Грызу ногти что делать
Онихофагия – привычка грызть ногти: причины и лечение
Что такое онихофагия
Онихофагия – это навязчивое действие, которое проявляется постоянным обкусыванием ногтей и окружающих их мягких тканей. Это расстройство развивается часто у детей в возрасте с 3 до 10 лет, но это не значит, что оно не может возникнуть у людей из старших возрастных групп.
Данное расстройство не несет опасности для здоровья, поэтому является проблемой скорее эстетического характера. Но эта вредная привычка имеет и другую негативную сторону – ногти становятся хрупкими, деформированным, а поврежденная вокруг них область сильно воспалена, поэтому есть риск занесения инфекции.
Сам термин «онихофагия» имеет греческое происхождение, что буквально означает «поедание ногтей». В МКБ-10 это расстройство является вариантом навязчивого действия, которое носит характер неврозоподобного или невротического ритуала.
Желание грызть ногти и обкусывать заусенцы – это выражение аутоагрессии. Ядром этого расстройства является отсутствие возможности или неспособность выражать негативные эмоции (гнев, раздражение и т.д.). Часто проявление таких эмоций порицается взрослыми, поэтому ребенок подсознательно меняет их направление, т.е. возникает агрессия, которая направлена на него самого. При этом эти действия помогают устранить возникшую у малыша напряженность.
Это достаточно распространенная проблема среди школьников – порядка 35% от общего числа. Особенно заметно в возрасте от 7 до 9 лет, что объясняется стрессом и периодом адаптации к учебному процессу, который часто сопровождается сильными эмоциональными и психическими нагрузками. При этом проблема может возникать у детей и взрослых.
Основные причины
Навязчивое желание обгрызать ногти и кожу на руках формируется под воздействием определенных стрессовых факторов.
Выделяют основные причины онихофагии:
Диагностика онихофагии
Онихофагия не рассматривается как отдельный диагноз, потому что она находится в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.
Диагностика включает в себя:
Лечение онихофагии
Подобного рода проблемы возникают у человека вне зависимости от возраста, но чем люди старше, тем им проще контролировать этот процесс. Но это не значит, что в зрелом возрасте не надо решать эту проблему.
Само лечение включает в себя два этапа – это восстановление ногтевых пластин, окружающих мягких тканей, а также устранение причин этих навязчивых действий.
Используются следующие методы терапии:
Как избавиться от привычки грызть ногти и кожу вокруг них?
Во многом, решение этой проблемы зависит и от самого человека. При этом повреждение ногтевых пластин и верхнего слоя кожи не является основным поводом для беспокойства, ведь их восстановление, в среднем, занимает от 2 до 6 недель. Что же касается устранения психологической основы онихофагии, то может потребоваться до полугода и больше.
Если проблема возникла у взрослого, то достаточно провести несколько сеансов психоанализа, чтобы понять ее истоки. В дальнейшем нужно поставить перед собой цель и контролировать свое поведение. При возникновении желания грызть ногти, нужно научиться переключать внимание.
Ребенку с этой проблемой должны помочь справиться родители и специалисты. Важен благоприятный эмоциональный фон в семье. Для предупреждения рецидива можно использовать массаж, теплые ванны и другие методики, которые снимают эмоциональное напряжение.
Советы родителям
Часто приходится сталкиваться с советом намазать ногти лаком с горьким привкусом или горчицей, но нет однозначного мнения по поводу эффективности этой методики. Если для ребенка грызть ногти – это способ разрядить психологическое напряжение, то эти средства вряд ли его остановят. Кроме того, если просто запрещать грызть ногти, не давая при этом выхода детской тревоге, то его внутреннее напряжение трансформируется в иное нарушение – психосоматику, нарушение аппетита, сна, эмоциональные и прочие проблемы.
Есть несколько способов, которые родители могут использовать на практике:
С трех лет уже можно обсуждать с малышом эту тему. Здесь важен контакт, т.е. вы должны разговаривать с ним максимально откровенно, задавая ему вопросы: «Как ты считаешь, что нам надо сделать для того, чтобы ты перестал грызть ногти? Какой герой из мультика сможет помогать тебе и напоминать в случае чего?». Важно дать понять ребенку, что с ним разговаривают на равных, что он может сам принимать решения, а не просто выполнять родительские указания.
