Гс1 что это такое
Технологии автоматической идентификации
Технологии, применяемые в мире автоматической идентификации, различны и очень часто используются в комбинациях. Цель этой статьи – объединить все технологии и дать читателю основные сведения об их применениях и возможностях.
ШТРИХ-КОД
Штрих-коды, наверное, самая известная из всех технологий автоматической идентификации. В настоящее время штриховые коды системы GS1 лежат в основе всемирной многоотраслевой коммуникационной системы, создание которой обеспечивается двумя крупнейшими специализированными международными организациями – GS1 и AIM Global.
Штриховой код символики EAN/UPC, представленный семейством символов EAN-8, EAN-13, UPC-A, UPC-E, предназначен для кодирования цифровой информации и является одним из основных машиночитаемых носителей данных в рамках международной системы GS1.
Символики штрихового кода Code 128 (Код 128) и Code 39 (Код 39), наряду с символиками EAN/UPC и Interleaved 2 of 5 (2 из 5 чередующийся) в настоящее время являются самыми распространенными в мире среди линейных символик, в которых символ представлен последовательностью знаков символа штрихового кода, выстроенных в одну линию. Но в отличие от EAN/UPC и Interleaved 2 of 5 эти символики позволяют кодировать не только цифровую информацию, но и данные, содержащие латинские буквы и специальные графические знаки.
ДВУМЕРНЫЕ ШТРИХ-КОДЫ
Новое растущее направление в мире штрих-кодов – это двумерные штрих-коды. Символ с многострочной символикой состоит из двух и более смежных по вертикали строк знаков символа штрихового кода. В отличие от традиционных линейных символик штрихового кода, которые позволяют представлять в символе штрихового кода короткую последовательность данных, являющуюся, как правило, ключом к записи во внешней базе данных, многострочные символики позволяют кодировать информацию в полном объеме. Кроме того, многострочные символики включают в себя специальные механизмы по сжатию данных (защите их от повреждения, связыванию информации), представленных в нескольких символах, в один большой файл; представлению различных наборов знаков в одном сообщении. Примерами таких штрих-кодов являются PDF 417, MaxiCode, Data Matrix, Aztec Code м др.
РАДИОЧАСТОТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (RFID)
Самой «жаркой» технологией на арене автоматической идентификации является RFID. Данная технология позволяет получать информации о предмете без необходимости прямого контакта. Дистанции, на которых может проходить считывание и запись информации, может варьироваться от нескольких миллиметров до нескольких метров в зависимости от применяемой технологии. Сами радиочастотные метки тоже являются весьма различными, размером с кредитную карту, или совсем крошечные вживляемые стеклянные метки для отслеживания перемещения животных, или большие метки, которые прикрепляются к контейнерам, железнодорожному подвижному составу. Частота, на которой работают метки и считывающие устройства, также различна, от 126 kHz до 5.8 GHz. Самым большим преимуществом радиочастотной идентификации является то, что расстояние, на котором может происходить получение и запись информации, варьируется до нескольких десятков метров.
БИОМЕТРИЯ
Биометрия – это технология идентификации, основанная на измерении уникальных физиологических характеристик человека. Примерами биометрии являются идентификация по голосу, лицу, глазу, отпечатку пальца, почерку, подписи, рисунку вен и др. Разные биометрические системы сканируют разные части тела. Компьютер преобразует отсканированное изображение в математический цифровой код, который затем сравнивается с ранее сделанным кодом, хранящимся в базе данных. Если коды совпадают, то компьютер удостоверяет, что человек, который стоит перед сканирующим устройством, является тем самым человеком, чье имя соответствует этому коду. Надо еще раз отметить, что в базе данных содержатся не изображения отпечатков пальцев, глаза или руки, а только соответствующие этим изображениям коды.
