Губы в меланхолии что значит
Что значит губы в меланхолии. Меланхолия
Меланхолия – это состояние души, характеризующееся унылым настроением, общей угнетённостью, хандрой, грустью и спадом сил. Рассматриваемому состоянию сопутствует ощущение собственной бесполезности, никчемности, ненужности, чередуемое с безрадостным расположением духа. При этом для возникновения данного состояния возможно не существует серьезных оснований. Ранее описываемым термином называли «мрачное помешательство». Также, меланхолия означает один из четырех типов темперамента. Иными словами, она является врожденной особенностью мироощущения и приспособления к социуму. Меланхолики представляют собой типичных интровертов, им хорошо наедине с собственной личностью, отличаются повышенной чувствительностью, любые события переживают глубоко в душе.
Что это такое
Рассматриваемый термин подразумевает одну из вариаций душевного расстройства. Само слово меланхолия означает мрачное уныние, тоску, кручину, мрачное помешательство, а переводится как чёрный гнев.
Суть психических трансформаций при меланхолии заключается в пребывании индивида в печальном, удручённом состоянии. Окружающая действительность не мотивирует либо недостаточно мотивирует таких индивидов, а их психическая деятельность сопровождается неприятными мучениями. При этом в меланхоличном сознании превалируют представления, соответствующие унылому расположению духа. Воспоминания и фантазии таких людей устремлены лишь на неприятные образы и события. Они всё рассматривают в мрачном тоне.
Нередко на фундаменте печали и безразличия прорастают обманы чувств и несуразные бредовые идеи. Что касается последних, то они главным образом носят характер самообвинения: меланхоличные индивиды винят себя в том либо ином проступке или совершённом преступлении, например, против религии, нравственности. Также могут приписывать себе совершенно чудовищные деяния, ожидая за них аналогичного чудовищного наказания. Кроме бредовых идей самообвинения, отмечается также бред гонения либо отрицания: люди исчезают, больше нет ничего, мир и существование завершаются.
Особенную разновидность составляют случаи, когда бред носит по преимуществу ипохондрический характер. Например, чувствуют, что отверстия в их теле заросли, кишки гниют, а сами они сделались деревянными, трансформировались в животное. Обманы чувств, преимущественно, по содержанию соответствуют идеям бреда: меланхолики слышат проклятия, бряцание цепей, детские стоны, лицезрят приготовления к пыткам, трупы родных, ощущают запах серы, мертвечины.
Меланхолия может представлять собой отдельный недуг либо являться признаком иной более серьёзной хвори. Она может возникать при мании, периодическом помешательстве. При этом характеризуется непродолжительностью течения. Когда же меланхолия представляет собой отдельное нарушение, то характеризуется продолжительностью.
Сегодня описываемое нарушение классифицируется, как «меланхолия без присутствия психотических симптомов», и является симптомом недуга, именуемого «депрессивным эпизодом тяжёлой степени без психотической симптоматики». Альтернативным названием данного недуга является «ажитированная депрессия», «витальная депрессия».
Всё чаще сегодня в медицинской практике вместо ранее популярного термина «меланхолия» применяется термин «депрессия», а меланхолия простыми словами, то есть в обиходе, часто означает грустное, унылое, подавленное настроение.
Причины
Также проведённые исследования показали, что темперамент может переходить генетическим путем. Если оба родителя меланхолики, то вполне вероятно, что данный тип темперамента передастся и их потомку. Однако в мире не встречается индивидов с «чистым» типом. Принадлежность к типу темперамента определяется по ведущему свойству.
Порой люди могут превращаться в меланхоликов по причине нереализованных личностных стремлений. Например, при длительном безуспешном поиске работы. Сильного индивида такие преграды лишь закалят, слабого же сделают пессимистично настроенным меланхоликом. Им проще обвинить судьбу, чем стараться преодолеть обычные житейские проблемы.
Также породить описываемое расстройство могут душевные терзания и нестандартные воззрения на повседневные ситуации, разнящиеся от суждений так называемых «адекватных» людей. Например, убеждённость индивида в существовании жизни на Луне, часто может вызвать ряд насмешек и фраз иронического содержания со стороны «сведущих» субъектов. А это зачастую приводит к появлению ощущения собственной никчемности.
Причины меланхолии нередко таятся в детстве. Родительская гиперопека, трудности во взаимодействии в среде ровесников, непринятие в школьном коллективе – всё это может спровоцировать появление замкнутости меланхолии.