Это небыстрый процесс, потому что дети могут и не понимать изначально смысла этих вопросов, но это важная часть работы с ребенком. В разговорах нужно акцентировать внимание не на прямом запрете (что нельзя грызть ногти), а на том, что мы хотим отрастить их красивыми!
Важна похвала и поощрение за каждый красивый и здоровый ноготок. Прямо спросите малыша о том, что именно он хочет (лакомство, поход в парк и т.д.). И постоянно повышайте ставки – за 2 красивых ноготка, за 5 и т.д. Мотивация и правда великая вещь, поэтому на практике малыш уже к первому подарку может не грызть по 4-5 ногтей. Не забывайте о похвале – хвалите его при дедушках, бабушках, дайте ему почувствовать, что он любим даже со съеденными ногтями.
Грызу ногти что делать
Очевидно, что детская привычка грызть ногти чисто психологического характера. Сюда же можно включить привычки сосать палец, нервно теребить или дергать волосы и др, только вот возникают они по разным причинам. У каждого своя.
Что это — вредная привычка или заболевание?
Привычка грызть ногти не такая уж редкая и в медицине именуется как «онихофагия», а обгрызать кутикулы — «дерматофагия». Обычный возраст появления такой проблемы — 6 лет.
До 10 лет такая привычка встречается у каждого третьего школьника, а после — у каждого второго. Мальчики страдают чаще в силу физиологических особенностей — девочки более стрессоустойчивые.
Важно! Психологи полагают, что это не вредная привычка, а наличие некоторой проблемы в жизни ребенка. Чтобы ее решить, надо найти корень. Выяснение причины — это уже половина дела.
Причины
Обкусывание ногтей не возникает на ровном месте. Обычно предшественниками становятся изменение жизненных обстоятельств:
Все это вызывает незаметное накопление нервного напряжения, которое вдруг прорывается новой привычкой. Иначе говоря, обгрызание ногтей — не что иное, как попытка «выгрызть» проблему и избавиться от нее.
Иногда привычка становится последней памятью детского рефлекса, который когда-то давал ощущение комфорта. Например, сосательного. В норме он имеется у каждого новорожденного и нужен для ощущения чувства комфорта — прикладывание к груди и получение сладкого материнского молока.
Это успокаивает, когда они играют или находятся в одиночестве. Такой рефлекс пропадает сам после 4 лет, особенно если развитие ребенка идет гармонично. При возникновении проблемы ребенок возвращается к этому спасительному приему, только теперь эта привычка трансформируется в новую — онихофагию.
Следовательно, дети и даже подростки кусают ногти, так как это действие ассоциируется у них с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций.
Если ничто другое не может ослабить тревогу, привычка становится невротической. Начинает совершаться подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Могут быть и объективные факторы из среды окружения. Например, привычка ковырять нос может быть связана с сухостью слизистой из-за низкой влажности воздуха.
Другой важный фактор — подражание родителям. Онихофагия может передаваться генетически, то есть по наследству. Вообще, поведение родителей воспринимается детьми как норма, поэтому следует следить за своими привычками.
Причины, связанные с физиологией
Здесь имеются в виду:
Причины социально-психологического характера
В эту категорию можно отнести:
Побочные эффекты
Осложнения, связанные с онихофагией:
Что делать: советы детского психолога
Для начала нужно осознать, что делать нельзя: ругать, кричать, бить по рукам, заострять внимание малыша на этом действии. У ребенка привычка грызть ногти идет на автомате и он очень удивляется, когда вы вдруг начинаете на него кричать.
Не обсуждайте своего ребенка с другими в его присутствии, например о наличие у него неврологических или других проблем. Ребенок все равно услышит, а истолкует по-своему, конечно не в вашу пользу.
Увидели, как ребенок опять грызет ногти: подойдите, четко и аккуратно уберите его ручки от лица, поцелуйте, погладьте по голове, скажите что-то нежное и успокаивающее, спросите, какое у него настроение, что беспокоит, отвлеките его. На каждого ребенка выделяйте ежедневно хотя бы по 20 минут общения, он должен почувствовать себя нужным и любимым.