EPC – ЭЛЕКТРОННЫЙ КОД ПРОДУКЦИИ
EPC (Electronic Product Code, Электронный код продукции) – это уникальный номер, определяющий конкретный предмет торговли в цепи поставок. Код ЕРС хранится на радиочастотной метке (RFID), которая состоит из кремниевого чипа и антенны. Считав код ЕРС, можно определить, например, происхождение предмета торговли или дату его производства. ЕРС во многом схож с Глобальным номером товара (GTIN): это – тоже ключ, открывающий доступ к информационным системам, входящим в состав Глобальной сети (EPCglobal Network).
Значение ассоциации GS1 в системе обязательной маркировки товаров
Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой ассоциация 1 GS1Rus и как она связана с системой обязательной маркировки товаров. Мы расскажем, каких видов бывают коды GS1, а также, как зарегистрироваться на официальном портале GS1 Russia.
В системе прослеживаемости товаров каждому продукту присваивается индивидуальный маркировочный код, используя который, можно контролировать перемещение конкретного товара, начиная от момента его изготовления или ввоза на территорию РФ и до его продажи конечному потребителю.
Для маркировки, почти во всех товарных группах были выбраны 2D-идентификаторы DataMatrix, участники получают их в организации «Оператор-ЦРПТ». Маркировочные коды создаются для каждого изготовленного, либо импортированного товара, подлежащего ОМ, а также для оптовых компаний и ритейлеров, осуществляющих маркировку складских остатков.
Идентификатор DataMatrix содержит в себе закодированную информацию о товаре, а также его GTIN.
GTIN – представляет собой уникальный набор символов, позволяющий без ошибок распознать код из любой точки мира. Благодаря ему появилась возможность осуществлять контроль за движением товара на протяжении его жизненного цикла.
Возможность создания штрих-кодов в ЦРПТ появляется только после того, как будет получен глобальный идентификатор. Чтобы его получить участник оборота должен стать членом ассоциации GS1, заплатить членский взнос, а также произвести описание всех товарных карточек. Порядок работы един для всех товарных групп, подлежащих маркировке вне зависимости от их направленности.
Связь GS1 Rus с системой маркировки
Для того чтобы принять участие в системе маркировки, изготовителям и иностранным поставщикам, помимо ЦРПТ, необходимо зарегистрироваться в GS1 Rus (ГС1 РУС). Именно они занимаются предоставлением кодов GTIN, больше ни одна компания на территории России не имеет права их создавать. Ниже мы расскажем о том, что GS1 Rus собой представляет, и сколько стоит стать ёе участником.
Сфера деятельности GS1 Rus – представляет собой некоммерческую компанию, чья основная деятельность заключается в создании и введении в оборот стандартов определения и описания товаров. Благодаря им происходит защищённый обмен информацией о товарах по всему миру.
Главными направлениями является:
Установление правил и характеристик учёта.
генерация штрих-кодов для товаров разных направленностей.
Основные офисы организации находятся на территории Бельгии и США, а представительства распространяют свою деятельность на 130 стран.
На территории РФ за введение стандартов GS1 несёт ответственность «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Именно она взаимодействует со всеми изготовителями и иностранными поставщиками.
Помимо центра развития перспективных технологий и GS1, в работе с маркированными товарами участвует ещё Национальный каталог. В нём находятся актуальные данные обо всех Российских товарах. В будущем, когда все товары на территории будут подлежать ОМ, сведения о каждом их них будут внесены в национальный каталог.
Стоимость услуг, предоставляемых ассоциацией GS1
Так как ЮНИСКАН является добровольной ассоциацией, они не берут оплаты за свои услуги, и ведут свою деятельность только на членские взносы. Все хозяйствующие субъекты оплачивают своё вступление в неё.
За участие в организации вносят разовый платёж, составляющий 25000 рублей, после чего ежегодно перечисляют ещё по 15000 рублей для продления членства.
Оплачивая членский взнос, участники имеют право на получение не только GTIN, но и других идентификационных ключей (GLN, SSCC и другие).
В начале внедрения системы маркировки, право на создание кодов DataMatrix тоже принадлежало ассоциации, но уже середины весны 2018 года оно перешло к ЦРПТ. Теперь в ассоциации участники получают только GTIN, а ЦРПТ на их основе создаёт идентификаторы.
