработать инвестора приемлемо далеко не всегда.
Другое дело – «бухгалтерский» гудвилл, получающий точное денежное выражение при заключении сделок купли/продажи или слияния/поглощения компаний. Он отражается в отчетности и, как все бухгалтерские показатели, может быть пересмотрен в сторону как увеличения (например, при покупке бренда), так и уменьшения (процессы носят название обесценивания и амортизации).
Этот показатель также может оказывать влияние на стоимость акций, хотя и не столь однозначное. Рассмотрим пример:
Внимание! Обесценивание гудвилла может быть как реальным, так и манипулятивным со стороны компаний. Топ-менеджмент может идти на такие шаги с целью уменьшения показателей чистой прибыли без реальных убытков (гудвилл ведь актив нематериальный, поэтому потери отражаются исключительно на бумаге). Это не остается без внимания регуляторов, например, в случае с Kraft Heinz было назначено расследование SEC.
Поскольку, как было сказано, гудвилл играет все большую роль в стоимости компаний, инвесторам придется освоить новые методы его оценки, помимо бухгалтерской отчетности. Сегодня их разработано достаточно много, среди наиболее простых и эффективных:
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Гудвилл: актив, который всегда с тобой
Гудвилл (или, как его любят называть в России, деловая репутация) – это разновидность нематериальных активов, которая образуется у компании А при покупке ей другой компании Б. Как правило, стоимость сделки (то есть, сумма, которая выплачивается со стороны акционеров компании А акционерам компании Б за определенную долю в капитале Б) превышает справедливую стоимость тех чистых активов приобретаемой организации, которые фактически приобретаются компанией-покупателем. Величина данного превышения как раз и называется гудвиллом. В рамках Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) гудвилл отражается отдельной строкой в составе внеоборотных активов компании.
Таким образом, гудвилл (goodwill) является сугубо техническим активом, не имеющим самостоятельного экономического смысла, но необходимым для соблюдения основного бухгалтерского тождества, согласно которому активы компании всегда должны быть равны сумме ее обязательств и капитала. При превышении суммы инвестиций в покупаемую компанию над стоимостью ее приобретаемых чистых активов образуется люфт, который и «закрывается» формированием такого искусственного актива, как гудвилл. В случае же, если стоимость сделки ниже суммы приобретенных чистых активов, разница (badwill) немедленно признается в рамках отчета о финансовых результатах в качестве дохода без образования актива. Записывайтесь на открытый онлайн-курс «Финансы с нуля», если хотите изучить другие фундаментальные концепции из финансовой и экономической теории.
В отечественной практике гудвилл часто называется «деловой репутацией», хотя это не вполне верный перевод. Понятие деловой репутации не охватывает всех причин, по которой цена сделки может быть выше справедливой стоимости активов компании (рыночные ожидания, возможные синергии, премии за контроль, и т.д.).
Расчет
МСФО декларируют два допустимых способа расчета гудвилла – пропорциональный и полный. Для наглядного сравнения данных способов введем следующие условия:
Компания А приобрела 60% акций компании Б за 80 единиц. Справедливая стоимость чистых активов компании Б равна 100 единиц. 40% акций компании Б находятся в свободном обращении, их справедливая стоимость равна 50 единиц.
1. Пропорциональный способ
При пропорциональном способе гудвилл, который компания А должна зафиксировать на своем балансе после сделки, рассчитывается как разность стоимости сделки и приобретенной доли чистых активов, оцененных по справедливой стоимости на дату сделки:
Гудвилл = 80 – 100 х 60% = 20 единиц
2. Полный способ
В стандарте финансовой отчетности IFRS 3 «Объединение бизнеса» упомянут метод расчета так называемого «полного» гудвилла. Согласно концепции данного метода, гудвилл необходимо рассчитывать с тем допущением, что компания-покупатель приобретает 100% голосующих акций другой компании. При этом полученный полный гудвилл необходимо распределить между компанией – покупателем контрольного пакета акций и прочими акционерами (так называемой неконтролирующей долей – non-controlling interest, NCI). В этом случае гудвилл контролирующего акционера исчисляется аналогично пропорциональному способу, а гудвилл NCI рассчитывается как разность полного гудвилла и гудвилла контролирующего акционера.
Полный гудвилл определяется как разность справедливой стоимости покупаемого бизнеса и справедливой стоимости чистых активов приобретаемой компании, оцененной на дату сделки. В свою очередь, справедливая стоимость покупаемого бизнеса исчисляется как сумма стоимости сделки и справедливой стоимости акций приобретенной компании, принадлежащей прочим акционерам (NCI).
Вооружившись данным методом, рассчитаем стоимость гудвилла в соответствии с «полным» способом:
Справедливая стоимость покупаемого бизнеса = 80 + 50 = 130 единиц
Полный гудвилл = 130 – 100 = 30 единиц
Гудвилл контролирующего акционера (А) = 80 – 100 * 60% = 20 единиц
Гудвилл NCI = 30 – 20 = 10 единиц
В отличие от большинства внеоборотных активов, гудвилл впоследствии не амортизируется. Вместе с тем, стандарт IAS 36 «Обесценение активов» предписывает на ежегодной основе осуществлять тестирование гудвилла на обесценение. Исходя из общих принципов обесценения активов, указанных в данном стандарте, величину обесценения гудвилла в текущем периоде можно рассчитать следующим образом:
Обесценение гудвилла = балансовая стоимость чистых активов дочерней компании + гудвилл от приобретения данной компании – возмещаемая стоимость дочерней компании.