Не забывайте о соблюдении гигиены — проверьте ноготочки малыша, они должны быть коротко и ровно пострижены, внушите мысль об обязательной ухоженности внешности. Чем раньше мысль об опрятности укрепится в мозгу ребенка, тем лучше.
Обязательно расскажите о том, сколько грязи копится под ногтями и к чему это может приводить. Для наглядности покажите устрашающие фото с изображениями паразитов. Большинство детей от природы брезгливы и запомнят это. Особо впечатлительным расскажите сказку на эту тему, посмотрите вместе мультики про чистоту и опрятность — «Мойдодыр», «Королева Зубная Щетка», «Федорино горе» и другие. Объясните смысл.
Пересмотрите график ребенка — может, что-то из него исключить (имеются в виду секции). Перегрузки могут приводить к нарушениям сна.
Если предстоит отправить ребенка в детсад или школу – заранее приучайте малыша к коллективу. Существуют группы развития, нулевые школы, где с детьми присутствуют родители, а в школах — это подготовительные занятия хотябы по часу 2 раза в неделю.
Развивайте мелкую моторику (лепка, рисование, игра в конструктор, на музыкальных инструментах и т. д.). Окружение ребенка должно быть психологически нормальным — без ругани, ссор и агрессии. Поощряйте ребенка за выражение эмоций даже, если они отрицательные.
Обязательными должны стать беседы с ребенком на обсуждение его проблем. Их он может выражать не только словами, но и в рисунках, к примеру.
При занятиях с ребенком сосредотачивайтесь на веселых играх. Не забывайте и поощрять за то, что давно не тянет руки в рот. Только нужно заранее обговорить это, например, целый день не будешь грызть ногти, куплю мороженное или игрушку, которую он давно хотел.
Дети любят радовать своих родителей, они очень вас любят. Поэтому похвала относительно их привычек или формирование здоровых побуждает повторять это.
Сделайте дочке красивый маникюр, чтобы она наглядно увидела, как здорово, когда ноготочки содержатся в идеальном порядке. Можете даже покрыть их специальным детским лаком. Аккуратные, ровно подстриженные ногти у девочки или мальчика — это всегда красиво, надо почаще напоминать детям об этом!
Есть еще один проверенный бабушкин способ, помогающий при безуспешности попыток отучить от вредной привычки и при отсутствии психолога — смазать ногти чем-нибудь горьким. Это может быть горчица, имбирное масло, сок столетника, лак «Некусайка». Способ не очень приятный для ребенка и не всегда эффективный, но применяемый некоторыми. Теперь, при каждом поднесении пальцев ко рту, горький вкус напомнит малышу, что так делать нельзя.
Некоторые невропатологи предлагают сформировать отрицательный рефлекс у ребенка: на руку надеть, например, мягкую резинку. Как только пальцы малыша потянутся ко рту, резинку следует мягко оттянуть и «щелкнуть» ей по руке. Это весело и эффективно.
Начиная отучать ребенка от вредной привычки, запомните, что это не произойдет за один день. Ведь и привычка возникла не сразу. Проявите терпение и энтузиазм! Не стесняйтесь говорить о любви к своему ребенку, проводите с ним как можно больше времени. Он поймет, что вы любите его, даже когда не одобряете его поведения. Такое ваше безусловное его приятие поможет в избавлении от психологической зависимости.
Грызу ногти что делать
Вредные привычки ребенка вызывают тревогу у родителей. Это вполне обоснованно, ведь часто они сохраняются в старшем возрасте и даже переходят во взрослую жизнь. Избавиться от них крайне непросто. И если на малыша, который, например, грызет ногти, смотрят снисходительно, то взрослый человек будет вызывать, по крайней мере, недоумение. Специалисты советуют не пускать ситуацию на самотек, а начинать действовать сразу. Действия взрослых должны быть целенаправленными и настойчивыми, но в то же время мягкими, чтобы не усугубить проблему и не нанести ребенку психологическую травму.
Почему обгрызание ногтей считается вредной привычкой
Доктор Комаровский считает, что любые вредные привычки формируются как многократно повторяющаяся последовательность каких-то действий. Со временем мозг перестает управлять ими, эти действия становятся рефлекторными. Сам того не желая и не замечая, ребенок тянет руки в рот, дергает себя за мочку уха, теребит волосы, раскачивает ногами, ковыряется в носу. Опасность в том, что из детских привычек формируется характер взрослого человека, которого отучить гораздо сложнее, чем малыша.