Код GS1 в маркировке товаров
Для формирования ИС «Честный знак» и национального каталога, основой для создания кодов стали международные стандарты GS1, потому что они универсальны и не требуют дополнительных расходов, по факту нужно оплатить только членские взносы, а взаимодействие с системой и дальнейший обмен информации будут бесплатными.
Коды GS1 используются для автоматизированной идентификации на всех этапах логистической цепочки на протяжении всего жизненного цикла товара.
В ассоциации GS1 имеется несколько видов кодов, применяемых для товарного контроля, на данный момент на их сайте участники могут выбрать один из 4:
EAN/UPS — наиболее востребованный во всём мире линейный штрих-код. Присутствует на всех товарных упаковках. По факту это предыдущая версия кода GTIN, с той лишь разницей, что в нём запрограммирован только индивидуальный код товара, без информации подробной о нём.
GS1 DataBar — схож с предыдущим, но вмещает в себя больший объём данных.
Чтобы легче было понять основную разницу между штрих-кодами, разберём их чуть более подробно.
Данное обозначение применяется, в основном, в кодировании упаковок (к примеру, обрешётка, паллеты и т.п) для дальнейшей их транспортировки и хранения. Под данным кодом может находиться целая партия продукции. Также на GS1 128 можно внести такие сведения, как: массу, срок хранения, серийный номер и дату производства.
Это 1D-код, используемый для маркировки небольших товаров, к примеру, бижутерии (но только в том случае, если товар не подлежит ОМ). Данный код может наноситься на упаковку в несколько рядов (до 3), что даёт возможность его размещения даже на очень небольших упаковках.
Причины выбора кода GS1 DataMatrix для задач ОМ
Для обязательной маркировки товаров были выбраны QR-коды (для изделий из натурального меха) и коды DataMatrix для остальных товарных групп.
Среди основных достоинств DataMatrix можно выделить:
Невысокую стоимость производимых кодов (около 50 копеек без НДС), что даёт возможность сохранения цен на достаточном уровне.
Возможность маркировки даже мелких упаковок (к примеру, сигаретных пачек, коробочек с лекарствами и т.п.)
Благодаря продвинутым методам криптографического шифрования обеспечивается повышенная безопасность информации, что исключает риск появления в обороте поддельной продукции.
Возможность прямой маркировки на товарах без этикетки.
Большой объём кодирования, на идентификатор можно закодировать до 2 килобайт информации.
Быстрое распознавание идентификаторов, во всех ориентациях, под любым углом наклона.
При логистике товаров, либо долгом складском хранении этикетки могут порваться, затереться или испачкаться, в таких случаях обычные коды приходят в негодность, DataMatrix же легко распознаются даже в тех случаях, когда повреждено до 30% этикетки.
Структура GS1 DataMatrix
В отличие от 1D-кодов GS1 DataMatrix шифрует данные в виде квадратной или прямоугольной матрицы, поделенной на чёрные и белые квадраты. Идентификатор имеет сложную структуру, состоящую из:
Присвоенного товару GTIN.
Серийного номера из 13 знаков, сформированного оператором, либо участником оборота. Применяется, в основном, для внутреннего учёта на производственных площадках, к примеру, для обнаружения бракованных изделий.
Первые четыре знака TH ВЭД, это даёт возможность определить товарную группу изделия (обувь, молоко, духи и т.п).
Проверочный четырёхзначный ключ, выдаваемый оператором.
Проверочный криптографический код из цифр и латинских букв, создаваемый в ЦРПТ. С его помощью подтверждаются данные о товаре, его вводе в оборот и выбытии.
Помимо названных выше значений, в DataMatrix можно закодировать такие сведения, как: срок хранения товара, число и место его изготовления, массу, состав и т.п.
Под графическим изображением идентификатора изготовители помещают его цифровое обозначение (31 цифра). Оно наносится на упаковку, либо товар для надёжности. Если не получилось распознать штрих-код сканером, кассир может ввести обозначенную цифровую последовательность, тем самым идентифицировав товар и подтвердив факт его реализации конечному потребителю.