К подавленному настроению и появлению описываемого расстройства также ведут социально-этические явления, имеющие связь с мировоззренческой проблематикой. Так, например, отсутствие веры в совестливость людей, их бескорыстность, социальный прогресс делают индивида скептиком и ввергают депрессивное состояние.
Духовное развитие порождает думы о смерти и недолговечности, осознание того, что любая дорога всегда приведёт к летальному концу. Подобные «тёмные» мысли и являются проявлениями меланхолической депрессии.
Пагубные зависимости в прямом смысле разрушают психику, что порождает мрачность дум, нежелание жить.
Азартные игры также являются разновидностью губительной зависимости. Помимо бесконечных мыслей о том, где достать очередную сумму на ставки, человека также ожидает неминуемый крупный проигрыш. Поэтому азартные игроки обычно недовольны, раздражительны, постоянно пребывают в удручённом состоянии. На фоне подобного пессимистического настроя и развивается меланхолия.
Ряд психических отклонений сопутствуется мрачными думами и упадническими настроями. Здесь меланхолия будет являться сопутствующим проявлением.
Нередко естественное старение порождает меланхолию, поскольку стареющий субъект не может примириться с собственным изменившимся физическим состоянием: он уже не столь быстр и ловок, появилось множество недугов, выносливость снизилась. Всё это негативно воздействует на настроение, вследствие чего человека начинает одолевать меланхолия.
Затяжной недуг помимо того, что изматывает психологически и утомляет физически, также порождает тяжёлые мысли и ведёт к развитию депрессивному меланхолическому состоянию.
Страхи считаются частыми факторами, порождающими описываемое отклонение. Постоянное пребывание в страхе, ослабляет психологически человека, что приводит к унынию и меланхолии.
Когда индивид страдает комплексом неполноценности, утратил веру в собственные силы, слепо отдаётся в водоворот судьбы, считает себя никчемным, это угнетающе воздействует на его настроение, что порождает душевные муки и приводит к меланхолии.
Нереализованная страсть, безответное чувство также порождает депрессивное состояние.
Глубокие душевные проявления негативной направленности, такие как: гнев, зависть, алчность разлагают душу, зачастую ввергая в угнетённое состояние.
Также существует в обиходе такое понятие, как осенняя меланхолия. Частые затяжные дожди, низкое небо, затянутое серой дымкой туч, порывистый ветер, грязь, сырость и слякоть, сокращение светового дня, практически полное отсутствие ярких солнечных лучиков – все это негативно воздействует на эмоциональный настрой людей. Отсюда и возникает такое явление, как меланхолия, вызванная сменой времени года.
Симптомы
Рассматриваемое расстройство проявляется устойчивым беспочвенным страхом, самокритикой и самоуничтожением. Если данное отклонение не корректировать, то может привести к суицидальным попыткам.
К явным проявлениям меланхолической симптоматики относят: сухую кожу, нарушение пищеварения, расширенные зрачки, похудение.
К другим признакам меланхолии причисляют:
– гипотимию, обнаруживающуюся в устойчивом плохом настроении, зацикливании на негативе, нерадостных переживаниях, индивид настроиться на позитивную коммуникацию не в состоянии, постоянно размышляет о своей пустоте, на фоне этого зарождаются суицидальные думы;
Современная наука трактует депрессию как нарушение настроения, меланхолию же рассматривают в качестве признака эндогенной депрессии. Большей частью термин используется в случаях значительных проявлений депрессивного состояния. Даже П.Ганнушкин именует таких больных «конституционально-депрессивными».
Сегодня термин «меланхолия» считают морально устаревшим, вследствие чего его заменили понятием «депрессия», оставив в качестве вариации «депрессию меланхолическую», которая отличается от ажитированной депрессии с проявлением агрессии и признаков злобливости.
Таким образом, рассматриваемые два термина фактически уровняли, невзирая на их буквальное значение, раскрывающее суть. Так меланхолия дословно трактуется как «чёрная желчь или гнев», но обозначает грусть, тоску, уныние, а депрессия – углубление, понижение или подавление.
Следовательно, первый термин констатирует характерное пролонгированное душевное состояние и сопровождающие его особенности физиологии, а второй – говорит о снижении настроения, а затем общего состояния.
Понятие «депрессия» ранее вообще не существовало. Все характерные проявления недуга сегодня именуемого депрессией раньше причисляли к меланхолии. Средневековые лекари рассматривали её в качестве нарушения умственных процессов и совпадали в воззрениях, что меланхолия порождена чёрной желчью.
Толика логики в данной теории есть, поскольку при высокой концентрации жёлчи её желто-зеленый окрас может темнеть. А скопление жёлчи возникает вследствие нарушения её оттока по причине дискинезии.