Вредными считаются те действия, которые способны нанести вред. В привычке грызть ногти врачи также видят опасность по ряду причин:
Хотя до 18 лет не принято ставить психиатрические диагнозы, врачи однозначно считают привычку грызть ногти расстройством, которое даже получило медицинское название – онихофагия.
Почему дети грызут ногти
В большинстве случаев специалисты сходятся во мнении, что развитию вредной привычки способствует стресс у ребенка, подавленное состояние. Такое наблюдается при конфликтах в семье, во время адаптации к детскому саду или школе, при смене места жительства или образовательного учреждения. У подростков такая привычка развивается на фоне разногласий с родителями и друзьями, переживаний по поводу первых симпатий и влюбленности.
Доктор Комаровский считает, что в некоторых случаях привычка грызть ногти развивается из другой вредной привычки – сосать пальцы, которая, в свою очередь, возникает из-за неудовлетворенности в сосательном рефлексе у малышей (например, ребенка рано отняли от груди, в период отучения от пустышки).
Существуют и другие причины психологического и педагогического характера:
Чаще всего ногти начинают грызть в 4-5-летнем возрасте, реже – малыши 2-3 лет. К подростковому возрасту привычка сохраняется практически у половины таких детей. Как только родители заметили обгрызанные ногти или застали чадо за этим занятием, следует принимать меры. Чем старше ребенок и запущеннее состояние, тем сложнее от него избавиться.
Как отучить от вредной привычки
Если родители не обратили внимания на то, что ребенок грызет ногти, хотя бы один раз, это действие будет восприниматься как вполне «легальное». Именно поэтому следует постоянно следить за привычками малыша и не допускать того, чтобы он сосал пальцы, теребил волосы, болтал ногами или грыз ногти.
Многие современные педиатры вообще сходятся во мнении, что не следует разрешать ребенку держать руки во рту. Часто мамы не обращают на это внимания в период прорезывания зубов, когда малыш таким образом чешет десенки. Но существует масса современных приспособлений для этих целей – от прорезывателей до специальных игрушек, которые предполагается дезинфицировать и давать ребенку.
Следует сесть и поговорить с малышом. Не важно, сколько ему лет, говорить нужно, как с взрослым. Важно четко и аргументировано объяснить ему, почему грызть ногти нельзя и даже опасно. Ребенок должен знать, что именно он делает неверно, чем это грозит конкретно ему. Возможно, в разговоре удастся выяснить причину такого поведения.
Если обгрызание ногтей уже стало рефлекторным, придется подумать и выбрать правильную тактику коррекции поведения. Борьба с вредной привычкой должна быть целенаправленной, давать слабину нельзя ни в коем случае.
Уход за руками ребенка
Родители должны выработать привычку ежедневного ухода за руками и ногтями своего ребенка. Ноготки следует стричь очень коротко, при необходимости подпиливать их, убирая загибы, отломки, заусеницы, чтобы у малыша не возникало соблазна что-то оторвать или отгрызть.
Для юных модниц очень действенным оказывается красивый маникюр мамы, который она сравнивает с некрасивыми обгрызанными ногтями дочки. Для демонстрации разницы можно взять ножнички и пилочку, обработать ноготки, возможно, покрыть лаком, желательно ярким. Иногда это срабатывает с первого раза. Если же не помогло, через день-два ногти снова погрызаны, следует их просто обработать, но не красить. Накрасить только в том случае, когда после очередного осмотра они окажутся невредимыми.
Важно: Для детского маникюра следует выбирать только специальные детские лаки, которые не содержат ацетон.
Параллельно, если есть необходимость, следует заняться укреплением ногтевой пластины ребенка, чтобы они не слоились и не отламывались. Для этого важно пересмотреть питание малыша, обогатив его продуктами с большим содержанием кальция, витаминов и минералов. При необходимости посоветоваться с педиатром о приеме поливитаминов. Для ребят постарше в аптеке можно приобрести специальные лаки для укрепления или сходить к косметологу и провести укрепление ногтей акриловой пудрой.