Коды DataMatrix могут распознаваться во всех ориентациях и под любым наклоном, для их считывания нужно наличие 2D-сканера, поэтому обычные лазерные устройства не подойдут.
Процедура регистрации на официальном портале GS1 Russia
Изготовители и импортеры, работающие с товарами, подлежащими обязательной маркировке, обязаны вступить в ассоциацию GS1Rus, а дистрибьюторы и ритейлеры могут этого не делать.
Для того чтобы вступить в «ЮНИСКАН/ GS1Rus», нужно:
Наличие КЭЦП – можно использовать любую КЭЦП, имеющуюся в организации.
Внедрить в компании систему ЭДО (не обязательно), это необходимо для ведения документации, связанной с маркированными товарами и удалённой работы с ассоциацией.
Процедура вступления в ассоциацию разделена на 3 этапа:
Перейдите на официальный сайт GS1 Russia, откройте вкладку «Порядок вступления», а затем кликните на «Заявление на вступление».
Заполните все пункты анкеты, указав: информацию о работнике, отвечающем за взаимодействие с GS1, реквизиты компании и банковского счёта, контактную информацию.
Разрешите обработку информации.
Укажите адрес электронной почты и номер телефона.
Обозначьте способ обмена документацией (бумажный или цифровой). В первом варианте, обмен документами происходит по почте, либо через курьерскую службу, а во втором- через оператора электронного документооборота.
Подпишите оформленное заявление КЭЦП, после чего отправьте на обработку (занимает около 2-х дней).
После оплаты членского взноса пользователю придёт сертификат, подтверждающий членство и включающий регистрационную информацию, нужную для использования системы GS1.
Получение GTIN для маркировки товаров
Для того чтобы GS1 Rus предоставили члену ассоциации GTIN-код, последний должен описать изготовленный или ввезенный из-за границы им товар. Так, при выдаче кода данные о товаре будут в автоматическом режиме пересылаться в ЧЗ, и уже на их основании ЦРПТ будет создавать коды DataMatrix. Изготовители и импортеры должны предоставлять полное описание товара, а дистрибьюторы и ритейлеры (для маркировки товарных остатков) упрощенное. Описание можно отправить через ЛК системы ЧЗ.
Хозяйствующим субъектам, работающим с маркированными товарами, GS1 Rus для описания товаров разработал отдельный сервис — Markirovka (или GS46), со своим разделом для каждой товарной группы.
Доступ к ЛК пользователи получают после уплаты членского взноса. Ниже мы разберем процедуру описания товаров, на примере товарной группы «Обувь».
Для того чтобы заполнить товарное описание, скачайте из ЛК образец, заполните его, после чего залейте готовый документ на сайт.
Образец описания содержит следующие строки:
GS1: все о системе стандартизации учета и штрихкодах
Чтобы снизить издержки и повысить эффективность цепей поставок, в 1973 году американские ретейлеры разработали и внедрили единые стандарты для товаров. Тогда же появился первый в мире штрихкод GS1 UPS (Универсальный код продукции), а годом позже был создан Совет по унифицированному коду (UCC). Сегодня он известен как Ассоциация GS1, имеющая представительства в 111 странах мира.
Ассоциация GS1 разрабатывает и внедряет стандарты штрихового кодирования, которые позволяют быстро узнать о происхождении того или иного товара, его производителе, составе, месте хранения, наличии на складе и пр. С каждым годом сфера применения кодов идентификации растет. В статье расскажем об основных видах штрихкодов и о системе GS1 в России.
Международная и национальная системы GS1
Всемирная система GS1 это некоммерческий проект. Ее деятельность определяют ведущие компании, представители малого и среднего бизнеса. Национальная организация GS1 в России носит название Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Она отвечает за внедрение стандартов учета в нашей стране. Производителям или собственникам продукции, которые хотят получать штрихкоды для своих товаров, необходимо оформить членство в ней.