При меланхолии на фоне доминирующего специфического состояния (которое в целом можно охарактеризовать как «тусклое») присутствует особое настроение, отражающее душевные процессы. Тогда как, при депрессии собственно расстройство настроения порождает определённое состояние и психосоматические явления.
Таким образом, дабы увидеть различие между двумя рассматриваемыми понятиями необходимо обозначить, что является настроением, и что собой представляет состояние.
Итак, настроение является общей характеристикой эмоционального фона индивида в конкретный момент, а состояние представляет собой действующую в индивиде настроенность, исходный нюанс человеческого существования. Следовательно, можно заключить, что причины, порождающие меланхолию, находятся в иной сфере и глубже, нежели причины депрессии. Сфера эта существеннее по своему воздействию на человека. Именно поэтому по сей день люди интересуются, как бороться с меланхолией, а не как ликвидировать депрессию, если они ощущают одиночество даже в кругу близких, если живут в постоянном страхе перед бытием.
Всегда зарождается на фоне серьёзной либо стресса (утрата близкого, неизлечимое заболевание). Депрессивному индивиду ничего не хочется вследствие определённого события.
Психосоциальная причина при меланхолии либо не столь очевидна, либо носит сопутствующий характер, проще говоря, не детерминирует истинную меланхолию, которая может обнаружиться на раннем возрастном этапе даже у активных и жизнерадостных внешне людей. Однако этот оптимизм лишь внешняя маска.
Депрессия легко диагностируется, обнаруживаясь в сбое эмоциональной сферы, утрате активности и понижении, подавлении либидо. Это порождает и резкий спад иммунитета.
Меланхолия, определяемая в качестве душевного недуга, ощущается как особое состояние общей настроенности человека. Как правило, состояние это базируется на ощущении одиночества в коллективе людей, замораживающего страха перед Вселенной, производных боязнях и тоске. Это состояние характеризуется постоянством. Оно отпускает индивидов лишь на незначительный период.
При депрессии всегда наблюдается какая-та утрата (смерть, банкротство, немощность). Вследствие чего пропадает интерес к миру.
При меланхолии же отмечается самоотречение от любви, порождённое боязнью смерти. При этом человек продолжает её безуспешные поиски, поскольку всё происходит не так, люди не те. Меланхолик ощущает жажду любви, однако сам любить страшится. Всякое предлагаемое чувство параметрам ожидаемого не соответствует, поэтому и отвергается. Однако самому меланхолику параметры ожидаемого неизвестны. Тогда формируется и укрепляется интерес к жалкому миру и пустому себе. Отсюда появляется печаль и тоска. Отвержение собственной персоны является отрицанием мира.
При депрессии в основном самоуничижительное отношение возникает вследствие отвергающего отношения определенных лиц либо конкретной системы.
Депрессия характеризуется утратой красоты и порядка (в мире, отношениях). Меланхолия в свой черёд заключается в восхищении человека уродством.
У ряда лиц депрессия может трансформироваться в меланхолию, но последняя никогда не упростится до уровня депрессии.
Лечение
Прежде всего, дабы меланхолик изменил собственный жизненный настрой, рекомендуется создать ему благостные условия бытия: жилищу его надлежит быть тёплым и проветренным, воздух должен быть чистым и комфортно влажным. Желательно снабдить помещение комнатными растениями, имеющими приятный вид.
Часто в лечении любых душевных расстройств применяется ароматерапия, массаж, бальнеотерапия.
Универсальным лекарством считается тщательный разбор причин, ввергнувших индивида в упадническое настроение.
Наряду с грамотной организацией дня, адекватным питанием, физическими упражнениями и средствами нетрадиционной медицины также успешно применяются и психотерапевтические практики.
Сегодня существует множество разнообразных психотерапевтических методов, направленных на избавление от депрессивных и невротических состояний. Так, например, довольно популярным методом считается когнитивно-поведенческое направление, смысл которого заключается в оказании помощи меланхолику разорвать порочный круг негативных ассоциаций, а также сформировать позитивное мышление.
Если перечисленные выше средства оказались бесполезны, то больному показана госпитализация в психоневрологическое учреждение, где созданы условия для проведения комплекса процедур, которые позволяют купировать основную симптоматику недуга. Для этого обычно назначают различные фармакопейные препараты, оказывающие психотропное действие, например, нейролептики (подавляют чувство страха, снижают реагирование на раздражители извне, ослабляют психомоторное возбуждение, убавляют аффективную напряжённость, успокаивают), антидепрессанты (уменьшают тоску, улучшают настроение, понижают вялость, устраняют апатию, снимают тревогу и раздражительность), нормотимики (стабилизируют настроение).