Специальные приспособления и препараты
Некоторые дети выгрызают ногти далеко за свободный край, как говорится, «с мясом». В этом случае поможет только обматывание кончиков пальцев специальным лейкопластырем. Так ребенок не сможет добраться до пластинки. Совсем малышам можно надеть рукавички-антицарапки, которые мягко фиксируются на запястье. Пара недель таких ограничений для многих заканчивается успешным отучением от дурной привычки. Конечно, ребятам, посещающим детский сад, а тем более школьникам, такие методы не подойдут.
Для них можно попробовать специальный лак для ногтей, например, «Некусайка», «Belweder». Безобидный для детского здоровья, но горький на вкус, он приводит к тому, что ребенок вовсе перестает тянуть в рот пальцы. Лак помогает на начальной стадии онихофагии, если же привычка прочно укоренилась, скорее всего, средство окажется бессильным.
Создание психологического комфорта
Для расслабления при перенапряжении и стрессовых ситуациях подойдет массаж, водные процедуры, длительные прогулки на свежем воздухе, успокоительный чай на травах, которые посоветует педиатр. Нужно проводить с ребенком как можно больше времени, ограничивая время просмотра телевизора и компьютерных игр. В моменты, когда он занят сам или с родителями чем-то интересным, можно заметить, что он «забывает» грызть ногти. Отучить такого ребенка можно, постоянно отвлекая его от этого занятия.
Некоторым подходит так называемое действие-замещение. Например, при просмотре телевизора или чтении книги поставить перед ребенком семечки, орешки, любимые фрукты, овощи. Хорошо помогают «занять» руки игрушки-антистресс, которые вполне можно смастерить совместно из натуральных материалов, наполнив их рисом, горохом или гречкой.
Психологи советуют учить малыша выражать свои эмоции, всегда говорить с ним, узнавая, в чем причина его волнений, помогать решать трудные ситуации. Тогда накопленное внутреннее напряжение не будет выливаться в плохие привычки. Помогут и некоторые психологические приемы, например, дыхательная гимнастика, медленный счет до 10 на выдохе и так далее.
Обучающие методики
Особо впечатлительным детям помогает «одуматься» и навсегда отказаться от дурной привычки демонстрация того, к чему она ведет. Следует выбрать несколько наиболее устрашающих картинок, примеров негативных последствий обгрызания ногтей, сопроводив их неутешительными комментариями.
Малышам можно рассказать сказку о двух товарищах, один из которых грыз ногти, а у другого такой привычки не было. Детками постарше почитать медицинскую энциклопедию о вредных бактериях и глистах, посмотреть познавательные мультфильмы или медицинские передачи. Если есть возможность, рассмотреть под микроскопом подногтевую грязь, обязательно сделать акцент на том, что все это оказывается внутри, как только руки попадают в рот.
Чего нельзя делать
Бабушки пользовались аналогом современного безопасного горького лака: горчицей или красным перцем, которыми натирали кончики пальцев малышу. Следует понимать, что вместо рта ребенок вполне может потереть глаза, и тогда ожог слизистой обеспечен.
Перепробовав все методы и не получив результата, в отчаянии родители пытаются воздействовать наказаниями. Если вспомнить, что в большинстве случаев причиной дурной привычки является стресс, можно понять, что грубое одергивание, шлепки по рукам и губам не решат проблему, напротив, только усугубят ситуацию. Действовать нужно настойчиво, но достаточно мягко.
Если, несмотря на все старания, ребенок продолжает не просто грызть ногти, а делает это с некоторым остервенением, следует обратиться к неврологу. Вполне возможно, такая привычка является предшественником синдрома гиперактивности и дефицита внимания, который в будущем может вылиться в серьезные проблемы, а на начальной стадии вполне поддается коррекции.
Причины, почему ребенок грызет ногти и совершает другие навязчивые действия
Почему ребенок грызет ногти, выдергивает волосы, чешется или совершает другие навязчивые действия — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.
Грызет ногти до крови, выдергивает волосы на голове, расчесывает кожу, совершает какие-то непонятные ритуалы, без которых не ложится спать. Что стоит за навязчивыми действиями у детей с точки зрения психологии?