Во внедрении маркировки в России участвует не только ассоциация GS1, но и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), на базе которого создана система «Честный ЗНАК», куда поступают сведения о маркированной продукции, и Национальный каталог, где собрана информация обо всех товарах, представленных на российском рынке.
Регистрация в GS1 RUS для маркировки продукции
Членство в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» — дело добровольное, но не для всех компаний. Если организация производит или продает товары, подлежащие обязательной маркировке, то без вступления в Ассоциацию не обойтись. Стать членом ГС1 РУС несложно:
Для пролонгации статуса участника «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» нужно будет ежегодно уплачивать членские взносы.
Как GS1 связана с маркировкой
Определенные правительством группы товаров в России подлежат обязательной маркировке, а именно: меховые изделия, одежда и обувь, молочные продукты, бутилированная вода, лекарственные препараты, духи, шины, фотоаппараты. Производители или коммерческие организации, поставляющие на российский рынок эти товары, обязаны наносить на них средства идентификации. Для этого нужно зарегистрироваться в Ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», чтобы получать оригинальные коды в российском диапазоне префиксов. Регистрация в GS1 RUS для обязательной маркировки товаров практически ничем не отличается от стандартной процедуры вступления в Ассоциацию:
Участники программы «Честный ЗНАК» запрашивают новые штрихкоды через мастер-систему Каталога маркированных товаров (КМТ). Чтобы иметь возможность создавать идентификационные коды в ГС1 РУС, необходимо обратиться в службу поддержки КМТ. И наоборот, если компания уже была активным членом Ассоциации GS1, то для работы со второй системой ведения номенклатуры требуется добавить мастер-систему КМТ через запрос в саппорт.
Штрихкоды GS1, Data Matrix, GS1-128, GTIN и GLN
Штриховое кодирование создавалось как эффективный инструмент автоматизированного сбора и передачи данных. В небольшом изображении, состоящем из полос, закодированы числа и знаки, которые помогают быстро и точно извлечь информацию о товаре из компьютерной сети.
Кодирование информации происходит путем изменения толщины полос, чередования пробелов и темных штрихов. При считывании штрихкода, сканер фиксирует количество света, который отражается от рисунка. Компьютер преобразовывает полученную информацию в буквы и цифры и сравнивает эту комбинацию с данными штрих кодов из базы GS1. Таким образом зашифровывают информацию о производителе, отправителе товара, указывают вес, срок годности и номер партии продукта.
Если вы посмотрите на любой штрих код GS1, то увидите под или над ним его расшифровку. Это ряд цифр, которые называются элементной строкой или представлением для визуального чтения. Это дублирующий код, его вводят вручную, если этикетка повреждена и информация не сканируется.
В начале любой такой строки всегда располагается идентификатор применения GS1 (AI). Он состоит из двух или более символов и определяет формат и значение данных, которые идут за ним. Например, AI (00) будет предварять серийный грузовой контейнерный код (SSCC), а префикс (01) — обозначать идентификационный номер единицы товара (GTIN).
Идентификационный номер единицы товара еще называется глобальным номером предмета торговли (GTIN). Он используется в мировой цепочке поставок для идентификации продукта и получения достоверной информации о нем. Ассоциация GS1 имеет каталог номеров GTIN, которые присвоены уже существующим продуктам. Новые генерируются только для тех, которые впервые выводятся на рынок. Исключение составляет продукция, свойства которой были изменены. Чтобы определить, нужно ли выпускать новый номер товара, производитель задает себе такие вопросы:
Если хотя бы один ответ на эти вопросы утвердительный, на измененный продукт нужно получить индивидуальный номер GTIN.
Штриховой код может также содержать информацию о местонахождении и юридическом лице. Такой идентификатор получил название GLN — глобальный номер места нахождения. Его еще называют номером компании, потому что он привязывается к определенному юридическому лицу и позволяет определить подразделение, филиал и даже склад. GLN состоит из 13 цифр. Первые три — это префикс страны, далее зашифрована информация об организации.