Энциклопедический словарь
устаревшее название депрессии.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Болезненно-угнетённое состояние; тоска, уныние.
* Впасть в меланхолию. *
Словарь Ожегова
МЕЛАНХО ЛИЯ, и, ж. Болезненно-угнетённое состояние, тоска, хандра. Впасть в меланхолию.
| прил. меланхолический, ая, ое. Меланхолическое настроение.
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – melancholia (разлитие черной желчи).
Греческое – melacholia (разлитие черной желчи, меланхолия).
Слово «меланхолия», означающее «мрачное настроение», «состояние глубокой угнетенности», заимствовано, вероятно, из латинского языка в XVII в.
Производные: меланхолический, меланхолик.
Словарь Ушакова
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Грусть, уныние, хандра, мрачное настроение.
МЕЛАНХОЛИК, ◘ ЧЕРНАЯ МЕЛАНХОЛИЯ.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
В античности – черный гумор (или черная желчь). Сегодня слово употребляется в двух основных значениях. В обиходном языке меланхолией называют легкую и немного смутную грусть, не имеющую определенного предмета, а потому практически не находящую утешения. В психиатрическом словаре меланхолия – патологическое расстройство настроения, характеризуемое глубокой печалью в сочетании с тревожностью, снижением самооценки, замедлением психомоторных функций и возникновением мыслей о самоубийстве. Следовательно, меланхолия в обоих случаях неизлечима, однако по разным, даже противоположным причинам – она либо слишком легка, либо слишком тяжела; либо слишком неопределенна, либо слишком серьезна; либо слишком походит на «норму» (меланхолия в расхожем понимании не столько расстройство, сколько особый темперамент); либо слишком далеко от нее отстоит. В своей первой разновидности она может быть даже приятной («Меланхолия, – говорил Виктор Гюго, – это счастье испытывать грусть»); во второй – никогда, ибо целиком принадлежит компетенции медицины и в отсутствие лечения способна привести к гибели. Вместе с тем строгого различия между двумя описанными состояниями провести нельзя: обладатели меланхолического темперамента не застрахованы от психозов и депрессий.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
что такое меланхолия?
Ср. Krafft-Ebing, «Die Melancholie. Klin. Studie» (1874); Christian, «Etude de la mélancholie» (1876).
Смотреть что такое «Меланхолия» в других словарях:
На гравюре А. Дюрера У этого термина существуют и другие значения, см. Меланхолия (зна … Википедия
— (греч., т. е. черная желчь). Болезнь, выражаемая в тоске, без основательной причины, мрачном взгляде на жизнь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕЛАНХОЛИЯ 1) тоскливое состояние, упадок духа; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка
См … Словарь синонимов
МЕЛАНХОЛИЯ, меланхолии, мн. нет, жен. (от греч. melas черный и chole желчь) (книжн.). 1. Уныние, задумчивая тоска, хандра. «Я изгонял меланхолию из сердец и поселял в них расположение к добрым подвигам.» Салтыков Щедрин. 2. Вид душевной болезни… … Толковый словарь Ушакова
МЕЛАНХОЛИЯ, устаревшее название депрессии … Современная энциклопедия
Устаревшее название депрессии … Большой Энциклопедический словарь
— (от греч. melas черный + chole желчь) использовалось еще во времена Гиппократа и Галена для обозначения печального (унылого) расположения духа, с чувством поражения без объек … Психологический словарь
МЕЛАНХОЛИЯ, и, жен. Болезненно угнетённое состояние, тоска, хандра. Впасть в меланхолию. | прил. меланхолический, ая, ое. Меланхолическое настроение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь русского языка Ушакова
Уныние, задумчивая тоска, хандра. Я изгонял меланхолию из сердец и поселял в них расположение к добрым подвигам. Салтыков-Щедрин.
Лакановский подход к пониманию меланхолии
В Лакановском психоанализе психическая структура, как способ организации психической реальности субъекта, показывает, как совершатся субъективация при вхождении в социо-культурный контекст, указывает на позицию субъекта в отношении «маленького» и «большого» другого, способ обращения с требованием и желанием. Ж. Лакан выделяет три структуры и три механизма, однако возникает вопрос про меланхолического субъекта. Каковы причины ведущего к появлению этой структуры? И структура ли это или «сквозной феномен» в рамках трех структур так как все сталкиваются с утратой? Каждый субъект по-разному воспринимает утрату. Работа по утрате прежнего, осуществляется сингулярно. Также помним, что в психоанализе Фрейда-Лакана говорится о субъекте, в основании которого лежит фигура утраты. Каковы механизмы субъективации при меланхолии (вытеснение, отбрасывание, отклонение. Если отбрасывание, то оно такое же как в психозе?