Подробный разбор данной формулы лежит за рамками данной статьи, но на языке корпоративных финансов это фактически означает, что снижение стоимости приобретенного бизнеса, зафиксированное в бухгалтерском учете, влечет за собой синхронное обесценение гудвилла на балансе компании-покупателя.
Вместе с тем, на практике обесценение гудвилла встречается достаточно редко, так как для обоснованного снижения его стоимости необходимо доказать снижение стоимости приобретенного бизнеса в составе группы компаний. В свою очередь, оценку отдельно взятого дочернего бизнеса в составе холдинга практически невозможно осуществить объективно, так как деятельность данного бизнеса регулируется множеством взаимосвязей с остальными компаниями холдинга. По этой причине, как правило, даже аудиторы предпочитают не проводить самостоятельную оценку гудвилла, а ограничиваются проверкой разумности и обоснованности расчета клиента, результатом которого, как ни странно, обычно является отсутствие обесценения гудвилла.
Дополнительным стимулом к избежанию обесценения гудвилла служит правило, по которому данная стрелка не поворачивается в обратную сторону: при росте стоимости купленного бизнеса гудвилл нельзя пропорционально увеличить, даже если ранее он подвергался обесценению. Таким образом, гудвилл, по сути, становится «вечным» активом на балансе групп компаний, обесценения которого руководство и акционеры всеми силами стремятся избежать. Само же появление данного технического актива было связано лишь с тем, что разницу между стоимостью сделки и стоимостью приобретаемых активов нельзя оставлять «в воздухе», так как это разбалансирует финансовую отчетность и нарушает основное бухгалтерское тождество.
Автор: Малиновский Ярослав, эксперт SF Education
Гудвилл
Содержание
Понятие деловой репутации в российской деловой практике
Деловая репутация может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В качестве примера количественного показателя можно назвать стоимостную оценку деловой репутации, используемую в российской экономической практике при бухгалтерском учёте нематериальных активов [4] : стоимость деловой репутации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), т.н. гудвил (понятие используемое в зарубежной деловой практике).
Гудвил
Гудвил (англ. Goodwill ) — экономический термин, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стомости активов и пассивов. Он относится к нематериальным активам. Отражает доверительное отношение к компании, к бренду, деловую репутацию. При оценке или продаже компании может создавать бо́льшую (сверхнормативную) прибыль, чем рыночная оценка всех активов за вычетом долговых обязательств.
Гудвил — это такая совокупность факторов деловой репутации, репутации доброго имени фирмы (бренда), выгодности местоположения, узнаваемости торговой марки и прочих, не идентифицируемых отдельно от фирмы, которая позволяет сделать заключение о будущем превышении прибыльности данной фирмы по сравнению со средней прибыльностью аналогичных фирм.
Гудвилл (стоимость деловой репутации) равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимости чистых активов (стоимость всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу).
Передача гудвила означает передачу прав на фирму и её деловые связи при продаже торгового предприятия (например, передача инфраструктуры и информации о клиентах).
Что такое гудвилл: способы расчета и укрепления репутации
Рассказываем о влиянии делового имиджа на прибыль и основных способах репутационной самообороны, повышающих стоимость гудвилла.
Приветствуем! На связи Digital Sharks, репутационное агентство, удаляющее негативные отзывы, статьи, видео и клевету из интернета. Гудвилл — это деловая репутация физического или юридического лица.
Гудвилл в экономике относится к группе нематериальных активов, которые формируют рыночную стоимость бренда и его прибыль. Другими словами, чем сильнее goodwill — репутация, тем выше доход.
При сравнении гудвилла и деловой репутации можно использовать два подхода. Первый заключается в оценке влияния деловой репутации на потребительский спрос. Величина гудвилла растет, если компании удается удержать старых и создать приток новых клиентов.
Второй подход основан на анализе элементов, формирующих деловые связи гудвилл. К ним относятся: имидж руководителя, отрасль компании, характер бизнеса и степень лояльности аудитории к бренду.
В России нематериальный актив, формирующий прибыль и стоимость компании, принято называть деловой репутацией. В мировой практике это гудвилл.
У крупных компаний цена за деловые связи гудвилл достигает колоссальных значений. Например, стоимость goodwill, репутации Apple к лету 2021 года составила более 200 млрд долларов.
Положительный гудвилл в экономике — это показатель потенциальной выгоды. Отрицательный гудвилл свидетельствует об убыточности предприятия. В таком случае уместно говорить о бэдвилл — испорченной репутации, возникающей вследствие низких доходов, отсутствия квалифицированного персонала и негативного отношения к бренду.
В каких случаях проводится расчет гудвилла:
Goodwill или репутация — это неотчуждаемый от компании актив. С ростом прибыли показатель деловых связей гудвилл растет, а при неудачах падает. Гудвилл в экономике представляет собой определение стоимости нематериальных активов бренда.
Требуется 20 лет, чтобы создать репутацию, и 5 минут, чтобы ее разрушить. Вы будете относиться к делам по-другому, если подумаете об этом.