Проще всего понять смысл этих действий на примере ритуала. Ребенку нужно пять раз помыть руки с мылом, чтобы пойти играть или обедать. А что будет, если он этого не сделает? Если ребенок помоет руки недостаточно тщательно, останутся микробы, которые попадут в рот, из-за чего будет болеть живот. Знакомая страшилка? Мытье рук в гипертрофированной форме защищает ребенка от больного живота и от тревоги, что живот может заболеть.
Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги. Если я совершу определенное действие, то не наступят нежелательные последствия.
Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги.
Школьник старается сделать все по пять раз, чтобы получить пятерку. Этот ритуал снижает тревогу получить плохую отметку.
Контролировать получается не все, даже взрослым. Тогда желание контроля смещается на навязчивые действия, никак не связанные с желанием. Я могу мыть руки пять раз, и тогда я получу пятерку. Я могу целовать маму на ночь непременно три раза, и тогда она будет жить долго и счастливо. Я могу создать иллюзию контроля того, чего по сути контролировать не могу. И тогда моя тревога снижается. Снижается страх неудачи, страх смерти.
Ребенок грызет ногти на руках, выдергивает волосы — благодаря им ребенок справляется с тревогой, с аффектами, которые его переполняют. И хорошо, что психика справляется хотя бы таким образом.
Задача родителей и психолога — понять, что скрывает за собой навязчивое действие, и как можно выразить это чувство, эту эмоцию, это желание более рациональным способом.
Расссмотрим основные причины, почему ребенок грызет ногти.
1 Пытается справиться с напряжением из-за ссор родителей
Различные симптомы часто возникают у детей, родители которых регулярно ссорятся и выясняют отношения. Ребенок как бы перетягивает внимание на себя и заставляет больше думать о нем, нежели ругаться между собой.
Будет ошибкой думать, что если ребенок не видит конфликтов между родителями, то он растет в комфортной и благополучной обстановке. Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить. Его тревога только усиливается тем, что с ним не говорят, ему не объясняют, что происходит.
Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить.
Ребенок злится на родителей и на себя. Он думает, что виноват в том, что мама и папа ругаются. Он испытывает огромный ком смешанных неназванных эмоций. А значит и не знает, как с ними справляться. Вот и реагирует, как умеет. Когда ребенок грызет ногти, ему удается хоть немного сбросить напряжение.
Что делать родителям. Нужно честно признаться себе, если в семье есть конфликты, недоговоренности, тайны. Важно дать ребенку понять, что даже если родители ссорятся, они все равно его любят. Что он не виноват в ссорах взрослых. Полезно сходить к семейному психологу, который поможет паре разобраться в отношениях.
2 Борется с тревогой из-за неизвестности и семейных тайн
Бессознательно ребенок знает, что от него что-то скрывают, иногда даже знает что именно. Сознательно он не может понять, почему ему ничего не рассказывают, почему скрывают. Тайна кажется намного страшнее, чем она есть на самом деле: раз мама и папа не говорят об этом, значит это что-то страшное. Если мама и папа не могут справиться, то как справлюсь я. Лучше буду защищаться как могу.
Что делать родителям. Не надо бояться говорить с ребенком, куда делась прабабушка и откуда появился братик. Важно на уровне понимания ребенка донести ему такие важные темы, показать ему, что их можно обсуждать с близкими людьми.
3 Боится остаться без родителей
Здесь можно объединить ситуации из ряда «если я буду вызывать у мамы тревогу, то она не уйдет» и «если я буду выполнять ритуал, то мама не умрет».
На первом году жизни ребенок чувствует, что обладает всемогуществом. Все его желания моментально исполняются, а потребности удовлетворяются. Ему кажется, что это он управляет мамой, которая приходит, кормит, переодевает, успокаивает.
Со временем он понимает, что он и мама — отдельные люди. Его желания и желания мамы могут не совпадать. Хочется вернуть младенческое блаженство. Однако при отзывчивой, чувствительной матери ребенок справляется со своими чувствами.
Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом.
Но если мама резко бросила кормить грудью в полгода, родился братик или сестричка, или ребенку пришлось разлучиться с матерью на длительное время, малыш начинает бояться, что маму можно потерять. Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом. Тогда у ребенка закрепляется связь: выдернул волос — пришла мама. Со временем эта связь становится бессознательной, остается только симптом.