Меланхолия — это другой, иной путь субъективации, как верно отмечает Айтен Юран. Почему меланхолия — это психическая структура?
Интересно отметить, что меланхолия приближается к очень разным клиникам, особенно когда у пациента есть изменения в идеальном-Я: психоз, невроз навязчивости, аутизм, мазохистическая позиция.
Обратим внимание на речь, образования бессознательного (например, сновидения) и ключевые означающие меланхолического субъекта. Вспомним, что З. Фрейд в работе «Скорбь и меланхолия» писал, что все жалобы меланхолика есть суть обвинения. Приведу пример жалобы: «У меня такое впечатление, что я нахожусь в очень глубокой пропасти, я больше ничего не могу делать, не вижу в этом смысла, постоянно испытываю скуку и опустошенность, меня тянет назад в прошлое», так женщина 36 лет описывает моменты депрессивности, в которые она никогда не перестает погружаться из-за своих встреч с матерью, которая «управляет ее жизнью». В ходе анализа серия ее снов показывает, чередующие фазы, то она живет своей жизнью — «жизнь как вечеринка». В этих сновидения она видит себя восторженной, полноценной. Однако эта фаза сменяются периодами разочарования и депрессивности, когда в сновидениях он видит перевернутые мужские гениталии, фигурирование женских половых органов. Она защищает себя от тревоги, которая овладевает ею у входа в бездну, затыкая предметами потребления, доступными в изобилии, неспособными сдерживать себя: покупает дорогие вещи, уходит в просмотр сериалов, заказывает на дом еду и сама не готовит. Постоянно заказывает какие-то предметы, гаджеты, вещи, которыми она заполняет себя и которые делают ее виноватой и грустной, когда она поддается безвкусному и одинокому веселью, которое еще больше затормаживает ее от своей жизни. Она разрывает все социальные и любовные связи, что говорит о экстравертивно-деструктивной меланхолии. В этот момент вспоминается фраза Сержио Бенвенуто о том, что меланхолия – это смерматозоид смерти. Описанная мной пациентка сводит себя к минимальности бытия-только-собой или точнее сказать минимализму любви только к определенному.
Говоря про клинику меланхолии Ж. Лакана рассмотрим ряд аспектов:
МЕЛАНХОЛИЯ: МЕЖДУ МИРОМ «ЖИВЫХ» И МИРОМ «МЕРТВЫХ»
Согласно Ж. Лакану меланхолия возникает, когда идеализированный образ Другого заполняет пространство объекта а. Если мы рассмотрим фундаментальную Лакановскую идею о том, что значит быть субъектом и эффект «появления на свет», это может помочь проложить путь к пониманию меланхолии. Когда субъект входит в язык через символическую кастрацию, он становится говорящим существом и конституируется изначальной потерей, которая не может быть восполнена и связана с идеей недостатка (нехватки), отмечающего как субъекта, так и Другого. Таким образом, когда мы оплакиваем потерю кого-то, это происходит потому, что мы считаем себя их недостатком, то есть рассматриваем себя как объект, вызывающий желание Другого, — это один из способов, которым субъект справляется с таким «врожденным» недостатком.
Фундаментальным аспектом объектной причины желания является то, что всегда есть нехватка, поскольку она сама по себе является недостатком. В меланхолии отсутствие объекта на самом деле воспринимается как потеря объекта с продолжением нарциссической идентификации с потерянным объектом. Я — пусто. Объект не вторичный, невозможно вытолкнуть, и потерять объект, т.е. его символизировать. Помним, что символизация — это убийство Вещи и рождение представлений. В меланхолии мы видим другой путь субъективации, иной логический такт — это механизм «отбрасывания», отказ от первичной символизации прихода и ухода матери. Меланхолик отбрасывает «первичную» символизацию.
Вслед за А. Юран аккуратно скажем, что впсихозе происходит отбрасывание Отцовской функции (Имена-Отца), в меланхолии — Материнской функции.
Ж. Лакан (1962-1963) утверждает: «проблема скорби заключается в постоянстве чего? Узы, посредством которых желание подвешено вовсе не на объекте (а), а на я(а), через которые всякая любовь, поскольку этот термин подразумевает идеализированное измерение, о котором я говорил — структурировано нарциссически».