Номер GLN необходим для ведения электронного документооборота, чтобы система верно определяла контрагентов. Это особенно важно, когда речь идет о международной торговле. Единые стандарты не допустят ошибок в идентификации компаний. GLN открывает доступ в глобальный реестр организаций, где хранятся все сведения о компании. Это быстро и удобно, в отличие от бумажных носителей, куда могут закрасться ошибки, помарки.
Ассоциация «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» для участников маркировки: что это такое и как зарегистрироваться
Ассоциация GS1 — международная организация, которая занимается созданием и внедрением стандартов в сфере учёта и кодирования логистических единиц. В частности, GS1 формирует и выдаёт участникам глобально-уникальные идентификаторы (коды, номера, классификаторы). Например, номера торговых продуктов (GTIN), классификаторы изделий (GPC), идентификаторы типов документов (GDTI), коды грузовых контейнеров или товарной упаковки (SSCC). Все идентификаторы и сопутствующая информация доступны любым организациям в рамках единой сети синхронизации данных.
Участие в Ассоциации позволяет бизнесу стать участником единой международной системы стандартизации и кодирования. Если говорить о производителях товаров, то они получают возможность присваивать своей продукции штриховые коды (GTIN, глобальные номера в единой международной базе товаров).
По сути, речь идёт о маркировке товаров, только на глобальном уровне. Участие в Ассоциации позволяет идентифицировать продукцию, а также обеспечивает отслеживание её движения на рынке и сбор данных для анализа и оценки. Полученные данные могут показать, какая продукция и где пользуется спросом, а какая продаётся плохо. Таким образом, появляется возможность вносить коррективы в деятельность.
Вступление в Ассоциацию проходит на уровне национальных организаций. По правилам GS1, в одной стране может работать только один уполномоченный представитель. В России это ЮНИСКАН/ГС1 РУС.
Российская система маркировки и членство в ЮНИСКАН/ГС1 РУС
Вступление в GS1 добровольное. Российская же система маркировки товаров обязывает производителей, поставщиков и продавцов регистрироваться в системе GS1, если продукция подлежит маркировке. При этом выдаваемые маркировочные коды DataMatrix содержат не только сведения о товаре, но и его GTIN. Если GTIN отсутствует, код DataMatrix не может быть сформирован. Таким образом, для участников российской системы маркировки (производителей и импортёров) членство в GS1 становится обязательным.
Вступить в ЮНИСКАН/ГС1 РУС можно двумя способами. Выбор способа зависит от того, подлежит продукция обязательной маркировке в России или нет. Для участников системы маркировки вступление и членство в ГС1 РУС обходится значительно дешевле. Но если для бизнеса регистрация в Честном ЗНАКе не требуется, то есть деятельность не связана с оборотом маркированной продукции, то вступление в ЮНИСКАН/ГС1 РУС проходит на общих основаниях.
Как стать членом ЮНИСКАН/ГС1 РУС
С 3 июня 2019 года для претендентов на участие в ЮНИСКАН/ГС1 РУС Ассоциация предлагает два варианта вступления:
Вступление в Ассоциацию на общих условиях означает уплату 25 тысяч рублей в виде вступительного взноса (включает членский взнос за первый год) и 15 тысяч рублей в виде ежегодного членского взноса. Участники системы маркировки вступают на льготных условиях: уплачивают 3000 рублей при вступлении и столько же каждый последующий год.
Для регистрации через систему маркировки необходимо:
Если компания не занимается производством и оборотом товаров, подлежащих маркировке, вступление в Ассоциацию проходит на общих условиях.
Для вступления на общих условиях необходимо:
Информация о регистрации и данные для работы с ресурсами и сервисами ГС1 РУС придут на электронный адрес лица, указанного в анкете в качестве уполномоченного по работе с ГС1 РУС.
Регистрация считается завершённой только после уплаты вступительного взноса, он покрывает первый год членства. Далее ежегодно нужно будет вносить очередной платёж. Сейчас его размер составляет 15 тысяч рублей.