Что делать родителям, если это — причина, почему ребенок грызет ногти. Почаще говорить ему, как его любят, как он значим и важен для семьи. Подмечать его успехи и помогать справляться с неприятностями. Важно, чтобы он чувствовал: что бы ни случилось мама и папа рядом, на его стороне.
4 Не может предсказать поведение родителей
Если родители ведут себя непредсказуемо и по-разному в одинаковых ситуациях, это нарушает чувство безопасности у ребенка.
Мама может уходить без предупреждения. Неверно, что маленькие дети этого не замечают. Даже самый маленький младенец чувствует и знает, что мама куда-то делась. А вот куда — непонятно. Ребенок не знает, куда она ушла и когда вернется. И почему когда засыпал — была мама, а проснулся — бабушка или няня. Он переживает, что мама ушла навсегда, бросила его. Начинает думать, что это он виноват во всем.
Сегодня мама за мокрые штанишки наругала, завтра не обратила на них внимание, послезавтра посмеялась, а через неделю и вовсе побила. Непонятно, как мама поступит в тот или иной момент. На одни и те же действия она реагирует по-разному.
Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать. Он не может предполагать, предугадывать последствия своих поступков и поведения. Он не может чувствовать себя спокойно и безопасно.
Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать.
Что делать родителям, если ребенок грызет ногти? Совет психолога — б ыть последовательными в правилах и запретах. Если телевизор после десяти вечера смотреть нельзя, то нельзя и сегодня, и завтра, и через неделю. И не разрешит ни папа, ни мама. Если перед мальчиком, которого ударил ребенок, нужно извиниться, то это нужно делать в любых случаях, когда ребенок обидел кого-то из сверстников. И ни папа, ни бабушка от этой участи не избавят.
5 Чувствует себя непринятым
С детства в ребенке могут видеть черты лица деспотичного деда. Ребенок только родился, а у него уже «такой же хитрый взгляд как у отца». Или он родился в день рождения прабабушки — значит такая же тяжелая судьба будет. В этих примерах ребенку с рождения приписываются качества и черты других родственников, которые не имеют ничего общего с ним самим. Самого ребенка не видят и, следовательно, не принимают.
Ребенку с детства могут пророчить карьеру переводчика или математика и требуют от него блестящих знаний соответствующих предметов. А у него талант к рисованию или танцам. Ребенок вынужден подавлять природные способности и следовать ожиданиям родителей, что создает сильное напряжение.
Что делать родителям. Обратить внимание на интересы ребенка, его способности. В школе приходится изучать все предметы, но если вместо кружка по математике ребенок, любящий рисовать, пойдет в художественную школу, то он будет чувствовать себя гораздо лучше. Он будет знать, что его заметили, что его талант может развиваться, он значим, увиден и принят. У ребенка появится хобби, которое потом может перерасти и во что-то более серьезное.
6 Страдает от своей «неидеальности» и строгого воспитания
Ребенка ругают за не отличные оценки, требуют первых мест во всех конкурсах, идеальной внешности, идеальной чистоты в комнате. За любое несоответствие ожиданиям ребенок подвергается наказанию, порицанию, осуждению. Тогда малыш все время находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже на секунду.
Если ребенок растет в страхе перед родителями, перед наказанием, перед неудачей, напряжение и тревожность возрастают в разы. Это как плотина, которая под огромным напором воды когда-нибудь обязательно прорвется.
Что делать родителям. По возможности создать ребенку условия, в которых он почувствует себя понятым и принятым. Важно любить ребенка просто за то, что он есть. Вне зависимости от его внешности, чистоты комнаты и отметок в школе.
Если своими силами справиться не получается, обратиться к специалисту
Невроз и неврологические реакции, к которым в том числе относятся навязчивые действия, — это компетенция невролога, психиатра и психиатра-психотерапевта. Лучше, чтобы ребенка осмотрел врач и, если нужно, прописал медикаменты.
Если рекомендации не работают или их сложно выполнять последовательно, спокойно и регулярно, стоит обратиться к детскому психологу. Психолог поможет найти причину навязчивых действия у ребенка и поможет грамотно выстроить поведение родителей.