При меланхолии происходит постоянное перепроектирование образа «умершего» или я(а). Отождествление с потерянным объектом является постоянным, в результате чего призрачное видение преследует меланхолика до такой степени, что «мертвые» становятся живоприсутствующими, возможно, даже больше, чем когда они были живы.
Меланхолик покорен вездесущностью «мертвых». Меланхолик, фактически находится в подвешенном состоянии между «миром живых» и «миром мертвых». Мертвый упрекает себя за то, что не смог выразить это с помощью языка. Таким образом, фундаментальная проблема, которая возникает, связана с тем фактом, что существует невозможность заставить слова касаться своего референта (адресата). Следствием того, что слова не могут коснуться своего адресата, является то, что меланхолик может выбрать насильственные или саморазрушительные действия, чтобы продемонстрировать, в чем заключается его «реальная проблема». Это то, что Лакан называет переход к действию или акту (passage á l’acte). Выход за пределы. Идентификация с отбросом, я ничто(жество)
МЕЛАНХОЛИЯ И ПЕРЕХОД К ДЕЙСТВИЮ – СУИЦИИДАЛЬНОСТЬ
Меланхолик не укоренен в означающих. Меланхолия — это риски идентификации с отбросом, тогда остается себя выбросить. Термин passage á l’acte Ж. Лакан вводит, чтобы описать последнее средство против боли (реже тревоги), и что и, что более уместно для меланхолии, это выход от Другого в регистр Реального. Иными словами, переход к действию — это «выход» из символической сети, в результате которого происходит закрытие субъекта и в этот момент субъект становится «чистым объектом», что перекликается с идеей субъекта, который настолько сильно отождествляет себя с объектом, что они умирают вместе с ним, не в силах отказаться от своей привязанности и оставаясь верным потерянному объекту, таким образом отказываясь отказаться от привязанности.
Для Ж. Лакана переход к действию, например, самоубийство — это субъект, «решающий изобразить то ничто, которое он воплощает» (Лакан, 1962-1963). Переход к действию можно рассматривать как попытку субъекта совершить символическую кастрацию в реальной жизни, расставание с Другим. Такое разделение создает барьер в Другом, барьер, ставший Реальным благодаря субъекту, который затем падает, как и сам объект. Поэтому это означает попытку придать смысл без слов. Действие берет верх над словом. Ж. Лакан, намекает на идею о том, что у меланхоликов иногда существует структурная склонность к самоубийству. Такая опасность таится в меланхоличном стремлении к отождествлению с объектом а. К несчастью для меланхоличного субъекта, рамки фантазии, поддерживающие желание, рушатся, когда объект а больше не локализуется в Другом.
ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА С JOUISSANCE
Ж. Лакан опираясь на работу З. Фрейда (Скорбь и меланхолия) говорит про клинику меланхолии через отношения субъекта с jouissance. Еще З. Фрейд писал, что депрессивные аффекты сопровождают работу скорби, и предназначены для символизации потери объекта и работу по новому распределению любидо. Окончание «Работы скорби» по «оплакиванию» освобождает субъекта от тяжести объекта, при этом может присутствовать появление эффекта приподнятого настроения. По мере того, как субъект пытается осознать эту потерю, вначале он испытывает спектр депрессивных аффектов. З. Фрейд представляет «Работу скорби» как борьбу между «Я» и объектом, которая может разворачиваться следующим образом: любо «Я» торжествует через скорбь, либо тень объекта падает на «Я» и возникает меланхолия. Тогда субъект обнаруживает себя отождествленным как «мусор», как «мусор, с объектом наслаждения», от которого он не может отделиться, а не как объект желания.
В работе «Телевидение» Ж. Лакан подходит к вопросу разделения тревоги и скорби (печали). Печаль, квалифицируемая, по его словам, как депрессия, «это просто моральный недостаток, моральная трусость, которая, в конечном счете, определяется только мыслью, то есть обязанностью говорить хорошо или снова оказаться в бессознательном, в структуре». И он добавляет: «Если эта трусость, как отказ от бессознательного, заканчивается психозом, в реальности происходит возвращение того, что отвергается, языка; существует маниакальное возбуждение, через которое это возвращение становится фатальным». Другими словами, речь идет о побеге, символической неудаче, отречении субъекта, который отказывается от своего желания, столкнувшись с jouissance, который отпускает символическое, чтобы уступить jouissance, что влияет вызывает у него меланхолию или депрессивный режим функционирования. Эти точки отсчета ориентируют нас в разнообразии депрессивных проявлений, отраженных дифракцией означающего «меланхолия» в клинике З. Фрейда и Ж. Лакана.
Сокровищница означающих в клинике меланхолии включает в себя: скорбь, тревогу, торможение, переход к действию, отказ от бессознательного, заброшенность, печаль, моральную трусость, отвращение к себе, боль существования и т.д.
Психоаналитическая клиника, учитывающая эти означающие, таким образом, должна говорить о различной клинике меланхолии в зависимости от субъекта, выделять различные формы меланхолии, задаваться вопросом как субъект со своими страданиями вписывается в ту или иную структуру?
МЕЛАНХОЛИЯ КАК ФОРМА ОТРИЦАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ?
До кастрации меланхолия может представлять собой форму защиты, попытку «оккультизма». Это, например может быть выбором субъекта, который вместо того, чтобы «принять» свою кастрацию, предпочитает вину, неудачу, самоуничижение в качестве цены за свое отрицание реальности этой кастрации. Но когда кастрация не работает на благо субъекта, существует, среди прочих возможностей, меланхолическая депрессия. Для истерического субъекта это депрессивные аффекты, которые сопровождают эффект фаллической дефляции, когда он обнаруживает, что в анализе или вне анализа он лишен своей позиции воображаемого отождествления с фаллосом. В совершенно иной перспективе субъект также может полностью использовать меланхолию — как состояние, в котором означающее находится без удержания и без эффекта — для того, чтобы усилить укрытия бедности, бессилия фаллического означающего. В дифференциальной клинике меланхолия также может быть отнесена к Другому, как при идентификации, так и при отчуждении. Падение идеальных отождествлений делает видимой для субъекта его связь с объектом, которую они завуалировали. Он понимает, что Другого интересует не идеал, а сам объект. Депрессивные аффекты, вызванные этим открытием, ни в коем случае не следует путать с меланхолией как чертой идентификации, когда субъект отождествляется с любимым объектом, который оказывается другим меланхолическим субъектом, у которого он заимствует эту черту.
МЕЛАНХОЛИЯ И ОТЧУЖДЕНИЕ
Депрессивные эффекты в самом общем виде могут быть связаны с отчуждением: субъект страдает именно от своего статуса простой «марионетки», находящейся во власти вездесущего Другого. Меланхолия как защита от того, чтобы быть раздавленным под тяжестью этого Другого, переводится как своего рода отказ от служения Другому. Тот Другой больше не отвечает, субъект больше не общается, никакое знание для него ничего не стоит, интерпретация больше не работает.
МЕЛАНХОЛИЯ И БОЛЬ
Не субъективируемая боль. Выход со сцены Другого, как облегчение. Состояние боли не отвести ни воображаемом и символическом порядке. В меланхолическом кризе разбиваются, бью руки или голову до крови. Попытка хоть как-то перевести боль в модус физический.
МЕЛАНХОЛИЯ И СВЯЗЬ С ОБЪЕКТОМ. МЕЛАНХОЛИЯ И СВЕРХ-Я
Ж. Лакан отмечает, что субъект «счастлив» во всех модальностях своей встречи с объектом, будь то под знаком тревоги, печали, то это потому, что этот объект представляет собой pIus-de-jouir, с помощью которого субъект поддерживается, потерянный объект, который он ищет в повторении. Возникает вопрос не является ли чувствительность субъектов в нашем обществе к депрессивному аффекту одной из модальностей встречи с объектом и, следовательно, с модусом jouissant, обусловленной отчужденностью и ненадежностью, которые характеризуют, согласно Ж. Лакану в «Телевидении», их модус jouissance, который отныне находится только в plus-de-jouir. Ж. Лакан неоднократно повторял, что для говорящего существа просто потому, что оно говорит, jouissance оказывается оснащенным означающим(и): следствием этого является вынужденный отказ от jouissance с тех пор мифического, сексуального jouissance, который избегает осквернений означающего — Лакановская формулировка кастрации. Но остаточное jouissance продолжает проходить через язык: «puisional jouissance», который пропускает объект, но несет на себе его отпечаток. Это то, что Лакан называет «plus-de-jouir», «jouissance in addition (en plus), который восполняет потерю и компенсирует ее. Этот plus-de-jouir оживляет субъекта. Он необходим для поворота механизма, отмечает Ж. Лакан в «Телевидении», но его не должно быть слишком много. Субъект может оказаться преданным «свирепому Сверх-Я, которое требует от него отказаться от этого импульсного удовлетворения и, таким образом, отказаться от своего желания. Именно это является источником недовольства в цивилизации, проанализированной З. Фрейдом: «отказ от желания», который не проходит без меланхолических эффектов. Более того, отказ от удовлетворения влечения, требуемого Сверх-Я, отнюдь не облегчает это требование, а усиливает его. Несмотря на отказ, говорит З. Фрейд, желание сохраняется и не может быть скрыто от Сверх-Я отсюда развивающееся чувство неудач. Меланхолик вписывает в социальный порядок через «долженствование», «соответствие». Пока соответствие есть функционирование есть и есть опора.
Ж. Лакан указывает, особенно в работе «Телевидение», на то, что современное jouissance, индексируемое планкой над Другим, больше не позиционирует себя кастрацией: с падением идеалов это больше не главный означающий, который регулирует jouissance, что отныне jouissance может быть расположен; он больше не может быть расположен иначе, как plus-de-jouir, сведенный к объекту потребления. Ж.А. Миллер недавно отметил, что для субъекта больше ничего не остается, кроме его идентификации как потребителя в режиме: «У вас есть право на plus-de-jouir, даже если это больше не приносит вам никакой пользы». Конечно, субъект может отказаться от этого plus-de-jouir, сделав этический выбор, почувствовав, что его «тошнит» от готового plus-de-jouir, который ему навеивают.
Вспомним термин, придуманный Лаканом в «L’Envers de la psychanalyse» — слово «латхаус», чтобы назвать те объекты, созданные современной наукой, и универсальную силу ее формул: эти универсальные готовые объекты — одинаковые для всех — ложатся на место объекта а для субъекта; они составляют современную категорию, категорию объекта, «готового к наслаждению» (pret-a-jouir), но не имеют ничего общего с особенностями фантазии каждого субъекта и желания, которое эта фантазия поддерживает. Эти «универсальные объекты», плохой эрзац, могут только вызвать эхо пустоты влечения и создать печаль и скуку. Таким образом, они идут рука об руку с меланхолией. Поэтому, если субъект решит восстановить plus-de-jouir, отделенный таким образом от влечения, если он сделает этот выбор ценой желания, депрессивные аффекты, опять же, будут показателем. Современное общество, таким образом, становится гнездом меланхолии, охотно снабжая субъекта антисептиком plus-de-jouir, чистой остановкой для пустоты влечения. Отказ от этой готовности наслаждаться-это цена за любой возможный доступ к риску желания.
МЕЛАНХОЛИЯ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ
Таким образом, скорбь включает в себя процесс создания объекта. Скорбящий долженсоставить свой объект, отделив пустое место фундаментально потерянного объекта от образов людей, которые входят в него. Но меланхолик сталкивается здесь с трудностями именно по той причине, что нет никакой разницы для него между объектом и местом, которое он занимает. Это как если бы реальный эмпирический объект, такой как человек, стал воплощать измерение недостатка. Речь идет не столько о различных потерянных объектах (или, в частности, о людях) кто входит в место недостатка, так как это один человек, полностью отождествляемый с недостатком. Это означает, что потеря любимого человека переживается как «невыносимая дыра», которая угрожает поглотить их в любое время. Меланхолик здесь привязан не столько к тому, кого они потеряли, сколько к самой потере. Недостаток теперь становится дырой, а не источником возможностей.
Поразительная особенность, которая, по-видимому, становится очевидной здесь, заключается в том, что существует конституционная потеря, которая, по-видимому, признается только в связи с риском потерять свое место бытия. Это, по-видимому, в какой-то степени объясняет, почему попытка заставить субъекта меланхолии скорбить является опасной психоаналитической тактикой, потому что это похоже на то, как если бы меланхолика заставляли держаться за свою потерю еще более отчаянным образом. Более того, такой пересмотр компонента конституциональной потери меланхолии позволяет более полно рассмотреть меланхолическое чувство невозможности двигаться дальше. Это происходит потому, что на глубинном уровне меланхолия включает в себя проблему при входе в символический мир, то есть, когда человек символически кастрирован, а именно, он входит в язык. Проблема меланхолика в символическом регистре. Все, что остается для меланхолика — это его собственный образ, который не закреплен и не связан, оставлен на милость очень реального Другого, а не символического, говоря вслед за Ж. Лаканом. У меланхолика отсутствует стабильный способ расположить себя по отношению к другим. Потерянный объект или идентифицированный мертвый не может быть оставлен, потому что без потерянного объекта меланхолик был бы во власти чего-то действительно жестокого.
Меланхолию можно рассматривать как защиту от состояния чистого объекта, открытого для любой атаки из вне. Таким образом меланхолия — это структура не дающая возможность утраты…
Алексей Мелёхин
Кандидат психол. наук.
Клинический психолог высшей квалификационной категории.